Особенности музыкального воспитания дошкольников с задержкой психического развития
статья по коррекционной педагогике

Тилкавашвили Диана Валерьевна

В статье рассматривается значение музыкального воспитания для дошкольников с задержкой психического развития и влияние музыкальных занятий на успешную социализацию данной категории обучающихся. Описаны проблемы, с которыми сталкиваются педагоги-музыканты в ходе педагогической работы, даны методические рекомендации по проведению музыкальных занятий в группах с детьми, имеющими задержку психического развития.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1.docx21.41 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ОСОБЕННОСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

        

Аннотация. В статье рассматривается значение музыкального воспитания для дошкольников с задержкой психического развития и влияние музыкальных занятий на успешную социализацию данной категории обучающихся. Описаны проблемы, с которыми сталкиваются педагоги-музыканты в ходе педагогической работы, даны методические рекомендации по проведению музыкальных занятий в группах с детьми, имеющими задержку психического развития.

Ключевые слова: музыкальное образование, музыкальное воспитание, задержка психического развития, дошкольники, инклюзивное образование, дошкольная образовательная организация, программа обучения, методические рекомендации.

Среди нарушений развития детей дошкольного возраста особое место занимает задержка психического развития.

Статистические данные в России представляют достаточно противоречивые цифры в связи с отсутствием четких критериев для постановки диагноза, однако, большинство современных специалистов отмечают значительный рост в статистике данной патологии среди детей. По мнению О.А. Сергеевой, у 25% детей можно наблюдать задержку психического развития [5]. По данным, полученным А.В. Голощаповым в 2015 году, около 20% детского населения при поступлении в начальную школу имеют задержку психического развития, а 50% обучающихся не способны к успешному усвоению современной школьной программы [2].

Л.В. Шипова определяет термин «задержка психического развития» как «временное, обратимое к норме замедление темпа созревания отдельных психических функций, в результате действия неблагоприятных биологических и социальных факторов» [9].

Как отмечают некоторые исследователи, [3] интеллектуальное развитие детей с задержкой психического развития остается на уровне нормы, либо снижено до пограничного с патологией уровня. Тем не менее, впоследствии у детей, которым была диагностирована задержка психического развития, могут проявляться различные расстройства, создающие трудности в процессе обучения и социальной адаптации. Это нарушения речевого развития, нарушения эмоционально-волевой сферы, расстройства формирования учебных навыков и многие другие нарушения.

По мнению Емелиной Д.А. и Макарова И.В. [6], по достижении детьми с задержкой психического развития возраста 11-14 лет данный диагноз не ставится. В таком возрасте при условии надлежащей коррекционной работы психическое развитие либо соответствует норме, либо у подростка диагностируют интеллектуальные нарушения.

Музыкальное воспитание обучающихся с ограниченными возможностями представляет одну из сложных проблем в современном мире и является важным направлением исследований в музыкальной психологии и педагогике.

Значение музыкального воспитания для развития дошкольников трудно переоценить. Отечественными и зарубежными учеными-психологами доказано положительное влияние музыки на развитие речи, внимания, воображения и мышления дошкольников. Организованные в процессе музыкальной деятельности движения под музыку и элементы пластического интонирования способствуют улучшению пространственной ориентации и координации движений детей. Кроме того, у детей улучшается скорость реакции и повышается заинтересованность в занятиях.

В последние десятилетия получило теоретическое обоснование, и было внедрено в учебную практику инклюзивное образование дошкольников, имеющих незначительные психофизиологические недостатки.

 В настоящее время обучение детей с задержкой психического развития происходит как в специализированных образовательных организациях, так и в условиях инклюзивной образовательной среды.

Имея ряд преимуществ для детей с задержкой психического развития, внедрение инклюзивного образования повлекло ряд проблем как для самих детей, так и для педагогических работников, в том числе для музыкальных руководителей.

Сложность представляет работа в группе, где одновременно находятся дети с разным уровнем развития, с разной симптоматикой, с разным уровнем овладения теми или иными навыками. В условиях инклюзивного обучения педагоги, в силу того, что образование было получено ими задолго до возникновения инклюзивного обучения как такового, часто некомпетентны в вопросах коррекционной педагогики, основы которой необходимы в работе с детьми с задержкой психического развития. Музыкальные руководители мало знакомы со спецификой таких детей, с симптоматикой, характерной для данной патологии и вытекающими из этих особенностей педагогическими принципами в образовательной работе с обучающимися. Тем не менее, педагогам пришлось столкнуться с необходимостью включения специальных коррекционных методов наряду с методами музыкального воспитания.

Одной из наиболее значимых проблем стал недостаток методического обеспечения процесса музыкального воспитания детей с задержкой психического развития.

Не смотря на наличие большого количества методической литературы по проблеме музыкального воспитания в дошкольных образовательных организациях, наличия специализированных программ[1], для педагогов-музыкантов остается актуальным вопрос о специфике взаимодействия с детьми, имеющими задержку психического развития. Как правило, остаются проблемы содержания музыкальных занятий и методики их проведений.

Рассмотрев программы музыкального воспитания для детей с задержкой психического развития [4][7][8], можно сделать вывод о необходимости использования следующих принципов в работе музыкального руководителя с детьми, имеющими задержку психического развития.

Первый принцип касается подбора материала для дошкольников. Материал должен быть доступным и соответствовать не только возрасту, но и психофизиологическим особенностям конкретных детей, учитывать уровень их развития и объем уже имеющихся навыков.

Второй принцип – это использование игрового метода в обучении такой категории детей. Данный прием поможет заинтересовать детей и мотивировать для более качественного выполнения задания.

Следующий принцип – наглядность. В качестве наглядных приемов можно использовать иллюстрацию педагогом всего материала, прослушивание музыкального материала, просмотр тематических видеороликов, музыкальные инструменты, игрушки, атрибутика, т.н. сравнительный показ, когда педагог просит сравнить правильное и неправильное исполнение того или иного задания.

Еще один принцип происходит из специфических особенностей детей с задержкой психического развития: такие дети требуют гораздо большего количества повторений одного и того же материала, по сравнению с нормотипичными детьми.

Такие повторения касаются занятий любым видом деятельности в ходе музыкального занятия: пения, участия в шумовом оркестре, движения под музыку.

Поскольку обучающиеся с задержкой психического развития имеют трудности в сфере координации и ориентирования в пространстве, в качестве подготовки к исполнению музыкально-ритмических композиций очень полезно выполнять ритмические упражнения в медленном темпе под счет, с возможностью последующего ускорения. Такие упражнения способствуют усвоению исходного положения, техники выполнения того или иного движения, а так же позволяют избегать ошибок в его выполнении.

Подобные упражнения можно применять и в ходе занятий пением.  Вокальные возможности ребенка во многом зависит от правильной постановки дыхания. На занятиях пением отдельного внимания требует  постановка певческого дыхания. Правильный подбор упражнений для глубокого диафрагмального дыхания обеспечивает более качественную работу сердечно-сосудистой системы, развивает дыхание, снимает нервное напряжение, раскрепощает детей, развивает их певческий диапазон.

Педагоги-дефектологи наряду с наиболее распространенными методами предлагают использование дидактических коррекционных игр.

Таким образом, при грамотном построении и взаимодействии специалистов, как в специализированных учреждениях, так и в условиях инклюзивного обучения музыкальные занятия являются эффективным и действенным средством в организации коррекционной работы с детьми с задержкой психического развития. Музыкальное воспитание способствует развитию положительного психоэмоционального состояния, повышению интереса к окружающему миру, комфортному ощущению ребенка в социуме. А современный педагог-музыкант - это специалист, ищущий новые идеи, подходы, формы и методы работы, способный эффективно решить педагогические, образовательные и воспитательные задачи.

Список литературы

1. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Развитие ребенка в дошкольном детстве: пособие для педагогов дошкольных учреждений /  Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса. - М.: Мозаика-Синтез, 2012. – 80 с.

2. Голощапов, А. В. Зарубежные методы профилактики и коррекции задержек психического развития у детей. Метод ритмической стимуляции Х. Бломберга и нейрофизиологической интеграции неонатальных рефлексов С. Г. Блайт / А. В. Голощапов // Психологическое сопровождение образования: теория и практика: сб. статей по материалам VI Международной науч.- практ. конф., Йошкар-Ола, 24-26 декабря 2015 г. – Йошкар-Ола: АНО ВПО "Межрегиональный открытый социальный институт", 2016.

3. Емелина, Д.А. Задержки психического развития резидуально-органического генеза: клинические варианты, динамика, прогноз : специальность: 14.01.06  «Психиатрия», диссертация на соискание ученой степени кандидата медицинских наук / Емелина Дарья Андреевна ; ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр психиатрии и неврологии им. В.М. Бехтерева». – Санкт-Петербург, 2018. – 189 с.

4. Котышева Е.Н. Мы друг другу рады!: музыкально-коррекционные занятия для детей дошкольного возраста / Е.Н. Котышева. - Санкт-Петербург: ИПЦ «КАРО», 2013. - 192 с.

5. Сергеева О.А., Филлипова Н.В., Барыльник Ю.Б. Проблема психологической готовности к школьному обучению детей с задержкой психического развития / О.А. Сергеева, Н.В. Филлипова, Ю.Б. Барыльник // Бюллетень медицинских интернет-конференций (2015). - 2015. - № 5. - Том5. - С. 712.

6. Емелина Д.А., Макаров И.В. Задержки психического развития у детей (аналитический обзор) / Д.А. Емелина, И.В. Макаров // Обозрение психиатрии и медицинской психологии. – 2018. - №1

7. Программа воспитания и обучения дошкольников с задержкой психического развития / Л. Б. Баряева, И. Г. Вечканова, О. П. Гаврилушкина и др.; Под. ред. Л. Б. Баряевой, К. А. Логиновой.— СПб.: ЦЦК проф. Л. Б. Баряевой, 2010. — 415 с.

8. Программа подготовки к школе детей с задержкой психического развития Шевченко С. Г. и др. //М.: Школьная пресса. – 2003. – Т. 1.

9. Шипова Л.В. Психология дошкольника с задержкой психического развития: учебное пособие / Л.В. Шипова. – Саратов, 2018 - 86 стр.


[1]Среди них: Мы друг другу рады!: музыкально-коррекционные занятия для детей дошкольного возраста (Котышева Е.Н.); программа воспитания и обучения дошкольников с задержкой психического развития (Л. Б. Баряева, И. Г.Вечканова, О. П. Гаврилушкина и др.); программа коррекционно-развивающего обучения дошкольников с ЗПР под редакцией С.Г. Шевченко.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Музыкальное воспитание детей с задержкой психического развития" (методические рекомендации)

В статье освещаются основные особенности развития детей с задержкой психического развития, общие задачи музыкального воспитания, условия для успешной работы с детьми с ЗПР, методы и приёмы, используем...

Статья. Особенности психологического сопровождения дошкольников с задержкой психического развития в условиях интегрированного обучения

Статья посвящена основным проблемам психологического сопровождения дошкольников с задержкой психического развития в условиях интегрированного обучения. На современном этапе развития общества особую ро...

Особенности игровой деятельности дошкольников с задержкой психического развития

Особенности игровой деятельности дошкольников с задержкой психического развития ...

Особенности диалогической речи дошкольников с задержкой психического развития в сюжетно-ролевой игре

Особенности диалогической речи дошкольников с задержкой психического развития в сюжетно-ролевой игре...

Особенности диалогической речи дошкольников с задержкой психического развития в сюжетно-ролевой игре

Особенности диалогической речи дошкольников с задержкой психического развития в сюжетно-ролевой игре...

Особенности диалогической речи дошкольников с задержкой психического развития в сюжетно-ролевой игре

Особенности диалогической речи дошкольников с задержкой психического развития в сюжетно-ролевой игре...

Консультация для родителей "Особенности сенсорного воспитания ребенка с задержкой психического развития (ЗПР)"

Сенсорное развитие детей с задержкой психического развития значительно отстает по срокам формирования, проходит чрезвычайно неравномерно и имеет свои особенности: они испытывают трудности в обследован...