Социально – психологическое развитие в игре детей с задержкой психического развития.
статья по коррекционной педагогике на тему
Игры являются не заменимым средством проникновения в социальную жизнь; с помощью игр ребенок знакомится с различными социальными позициями, вживается в закрытый мир других людей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 16.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Социально – психологическое развитие в игре детей с задержкой психического развития.
Игра, как форма активности, занимает значительное место в жизни ребенка. В ходе игровой деятельности решаются задачи развития и физического и психического и социального.
Прямое соприкосновение с социальной средой делает игры не заменимой формой активности.
Игры являются не заменимым средством проникновения в социальную жизнь; с помощью игр ребенок знакомится с различными социальными позициями, вживается в закрытый мир других людей.
В самом деле, ориентироваться в социальной жизни возможно,
лишь учитывая именно закрытую, внесоциальную сторону в людях – без этого нельзя понять социальные отношения. Через игры ребенок вживается в разнообразные социальные позиции, знакомится с бесконечным многообразием социальных отношений: этим определяется преимущественное, а часто и исключительное социальное содержание игр. Главное лежит в том, чтобы научится понимать социальную жизнь, научится эмоционально вбирать в себя и непосредственно в ней ориентироваться. Входя в самые разнообразные роли, дети через посредство игр входят в социальную традицию: овладевая постепенно и медленно идейным содержанием социальной традиции.
Игры нужны не только для психофизического созревания – они не менее (если не более!) нужны для социально – психологического созревания. Психология игры определяется своим объектом, в котором имеется место сплетения реального и воображаемого; в своей же чисто субъективной стороне игра есть выражение каких либо чувств. Игра служит преимущественно выражению первичных социально – психических прозрений ребенка: в игре ребенок берет на себя те или иные социальные роли. Только игры со своеобразием их объекта (где существует сплетение реального и воображаемого) могут служить этой цели. Но для игры обязательна хотя бы самая минимальная доза реальности.
Содержанием детских игр являются реальные явления и события, происходящие в жизни, деятельности и в отношениях людей. Чтобы отражать их в игре, ребенок должен иметь необходимые знания об этом. Дети с задержкой психического развития не в состоянии в полной мере овладеть этими знаниями без активной помощи взрослых, по этому в процессе обучения необходимо проводить целенаправленную работу по обогащению жизненного опыта детей, формировать у них практические умения, необходимые для использования в разных жизненных ситуациях.
Общение взрослого с детьми в процессе обучения игре имеет большое значение, так как именно в ходе этого общения ребенок овладевает социальным опытом. Взрослый показывает детям образцы общения с различными людьми, эталоны эмоциональных проявлений, внимательно следит за реакциями детей, организует взаимодействие их друг с другом, учит адекватному эмоциональному общению в процессе игры. В ходе обучения игре взрослый выполняет функции организатора и руководителя игровой деятельности детей в плоть, до последнего года обучения в детском саду. Тема игры представляет собой ту область социальной действительности, которая отражается в игре (например, «игра», «поликлиника», «магазин», «почта» и др.)
Игры с правилами возникают тогда, когда ребенок начинает понимать принцип игрового правила, необходимость его выполнения.
Отличительная особенность игр с правилами состоит в том, что в них заключена определенная задача. Эти игры способствуют формированию произвольности поведения, умение управлять им, а также самооценки. Формирование у детей с задержкой психического развития представления о себе, об окружающем природном и социальном мире является необходимым элементом их подготовки к обучению сжетно – ролевой игре и обогащения ее содержания. Игра позволяет уточнять, конкретизировать и расширять представления детей о разнообразной деятельности взрослых, их взаимоотношениях с другими людьми, используемых орудия труда и т.п.
Формирование этих представлений осуществляется на экскурсиях, в процессе наблюдений, дидактических игр и игровых упражнений, в процессе ознакомления с художественной литературой, иллюстративным материалом и т.п.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности развития памяти у детей с задержкой психического развития
Особенности развития памяти у детей с задержкой психического развития Проблема воспитания и обучения дошкольников с задержкой психического развития (ЗПР) является одной и...
Развитие интеллекта у детей с задержкой психического развития в процессе индивидуальных занятий
Развитие интеллекта у детей с задержкой психического развития в процессе индивидуальных занятий(Из опыта работы) Актуальность. В данное время внимание многих специалистов из областей педагогики, ...
Особенности развития памяти у детей с задержкой психического развития
Проблема воспитания и обучения дошкольников с задержкой психического развития (ЗПР) является одной из наиболее важных и актуальных проблем коррекционной педагогики и психологии...
Социально – психологический климат в группе дошкольников с задержкой психического развития.
Фактор индивидуальности как психологическая детерминанта построения образовательной системы нашел отражение в основных регламентирующих документах. На основе положения Конвенции ОО...
Рекомендации родителям по развитию памяти у детей с задержкой психического развития «Играем и память развиваем!»
Рекомендации родителям по развитию памяти у детей с задержкой психического развития «Играем и память развиваем!»...
Развиваем память у детей с задержкой психического развития через игру
Обучение детей с задержкой психического развития в большой мере опирается на процессы памяти, которые обеспечивают и приобретение новых сведений, дают возможность овладевать различными областями знани...
«Эмоциональное развитие детей с задержкой психического развития посредством игры на детских музыкальных инструментах»
Сообщение из опыта работы о использовании детских музыкальных инструментов во всех видах музыкальной деятельности для улучшения и стабилизации эмоционального состояния детей с задержкой психического р...