Логические блоки Дьенеша как средство развития математических представлений дошкольников.
план-конспект занятия по математике (старшая группа)
Конспект проведения НОД с использованием логических фигур на тему: «Путешествие в страну Математики».
Цель: Активизация у детей мыслительных операций (анализ, сравнение, классификация, обобщение). Развитие творческого и логического мышления.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 24.15 КБ |
Предварительный просмотр:
ЛОГИЧЕСКИЕ БЛОКИ ДЬЕНЕША КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ.
Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок был всесторонне и гармонично развит. Каждый ребенок хочет, в свою очередь, хочет играть. Учёные и педагоги разных стран (Л.С. Выготский, Д.Б.Эльконин, Н.К. Крупская, М.Монтессори и др.) рассматривают игру как основной вид деятельности детей дошкольного возраста.
Многие развивающие методики совмещают в себе обучение и игру. Через игру действует и известная каждому педагогу система Золтана Дьенеша.
Дьенеш придерживался мнения, что для детей лучший способ учиться – не сидеть за партой, внимательно вслушиваясь в слова педагогов, а свободно играть и развиваться в игре. Непосредственно в процессе игры дети могут осваивать сложнейшие логические и математические концепции и системы.
Главное в заданиях с блоками - это вовсе не условия задач и не их решения, а тот процесс, тот путь, который ведёт от одного к другому: путь от задачи к решению. Интеллект ребёнка не спит, он бурлит, он кипит, он «носится, как угорелый» вокруг всего, что попадает в поле его внимания.
Основное умение, которое нужно для решения логических задач - умение выявлять в объектах различные качества, уметь их называть, замечать их отсутствие, абстрагировать и удерживать в памяти одно, два или более свойств, обобщать объекты по одному, двум или трем признакам с учетом наличия или отсутствия этих признаков.
Весь процесс развития мышления, все движения интеллекта, в игре с блоками, гораздо виднее.
Логическое мышление - это мышление при помощи рассуждений. Рассуждать - значит связывать между собой разные знания для того, чтобы в итоге получить ответ на стоящий перед нами вопрос. Все виды логического мышления неразрывно связанны с речью, в логическом мышлении речь является единственной формой, в которой происходит мышление, так как оно состоит в установлении связи между значениями слов.
Итак, Блоки Дьенеша - универсальный дидактический материал, позволяющий успешно реализовывать задачи познавательного развития детей, поставленные в ФГОС и ООП.
Конспект НОД по математике в старшей группе с использованием развивающих блоков Дьенеша.
Воспитатели: Фоменок Т.Н.
Страна «Математика».
Цель: Активизация у детей мыслительных операций (анализ, сравнение, классификация, обобщение). Развитие творческого и логического мышления.
Задачи:
- развивать умение кодировать и декодировать информацию;
- закрепить знания о порядковом счете;
- развивать зрительно-моторную координацию;
- формировать навыки самоконтроля;
- воспитывать умение работать в коллективе.
Ожидаемый результат:
Дети разделяют блоки по свойствам, запоминают и обобщают их. Умеют кодировать информацию, знают структуру и алгоритмы выполнения действий.
Используют более сложные грамматические структуры предложений в речи на основе сравнения, отрицания и группировки однородных предметов.
Материалы и оборудование:
Логические блоки Дьенеша, схемы «Соедини по точкам», «Маршрут», «Билеты», «Магазин» (на каждого ребёнка).
Интеграция образовательных областей:
-познавательное развитие;
-речевое развитие;
-социально – коммуникативное развитие.
Ход НОД:
- Организационный момент.
Воспитатель: Я назвала нашу сегодняшнюю встречу «Математика - царица наук».
Как вы объясняете эту пословицу. Для чего нам математика?
(ответы детей).
Математика есть гимнастика ума. Мы отправимся в путешествие, а поможет нам в этом «Математика».
- Основная часть.
В: На чем же нам отправиться в путь?
Игра «Соедини по точкам». Все точки надо соединить между собой линиями по порядку, который подскажут цифры (приложение 1).
Что же у нас получилось?
Д: Автобус
В: Вот на этом автобусе, мы и отправимся в путешествие.
B: Возникла проблема. У нас нет ключей от автобуса.
1.Игра «Клад». На доске геометрические фигуры, под одним из них ключ. Дети задают вопросы, на которые воспитатель может отвечать только «да» или «нет».
Д: «Ключ под желтым блоком?»
В: «Нет».
«Под красным?»
В: «Нет».
Дети делают вывод, что клад под синим блоком, и расспрашивает дальше про размер, форму.
2. На доске выложены геометрические фигуры. Под фигурами «Таблица отрицания». Дети называют и обосновывают свой ответ с помощью таблиц отрицания.
(приложение 2)
Д: Ключ под синим прямоугольником
В: Почему, ты так решил? Опросить несколько детей. Ты согласен? Ты тоже так думаешь?
В: Молодцы, теперь у нас есть ключ от нашего автобуса.
В: Опять мы не можем отправиться в путь, нам не хватает проложенного маршрута.
У каждого на парте есть карточки, с какими – то непонятными, странными значками. Посмотрите на них внимательно, приступаем к расшифровке (приложение 3).
В: (Имя ребёнка) скажи, какой у тебя первый блок. Объяснить свой выбор (опросить несколько детей).
В: Чтоб сесть в автобус надо купить билеты. И занять места согласно приобретённым билетам .
Карточки: геометрические фигуры, разного цвета на них написаны цифры от одного до десяти (приложение 4).
Проверка. Почему ты села на это место? Какая у тебя цифра на билете? (Опросить несколько детей).
В: Ребята мы с вами приехали в «Необычный магазин игрушек». Чтобы рассчитаться, не нужны деньги, а надо расшифровать карточку пропуск и найти соответствующий блок. Купить игрушку с таким же блоком, как «денежка» у ребенка. Получить игрушку (приложение 5).
Кто приобрёл игрушку проходит на своё место.
- Заключительная часть. Рефлексия.
В: Понравилось вам путешествие? А что больше всего запомнилось? (Выслушать ответы детей).
Литература:
- Михайлова З. А. «Логика и математика для дошкольников». - СПб. Издательский дом «Литера», 2000.- 97с.
- Панова Е. Н. «Дидактические игры – занятия в ДОУ».- Воронеж. ТЦ «Учитель», 2006.-79с.
- Звонкин А.К. «Малыши и математика». - М.: МЦНМО, МИОО, 2006.
- «Логические блоки Дьенеша». Развивающая игра для детей в возрасте от 3 до 7лет. ООО «Корвет» Россия, Санкт-Петербург. «Давайте вместе поиграем».
- Комплект игр с блоками Дьенеша. (Под ред. Б.б.Финкельштейн. Санкт-Петербург. ООО «Корвет» 2001 год).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/09/17/picture-667851-1442495648.png)
Презентация : Использование логических блоков Дьенеша в процессе развития математических представлений дошкольников
Играя с блоками Дьенеша, ребенок выполняет разнообразные предметные действия (группирует по признаку, выкладывает ряды по заданному алгоритму)...
![](/sites/default/files/pictures/2017/10/08/picture-952237-1507449295.jpg)
Логические блоки Дьенеша, как средство развития математических представлений дошкольников
Логические блоки Дьенеша, как средство развития математических представлений дошкольников...
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/21/picture-502575-1413876431.jpg)
МАСТЕР – КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ Тема: Логические блоки Дьенеша как средство развития математических способностей детей старшего дошкольного возраста
МАСТЕР – КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВТема: Логические блоки Дьенеша как средство развития математических способностей детей старшего дошкольного возраста...
![](/sites/default/files/pictures/2020/01/13/picture-1206200-1578923628.jpg)
Логические блоки Дьенеша как средство формирования математических представлений в дошкольном возрасте.
Блоки Дьенеша можно использовать в совместной и самостоятельной игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста, организуя дидактические, подвижные или сюжетно-ролевые игры. Включая данное по...
![](/sites/default/files/pictures/2023/09/27/picture-1044737-1695830207.jpg)
Программа профессионального самообразования педагога " Логические блоки Дьенеша, как средство развития математических представлений у детей с ТНР старшего дошкольного возраста 5-6 лет"
Программа профессионального самообразования педагога " Логические блоки Дьенеша, как средство развития математических представлений у детей с ТНР старшего дошкольного возраста 5-6 лет"...
![](/sites/default/files/pictures/2024/01/17/picture-1116809-1705492361.jpg)
Использование логических блоков Дьенеша в процессе развития математических представлений дошкольников
для воспитателей...
![](/sites/default/files/pictures/2017/05/02/picture-914912-1493693460.jpg)
Консультация для родителей «Логические блоки Дьенеша, как средство развития математических представлений дошкольников».
Консультация для родителей«Логические блоки Дьенеша, как средство развития математических представлений дошкольников»...