Занятие по коммуникативной деятельности "В поисках сказок"
план-конспект занятия (средняя группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
города Иркутска детский сад № 102
664009, г. Иркутск, ул. Советская, 129, тел. 54-37-12, e-mail: m.u.ryazanceva@mail.ru
Технологическая карта организованной образовательной области «Коммуникативная деятельность» с детьми средней группы
Тема: «В поисках сказок»
Автор: Бузмакова Елена Валерьевна, воспитатель, Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Иркутска детский сад №102, город Иркутск
Дата проведения:
Место проведения: группа
Количество детей: 15 человек
г. Иркутск
Цель: создать условия для развития эмоциональной и познавательной сферы с помощью опытно - экспериментальной деятельности.
Программные задачи:
Образовательные:
- активизировать в речи слова и выражения, позволяющие начать и закончить сказку;
- упражнять детей в умении рассказывать содержание сказки с использованием наглядных пособий;
- закреплять умение составлять сказку связно, в логической последовательности;
- закреплять последовательность действий персонажей.
Совершенствовать умение и желание детей быть преобразователями неживой природы, участниками чудесных превращений и фокусов;
Закреплять умение отвечать на вопросы воспитателя полным предложением;
Систематизировать знания и естественно-научные представления об окружающем мире;
Формировать умение самостоятельно находить причинно-следственные связи в процессе опытнической деятельности;
Продолжать поддерживать детский интерес к объектам неживой природы: огню, воде, камню;
Активизация словаря: свеча, пламя, волшебство, фокус.
Развивающие:
- продолжать развивать психические процессы: память, внимание, наглядно-действенное мышление; артистические способности.
Развивать познавательную активность детей в процессе проведения опытов и экспериментов;
Развивать диалогическую форму речи;
Развивать слуховое восприятие;
Развивать связную, доказательную речь;
Продолжать развивать проективное мышление, воображение, творческую инициативу, индивидуальность;
Уточнять, обогащать, систематизировать словарный запас;
Воспитательные:
- воспитывать доброе отношение к животным;
- приучать детей к выполнению элементарных правил культуры поведения.
Продолжать поддерживать детский интерес к объектам неживой природы: огню, воде, камню;
Воспитывать умение видеть в обычных бытовых явлениях, предметах – необычное, волшебное;
Воспитывать активное произвольное внимание, совершенствовать умение вслушиваться в обращённую речь, понимать её содержание;
Воспитывать удовольствие от игр и совместной деятельности с другими детьми;
Воспитывать внимательное, позитивное отношение к коллективу при организации групповой деятельности.
Предварительная работа с детьми:
- чтение сказки «Теремок»;
- рассматривание и обсуждение символов диких (волк, заяц) по иллюстрациям;
- рассказывание чистоговорок, пальчиковая гимнастика и артикуляционная;
- чтение русских народных сказок;
- дидактические игры «Чей малыш», «Кто где живет», «Кто как кричит».
Чтение художественных произведений: отрывки из сказки А.Волкова «Волшебник Изумрудного города», Н. Носова «Приключения Незнайки», познавательные рассказы.
Наблюдение за водой в разных состояниях (лед, снег, вода).
Беседы об этих объектах природы.
Изготовление элементов костюмов для волшебника и его помощников (колпачки), элементарные опыты с водой. Просмотр мультфильмов: «Фиксики», «Новаторы».
Разучивание считалки «Камень, ножницы, бумага», стихотворения Н.Рыжовой «Волшебная вода»;
Поделки из природного материала.
- Материалы и оборудование: мультимедийный экран, иллюстрации к сказке «Теремок»
- костюмы и маски героев сказки
- письмо от Деда Мороза
- Большой конструктор чтобы построить теремок.
колпачки, стаканы по количеству детей (с водой и пустой); монеты, камешки, свеча, куски плотной бумаги, тарелка, кисточка для рисования, йод, стакан с водой, лимон.
Виды детской деятельности: коммуникативная, познавательно-исследовательская, игровая.
Образовательные технологии: технология исследовательской деятельности, технология сотрудничества.
Подготовка к занятию: проветривание группы, организация рабочей зоны для экспериментирования для группы детей.
Этапы последователь-ности деятельности | Содержание деятельности | Действия деятельности педагога | Действия деятельности детей | Планируемый результат |
Мотивационно-организованный | (Раздается стук в дверь, педагогу вручают письмо) Дети. Да! Давайте! Здравствуйте, ребята, это Дедушка Мороз. Мне нужна ваша помощь, представляете, я забыл все сказки, которые мне рассказывали в детстве, даже не знаю, как теперь дарить подарки детям, ведь многие дети просят подарить им тех героев, которые живут в сказках. Спасибо вам, ребята, я уверен, что вы мне поможете, до скорых встреч. Дедушка Мороз. | Создает положительный настрой, вызывает интерес. Эмоционально включает в действие, слушание. Вовлекает в совместную деятельность. Задает вопросы, стимулирующие процесс мышления. Побуждает детей рассуждать, думать, представлять. | Приветствие. Участвуют в групповых действиях. Выражают собственные мысли, чувства. Рассказывают, объясняют. | Психологическая готовность детей. Развивать чувство сопереживания к своим товарищам. Формальная готовность к предстоящей деятельности, привлечение непроизвольного внимания. |
Основная часть | Педагог. Ребята, давайте поможем Деду Морозу, иначе много детей останется без подарков на Новый год. Вы согласны? А какие сказки вы знаете? (Дети перечисляют сказки) Ребята, вы молодцы, много сказок знаете, посмотрите, пожалуйста на доску, как вы думаете, что это за картинки? Может, это герои из какой-то сказки? Правильно, конечно, это сказка Теремок. Я предлагаю вам рассказать про теремок стихотворение. Пальчиковая гимнастика Теремок. Стоит в поле теремок, теремок, Он не низок, не высок, не высок («крыша» из рук) Из окошка виден свет (прямые ладошки вдоль щек) Кто-то варит там обед (имитируем мешание каши в кастрюле) Мышка-норушка зерно толчет (два кулачка стучат друг об друга) Лягушка-квакушка пироги печет (стучим ладошками друг об друга) Серый волк с колючим ежиком Режут сало острым ножиком (одна ладошка А петух на подоконнике им играет на гармонике. Педагог: Скажите мне, пожалуйста, а картинки на доске все правильно висят, кто первый пришел к теремку? Правильно, мышка-норушка. Молодцы. А давайте расскажем про мышку чистоговорку. Чистоговорка Ша-ша, ша-ша, кушай, мышка, не спеша. Шо-шо, шо-шо - летом очень хорошо. Ши-ши, ши-ши - наши дети хороши. Ыш-ыш, ыш-ыш - на реке шумит камыш. Ышка-ышка-ышка – наша мышка- шалунишка. | Призывает детей к сотрудничеству, наталкивает на размышления. Наталкивает на мысль о волшебных заклинаниях. Совместная деятельность Побуждает детей к совместным коллективным действиям. | Дети охотно и с интересом участвовали в пальчиковой гимнастике. Дети заинтересовались Дети дуют на письмо. | Координировать речь и движения. Развитие мелкой моторики рук, внимания. Развитие артикуляционного аппарата. Развивать мышление, воображение. Воспитывать умение видеть в обычных бытовых явлениях, предметах – необычное, волшебное. Разработка дыхательного аппарата. |
Педагог: Скажите, ребята, а кто пришел к теремку после мышки? Правильно, Лягушка-квакушка. Давайте мы с вами расскажем про лягушку и слона. Артикуляционная гимнастик «Лягушка и слон» Подражаем мы лягушкам, тянем губы прямо к ушкам. Улыбнулись губки, вот и наши зубки. Подражаю я слону, губы хоботом тяну. Педагог: Ребята, а кто следующий пришел к теремку? Правильно, молодцы, зайчик -побегайчик. Расскажем про зайчика стихи?
Зайка Зайке холодно сидеть, надо лапочки погреть (обхватывают себя руками, трут ладошки) Зайке холодно стоять, надо зайке поскакать (обхватывают себя руками, прыгают) Кто-то зайку напугал, зайка прыг, и ускакал (закрывают лицо ладошками, сели на место) Педагог: Молодцы, ребята, знаете сказку, а кто еще пришел к теремку после зайчика -попрыгайчика? Дети: Лисичка -сестричка. Педагог: Правильно, лисичка -сестричка. Давайте про лисичку- сестричку расскажем. Артикуляционная гимнастика Са-са-са, вот идет лиса, Су-су-су, видим мы лису. Сы-сы-сы, хвост пушистый у лисы, Са-са-са, лисонька-краса, За-за-за, закрывай глаза. Ся-ся-ся, вот и сказка вся. | Подталкивает детей на размышления, выводы. Вызывает у детей интерес к опыту и конечному результату эксперимента. Призывает детей рассуждать, размышлять, делать предположения и выводы. | Дети высказывают свои версии, догадки. Дети с интересом наблюдают за опытом и результатом проводимого эксперимента. Дети логически рассуждают, выдвигают предположения, гипотезы. | Развивать мышление, диалоговую речь. Формировать умение самостоятельно находить причинно-следственные связи в процессе опытнической деятельности. | |
Педагог: Вот молодцы. Ребята, а кто после лисички- сестрички пришел к теремку? Дети: Волчок -серый бочок. Педагог: Правильно, молодцы, мы с вами и про волчка- серого бочка стихотворение знаем, давайте покажем и расскажем. Пальчиковая гимнастика «Апельсин» « Апельсин» Мы делили апельсин. (Сжимаем ручку в кулачок ) Эта долька для утят, Разгибаем средний пальчик) Эта долька для бобра,(Разгибаем мизинчик) Он сердит на нас - беда! (Берем вторую ручку и двумя руками показываем волчью пасть) Педагог: Молодцы, скажите, пожалуйста, ребята, а кто пришел к теремку после волчка -серого бочка? Дети: Мишка косолапый. Педагог: Правильно, давайте про мишку косолапого тоже стихи расскажем. Пальчиковая гимнастика «Как медведь к зиме готовился…» По лесочку Мишка шел, (расставляем пальчики и немного их сгибаем) Мишка ягодки нашел. (все пальцы «поздоровались» с большим пальцем) Стал он ягоды считать, (загибаем пальчики по одному) Раз, два, три, четыре, пять! Надо Мишке все собрать. (кулачки сжимаем и разжимаем) Дальше Мишка наш пошел, (делаем «ножки» из указательного и среднего пальца) Вдруг, грибочки он нашел! (делаем из ладошек гриб: шляпку и ножку) Стал грибочки собирать, (загибаем пальчики по одному) Раз, два, три, четыре, пять! (все пальцы «поздоровались» с большим пальцем) Ну, а как придет Зима… (делаем «ножки» из указательного и среднего пальца) Мишка ляжет спать, друзья! (ладошка к ладошке) Педагог: Ребята, какие вы молодцы, так много стихов и чистоговорок знаете. Как мы с вами хорошо поработали, а сейчас я предлагаю вам поиграть, вы согласны? Дети: Да! Педагог: Давайте надуем пузырь, надувайся пузырь, надувайся большой, оставайся такой и не лопайся. Давайте поиграем в игру Васька-кот, мы все с вами превратимся в мышек. А кот Васька нас потом будет ловить. | Вызывает интерес к новому, неизвестному. Предоставляет возможность детям обсудить, найти конструктивное решение. | Призывает к Дети заинтересованы, внимательно слушают видеообращение. | Развивать внимание, совершенствовать умение вслушиваться в обращённую речь, понимать её содержание. | |
Игра «Васька кот» (один из детей встает в круг и изображает Ваську кота, а стальные дети- мышки) 1.Ходит Васька серенький, хвост пушистый, беленький, ходит Васька кот, ходит Васька кот, 2.Сядет, умывается, лапкой вытирается, Песенки поет. песенки поет. 3.Дом неслышно обойдет, притаится Васька-кот, Серых мышек ждет, серых мышек ждет. Васько-кот: Мышки, мышки, вам беда, не ходите никуда, всех поймает кот! Педагог: Ребята, вот мы с вами и отдохнули, поиграли, а сейчас давайте покажем нашим гостям сказку «Теремок», про которую мы сегодня говорили. Покажем7 Дети: Да! Драматизация сказки «Теремок» Педагог: Ребята давайте все вместе построим новый теремок. Строить будем теремок дружно, будем помогать друг другу, хорошо. Дети: Давайте! (Дети строят из конструктора теремок) Педагог: Ребята, какие вы молодцы, такой красивый и просторный теремок построили для зверей, теперь там точно все поместятся, да? Дети: Да! Педагог: Ребята, как вы думаете, Дедушка Мороз вспомнил все сказки, мы помогли ему сегодня? А что вам понравилось сегодня больше всего? Молодцы, ребята, вы сегодня помогли Деду Морозу и сказку показали столько всего интересного рассказали. Теперь Дедушка Мороз наверняка всем ребятам принесет подарки, и, конечно, вам тоже, без вас бы он не справился. Спасибо вам, ребята. Конец занятия. | Дети с интересом отгадывают загадку. | Развитие внимания, логического мышления. | ||
Дети рассказывают стихотворение. | Развивать связную, выразительную речь. | |||
Вызывать положительные эмоции от совместной деятельности. Наблюдает за детьми во время выполнения задания. Эмоционально включает в действие, предупреждает утомляемость. | Получение нового игрового опыт. Активно играют. Демонстрируют физическую активность. Берут на себя роль. | Снять напряжение, вызванное негативными эмоциями, перегрузка мышц, нервной системы. | ||
Побуждает детей на размышления. | Участвуют в диалоге, высказывают свое мнение, основываясь на имеющихся представлениях, вспоминают раннее усвоенное. Отвечают на вопросы, рассказывают, объясняют. Активно высказывают свои предположения, догадки, предложения. Дети надевают колпачки. | Развивать воображение, диалоговую речь, учить отвечать на вопрос полным предложением. | ||
Воспитатель пробуждает интерес детей, заинтересовывает. Подталкивает детей выдвигать гипотезы. Воспитатель призывает детей к совместной деятельности. | Дети отгадывают загадку. Дети проводят эксперимент. | Развитие логического мышления, воображения. Овладение универсальными предпосылками учебной деятельности - умениями работать по правилу и образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции. | ||
Рефлексия. | Воспитатель вызывает интерес, побуждает детей к диалогу, анализу и подведению выводов о проделанной работе. Воспитатель демонстрирует опыт. Мотивирует детей на самостоятельное получение знаний и применение их. Воспитатель с подводит детей к выражению эмоций от занятия, с помощью вопросов выясняет что нового и интересного узнали дети. | Путем сравнения дети делают вывод, что камень опускается на дно стакана, выталкивает воду и ее становится больше. Спичка плавает сверху и воды осталось столько же. Выдвигают гипотезу, что камень тяжелее воды, а спичка легче. Дети проверяют руки воспитателя, трогают монету. Дети выражают свои эмоции, впечатления, полученные знания. | Формировать умение самостоятельно находить причинно-следственные связи в процессе опытнической деятельности. Закрепление знаний об окружающем мире, развитие памяти, логического мышления, наблюдательности. Умение использовать речь для выражения мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения. Вызывать удовольствие от совместной деятельности с детьми. Прививать интерес ко всему новому и интересному. Осознание себя как участника познавательного, творческого процесса. Формирование элементарных навыков самооценки. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия Познавательно коммуникативная деятельность: РАССКАЗЫВАНИЕ РУСКОЙ НАРОДНОЙ СКАЗКИ « КОТ, ПЕТУХ И ЛИСА»». 1 младшая группа
Вниманию педагогов, представляю конспект открытого занятия в 1 младшей группе. Тема: " Рассказывание русской народной сказки " Кот, петух и лиса"....
Конспект коррекционного занятия Познавательно-коммуникативной деятельности детей второй группы раннего возраста с использованием КТ
Тема: Чтение потешки «Катя, Катя, маленька..»...
Конспект коррекционного занятия Познавательно-коммуникативной деятельности детей второй группы раннего возраста с использованием КТ
Познавательно – коммуникативная деятельность.Тема: Чтение потешки «Катя, Катя маленька…»Цель: Учить внимательно, слушать и понимать содержание потешки, воспроизводить игровые действия согласно тексту ...
Конспект коммуникативной деятельности «Страна Сказок» в подготовительной к школе группе
Конспект коммуникативной деятельности «Страна Сказок»в подготовительной к школе группе №2 «Звездочка»Плеханова Анастасия Раймондовна, воспитатель МБДОУ ДС №45 «Росинка»Дата проведения: 31 марта 2...
Конспект занятия на тему: «На поиски сказок» средняя группа
Конспект занятия по сказкам, с элементами театрализации...
Конспект занятия по ФЭМП « В поисках сказок».
Конспект занятия по ФЭМП « В поисках сказок».Цели:-закреплять счёт в пределах 10,Закреплять знание геометрических фигур,Закреплять знание дней недели;-продолжать учить решать...
Занятие по коммуникативной деятельности "В поисках сказок"
Технологическая карта по развитию речи в средне группе ДОУ....