Методическая разработка: "Использование здоровьеберегающих технологий в образовательно-воспитательном процессе ДОО как условие реализации требований ФГОС"
методическая разработка
Сегодня в дошкольных образовательных организациях уделяется большое внимание здоровьсберегающим технологиям, которые направлены на решение главной задачи дошкольного образования-сохранять, поддерживать и обогащать здоровье детей.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Использование здоровьеберегающих технологий в образовательно-воспитательном процессе ДОО как условие реализации требований ФГОС
Сегодня в дошкольных образовательных организациях уделяется большое внимание здоровьсберегающим технологиям, которые направлены на решение главной задачи дошкольного образования-сохранять, поддерживать и обогащать здоровье детей.
В настоящее время для большинства уровней и ступеней образования, включая дошкольное, установлены федеральные государственные образовательные стандарты.
ФГОС ДО направлен на охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, в т.ч. их эмоционального благополучия, формирование общей культуры личности детей, в т.ч. ценностей здорового образа жизни, развития их физических качеств. Важно отметить, что в Стандарте понятие «здоровье» дается более конкретно- психическое и физическое, добавляется новое понятие «Эмоциональное благополучие», акцентируется внимание на формирование общей культуры личности, ценностей здорового образа жизни.
Здоровьесберегающие технологии в детском саду -это прежде всего технологии воспитания валеологической культуры или культуры здоровья дошкольников.
Цель этих технологий - становление осознанного отношения ребёнка к здоровью и жизни человека, накопление знаний о здоровье и развитие умения оберегать, поддерживать и сохранять его, обретение валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи.
Здоровьесберегающая деятельность в нашем детском саду осуществляется в следующих формах:
- медико-профилактические технологии;
- физкультурно-оздоровительная технологии;
- технология обеспечения социально-психологического благополучия ребенка;
- технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов;
- технологии валеологического просвещения родителей;
- здоровьесберегающие образовательные технологии.
Медико-профuлактические технологии-технологии, обеспечивающие сохранение и приумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала ДОУ в соответствии с медицинскими требованиями и нормами, с использованием медицинских средств. К ним относятся следующие технологии: организация мониторинга здоровья дошкольников и разработка рекомендаций по оптимизации детского здоровья; организация и контроль питания детей раннего и дошкольного возраста, физического развития дошкольников, закаливания; организация профилактических мероприятий в детском саду; организация контроля и помощь в обеспечении требований СанПиНа; организация здоровьесберегающей среды в ДОО.
Физкультурно-оздоровительные технологии-технологии, направленные на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка: развитие физических качеств, двигательной активности и становление физической культуры дошкольников, закаливание, дыхательная гимнастика, массаж и самомассаж, профилактика плоскостопия и формирование правильной осанки, оздоровительные процедуры , воспитание привычки к повседневной физической активности и заботе о здоровье и др. реализация этих технологий, как правило, осуществляется инструктором по физкультуре и педагогами ДОО в условиях специально организованных форм оздоровительной работы. Отдельные приемы этих технологий широко используются педагогами в разных формах организации педагогического процесса: на занятиях и прогулках, в режимные моменты и в свободной деятельности детей, в ходе взаимодействия взрослого с ребенком и др.
Технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребёнка – технологии, обеспечивающая психическое и социальное здоровье ребёнка-дошкольника.
Основная цель технологии-обеспечение эмоциональной комфортности и хорошего психологического самочувствия ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми.
Основная задача этой технологии обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребёнка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье, обеспечение социально-эмоционального благополучия дошкольника.
Технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования -технологии, направленная на развитие культуры здоровья педагогов детского сада, в том числе культуры профессионального здоровья, развитие потребности к здоровому образу жизни.
Технологии валеологического просвещения родителей-задача данной технологии- обеспечение валеологической образованности родителей воспитанников ДОУ.
Здоровьесберегающие образовательные технологии.
Цель данной технологии - сформировать у детей осознанное отношение ребенка к здоровью и жизни, накопление знаний о здоровье и развитие умений оберегать его.
Образовательная деятельность предполагает проведение занятий и бесед с дошкольниками
о необходимости соблюдения режима дня; о важности гигиенической и двигательной культуры;
о здоровье и средствах его укрепления; о функционировании организма и правилах заботы о нем, дети приобретают навыки культуры и здорового образа жизни; знания правил безопасного поведения и разумных действий в непредвиденных ситуациях.
В ДОО реализуются разнообразные формы и методы оздоровления воспитанников, осуществляется оздоровительно-профилактическая работа (ходьба босиком, точечный массаж, витаминотерапия, гимнастика пробуждения после сна, Дни здоровья, Недели здоровья).
В учреждении создана здоровьесберегающая инфраструктура: имеется музыкально-физкультурный зал, который оснащен спортивным оборудованием, необходимым для реализации образовательной программы дошкольного образования, в каждой группе оборудован физкультурный уголок, позволяющий детям реализовывать потребность в движении.
Особое внимание в режиме дня уделяется проведению закаливающих процедур, способствующих укреплению здоровья и снижению заболеваемости. Закаливающие мероприятия, как важная составная часть физической культуры, содействует созданию обязательных условий и привычек здорового образа жизни. Используемая нами система закаливаний предусматривает разнообразные формы и методы, а также изменения в связи с временами года, возрастом и индивидуальными особенностями состояния здоровья детей.
Хождение босиком в группе и летом на прогулке, занятия босиком утренней гимнастикой и физкультурой. Главный смысл хождения босиком заключается в закаливании кожи стоп к влиянию пониженных температур, которое осуществляется, главным образом, действием низких температур пола, земли. Именно данное действие и является определяющим, если не единственным, в закаливании, поскольку убедительных доказательств в отношении влияния других компонентов в научной литературе не имеется.
Одной из самых действенных закаливающих процедур в повседневной жизни является прогулка. Для того чтобы прогулка давала эффект, нами меняется последовательность видов деятельности детей, в зависимости от характера предыдущего занятия и погодных условий. Так, в холодное время года и после занятия, на котором дети сидели, прогулка начинается с пробежки, подвижной игры; в тёплое время года или после физкультурных и музыкальных занятий – с наблюдения, спокойных игр. Кроме подвижных игр, в нашем детском саду мы широко используем разнообразные упражнения в основных видах движений: бег, ходьба, прыжки, метание, бросание и ловля, упражнения на полосе препятствий.
Проводимые на свежем воздухе физические упражнения способствуют функциональному совершенствованию детского организма, повышению его работоспособности, развитию защитных сил по отношению к неблагоприятным факторам внешней среды.
Безусловно, особое значение в воспитании здорового ребёнка в нашем дошкольном учреждении придаётся развитию движений и физической культуры на физкультурных занятиях.
Одним из важнейших компонентов укрепления и оздоровления детского организма, а также организации двигательного режима ребёнка, направленного на поднятие эмоционального и мышечного тонуса детей, является утренняя гимнастика. Ежедневное выполнение физических упражнений под руководством взрослого способствует проявлению определённых волевых усилий, вырабатывает у детей полезную привычку начинать день с утренней гимнастики. Утренняя гимнастика постепенно вовлекает весь организм ребёнка в деятельное состояние, укрепляет дыхание, усиливает кровообращение, содействует обмену веществ, вызывает потребность в кислороде, помогает развитию правильной осанки. Чтобы предупредить возникновение плоскостопия, предлагаются упражнения для укрепления свода стопы – поднимание на носки, на пятки.
В перерывах между занятиями, особенно в старших группах детского сада, проводится двигательная разминка. Её цель – предотвратить развитие утомления у детей, снять эмоциональное напряжение в процессе занятий с умственной нагрузкой, что способствует более быстрому восприятию программного материала. Двигательная разминка позволяет активно отдохнуть после умственной нагрузки и вынужденной статической позы, способствует увеличению двигательной активности детей.
С целью предупреждения утомления во время проведения непрерывной образовательной деятельности, связанных с длительным сидением в однообразной позе, требующих сосредоточенного внимания и поддержания умственной работоспособности детей на хорошем уровне, в детском саду проводятся физкультминутки.
Наряду с различными оздоровительными мероприятиями в дошкольном учреждении проводится и гимнастика после дневного сна, которая помогает улучшить настроение детей, поднять мышечный тонус, а также способствует профилактике нарушений осанки и стопы. Гимнастика проводится при открытых форточках 7-15 минут. В течение года используются различные варианты гимнастики.
Дыхательная гимнастика. От правильного дыхания во многом зависит здоровье человека, его физическая и умственная деятельность. Дыхательные упражнения увеличивают вентиляцию, лимфо-и кровообращение в легких, снижают спазм бронхов и бронхиол, улучшают их проходимость, способствуют выделению мокроты, тренируют умение произвольно управлять дыханием, формируют правильную биомеханику дыхания, осуществляют профилактику заболеваний и осложнений органов дыхания.
Таким образом, здоровьесберегающие технологии можно рассматривать как одну из самых перспективных систем 21 века и как совокупность методов и приемов организации обучения дошкольников, без ущерба для их здоровья.
Литература
1. Николаева Е.И. Здоровьесбережение и здоровьеформирование в условиях детского сада. - СПБ.: Детство-пресс.2014.-238с.
2. Скоролупова О.А. Введение ФГОС дошкольного образования разработка образовательной программы ДОУ.-М.:Скрипторий2003.2014.- 171с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Место и роль информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе в условиях реализации требований ФГОС»
Тезисы по заявленной теме....
"Место и роль информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе в условиях реализации требований ФГОС ДО"
"Место и роль информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе в условиях реализации требований ФГОС"...
опыт вебинара «Организация образовательного процесса в ДОО в условиях реализации требований ФГОС ДО»
опыт вебинара «Организация образовательного процесса в ДОО в условиях реализации требований ФГОС ДО»...
Использование здоровье сберегающих технологий как условие реализации требований ФГОС ДО
«Я не боюсь ещё и ещё раз повторять: забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочн...
Использование здоровьесберегающих технологий как условие реализации требований ФГОС ДО
Материал выступления на Всероссийской научно-практической КОНФЕРЕНЦИИ "Актуальные вопросы введения и реализации ФГОС дошкольного образования". Тема выступления "Использование здоровьесб...
Использование здоровьесберегающих технологий как условие реализации требований ФГОС ДО
В настоящее время проблема здоровья и его сохранения является одной из самых актуальных. Понятие “здоровьесберегающие технологии” прочно вошло в образовательную систему, начиная с дошкольн...
Использование здоровье сберегающих технологий в образовательно-воспитательном процессе ДОО,как условие реализации требований.
Здоровье человека - тема для разговора достаточно актуальная для всех времен и народов, а в настоящее время она становится первостепенной. ...