Методическая разработка «Нейроигры как средство развития межполушарных связей у детей дошкольного возраста»
методическая разработка
Нейроигры как средство развития межполушарных связей
у детей дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka.docx | 19.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка
«Нейроигры как средство развития межполушарных связей
у детей дошкольного возраста»
Автор: Ковалева Наталья Николаевна
Организация: МБДОУ д/с «Звездочка»
Населенный пункт: г. Зерноград
Межполушарное взаимодействие – это особый механизм объединения левого и правого полушария в единую интегративную, целостно работающую систему. Развитие межполушарных связей построено на упражнениях и играх, в ходе которых задействованы оба полушария мозга. Одним из вариантов межполушарного взаимодействия является работа двумя руками одновременно, в процессе чего активизируются оба полушария, и формируется сразу несколько навыков: согласованность движений рук и согласованность движений глаз. А если мы параллельно отрабатываем и правильное произношение звука – то еще и согласованность языка.
Нейропсихология – это междисциплинарное научное направление, лежащее на стыке психологии и нейронауки, нацелена на понимание связи структуры и функционирования головного мозга с психическими процессами и поведением живых существ.
Нейропсихологи утверждают, что нарушение межполушарного взаимодействия у детей в дальнейшем является одной из причин недостатков речи, чтения и письма.
В настоящее время актуальным является использование нейропсихологического подхода в развитии детей дошкольного возраста.
Данный подход основывается на последних современных исследованиях в области физиологии, и нейропсихологии, в которых рассматриваются пути коррекции психического развития детей.
Эффективность нейроигр состоит в том, что они являются прежде всего здоровьесберегающей технологией, способствуют развитию всех психических процессов. Посредством применения нейроигр замечено улучшение когнитивного развития дошкольников.
Нейроигры способствуют улучшению всех психических процессов ребенка (внимания, памяти, мышления, речи и др.), а так же развитию его эмоционально-волевой сферы. Улучшение мозгового кровообращения, развитие новых нейронных связей в коре головного мозга, приводит к повышению стрессоустойчивости, обучаемости, адаптированности, снижению конфликтности, возбудимости.
Применение нейроигр при коррекции речевых нарушений у детей.
Нейроигры – это различные телесно-ориентированные упражнения, которые позволяют через тело воздействовать на мозговые структуры. Основная их задача - формирование новых нейронных связей. Именно нейронные связи помогают в формировании высших психических функций в том числе и коррекции некоторых речевых нарушений. Нейроигры будут полезны для всех детей, а особенно для детей с особыми возможностями здоровья, это универсальный инструмент в работе педагога.
Ежедневное применение нейроигр в работе с детьми способствует достижению следующих результатов:
- синхронизируется работа полушарий;
- повышается стрессоустойчивость, устойчивость и произвольность внимания, снижается утомляемость;
- развивается мелкая и крупная моторика, ускоряется формирование пространственных представлений;
- совершенствуются мыслительная деятельность, память, речь.
Какие проблемы можно решить с помощью Нейроигры:
- ребенок слишком активен, или, наоборот, медлителен;
- не способен концентрироваться;
- долго "включается" в задание;
- для переключения с одного задания на другое, необходимо время,
- ему сложно запомнить и выполнить инструкцию из 2-4 действий;
- нетерпелив, раздражителен, возбудим, проявляет необоснованную
агрессию;
- быстро утомляется, часто отвлекается.
Замечено, что использование нейроигр способствует улучшению концентрации внимания, обучаемости, развитию памяти, интеллектуальных способностей, улучшение мелкой моторики, пространственного восприятия и воображения.
Таким образом, использование нейроигр в практике работы с детьми дошкольного возраста оправдано и способствует развитию личности дошкольника.
Виды нейропсихологических игр и упражнений:
Игра «НейроЛадошки»
Под диктовку ребенку необходимо показывать нужные объекты левой или правой рукой. Дотрагиваясь соответствующим пальцем руки, как на картинке Объекты могут быть абсолютно разные: дикие и домашние животные, цифры, числа, русский и английский алфавит, местоимения, синонимы и т.д. Можно играть всем классом или группой на скорость. Можно делиться на команды или научить детей играть вдвоем.
Игра « Нейропризнаки»
Одновременно двумя руками находим одной рукой все красные, круглые, маленькие объекты, и зачеркиваем их линией. А другой рукой находим всежелтые, овальные, большие объекты, отмечая их точками.
«Нейротаблица на внимание»
В данной игре необходимо одновременно двумя руками находить одинаковые объекты слева и справа. Объекты могут быть абсолютно разные: дикие и домашние животные, цифры, числа, русский и английский алфавит, местоимения, синонимы и т.д. Можно играть всем классом или группой на скорость. Можно делиться на команды или научить детей играть вдвоем
Упражнение «Нейроритмика»
Цель упражнения: переключение внимания, умение слушать и держать темп.
Объекты и движения могут быть абсолютно разные. Можно играть всем классом или группой на скорость. Можно делиться на команды или научить детей играть вдвоем.
Упражнение «Капитанское»
Одна рука приложена козырьком к бровям, а вторая рука показывает знак "Класс". Меняем руки местами.
Упражнение «Колечки»
Цель: развитие межполушарного взаимодействия через согласование разнотипных движений рук.
На одной руке большой палец последовательно соединяется со всеми остальными пальцами, начиная с указательного пальца. То же самой делает другая рука, но начинает с мизинца.
Задача – делать упражнение одновременно двумя руками.
Упражнение «Зеркало»
Выполнять его необходимо в паре. Два ребенка встают друг против друга и договариваются о своих ролях: один – ведущий, второй – «зеркало». Руки участников подняты на уровень груди и повернуты ладонями навстречу друг другу. Ведущий начинает производить хаотичные движения руками, а «зеркало» пытается отразить их в том же ритме. Меняются ролями.
Упражнение «Резиночки»
Эта игра полезна для развития мелкой моторики, внимания, пространственной ориентировки. Здесь есть специальные карточки со схемами одевания резинок на пальцы. Такую игру легко сделать самим. Так же полезен вариант без использования карточек по словесной инструкции Одень на указательный пальчик левой руки розовую резинку, на безымянный пальчик правой руки- синюю и т.д. Таким образом закрепляем названия пальцев и понятия: «право-лево».
Список использованной литературы и Интернет-ресурсы:
1. Сиротюк А.Л. Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения. – М.: ТЦ Сфера, 2003
2. Сиротюк А.Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников. — М: ТЦ Сфера, 2001.
3. Павлова Н.Н, Руденко Л.Г. Экспресс-диагностика в детском саду. - С-П. : «Генезис», 2017
4. Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. М.: Академия, 2002
5. https://razvivashka.online/metodiki/gimnastika-dlya-mozga#i
6. Семенович А.В./Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза: Учебное пособие. -М.: Генезис,2012
7. Нейропсихологическая профилактика и коррекция. Дошкольники: Учебно методическое пособие/ под ред. А.В. Семенович. – М.: Дрофа, 2014
8. http://www.myshared.ru/slide/1344762/
9. https://pandia.ru/text/86/111/49485.php
11. https://vk.com/wall-165852117_46825
13. https://logoportal.ru/statya-18172.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Использование кинезиологических упражнений для развития межполушарных связей у детей дошкольного возраста на физкультурных занятиях».
Анализируя научные источники, я узнала, какое положительное воздействие оказывает кинезиология и кинезиологические упражнения на развитие ребенка и стала частично применять их в своей работе, в качест...
ПАЛЬЧИКОВЫЙ ТРЕНИНГ КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МЕЖПОЛУШАРНЫХ СВЯЗЕЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Мастер-класс по теме "ПАЛЬЧИКОВЫЙ ТРЕНИНГ КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МЕЖПОЛУШАРНЫХ СВЯЗЕЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА" для педагогов ДОУ...
Выступление на педсовете. Совершенствование личностно-развивающей среды для развития межполушарных связей у детей дошкольного возраста
О том, как можно обогатить среду, что бы успешно развивать межполушарные связи у детей дошкольного возраста....
Методическая разработка "Нейроигры как средство развития межполушарных связей у детей дошкольного возраста"
Сегодня все чаще в работе с детьми используется нейропсихологический подход, теоретическая основа, которого была разработана А.Р. Лурия и его сотрудниками (Л.С. Цветковой, Е.Н. Винарской, Е. Д. Хомско...
Развитие межполушарных связей у детей дошкольного возраста
Развитие межполушарных связей у детей дошкольного возраста...
«Нейроигры как средство развития межполушарных связей у детей дошкольного возраста»
laquo;Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые рукиснова способствуют развитию мозга» Иван Петрович Павлов...
«НЕЙРОИГРЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МЕЖПОЛУШАРНЫХ СВЯЗЕЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
laquo;НЕЙРОИГРЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МЕЖПОЛУШАРНЫХ СВЯЗЕЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» Парфенова Яна Александровна воспитатель МБДОУ « Детский сад « Карамелька&ra...