Проект по опытно-экспериментальной деятельности «Лаборатория Почемучкина»
опыты и эксперименты (подготовительная группа)

Лариса Александровна Русина

  Опытно-исследовательская деятельность открывает широкие возможности для совместной деятельности взрослых и детей.

Ребенок дошкольного возраста – любознательная, думающая, наблюдающая личность. Познавая мир, он делает множество открытий. Экспериментирование является эффективным средством интеллектуального развития дошкольников. Любой ребенок вовлечен в нее постоянно: он рвет бумагу, разбирает игрушки, играет с песком, водой и снегом. Наша задача – помочь дошкольнику в проведении исследований, сделать их полезными и безопасными для ребенка и его окружения. В современной образовательной практике значение самостоятельной исследовательской деятельности ребенка недооценивается. Мы торопимся научить ребенка тому, что сами считаем важным. А он сам хотел бы исследовать практически все.

       В основе экспериментальной деятельности дошкольников лежит жажда познания, стремления к открытиям, любознательность, потребность в умственных  впечатлениях, и наша задача удовлетворить потребность детей, что в свою очередь приведёт к интеллектуальному и эмоциональному развитию.         Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Исследования предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на вопрос «как?» и «почему?».

 

На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка, в процессах социализации имеет познавательная деятельность, которая нами понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а главным образом как поиск знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого, осуществляемого в процессе гуманистического взаимодействия, сотрудничества, сотворчества.

     Ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним. Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – я пойму». Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам.      Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно – исследовательской деятельности, которая в естественной форме проявляется в виде детского экспериментирования, ребенок с одной стороны расширяет представления о мире, с другой – начинает овладевать основополагающими культурными формами упорядочения опыта: причинно – следственными, пространственными и временными отношениями, позволяющими связать отдельные представления в целостную картину мира.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проект по опытно-экспериментальной деятельности    «Лаборатория Почемучкина»

в подготовительной группе.

Тип проекта: опытно – экспериментальный.

Длительность: долгосрочный (сентябрь - апрель).

Участники проекта: педагог, дети подготовительной группы, родители.

Пояснительная записка

                                                                                 «Что я слышу - забываю,

                                                                                       Что я вижу – помню,

                                                                                       Что я делаю – понимаю.»

Конфуций.

     

 «Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошёл.»

К.Е.Тимирязев

  Опытно-исследовательская деятельность открывает широкие возможности для совместной деятельности взрослых и детей.

Ребенок дошкольного возраста – любознательная, думающая, наблюдающая личность. Познавая мир, он делает множество открытий. Экспериментирование является эффективным средством интеллектуального развития дошкольников. Любой ребенок вовлечен в нее постоянно: он рвет бумагу, разбирает игрушки, играет с песком, водой и снегом. Наша задача – помочь дошкольнику в проведении исследований, сделать их полезными и безопасными для ребенка и его окружения. В современной образовательной практике значение самостоятельной исследовательской деятельности ребенка недооценивается. Мы торопимся научить ребенка тому, что сами считаем важным. А он сам хотел бы исследовать практически все.

       В основе экспериментальной деятельности дошкольников лежит жажда познания, стремления к открытиям, любознательность, потребность в умственных  впечатлениях, и наша задача удовлетворить потребность детей, что в свою очередь приведёт к интеллектуальному и эмоциональному развитию.         Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Исследования предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на вопрос «как?» и «почему?».

На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка, в процессах социализации имеет познавательная деятельность, которая нами понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а главным образом как поиск знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого, осуществляемого в процессе гуманистического взаимодействия, сотрудничества, сотворчества.

     Ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним. Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – я пойму». Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам.      Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно – исследовательской деятельности, которая в естественной форме проявляется в виде детского экспериментирования, ребенок с одной стороны расширяет представления о мире, с другой – начинает овладевать основополагающими культурными формами упорядочения опыта: причинно – следственными, пространственными и временными отношениями, позволяющими связать отдельные представления в целостную картину мира.

Актуальность

Мир, в котором мы живем, сложен, многогранен и изменчив. Люди-часть этого мира — открывают все новые и новые объекты, явления и закономерности окружающей действительности. При этом каждый человек вращается в рамках сформировавшегося у него образа мира. Образ мира — это сложная целостная система знаний о человеке, о мире вообще, о других людях, о себе, о своей деятельности.  Современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. Одной из центральных задач дошкольного образования становится не столько усвоение определенной суммы знаний, сколько формирование личностных качеств, способствующих успешной социализации и дальнейшему образованию и самообразованию.

     С явлениями окружающего мира, в частности живой и неживой природы ребенок сталкивается очень рано и стремится познать их. Однако непосредственный опыт не может служить материалом для самостоятельного обобщения, для анализа явлений, установления зависимостей между ними. Явления, происходящие в неживой природе, достаточно сложны и требуют того, чтобы дети во взаимодействии с взрослыми учились устанавливать простейшие закономерности, связи и отношения в окружающем мире.

      Эффективное развитие дошкольника происходит благодаря познавательной активности — природа щедро наградила ею ребенка. Очень важно, чтобы содержание учебного материала не оставалось для ребенка невостребованным грузом.

Поэтому на протяжении всего дошкольного возраста окружающие ребенка взрослые должны создавать благоприятные условия для развития у него любознательности, познавательной активности, эвристического мышления, интереса к поисковой и экспериментальной деятельности. От отношения окружающих взрослых к познавательной активности ребенка, от того, насколько правильно они смогут создать на каждом возрастном этапе развивающую среду, отвечающую возможностям и потребностям ребенка, зависит его познавательное и интеллектуальное развитие.

        Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Исследования предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на вопрос «как?» и «почему?». На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка, в процессах социализации имеет познавательная деятельность, которая нами понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а главным образом как поиск знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого, осуществляемого в процессе гуманистического взаимодействия, сотрудничества, сотворчества.

     Ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним. Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – я пойму». Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам.      Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно – исследовательской деятельности, которая в естественной форме проявляется в виде детского экспериментирования, ребенок с одной стороны расширяет представления о мире, с другой – начинает овладевать основополагающими культурными формами упорядочения опыта: причинно – следственными, пространственными и временными отношениями, позволяющими связать отдельные представления в целостную картину мира.

       Работая в дошкольном учреждении, всегда стремилась искать новые подходы для интеллектуального развития дошкольников. Интенсивное изменение в окружающей жизни, активное проникновение научно-технического прогресса во все его сферы диктуют педагогу необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания.

      Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции (метод научного исследования, состоящий в распространении выводов, полученных из наблюдения над одной частью явления, на другую его часть; научное прогнозирование событий.). Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи.

Детское экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира.

     Проанализировав уровень исследовательской активности старших дошкольников,  я разработала проект «Лаборатория Почемучкина». .

Цель проекта:

Практическое внедрение детского экспериментирования как средства развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи проекта:

-Формирование у детей дошкольного возраста диалектического мышления, т.е. способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей;

-Развитие собственного познавательного опыта в обобщённом виде с помощью наглядных средств (эталонов, символов, условных заместителей, модулей);

-Расширение перспектив развития поисково-познавательной деятельности детей путём включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия;

-Поддержание у детей инициативы, сообразительности, пытливости, критичности, самостоятельности.

Ожидаемые результаты:

- Сформировалась  у детей уверенность в себе посредством развития мыслительных операций, творческих предпосылок и как следствие, развитие у детей личностного роста и чувства уверенности в себе и своих силах;

-предполагается формирование у воспитанников устойчивых естественнонаучных знаний и представлений, формирование исследовательских умений, а также самостоятельности в процессе экспериментальной деятельности,

   -Обогатилась предметно – развивающая  среда в группе;

   -Пополнилась  научно – методическая  база ДОУ по данному направлению работы.

 - Качественное и заинтересованное участие родителей в реализации проекта.

Формы реализации проекта:

- наблюдение;

- чтение художественной литературы;

- игра;

- опытная деятельность.

Этапы проекта:

I этап - подготовительный

- Составление плана реализации проекта;

- Изучение методической литературы;

- Обогащение уголка экспериментирования необходимыми материалами, приборами.

- Составление и создание опытов, экспериментов с разными объектами неживой природы.

- подбор оборудования для проведения опытов;

-организация предметно-развивающей среды;

-оформление картотеки опытов.

-диагностика

II этап - Основной этап:

Работа с детьми

-Проведение опытов и экспериментов согласно перспективному плану.

- Изготовление лэпбука для детей «Элементарные опыты и эксперименты в детском саду».

-Фронтальные занятия;

-КВН, развлечения;

-Наблюдения в природе;

-Рассматривание альбомов, познавательной литературы и фотографий;               -Беседы по теме эксперимента;

-Целевая прогулка.                                                                                                                 - Рассматривание иллюстраций: «Времена года», «Озёра, реки и моря».                                          - Отгадывание загадок о неживой природе.                                                                                               - Физкультминутки: «Снег», «кораблик», «Погреем пальчики», «Самолет».

III этап проекта – заключительный.

-Диагностика.

-Отчёт по проекту.

Перспективный план работы по проекту «Лаборатория Почемучкина» в подготовительной группе

Месяц

Содержание работы

Литература, автор

Сентябрь

Диагностика

Октябрь

Воздух-невидимка

1.Тема: «Реактивный шарик».

Цель: Выявить, что воздух обладает упругостью. Понять, как может использоваться сила воздуха (движение).

2.Тема: «Вертушка».

Цель: Выявить, что воздух обладает упругостью. Понять, как может использоваться сила воздуха.

 3.Тема: «Волшебный стакан».

Цель: обогатить и систематизировать знания детей о воздухе и его свойствах.

4.Тема: «Свечка в банке».

Цель: Выявить, что при горении изменяется состав воздуха (кислорода становится меньше), что для горения нужен кислород. Познакомиться со способами тушения огня.

О.В. Дыбина «Неизведанное рядом»,

Ноябрь

«Вода – волшебница»

1.Тема: «Изменение объёма жидкости».

Цель: Выявить изменение объёма жидкости при замерзании.

2.Тема: «Сухой из воды».

Цель: Продемонстрировать существование атмосферного давления, то, что воздух при остывании занимает меньший объём  (сжимается).

3.Тема: «Круговорот воды».

Цель: Познакомить детей с круговоротом воды в природе.

4.Тема: «Фильтрование воды».

Цель: Познакомиться с процессами очистки воды разными способами.

О.В. Дыбина «Неизведанное рядом»

Декабрь

«Снег – снежок»

1.Тема: «Свойства льда».

Цель: Закрепить представления о свойствах льда.

2.Тема: «Замерзание жидкостей»».

Цель: Познакомиться с различными жидкостями. Выявить различия в процессах замерзания различных жидкостей.

3.Тема: «Лёд легче воды».

Цель: Сравнить лед и воду, определить, что легче.

4.Тема: «Замёрзшая вода двигает камни».

Цель: Узнать, как замёрзшая вода двигает камни.

О.В. Дыбина

«Неизведанное рядом»

Январь

1.Тема : «Растущие малютки».

Цель: Выявить, что в продуктах есть мельчайшие живые организмы.

2.Тема: «Заплесневелый хлеб».

Цель: Установить, что для роста мельчайших живых организмов (грибков) нужны определённые условия.

3.Тема: «Большие - маленькие».

Цель: Выявить, что воздух при охлаждении сужается, а при нагревании расширяется.

4.Тема: «Живые комочки».

Цель: Определить, как преобразовались первые живые клетки.

О.В. Дыбина

«Неизведанное рядом»

М.Г.Борисенко «Я познаю мир»

Февраль

«В гостях у Карандаша Карандашова и Гвоздика Гвоздикова» 

1.Тема: «Притягивание предметов к магниту».

Цель: Формировать представления о свойствах магнита.

2.Тема: «Земля - магнит».

Цель: Выявить действия магнитных сил

3.Тема: «Притягивание к магниту через предметы».

 Цель: Формировать представления о свойствах магнита.

4.Тема: «Полярное сияние».

Цель: Понимать, что полярное сияние – проявление магнитных сил Земли.

О.В. Дыбина

«Неизведанное рядом»

М.Г.Борисенко «Я познаю мир»

Март

1.Тема: «Растения «пьют» воду».

Цель: Дать детям представление о том, как вода попадает в растение и

передвигается по нему;

формировать  их знания о значении воды для всего живого на земле.

2.Тема: «Куда тянутся корни».

Цель: Установить связь видоизменений частей растения с выполняемыми ими функциями и факторами внешней среды.

3.Тема: «Много – мало».

Цель: Выявить зависимость количества испаряемой жидкости от размера листьев.

4.Тема: «Запасливые стебли».

Цель: Доказать, что в пустыне стебли некоторых растений могут накапливать влагу.

О.В. Дыбина

«Неизведанное рядом»

М.Г.Борисенко «Я познаю мир»

Апрель

«Земля – наш общий дом»

1.Тема: «Вращение Земли вокруг Солнца», Цель: Познакомить детей с планетой Земля и звездой Солнце.

2.Тема: «Строители почвы».

Цель: закрепить знания детей о почве методом опытно-экспериментальной деятельности.

3.Тема: «Сквозь песок и глину».

Цель: Выделить свойства песка и глины.

4.Тема: «Ищем воздух в почве».

Цель: выяснить, что в почве есть воздух и вода, необходимые для жизни живых организмов.

        

О.В. Дыбина

«Неизведанное рядом»

М.Г.Борисенко «Я познаю мир»

Май

1.Тема: «Влияние солнечного света на жизнь на Земле».

Цель: Дать детям представление о том , что солнце является источником света и тепла .

Развивать умение мыслить, рассуждать, доказывать. Воспитывать бережное отношение к природе.

2.Тема: «На солнце вода испаряется быстрее, чем в тени».

Цель: Налить в два блюдца воду: одно блюдце ставим на Солнце, другое –в тень. Затем проверим в каком блюдце быстрее испарилась вода.

3.Тема: «Наблюдение за солнцем».

 Цель: Дать детям представление о том , что солнце является источником света и тепла .

О.В. Дыбина

«Неизведанное рядом»

М.Г.Борисенко «Я познаю мир»

План работы с родителями.

Месяц

Тема

Сентябрь

Привлечение родителей к подбору материала на тему «Опытно-экспериментальная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста».

Консультация: «Развитие творческих способностей детей средствами экспериментальной деятельности».

Октябрь

Консультация: «Организация детского экспериментирования в домашних условиях».

Ноябрь

Родительское собрание: «Влияние экспериментальной деятельности на всестороннее развитие ребёнка – дошкольника».

Декабрь

Консультация: «Создание условий для экспериментирования детей дома».

Январь

Консультация: «Развитие любознательности детей через детское экспериментирование».

Февраль

Создание памятки для родителей: «Экспериментируем с детьми дома».

Создание фотоальбома: «Мы экспериментируем».

Март

Консультация: «Необходимые условия для развития экспериментальной деятельности старших дошкольников».

Создание папки –ширмы «Гуляем и наблюдаем».

Апрель

Консультация: «Воспитание трудолюбия, послушания и ответственности через экспериментирование».

Май

Презентация проекта: «Опытно-экспериментальная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста».

Вывод:

Анализируя проделанную работу, я пришла к выводу, что проектная деятельность дошкольников является уникальным средством обеспечения сотрудничества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию. Данный проект предоставил большие возможности для творчества, позволил приблизить обучение к жизни, развил активность, самостоятельность, умение работать в коллективе. Поэтому, в дальнейшем планирую продолжать опытно-экспериментальную деятельность.

Литература:

1. «Занятия по ознакомлению с природным и социальным миром» во второй младшей группе детского сада Дыбина, О. В. Мозайка- Синтез, 2015-72 с.

2. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: метод. Рекомендации/под общ. ред. Л. Н. Прохоровой. -3-е изд., доп. -М. : АРКТИ,2008. – 64 с

3.О.В.Дыбина «Неизведанное рядом»

4.М.Г.Борисенко «Я познаю мир»

Проект по опытно-экспериментальной деятельности

в подготовительной группе

«Лаборатория Почемучкина»

https://arhlib.ru/wp-content/uploads/2021/02/3aae68b62ca74d39cf10dbdf91df0f45.jpg

Подготовила воспитатель:

Русина Лариса Александровна

                                                                                                                                                                     

г.Лабинск, 2021г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТ ПО ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ОГОРОД НА ПОДОКОННИКЕ» СРЕДНЯЯ ГРУППА

ПРОЕКТ ПО ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ОГОРОД НА ПОДОКОННИКЕ»...

Проект по опытно-экспериментальной деятельности "Огород на окне". Вторая младшая группа.

Название проекта: «Огород на подоконнике».Тип проекта: творческий, исследовательский, игровой.Возраст детей: 2-я младшая группа (3-4 года).Продолжительность: кратковременно, 7 недель.Раздел программы:...

Проект по опытно-экспериментальной деятельности «Лаборатория Почемучкина» в подготовительной группе.

Практическое внедрение детского экспериментирования как средства развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста....

Проект по опытно-экспериментальной деятельности «Лаборатория Почемучкина» в подготовительной группе.

Мир, в котором мы живем, сложен, многогранен и изменчив. Люди-часть этого мира — открывают все новые и новые объекты, явления и закономерности окружающей действительности. При этом каждый человек вращ...

Проект по опытно-экспериментальной деятельности проект «Волшебница вода»

Проект по опытно-экспериментальной деятельности проект «Волшебница вода» Цель Развивать у детей представления о природном объекте – воде, формировать наблюдательность через игры с водой. Задачи ...