Конспект НОД по развитию читательской грамотности на тему: «Произведения Н. Носова».
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Назарова Нина Николаевна

Углублять и расширять знания детей о творчестве Н.Н. Носова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nazarovya_n.n.docx22.98 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по развитию читательской грамотности в подготовительной группе

на тему: «Произведения Н. Носова».

Составила Назарова Н.Н.

Цель: Расширение представлений детей о творчестве Н.Н.Носова.

                                              Задачи:

Образовательные: Углублять и расширять знания детей о творчестве Н.Н. Носова.

Развивающие: Совершенствовать грамматический строй речи. Развивать связную речь детей (упражнять детей в составлении предложений со сложноподчинённым союзом потому что). Развивать слухоречевую память, внимание. Развивать фонематическое восприятие. Развивать умение координировать речь с движениями.

Воспитательные: формировать навыки сотрудничества на занятии, умение слушать своих товарищей. Прививать любовь к книгам.

Материалы:
 Портрет Н. Носова, картинки и предметы из произведений Н. Носова (нитки, иголка, шляпа, лопатка, мороженое).

Начало НОД.

Психогимнастика (приветствие)

Доброе утро лесам и полям!           (руки вверх)

Доброе утро скажу всем друзьям!    (руки в стороны)

Доброе утро, родной детский сад!

Видеть друзей своих очень я рад!    (хлопают в ладоши)

Беседа « Чему учат книги?»

- Как хорошо, что у нас есть друзья! Правда, ребята? А что ещё может быть другом?

-Чтобы знаний набираться,

Чаще обращайся к ней.

Никогда не расставайся,

Станешь с ней в сто раз умней  (книга)

Конечно, ведь не зря говорят: «Книга – лучший друг». Как вы думаете, почему так говорят? Для чего нужны книги? (Они учат правильно себя вести, бережно относиться к природе, доставляют радость)  

- А кто пишет книги? (Поэты, писатели)

- Каких детских писателей вы знаете? (А. Барто, С. Михалков, К. Чуковский,

Н. Носов).

- Сегодня мы вспомним рассказы детского писателя Н. Н. Носова. Чем вам запомнились произведения Носова? Какие у него рассказы? (Веселые, смешные, поучительные, забавные, интересные.) О ком и для кого писал Н. Носов?

-Ребята, смотрите, кто это? (Незнайка)

-Как вы думаете, почему он здесь? (герой произведений Носова)

 -Ребята, Незнайка сделал выставку книг Н. Носова. Это веселые, смешные, поучительные, забавные, интересные книги с рассказами, настоящий подарок от замечательного писателя. 

Основная часть.

1.Рассказ воспитателя о жизни и творчестве Н. Носова.

 - Николай Николаевич Носов родился 23 ноября 1908 года в Киеве. Его отец был актером, мать воспитывала четырех детей. Она была рукодельницей и певуньей, очень чутким человеком. Николай с детства был замкнутым и неуверенным в себе человеком. С детства его увлечения были разносторонними. Он занимался музыкой, пением и любительским театром, увлекался точными науками: химией, электротехникой, шахматами, фотографией.

   Как же получилось, что «ворчливый дяденька» Николай Носов все-таки стал известен нам не как химик, фотограф или кинорежиссер, а именно как детский писатель? Николай Носов любил рассказывать своему сыну разные смешные истории, придумывая их на ходу. Постепенно он понял, что сочинять для детей наилучшее занятие. Фантазия – вот то качество, которое храня память детства, помогло Николаю Носову стать одним из самых любимых и известных детских писателей. И первый рассказ “Затейники” был опубликован в журнале “Мурзилка” в 1938 году.

Герои рассказов Н. Носова с первых минут завоевывают сердца читателей. Наивные, озорные, любознательные непоседы постоянно попадают в необычные, часто смешные ситуации.

2.Физминутка.

Будем прыгать, как лягушка,

Чемпионка-попрыгушка.

За прыжком — другой прыжок,

Выше прыгаем, дружок!       (Прыжки.)

Вверх рука и вниз рука.

 Потянули их слегка.

Быстро поменяли руки!

Нам сегодня не до скуки.  (Одна прямая рука вверх, другая вниз, рывком менять руки.) 

Приседание с хлопками:

Вниз — хлопок и вверх — хлопок.

 Ноги, руки разминаем,

Точно знаем — будет прок.     (Приседания, хлопки в ладоши над головой.) 

Крутим-вертим головой,

Разминаем шею. Стой!      (Вращение головой вправо и влево.)

3.Беседа по произведениям Н. Носова.

- Ребята, давайте вспомним рассказы Н. Носова, которые мы уже читали.

  • - В каком рассказе Н. Носова шляпа сама двигалась? («Живая шляпа»)

- Как мальчики узнали секрет шляпы? (швыряли картошкой, и шляпа подскочила кверху)

- Что делали мальчики до того, как увидели «Живую шляпу»? (Раскрашивали картинки)

- Кто сидел под шляпой? (Котенок)

        - Как назывался рассказ, строки из которого я прочту: «А когда ребята ушли, он быстро оделся, нацепил коньки и выскочил во двор. Чирк коньками по снегу, чирк! И кататься-то как следует не умеет! Подъехал к горке.

— О, говорит, — хорошая горка получилась! Сейчас скачусь.

Только полез на горку — бух носом!

— Ого! — говорит. — Скользкая!

Поднялся на ноги и снова — бух! Раз десять падал. Никак на горку взобраться не может.

«Что делать?» — думает.

Думал, думал — и придумал:

«Вот сейчас песочком посыплю и заберусь на нее.» («На горке»)

Как ребята проучили Котьку? (Заставили исправлять горку)

- Изменился ли Котька к концу рассказа? Что изменило его? (Изменился. Ему  понравилось трудиться. Он еще и ступеньки к горке приделал)

- Чему же учит этот рассказ? (Уважать труд других, быть трудолюбивым).

     -  Как – то попросил мальчишка

Маму залатать штанишки.

Мать сказала: «Ай – ай – ай!

Сам порвал – сам зашивай!» («Заплатка»)

- О чем Бобка разговаривает с мамой? (Просит ее пришить заплатку)                                - Сумел он сам пришить заплатку? Почему? ( Не сумел, потому что торопился, не старался)

-Почему на этой картинке Бобка такой гордый? ( У него получилась красивая заплатка).

- Так что же нужно для того, чтобы любое дело получалось хорошо? (Усидчивость, терпение, трудолюбие)

  • Небылицы целый день

Им придумывать не лень

Мы пилоты, каскадеры

Из рассказа …..(«Фантазёры»)

-Почему рассказ называется «Фантазеры»?                                                            

- Почему Мишутке и Стасику не стыдно придумывать и рассказывать небылицы?                                                                                                                                            - Почему ребята не захотели дружить с Игорем?

- Как можно отличить ложь от игры? (Игра ото лжи отличается тем, что не приносит никому неприятностей).

4. «Попади в цель».

Каждой команде дается картофель и шляпа. Необходимо картофелем попасть в шляпу. Побеждает та команда, которая больше совершила точных попаданий.

5. « Из какого рассказа предмет?» На столе  лежат предметы из произведений Н. Носова (нитки, иголка, шляпа, лопатка, мороженое), детям необходимо рассказать в каком рассказе присутствовали эти предметы.

6. Чтение отрывка из рассказа Н. Носова «Огурцы».

- А с этим рассказом Н. Носова вы ещё не знакомы. Называется он «Огурцы». Хотите послушать?

Один раз Павлик взял с собой Котьку на реку ловить рыбу. Но в этот день им не повезло: рыба совсем не клевала. Зато когда шли обратно, они забрались в колхозный огород и набрали полные карманы огурцов. Колхозный сторож заметил их и засвистел в свисток. Они от него бежать. По дороге домой Павлик подумал, как бы ему дома не досталось за то, что он лазит по чужим огородам. И он отдал свои огурцы Котьке.

Котька пришел домой радостный:

- Мама, я тебе огурцов принес!

Мама посмотрела, а у него полные карманы огурцов, и за пазухой огурцы лежат, и в руках еще два больших огурца.

- Где ты их взял? - говорит мама.

- На огороде.

- На каком огороде?

- Там, у реки, на колхозном.

- Кто ж тебе позволил?

- Никто, я сам нарвал.

- Значит, украл?

- Нет, не украл, а так просто... Павлик брал, а мне нельзя, что ли? Ну, и я взял.

Котька начал вынимать огурцы из карманов.

- Постой, постой! Не выгружай! - говорит мама,

- Почему?

- Сейчас же неси их обратно!

- Куда ж я их понесу? Они на грядке росли, а я сорвал. Все равно они теперь уже расти не будут.

- Ничего, отнесешь и положишь на той же грядке, где сорвал.

- Ну, я их выброшу.

- Нет, не выбросишь! Ты их не садил, не растил, не имеешь права и выбрасывать.

Котька стал плакать:

- Там сторож. Он нам свистел, а мы убежали.

- Вот видишь, что делаете! А если б он поймал вас?

- Он не догнал бы. Он уже старенький дедушка.

- Ну как тебе не стыдно! - говорит мама. - Ведь дедушка за эти огурцы отвечает. Узнают, что огурцы пропали, скажут, что дедушка виноват. Хорошо будет?

Мама стала совать огурцы обратно Котьке в карман. Котька плакал и кричал:

- Не пойду я! У дедушки ружье. Он выстрелит и убьет меня.

- И пусть убьет! Пусть лучше у меня совсем не будет сына, чем будет сын вор.

- Ну, пойдем со мной, мамочка! На дворе темно. Я боюсь.

- А брать не боялся?

Мама дала Котьке в руки два огурца, которые не поместились в карманах, и вывела его за дверь.

- Или неси огурцы, или совсем уходи из дому, ты мне не сын!

- Как вы думаете, что произошло дальше? (Предположения детей) Об этом мы узнаем вечером, когда дочитаем рассказ.

Итог НОД.

- Ребята, что интересного вы узнали из книг Н. Носова? Почему вам нравятся произведения Носова?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект литературной викторины в старшей группе по теме: «Произведения Николая Носова».

Литературная игра-викторина по произведениям Николая Носова в старшей группе....

Конспект занятия по развитию читательских умений. Тема: Русская народная сказка «Сивка – Бурка».

Цели:·         Образовательные:1.    познакомить детей с русской народной сказкой «Сивка - Бурка»;2.    учить д...

Конспект НОД по развитию читательских умений Тема занятия: «Дружба дружбе рознь, а иную хоть брось». Книги В. Осеевой о детях.

Цель:-знать   понятия   «дружба»,    «эгоизм»,    «зависть»,о творчестве В.Осеевой; -обучать умению отличать настоящую дружб...

Конспект НОД по развитию читательских умений Тема: Рассказ Н.Н. Носова «Огурцы».

Цель:- продолжать знакомить детей с творчеством детского писателя Н. Н. Носова;- совершенствовать умение давать краткие и развёрнутые ответы на вопросы по содержанию текста;- акцентировать внимание де...

Конспект занятия по развитию читательских умений. Тема: Путешествие по стихам С.В. Михалкова.

Цель:  Заинтересовать детей творчеством С.В. Михалкова (воспитательное значение); уточнить знания детей о творчестве С.В. Михалкова; учить осмысливать и оценивать характеры персонажей его стихов,...

Конспект НОД по развитию читательских умений Тема:« Русские народные сказки. «Василиса Прекрасная» .

Цель: ознакомление детей с народными сказками.Программные задачи:Развивающие – развивать образное мышление, активную речь, умение связно выразить мысль;Образовательные – формировать понима...

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию (развитие читательских умений) Тема: Агния Барто. «Как Вовка бабушек выручил. Как Вовка стал старшим братом»

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию (развитие читательских умений)Подготовила воспитатель группы общеразвивающей направленности детей 5-6 лет №8 «Мозаика» Сидорова Д...