Дополнительная общеразвивающая образовательная программа социально - гуманитарной направленности «Играя, познаем».
рабочая программа (подготовительная группа)

Тесля Ирина Сергеевна

Планирование кружковой работы по ТРИЗ технологии для формирования способностей у дошкольников анализировать окружающий мир и устанавливать причинно-следственные связи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_igraya_poznaem.docx21.99 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное общеобразовательное учреждение

Центр развития ребенка-детский сад №10 г. Россоши

Россошанского муниципального района

Воронежской области

ПРИНЯТО                                                                   УТВЕРЖДЕНО

на заседании Педагогического Совета                     Приказ №___-общ. от_____2023г.

Протокол

№________от______2023г.                                        Заведующий _____   Пилипенко Л.М.

                                                                                           

 

 

 

 

Дополнительная общеразвивающая образовательная программа

социально - гуманитарной  направленности

«Играя, познаем».

Возраст обучающихся: 6-7 лет.

Срок реализации: 1 год.

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                    Автор-составитель:  

                                                                                    воспитатель  Тесля И.С.

 

 

 

 

 

 

 

 

  г. Россошь 2023 г.

Список детей, посещающих кружок

1        Боханевич Тимур

2        Брезгунов Ярослав

3        Волощенко Алевтина

4        Двирник Василиса

5        Дудукало Алексей

6        Игнатенко Владислав

7        Каунова Виктория

8        Колесников Вадим

9        Манакова Александра

10        Мыдлык Дарья

Пояснительная записка:

     Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Развивается любознательность. Однако многие педагоги сталкиваются с тем, что традиционные педагогические методики перестают быть эффективными.

Современный мир стремительно меняется, и требует новых подходов к воспитанию нового поколения детей. Поэтому все чаще в системе дошкольного образования используются инновационные технологии.

Одной из таких технологий и является ТРИЗ – Теория Решения Изобретательских Задач, разработанная Г. С. Альтшулером и адаптированная к работе в дошкольных образовательных учреждениях.

Целью использования данной технологии в детском саду является развитие, с одной стороны, таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность; с другой — поисковой активности, стремления к новизне; речи и творческого воображения.

Цель кружка «Играя, познаем»:

Формирование способности у дошкольников анализировать окружающий мир и устанавливать причинно-следственные связи.

Задачи:

- Формировать навыки творческой исследовательской работы;

- Знакомить детей с разными сторонами действительности:

явлениями природы, миром человеческих отношений, произведений

культуры, миром собственных переживаний;

- Закреплять становление целенаправленной деятельности;

- Учить формулированию противоречий с небольшой помощью

воспитателя, приемам их разрешений;

- Развивать познавательных способностей и творческого воображения детей через ознакомление с моделями ТРИЗ;

- Развивать умение принимать оптимальное решение жизненной и

учебной задачи при преодолении препятствий, стоящих на пути к

достижению цели;

- Развивать управляемое творческое воображение;

В основу программы кружка входят занятия, рекомендованные С. И. Гин в книге «Занятия ТРИЗ в детском саду»

Целевые ориентиры программы:

В результате обучения у детей

- возникнет положительное эмоциональное отношение к занятиям,

- возрастут познавательная активность и интерес;

- детские ответы станут нестандартными, раскрепощенными;

- расширится кругозор, появится стремление к новизне, к фантазированию;

- речь станет более образной и логичной;

- знания по ТРИЗ будут использованы на других занятиях и в повседневном общении.

Занятия кружка «Играя, познаем» проводятся 1 раз в две недели во второй половине дня каждый вторник месяца с октября по август.

Время работы кружка: 15.40-16.10

КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

19.09. Ознакомительное занятие

Диагностические игры

03.10 Противоречия в погоде

цель: активизировать интерес детей к окружающему миру; систематизировать их знания о явлениях природы.

Оборудование: «черный ящик», полотенце.

- Знакомство с игрушкой

- Диалог с Игрушкой о погоде.

- Подвижная игра «Солнышко и дождь»

- Обсуждение с детьми противоречий в погоде.

- Подведение итогов

17.10. Противоречия в предметах

Цель: систематизировать навыки классификации предметов по внешним признакам, а также знания о свойствах предметов.

Оборудование: мешочек, игрушки небольшого размера, две коробки, мячик, дудочка (свисток).

- Классификация игрушек по различным признакам.

- Подвижная игра «Разбежались!».

- Обсуждение противоречий в предметах.

- Подведение итогов

31.10. Противоречия в предметах (продолжение)

Цели: систематизировать знания детей о профессиях; научить выделять противоположные признаки объектов; развивать внимание, эмпатию.

Оборудование: мяч, конфета, нож, будильник.

- Беседа о профессиях.

- Игра «Дрессировщики».

- Дидактическая игра «Магазин».

- Подведение итогов.

14.11. Противоречия в ситуациях

Цели: обучать выделению противоречий в различных жизненных ситуациях; ориентировать детей на здоровый образ жизни.

Оборудование: бинт, шарф.

- Противоречия в болезни.

- Игра «Простуда».

- Анализ ситуаций.

- Подведение итогов.

28.11. Противоречия в размерах

Цели: активизировать мышление путем разрешения проблемной ситуации; формировать понимание относительности размера; систематизировать знания детей о размерах животных.

- Анализ проблемной ситуации.

- Игра «Большие — маленькие».

- Упражнение «Расставь по порядку».

- Подведение итогов.

12.12. Противоречия в количестве

Цели: активизировать мышление путем разрешения проблемной ситуации; формировать понимание относительности количества.

Оборудование: конфета.

- Анализ проблемной ситуации.

- Игра «Много — мало».

- Противоречия в количестве.

- Подведение итогов.

26.12. Выбираем транспорт

цель: Обобщить и систематизировать представление детей о способах и

особенностях передвижения человека в разных средах (виды транспорта).

Продолжать знакомить детей с законами, по которым систематизируются знания в форме наглядных моделей. Уточнить и расширить

представления детей о правилах поведения в общественных местах.

- беседа о транспорте.

- игра «Едем, летим, плывем»

- творческое задание: Придумай необычный транспорт», Машина 21 века.

- Подведение итогов

09.01. Противоположные признаки

Цели: систематизировать знания детей о сезонных изменениях в природе; активизировать использование антонимов в речи; активизировать мышление детей; обучать навыкам групповой работы в режиме «мозгового штурма».

- Противоречия в зиме.

- Игра на внимание.

- Проблемная ситуация.

- Подведение итогов.

23.01. Подсистемы человека

Цели: систематизировать знания о строении человека; развивать внимание, умение сравнивать, обобщать; развивать воображение.

Оборудование: бумажные части тела робота.

- «Сборка робота».

- Игра «Руки, ноги, голова».

- Обсуждение «Что — для чего?».

- Подведение итогов.

06.02. Подсистемы предметов: объект «чайник»

Цели: систематизировать знания о посуде; обучить функциональному подходу восприятия подсистем; развивать диалектическое мышление; развивать умение прогнозировать.

Оборудование: настоящий и игрушечный чайники.

- Обсуждение «Какой чайник лучше?».

- Игра-эстафета «Наполни чайник».

- Анализ подсистем.

- Подведение итогов.

20.02. Подсистемы предметов: объект «машина»

Цели: систематизировать представления детей о транспорте; обучать системному анализу объекта; закрепить знание правил дорожного движения.

Оборудование: машина-грузовик, игрушечный или бумажный светофор, игрушки или рисунки различных машин.

- Анализ подсистем.

- Игра «Светофор».

- Обсуждение «Какие бывают машины по назначению».

- Подведение итогов.

05.03 Обобщающее занятие по подсистемам

Цели: систематизировать восприятие объектов как совокупности взаимосвязанных частей; познакомить с приемами сочинения загадок; развивать воображение.

Оборудование: разборные игрушки

- Обсуждение «Конструкторы».

- Игра «Кто больше?».

- Сочинение загадок.

- Подведение итогов.

       19.03 Метод «маленьких человечков»

Цели: познакомить с методом «маленьких человечков»; обобщить представления детей о свойствах твердых веществ; развивать воображение, умение инсценировать; развивать познавательный интерес, умение анализировать причины.

Оборудование: мяч.

- Обсуждение «Что не делится на части?».

- Игра «Назови твердое».

- Инсценировка «маленьких человечков».

- Подведение итогов.

02.04 «Твердые и жидкие человечки»

Цели: активизировать мышление детей; закрепить представления детей о свойствах жидких веществ; обучать умению сравнивать и анализировать свойства объектов.

Оборудование: бумажная коробочка, стакан с водой, кубики.

- Решение проблемной ситуации.

- Сравнение твердых и жидких веществ.

- Игра «Замри».

- Моделирование ситуации.

- Подведение итогов

16.04. «Газообразные человечки»

Цели: активизировать мышление детей; систематизировать представления детей о свойствах газообразных веществ; развивать воображение, умение перевоплощаться и абстрагироваться.

Оборудование: карточки с «маленькими человечками».

- Анализ проблемной ситуации.

- Беседа о «газообразных человечках».

- Игра «Маленькие человечки».

- Работа с карточками «маленьких человечков» (МЧ).

- Подведение итогов.

30.04. «Цветные человечки»

Цели: активизировать мышление детей; развивать воображение, фантазию; обобщить представления о веществах в различных агрегатных состояниях; формировать экологическое мышление.

Оборудование: краски, кисточка, бумага, прозрачный кружок

- Анализ проблемной ситуации.

- Упражнение «Волшебная дорожка».

- Игра «Разноцветный светофор».

- Упражнение «Волшебная дорожка» (продолжение).

- Подведение итогов

14.05. Обобщающее занятие по ММЧ

Цели: развивать познавательную активность; развивать умение сравнивать и обобщать; формировать умение моделировать физические процессы.

Оборудование: «черный ящик», мыло, соломинки, стаканчики с пеной, карточки МЧ.

- Упражнение «Черный ящик».

- Беседа о мыльных пузырях.

- Практическая работа.

- Беседа о свойствах вещества.

- Подведение итогов

28.05. Функции подсистем

Цели: систематизировать представления о назначении дома и его составных частей; развивать умение анализировать, видеть взаимосвязи; формировать диалектическое мышление.

Оборудование: кубики.

- Анализ функций внешних подсистем дома.

- Игра «Строим дом».

- Анализ функций внутренних подсистем дома.

- Подведение итогов.

11.06 «Системный лифт»

Цели: развивать умение анализировать и обобщать; формировать диалектическое мышление; развивать воображение, умение инсценировать; познакомить с моделью анализа объекта «системный лифт»; систематизировать правила поведения в лифте.

- Упражнение «Назови общее».

- Анализ противоречий.

- Игра «Лифтовой зверь».

- Введение понятия «системный лифт».

- Подведение итогов.

25.06 Надсистемы и подсистемы объекта

Цели: активизировать мышление детей; обучать использовать модель «системный лифт» для анализа объекта.

Оборудование: «системный лифт», игрушки, наборы кар-точек.

- Проблемная ситуация.

- Работа с «системным лифтом».

- Игра «Вперед — назад».

- Работа с «системным лифтом».

- Подведение итогов.

09.07. Обобщающее занятие по над - и подсистемам

Цели: закрепить представления о над - и подсистемах объектов; закрепить умение пользоваться моделью «системный лифт».

Оборудование: «системный лифт», наборы карточек.

- Упражнение «Назови этаж».

- Игра «Первый, второй, третий».

- Работа в группах.

- Подведение итогов.

23.07. Прошлое

Цели: обобщить представления детей о прошлом различных объектов; развивать умение инсценировать.

Оборудование: мяч.

- Беседа «Что было раньше?».

- Физкультминутка.

- Игра с мячом «Чем было раньше?.».

- Подведение итогов.

06.08. Будущее человека и предметов

Цели: систематизировать представления о единицах измерения времени; формировать умение прогнозировать; обучать последовательному анализу рассматриваемой ситуации.

- Упражнение «Что потом?».

- Игра «Большие — маленькие».

- Беседа «Будущее человека».

- Подведение итогов.

Будущее предметов

Цели: развивать умение прогнозировать; формировать навык вариативного мышления; развивать воображение, умение фантазировать.

Оборудование: мяч.

- Упражнение «Что потом?».

- Игра «Съедобное — несъедобное».

- Фантазирование.

- Подведение итогов.

20.08. «Системный оператор»

Цели: познакомить с моделью анализа объектов; развивать внимание.

Оборудование: «пятиэкранка» (наборное полотно, мороженое, книга.

- Знакомство с системным оператором.

- Игра «Вверх — вниз — вперед — назад».

- Путешествие по «пятиэкранке».

- Подведение итогов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеразвивающая образовательная программа "Умейка"

Программа по социальной реабилитации детей от 3-х до 6-ти лет с проблемами развития....

Рабочая программа к дополнительной общеразвивающей образовательной программе для средней группы (4 – 5 лет) «Умелые ручки» Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

Рабочая программа разработана для детей средней  группы (от 4 до 5 лет) МБДОУ «Детский сад № 201» г. Чебоксары на основании Федерального государственного образовательного стандарта до...

Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа социально-коммуникативной направленности «Веселые пальчики»

Направленность программы:Дополнительная общеразвивающая программа «Веселые пальчики» имеет социально-педагогическую направленность.Актуальность программы:Зачем развивать мелкую моторику ру...

Дополнительная общеразвивающая образовательная программа научно-технической направленности «Введение в програмирование. Образовательный робототехнический модуль ТЕХНОЛАБ» (нормативный срок освоения 1 учебный год) возраст детей 6-7 лет 2021-2022 учебный го

Пояснительная записка Одной из приоритетных задач ФГОС является интеллектуальное и творческое развитие дошкольников. Для ее реализации рекомендуется использовать образовательный робототехнический...

Дополнительная общеразвивающая образовательная программа социально-гуманитарной направленности «Занимательная кинезиология для детей»

Дополнительная  общеразвивающаяобразовательная  программасоциально-гуманитарной направленности«Занимательная кинезиология для детей»для детей дошкольного возраста...

Рабочая программа к дополнительной общеразвивающей образовательной программе «Раз-ступенька» для детей от 4 до 6 лет

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждениеАпрелевская СОШ № 3 с углубленным изучением отдельных предметов ДОШ  № 2 «Ромашка»...

Рабочая программа к дополнительной общеразвивающей образовательной программе «Скоро в школу» для детей от 5 до 7 лет

Структура программы 1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ 1.1. Пояснительная записка 1.2. Цели и задачи реализации Программы по дополнительному образованию 1.3. Основные принципы обучения чтению 1.4. Целевые ор...