«Использование современных образовательных технологий для формирования финансовой и математической грамотности у старших дошкольников»
статья (старшая группа)
Предварительный просмотр:
«Использование современных образовательных технологий для формирования финансовой и математической грамотности у старших дошкольников»
Воспитатель: Дышекова М.В.
2024г
Из практики следует,что невозможно использование больше 1-2 технологий в полном объёме.Чаще всего мы выбираем подходящие методы и приёмы отдельных технологий,тем самым создаём разнообразные способы всестороннего развития ребёнка,превращая получение знаний в интересный и увлекательный процесс.
Финансовая и математическая грамотность –это два вида или направления функциональной грамотности. В современной педагогике существует огромное количество технологий для формирования этих двух направлений.
В своей работе я применяю разные технологии . Сегодня хочу поделиться опытом работы с технологиями «Линейный календарь» и «Путешествие по реке времени».
Возможно,вы спросите «Линейный календарь?? Она давно активно используется во многих садах нашего города!» . Однако ,я хочу рассказать вам как я использую основу линейного календаря –временную ось в решении задач ,поставленных ФОП по познавательному развитию (РМП И ФГ).
Эта педагогическая технология ,которая предназначена для формирования начальных представлений о времени ,навыков счёта.
Принципы технологии:
- Принцип наглядности
- Принцип доступности
- Принцип развивающего обучения
- Принцип систематичности и последовательности
Способности линейного календаря:
- Формирование элементарных представлений о времени ( текучесть, периодичность, необратимость).
- Закрепление обозначающих единицы времени (день, неделя, месяц,год).
- Развитие коммуникативных навыков.
- Формирование знаний о последовательности дней недели,очерёдность месяцев,времён года.
- Обозначение порядка протекания явлений и действий во времени (вчера ,сегодня, завтра).
- Развитие математических представлений и навыков счета.
Линейный календарь составляется детьми. Размещается на видном месте на уровне глаз детей.
В нашей группе на линейном календаре нет названий дней недели. Их мы заменили на цифры от 1 до 7, так как дней в неделе 7 и каждая цифра соответствует определенному дню.Например: 1-понедельник, 2-вторник......6-суббота и 7-воскресенье. Этот приём помогает лучше запомнить названия и последовательность дней недели не читающим детям.
Ежедневная работа с календарём даёт хорошие результаты. Дети быстро запоминают понятия « вчера, сегодня , завтра», названия месяца,времён года, ведут прямой и обратный счет.С лёгкостью называют соседей любого числа. Так же линейный календарь отличный помощник в формировании навыков «+» и «-».
Знакомство со счетом «2», «5» и «10» мы тоже начинаем в работе с линейным календарём. (слайд 2) В строке для чисел месяца я рисую квадрат синим фломастером- 2,4,6,8,10. Внизу календаря тоже рисую синий квадрат ,а в середине запись +2. Так дети понимают ,что это подсказка для счёта «2».Аналогично и со счётом «5» и «10».Меняем только цвет квадрата .
Свои успехи мы фиксируем в отдельной таблице, сделанной своими руками.Дети сами вносят в таблицу свои успехи.Такая дополнительная работа отлично мотивирует ребят,является неким провокатором для получения знаний.
Из опыта работы могу сказать, что технология «линейный календарь» легко помогает решать поставленные задачи в доступной и увлекательной форме.
Надежда Александровна Короткова автор технологии «Путешествие по реке времени». Технология направлена на развитие целостного восприятия мира, логического мышления, умения выстраивать причинно-следственные связи и отображать их на бумаге , применять в самостоятельной деятельности. Так же на упорядочение временных отношений на примерах материальной ценности.
Принципы технологии:
- Принцип наглядности
- Принцип доступности
- Принцип эмоционального восприятия информации
С данной технологией знакома сравнительно недавно. Представляю опыт работы по теме «История денег». Прежде всего хочется рассказать о самом дидактическом пособии «Река времени».Это панно с изображение реки, размер по технологии - 50 на 150см или 60 на 160см. Из опыта могу сказать, что размер может быть индивидуальным. На реке обозначим остановки : древность,старина,наше время и будущее.
Примерный алгоритм проведения путешествия по «Реке времени.
- Обсуждение по теме
- Постановка цели (что хотим узнать)
- Анализ-сравнение,активное обсуждение демонстрационного , иллюстративного или предметного материала
- Работа в подгруппах: сортировка и закрепление мелких иллюстраций на панно «Река времени»
- Сборка общей таблицы, вывешивание на стене группового помещения.
Таблица может быть дополнена детьми в самостоятельной деятельности.
Считаю,что необходимо использовать данную технологию и в дальнейшей работе, так как она интересна детям, проста в реализации. Подобные дидактические пособия способствуют развитию воображения, активного словаря, дают полную свободу для самовыражения, формированию пытливого ума,познавательной инициативы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Использование современных образовательных технологий при формировании элементарных математических представлений у старших дошкольников»
Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверенны в своих сил...
Использование современных образовательных технологий по формированию элементарных математических представлений для детей средней группы: «В гости к сказкам»
Закреплять знания детей о свойствах предметов: высоте, длине, ширине, геометрических фигурах: круге, квадрате, овале, треугольнике, прямоугольнике; умение соотносить количество предметов числом ...
Использование современных педагогических технологии при формировании финансовой грамотности детей дошкольного возраста.
Финансы, экономика и ребенок лишь на первый взгляд кажутся слишком далекими друг от друга. Малыш очень рано включается в экономическую жизнь семьи, т.е. сталкивается с деньгами, рекламой, ходит с роди...
Использование современных педагогических технологии при формировании финансовой грамотности детей дошкольного возраста.
Финансовая грамотность – достаточный уровень знаний и навыков в области финансов, который позволяет правильно оценивать ситуацию на рынке и принимать разумные решения. Знание ключевых финансовых...
Мастер-класс для педагогов "Эффективные технологии по формированию предпосылок финансовой и математической грамотности у старших дошкольников"
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО) работа педагога должна строиться таким образом, чтобы помочь детям с легкостью воспринимать ок...
Применение современных образовательных технологий для формирования основ естественно-научной грамотности воспитанников старшего дошкольного возраста
Районная педагогическая конференция «СОВРЕМЕННАЯ ШКОЛА: ПРОСТРАНСТВО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО И ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ» СЕКЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ДОО «ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ...
Программно - методический материал для организации образовательного процесс «Использование современных образовательных технологий для формирования у детей представлений о видах спорта и опыта участия в спортивных играх» (к ООП ДО для детей старшего
Программно - методическийматериал для организации образовательного процесс«Использование современных образовательных технологийдля формирования у детей представленийо видах спорт...