«Использование пальчиковых игр и нетрадиционных технологий для развития речи детей 3-4 лет»
методическая разработка (младшая группа)
Речь в жизни человека - это наиважнейшая функция, необходимая каждому. Без речи, без звучащего слова, жизнь была бы скучна и не интересна. Благодаря речи мы общаемся, передаем опыт, регулируем деятельность и поведение.
Возраст от 3 до 4 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка. Главная задача педагога в области развития речи детей младшего дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи, родного языка.
«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев» В.А. Сухомлинский»
«Рука – это, своего рода, внешний мозг человека» - писал Кант.
В нашем дошкольном учреждении большое внимание уделяют развитию речи детей. Доказано, что мысль и глаз ребёнка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук является мощным средством повышения работоспособности головного мозга. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoobrazovanie_2023-2024.docx | 27.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад №12 «Белочка»
План самообразования
2023-2024г.
Воспитателя группы №3 «Теремок»
Усовой М.В.
город Котовск
Ф.И.О. педагога: Усова Марина Валентиновна
Должность: Воспитатель
Образование: Высшее
Стаж педагогической работы: 34
Квалификационная категория: 1 категория
Курсы повышения квалификации: в 2021 году.
Дата начала работы над темой: сентябрь 2023
Предполагаемая дата окончания работы над темой: май 2024
Тема: «Использование пальчиковых игр и нетрадиционных технологий для развития речи детей 3-4 лет»
Цель: повысить свой уровень мастерства и компетентности, систематизация методических материалов по использованию пальчиковых игр и нетрадиционных технологий с детьми 3—4 лет.
Задачи:
1.Интегрировать пальчиковые игры, упражнения в речевой деятельности детей;
2. Совершенствовать мелкую моторику детей через пальчиковые игры;
3. Систематизировать работу по совершенствованию пальчиковой моторики;
4. Дать знания родителям о значимости пальчиковых игр, о нетрадиционных формах работы с детьми.
5. Содействовать нормализации речевой функции.
6. Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность.
Актуальность:
Речь в жизни человека - это наиважнейшая функция, необходимая каждому. Без речи, без звучащего слова, жизнь была бы скучна и не интересна. Благодаря речи мы общаемся, передаем опыт, регулируем деятельность и поведение.
Возраст от 3 до 4 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка. Главная задача педагога в области развития речи детей младшего дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи, родного языка.
«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев» В.А. Сухомлинский»
«Рука – это, своего рода, внешний мозг человека» - писал Кант.
В нашем дошкольном учреждении большое внимание уделяют развитию речи детей. Доказано, что мысль и глаз ребёнка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук является мощным средством повышения работоспособности головного мозга. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.
Для развития речи детей мы используем в своей работе пальчиковые игры и нетрадиционные технологии. Я выбрала тему по самообразованию «Использование пальчиковых игр и нетрадиционных технологий для развития речи детей во второй младшей группе», так как эта тема очень актуальна и имеет немаловажное значение в жизни моих воспитанников. Организованные игры, в том числе и пальчиковые, сопровождаемые речью, превращаются в своеобразные маленькие спектакли. Они увлекают детей и приносят им радость. Работа по развитию мелкой моторики предполагает тесное общение с детьми и родителями, что благоприятно влияет на отношения и дружескую атмосферу в детском коллективе.
Методы и приёмы работы:
Традиционные:
Пальчиковый игротренинг.
Массаж кистей рук.
Пальчиковая гимнастика, физкультминутки.
Пальчиковые тигры со стихами, со скороговорками.
Пальчиковый театр.
Нетрадиционные технологии:
Лепка из пластилина и солёного теста с использованием природного материла (крупы, ракушки и т.д.)
Конструирование из бумаги в технике оригами, работа с конструктом.
Различные виды аппликаций.
Шнуровки.
Пазлы, мозаика.
Работа со счётными палочками.
Самомассаж кистей и пальцев рук.
Нетрадиционные техники рисования: кистью, пальцем, зубной щёткой, свечкой.
Ручной труд: нанизывание бус.
Рисование по трафаретам, штриховка.
Этапы самообразования:
- Подбор и изучение методической литературы.
- Формирование опыта по теме.
- Представление презентации по теме: «Развитие речи детей во второй младшей группе с использованием пальчиковых игр и нетрадиционных технологий».
План работы на 2023-2024 учебный год.
Месяц | Формы работы | |
Сентябрь | Изучение методической литературы по данной теме. Диагностика. | |
Октябрь | Внедрить в работу с детьми. Массаж кистей. | |
Ноябрь | Составить картотеку игр для развития мелкой моторики рук. Пальчиковая гимнастика. | |
Декабрь | Ручной труд: нанизывание бус, шнуровки. Рисование по трафаретам, штриховки. | |
Январь | Развитие мелкой моторики рук в процессе изобразительной деятельности. Рисуем нетрадиционным способом. Пазлы, мозаика, работа со счётными палочками. | |
Февраль | Разучивание новых пальчиковых игр, повторение старых. Консультация для родителей: «Пальчиковая гимнастика для развития речи детей». | |
Март | Консультация для педагогов: «Значение развития мелкой моторики рук для детей младшего дошкольного возраста» | |
Апрель | Чтение рассказов, потешек, стихотворений пир помощи пальчиков. Пальчиковый театр. Конструирование из бумаги в технике оригами. | |
Май | Представление презентации по теме: «Развитие речи детей во второй младшей группе с использованием пальчиковых игр и нетрадиционных технологий». |
План работы на 2023-2024 учебный год
Работа с детьми
Месяц | Содержание работы | Задачи |
Сентябрь | Д/и «Цветные колечки», «Собери гусеницу» | Упражнять детей в нанизывании колец на стержень. Развивать глазомер. Закрепить знания основных цветов и геометрических форм. |
октябрь | Аппликация « Осеннее дерево» Лепка из соленого теста. « Осенние листья» | Развитие моторных действий в нетрадиционной технике обрывной аппликации. Закреплять умения и навыки в лепке из соленого теста; Развитие у детей художественно-творческих способностей, воспитания терпения и усидчивости. |
ноябрь | Пальчиковая гимнастика «Шел один я по дорожке | Активизировать речь детей, Упражнять детей в выполнении движений, согласно тексту. Шел один я по дорожке, (показывает один пальчик) |
декабрь | Конструирование «Поезд» | Развивать умение сооружать постройки по образцу. Закрепить с детьми название строительного материала. Развивать память, мышление, внимание, речь. - Формировать умения и навыки совместного взаимодействия со сверстниками и взрослыми. |
декабрь | Д/и «Сухой бассейн» «Спрячь зайку от волка» «Найди мишку» | Дети произвольно сидят в бассейне. Педагог кладет в центр бассейна игрушку — зайца. Дети набрасывают на него шары. Упражнение выполняется, стоя в бассейне. Педагог при детях прячет игрушку-мишку в шарах. По его сигналу дети должны отыскать ее |
январь | Д/и «Прищепки» | Развивать мелкую моторику рук, развивать координацию движений кисти рук и пальцев. Способствовать формированию умений пользоваться прищепками, держать прищепку тремя пальцами , сжимать и разжимать ее. Закрепление сенсорных навыков и пространственных представлений, развитие воображения, |
февраль | Д/и «Оденем куклу на прогулку | Активизировать речь детей, называть предметы одежды, способствовать запоминанию последовательности одевания, развивать внимание, речь, общую моторику. |
Март | Пальчиковая гимнастика. « Пальчики спят» | Упражнять детей в выполнении движений, согласно тексту. Развивать мелкую моторику рук, координацию движений кисти рук и пальцев. Хочет этот пальчик спать. Загнуть мизинчик. И вот этот — прыг в кровать. Загнуть безымянный. Этот палец прикорнул. Загнуть средний. Этот сразу же заснул. Загнуть указательный. Пальчик, тише, не зуди! Братьев ты не разбуди! Двигать большим пальцем и стишок проговаривать шепотом. Вот проснулись все, ура! В детский сад спешить пора! Сжимать и разжимать кулачки, стишок произносить радостно, с восклицанием. Затем нужно выполнить то же упражнение, поменяв руки |
апрель | массаж «Мячик-ежик» | Воздействовать на биологически активные точки по системе Су-Джок для улучшения функционирования речевых центров мозга. 1. Массаж Су – Джок шарами. /дети повторяют слова и выполняют действия с шариком в соответствии с текстом/ 2. Пальчиковая игра «Мячик - ёжик». /упражнение выполняется сначала на правой руке, затем на левой/ Ежик колет нам ладошки, (катаем шарик в разных направлениях) Поиграем с ним немножко. Ежик нам ладошки колет – (шариком ударяем по ладошке) Ручки к школе нам готовит. Мячик-ежик мы возьмем, (подбрасываем мячик вверх) Покатаем и потрем. (прокатываем между ладошек) Вверх подбросим и поймаем, (опять подбрасываем мячик) И иголки посчитаем. (пальчиками мнем иголки мячика) Пустим ежика на стол, (кладем мячик на стол) Ручкой ежика прижмем (ручкой прижимаем мячик) И немножко покатаем… (катаем мячик по столу) Потом ручку поменяем (меняем руки) . |
Май | Аппликация в технике посыпания « Цыпленок» | Обучение детей умению создавать композицию в аппликации из пшена, располагать предмет на листе бумаги.. |
Список методической литературы:
1.О.И.Крупенчук «Тренируем пальчики-развиваем речь» Санкт-Петербург 2013г
2.О.И. Крупенчук «Стихи для развития речи» Санкт-Петербург 2014г
3.Е. А.Янушко «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста» Москва 2009г
4.Т. Ю. Бардышева «Расскажи стихи руками» Москва 2014г
5.«Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования» .СПб .ДЕТСТВО ПРЕСС 2013г
6.Развитие речи в детском саду. Программа и методические рекомендации. — 2-е изд., испр. и доп. Гербова В.В. - М.: Мозаика-Синтез, 2010 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование пальчиковой гимнастики как одно из средств развития речи детей.
Использование пальчиковой гимнастики как одно из средств развития речи детей. Задача дошкольного воспитания состоит в создании каждому дошко...
«Развитие речи детей во второй младшей группе с использованием пальчиковых игр и нетрадиционных технологий»
В этом материале,говорится о развитии речи детей во второй младшей группе с использованием пальчиковых игр и нетрадиционных технологий....
Статья по образовательной области: «Речевое развитие» на тему: «РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПАЛЬЧИКОВЫХ ИГР И НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Главная задача педагога в области развития речи детей дошкольного возраста — это помочь им в освоении правильной разговорной речи, родного языка....
Развитие речи детей с использованием пальчиковых игр и нетрадиционных технологий во второй младшей группе методическая разработка по развитию речи (младшая группа)
Опубликовано 03.03.2021 – 21:26 Янова Ирина АлександровнаПлан по самообразованию во второй младшей группе.Тема по самообразованию во второй младшей группе.«Развит...
Использование в логопедической работе игровых технологий для развития речи детей дошкольного возраста
Изучение современных подходов по использованию игровых технологий в коррекции речи детей дошкольного возраста...
Мастер-класс для логопедов на муниципальном методическом объединении учителей-логопедов "Использование нетрадиционных технологий в развитии речи детей"
Логопедам были представлены игры и упражнения с использованием кинетического песка, сопряженной гимнастики, кинезиологических и нейропсихологических упражнений, направленных на коррекцию нарушений реч...