ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
статья по развитию речи (младшая группа)

Лопатина Юлия

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lopatina_yuliya_vasilevna.docx23.65 КБ

Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

На сегодняшний день очень актуальна проблема речевого развития детей дошкольного возраста. Ни для кого не секрет, что число дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким. Дошкольный возраст — яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Современный ребенок - это житель 21 века, маленький гражданин, осознающий себя в современном пространстве страны и города. Он любит свою родину, свою семью, своих сверстников и друзей, желает сделать жизнь лучше, достойнее и красивее. Он неплохо ориентируется в себе, своем ближайшем окружении, своем настоящем и будущем. Современные дети ориентированы на будущее. Это яркая отличительная черта маленьких граждан современности - они с уверенностью смотрят в будущее.

И, в тоже время, современному дошкольнику часто не хватает общения с мамой и папой, сверстниками, он теряется в мире объемной информации, ему хочется больше разговаривать и совместно действовать. Книги, сказки, совместные игры с родителями заменяются мультфильмами, играми в телефоне или планшете. В связи с этим речь детей становится скудной, бедной, неразборчивой, с плохо развитой фантазией и воображением. У многих детей имеются такие проблемы речевого развития, как плохая дикция, недостаточный словарный запас, неспособность правильно регулировать темп и громкость речи, неумение грамматически правильно составить предложение. Поэтому одной из задач образовательной деятельности ДОО является речевое развитие дошкольников.

Речевое развитие (Извлечение из ФГОСДО) включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря: развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха.

Для решения данных задач я, как и многие воспитатели детских садов, использую различные традиционные формы работы, направленные на коррекцию (исправление или ослабление) имеющихся у детей нарушений речевого развития: беседы, рассказ по картинке, различные речевые дидактические игры.

Наряду с перечисленными формами в своей работе с детьми младшего дошкольного возраста я использую нетрадиционные технологии для речевого развития детей. Известно, что речь теснейшим образом взаимосвязана с такими сторонами психического развития ребенка, как восприятие, память, внимание, воображение, мышление формируются с прямым участием речи (Выготский Л. С., Лурия А. Р., Левина Р. Е. и др.). А уровень развития речи зависит от степени сформированности тонких движений пальцев рук: если она соответствует возрасту, то и речевое развитие детей находится в пределах нормы. Также нам известно, что хорошо развитая речь ребенка — это залог его успешного обучения в школе, усвоение программных требований. Следовательно, тренировка движений пальцев рук с младшего возраста является важным фактором, стимулирующим речевое развитие. Для этого я в своей работе стараюсь использовать самые разнообразные методы и средства развития интеллектуальных и речевых возможностей детей.

Одним из таких средств является самомассаж. Что такое самомассаж? Самомассаж — это все виды массажа на самом себе. Выполнять его дети могут самостоятельно. Если самомассаж выполнять систематически, то улучшается функция коры головного мозга, усиливаются её связи с мышцами и сосудами. Все упражнения выполняем в игровой форме, дети получают радость и хорошее настроение. При этом важным условием является постоянное наблюдение за самочувствием и индивидуальной реакцией детей. При проведении массажа обучаю детей не надавливать с силой на указанные точки, а массировать их мягкими движениями пальцев. Дети легко их исполнят по показу. Очень большое значение для сохранения внимания и интереса детей имеет подбор музыкального сопровождения, а также интонационное разнообразие речи педагога. Стараюсь и музыкой, и речью, и мимикой создать сказочную, волшебную атмосферу при проведении массажа биологически активных зон для профилактики простудных заболеваний, массажа спины, ног, глаз («Вот какая борода», «Белый мельник», «Наши глазки», «Солнышко»).

Хорошую тренировку движений пальцев обеспечивают пальчиковые игры. Они очень эмоциональные, простые. Их можно проводить в детском саду и в семье. Пальчиковые игры как бы отражают объективную реальность окружающего мира — предметов, животных, людей, их деятельность, а также процессы, происходящие в природе. В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатываются ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

Самым простым является изображение пальцами различных фигурок: «Флажок» - четыре пальца соединить вместе, большой опустить вниз, тыльная сторона ладони обращена к себе; «Очки» - соединить в кольцо большой и указательный пальцы каждой руки, приставить колечки друг к другу, поднести к глазам; «Бинокль» - большой палец каждой руки вместе с остальными образует кольцо, посмотреть в «бинокль».

При помощи пальцев мы с детьми инсценируем рифмованные истории, потешки, рассказываем сказки («Рукавичка»). Пальчиковые игры проводятся с детьми как индивидуально, так и используются в ходе физкультминуток: «Сорока, сорока», «Семья», «Дружба», «Наш малыш» и др. Тексты упражнений – это рифмованные подсказки к заданным движениям. Они легко воспринимаются ребенком на слух, и настраивают на игру. С помощью стихотворного ритма совершенствуется произношение, происходит постановка правильного дыхания, отрабатывается определённый темп речи, развивается речевой слух.

Ручной массаж кистей и пальцев рук. Очень полезен и эффективен массаж пальцев и ногтевых пластин кистей. Эти участки соответствуют головному мозгу. Кроме того на них проецируется все тело человека в виде мини-систем соответствия. Поэтому кончики пальцев необходимо массировать до стойкого ощущения тепла. Это оказывает оздоравливающее воздействие на весь организм. Особенно важно воздействовать на большой палец, отвечающий за голову человека. Данные виды массажа – это Су-Джок терапия («Су» – кисть, «Джок» – стопа), которая является одним из эффективных приемов, обеспечивающих развитие познавательной, эмоционально-волевой сфер ребенка, корректирует речевые нарушения, воздействует на биологически активные точки, стимулируют речевые зоны коры головного мозга. В исследованиях южно-корейского ученого профессора Пак Чже Ву, разработавшего Су-Джок терапию, обосновывается взаимовлияние отдельных участков нашего тела по принципу подобия (сходство формы уха с эмбрионом человека, руки и ноги человека с телом человека и т.д.). Эти лечебные системы созданы не человеком – он только открыл их, а самой Природой. В этом причина ее силы и безопасности. Стимуляция точек приводит к излечению. Неправильное применение никогда не наносит человеку вред – оно просто неэффективно. Поэтому, массируя нужные точки можно развивать и речевую сферу ребенка.

Во время использования данной технологии происходит стимулирование активных точек, расположенных на пальцах рук при помощи различных приспособлений (шарики, массажные мячики, грецкие орехи, колючие валики). Данную работу необходимо проводить перед выполнением заданий, связанных с рисованием и письмом, в течение 1 минуты.

Упражнения с предметами – это ещё одна нетрадиционная технология, которую я использую в работе с детьми. Это игры с разными предметами, которые всегда можно найти под рукой: счётные палочки, прищепки, бусины и пуговицы разного размера и цвета, крупы и семена, разные виды бумаги, шнуровки, крючки, кнопки, пузырьки и баночки с крышками, носовые платочки, мелкие игрушки для игр в сухом бассейне. В играх с различными предметами дети учатся составлению сравнений по признаку цвета, формы, вкуса, звука, температуры и др. Составление сравнений развивает у дошкольников наблюдательность, любознательность, умение сопоставлять признаки предметов, обогащает речь, способствует мотивации развития речевой и мыслительной деятельность.

Как известно, у детей дошкольного возраста преобладающим типом памяти является образная память, запоминание информации у них происходит непроизвольно, т.е. лучше всего в этом возрасте запоминаются события, предметы и явления, которые максимально близки детскому жизненному опыту. Дети младшего дошкольного возраста не запоминают и не воспринимают абстрактную информацию, не подкреплённую наглядностью. Использование еще одной технологии по развитию речи детей - мнемотехники, позволяет упростить запоминание, развивать воображение и мышление, а также повышать внимательность.

Мнемотаблицы – это дидактический материал, который используется в мнемотехнике, они содержат графическое изображение природных явлений, объектов, каких-либо действий и т. п., целью которых является расширение объема словарного запаса; формирование умения составлять рассказ; облегчение процесса заучивания стихов. То есть, мнемотаблицы являются наглядной моделью, которая изображается схематически в максимально доступном виде для детей. Например, проводя наблюдение за погодой дня, мы с детьми отмечаем характерные особенности: ясно, пасмурно, снег, ветер и обозначаем это на календаре природы с помощью соответствующих схем – картинок, прикреплённых на прищепки. Или, заучивая стихотворение с помощью мнемотаблицы, на каждую строчку подбираю картинку, схематически зарисовывая все стихотворение. Ребёнок, опираясь на иллюстрации, может воспроизвести все стихотворение наизусть. Для детей младшего дошкольного возраста я использую цветные мнемотаблицы, так как у детей в этом возрасте остаются отдельные яркие образы: ягодка – красная, елочка – зеленая и так далее. Также не стоит забывать о том, что перегружать память очень вредно, особенно это касается заучивания незнакомых для ребенка вещей, с которыми он никогда не встречался на практике. Все это вызовет у малыша тревогу, напряжение и беспокойство.

Список литературы:

1. Бабаева Т.П., Гогоберидзе А.Г., Солнцева О.В. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования. ООО «Издательство «Детство-Пресс», Издательство РГПУ им. А.И.Герцена, 321с.

2. Большакова С.Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. - М.: ТЦ Сфера, 2008. - 64 с.

3. Бардышева Т.Ю. Здравствуй, пальчик.// «Воробышек»

4. Бородич, А.М. Методика развития речи детей: Учебное пособие для студентов/ А.М. Бородич. 2-е изд. - М.: Просвещение, 1981. – 255с.

5. Баландина Л.А. Риторика для малышей (Серия «От детского сада к школе»). – Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2003 – 416с.

6. Крупенчук О. И. Пальчиковые игры. – СПб: Изд. дом «Литера», 2007.

7. Бирюков А. А. Самомассаж для всех и каждого. — М.: Физкультура и спорт, 1987.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование предметных игр в развитии речи детей младшего дошкольного возраста.

Примеры игр с описанием, рекомендации для педагогов младших групп ДОУ...

Мастер-класс «Что за прелесть эти сказки» - использование элементов сказкотерапии в развитии речи детей младшего дошкольного возраста, имеющих ОНР.

Сказка входит в нашу жизнь с самого раннего детства. Она умеет завладеть вниманием ребёнка, возбудить его любознательность, обогатить жизнь, стимулировать его воображение, помочь понять самого себя, с...

Мастер-класс "Здравствуй, игрушка!" Давай, поговорим..." - использование театрализованной игры в развитии речи детей младшего дошкольного возраста, имеющих ОНР.

Участвуя в театрализованной игре, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы заставляют ребят думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умст...

Тема: «Роль пальчиковых игр и использование театрализованной деятельности в развитии речи детей младшего дошкольного возраста».

Возраст: дети 3-4 лет вторая младшая группа.         1 слайд. В процессе своей работы мы стали замечать, что все чаще в детский сад поступают дети с недост...

Рабочая программа кружка по развитию речи «Использование народного творчества в развитии речи Детей младшего дошкольного возраста»

Цель программы:формировать умение выразительно читать стихи, потешки, участвовать в показе спектаклей; познакомить с разновидностями пальчиковых игр.Задачи:Обучающие:1.Знакомить детей с устным народны...

Использование Лего- технологии в развитии речи детей старшего дошкольного возраста.

В презентации показан опыт работы с детьми старшего дошкольного возраста по развитию речи с помощью Лего-технологии....