Дополнительное образование (кружковая деятельность)
методическая разработка (средняя группа)
Программа кружка по арт - терапии «Радуга» для детей с ЗПР
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_raduga_dlya_zpr.docx | 63.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа кружка по арт - терапии «Радуга» для детей с ЗПР
Составила педагог - психолог Долматова Е. П.
Пояснительная записка.
Актуальность. Программа кружка по арт-терапии «Радуга» основана на комплексном подходе, имеет индивидуальную коррекционно-развивающую направленность и ориентирована не столько на прямую передачу детям специальных умений и навыков, сколько на решение задач активизации их внутреннего потенциала, повышения мотивации к различным видам художественной деятельности, развития творческой активности, формирования адекватного межличностного поведения и конструктивного общения на основе эмоционально-значимой деятельности.
Данная программа содержит высокий коррекционный потенциал: способствует успешной адаптации в условиях нового коллектива, стабилизации эмоциональной сферы, снижению тревожности, неуверенности в себе, агрессивности. Группа сверстников дает возможность удовлетворить потребность во взаимодействии с детьми, научиться учитывать мнение других и отстаивать свое, проявлять активность, сдерживаться и пр.
Уникальность программы арт-терапия «Радуга » заключается в том, что она имеет универсальный характер и рассчитана на любого ребенка, т. е. инициирует резервные возможности как детей с нормой, так и с проблемами в развитии, разница заключается только в качестве достигаемого результата. Программа разработана для детей с задержкой психического развития, с умственной отсталостью легкой и средней степени тяжести, проблемами социальной адаптации, эмоционально-волевой неустойчивостью, тревожностью, заниженной самооценкой, низкой работоспособностью, нарушениями познавательной деятельности, коммуникации, поведения.
Основные принципы построения рабочей программы
В соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами, Программа опирается на научные принципы ее построения:
• принцип развивающего образования, который реализуется через деятельность каждого ребенка в зоне его ближайшего развития;
• сочетание принципа научной обоснованности и практической применимости, т.е. соответствие основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики;
• соответствие критериям полноты, необходимости и достаточности, приближаясь к разумному «минимуму»;
• единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач, в процессе реализации которых формируются знания, умения и навыки, имеющие непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;
• принцип интеграции в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;
• комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса;
• построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.
Цели и задачи программы
Цель программы педагогической арт-терапия «Радуга» – инициация резервных возможностей детей, активизация и обогащение предшествующего художественного опыта, развитие эмоциональной сферы, адаптация в условиях нового коллектива средствами художественных видов деятельности, содействие благоприятному течению социально-психологической адаптации дошкольников.
Задачи:
1. Формирование положительного отношения к сверстникам, стимулирование познавательной активности дошкольников;
2. Развитие эмоционально-волевой сферы, содействие формированию произвольности и саморегуляции поведения, снятие страхов и эмоционального напряжения;
3. Развитие познавательных психических процессов;
4. Развитие у детей социальных и коммуникативных умений, необходимых для установления межличностных отношений со сверстниками;
5. Способствовать формированию мотивации к различным видам художественной деятельности;
6. Формировать изобразительно-выразительные навыки детей, связанные с усвоением особенностей выразительного языка каждого вида искусства;
7. Обеспечивать художественно-познавательные потребности детей через активное участие в творческих видах деятельности;
8. Развитие мелкой моторики;
9. Способствовать повышению адаптационных способностей личности в коллективе, изменению негативных стереотипов поведения, к активной индивидуальной и коллективной деятельности в мире искусства.
Возраст детей: 4-7 лет
Срок реализации: 1 год
Занятия по данной программе проводятся в игровой форме. Во время игры максимально реализуется ситуация успеха, следовательно, работа происходит естественно, не возникает психического напряжения.
Продолжительность: не более 15 мин
Форма организации образовательного процесса: подгрупповая с индивидуальным подходом, индивидуальная.
Условия набора детей: принимаются все желающие.
Расписание работы кружка.
Занятие проводится один раз в неделю во второй половине дня.
Данная программа интегрируется с образовательными областями: «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитее», «Физическое развитие» основной образовательной программы ДОУ.
Структура занятия может быть гибкой и изменяться от целей и задач, но включает в себя 3 части: вводная, основная и заключительная.
Вводная часть – создание эмоционального настроения у детей и объяснение нового материала.
Основная или практическая часть – творческая работа детей; по мере необходимости помогаю советом и провожу индивидуальную работу.
Очень важна заключительная часть – в ней анализируется результат детского художественного творчества, заключительный ритуал - самомассаж ладошек валиками.
В программе используются здоровьесберегающие технологии: игровые разминки (физминутки), пальчиковая гимнастика, самомассаж.
Формы работы: беседы, дидактические игры, игры с предметами, коллективное творчество, индивидуальная корректировка действий.
Программа включает в себя следующие разделы:
- пальчиковая гимнастика
- аппликация
- пластилинография
- игра и упражнения
- самомассаж кистей рук;
- выполнение действий с мелкими предметами (мозаика, конструктор, крупы, макароны, мелкие игрушки, счетные палочки, пуговицы, шнуровка)
- нетрадиционные техники рисование (пальчиками, ладошкой, ватными палочками, поролоновыми штампам)
В разделе “Пальчиковая гимнастика” дети знакомятся с комплексами упражнений, которые дают пальцам полноценный отдых, развивают их ловкость, подвижность, а веселые стишки помогают ученикам снять моральное напряжение. На пальцах и на ладонях есть “активные точки”, массаж которых положительно сказывается на самочувствии, улучшает работу мозга. Данные упражнения способствуют поддержанию хорошего тонуса.
В разделе “Лепка” в процессе деятельности дети изображают предметы их действительности, создают элементарную скульптуру, что способствует развитию детского творчества, обогащению детей изобразительными и техническими умениями, созданию интереса к данному виду деятельности.
В разделе “Аппликация” дети развивают координацию кисти, логическое мышление и пространственное воображение, учатся пользоваться клеем ,учатся составлять из частей целый образ.
В разделе “Нетрадиционные техники рисования” у детей формируются умения и навыки рисования различными способами, развивается воображение.
В разделе «Штриховка» дети улучшают координацию движений пальцев и кистей рук, кроме этого ребенок учится правильно держать карандаш.
В разделе “Игры и действия с предметами” для формирования тонких движений рук, совершенствования двигательных навыков, развития моторных координаций и оптико-пространственных представлений используются предметы различные по размеру, материалу, фактуре, структуре.
Условия реализации программы
Материально-техническая база:
- групповая комната (столы);
- образцы поделок;
- рабочий материал.
Внешние условия:
- организация выставок.
Перечень используемого рабочего материала:
- Пластилин.
- Доски для лепки.
- Цветной картон.
- Цветная бумага.
- Клей.
- Краски – гуашь.
- Альбомы для рисования.
- Пуговицы.
- Крупы, макароны.
- Ватные палочки.
- Массажные валики.
- Поролоновые штампы.
- Цветные карандаши.
- Влажные салфетки.
- Кисти для клея и рисования.
Критерии эффективности программы:
- повышение уверенности в себе;
-снижение тревожности, агрессивности;
-улучшение взаимоотношений со сверстниками и семьей.
Ожидаемые результаты:
Программа кружка арт-терапии «Радуга» обеспечивает наиболее оптимальное достижение цели- выявления перспектив социокультурного развития личности ребенка через активизацию и интенсификацию арт-деятельности дошкольников в условиях временного коллектива:
· выявление и инициация потенциальных художественных возможностей каждого ребенка,
· обогащение новым опытом художественной деятельности,
· развитие эмоциональной сферы и творческой активности,
· повышение мотивации к различным видам творчества,
. развитие мелкой моторики,
· адаптация средствами искусства в новом коллективе,
· развитие и коррекция коммуникативных качеств личности, навыков конструктивного общения.
· активное участие в процессе создания творческих работ;
· позитивный настрой детей в работе.
В каждое занятие включены упражнения, направленные на развитие познавательных психических процессов (памяти, внимания, мышления, воображения)
Программное содержание.
Месяц | Тема | Цели | Содержание | Оборудование | |||||
Сентябрь | 1 неделя «Знакомство» | Создание благоприятной атмосферы. | 1.Упражнение «Зоопарк». 2.Упражнение «Ручки» 3.Игра «Дотронуться до …». | ||||||
2 неделя « Вторая встреча» | |||||||||
3 неделя «Осеннее дерево» Аппликация (коллектив-ная работа детей кружка) | 1. Развивать мелкую моторику. 2. Развивать координацию движений, умение соотносить движения со словами текста. 3. Развивать тактильные ощущения. 4. Учить последовательности действий. 5. Создавать аппликационный сюжет. 6. Учить помогать друг другу. 7. Закрепить знание основных цветов. 8. Учить создавать образ дерева из счетных палочек. 9. Воспитывать стремление доводить начатое дело до конца. | 1. Пальчиковая игра «Собираем листочки». 2.Аппликация (последовательно приклеивание заготовок). 5. «Осеннее дерево» - складывание дерева из счетных палочек. 6.Самомассаж ладошек валиками «Осень шагает в желтом пальтишке» (М. Еромыгина с.6). | Заготовки для аппликации, клейстер из крахмала, счетные палочки, массажные валики. | ||||||
4 неделя «Овощи с огорода | 1. Развивать мелкую моторику. 2. Развивать координацию движений, соотносить движения со словами текста. 3. Развивать тактильные ощущения. 4. Воспитывать стремление доводить начатое дело до конца. | 1. Пальчиковая гимнастика «Вышел дождик на прогулку» (Н. Нищева с.51).. 2. Упражнение «Помоги Золушке» рассортируй фасоль (белую отдельно, красную отдельно). 3. Игра «Чудесный мешочек» (что растет в огороде?). 4. Рисование овощей поролоновыми штампами. 4. «Волшебные овощи» - выкладывание овощей по контуру фасолью. 5. Самомассаж ладошек массажными валиками «Капуста» (М. Еромыгина с.8) . | Две коробочки, мешочек с овощами, фасоль белая, красная, массажные валики, поролоновые штампы. | ||||||
Октябрь | 1 неделя «Падают, падают листья» Рисование пальчиками | 1. Продолжать развивать мелкую моторику. 2.Познакомить детей с техникой нетрадиционного рисования - "рисование пальчиками". 3. Развивать чувство цвета и ритма. | 1. Пальчиковая гимнастика «Листья» (Нищева с.7). 2.Рисунок пальчиком листьев на дереве и вокруг него. 3.Физминутка «Осенью» (Нишева с. 8). 4.Самомассаж ладошек валиками «У сосны, у пихты, елки очень колкие иголки» (М.Еромыгина с. 6). | Раздаточный материал (рисунок с изображением дерева без листьев, гуашь, влажные салфетки), массажные валики. | |||||
2 неделя «Птицы улетают» рисование (коллектив-ная работа детей кружка) | 1. Продолжать развивать мелкую моторику. 2.Познакомить детей с техникой нетрадиционного рисования –методом «тычка». 3. Развивать чувство цвета и ритма. | 1. Пальчиковая гимнастика «Птицы- пальчики летят» 2. «Увлекательное рисование методом «тычка» с детьми 5-7 лет. К. К. Утробина. Занятие 1 (стр.9). 3.Самомассаж ладошек валиками «Ходит осень по полям» (М. Еромыгина с.7) | Гуашь, бумага для рисования, кисти для рисования массажные валики. | ||||||
3 неделя «Осенние деревья» Пластилино-графия | 1. Продолжать развивать мелкую моторику. 2.Учить детей делать точки из пластилин, плотно прижатыми пальчиками. 3.Совершенство-вать умение работать аккуратно. | 1. Пальчиковая гимнастика «Ходит осень в нашем парке». 2. «Лепка в детском саду». Д. Н. Колдина. Листья на деревьях (стр.20). 3.Самомассаж ладошек валиками «У сосны, у пихты, елки очень колкие иголки» (М.Еромыгина с. 6). | Пластилин, картон с нарисованным контуром дерева | ||||||
4 неделя «Ягоды рябины» Пластилинография | 1. Продолжать развивать мелкую моторику, координацию движений. 2.Учить детей делать точки из пластилин, плотно прижатыми пальчиками. 3.Совершенство-вать умение работать аккуратно. | 1. Пальчиковая гимнастика «За ягодами» (Н. Нищева, с. 66) 2. «Ягоды рябины» Пластилинография 3. Физминутка «По ягоды» (Н. Нищева, с.14) | Нарисованные веточка рябины, пластилин, салфетки, мас-сажные валики. | ||||||
Ноябрь | 1 неделя «Мои игрушки» Штриховка | 1. Продолжать развивать мелкую моторику. 2. Продолжать учить изображать предметы и явления с использованием прямых, округлых, наклонных длинных и коротких линий. 3. Закреплять умение разглаживать смятую в комок бумагу. 4. Обучать детей рисованию с помощью штриховки, закрепить названия цветов. | 1. Пальчиковая гимнастика «Мячик прыгает цветной» (М. Еромыгина с. 17). 2. Упражнение «Что спряталось в комочке» - разглаживание бумаги, смятой в комочки, с нарисованными на ней контурами различных игрушек. 3. «Построим Маше дом» - выкладывание домика для куклы по контуру счетными палочками. 4.Раскрашивание контуров игрушек в соответствии с заданным цветом. 5. «Гладила мама-ежиха ежат» - самомассаж ладоней. | ¼ листа бумаги, смятой в комок, с нарисованными на ней контурами различных игрушек, счетные палочки, рисунки контуров игрушек, массажные валики. | |||||
2 неделя «Мои игрушки-2» Аппликация | 1. Продолжать развивать мелкую моторику. 2. Развивать координацию кисти, логическое мышление и пространственное воображение. 3.Учитьпользоваться клеем. 4.Учить составлять из частей целый образ. | 1. Пальчиковая гимнастика «Игрушки». 2.Приклеить детали игрушек (кукла, машина) на лист. 3.Самомассаж ладоней валиками «Мячик прыгает цветной» (М.Еромыгина с.17).
| Заготовки для аппликации, клейстер, кисточки, салфетки, массажные валики. | ||||||
3 неделя «Котенок» Рисование методом “тычка” | 1. Продолжать развивать мелкую моторику. 2.Продолжать учить детей рисовать в нетрадиционной технике – методом «тычка». 3. Развивать чувство цвета и ритма. 4. Развивать тактильные ощущения. | 1. Пальчиковая гимнастика «Вы послушайте, ребята» (Н. Нищева, с.32). 2. «Увлекательное рисование методом «тычка» с детьми 5-7 лет. К. К. Утробина. Занятие 2 (стр.10). 3. Физминутка «У калитки - черный кот» (Т. Ткаченко, с. 53) 4.Самомассаж ладоней валиками «Котя, котенька- коток» ( (М. Еромыгина, с. 23) | Гуашь, кисти для рисования, бумага для рисования, массажные валики. | ||||||
4 неделя «Семья» | 1. Продолжать развивать мелкую моторику рук. 2. Продолжать формировать умение координировать движения с речью. 3. Стимулировать тактильные ощущения. 4. Учить детей нанизывать предметы на шнурок. 5. Учить детей сматывать нить в клубок. | 1.Пальчиковая гимнастика «Семья» Н. Нищева, с. 61). 2. «Скатай коврик» - скатывание коврика двумя руками. 3. «Веселые бусы» - нанизывание на шнурок. 4.Пальчиковая игра «Вот так бабушка прядет». 5. «Помоги бабушке смотать нитку в клубок» - сматывание ниток в клубок 6.«Мамины помощники» - рассортировать фасоль и горох. 7. Самомассаж ладошек «В деревушке три Катюшки» (М. Еромыгина, с. 37) | Коврик, красная и белая фасоль. толстые нитки. | ||||||
Декабрь | 1 неделя «Петушок» Рисование ладошкой | 1.Продолжать развивать мелкую моторику рук 2. Продолжать формировать умение координировать движения с речью. 3.Учить получать изображение с помощью отпечатка ладони, самостоятельно дорисовывать петуха, используя ватные палочки. | 1. Пальчиковая гимнастика «Петух» (Н. Нищева, с.27). 2.Отпечатки ладошек красной и желтой гуашью, дорисовывание ватными палочками. 3. Физминутка «Домашние птицы» (Н.Нищева с.26). 4. Самомассаж ладоней массажными валиками «Котя, котенька-коток»(М.Еромыгина с.23). | Широкие блюдечки с гуашью, кисть, листы плотной бумаги, салфетки, ватные палочки. | |||||
2 неделя «Дикие животные» | 1. Продолжать развивать зрительное внимание, мелкую моторику. 2. Развивать тактильные ощущения. 3. Формировать умение координировать речь с движениями. 4. Учить детей аккуратно переливать воду из стакана в тарелочки ложкой. | 1. Упражнение «Животные хотят пить» наливаем воду из стакана в тарелочку, ложкой. 2. Упражнение «Нарви молодой травки» мелко нарвать зеленую бумагу. 3. Подвижная игра «Зайка попляши» (под музыку) 4. Самомассаж ладоней массажными валиками «По сухой лесной дорожке» (М.Еромыгина, с.27). | Стакан, ложка, тарелка, зелёная бумага, массажные валики. | ||||||
3 неделя «Маленькая елочка» Рисование методом “тычка” | 1. Продолжать развивать мелкую моторику. 2.Продолжать учить детей рисовать в нетрадиционной технике –методом «тычка». 3. Развивать чувство цвета и ритма. 4. Развивать тактильные ощущения. | 1. Пальчиковая гимнастика «Снежок» (Н. Нищева, с. 67) 2. «Увлекательное рисование методом «тычка» с детьми 5-7 лет. К. К. Утробина. Занятие 4 (стр.13). 3. Подвижная игра «Мы катаем снежный ком» (Т. Ткаченко, с. 62). 4. Самомассаж ладоней массажными валиками «Тихо, тихо снег идет» (Т. Ткаченко, с. 62). | Гуашь, кисти для рисования, бумага для рисования, массажные валики. | ||||||
4 неделя «Новый год. Елка» Пластилино-графия (коллектив-ная работа детей кружка) | 1.Продолжать развивать мелкую моторику. 2. Формировать умение координировать речь с движениями, умение договаривать слова и словосочетания. 3. Учить помогать друг другу. 4. Закрепить знание основных цветов. 5. Воспитывать стремление доводить начатое дело до конца. | 1. Пальчиковая гимнастика «Елочка». 3. Игра «Чудесный мешочек» определить на ощупь резиновые игрушки. 4. «Наряжаем ёлку» рисуем пластилином елочные игрушки. 5. Самомассаж ладоней валиками «Сколько на елке шариков цветных» (М.Еромыгина, с.28). | Резиновые игрушки, нарисованная ёлка, пластилин, массажные валики. | ||||||
Январь | 1 неделя | Новогодние каникулы | |||||||
2 неделя «Зимушка-зима» Лепка | 1. Развивать мелкую моторику. 2. Формировать умение координировать речь с движениями, умение договаривать слова и словосочетания. 4. Продолжать учить работать с пластилином. 4. Развивать тактильные ощущения. | 1. Пальчиковая гимнастика «Снеговик». (Н. Нищева, с. 22) 2. Лепка снеговика из трех шаров разной величины. 3. Пальчиковая гимнастика «Мы во двор пошли гулять». (Н. Нищева, с. 67) 4. Самомассаж ладоней валиками «Метелица» (М. Еромыгина, с.21). | Пластилин, салфетки, массажные валики. | ||||||
3 неделя «Снег идет» Рисование ватными палочками | 1. Продолжать развивать мелкую моторику. 2. Формировать умение координировать речь с движениями, умение договаривать слова и словосочетания. 3. Учить детей рисовать ватными палочками. 4. Продолжать учить выкладывать изображения с помощью счетных палочек. | 1. Пальчиковая гимнастика «Снежок». (Н.Нищева, с. 67) 2. «Снегопад» - рисование ватными палочками. 3. «Собери снежинку» - выкладывание узора счетными палочками. 4. Самомассаж ладоней валиками «Метелица» (М. Еромыгина, с.21). 5. Упражнение «Погуляем» ходим двумя пальцами по столу в разном темпе. | Гуашь, ватные палочки, бумага для рисования, счётные палочки, массажные валики | ||||||
4 неделя «Дом» | 1. Продолжать развивать мелкую моторику, координацию движений. 2. Развивать тактильные ощущения. 4. Развивать чувство формы. 5. Воспитывать любовь, бережное отношение к своему дому. 6. Воспитывать стремление доводить начатое дело до конца. | 1. Пальчиковая гимнастика «Молоточком я стучу»». 2. «Построй дом» - выкладывание из геометрических фигур. 3. «Маленькие столяры» - выкладывание предметов мебели из счетных палочек на горизонтальной плоскости по образцу. 4. Физминутка «Строим дом» (Н. Нищева, с.16). | Геометрические фигуры из картона, счетные палочки, массажные валики. | ||||||
Февраль | 1 неделя «Коврик для зайчат» Рисование | 1. Продолжать развивать мелкую моторику. 2. Учить детей украшать предмет прямоугольной формы, чередуя круги и линии; последовательно пользоваться красками двух цветов; самостоятельно придумывать узор и располагать его по всей поверхности предмета. | 1. Пальчиковая гимнастика «Звериная зарядка» (Н. Нищева, с. 75) 2.Колдина, Рисование, стр. 11 3.Физминутка «Веселые зверята» (Н. Нищева, с. 33) 3. Самомассаж ладоней валиками «По сухой лесной дорожке» (М. Еромыгина, с. 27). | Гуашь, кисти для рисования, бумага для рисования, массажные валики. | |||||
2 неделя «Ты мой друг» | 1. Продолжать развивать мелкую моторику. 3. Упражнять в разглаживании бумаги. 4. Продолжать учить отрывать от большого листа бумаги маленький кусочек и скатывать его в комок, приклеивать комочки на лист бумаги. 5. Развивать тактильные ощущения. | 1. Пальчиковая гимнастика «Пошли пальчики гулять». 2. «Какое настроение?» - игра на разглаживание бумаги, смятой в комочки с нарисованными на ней пиктограммами, изображающими эмоции. 3. «Ты – мой друг, и я – твой друг» - игра с прищепками (скрепить фигурки детей прищепками в хоровод). 4. «Мой друг» - выкладывание фигуры человека из счетных палочек. 7. Самомассаж ладоней валиками «Вот ладошка правая, вот ладошка левая». | ¼ листа бумаги, смятой в комочки с нарисованными на ней пиктограммами, изображающими эмоции, прищепки, фигурки детей из картона, счетные палочки массажные валики. | ||||||
3 неделя «Профессии» | 1. Развивать мелкую моторику. 2. Развивать координацию движений, соотнесение предметов со словесным обозначением. 4. Учить детей строить из строительного материала гараж по размеру машины, подбирать нужный строительный материал. 5. Воспитывать интерес к разным профессиям, любознатель-ность. | 1. Пальчиковая гимнастика «Повар». «Компот» (Н. Нищева, с. 51, 63) 5. «Мы строители» строительство гаража из строительного материала. 3. Пальчиковая гимнастика «Шофер» (Н. Нищева, с. 36). 7. Самомассаж ладошек валиками «Стройка» (М.Еромыгина, с.40). | Конструктор разного размера, массажные валики. | ||||||
4 неделя «Салют» Рисование поролоновыми штампами | 1. Продолжать развивать мелкую моторику рук. 2.Учится рисовать с помощью штампов. 3. Отрабатывать навык выкладывания изображения счетными палочками. 4. Учить детей завязывать узелки . 5.Стимулировать тактильные ощущения. | 1. Пальчиковая гимнастика «Бойцы-молодцы». 2. Выкладывание фигур из счетных палочек («Танк», «Звезды», «Флажок»). 3. «Салют»- рисуем штампами. 4. Завязывание узлов на толстой веревке, шнуре. | Счётные палочки, схемы фигур для выкладывания из счетных палочек, гуашь, поролоновые штампы, салфетки, бумага для рисования, толстая веревка. | ||||||
Март | 1 неделя «Конец зимы» | 1. Развивать мелкую моторику. 2. Развивать умение рисовать круги разного размера цветными мелками. 3. Развивать координацию движений, соотнесение предметов со словесным обозначением. 4. Развивать тактильные ощущения. | 1. Пальчиковая гимнастика 2. Упражнение «Помоги мышке-норушке» -сортировка красной и белой фасоли по коробочкам. 3. Упражнение «Солнечный денек» - с помощью прищепок сделать солнышко. 4. Физминутка «Весна, весна красна» (Н. Нищева, с.42) 5. Игра «Чудесный мешочек» - деление предметов на мягкие и твердые. | Красная и белая фасоль, прищепки, предметы различной твердости. | |||||
2 неделя «Мамин праздник» Рисование ватными палочками | 1. Продолжать развивать мелкую моторику, координацию движений. 2. Тренировать умение создавать узор по образцу. 3. Учить детей нанизывать бусины (крупные макароны) на ленту. 4. Развивать тактильные ощущения. 5. Развивать чувство формы, цвета и композиции. 6. Воспитывать бережное отношение к родителям, желание их порадовать. | 1. Упражнение «Солнце светит ярко –ярко» - выкладывание из счетных палочек солнечные лучи вокруг желтого круга. 2. «Веточка мимозы» - рисование ватными палочками. 3. Подарок «Бусы для мамы» - нанизывание бусин (макарон) на ленту. 4. Упражнение «Погуляем» двумя пальцами ходить по столу в разном темпе. 5. Самомассаж ладоней макаронами. «Это мамин праздник» (М. Еромыгина, с.43). | Счетные палочки, ½ альбомного листа, гуашь, ватные палочки, макароны, желтый круг из бумаги (картона). | ||||||
3 неделя «Букет цветов» Аппликация с элементами рисования | 1. Продолжать развивать мелкую моторику, координацию движений. 2. Развивать чувство формы, цвета и композиции. 3.Закреплять умение пользоваться клеем. 4.Закреплять умение составлять из частей целый образ. | 1.Пальчиковая гимнастика «Букет для мамочки» (Н. Нищева, с.75). 2.Приклеивание бутонов цветов, рисование стеблей и листьев. 3. Самомассаж ладошек валиком «Белая ромашка» (М. Еромыгина, с.58). | Заготовки для аппликации, гуашь, клейстер, массажные валики. | ||||||
4 неделя «Щенок» Рисование методом “тычка” | 1. Продолжать развивать мелкую моторику, координацию движений. 2.Продолжать учить детей рисовать в нетрадиционной технике – методом «тычка». 3. Развивать чувство цвета и ритма. 4. Развивать тактильные ощущения. | 1.Пальчиковая гимнастика «Кто же это?» (Н. Нищева, с. 71) 2. «Увлекательное рисование методом «тычка» с детьми 5-7 лет. К. К. Утробина. Занятие 6 (стр.10). 3. Физминутка «Тузик» (Н. Нищева, с. 31) | Гуашь, кисти для рисования, бумага для рисования, массажные валики. | ||||||
Апрель | 1 неделя «В гости белочка пришла» Рисование поролоновы-ми штампами | 1.Продолжать развивать мелкую моторику. 2.Закрепить умение координировать речь с движениями, договаривать слова и словосочетания. 3.Закреплять умение рисовать штампами. 4. Развивать творческую фантазию, чувство формы и цвета. | 1. Пальчиковая гимнастика «Сидит белка на тележке» (Н. Нищева, с. 71). 2.Рисование ягод штампами. 3. Упражнение «Сидит белка на тележке» (Н.Нищева, с.71).. 4. Самомассаж ладошек валиками «Ходит ежик без дорожек» (М. Еромыгина, с. 26). | Гуашь, бумага, салфетки. штампы, игрушка белочка, муляжи ягод, иллюстрации ягод, массажные валики. | |||||
2 неделя «Красивая бабочка» Пластилино-графия | 1. Продолжать развивать мелкую моторику, координацию движений. 2.Продолжать учить детей наносить пластилин на поверхность тонким слоем внутри контура рисунка, украшать изделие. 3. Учить создавать несложную композицию с помощью прищепок. 4. Развивать тактильные ощущения. 5. Развивать творческую фантазию, чувство формы и цвета. | 1. Пальчиковая гимнастика «Весенний дождик», 2. Упражнение «Весенняя полянка» - выкладывание с помощью прищепок по контуру картона. 3. Нанесение пластилина на поверхность заготовки . 4. Упражнение «Веселые ладошки» завязывание узелков, бантиков. 6. Самомассаж ладошек валиком «Мы играли, наши пальчики устали». | Прищепки, пластилин, контур бабочки (по количеству воспитанников), картон, массажные валики. | ||||||
3 неделя «Звонкая капель» | 1. Продолжать развивать мелкую моторику. 2. Развивать координацию движений, соотнесение предметов со словесным обозначением. 3. Развивать тактильные ощущения. 5. Воспитывать любознатель-ность, самостоятель-ность. | 1. Пальчиковая гимнастика «Вышел дождик на прогулку». (Н. Нищева, с.51) 2. Собирание разрезной картинки «Кораблик». 3. «Звенит капель» - игра с прищепками (прикреплять прищепки к картонной крыше, изображая капель). 4. Физминутка «Ранняя весна» (Н. Нищева, с. 43). 7. Самомассаж ладошек валиками «Зима недаром злится». | Разрезная картинка, прищепки, картон, массажные валики. | ||||||
4 неделя «Гусеница» Рисование поролоно-выми штампами | 1. Развивать мелкую моторику, координацию движений. 3. Развивать тактильные ощущения. 4. Продолжать учить детей завязывать узелки и бантики на ленточках. 5. Развивать чувство формы, цвета, композиции. 6. Воспитывать чувство прекрасного, бережное отношение к природе. | 1.Пальчиковая гимнастика «Здравствуй, солнце золотое ». 2. Рисование гусеницы поролоновыми штампами. 3. Упражнение «Веселые ладошки» учимся завязывать узелки, бантики. 4. Лабиринт «К какому растению ползет гусеница» 6. Самомассаж ладошек валиком «Муха. Муха- Цокотуха» (М. Еромыгина, с. 58) . | Гуашь, бумага, штампы, верёвочки, массажные валики. | ||||||
Май | 1 неделя «Одуванчик» Рисование методом “тычка” | 1. Продолжать развивать мелкую моторику. 2.Продолжать учить детей рисовать в нетрадиционной технике – методом «тычка». 3. Развивать чувство цвета и ритма. 4. Развивать тактильные ощущения. | 1. «Увлекательное рисование методом «тычка» с детьми 5-7 лет. К. К. Утробина. Занятие 8 (стр.18). 2 .Физминутка «Одуванчик» (Н. Нищева, с. 47) 3. Самомассаж ладошек валиком «Уронило солнце лучик золотой» (М. Еромыгина, с.59) | Гуашь, кисти для рисования, бумага для рисования, массажные валики. | |||||
2 неделя «Дождь» Рисование ватными палочками | 1. Продолжать развивать мелкую моторику, координацию движений. 2. Продолжать учить рисовать с помощью ватных палочек. 3. Развивать тактильные ощущения. | 1. Пальчиковая гимнастика «Дождик, дождик, веселей!». 2.Рисование тучки и дождя ватными палочками и пальчиками 3. «Бабочка и цветок» - застежка. 6. Самомассаж ладошек валиком «Дождик, дождик кап-кап-кап». | Гуашь, ватные палочки, салфетки, застежка, массажные валики. | ||||||
3 неделя «Насекомые» | 1. Развивать мелкую моторику, координацию движений. 3. Развивать тактильные ощущения. 4. Упражнять в умении шнуровать, продевать шнурок в отверстие. 5. Развивать умение работать с прищепками. 7. Учить рисовать вертикальные линии, дополняя созданный образ. | 1. Пальчиковая гимнастика «Паук» (М.Еромыгина, с.58). 2. Выкладывание из мозаики «Цветочный лужок». 4. «Лепестки» - игра с прищепками. 5. «Вот такие ножки у сороконожки» - коллективное рисование. 6. Самомассаж ладоней валиками «Муха, Муха-Цокотуха» (М.Еромыгина, с.58). | Карандаши, мозаика, прищепки, рисунок сороконожки, массажными валиками. | ||||||
4 неделя «Лето» Аппликация (коллектив-ная работа детей кружка) | 1. Продолжать развивать мелкую моторику, координацию движений. 3. Учить аккуратно наклеивать детали, создавать красивую композицию. 4. Развивать фантазию, чувство прекрасного, воспитывать любовь к природе. 5. Учить помогать друг другу. 6. Закрепить знание основных цветов. 7. Воспитывать стремление доводить начатое дело до конца. | 1. Пальчиковая гимнастика «Лето». 2.Приклеивание деталей на большой лист бумаги. 5. Самомассаж ладоней «Ежик очень удивился» (М.Еромыгина, с.59) | Заготовки для аппликации, гуашь, клейстер, массажные валики. |
Литература.
- Ткаченко Т. Развитие речи и общей моторики у дошкольников. Ростов- на- Дону., Феникс., 2021
- Колдина Д.Н. Лепка в детском саду. М., 2020
- Нищева Н.В. Картотека подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики. С-Пб., «Детство-пресс», 2019
- Утробина К.К. Увлекательное рисование методом «тычка» с детьми 5-7 лет.М., «Гном», 2020
- Еромыгина М.В. Картотека упражнений для самомассажа пальцев и кистей рук. С-Пб., «Детство-пресс», 2021
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа дополнительного образования кружковой работы по бисероплетению («Бисеринка»)
Рабочая программа дополнительного образованиякружковой работыпо бисероплетению («Бисеринка»)...
Программа дополнительного образования ( кружковая работа ) "Русские куклы"
Воспитание разносторонне развитой, творческой личности (задача особенно актуальная сегодня), не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоен...
Рабочая программа по дополнительному образованию (кружковой работе) в старшей группе на 2014-2015 учебный год «Юный эколог»
Пояснительная записка «Мир, окружающий ребенка – это, прежде всего мир природы, с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источникдетского разума».В. С...
Организация дополнительного образования Кружковая работа
Организация дополнительного образованияКружковая работаПояснительная запискаПрограмма дополнительного образования « Волшебный мир оригами»Является общекультурной модифицированной программой художестве...
Рабочая программа по обучению игре в шахматы и шашки в рамках реализации дополнительного образования кружковой деятельности для детей "Пешка"
Рабочая программа по обучению игре в шахматы и шашки в рамках реализации дополнительного образования кружковой деятельности для детей "Пешка"...
Программа дополнительного образования - кружковая деятельность
Программа спроектирована с учетом ФГОС дошкольного образования, особенностей образовательного учреждения, региона и муниципалитета, образовательных потребностей и запросов воспитанни...
Программы дополнительного образования кружковой деятельности
В любом возрасте дети любознательны, задают взрослым множество вопросов: зачем? как? почему? Особенно о тех вещах, которые им интересны, кажутся для них необычными. Кружковая деятальность позволяет от...