Дополнительная общеразвивающая образовательная программа социально - гуманитарной направленности «Играя, познаем».
рабочая программа (подготовительная группа)
Планирование кружковой работы по ТРИЗ технологии для формирования способностей у дошкольников анализировать окружающий мир и устанавливать причинно-следственные связи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_igraya_poznaem.docx | 21.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное общеобразовательное учреждение
Центр развития ребенка-детский сад №10 г. Россоши
Россошанского муниципального района
Воронежской области
ПРИНЯТО УТВЕРЖДЕНО
на заседании Педагогического Совета Приказ №___-общ. от_____2023г.
Протокол
№________от______2023г. Заведующий _____ Пилипенко Л.М.
Дополнительная общеразвивающая образовательная программа
социально - гуманитарной направленности
«Играя, познаем».
Возраст обучающихся: 6-7 лет.
Срок реализации: 1 год.
Автор-составитель:
воспитатель Тесля И.С.
г. Россошь 2023 г.
Список детей, посещающих кружок
1 Боханевич Тимур
2 Брезгунов Ярослав
3 Волощенко Алевтина
4 Двирник Василиса
5 Дудукало Алексей
6 Игнатенко Владислав
7 Каунова Виктория
8 Колесников Вадим
9 Манакова Александра
10 Мыдлык Дарья
Пояснительная записка:
Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Развивается любознательность. Однако многие педагоги сталкиваются с тем, что традиционные педагогические методики перестают быть эффективными.
Современный мир стремительно меняется, и требует новых подходов к воспитанию нового поколения детей. Поэтому все чаще в системе дошкольного образования используются инновационные технологии.
Одной из таких технологий и является ТРИЗ – Теория Решения Изобретательских Задач, разработанная Г. С. Альтшулером и адаптированная к работе в дошкольных образовательных учреждениях.
Целью использования данной технологии в детском саду является развитие, с одной стороны, таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность; с другой — поисковой активности, стремления к новизне; речи и творческого воображения.
Цель кружка «Играя, познаем»:
Формирование способности у дошкольников анализировать окружающий мир и устанавливать причинно-следственные связи.
Задачи:
- Формировать навыки творческой исследовательской работы;
- Знакомить детей с разными сторонами действительности:
явлениями природы, миром человеческих отношений, произведений
культуры, миром собственных переживаний;
- Закреплять становление целенаправленной деятельности;
- Учить формулированию противоречий с небольшой помощью
воспитателя, приемам их разрешений;
- Развивать познавательных способностей и творческого воображения детей через ознакомление с моделями ТРИЗ;
- Развивать умение принимать оптимальное решение жизненной и
учебной задачи при преодолении препятствий, стоящих на пути к
достижению цели;
- Развивать управляемое творческое воображение;
В основу программы кружка входят занятия, рекомендованные С. И. Гин в книге «Занятия ТРИЗ в детском саду»
Целевые ориентиры программы:
В результате обучения у детей
- возникнет положительное эмоциональное отношение к занятиям,
- возрастут познавательная активность и интерес;
- детские ответы станут нестандартными, раскрепощенными;
- расширится кругозор, появится стремление к новизне, к фантазированию;
- речь станет более образной и логичной;
- знания по ТРИЗ будут использованы на других занятиях и в повседневном общении.
Занятия кружка «Играя, познаем» проводятся 1 раз в две недели во второй половине дня каждый вторник месяца с октября по август.
Время работы кружка: 15.40-16.10
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
19.09. Ознакомительное занятие
Диагностические игры
03.10 Противоречия в погоде
цель: активизировать интерес детей к окружающему миру; систематизировать их знания о явлениях природы.
Оборудование: «черный ящик», полотенце.
- Знакомство с игрушкой
- Диалог с Игрушкой о погоде.
- Подвижная игра «Солнышко и дождь»
- Обсуждение с детьми противоречий в погоде.
- Подведение итогов
17.10. Противоречия в предметах
Цель: систематизировать навыки классификации предметов по внешним признакам, а также знания о свойствах предметов.
Оборудование: мешочек, игрушки небольшого размера, две коробки, мячик, дудочка (свисток).
- Классификация игрушек по различным признакам.
- Подвижная игра «Разбежались!».
- Обсуждение противоречий в предметах.
- Подведение итогов
31.10. Противоречия в предметах (продолжение)
Цели: систематизировать знания детей о профессиях; научить выделять противоположные признаки объектов; развивать внимание, эмпатию.
Оборудование: мяч, конфета, нож, будильник.
- Беседа о профессиях.
- Игра «Дрессировщики».
- Дидактическая игра «Магазин».
- Подведение итогов.
14.11. Противоречия в ситуациях
Цели: обучать выделению противоречий в различных жизненных ситуациях; ориентировать детей на здоровый образ жизни.
Оборудование: бинт, шарф.
- Противоречия в болезни.
- Игра «Простуда».
- Анализ ситуаций.
- Подведение итогов.
28.11. Противоречия в размерах
Цели: активизировать мышление путем разрешения проблемной ситуации; формировать понимание относительности размера; систематизировать знания детей о размерах животных.
- Анализ проблемной ситуации.
- Игра «Большие — маленькие».
- Упражнение «Расставь по порядку».
- Подведение итогов.
12.12. Противоречия в количестве
Цели: активизировать мышление путем разрешения проблемной ситуации; формировать понимание относительности количества.
Оборудование: конфета.
- Анализ проблемной ситуации.
- Игра «Много — мало».
- Противоречия в количестве.
- Подведение итогов.
26.12. Выбираем транспорт
цель: Обобщить и систематизировать представление детей о способах и
особенностях передвижения человека в разных средах (виды транспорта).
Продолжать знакомить детей с законами, по которым систематизируются знания в форме наглядных моделей. Уточнить и расширить
представления детей о правилах поведения в общественных местах.
- беседа о транспорте.
- игра «Едем, летим, плывем»
- творческое задание: Придумай необычный транспорт», Машина 21 века.
- Подведение итогов
09.01. Противоположные признаки
Цели: систематизировать знания детей о сезонных изменениях в природе; активизировать использование антонимов в речи; активизировать мышление детей; обучать навыкам групповой работы в режиме «мозгового штурма».
- Противоречия в зиме.
- Игра на внимание.
- Проблемная ситуация.
- Подведение итогов.
23.01. Подсистемы человека
Цели: систематизировать знания о строении человека; развивать внимание, умение сравнивать, обобщать; развивать воображение.
Оборудование: бумажные части тела робота.
- «Сборка робота».
- Игра «Руки, ноги, голова».
- Обсуждение «Что — для чего?».
- Подведение итогов.
06.02. Подсистемы предметов: объект «чайник»
Цели: систематизировать знания о посуде; обучить функциональному подходу восприятия подсистем; развивать диалектическое мышление; развивать умение прогнозировать.
Оборудование: настоящий и игрушечный чайники.
- Обсуждение «Какой чайник лучше?».
- Игра-эстафета «Наполни чайник».
- Анализ подсистем.
- Подведение итогов.
20.02. Подсистемы предметов: объект «машина»
Цели: систематизировать представления детей о транспорте; обучать системному анализу объекта; закрепить знание правил дорожного движения.
Оборудование: машина-грузовик, игрушечный или бумажный светофор, игрушки или рисунки различных машин.
- Анализ подсистем.
- Игра «Светофор».
- Обсуждение «Какие бывают машины по назначению».
- Подведение итогов.
05.03 Обобщающее занятие по подсистемам
Цели: систематизировать восприятие объектов как совокупности взаимосвязанных частей; познакомить с приемами сочинения загадок; развивать воображение.
Оборудование: разборные игрушки
- Обсуждение «Конструкторы».
- Игра «Кто больше?».
- Сочинение загадок.
- Подведение итогов.
19.03 Метод «маленьких человечков»
Цели: познакомить с методом «маленьких человечков»; обобщить представления детей о свойствах твердых веществ; развивать воображение, умение инсценировать; развивать познавательный интерес, умение анализировать причины.
Оборудование: мяч.
- Обсуждение «Что не делится на части?».
- Игра «Назови твердое».
- Инсценировка «маленьких человечков».
- Подведение итогов.
02.04 «Твердые и жидкие человечки»
Цели: активизировать мышление детей; закрепить представления детей о свойствах жидких веществ; обучать умению сравнивать и анализировать свойства объектов.
Оборудование: бумажная коробочка, стакан с водой, кубики.
- Решение проблемной ситуации.
- Сравнение твердых и жидких веществ.
- Игра «Замри».
- Моделирование ситуации.
- Подведение итогов
16.04. «Газообразные человечки»
Цели: активизировать мышление детей; систематизировать представления детей о свойствах газообразных веществ; развивать воображение, умение перевоплощаться и абстрагироваться.
Оборудование: карточки с «маленькими человечками».
- Анализ проблемной ситуации.
- Беседа о «газообразных человечках».
- Игра «Маленькие человечки».
- Работа с карточками «маленьких человечков» (МЧ).
- Подведение итогов.
30.04. «Цветные человечки»
Цели: активизировать мышление детей; развивать воображение, фантазию; обобщить представления о веществах в различных агрегатных состояниях; формировать экологическое мышление.
Оборудование: краски, кисточка, бумага, прозрачный кружок
- Анализ проблемной ситуации.
- Упражнение «Волшебная дорожка».
- Игра «Разноцветный светофор».
- Упражнение «Волшебная дорожка» (продолжение).
- Подведение итогов
14.05. Обобщающее занятие по ММЧ
Цели: развивать познавательную активность; развивать умение сравнивать и обобщать; формировать умение моделировать физические процессы.
Оборудование: «черный ящик», мыло, соломинки, стаканчики с пеной, карточки МЧ.
- Упражнение «Черный ящик».
- Беседа о мыльных пузырях.
- Практическая работа.
- Беседа о свойствах вещества.
- Подведение итогов
28.05. Функции подсистем
Цели: систематизировать представления о назначении дома и его составных частей; развивать умение анализировать, видеть взаимосвязи; формировать диалектическое мышление.
Оборудование: кубики.
- Анализ функций внешних подсистем дома.
- Игра «Строим дом».
- Анализ функций внутренних подсистем дома.
- Подведение итогов.
11.06 «Системный лифт»
Цели: развивать умение анализировать и обобщать; формировать диалектическое мышление; развивать воображение, умение инсценировать; познакомить с моделью анализа объекта «системный лифт»; систематизировать правила поведения в лифте.
- Упражнение «Назови общее».
- Анализ противоречий.
- Игра «Лифтовой зверь».
- Введение понятия «системный лифт».
- Подведение итогов.
25.06 Надсистемы и подсистемы объекта
Цели: активизировать мышление детей; обучать использовать модель «системный лифт» для анализа объекта.
Оборудование: «системный лифт», игрушки, наборы кар-точек.
- Проблемная ситуация.
- Работа с «системным лифтом».
- Игра «Вперед — назад».
- Работа с «системным лифтом».
- Подведение итогов.
09.07. Обобщающее занятие по над - и подсистемам
Цели: закрепить представления о над - и подсистемах объектов; закрепить умение пользоваться моделью «системный лифт».
Оборудование: «системный лифт», наборы карточек.
- Упражнение «Назови этаж».
- Игра «Первый, второй, третий».
- Работа в группах.
- Подведение итогов.
23.07. Прошлое
Цели: обобщить представления детей о прошлом различных объектов; развивать умение инсценировать.
Оборудование: мяч.
- Беседа «Что было раньше?».
- Физкультминутка.
- Игра с мячом «Чем было раньше?.».
- Подведение итогов.
06.08. Будущее человека и предметов
Цели: систематизировать представления о единицах измерения времени; формировать умение прогнозировать; обучать последовательному анализу рассматриваемой ситуации.
- Упражнение «Что потом?».
- Игра «Большие — маленькие».
- Беседа «Будущее человека».
- Подведение итогов.
Будущее предметов
Цели: развивать умение прогнозировать; формировать навык вариативного мышления; развивать воображение, умение фантазировать.
Оборудование: мяч.
- Упражнение «Что потом?».
- Игра «Съедобное — несъедобное».
- Фантазирование.
- Подведение итогов.
20.08. «Системный оператор»
Цели: познакомить с моделью анализа объектов; развивать внимание.
Оборудование: «пятиэкранка» (наборное полотно, мороженое, книга.
- Знакомство с системным оператором.
- Игра «Вверх — вниз — вперед — назад».
- Путешествие по «пятиэкранке».
- Подведение итогов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеразвивающая образовательная программа "Умейка"
Программа по социальной реабилитации детей от 3-х до 6-ти лет с проблемами развития....
Рабочая программа к дополнительной общеразвивающей образовательной программе для средней группы (4 – 5 лет) «Умелые ручки» Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
Рабочая программа разработана для детей средней группы (от 4 до 5 лет) МБДОУ «Детский сад № 201» г. Чебоксары на основании Федерального государственного образовательного стандарта до...
Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа социально-коммуникативной направленности «Веселые пальчики»
Направленность программы:Дополнительная общеразвивающая программа «Веселые пальчики» имеет социально-педагогическую направленность.Актуальность программы:Зачем развивать мелкую моторику ру...
Дополнительная общеразвивающая образовательная программа научно-технической направленности «Введение в програмирование. Образовательный робототехнический модуль ТЕХНОЛАБ» (нормативный срок освоения 1 учебный год) возраст детей 6-7 лет 2021-2022 учебный го
Пояснительная записка Одной из приоритетных задач ФГОС является интеллектуальное и творческое развитие дошкольников. Для ее реализации рекомендуется использовать образовательный робототехнический...
Дополнительная общеразвивающая образовательная программа социально-гуманитарной направленности «Занимательная кинезиология для детей»
Дополнительная общеразвивающаяобразовательная программасоциально-гуманитарной направленности«Занимательная кинезиология для детей»для детей дошкольного возраста...
Рабочая программа к дополнительной общеразвивающей образовательной программе «Раз-ступенька» для детей от 4 до 6 лет
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждениеАпрелевская СОШ № 3 с углубленным изучением отдельных предметов ДОШ № 2 «Ромашка»...
Рабочая программа к дополнительной общеразвивающей образовательной программе «Скоро в школу» для детей от 5 до 7 лет
Структура программы 1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ 1.1. Пояснительная записка 1.2. Цели и задачи реализации Программы по дополнительному образованию 1.3. Основные принципы обучения чтению 1.4. Целевые ор...
- Мне нравится (3)