Лаборатория чудесных наук
рабочая программа (средняя группа)
Сегодня в России детские дошкольные учреждения играют важнейшую роль в обеспечении развития познавательного развития дошкольников, являясь одновременно просветительскими центрами для родителей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
laboratoriya_bolshih_nauk.docx | 44.35 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка - детский сад № 138» | |
ПРИНЯТО: | УТВЕРЖДЕНО: |
педагогическим советом МБДОУ «ЦРР-детский сад № 138»
| Заведующая МБДОУ «ЦРР – детский сад № 138» ____________И.В. Маслова Приказ |
Программа студии
«Лаборатория чудесных наук»
дошкольного образования
муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения
«Центр развития ребенка- детский сад № 138»
Срок реализации программы: 3 года
Выполнила: воспитатель Делёва Ю.А.
Воронеж
2023
Содержание
1. | Целевой раздел | 3 |
1.1. | Пояснительная записка | 3 |
1.1.1 | Цель и задачи студии | 5 |
1.1.2 | Принципы формирования студии | 6 |
1.2. | Планируемые результаты освоения программы студии | 7 |
2. | Содержательныйраздел | 7 |
2.1. | Тематический план по организации поисково-исследовательской деятельности детей. Средняя группа | 7 |
2.1.1 | Тематический план по организации поисково-исследовательской деятельности детей. Старшая группа | 9 |
2.1.2 | Тематический план по организации поисково-исследовательской деятельности детей. Подготовительная группа | 10 |
2.2 | Методы и приемы | 12 |
2.3 | Работа с семьями воспитанников | 12 |
3. | Организационный раздел | 12 |
3.1. | Режим работы | 12 |
3.2. | Материально техническая база | 12 |
3.3. | Методическая литература | 13 |
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
Программа студии обеспечивает разностороннее развитие детей от 4-х до 7-ми (8-ми)лет в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных,индивидуальных,психологическихифизиологическихособенностейи направлена на решение задач ФГОС ДО. Программа студии разработана в соответствии с Федеральными нормативными актами Российской Федерации, локальными актами образовательного учреждения:
1. - Федеральный закон от 29.12.2012г. № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- - Федеральный закон от 31 июля 2020 г. N 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся»;
- - Федеральный закон от 24 сентября 2022 г. №371 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» и статью 1 Федерального закона «Об обязательных требованиях в Российской Федерации»;
- - Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013г. №1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
- - Приказ Минпросвещения Российской Федерации от 08.11.2022 г. № 955 «О внесении изменений в некоторые приказы Министерства образования и науки РФ и Министерства просвещения РФ, касающиеся федеральных государственных стандартов общего образования и образования обучающихся с ОВЗ и умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
- - Приказ Минпросвещения Российской Федерации от 25.11.2022 № 1028 «Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования»;
- - Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685 -21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»;
- - Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно – эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
- - Нормативные документы регионального и муниципального уровней;
- - Устав МБДОУ «ЦРР- детский сад 138».
Сегодня в России детские дошкольные учреждения играют важнейшую роль в обеспечении развития познавательного развития дошкольников, являясь одновременно просветительскими центрами для родителей.
При реализации студии предлагается решение задач познавательного развития дошкольников через организацию в детском саду ряда мероприятий, направленных на изучение природы вокруг нас посредством опытно- экспериментальной деятельности.
Практическое использование данной разработки позволит сформировать у дошкольников знания об окружающем мире через практические навыки.
Ребенку-дошкольнику по природе присуща ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности.
Экспериментирование как специально-организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира.
«Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.)» (ФГОС ДО)
Развитие способности детей экспериментировать представляет собой определенную систему, в которую включены демонстрационные опыты, осуществляемые педагогом в специально организованных видах деятельности, наблюдения, лабораторные работы, выполняемые детьми самостоятельно в пространственно-предметной среде группы.
Как показывает практика, знания, полученные во время проведения опытов запоминаются надолго. Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Важно, чтобы каждый ребенок проводил собственные опыты.
1.1.1. Цель и задачи реализации Программы.
Цель:
Целью опытно-экспериментальной деятельности студийной работы является формирование и расширение представлений у детей об объектах живой и неживой природы через практическое самостоятельное познание. Педагог работает в этом направлении во время проведения занятий ООД, на прогулках, тематических досугах, мотивирует к экспериментированию в самостоятельной деятельности.
Цель достигается через решение следующих задач:
- Расширять представление детей о физических свойствах окружающего мира;
- Знакомить с различными свойствами веществ (твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость.);
- Развивать представления об основных физических явлениях (отражение, преломление света, магнитное притяжение);
- Развивать представления детей о некоторых факторах среды (свет, температура воздуха и её изменчивость; вода-переход в различные состояния: жидкое, твердое, газообразное их отличие друг от друга; Воздух - его давление и сила; Почва - состав, влажность, сухость;
- Расширять представление об использовании человеком факторов природной среды: солнце, земля, воздух, вода, растения и животные - для удовлетворения своих потребностей. Расширять представление детей о значимости воды и воздуха в жизни человека;
- Знакомить детей со свойствами почвы и входящих в её состав песок и глину;
- Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов.
1.1.2. Принципы
1. построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;
2. содействие и сотрудничество детей и родителей (законных представителей), совершеннолетних членов семьи, принимающих участие в воспитании детей младенческого, раннего и дошкольного возраста, а также педагогических работников;
3. признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
4. поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
5. сотрудничество ДОО с семьей;
6. приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
7. формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
8. возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
1.2. Планируемые результаты
В ходе реализации задач по экспериментированию – ребенок имеет начальные представления о безопасности при проведении экспериментальной деятельности, а также:
-Повысили уровень познавательной активности у детей.
-Сформировали у детей уверенность в себе посредством развития мыслительных операций, творческих предпосылок и как следствие, развитие у детей личностного роста и чувства уверенности в себе и своих силах.
-Обогатили предметно – развивающую среду в группе.
-Пополнили научно – методологическую базу ДОУ по данному методу исследования.
-Повысили уровень владения дошкольниками простейшими техниками экспериментирования.
-Повысили компетентности родителей воспитанников в вопросе экспериментирования с использованием простейших техник, активное участие родителей в совместных творческих проектах.
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Тематический план по организации поисково-исследовательской деятельности детей. Средняя группа.
Направление экспериментальной деятельности | Темы занятий | Неделя |
СЕНТЯБРЬ | ||
Экспериментирование с песком и глиной |
| 1,2 неделя |
| 3 неделя | |
| 4 неделя | |
ОКТЯБРЬ | ||
Экспериментирование с водой |
| 1,2 неделя |
| 3 неделя | |
| 4 неделя | |
НОЯБРЬ | ||
Экспериментирование с воздухом |
| 1 неделя |
| 2,3 неделя | |
| 4 неделя | |
ДЕКАБРЬ | ||
Человек |
| 1 неделя |
| 2 неделя | |
| 3,4 неделя | |
ЯНВАРЬ | ||
Экспериментирование с солнечным светом |
| 1 неделя |
| 2 неделя | |
| 3 неделя | |
ФЕВРАЛЬ | ||
Экспериментирование с предметами |
| 1 неделя |
| 2 неделя | |
| 3 неделя | |
| 4 неделя | |
МАРТ | ||
| 1 неделя | |
| 2,3 неделя | |
| 4 неделя | |
АПРЕЛЬ | ||
Наблюдение за жизнью растений |
| 1,2 неделя |
| 3 неделя | |
| 4 неделя | |
МАЙ | ||
| 1 неделя | |
| 2,3 неделя | |
| 4 неделя |
2.1.1. Тематический план по организации поисково-исследовательской деятельности детей. Старшая группа.
Направление экспериментальной деятельности | Темы занятий | Неделя |
СЕНТЯБРЬ | ||
Экспериментирование с песком и глиной |
| 1,2 неделя |
| 3 неделя | |
Экспериментирование с водой |
| 4 неделя |
ОКТЯБРЬ | ||
Экспериментирование с воздухом |
| 1,2 неделя |
| 3 неделя | |
| 4 неделя | |
НОЯБРЬ | ||
Наблюдение за жизнью животных |
| 1 неделя |
Человек |
| 2,3 неделя |
| 4 неделя | |
ДЕКАБРЬ | ||
| 1 неделя | |
| 2 неделя | |
| 3,4 неделя | |
ЯНВАРЬ | ||
| 1 неделя | |
| 2 неделя | |
| 3 неделя | |
ФЕВРАЛЬ | ||
Экспериментирование с предметами |
| 1 неделя |
| 2 неделя | |
| 3 неделя | |
| 4 неделя | |
МАРТ | ||
| 1 неделя | |
| 2,3 неделя | |
| 4 неделя | |
АПРЕЛЬ | ||
Наблюдение за жизнью растений |
| 1,2 неделя |
| 3 неделя | |
| 4 неделя | |
МАЙ | ||
| 1 неделя | |
| 2,3 неделя | |
| 4 неделя |
2.1.2. Тематический план по организации поисково-исследовательской деятельности детей. Подготовительная группа.
Направление экспериментальной деятельности | Темы занятий | Неделя |
СЕНТЯБРЬ | ||
Экспериментирование с водой |
| 1,2 неделя |
| 3 неделя | |
| 4 неделя | |
ОКТЯБРЬ | ||
Экспериментирование с воздухом |
| 1,2 неделя |
| 3 неделя | |
| 4 неделя | |
НОЯБРЬ | ||
Человек |
| 1 неделя |
| 2,3 неделя | |
| 4 неделя | |
ДЕКАБРЬ | ||
| 1 неделя | |
| 2 неделя | |
| 3,4 неделя | |
ЯНВАРЬ | ||
| 1 неделя | |
| 2 неделя | |
| 3 неделя | |
ФЕВРАЛЬ | ||
Экспериментирование с предметами |
| 1 неделя |
| 2 неделя | |
| 3 неделя | |
| 4 неделя | |
МАРТ | ||
| 1 неделя | |
| 2,3 неделя | |
| 4 неделя | |
АПРЕЛЬ | ||
Наблюдение за жизнью растений |
| 1,2 неделя |
| 3 неделя | |
| 4 неделя | |
МАЙ | ||
| 1 неделя | |
| 2,3 неделя | |
| 4 неделя |
При организации опытно-экспериментальной деятельности допустимо отклонение от плана по инициативе участников.
2.2. Методы и приемы
Приемы:
- Экспериментирование как основной вид деятельности детей дошкольного возраста.
- Наглядность как ведущий педагогический метод (проведение опытов, рассматривание материала пот экспериментированию, иллюстрации).
- Дидактические игры и упражнения, способствующие освоению детьми свойств элементарного экспериментирования, развитие мелкой моторики (пальчиковые игры); игровые ситуации.
- Демонстрация опытов в группе.
Методы:
- Метод сенсорного насыщения (без сенсорной основы немыслимо приобщение детей к художественной культуре).
- Метод двигательной активности (физкультурные минутки, пальчиковые гимнастики и динамические паузы).
- Слушание музыкальных произведений.
- Включение элементов творчества в занятиях педагога с детьми, в игровую и самостоятельную деятельность дошкольников.
Все методы используются в комплексе.
2.3. Работа с семьями воспитанников.
1. Нетрадиционные родительские собрания | *Организация детского экспериментирования в домашних условиях *Эксперименты с водой *Мир открытий на улице |
2. Мастер-классы | *Опыты дома с водой *Эксперименты с бумагой *Домашняя радуга *Магнитизм |
3.Консультационно-информационный блок | *Маленькими шагами в мир экспериментирования *Значение опытно-экспериментальной деятельности в психическом развитии ребенка *Экспериментирование -эффективный метод познания окружающего мира *Что нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментирования *Роль семьи в развитии познавательной активности дошкольников *Маленький исследователь: как направить энергию ребенка в позитивное русло |
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Режим работы
Режим работы 1 раз в неделю, 36 раз в год.
3.2. Материально техническая база
Оборудование и материалы:
1. Прозрачные и непрозрачные сосуды разной конфигурации и объёма (пластиковые бутылки, стаканы, ковши, миски и т.п.)
2. Мерные ложки.
3. Сита и воронки разного материала, объема.
4. Резиновые груши разного объёма.
5. Половинки мыльниц, формы для изготовления льда, пластиковые основания от наборов шоколадных конфет, контейнер для яиц.
6. Резиновые или пластиковые перчатки.
7. Пипетки с закруглёнными концами, пластиковые шприцы без игл.
8. Гибкие и пластиковые трубочки, соломка для коктейля.
9. Гигиенически безопасные пенящиеся вещества (детские шампуни, пенки для ванн), растворимые ароматические вещества (соли для ванн, пищевые добавки), растворимые продукты (соль, сахар, кофе, пакетики чая) и т.п.
10. Природный материал: (камешки, перья, ракушки, шишки, семена, скорлупа орехов, кусочки коры, пакеты или ёмкости с землей, глиной, листья, веточки) и т.п.
11. Бросовый материал: (бумага разной фактуры и цвета, кусочки кожи, поролона, меха, проволока, пробки, разные коробки) и т.п.
12. Увеличительные стёкла, микроскоп, спиртовка, пробирки.
3.3. Методическая литература
1. «Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет» тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий. Авторы-составители: Е.А.Мартынова, И.М. Сучкова – Волгоград: Учитель,2014г.
2. «Организация опытно-экспериментальной работы в ДОУ». Тематическое и перспективное планирование в разных возрастных группах. Выпуск 1. / Сост. Н.В. Нищева. – СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013г.
3. Зубкова Н.М. «Опыты и эксперименты для детей от 3 до 7 лет» - Санкт-Петербург 2007 г
4. Дыбина О.В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников.-М. :ТЦ Сфера, 2005.
5. Виноградова Н.Ф. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой: Пособие для воспитателя детского сада. - М.: Просвещение, 1982.
5. Дыбина О.В. Ребёнок и окружающий мир. Программа и методические рекомендации. - М.:Мозаика-Синтез,2006.
6. Иванова А.И. Естественно-научные наблюдения и эксперименты в детском саду. Человек. - Программа развития Издательство: Сфера , 2008
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Фотоотчет недели экспериментирования в средней группе "В лаборатории интересных наук"
Занимательные опыты, эксперименты побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества, так как представлены с учетом актуального развития дошкольников. Кро...
Тема проекта: «Лаборатория огородных наук» в старшей группе.
Государственное бюджетное образовательное учреждениеосновная общеобразовательная школа №18 г. Сызраниг.о. Сызрань Самарской области структурное подразделение, реализующее основную общеобразовательную ...
Лаборатория удивительных наук
Создание лаборатории в детском саду для организации исследовательской деятельности, направленной наинтеллектуальное и эмоциональное развитие детей....
Проект для детей старшего дошкольного возраста «Лаборатория удивительных наук» с применением ИКТ – технологий.
Проект для детей старшего дошкольного возраста«Лаборатория удивительных наук» с применением ИКТ – технологий....
Проект по экспериментально - исследовательской деятельности ( подготовительная к школе группа) "ЛАБОРАТОРИЯ УДИВИТЕЛЬНЫХ НАУК"
«Умейте открыть перед ребенком в окружем мире, что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда, ...
Совместный с родителями проект средней группы №14 «Лучики» (возраст 4 – 5 лет) «Лаборатория удивительных наук»
Актуальность проекта: в основе экспериментальной деятельности дошкольников лежит жажда познания, стремления к открытиям, любознательность потребность в умственных впечатлениях, и наша...
Лэпбук "Лаборатория огородных наук"
Экологическое образование и воспитание дошкольников становится в настоящее время одним из приоритетных направлений.В условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта...