педагогический проект "Лабиринты умных игр"
методическая разработка (средняя, старшая группа)
Интенсивное интеллектуальное развитие дошкольников, посредством игрового пространства В. Воскобовича
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ped_proekt_rudenko_2712z.docx | 19.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Паспорт проекта
Цель:
Интенсивное интеллектуальное развитие дошкольников, посредством игрового пространства В. Воскобовича
Задачи проекта:
• Развитие у ребенка познавательного интереса и исследовательской деятельности.
• Развитие наблюдательности, воображения, памяти, внимания,логического мышления и творчества.
• Формирование базисных представлений (об окружающем мире, математических, речевых умений.
• Развитие мелкой моторики.
Актуальность темы
Первые игры Воскобовича появились в начале 90-х. "Геоконт", "Игровой квадрат" (сейчас это "Квадрат Воскобовича"), сразу привлекли к себе внимание. С каждым годом их становилось все больше - "Прозрачный квадрат", "Прозрачная цифра", "Домино", "Планета умножения", серия "Чудо-головоломки", "Математические корзинки". Появились и первые методические сказки.
Игра создает условия для проявления творчества, стимулирует развитие творческих способностей ребенка. Взрослому остается лишь использовать эту естественную потребность для постепенного вовлечения ребят в более сложные формы игровой активности.
Практика дошкольного образования показывает, что на успешность обучения влияет не только содержание предлагаемого материала, но также форма его подачи, которая способна вызвать заинтересованность ребенка и его познавательную активность.
Еще древние римляне говорили, что корень учения горек. Но зачем учить с горькими и бесполезными слезами тому, чему можно выучиться с улыбкой? Если интересно построить занятие, корень учения может изменить свой вкус и даже вызвать у детей здоровый аппетит.
Знания, данные детям в занимательной форме, усваиваются быстрее, прочнее и легче, чем те, которые представлены сухими упражнениями. Народная мудрость создала игру, которая является для ребенка наиболее подходящей формой обучения.
Игры дают хороший результат лишь в том случае, если ясно представляешь, какие задачи могут быть решены в процессе их проведения и в чем особенности проведения этих занятий на ступени раннего детства. Психологами и педагогами доказано, что знания, усвоенные без интереса, не окрашенные собственным положительным отношением, эмоциями, не становятся полезными - мертвый груз. Здесь можно выделить работы Б. Г. Ананьева, А. Н. Леонтьева, С. С. Рубинштейна и др.
Занимательность может быть задана необычайной формой обучения. Надо только найти золотую середину: не усложнять - дети не поймут и не упрощать, облегчая учение, - дети будут постоянно искать легкие пути, чтобы поменьше трудиться. Получая пищу для своего ума, ребенок охотно участвует в занятиях, ждет их, радуется им.
С помощью дидактических игр и заданий на смекалку, сообразительность, задач-шуток уточняются и закрепляются представления детей о числах, об отношениях между ними, о геометрических фигурах, временных и пространственных отношениях.
Занимательный материал не только увлекает ребенка, но и способствует совершенствованию наблюдательности, внимания, памяти, мышления и речи дошкольника. Стихотворный материал, загадки, считалки применяются в зависимости от целей познавательного общения. Возможности их использования широки: на групповых занятиях в детском саду, при индивидуальной работе с детьми в семье, на викторинах, досугах, праздниках, в ходе познавательной беседы, в игротеке, когда дети принимают родителей в гости и играют с ними в математические игры.
К старшему дошкольному возрасту заметно возрастают возможности инициативной преобразующей активности ребенка. Этот возрастной период важен для развития познавательной потребности, которая находит отражение в форме поисковой, исследовательской деятельности, направленной на «открытие» нового, которая развивает продуктивные формы мышления. Задача взрослого – не подавлять ребенка грузом своих знаний, а создавать условия для самостоятельного нахождения ответов на свои вопросы «почему» и «как», что способствует развитию познавательной компетенции детей.
Учитывая актуальность значения, которая имеет игровая деятельность в развитии познавательной активности детей, их интеллектуальных способностей, была выбрана тема проекта.
Гипотеза:
Интеллектуальное развитие будет осуществляться эффективнее, если в практике ДОУ будет реализована игровая технология В. Воскобовича «Сказочные лабиринты игры», направленная на помощь ребенку в преодолении проблем математического характера, развитие активных форм мышления
Основные принципы игр
-интерес
- познание
- творчество
Характеристика развивающих игр
1.Многофункциональность.
2.Широкий возрастной диапазон участников игр
3.Сказочная «огранка»
4. Творческий потенциал.
5. Конструктивные элементы.
6. Образность и универсальность.
Направленность игры
1.развивают у ребенка воображение и логическое мышление
2.обучают чтению
3.формируют математические навыки
4.направленны на конструирование и моделирование
5. развитие навыков исследовательской деятельности и творческого потенциала
Месяц | Используемые игры | Программное содержание | Итоговое занятие |
сентябрь | «Цифроцирк» «Буквоцирк» Коврограф «Двухцветный квадрат Воскобовича» «Чудо-крестики2» «Четырёхцветный квадрат Воскобовича» «Шнур Малыш» «Прозрачный квадрат» «Геоконт» «Лабиринты цифр» | Знакомство детей с цифрами и числами натурального ряда, порядковым и количественным значением числа. Усвоение счёта и отсчёта в пределах десяти. Развитие внимания, произвольной памяти, операций логического мышления, воображения, речи. Знакомство с гласными буквами, звуковым анализом слова. Развитие сенсорных способностей (цвет и форма), элементарных математических представлений. Развитие конструктивных способностей детей, воображения, мелкой моторики рук. Развитие воображения, творческих и сенсорных способностей. Продолжать учить детей ориентироваться в пространстве, различать геометрические фигуры. | Логико – математическая игра «Как проходят занятия в школе волшебства» Цель: развитие творческих способностей, операций логического мышления и самостоятельности; умений рисовать геометрические фигуры по заданным точкам, разделять изображение на части; составлять по силуэтной схеме фигурки из частей. |
«Цифроцирк» «Буквоцирк» Коврограф «Двухцветный квадрат Воскобовича» «Чудо-крестики2» «Четырёхцветный квадрат Воскобовича» «Шнур Малыш» «Прозрачный квадрат» «Геоконт» «Лабиринты цифр» «Математические корзинки» | |||
Анализ результативности проекта
• Дети проявляют познавательную активность, творческую инициативу, стараются преодолевать трудности в совместной с воспитателем и самостоятельной деятельности.
• Повышение педагогической грамотности и заинтересованности родителей в ФЭМП у детей.
• Оформление уголка занимательной математики.
• Изготовление дидактических игр по математике: «Найди нужный предмет», «Составь предмет из счетных палочек».
• Проведение итогового занятия «Математическое королевство» для родителей.
Литература
• Принципы методики Воскобовича. Автор методики Вячеслав Вадимович Воскобович.
• Демидова Н. В. «Развивающие игры Воскобовича». Образовательные проекты «Совёнок» для дошкольников. – 2013. – № 5.
• Т. И. Ерофеева, Л. Н. Павлова, В. П. Новикова «Математика для дошкольников» - М. ; Просвещение 1992г.
• З. А. Михайлова «Занимательные игры и упражнения математического содержания в самостоятельной детской деятельности» Дошкольное воспитание – 2002 №8
•З. А. Михайлова «Занимательные материалы в обучении дошкольников элементарной математике» – СПб. : Детство-Пресс, 2001.
•З. А. Михайлова «Игровые занимательные задачи для дошкольников» – М. : Просвещение, 1990.
• И. Морозова «Развитие элементарных математических представлений: Конспекты занятий: Для работы с детьми 5-6 лет» – М. Мозаика-Синтез, 2007.
•В. П. Новикова «Математика в детском саду. Старший дошкольный возраст» – М. : Мозаика-Синтез, 2002.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический проект "Умные пальчики"
Данный проект направлен на реализацию системы занятий по изготовлению различных видов аппликаций с использованием нетрадиционных техник, предполагает развитие мелкой моторики руки у детей....
Коррекционно-педагогический проект "Умные пальчики-умные детки!"
Применение Су-Джок массажёров способствует созданию функциональной базы для перехода на более высокий уровень двигательной активности мышц и возможность для оптимальной речевой работы с ребенком, повы...
Педагогический проект "Умные игры"
Научить детей и родителей умным играм...
Педагогический проект "Умные пальчики"
Необходимость развития тонких движений пальцев у детей давно признана педагогами, но назрела необходимость подключить к этому процессу и родителей.Вот почему мною и был составлен проект «Умные пальчик...
Педагогический проект «УМНЫЕ ПАЛЬЧИКИ»
По повышению коммуникативных способностей и развитию мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста...
Педагогический проект "Умная игрушка"
Данный проект содержит игрушки и игровые пособия, созданные родителями и педагогами, а также карты дидактического ресурса к ним....
Педагогическая разработка «Умная доска для детей» — делаем интересную игрушку самостоятельно.
Когда малыш подрастает, он все активнее начинает интересоваться взрослым миром — его интересуют выключатели и розетки, всевозможные кнопки и телефоны, защелки и замочки. Однако все эти вещи част...