Проект "Птицы - наши пернатые друзья"
проект по окружающему миру (средняя группа)
Данный проект реализован в группе среднего дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ptitsy-nashi_pernatye_druzya.docx | 25.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема проекта: «Птицы — наши пернатые друзья»
Продолжительность проекта: средней продолжительности (1 месяц)
Тип проекта: познавательно-исследовательский, творческий
Участники проекта: дети, педагоги, родители.
Возраст детей: 4-5 лет
Актуальность:
Тема проекта «Птицы – наши пернатые друзья» выбрана не случайно. В современных условиях, проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. В дошкольном возрасте происходит становление личности, формируется начало культуры, в том числе и экологической.
Экологическое образование детей дошкольного возраста начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, но именно птицы окружают нас круглый год, принося людям пользу и радость. Задача взрослых – воспитывать интерес у детей к нашим соседям по планете – птицам, желание узнавать новые факты их жизни, правильно вести себя при встрече с птицами, не обижать, а заботиться о них. В совместной работе с родителями мы должны повышать экологическое сознание ребёнка, стимулируя его к помощи пернатым друзьям. Очень важно, чтобы ребёнок мог оценить поведение человека в природе, высказать своё суждение по этой проблеме.
Цель проекта: формирование у детей элементов экологической культуры на материале темы «Птицы», экологически грамотного поведения в природе, гуманного отношения к живым объектам природы – птицам.
Задачи проекта:
1. расширить у детей элементарные представления о зимующих и перелетных птицах;
2. расширить и закрепить представления о внешнем виде и о частях тела птиц;
3. формировать умения: наблюдать, сравнивать, анализировать и отражать результаты наблюдений в разных видах творческой деятельности (театральной, игровой, музыкальной, художественной, продуктивной);
4. воспитывать бережное отношение к пернатым друзьям, приучать заботиться о птицах ближайшего окружения;
5. развивать коммуникативно-речевые возможности детей на материале темы;
6. укреплять детско-родительские отношения путём совместного участия в проекте;
7. пополнить предметно-развивающую среду группы по теме проекта.
Формы работы: игровая, познавательная, продуктивная, работа с родителями.
Ожидаемые результаты:
- систематизация знаний детей о птицах;
- формирование осознанного действенного отношения к птицам;
- желание заботиться о пернатых;
- понимание их значимости в жизни людей;
- родители (законные представители), активно участвующие в проекте, способны воспитать у детей любовь и бережное отношение к птицам.
Этапы реализации проекта:
I этап – Подготовительный (организационный):
- изучение методической, научно-популярной и художественной литературы по теме;
- выявление уровня знаний детей о птицах;
- определение проблемы, цели проекта и задач для реализации поставленной цели;
- составление плана работы;
- подборка детской художественной литературы;
- разработка циклов занятий;
- подбор материалов и атрибутов для игровой деятельности;
- информирование родителей о проведении проекта и приглашение к участию в нем;
- создать мотивационную основу для активного участия детей и родителей в проекте.
II этап – основной:
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Познавательное развитие:
- Занятие по познавательному развитию «Наши пернатые друзья», «Зимующие и перелетные птицы».
- Познавательные беседы: «Птицы нашей местности», «Птичье меню» (чем можно кормить птиц, а чем нельзя).
- Просмотр презентации «Птицы зимой».
- Дидактические игры: Д/и «Какие птицы зимуют у нас?», «Найди перелётных птиц», «Чем питаются птицы», «Посчитай птиц», «Какие птицы домашние, какие дикие, соедини линией», «Четвертый лишний», «Какая птичка улетела из домика?», «Собери и покорми», «Четвёртый лишний», «Какой птички не стало?», «Узнай птицу по силуэту», «Летает, плавает, бежит», «Чей клюв?».
- Настольно-печатные игры: Лото «Птицы», разрезные картинки, «Найди 5 отличий», «Узнай и назови двух одинаковых птиц».
- Пазлы «Собери птицу»; плакат «Птицы».
- Наблюдения за птицами «А у нас на кормушке»: на участке детского сада, около домов, где живут дети, во время совместных прогулок с родителями в лес, в парк.
- Опыты с перьями птиц (познавательно-исследовательская деятельность).
- Просмотр видеофильмов из серии «Уроки тётушки Совы».
Речевое развитие:
- Рассказы В. Бианки «Подкидыш», «Дятел и малиновка»; сказки «Две вороны», «Кукушонок», «Сова». Рассказы Г. Скребицкого «Сорока», «Скворушка»; М.М. Пришвина «Лесной доктор», «Птицы под снегом», «Этажи леса», «Ребята и утята», Н. Сладкова «Вежливая галка», Л. Воронкова «Лебеди и гуси».
- Составление рассказа по картине «Дети в парке кормят птиц».
- Рассказывание по картине «Птичья столовая».
- Беседа о зимующих и перелетных птицах.
- Разгадывание загадок о птицах.
- Беседа по иллюстрациям с изображением птиц.
- Мнемотаблица «Расскажи о птице».
Социально-коммуникативное развитие:
- Цикл наблюдений за птицами на участке детского сада в зимний период времени.
- Сюжетно-ролевая игра «Экскурсия в лес».
- Экскурсия в библиотеку МБОУ НШ «Прогимназия». Тематический обзор книг по теме «Крылатые герои книг» из фонда библиотеки.
Художественно-эстетическое развитие:
- Аппликация «Синичка на веточке».
- Лепка «Птичья столовая», «Снегирь», «Мисочка с зёрнышками».
- Рисование «Скворечник», «Скворушка».
- Разучивание песен о птицах.
- Слушание голосов птиц; учить детей их различать.
Физическое развитие:
- Разучивание подвижных игр: «Филин и пташки», «Совушка», «Птицелов», «Ворона», «Голуби», «Собачка и воробьи» и др.
- Выполнение физических упражнений, имитирующих птиц, дыхательных упражнений.
Взаимодействие с родителями:
- Консультация для родителей «Покормите птиц зимой».
- Участие в акции «Покормим птиц». Изготовление кормушек.
Заключительный этап (итоговый)
- Коллективное творчество: «Птица из осенних листьев», «Птицы у кормушки».
- Совместное изготовление книжек-малышек «Зимующие птицы нашего края».
- Итоговое мероприятие: Экологический праздник «Земля - наш общий дом».
- Обработка результатов по реализации проекта.
- Оформление результата проекта в виде презентации.
- Презентация проекта педагогам МБОУ НШ «Прогимназия».
- Размещение информации о реализации проекта на сайте учреждения.
В ходе реализации проектной деятельности:
У детей проявился познавательный интерес к объектам живой природы. Знания детей о птицах расширились; научились отличать перелётных птиц от зимующих.
Ребята проявляли заботливое отношение к птицам (каждый день, собираясь на прогулку, напоминали взять корм и покормить птиц).
Работа над проектом показала, что воспитание экологически грамотного человека совместными усилиями педагога и родителей – результативно, актуально и необходимо, поскольку обеспечивает непрерывность и единство педагогического процесса по экологическому воспитанию дошкольников, внося в этот процесс положительную эмоциональную составляющую. Работу в данном направлении целесообразно продолжать, ориентируясь на сотрудничество с семьями воспитанников.
Список литературы:
- От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная Программа дошкольного образования /Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. -2-е изд., испр и доп. – М.: МОЗАИКА -СИНТЕЗ, 2011.
- Николаева С.Н. «Методика экологического воспитания в детском саду». – М., 2009.
- Воронкевич О.А. «Добро пожаловать в экологию». Санкт-Петербург, 2004.
- Горькова Л.Г., Кочергина А.В. Обухова Л.А. «Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников». М., 2005.
- Давыдова О. И., Майер А. А., Богославец Л. Г. Проекты в работе с семьей. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2012.
- Иванова А.И. «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду» М., 2013.
- Швайко Г. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду: Средняя группа: Программа, конспекты: пособие для педагогов дошк. Учреждений. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2016.
- Электронный ресурс: https://dohcolonoc.ru/proektnaya-deyatelnost-v-detskom-sadu/2893-proekt-ptitsy-nashi-druzya.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий совместной деятельности "Как живут наши пернатые друзья"
Сценарий разработан с учетом федеральных государственных требований к организации взаимодействия взрослого и детей в совместной деятельности....
Как живут наши пернатые друзья зимой
НОД в старшей группе...
Образовательная деятельность по развитию речи с детьми среднего дошкольного возраста в центрах активности по теме: «Птицы – наши пернатые друзья».
Образовательная деятельность по развитию речи...
Непосредственно-образовательная деятельность в средней группе «Наши пернатые друзья»
закрепление знаний у детей по лексичсекой теме "Зимующие птицы"...
Непосредственно образовательная деятельность «Наши пернатые друзья» Образовательная область «Познание»
Цель. Формировать представление детей о птицах, их образе жизни и поведении, о связи с окружающей средой, роли человека в жизни птиц....
презентация "Наши пернатые друзья".
презентация подготовлена к непосредственно образовательной деятельности "Наши пернатые друзья"...
Занятие по теме "Наши пернатые друзья"
Цели:Развивать умения детей распознавать птиц по повадкам и внешнему виду....