1 слайд Одним из приоритетных направлений модернизации российского образования является информатизация дошкольного образования и внедрение в образовательный процесс ИКТ. 2 слайд Стандарты второго поколения определяют ИКТ-компетенцию как владение информационно-коммуникационными технологиями, поиском, построением и передачей информации, презентацией выполненных работ, основами информационной безопасности, умением безопасного использования средств ИКТ и сети Интернет. 3 слайд Из сказанного следует, что для реализации ФГОС современный педагог обязан быть информационно грамотным. Давайте вспомним, что представляет собой информационная грамотность? Информационная грамотность – это: ∙ умение определять возможные источники информации и получать ее; ∙ умение анализировать информацию, используя схемы, таблицы для фиксации результатов; ∙ умение оценивать информацию с точки зрения ее достоверности, точности, достаточности для решения проблемы (задачи); ∙ умение создавать собственную базу знаний за счет значимой информации, необходимой для деятельности в самых разных областях; ∙ умение использовать современные технологии при работе с информацией; ∙ умение работать с информацией индивидуально и в группе. Передача и распространение информации. Уверенное владение цифровыми технологиями, инструментами коммуникации, информационной сетью уже есть не информационная грамотность, а ИКТ-компетентность. 4 слайд Информационная грамотность педагога является необходимым, но не достаточным условием реализации ФГОС. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (статья 16. п.3.) указывает на необходимость создания информационной образовательной среды (ИОС), представляющей собой комплекс субъектов и объектов, направленных на реализацию современных образовательных технологий. 5 слайд В педагогике существует более 50 педагогических технологий, но ключевой технологией XXI века является ИКТ, которая позволяет автоматизировать информационные процессы: долговременно и компактно хранить, оперативно искать, быстро обрабатывать, продуцировать новую, передавать на любые расстояния и предъявлять в требуемом виде мультимедийную информацию (ММ: текстовую, табличную, графическую, анимированную, звуковую и видео). Внедрение информационных технологий в образовательный процесс позволяет сформировать образовательную среду, в которой возможно достижение важнейшей цели образования – повышение его качества.
6 слайд Использование ИКТ в образовании предполагает: - Укрепление уровня материально-технического обеспечения (подключение к сети Интернет, приобретение компьютеров, компьютерных кабинетов, интерактивных досок и др.).
- Овладение информационной культурой всех участников образовательного процесса (воспитанников, родителей, педагогов, руководителей).
- Применение ИКТ в образовательной области, где они становятся интегративным стержнем, вокруг которого строится вся система образования.
- Применение ИКТ в воспитательном процессе, внеурочной деятельности, дополнительном образовании, дающие возможности для развития индивидуальности каждого ребенка.
- Применение ИКТ в управленческой деятельности.
7 слайд Основными информационно-коммуникационными технологиями, которые используются в образовательном процессе являются: — офисные технологии — позволяют подготовить большинство образовательных материалов в MS word, MS excel, MS powerpoint, MS access; — сетевые технологии — позволяют использовать образовательные материалы в рамках локальной сети образовательного учреждения, а также глобальной сети Интернет; — телекоммуникационные технологии — теле-, видео- и почтовые конференции, чаты, форумы, электронная почта; — специализированное программное обеспечение — обеспечивает электронный документооборот образовательного учреждения, различные контролирующие мероприятия, управление образовательным учреждением.
8 слайд На сегодняшний день внедрение ИКТ в образовательный процесс осуществляется по следующим направлениям: 1. Построение ООД с применением программных мультимедиа средств: обучающих программ и презентаций, электронных книг, видеороликов. 9 слайд Наличие в собственных запасах большого количества цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) дает возможность воспитателю использовать их на различных этапах обучения. При наличии в группе одного компьютера, предполагается проведение ООД с мультимедийной поддержкой (урок демонстрационного типа), воспитатель использует компьютер в качестве «электронной доски». (вернуть 8 слайд)
2. Осуществление автоматического контроля: использование готовых тестов, создание собственных тестов, применяя тестовые оболочки. 3. Организация и проведение лабораторных практикумов с виртуальными моделями. Многие явления, недоступные для изучения в группах из-за отсутствия оборудования, ограниченности времени либо не подлежащие прямому наблюдению, могут быть достаточно подробно изучены в компьютерном эксперименте. 4. Обработка результатов эксперимента. 5. Разработка методических программных средств. 6. Коммуникационные технологии: дистанционные олимпиады, дистанционное обучение, сетевое методическое объединение. 7. Использование Интернет-ресурсов. Согласно требованиям ФГОС неотъемлемой частью образовательного процесса является не только самостоятельная работа на занятиях, но и внеклассная самостоятельная работа, т.е. деятельность обучающихся, выполняемая по заданию преподавателя, под его руководством, но без его непосредственного участия. Это в школе, а в ДОУ мы должны создавать предпосылки. Только сталкиваясь на практике с конкретными проблемами, ситуациями, проведя социологические исследования, работая с литературой, интернет - сайтами и дошкольники и педагоги накапливают знания и приобретают личный опыт. 10 слайд Наиболее продвинутые сады в области внедрения ИКТ в образовательном процессе уже имеют информационную систему, включающую, как правило: информационно-технический центр, через который обеспечивается доступ к Интернет по высокоскоростному каналу, мини-издательство, телерадиоцентр с эфирным вещанием, медиатеку. В образовательном процессе широко используются всевозможные "облачные" ресурсы. 11 слайд Но, если для современных детей всевозможные гаджеты – это привычная жизненная среда, они являются цифровыми аборигенами, то многие педагоги лишь эмигранты в этой среде. Трудности освоения ИКТ в образовании возникают из-за отсутствия не только методической базы их использования в этой сфере, но и методологии разработки ИКТ для дошкольного образования, что заставляет педагога пока что на практике ориентироваться лишь на личный опыт и умение эмпирически искать пути эффективного применения информационных технологий. 12 слайд Практика показывает, что применение ИКТ имеет свои положительные и отрицательные стороны. Тем ни менее применение ИКТ оправдано и целесообразно в сочетании с другими образовательными технологиями, не отрицая, а взаимно дополняя друг друга. И это является необходимым условием для повышения качества предоставления образовательных услуг дошкольным учреждением.
|