Сообщение на семинаре заведующих на тему «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры»
материал на тему
Сообщение на семинаре заведующих на тему «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
soobshchenie_na_seminare_zaveduyushchih_na_temu.doc | 51.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Сообщение на семинаре заведующих на тему «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры»
Подготовила:
заведующая МДОУ детский сад № 44
Савкина Татьяна Евгеньевна
г. Орехово-Зуево
Московская область
Русская народная культура является богатейшим материалом не только для знакомств ребенка с традициями русского народа, но и способствует развитию таких психических процессов, как восприятие, образное мышление, воображение, эмоционально-положительное отношение к объектам эстетического содержания. Именно родная культура должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность. Современное общество переживает в настоящее время нравственно-патриотический кризис. Русская народная культура в обучении и воспитании подрастающего поколения в системе образования оказалась сведена к минимуму. Поэтому нет другого выхода из сложившегося кризиса, кроме возрождения самобытной Российской цивилизации на традициях отечественной культуры. А это возможно лишь при условии восстановления духовного, нравственного и интеллектуального потенциала - носителя русской культуры. Актуальность данной проблемы заключается в необходимости формирования и развития у детей дошкольного возраста значимых идеалов и ориентиров, необходимых для воспитания нравственного развития и духовно богатой личности, просвещение родителей в вопросах духовно-нравственного воспитания
Поэтому приоритетным направлением коллектива нашего детского сада является приобщение детей к истокам русской народной культуры через различные виды деятельности. В 2008 году наш детский сад включился в инновационную деятельность по приобщению детей к русскому музыкальному наследию. Опираясь на «Программу воспитании и обучения в детском саду» под редакцией М.А.Васильевой и взяв за основу программы О.Л.Князевой, М.Д.Маханевой «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», Е.Г.Борониной «Оберег» педагоги творчески подошли к ее реализации. Были объединены усилия всех специалистов учреждения: изучена необходимая методическая литература, проведена работа по самообразованию педагогов, создана творческая группа, в которой каждый сотрудник работает в определенном направлении - воспитатель Цыганкова Л.Н. разработала план работы с детьми по приобщению детей к истокам народной культуры, включающий художественно-творческую деятельность и ознакомление с окружающим, музыкальный руководитель Елаева Е.В. и старший воспитатель Медведько Н.В. разработали индивидуальную программу инновационной деятельности по комплексному изучению фольклора в детском саду «Русский фольклор», прошедшую рецензирование в МГОГИ в 2007 году и включающую в себя планирование работы с детьми, педагог-психолог Борисова А.М. составила план работы по инновационной деятельности с родителями.
Прежде чем приступить к работе в данном направлении, нами была проведена диагностика работы детского сада по этнокультурному образованию, включающая обследование воспитанников, педагогов, родителей. Результатом явился низкий уровень духовно-нравственной культуры большинства современных семей. Опрос родителей показал, что 92 % считают важным приобщать детей к национальной культуре, но многие не знают, как это сделать.
Вся система работы включает в себя поэтапное, постепенное воспитание и развитие ребенка на традициях народной культуры. Степень новизны заключается в интеграции художественно-творческой деятельности детей, как одной из форм взаимосвязи различных направлений по приобщению детей к русской народной культуре.
Работа в нашем учреждении ориентирована на то, чтобы дать детям базовые представления о литературе, музыке, изобразительном искусстве, без чего невозможно приобщение детей к народной культуре. Для реализации данного направления необходимо создать развивающую среду в учреждении. Так возникла необходимость создания мини-музея «Комната русского быта». Освободив в детском саду небольшое помещение, мы соорудили в нем «русскую печь», постелили самотканые половики, развесили русские костюмы. Постепенно, из прочитанной литературы, педагоги узнавали, что в русской избе случайных предметов не было, каждому предмету отводилось свое традиционное место. Сотрудники детского сада постарались по мере возможности воссоздать в небольшом помещении основные детали и обстановку русской избы (печь, прялка, наличие предметов прикладного искусства и др.). В каждой группе созданы уголки русского быта, где представлены макеты деревенской избы, дидактический и наглядный материал по теме, изделия народных промыслов.
Решение задач по приобщению дошкольников к истокам русской народной культуры проходит красной линией через все виды деятельности детей:
речевое развитие - сказки, былины, потешки, песенки, скороговорки, поговорки, пословицы, шутки, дразнилки, загадки;
музыкальное воспитание - народные песни, заклички, колыбельные, частушки, хороводные игры, игра на народных инструментах, кукольные спектакли, праздники;
физическое развитие - народные игры;
изобразительная деятельность – ознакомление с народными промыслами, народными игрушками, костюмами;
ознакомление с художественной литературой.
Поэтому, для работы с детьми педагоги выделили следующие формы работы с детьми:
циклы интегрированных занятий, игры, кружковая работа, смотры-конкурсы, экскурсии, праздники, викторины, тематические вечера, концерты, самостоятельная деятельность..
Так, на занятиях по изобразительной деятельности дети рассматривают мужской и женский народные костюмы, вспоминают название предметов и деталей костюма: рубаха, сарафан, кокошник, пояс. После чего им предлагается раскрасить: девочкам головной убор, мальчикам пояс. По завершению дети обыгрывают свои работы, под музыкальное
сопровождение водят хороводы, используют разнообразный речевой материал: приговорки, загадки, потешки. Старший воспитатель Медведько Н.В. в системе дополнительного образования приобщает детей к истокам русской народной культуры через кружковую работу «Цветик-семицветик». Результатом работы стали: изготовление русских матрешек и их роспись, роспись деревянных ложек, изготовление оберегов, кукол.
Таким образом, изобразительная и речевая деятельность становятся основными средствами ознакомления детей с истоками русской культуры.
Педагогами собран разнообразный речевой материал, включающий считалки, дразнилки, изготовлены атрибуты к народным играм «Лапта», «Чижик», «Городки», «Камешки», «Щелчки», элементы к подвижным и малоподвижным народным играм.
Систематизированы русские народные игры (подобраны народные календарные игры, проводимые в дни православных праздников. На материале народного фольклора разработаны сценарии праздников, тематических вечеров, «посиделок» для педагогов, детей и родителей («Праздник молока», «Егорий Вешний», «Посиделки», «Играй, гармонь»).
В содержание музыкальных занятий включены произведения народной словесности и музыкального фольклора. Практически на каждом занятии музыкальный руководитель Елаева Е.В. использует распевки «Чики-чики-чикалочки», «Василек», «Две тетери», «Дождик» и другие. Детям очень полюбились хороводные песни, как «На горе-то калина», «Земелюшка-чернозем», «А я по лугу», «Как у наших у ворот», «Как на тоненький ледок» и др. Особое внимание на занятиях отводится игре на народных музыкальных инструментах: дудке, балалайке, рожке, ложках, свистульках и пр. Они развивают у детей координацию движений, чувство ритма, а в дальнейшем - интерес к музыкальной деятельности. На занятиях музыкальный руководитель приучает их слушать русские народные песни в исполнении детских русских народных ансамблей. Воспитанники водят хороводы, под эту музыку выполняют танцевальные движения, аккомпанируют себе, используя шумовые инструменты: свистульки, ложки, погремушки, самодельные трещотки, маракасы.
Незабываемое впечатление на детей оказало проведение таких календарных праздников, как Осенины, Праздник молока, Праздник Покрова, Праздник валенка, Масленица, Пасха, Егорий Вешний, которым предшествовала предварительна работа: разучивание закличек, песен-колядок, хороводных песен, знакомство с традиционными обрядами этих праздников. Дети с огромным желанием пели песни, водили хороводы, рассказывали пословицы, поговорки. В детском саду функционирует кружок «Сударушка». Руководитель кружка Елаева Е.В. разработала перспективный план. Результатом работы кружка является показ представлений для детей всех возрастных групп детского сада.
Разные виды народного творчества используется и на физкультурных занятиях. При выполнении упражнений предлагаем детям проговаривать знакомые и несложные ритмичные потешки или загадки «двигательного характера». Интересно проводятся интегрированные физкультурные занятия, построенные на сюжете народных сказок («Теремок», «Гуси-лебеди», «Репка» и др.). Такие занятия проводятся с целью закрепления материала по определенной теме народной культуры. Интегрирование физических упражнений с элементами фольклора позволяют осуществить более качественное и прочное усвоение знаний, умений и навыков в области физического воспитания.
Для решения задач инновационной деятельности и развития творческой активности детей важно правильно организовать работу с родителями. Инициатива педагогов в создании развивающего пространства была поддержана родителями воспитанников. Благодаря совместной работе педагогов и родителей появилась «комната русского быта». Для приобщения родителей к решению вопросов инновационной деятельности используются такие формы работы, как анкетирование, беседы, совместные праздники, посиделки, конкурсы, экскурсии, викторины, оказывается консультативная помощь, проводятся совместные выставки «Рисуем вместе с папой», «Моя семья – моя защита», «С чего начинается Родина», конкурс «Рукоделие наших бабушек», «Осенняя Ярмарка». Взаимодействие с семьей проводится по принципу активного вовлечения родителей в жизнь детского сада. Такие мероприятия проводятся один раз в месяц. В этот день дети погружаются в атмосферу русского быта, устного народного творчества, народных праздников и традиций, игр и забав. Во вторую половину дня родители присоединяются к детям и участвуют в инсценировании, народных играх, разучивают считалочки, вместе с детьми узнают о народных праздниках, их значении, правилах проведения, обычаях.
Результатом этой работы является организация и проведение конкурсов детского творчества: «Жили три богатыря», «Моя любимая сказка», поделки из природного и бросового материала «Моя игрушка», «Домик в деревне». В группах оформлены уголки для родителей, где помещается информация практического характера. Например, как изготовить дома вместе с ребенком тряпичную, соломенную, деревянную куклу. Таким образом, родители узнают историю возникновения игрушки, ее воспитательное значение, приемы изготовления. Устраивалась ярмарка-выставка, на которой родители вместе с детьми представили свои работы «Расписные матрешки», «Кукла-оберег». В таких уголках помещается и другая информация «Любимые народные игры детей», «Родные сказки», «Народные песни поем с вами вместе» и другие.
Намечается участие детского сада во всероссийском фестивале «Мир игры», в рамках которого организуются акции «Добрая игрушка», «Литературный праздник игрушки», «Игрушки наших бабушек». Мы будем продолжать работу в данном направлении, потому что своя культура выделяется человеком как особенная, первая, с которой он, как правило, свыкается, сживается, которую впитывает, как принято говорить, «с молоком матери». Мы надеемся, что наша работа поможет ребенку почувствовать себя частью великого целого – своего народа, своей страны, научиться уважать их, ценить прошлое и настоящее, заботиться и волноваться о будущем, ведь только в этом случае человеческая цивилизация сможет рассчитывать на прогрессивное развитие.