Дополнительная общеразвивающая образовательная программа «Сити-фермерство»
методическая разработка (подготовительная группа)
Не секрет, что дошкольники, живущие в городах, зачастую имеют недостаточные представления о сельском хозяйстве, мало общаются с природой, не имеют практики выращивания растений, овощных культур. Решением этой проблемы может стать дополнительная общеразвивающая образовательная программа«Сити-фермерство» исследовательско – познавательного характера.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
siti_fermerstvo_kuzmina_podgotovitelnaya_gruppa_1.docx | 47.28 КБ |
Предварительный просмотр:
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
АДМИНИСТРАЦИИ СЕРГИЕВО-ПОСАДСКОГО
МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №6 – ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА»
141307, г. Сергиев Посад, ул. Победы, 10
тел/факс. 8 (496) 545-62-14
Рассмотрено на заседании педагогического совета МБДОУ «Детский сад № 6 – центр развития ребенка» от «____»__________2021г. Протокол № ____ | УТВЕРЖДАЮ: Заведующий МБДОУ «Детский сад № 6 – центр развития ребенка» _______________Е.Н. Бачинская «_____»______________2021г. |
Дополнительная общеразвивающая образовательная программа
«Сити-фермерство»
Возраст обучающихся 6 -7 лет
Срок реализации 1 год
Автор – составитель:
Кузьмина Ольга Николаевна
воспитатель 1 квалификационной категории
г. Сергиев Посад
2021
1. Пояснительная записка
1.1 Направленность
Дополнительная общеразвивающая программа кружка «Сити- фермерство» относится к естественнонаучной направленности.
Программа предназначена для детей дошкольного возраста 6 – 7 лет
1.2 Актуальность
В скором времени на российском рынке труда появятся новая востребованная профессия - сити-фермер. Сити-фермер - специалист по обустройству и обслуживанию агропромышленных хозяйств (в том числе выращиванию продуктов питания) на крышах и стенах небоскребов мегаполисов.
Сити-фермерство – это перспективное направление в сельском хозяйстве, когда продукты (овощи, ягоды, зелень) выращиваются в городе, а не за его пределами. Это общемировой тренд: такой подход дает колоссальную экономию на логистике и ресурсах, что очень актуально для перенаселенных территорий. Сокращение затрат позволяет снизить стоимость продукции, не говоря уже о том, что люди получают возможность есть свежие овощи и зелень, которые не преодолели тысячи километров пути, чтобы попасть на стол к покупателю.
Дошкольники, живущие в городах, зачастую имеют недостаточные представления о сельском хозяйстве, мало общаются с природой, не имеют практики выращивания растений, овощных культур. Решением этой проблемы может стать дополнительная общеразвивающая образовательная программа «Сити-фермерство» исследовательско – познавательного характера.
Цель и задачи
1.3 Цель: Формирование представлений у детей старшего дошкольного возраста о ведении фермерского хозяйства в городских условиях.
1.4 Задачи:
- знакомство с профессией сити-фермер;
- расширение представлений об особенностях выращивания культурных растений в городских условиях.
- формирование у детей понятия взаимосвязи "природа и люди": люди сажают, выращивают и ухаживают за растениями, растения вырастают, радуют людей своей красотой, кормят своими плодами.
- обобщение представлений о необходимости света, тепла, влаги, почвы, грунта для роста растений.
- освоение методов научного познания мира и развитие исследовательских способностей, с наклонностями в области естественных наук (сфера деятельности «человек-природа»).
- развитие чувства ответственности за благополучное состояние растений.
- воспитание уважение к труду, бережное отношение к его результатам.
- развитие познавательных и творческих способностей.
- формирование положительных взаимоотношений ребенка со взрослыми и со сверстниками.
- развитие чувства общности детей в группе и навыки сотрудничества.
- развитие умения планировать свою деятельность и работать на результат.
1.5 Принципы образовательного содержания Программы:
На занятиях сформирована структура деятельности, создающая условия для развития познавательных способностей воспитанников. Основные дидактические принципы программы: доступность и наглядность, последовательность и систематичность обучения и воспитания, учёт его возрастных и индивидуальных особенностей детей. Обучаясь по программе, дети проходят путь от простого к сложному, возвращаясь к пройденному материалу на новом, более сложном творческом уровне.
1.6 Отличительные особенности
Основной формой реализации программы является практическая деятельность воспитанников старшей группы. Практическая деятельность включает в себя не только освоение и выполнение конкретных трудовых приемов, она подразумевает также включение детей в поисковую, исследовательскую, аналитическую деятельность, связанную с выполняемыми работами.
При реализации программы применяются проектно-исследовательские технологии, игровые, личностно-ориентированные, коммуникативные и здоровьесберегающие.
В качестве рефлексии – подготовка, оформление и исследовательских работ.
Занятия сочетают принцип группового обучения с индивидуальным подходом.
Выращивать различные культуры из семян и луковиц можно в зимне-весенний период в помещении группы, используя для этого огород на подоконнике. Изменения в природе побуждают детей не только изучать растения, но и бережно к ним относиться, ухаживать за обитателями уголка природы.
Огород на подоконнике — отличный способ, познакомить детей с основными агротехническими приёмами выращивания овощей, научить выращивать овощи на подоконнике и познакомить детей с основными агротехническими приёмами их выращивания.
1.7 Педагогическая целесообразность
Педагогическая целесообразность Программы обусловлена развитием исследовательских способностей детей через наблюдение и практическое мастерство. Целый ряд специальных заданий на наблюдение, сравнение, домысливание, фантазирование служат для достижения этого.
Программа направлена на то, чтобы у детей были сформированы представления о выращивании овощей и правила ухода за ними; дети овладеют рядом практических навыков по уходу за растениями. Сформируются знания детей о том, что для роста и развития растений необходим солнечный свет, тепло, вода, хорошая питательная среда и своевременный уход. Дети научатся пользоваться орудиями труда, разовьются старательность, аккуратность, бережное отношение к природе, будет создан положительный эмоциональный фон от общения с природой, привьется любовь к труду, стремление быть полезным.
1.8. Интеграции образовательных областей
Образовательная область | Решаемые задачи |
Познавательное развитие | Знакомство с профессией сити-фермер. Расширение представлений об особенностях выращивания культурных растений в городских условиях. Формирование у детей понятия взаимосвязи "природа и люди. Обобщение представлений о необходимости света, тепла, влаги, почвы, грунта для роста растений. Освоение методов научного познания мира и развитие исследовательских способностей, с наклонностями в области естественных наук (сфера деятельности «человек-природа»). |
Речевое развитие | Развитие речи как средства общения, обогащение и активизация словаря, развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи. Стимулирование инициативности и самостоятельности дошкольников в речевом общении с взрослыми и сверстниками. Обучение рассуждению, выводам |
Художественно-эстетическое развитие | Развитие эстетических чувств (умения увидеть и прочувствовать красоту природы, гармонию форм и красок природы и явлений, происходящих в ней, восхититься ею, желания сохранить её). Развивать творческое воображение детей и художественно- эстетический вкус. |
Социально-коммуникативное развитие | Формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира (конкретизация). |
Физическое развитие | Создание эколого-оздоровительной развивающей среды для детей. Накапливать у детей эмоционально-позитивный опыт общения с природой. Учить ребенка осознавать себя частью природы. |
1.9. Адресат программы кружка естественнонаучной направленности «Сити-фермерство» :
Программа ориентирована на детей дошкольного возраста, посещающих дошкольное учреждение 6-7 лет с учетом возрастных, физиологических, психологических особенностей развития.
1.10. Формы и объём реализации образовательной деятельности:
Тематика дополнительного образования кружка «Сити-фермерство» рассчитана на 1 год обучения, в период с октября по май.
Программа естественнонаучного направления кружка «Сити-фермерство» рассчитана на 32 часа и предполагает проведение 1 занятия в неделю, которое состоит из теоретической и практической части, 32 занятия в учебный год, длительность занятий для детей 6-7 лет - 30 минут.
Форма обучения дошкольников - очная.
1.11. Методы текущего контроля: наблюдение, устный фронтальный опрос, беседа, практикум.
1.12. Форма отслеживания и фиксации образовательных результатов – аналитический материал педагога по итогам проведения мониторинга, фото, видеозаписи, дневник наблюдений.
1.13. Форма представления результатов
- Открытые просмотры детской деятельности
- Конкурс «Огород на окне»
1.14. Ожидаемые конечные результаты, важнейшие целевые ориентиры Программы.
Планируемые результаты сформированы на основе целевых ориентиров.
1. Повышение статуса ДО как современного инновационного учреждения дополнительного образования детей.
2. Развитие системы дополнительного образования через реализацию образовательных услуг, ежегодное расширение диапазона образовательных услуг в соответствии с запросами воспитанников и их родителей.
3. Создание комфортной среды и здоровьесберегающего пространства в образовательном учреждении.
УТВЕРЖДЕНО:
Заведующий МБДОУ
"Детский сад № 6
– центр развития ребенка»"
_____________ /Бачинская Е.Н./
Приказ № _____
от «____» _________ 202___г.
Расписание кружка естественнонаучной направленности «Сити-фермерство».
Срок реализации - 1 год.
Количество обучающихся – 30 чел.
Количество групп – 1
Количество учебных недель – 32
Количество учебных дней – 32
Возрастная группа | Группы | Время проведения | День недели | Количество занятий в месяц | Количество занятий в год |
Дети 6-7 лет | Группа №1 | 16.00-16.30 | вторник | 4 | 32 |
2.2 Учебно-тематический план кружка естественнонаучной направленности «Сити-фермерство» (6-7 лет)
Количество обучающихся – 30 чел.
Количество групп - 1
Количество учебных недель – 32
Количество учебных дней – 32
Начало занятий - 01.10.2021, окончание занятий – 31.05.2022
№ п/п | Тема: | Количество часов | Форма контроля |
1. | «Сити-фермер – профессия будущего» | 1 | Беседа |
2. | «Области применения сити-фермерства» | 1 | Беседа |
3. | «Городские и сельские жители: друзья или соперники» | 1 | Беседа |
4. | «Критерии отбора растений для сити-фермерства» | 1 | Беседа, исследование |
«Растения и их роль в жизни человека» | 1 | Беседа, исследование | |
5. | «Рассматривание семян» | 1 | Беседа, исследование |
6. | «Уход за растениями» | 1 | Беседа, исследование |
7. | «Почва и растения» | 1 | Беседа, исследование |
8. | «Почва и растения. Гидропоника» | 1 | Беседа, исследование |
9. | «Гидропоника. Гидропонный сосуд «Травянчик» | 1 | Практическая деятельность |
10. | «Гидропоника. Сбор простейшей гидропонной системы» | 1 | Практическая деятельность |
11. | «Гидропоника. Сбор гидропонной системы для цветов» | 1 | Практическая деятельность |
12. | «Как и чем питаются растения. Что такое питательный раствор» | 1 | Беседа, исследование |
13. | «Приготовление питательного раствора» | 1 | Практическая деятельность |
14. | Дикорастущие и культурные растения. | 1 | Беседа, исследование |
15. | «Наблюдение за прорастанием семян» Оформление дневника наблюдений | 1 | Беседа, исследование |
16. | «Посадка луковиц тюльпана» | 1 | Беседа, исследование |
17. | Наблюдение «Как растут наши тюльпаны» Оформление дневника наблюдений | 1 | Беседа, исследование |
18. | «Опыт-наблюдение: прорастание фасоли в различных условиях (темнота, холод, подоконник)» | 1 | Беседа, исследование |
19. | Наблюдение «Как растет фасоль» Оформление дневника наблюдений | 1 | Беседа, исследование |
20. | «Наблюдение за прорастанием лука в различной среде ( вода, питательный раствор, земля)» | 1 | Беседа, исследование |
21. | Наблюдение «Как растут лук» Оформление дневника наблюдений | 1 | Беседа, исследование |
22. | «Посадка томатов, перца» | 1 | Практическая деятельность |
23. | Наблюдение «Как растут томаты и перцы» Оформление дневника наблюдений | 1 | Беседа, исследование |
24. | «Посадка огурцов» | 1 | Практическая деятельность |
25. | «Посадка огурцов. Подключение огурцов к гидропонной системе. Оформление дневника наблюдений» | 1 | Практическая деятельность |
26. | «Посадка бархатцев и астр» | 1 | Практическая деятельность |
27. | Наблюдение «Как растут бархатцы и астры» Оформление дневника наблюдений | 1 | Беседа, исследование |
28. | «Уход за посадками» | 1 | Практическая деятельность |
29. | «Пересадка рассады» | 1 | Практическая деятельность |
30. | «Наблюдение за пересаженными ростками. Что прижилось, что погибло» | 1 | Беседа, исследование |
31. | Оформление выставки «От семени к ростку» | 1 | Практическая деятельность |
32. | Итоговое занятие «Что мы интересного знаем про растения?» | 1 | Беседа |
2.3. Содержание учебной программы кружка естественнонаучной направленности «Сити-фермерство»
1. «Сити-фермер – профессия будущего»
Познакомить детей с понятием «сити-фермерство», «сити-фермер».
Развивать у детей познавательную активность в процессе знакомства с новой профессией.
2. «Области применения сити-фермерства»
Формировать представление об отраслях: овощеводство, ягодоводство, декоративное цветоводство, дизайн помещений.
Расширять представление об особенностях выращивания культур в отраслях.
3. «Городские и сельские жители: друзья или соперники» Расширять представления детей о понятии «плодородии почвы».
Формировать представление о том, что рост населения Земли сопутствует проблема нехватки продовольствия.
Познакомить с причинами проблем с продовольствием.
4. «Критерии отбора растений для сити-фермерства»
Познакомить с критериями отбора растений для сити-фермерства.
Рассмотреть благоприятные условия выращивания (освещённость, высота растения)
«Растения и их роль в жизни человека» Познакомить детей с разнообразием растений;
Сформировать представления детей о положительной роли растений в жизни человека и всего живого на земле.
Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Пробуждать любознательность, желание самому выращивать растения и ухаживать за ними.
5. «Рассматривание семян»
Дать детям знания о том, что каждое растение имеет семена.
Расширять представления о том, что форма и количество семян у разных растений разное.
6. «Уход за растениями» Закрепить знания об основных потребностях растений.
Расширять знания детей о способах ухода за растениями (полив, мытье, рыхление).
Развивать трудовые умения, соответствующие содержанию знаний.
Воспитывать любовь к растениям, желание ухаживать за ними, умение общаться с природой, как с живым организмом.
7. «Почва и растения»
Через экспериментальную деятельность познакомить детей с составом почвы.
Показать на примере опытов, что в почве есть воздух, вода.
Показать значение почвы для растений и живых организмов.
Развивать умение проводить простейшие опыты, на их основании делать выводы.
Развивать мыслительные способности: анализ, обобщение.
8. «Почва и растения.
Гидропоника»
Познакомить с понятием «гидропоника» , историей возникновения гидропоники и ее применением в наши дни.
Изучить способы и методы выращивания растений без почвы.
9. «Гидропоника.
Гидропонный сосуд «Травянчик» Изготовить своими руками гидропонные сосуды для выращивания растений.
Провести опыты по выращиванию растений методом гидропоники.
10. «Гидропоника.
Сбор простейшей гидропонной системы»
Продолжать знакомиться с понятием «гидропоника».
Провести опыт со сбором простейшей гидропонной системы из пластиковых бутылок.
11. «Гидропоника.
Сбор гидропонной системы
для цветов» Продолжать знакомиться с понятием «гидропоника».
Провести опыт со сбором гидропонной системы для цветов.
12. «Как и чем питаются растения.
Что такое питательный раствор»
Дать детям представление о роли питания в жизни растений.
Показать значение питания для растений и живых организмов.
Развивать умение проводить простейшие опыты, на их основании делать выводы.
Развивать мыслительные способности: анализ, обобщение.
13. «Приготовление питательного раствора»
Продолжать формировать представление о роли питания в жизни растений.
Развивать чувство ответственности за благополучное состояние растений
Продолжать развивать наблюдательность – умение замечать изменения в росте растений, связывать их с условиями, в которых они находятся, правильно отражать наблюдения в рисунке.
Приготовить питательный раствор.
14. Дикорастущие и культурные растения.
Ввести и обосновать классификацию растений как дикорастущие и культурные(по взаимодействию с человеком), познакомить с интересными представителями мира растений.
15. «Наблюдение за прорастанием семян»
Оформление дневника наблюдений.
Формировать представления детей об основных стадиях роста и развития растений (семя, проросток, стебель с листьями).
Учить детей замечать изменения, которые происходят у прорастающих растений; вести дневник наблюдения за развитием растений – фиксируя изменения в дневнике. Воспитывать интерес к растениям, накапливать опыт внимательного и заботливого отношения к растущим растениям.
16. «Посадка луковиц тюльпана»
Учить детей сажать луковицы в землю; соблюдать последовательность действий, требуемых при посеве семян; делать углубление в грунте, перед собой ставить цель, подготавливать инструменты, рабочее место и убирать его за собой.
Закреплять знания об условиях, необходимых для роста и развития цветов (почва, влага, тепло и свет).
17. Наблюдение «Как растут наши тюльпаны»
Оформление дневника наблюдений
Учить детей замечать изменения, которые происходят у прорастающих растений; вести дневник наблюдения за развитием растений – фиксируя изменения в дневнике.
18. «Опыт-наблюдение: прорастание фасоли в различных условиях (темнота, холод, подоконник)»
Учить детей соблюдать последовательность действий, требуемых при посеве семян; делать углубление в грунте.
Формировать у детей понятие о том, что растениям роста необходимы вода и свет.
Закреплять знания о росте и развития растений.
Учить детей устанавливать взаимосвязи между объектами.
19. Наблюдение «Как растет фасоль»
Оформление дневника наблюдений
Учить детей замечать изменения, которые происходят у прорастающих растений; вести дневник наблюдения за развитием растений – фиксируя изменения в дневнике.
20. «Наблюдение за прорастанием лука в различной среде ( вода, питательный раствор, земля)»
Учить детей сажать луковицы в различные среды.
Закреплять знания детей о строении луковицы, об условиях необходимых для роста луковицы, о необходимости света, тепла, влаги почвы, для роста луковицы.
Воспитывать умение трудиться в коллективе.
21. Наблюдение «Как растут лук»
Оформление дневника наблюдений
Учить детей замечать изменения, которые происходят у прорастающих растений; вести дневник наблюдения за развитием растений – фиксируя изменения в дневнике.
22. «Посадка томатов, перца»
Развивать умение лепить с натуры знакомые предметы (фрукты, овощи), передавая их характер и особенности.
Развивать глазомер.
Закреплять навыки аккуратной лепки.
23. Наблюдение «Как растут томаты и перцы»
Оформление дневника наблюдений
Формирование умений изображать предметы по памяти.
Дать представление правильно располагать рисунок на листе бумаги; учить передавать форму и цвета предметов; умение последовательно выполнять рисунок.
Корректировать наблюдательность, пространственное мышление, зрительную память.
Воспитывать интерес к изобразительному искусству и рисования по представлению.
24. «Посадка огурцов»
Учить детей сажать семена в землю; соблюдать последовательность действий, требуемых при посеве семян; делать углубление в грунте, перед собой ставить цель, подготавливать инструменты, рабочее место и убирать его за собой.
25. «Посадка огурцов.
Подключение огурцов к гидропонной системе.
Оформление дневника наблюдений»
Учить собирать гидропонную систему.
Учить детей замечать изменения, которые происходят у прорастающих растений; вести дневник наблюдения за развитием растений – фиксируя изменения в дневнике.
26. «Посадка бархатцев и астр»
Учить детей сажать семена в землю; соблюдать последовательность действий, требуемых при посеве семян; делать углубление в грунте, перед собой ставить цель, подготавливать инструменты, рабочее место и убирать его за собой.
27. Наблюдение «Как растут бархатцы и астры»
Оформление дневника наблюдений
Учить детей замечать изменения, которые происходят у прорастающих растений; вести дневник наблюдения за развитием растений – фиксируя изменения в дневнике.
28. «Уход за посадками»
Закрепить знания об основных потребностях растений; о способах ухода за растениями (полив, рыхление).
Развивать трудовые умения, соответствующие содержанию знаний.
Воспитывать любовь к растениям, желание ухаживать за ними, умение общаться с природой, как с живым организмом. Развивать чувство ответственности за благополучное состояние растений (полив, взрыхление, прополка сорняков)
29. «Пересадка рассады»
Учить детей высаживать рассаду (при высадке рассады соблюдать осторожность, т. к. растения очень хрупкие).
Развивать трудовые умения и навыки, аккуратность при работе с землёй, водой и растениями.
Воспитывать экологическую культуру, бережное отношение к окружающей природе, желание заботиться о ней.
30. «Наблюдение за пересаженными ростками.
Что прижилось, что погибло» Учить детей делать выводы на основании наблюдений.
Воспитывать заботливое отношение к растениям, к природе в целом, способствовать пониманию детей о необходимости сохранять природу для людей и животного мира во избежание природных катаклизмов и продолжению жизни на земле.
31. Оформление выставки «От семени к ростку»
Закрепление полученных знаний.
Развивать умение соотносить цвета при дизайнерском оформлении модели «Огород на подоконнике».
Развивать творческую, познавательную активность, устойчивость внимания, наглядно – действенное мышление, мелкую и общую моторику, композиционные умения.
Развивать трудовые навыки, умение организовывать своё рабочее место в различных видах деятельности.
32. Итоговое занятие
«Что мы интересного знаем про растения?» Закрепить у детей знания о живых объектов. Учить детей формулировать вывод в ходе совершенных практических действий. Воспитывать экологическую культуру, бережное отношение к окружающей природе, желание заботиться о ней.
3. Методическое обеспечение программы.
3.1. Методы обучения:
- наглядный (методы иллюстраций и демонстраций): плакаты, сюжетные картинки, муляжи овощей.
- словесный: беседы, чтение рассказов и стихов, загадки, пословицы и поговорки.
- практический: посадка семян лука, полив, рыхление почвы.
- наблюдения: наблюдение за прорастанием семян лука.
3.2. Форма организации образовательного процесса – групповая.
С целью активизации образовательного процесса, повышения уровня заинтересованности детей, более успешного освоения программного материала предусматриваются такие формы организации занятий, как:
- Беседа
- Игровые - проблемные ситуации
- Игры-фантазии
- Развивающие игры
- Чтение художественных произведений
- Проектная деятельность
- Демонстрация учебных фильмов
3.3. Педагогические технологии:
- Технология группового обучения;
- Репродуктивная технология: технология объяснительно-
иллюстративного обучения;
- Игровая технология;
- Технология исследовательской деятельности;
- Технология проектной деятельности;
- Технология модульного обучения;
- Технология коллективной творческой деятельности;
- Здоровьесберегающая технология;
3.4. Алгоритм учебного занятия:
1. Подготовительный этап: мотивация, объявление темы, постановка целей.
2. Основной этап: организация различных видов детской деятельности, способствующих достижению целей.
3. Заключительный этап: подведение итогов.
3.5 Материально-техническое и информационное обеспечение программы «Сити-фермерство»
Для успешного выполнения поставленных задач в ДОУ созданы все условия:
Предметно-развивающая среда:
-материалы для экспериментирования: лупа, измерительная лента, субстраты для выращивания посадок, гидропонная система, лейки, грабли, палочки, совочки и т.д.
Демонстрационный материал:
- наглядные пособия;
- цветные иллюстрации;
- фотографии;
- схемы;
- образцы;
- необходимая литература.
Техническая оснащенность:
- фотоаппарат;
- диски и флэш-карты с записями (познавательная информация, музыка, видеоматериалы);
- интерактивная доска;
- проектор;
- компьютер;
- демонстрационная магнитная доска.
4. Литература для разработки программы и организации образовательного процесса
1.Анцыперова, Т. А. Экологические проекты как средство формирования познавательного интереса дошкольников к природе / Анцыперова Т. А.// Детский сад от А.до Я. - 2009. - № 1. - С. 152-158.
2.Бобылева, Л. К природе - с добротой: экологическая беседа со старшими дошкольниками / Бобылева Л., Бобылева О.// Дошкольное воспитание. - 2010. - № 4. - С. 38-43.
3.Бодракова, Н. И. Экологическое воспитание дошкольников / Бодракова Н. И.// Детский сад от А.до Я. - 2008. - № 6. - С. 104-109.
4.Вдовиченко, С. Экологические модели / Вдовиченко С., Воробьева Т.// Дошкольное воспитание. - 2008. - № 12. - С. 121-122.
5.Веревкин, И. Активные формы и методы воспитания экологической культуры дошкольников / Веревкин И., Чиженко Н.// Детский сад от А.до Я. - 2008. - № 6. - С. 101-103.
6.Волосникова, Т.В. Основы экологического воспитания дошкольников / Волосникова Т.В.// Дошкольная педагогика. - 2005. - №6. - С.16 - 20.
7.Воронкевич, О. А. «Добро пожаловать в экологию» - современная технология экологического образования дошкольников / Воронкевич, О. А.// Дошкольная педагогика . - 2006. - №3. - С. 23 - 27.
8.Гирусов, Э.В. Экологическая культура как высшая форма гуманизма [Электронный ресурс] // http://www.ecoculture.ru/ecolibrary/eco_lib2_03.php (дата обращения: 06.02.2014).
9.Горбунова, Г.А. Развитие экологической культуры дошкольников / Горбунова Г.А.// Дошкольная педагогика. - 2005. - №6. - С.10 - 15.
10.Николаева, С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду [Текст]: Книга для воспитателей детского сада/ С.Н.Николаева – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2001. – 208 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеразвивающая образовательная программа "Умейка"
Программа по социальной реабилитации детей от 3-х до 6-ти лет с проблемами развития....
Дополнительная общеразвивающая образовательная программа для детей 4 – 7 лет «Волшебные пальчики»
Дополнительная общеразвивающая образовательная программа для детей 4 – 7 лет (тестопластика)...
Дополнительная общеразвивающая образовательная программа для детей 4 – 7 лет «Волшебные пальчики»
Дополнительная общеразвивающаяобразовательная программадля детей 4 – 7 лет«Волшебные пальчики»...
Рабочая программа к дополнительной общеразвивающей образовательной программе для средней группы (4 – 5 лет) «Умелые ручки» Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
Рабочая программа разработана для детей средней группы (от 4 до 5 лет) МБДОУ «Детский сад № 201» г. Чебоксары на основании Федерального государственного образовательного стандарта до...
Дополнительная общеразвивающая образовательная программа научно-технической направленности «Введение в програмирование. Образовательный робототехнический модуль ТЕХНОЛАБ» (нормативный срок освоения 1 учебный год) возраст детей 6-7 лет 2021-2022 учебный го
Пояснительная записка Одной из приоритетных задач ФГОС является интеллектуальное и творческое развитие дошкольников. Для ее реализации рекомендуется использовать образовательный робототехнический...
Рабочая программа к дополнительной общеразвивающей образовательной программе «Раз-ступенька» для детей от 4 до 6 лет
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждениеАпрелевская СОШ № 3 с углубленным изучением отдельных предметов ДОШ № 2 «Ромашка»...
Рабочая программа к дополнительной общеразвивающей образовательной программе «Скоро в школу» для детей от 5 до 7 лет
Структура программы 1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ 1.1. Пояснительная записка 1.2. Цели и задачи реализации Программы по дополнительному образованию 1.3. Основные принципы обучения чтению 1.4. Целевые ор...