Коммуникативная деятельность как средство формирования экологической культуры у дошкольников.
статья (старшая группа)

Котина Екатерина Александровна

Проблема современного экологического воспитания многоаспектна. На сегодняшний день экология стала наукой, которая помогает людям выжить, создать окружающую среду пригодной для существования. Отношение к миру природы формируется и развивается на протяжении всей жизни человека. Каждый из тех, кто принес и приносит вред природе, когда – то был ребенком. Вот почему так велика роль дошкольных учреждений в воспитании экологической культуры детей, начиная с младшего возраста!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx22.68 КБ

Предварительный просмотр:

Коммуникативная деятельность как средство формирования экологической культуры у дошкольников.

Котина Екатерина Александровна, воспитатель,

МБДОУ «Детский сад №181» г.о. Самара

Актуальность

Проблема современного экологического воспитания многоаспектна. На сегодняшний день экология стала наукой, которая помогает людям выжить, создать окружающую среду пригодной для существования. Отношение к миру природы формируется и развивается на протяжении всей жизни человека. Каждый из тех, кто принес и приносит вред природе, когда – то был ребенком. Вот почему так велика роль дошкольных учреждений в воспитании экологической культуры детей, начиная с младшего возраста!

Согласно Федеральным государственным требованиям образовательная область "Коммуникация" направлена на достижение целей овладения конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми через решение следующих задач

  • развитие свободного общения с взрослыми и детьми;
  • развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи - диалогической и монологической форм) в различных видах детской деятельности;
  • практическое овладение воспитанниками нормами речи.

Коммуникативная деятельность - один из важнейших факторов общего психического развития ребенка. Только в контакте с взрослыми людьми возможно усвоение детьми общественно-исторического опыта человечества. Достаточно высокий уровень коммуникативных умений и навыков успешно реализуется через формирование экологической культуры ребенка. Умение ребенка позитивно общаться позволяет ему комфортно жить в обществе людей. Через формирование коммуникативной деятельности  ребенок не только познает другого человека, но и самого себя и природу.

Безусловно, развитие коммуникативных навыков происходит через вовлечение детей в различные формы и виды деятельности. В работе с дошкольниками мы все широко используем разнообразные формы коммуникативной деятельности:

- беседа с детьми на заданную тему;

- игра, использование дидактических, подвижных сюжетно-ролевых игр экологического содержания;

- труд.

 Разнообразный труд в природе не только доставляет детям удовольствие, но и содействует их всестороннему развитию. В коллективе дети приучаются трудиться сообща, помогать друг другу. Происходит свободное общение и перемещение детей во время деятельности, что способствует развитию детской инициативы и самостоятельности.

- экспериментирование.

Представляет особый интерес для детей старшего дошкольного возраста. Главная его особенность в том, что ребенок дошкольного возраста познает мир в ходе практической деятельности, т. е. приобретает знания на основе овладения практическими умениями. Педагог наравне с детьми включается в деятельность, подводит ребенка к суждениям, умозаключениям, происходит развитие навыков коммуникации.

- экскурсии

Экскурсия – это процесс познания. Данный процесс происходит в предметно – наглядной, активной форме, когда ребенок непосредственно видит, слышит, осязает окружающий мир. - природоохранные акции.

В процессе формирования начал экологической культуры детей дошкольного возраста, одной из эффективных форм работы с детьми являются природоохранные акции. Данная форма работы является чрезвычайно актуальной и эффективной для развития коммуникативных навыков ребенка, поскольку к подготовке, организации и участию в природоохранных акциях привлекаются все участники педагогического процесса (дети, педагоги, родители). Коммуникативная деятельность в форме акции основана на реальных событиях, происходящих в окружающем мире и вызывающих интерес детей.

На одной такой акции проводимой нашим детским садом, хотелось бы более подробно остановиться и рассказать о применяемых формах и видах коммуникативной деятельности в её проведении.

Рядом с нашим дошкольным учреждением находится небольшой парк «Дубки», на территории которого есть озеро. Парк - это то место, где все ребята нашего района любят проводить прогулки в любое время года.

22 марта, в преддверии Международного дня защиты водных ресурсов, среди старших дошкольников была организованна социально-значимая акция «Сбережём воду». Главной целью нашей акции было привлечь внимание дошкольников и их семей к проблемам охраны источников воды в природе, а именно к охране озера в парке «Дубки».  

В рамках данной социальной акции с дошкольниками в группе проводились большая предварительная работа - это чтение рассказов, показ мультимедийной презентации , игры, опыты с водой. Выпуск и распространение листовок «Вода – чудесный дар природы!», издание экологической газеты «Давайте беречь воду!».

В ходе работы воспитатель получает огромное количество информационного материала по развитию коммуникативных навыков :

  • инициативность каждого ребенка;
  • умение сформулировать идею;
  • умение договариваться, не конфликтовать;
  • умение устанавливать контакты с другими детьми;
  • умение согласовывать свои действия с действиями других людей и др.
  • добровольно присоединяться к деятельности;
  • свободное общение и перемещение детей во время деятельности, которое способствует развитию детской инициативы и самостоятельности..

Итоговым продуктом нашей социально-значимой  акции были листовки «Вода - чудесный дар природы!», Издание экологической газеты «Давайте беречь воду!» и поход на озеро в парк. Среди населения района ребята раздавали листовки, рассказывали о правилах поведения в парке, отвечали на вопросы об охране водных ресурс нашего района.

В ходе проведения акции, дети приобрели большой социальный опыт взаимодействия. Они закрепили умение осуществлять поиск информации совместно с родителями на заданную тему из разных источников, научились проявлять инициативу. У детей появились энциклопедические знания, которыми они могут уверенно поделиться не только со сверстниками, но и с взрослыми, уверенно поддерживать беседу, отражать свои впечатления от наблюдений. Работа над экологической акцией способствовала развитию коммуникативной деятельности детей. Это все проявлялось в их любознательности и познавательной мотивации, в формировании речевого общения, самостоятельности, эмоциональной раскрепощённости и радости общения.

Формирование экологической культуры посредством коммуникативной деятельности дошкольников - актуальная и необходимая задача, тесно связанная с вопросами повышения эффективности и качественного уровня образовательно-воспитательного процесса. А создание организованной системы взаимодействия педагогов с детьми и родителями, организация и проведение природоохранных акций - важное стратегическое направление совершенствования экологического образования и воспитания в настоящее время.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность,как метод формирования экологической культуры у дошкольников

Самообразование.Курсовая работа.                                ...

Интегрированная деятельность как средство формирования экологической культуры дошкольников

В настоящее время идет интенсивное развитие дошкольного образования в разных направлениях. В связи с введением новых образовательных стандартов у учёных и практических работников вновь появился интере...

Описание опыта работы по теме "Игровая деятельность как средство формирования экологической культуры дошкольников"

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста, имеет важное значение, так как в этом возрасте закладываются основы экологической культуры личности, что является частью духовной культуры....

"Игровая деятельность как средство формирования правовой культуры старших дошкольников"

Публикуемый материал дает детям представление об их правах. Способствует развитию правового мировоззрения и нравственных представлений. Развивает умение рассуждать, сопоставлять, делать выводы. Воспит...

Театрализованная деятельность как средство формирования экологической культуры дошкольников

В статье описываются различные виды совместной деятельности педагогов, детей и родителейя, способствующие формироваиню у детей дошкольного возраста экологичеких представлений....

ЭКОЛОГИЧЕСКИ-ОРИЕНТИРОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

В статье раскрывается система работы по формированию экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста....