Значение музыкальной игры для детей с задержкой психического развития (ЗПР)
материал по коррекционной педагогике

Ждановских Вера Григорьевна

Консультация для воспитателей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_vospitateley.docx21.99 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Консультация музыкального руководителя

Значение музыкальной игры для детей

с задержкой психического развития (ЗПР)

Задача любого дошкольного учреждения — создать самые благоприятные условия для раскрытия личности ребёнка. Музыкальные игры в этом плане имеют особое значение, поскольку решают одновременно множество задач:

1. Отрабатывают вокальные и ритмические навыки, развивают эстетический вкус. В ходе игры дошкольник выполняет разного рода задания, действия его направлены на процесс узнавания мелодии, определение её характера. И музыкальная игра в отличие от обычного танца стимулирует детей слушать мелодию внимательно и сознательно, согласовывая свои движения с началом и окончанием композиции. Помимо этого, музыкальные игры закрепляют знание детьми музыкальных инструментов.

2. Развивают у ребенка быстроту реакции, активизируют чувства, воображение, образное мышление. Ведь в подобных играх действия обычно эмоционально окрашены, здесь имеют большое значение мимика, жестикуляция, интонация.

3. Развивают внимание, память, умение ориентироваться в пространстве, контролировать движения собственного тела.

4. Улучшают настроение, способствуют социализации детей, позволяют преодолеть индивидуальные психологические проблемы. Эта деятельность позволяет увлечь слишком активных дошкольников, имеющих проблемы с дисциплиной, и раскрепостить чересчур застенчивых детей, повысить их контактность. Музыкальные игры способствуют адаптации в новом коллективе.

5. Имеют оздоровительное значение. Прежде всего, это укрепление дыхательной и сердечно - сосудистой систем, костно-мышечного аппарата, становление правильной артикуляции, общей и мелкой моторики. Танцевальные движения позволяют эффективно снимать эмоциональное и мышечное напряжение.

Приёмы организации музыкальной игры в группах ЗПР

Хороводные игры с дошкольниками пятого года жизни уже не вызывают затруднений. Исключением могут стать лишь игры на определение силы звучания: чем тише музыка, тем медленнее нужно идти в хороводе.

Музыкальные игры для старших и подготовительных групп ЗПР становятся уже более сложными и разнообразными. Дети шестого года жизни уже вполне самостоятельно занимаются с дидактическими пособиями. Некоторые активные дети (лидеры по натуре) любят брать на себя роль педагога, проводят подвижные игры, однако, чересчур увлекаясь, они, иногда не способны охватить вниманием весь коллектив, делают паузы по ходу игрового действия.

Сюжетно-ролевые игры музыкальной тематики в старшем дошкольном возрасте становятся более развёрнутыми, замысловатыми по сюжету. Например, ребята воображают себя участниками оркестра, участниками вокального или танцевального конкурса (материал для игр может заимствоваться, в том числе, из просмотра телепередач).

Виды музыкальных игр

Среди музыкальных игр можно выделить несколько видов в зависимости от их задачи и методов развёртывания действия.

1. Спокойное музицирование

К такой деятельности оптимально привлекать подгруппу детей из нескольких человек. Полезно будет внести в игру соревновательный элемент с вручением символических призов (флажок или фишка). Например, цель игры — научить определять тембр инструментов: например, барабана, погремушки, дудочки. Дошкольники делятся на три подгруппы: первой при ударах барабана нужно имитировать руками игру на этом инструменте, другой при звуках погремушки — взмахивать кистями рук, третьей — воспроизводить игру на дудочке. При этом инструменты многократно звучат в различной последовательности, а в конце педагог отмечает подгруппу, которая наиболее быстро и точно реагировала. К такой игре можно продумать интересную награду, к примеру, по желанию ребят включить песню из мультфильма.

2. Дидактические музыкальные игры

Данный вид игр можно проводить на занятиях (причём, не только музыкальных, но и на математических, коммуникативных, а также в свободное время. Для организации такой деятельности необходим специальный наглядный материал (его вполне можно изготовить самостоятельно, а в старшем звене — при помощи детей). Можно использовать печатную продукцию либо музыкальные игрушки. Очевидно, что дидактические музыкальные игры помогают развитию внимания, памяти, становлению логических операций.

3. Подвижные игры с музыкой

Эти игры характеризуются динамикой действия. Дошкольники, внимательно слушая мелодию, реагируют на неё определёнными движениями. Например, при громких звуках танцует одна команда, а при тихих — другая.

Море волнуется раз,

море волнуется два,

Море волнуется три,

Морская фигура на месте замри.

4. Хороводные музыкальные игры

Хороводные игры схожи с подвижными своей динамичностью. Однако, в отличие от предыдущих, дошкольники движутся по кругу, взявшись за руки, иногда прерываясь на какие-то действия. Часто игра проводится под какую-то песню. При этом обычно во время куплета идёт перемещение по кругу, а на припеве остановка с выполнением определённых движений (на месте, направляясь в центр, вокруг себя).

5. Сюжетно-ролевые игры

Вариации одной темы в разных видах музыкальных игр

Интересно, что одну и ту же тему можно задействовать в разных видах музыкальной игры. Рассмотрим это на конкретных примерах.

  1. Спокойное музицирование.

Педагог исполняет на пианино мелодию польки и вальса. В первом случае дошкольники должны хлопать в ладоши, во втором — делать плавные вращательные движения кистями рук. Музыка чередуется в разной последовательности.

Хороводная игра. Аналогичное задание выполняется в двух кругах.

2. Дошкольники сидят за столами. У каждого три картонных медведя разного размера. Когда звучит мелодия в высоком регистре, выходит гулять самый маленький мишка, в среднем — среднего размера, при низких звуках — самый большой медведь. Ребята делятся на команды Мишутки, Настасьи Петровны и Михаила Потапыча. При звучании музыки определённого регистра команда выходит и начинает танцевать

Аналогичное задание выполняется в хороводе из трёх кругов.

3. В комнате располагаются три тучки: белая, синяя и чёрная. Возле каждой находится команда детей. В соответствии с мелодией определённая подгруппа выполняет движения: дети кружатся, бегают, подпрыгивают.

То же самое происходит в ходе хороводной игры — только участники движутся по кругу вокруг своей тучки.

Общие особенности организации игр музыкального характера

1. Музыкальные игры, как правило, проводятся на занятиях (особенно для этого подходят комплексные музыкальны занятия, но также это может быть математика, развитие речи, познание окружающего мира, физкультура, а также в свободное от них время. В тёплый сезон такая деятельность вполне уместна и на прогулке.

2. Обязательное условие для эффективности таких игр — наполнение музыкального уголка в группе различными пособиями (в соответствии с возрастом воспитанников). Многие дидактические игры легко сделать своими руками.

3. Педагог должен ответственно подходить к подбору музыкального материала для игровых действий: это могут быть народные мелодии, отрывки из авторских произведений, хорошо, если музыкальный руководитель сам сочиняет простые пьесы.

4. Музыкальное произведение, но основе которого разворачивается игровое действие, дети должны воспринимать целостно, а не только выделять музыкально-выразительные средства.

5. Каждую игру педагог тщательно продумывает, детально прорабатывает образы, структуру. Независимо от результатов деятельности в конце следует непременно поблагодарить ребят за старание, воодушевить их. Малыши должны получать удовольствие от игры, а не только стремиться к успеху.

7. В каждой игре разграничиваются три этапа. Первый — создание мотивации, объяснение дошкольникам правил, подготовка к действиям. Второй — проверка необходимых для игры навыков: вокальных, двигательных, речевых. Третий — это автоматизация этих навыков, действия детей уже становятся самостоятельными.

Картотека музыкальных игр для дошкольников

Помимо указанных ранее примеров разного вида музыкальных игр, педагог может воспользоваться следующими вариантами.

для детей младшего возраста

Предлагаю вашему вниманию игру по технологии – цветочная терапия для детей дошкольного возраста, при помощи которой ребенок развивает музыкальный слух, передавая положением руки движение мелодии.

Назначение. Для музыкальных руководителей ДОУ. Используется на музыкальных занятиях, в индивидуальной работе с детьми.

Различать движение мелодии вверх и вниз, отмечая его положением бабочки на цветке.

Карточки с изображением цветов и накладная (переносная) бабочка. Ее можно передвигать вверх – вниз над цветами.

В эту игру можно играть от одного до четырех человек.

Педагог играет звуки на металлофоне (фортепиано), а ребенок ведет бабочку по цветам соответственно вверх или вниз.

для детей старшего дошкольного возраста

Предлагаю вашему вниманию интересную игру для детей дошкольного возраста, при помощи которой ребенок развивает слух, внимание и зрительное восприятие.

Назначение. Для родителей, воспитателей, музыкальных руководителей детского сада. Используется в свободной и индивидуальной игровой деятельности.

Учить различать колокольчики по голосам.

Развивать музыкальный слух, зрительное восприятие.

Карточки с изображением колокольчиков, таблички с надписями голосов колокольчиков.

Игра повторяется несколько раз. Чтобы интересней было играть, можно время от времени менять таблички местами. Кто первым наберет определенное число очков (3, 4 или больше), тот и выиграл.

/Автор: старший воспитатель Супоросова И.Н.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

городского округа Тольятти/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Музыкальное воспитание детей с задержкой психического развития" (методические рекомендации)

В статье освещаются основные особенности развития детей с задержкой психического развития, общие задачи музыкального воспитания, условия для успешной работы с детьми с ЗПР, методы и приёмы, используем...

Социально – психологическое развитие в игре детей с задержкой психического развития.

            Игры являются не заменимым средством проникновения в социальную жизнь; с помощью игр ребенок знакомится с различными социальными позициями, вживается в...

Карта развития музыкальных возможностей детей с задержкой психического развития.

Карта развития музыкальных возможностей детей с задержкой психического развития содержит: возрастные и психофизические особенности детей; критерии определения уровня сформированности музыкальных спосо...

Значение сюжетно-ролевой игры старших дошкольников с задержкой психического развития.

Игра- наиболее доступный вид деятельности для детей, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, эмоций....

Особенности музыкального воспитания дошкольников с задержкой психического развития

В статье рассматривается значение музыкального воспитания для дошкольников с задержкой психического развития и влияние музыкальных занятий на успешную социализацию данной категории обучающихся. Описан...