Использование ИКТ - технологии в ДОУ
презентация
Главной целью внедрения информационных технологий является создание единого информационного пространства образовательного учреждения, системы, в которой задействованы на информационном уровне все участники учебно-воспитательного процесса: администрация, педагоги, воспитанники и их родители.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_na_temu.docx | 24.15 КБ |
ispolzovanie_ikt_-_tehnologii_v_dou.pdf | 942.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад на тему: «Использование ИКТ технологии в ДОУ»
Подготовила: старший воспитатель Белозерова Ю.Ю.
Главной целью внедрения информационных технологий является создание единого информационного пространства образовательного учреждения, системы, в которой задействованы на информационном уровне все участники учебно-воспитательного процесса: администрация, педагоги, воспитанники и их родители.
Под ИКТ подразумевается использование привычных для нас медиа-устройств - цифровых фотоаппаратов, принтеров, сканеров, копиров, мобильных телефонов с возможностью выхода в Интернет и, конечно же, компьютеров.
Сочетание ИКТ связано с двумя видами технологий: информационными и коммуникационными.
Информационная технология – комплекс методов, способов и средств, обеспечивающих хранение, обработку, передачу и отображение информации и ориентированных на повышение эффективности и производительности труда». На современном этапе методы, способы и средства напрямую взаимосвязаны с компьютером (компьютерные технологии).
Коммуникационные технологии определяют методы, способы и средства взаимодействия человека с внешней средой (обратный процесс также важен). В этих коммуникациях компьютер занимает свое место. Он обеспечивает, комфортное, индивидуальное, многообразное взаимодействие объектов коммуникации. Соединяя информационные и коммуникационные технологии, проецируя их на образовательную практику необходимо отметить, что основной задачей, которая стоит перед их внедрением является адаптация человека к жизни в информационном обществе.
Основные направления развития ИКТ:
• Использование компьютера с целью передачи и хранения информации.
• ИКТ как средство интерактивного обучения, которое позволяет стимулировать познавательную активность детей и участвовать в освоении новых знаний.
• ИКТ для родителей воспитанников. Сотрудничество с семьей ребенка в вопросах использования ИКТ дома, в карантинных условиях и дистанционном взаимодействии.
• ИКТ целью осуществления идеи сетевого управления, организации педагогического процесса, методической службы. Данная технология обеспечивает планирование, контроль, мониторинг, координацию работы педагогов и специалистов. В этом случае использование ИКТ способствует оптимизации деятельности ДОУ.
За последние годы в стране ускоренно развиваются ИКТ в дошкольных учреждениях и этому способствовало:
• Принятие на государственном уровне Стратегии развития информационного общества;
• Реализация программы «Электронная Россия»
• Подключение в рамках национального проекта садов к интернету;
• Принятие многочисленных поправок к Закону «Об образовании»;
• Формирование социальных сетей и др.
Все эти события привели к изменению содержания, методов и организационных форм всей системы образования. В чем и заключается необходимость применения ИКТ при работе в ДОУ.
По силе воздействия на детскую психику современные информационные технологии несравнимы с другими средствами
Все чаще педагоги дошкольных учреждений стали указывать как основное достижение – использование ИКТ в работе с детьми. Перед многими педагогами стоит вопрос: как правильно применить полученные знания? Целесообразно ли использовать ИКТ в работе в ДОУ?
С одной стороны (достоинства применения ИКТ) в дошкольных учреждениях представить себе жизнь без компьютеров не возможно - с его помощью мы пишем рабочие программы, конспекты занятия, доклад, отчёты и. т. д. А с другой стороны (недостатки), так уж и необходимы технологии в работе в ДОУ с детьми?
И здесь мы сталкиваемся с проблемой применения ИКТ, такой как угроза здоровью, возникающая при раннем приучении малышей к компьютеру. Абсолютно ясно, что ИКТ становятся основным инструментом, который человек будет использовать не только в профессиональной деятельности, но и в повседневной жизни.
И здесь мы задаёмся вопросом какие будут решения проблем, связанных с применением ИКТ?
Для решения этих проблем необходимы:
1. Подготовленные педагогические кадры, способные сочетать традиционные методы обучения и современные информационные технологии.
2. Педагог должен не только уметь пользоваться компьютером и современным мультимедийным оборудованием, но и создавать свои образовательные ресурсы, широко использовать их в своей педагогической деятельности.
3. Созданию единого творческого пространства в рамках взаимодействия с семьями воспитанников в направлении решения задач развития ребенка в современном информационном обществе.
4. Лучшая профилактика компьютерной зависимости — это вовлечение ребенка в процессы, не связанные с компьютерной деятельностью, чтобы игры не стали заменой реальности. Показать ему, что существует масса интересных и полезных занятий помимо компьютера, например спорт, творчество.
5. Воспитывать ребенка нужно так, чтобы он понимал, что компьютер — это лишь часть нашей жизни, а не альтернативный мир.
6. Важно стать и для ребенка, и для родителей проводником в мир новых технологий, наставником в выборе компьютерных игр и сформировать основы информационной культуры личности ребенка.
Методическая работа, повышение квалификации педагога
В информационном обществе сетевые электронные ресурсы – это наиболее удобный, быстрый и современный способ распространения новых методических идей и дидактических пособий, доступный методистам и педагогам независимо от места их проживания.
Информационно-методическая поддержка в виде электронных ресурсов может быть использована во время подготовки педагога к занятиям, для изучения новых методик, при подборе наглядных пособий к занятию.
Сетевые сообщества педагогов позволяют не только находить и использовать необходимые методические разработки, но и размещать свои материалы, делиться педагогическим опытом по подготовке и проведению мероприятий, по использованию различных методик, технологий.
Современное образовательное пространство требует от педагога особой гибкости при подготовке и проведении педагогических мероприятий.
Дистанционные курсы повышения квалификации позволяют выбрать интересующее педагога направление и обучаться без отрыва от
основной образовательной деятельности.
Важным аспектом работы педагога является и участие в различных
педагогических проектах, дистанционных конкурсах, викторинах, олимпиадах, что повышает уровень самооценки, как педагога, так и воспитанников.
Очное участие в таких мероприятиях часто невозможно из-за удаленности региона, финансовых затрат и других причин. А дистанционное участие доступно всем.
При этом необходимо обратить внимание на надежность ресурса, количество зарегистрированных пользователей.
Воспитательно – образовательный процесс
Использование ИКТ не предусматривает обучение детей основам информатики и вычислительной техники.
Это, прежде всего:
- организация образовательной деятельности воспитанника;
- организация совместной развивающей деятельности педагога и детей;
- реализация проектов;
- создание развивающей среды (игр, пособий, дидактических материалов).
На сегодняшний день это единственный вид деятельности, не регламентируемый специальной образовательной программой. Педагогам приходится самостоятельно изучать подход и внедрять его в свою деятельность.
В своей работе педагог может использовать следующие средства информационно- коммуникативных технологий:
Компьютер Принтер Телевизор Магнитофон Фотоаппарат Видеокамера
Электронные доски Видеомагнитофон DVD плейер Телефон
Мультимедийный проектор
Плюсы использования ИКТ в ДОУ
Приоритеты ИКТ перед старой системой подачи материала:
- Фото, карточки, картинки устаревают физически, их хранение требует много места, поиск отнимает много времени.
- ИКТ картинки легко восстанавливаемы, их легко перемещать, практически любую иллюстрацию можно найти в интернете.
- Интерактивные экскурсии, позволяют очутиться в другом месте, не выходя из помещения.
Минусы использования ИКТ в ДОУ
Проблемы при применении ИКТ в воспитательно- образовательном процессе:
• Перенасыщение мероприятий анимацией, слайдами, перегруженность рисунками;
• Недостаточная оснащенность ДОУ технической аппаратурой;
• Педагог не обладает достаточной квалификацией для работы с компьютером.
Рекомендации по использованию ИКТ в ДОУ в работе с детьми
с учетом требований санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН
• По требованиям СанПиНа образовательная деятельность с использованием компьютера предполагает для детей 6-7 лет – не более 15 минут.
• Образовательную деятельность с использованием компьютера для детей 5-7 лет следует проводить не более одного раза в течение дня и не чаще трех раз в неделю.
• В конце занятия проводить гимнастику для глаз.
• Правильно определять дидактическую роль и место ИКТ в образовательной деятельности.
• Нельзя использовать мультимедийные технологии на каждом занятии. При частом использовании ИКТ у детей теряется особый интерес к таким занятиям.
Работа с родителями по ИКТ.
В своей педагогической практике использую следующие способы и формы использования ИКТ.
1. Оформление наглядной информации.
С помощью ИКТ осуществляю подбор иллюстративного материала для оформления родительского уголка группы, информационного материала для оформления стендов, папок-передвижек, буклетов, фотовыставок, «шпаргалок», памяток, фотогазет. Красочный продуманный дизайн подобранного материала привлекает внимание родителей, помогает облегчить восприятие нужной информации и вызывает их на общение.
2. Электронное сопровождение документации группы в программе Microsoft Office Word (сведения о родителях, протоколы собраний).
Достаточно набрать один раз схему, таблицу в документации группы и в дальнейшем только вносить необходимые изменения.
3.Создание презентаций, видеофильмов, слайд-шоу
Важным элементом использования ИКТ для эффективного взаимодействия ДОУ с родителями является проведение тематических родительских собраний, консультаций с использованием материалов, разработанных в программе Power Point. Многие собрания, проводимые мною в нетрадиционной форме, сопровождаются презентациями.
4. Организация онлайн взаимодействия
- Использование электронной почты
Преимущества использования электронной почты заключаются в том, что до сведения родителей можно доносить большой объём информации, осуществить индивидуальное взаимодействие с семьёй. В своей практике с помощью электронной почты обмениваемся с родителями материалами для конкурсов, сценариями к мероприятиям.
- Сотовая телефонная связь
У каждого родителя есть номер сотового телефона воспитателя, также в группе имеется список всех телефонов родителей. Родители детей знают, что они могут позвонить воспитателю, отправить смс-сообщение, задав волнующий их вопрос или сообщив о проблеме. Имеется возможность проинформировать родителей индивидуально
об успехах или трудностях ребёнка, дать короткие рекомендации по развитию дошкольника. Преимущество в использовании сотового телефона — это осуществление живого диалога с родителями, оперативность информации.
- Страничка группы в социальной сети в ВК и сайт ДОУ
Наличие у детского сада собственного сайта в сети Интернет предоставляет родителям возможность оперативно получить официальную информацию о жизнедеятельности ДОУ, познакомиться с нормативно-правовыми документами.
Для эффективного партнёрского взаимодействия родителей между собой и педагогами в неформальной обстановке создана страница в социальной сети Вконтакте.
- Участие в интернет-конкурсах.
Современное образовательное пространство сети Интернет предоставляет возможность участия в конкурсах различного уровня. Дистанционные мероприятия объединяют воспитанников, родителей и воспитателей, побуждают к взаимодействию.
Вывод: Использование ИКТ способствует повышению качества образовательного процесса, оно служит развитию познавательной мотивации воспитанников, которое ведет к росту их достижений, ключевых компетентностей.
Я представлю формы использования ИКТ в своей работе:
• Подбор иллюстративного материала к занятиям, оформлению родительских уголков, группы, информационного материала для оформления стендов, папок-передвижек;
• Подбор дополнительного познавательного материала к занятиям;
• Оформление документации (списки детей, сведения о родителях, диагностику развития детей, планирование, мониторинг выполнения программы и т. п., отчетов.
• Создание презентаций в программе РowerРoint для повышения эффективности образовательных занятий с детьми и педагогической компетенции у родителей в процессе проведения родительских собраний.
• Использование цифровой фотоаппаратуры и программ редактирования фотографий, которые позволяют управлять снимками так же просто, как фотографировать, легко находить нужные, редактировать и демонстрировать их;
• Использование Интернета в педагогической деятельности, с целью информационного и научно-методического сопровождения образовательного процесса в дошкольном учреждении;
• Обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками других педагогов;
•Оформление электронного портфолио, материалов по различным направлениям деятельности;
• Создание медиатек, которые представляют интерес, как для педагогов, так и для родителей;
• Использование компьютера в делопроизводстве ДОУ, создании различных баз данных.
Новые виды деятельности способствуют развитию новых компетенций. Эти компетенции, конечно,- в области информационных технологий:
• Свободное владение средствами ИКТ сети Интернет;
• Стремление к изучению новых средств, сервисов сети;
• Овладение постоянно совершенствующимся коммуникационным инструментарием сети Интернет.
Таким образом, использование ИКТ способствует повышению качества образовательного процесса: педагоги получили возможность профессионального общения в широкой аудитории пользователей сети Интернет, повышается их социальный статус. Использование электронных образовательных ресурсов в работе с детьми служит повышению познавательной мотивации воспитанников, соответственно наблюдается рост их достижений, ключевых компетентностей.
Родители, отмечая интерес детей к ДОУ, стали уважительнее относиться к воспитателям, прислушиваются к их советам, активнее участвуют в групповых проектах.
В заключение хочется отметить, что в условиях детского сада возможно, необходимо и целесообразно использовать ИКТ в различных видах образовательной деятельности. Совместная организованная деятельность педагога с детьми имеет свою специфику, она должна быть эмоциональной, яркой, с привлечением большого иллюстративного материала, с использованием звуковых и видеозаписей. Всё это может обеспечить нам компьютерная техника с её мультимедийными возможностями.
Однако, какими бы положительным, огромным потенциалом не обладали информационно-коммуникационные технологии, но заменить живого общения педагога с ребёнком они не могут и не должны.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект организованной образовательной деятельности с использованием опытно- исследовательской технологии в подготовительной группе с использованием ИКТ- технологий. Тема: « Вода. Круговорот воды в природе. Свойства воды».
- Совершенствовать представления детей о разнообразных свойствах воды.- Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах воды;-Уточнить и закрепить знания д...
Конспект организованной образовательной деятельности с использованием опытно- исследовательской технологии в подготовительной группе с использованием ИКТ- технологий. Тема: « Вода. Круговорот воды в природе. Свойства воды».
Конспект предлагается для закрепления знаний у детей о свойствах воды. Знакомство с круговоротом в природе....
Презентация к совместной деятельности "Презентация к совместной деятельности "Воздух и вода " (экспериментирование с использованием моделирования, технология ТРИЗ)" (экспериментирование с использованием моделирования, технология ТРИЗ)
Презентация к совместной деятельности "Презентация к совместной деятельности "Воздух и вода " (экспериментирование с использованием моделирования, технология ТРИЗ)" (экспериментиро...
Тема: «Использование игровых технологий при знакомстве с ПДД как средство развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста» Актуальность: Использование технологии обеспечения безопасного поведения человека в дорожном движении возникла однов
Данная работа посвящена обучению детей дошкольного возраста правилам дорожного движения. Ведь ситуация с детским дорожно-транспортным травматизмом была и остаѐтся очень тревожной. Улицы современных го...
Конспект непрерывной непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию на тему: «В гостях у Зимы» (подготовительная группа) с использованием современных технологий: -здоровьесберегающая, -игровые технологии, -использование ИКТ.
Конспект непрерывной непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию на тему: «В гостях у Зимы» (подготовительная гр...
Конспект по ФЭМП С использованием ТРИЗ технологии в старшей группеКонспект по ФЭМП С использованием ТРИЗ технологии в старшей группе.
Конспект по ФЭМП С использованием ТРИЗ технологии в старшей группе....
« Использование современных технологий в работе с дошкольниками по формированию у детей представлений о здоровом образе жизни и основах безопасности жизнедеятельности в Использование современных технологий в работе с дошкольниками по формированию у детей
laquo; Использование современных технологий в работе с дошкольниками по формированию у детей представлений о здоровом образе жизни и основах безопасности жизнедеятельности в Использование современных...