"Игровая деятельность как средство формирования правовой культуры старших дошкольников"
план-конспект занятия (старшая группа) по теме
Публикуемый материал дает детям представление об их правах. Способствует развитию правового мировоззрения и нравственных представлений. Развивает умение рассуждать, сопоставлять, делать выводы. Воспитывает чувство самоуважения и уважения к другим.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igrovaya_deyatelnost.docx | 33.12 КБ |
Предварительный просмотр:
«Игровая деятельность как средство формирования правовой культуры старших дошкольников»
О правах – играя
Цель: Дать детям общее представление об их правах. Способствовать развитию правового мировоззрения и нравственных представлений. Развивать умение рассуждать, сопоставлять, делать выводы. Воспитывать чувство самоуважения и уважения к другим.
Материал: Книга, на обложке которой написано «Права ребенка». Костюм Бабы Яги, избушка. На каждого ребенка - подушка «думка», искусственные цветы (клумба), жетоны-символы: «Все имеют равные права», «Имя», «Дом», «Лечение», «Обучение», «Любовь и забота».
Музыкальное оформление : Аудиозапись голосов лесных птиц, музыка группы «Спейс».
Воспитатель: Сегодня мы познакомимся с одной замечательной книгой. Она называется «Права ребенка» (показываю). Эта чудо-книга расскажет вам о правах детей.
Появляется Баба Яга (взрослый)
Б.Я. (забирает книгу) : Малы вы еще права изучать! А эту книгу я почитаю. (Уходит, прячется за своей избушкой).
Воспитатель: Ну и Баба Яга! Отобрала нашу книгу, и была такова! Что же нам теперь делать? (ответы детей). Правильно, давайте ее догоним и вернем нашу книгу.
Воспитатель: Вот в этом лесу живет Баба Яга. Трудно туда добраться, но нам помогут волшебные тучки (указывает на подушки). Садитесь скорее, и-полетели! (дети садятся на подушки). Мы полетим очень быстро, поэтому закройте глаза, чтобы они не слезились от ветра. Взлетаем! Держитесь крепче за тучки. Чувствуете, как быстро мы летим? (Играет «Спейс»).
Воспитатель : Слышите? Птицы поют (птицы). Мы подлетаем к лесу. Открываем глаза. Приземляемся на поляне. Вот избушка Бабы Яги. (Дети поднимаются с подушек, подходят к дому)
Воспитатель: Постучим? (появляется Баба Яга)
Б.Я.: Кто такие? Чего явились? Я гостей не жду!
(выключить птиц)
Воспитатель: Ой, Баба Яга, какая ты сердитая, какой голос у тебя грубый и слова не приветливые. Ты даже птиц своим криком напугала.
Б.Я.: Хватит разговоры разговаривать! Зачем явились? (ответы детей)
Воспитатель: Да, Баба Яга, мы пришли забрать свою книгу, которую ты у нас украла.
Б.Я: Ничего я у вас не крала, просто забрала. Вы на эту книгу никаких прав не имеете. Да и на все права, которые в книге написаны, могут рассчитывать только дети и внуки царя Салтана и дети, верящие в Бабу Ягу и Кощея Бессмертного,и одного с Бабой Ягой цвета кожи и одной национальности с ней.
Вот так:
Воспитатель: Как вы думаете, справедливо ли то, о чем говорит Баба Яга? (ответы детей). Конечно нет! Ведь все вы имеете равные права. И не важно, кто ваши родители и какой у вас цвет кожи. Ребята, а дети какой национальности есть у нас в группе? (ответы детей).
(раздаю жетоны-символы «Все имеют равные права»)
Воспитатель: Так что, Баба Яга, ты не права, верни нам книгу!
Б.Я.: Ой-ой, какие умные! Ну-ка, ну-ка, подойди ко мне вот ты, номер один.
Воспитатель: Баба Яга, почему ты так странно обращаешься к детям? У них ведь есть имена, у каждого свое.
Б.Я.: Имена? А зачем им давать имена, если дети все маленькие, все одинаковые? Обойдутся и номерами.
Воспитатель: Вы согласны, что все дети одинаковые? (нет). Давайте докажем это Бабе Яге. Варя, опиши себя, какая ты? А ты, Мишенька?.....
Б.Я.: Ну хорошо, тогда я буду вас звать так: ты – малышка, ты – котенок, ты рыжик….
Воспитатель: Ты что, Баба Яга, ребятам же будет обидно. Все дети имеют право на то, чтобы их называли по имени. Ведь у детей такие красивые имена. (К детям) – как тебя зовут? А как можно назвать по-другому? А тебя? - 3-4 чел.
Замечательно! А знаете ли вы, что каждое имя имеет свое особое значение? Например, Ирина – мирная, значит, добрая, хорошая, ласковая.
Ну что, Баба Яга, убедили мы тебя? Теперь ты согласна, что каждый ребенок со дня своего рождения имеет право на собственное имя? И это имя записано у каждого человека в свидетельстве о рождении (раздает жетоны-символы «Имя»)
Воспитатель: Теперь, Баба-Яга, верни нам, пожалуйста, книгу, чтобы мы познакомились с другими правами детей.
Б.Я.: Верну, если у кого-нибудь из вас мама в библиотеке работает.
Воспитатель: Это еще почему?
Б.Я. : Потому что книги читать имеют право только дети библиотекарей, в домах могут жить только дети строителей, а лечиться - дети врачей.
Воспитатель: Ну ты и наговорила! Ребята, у кого-нибудь мама работает в библиотеке? (Ира). Скажи, Ирочка, а в библиотеку ходишь только ты или другие люди тоже ходят туда за книгами?
А у кого мама работает в больнице? (анологично)
Ребята, а вы всегда живете в детском саду? (ответы)….а какой адрес у твоего дома?
Вот видишь, Баба Яга, у каждого ребенка есть свой дом.
Баба Яга, каждый ребенок имеет право на дом, питание, лечение и обучение. (жетоны «Дом», «Лечение», «Обучение»)
(Баба Яга обижается и уходит в свой дом)
Воспитатель: Мне почему-то стало жалко Бабу-Ягу. Может, она потому плохие поступки совершает, что никто ее не любит, никто о ней не заботится? Ведь все имеют право на любовь и заботу. Ребята, а вас кто-нибудь любит, как вы думаете? А как,….тебя любит мама? А тебя, …?
Давайте подумаем, на что похожа любовь? С чем ее можно сравнить? (ответы). У вас очень красивые образы любви, - А кто о вас заботится? (ответы). Как они это делают? (ответы)
- Как вы думаете, кто нуждается в вашей любви и заботе? Что вы можете сделать для них? (ответы)
Сейчас я хочу предложить вам выполнить упражнение, которое поможет выразить свою любовь и подарить кому-то теплоту своего сердца.
Дети становятся в круг и под спокойную, тихую музыку выполняют упражнение «Согрей птичку»: складывают ладони, представляя, что держат в руках птицу. Чтобы ее согреть, дышат на ладони, прижимают к груди и т.д. Затем выпускают на волю.
Да, ребята, вы все имеете право на любовь и заботу и это право помогает вам быть счастливыми, делает вашу жизнь светлой.
Правильно, ребята, вы все имеете право на любовь и заботу (жетоны-сердечки).
Ребята, а ведь это право имеет и Баба-Яга. А ее даже с днем рождения никто не поздравил. Давайте мы это сделаем. Сорвем по цветочку и ей подарим.
Собирают цветы, стучатся в дверь избушки. Баба Яга выходит. Дети поздравляют ее с днем рождения и дарят цветы. Баба Яга смущается, благодарит)
Б.Я. : Спасибо вам, ребята. А за то, что вы такие добрые, я верну вам книгу и еще подарю волшебный сундучок.
Воспитатель: Ребята, как приятно совершать хорошие поступки, правда?
Проводится игра-разминка «Все будет хорошо»
Дети встают в круг, делают 2-3 глубоких вдоха.
Все вместе произносят стихотворные строки и выполняют движения:
В небе солнышко взошло
(поднять руки-вдох)
И всем улыбнулось
(опустить руки-выдох)
Нам вдруг стало хорошо
(поднять руки-вдох)
И больше не взгрустнулось
(опустить руки - выдох)
Воспитатель: Да и зачем грустить, если впереди столько всего интересного? Вот, например, прямо сейчас вы узнаете секрет нарисованных вами портретов.
(раздаю детям портреты, клеевые карандаши)
Воспитатель: У меня в руках волшебный сундучок, который подарила нам Баба Яга. Давайте посмотрим, что в нем.
(поочереди достаю из сундучка предметы, символизирующие знакомые им права человека. Каждое право кратко обсуждается. )
Воспитатель: (показывает свидетельство о рождении). Что это за документ? (Свидетельство о рождении). О каком праве он нам напоминает? (о праве на имя)
Как вы должны обращаться к друг другу? (по имени).
Как следует обращаться к взрослым людям? (по имени-отчеству).
Наклейте свой рисунок-символ «Имя» рядом со своим портретом. (клеят)
Какое право может обозначать сердечко? (право на любовь и заботу). Наклейте ваши сердечки рядом со своим портретом.
Как вы думаете, почему в сундучке лежит домик? (потому что он напоминает о праве на имущество). Наклейте жетоны)
(показать букварь). Узнаете эту книгу ? (это букварь).
О каком праве детей она напоминает? (о праве на учебу)
Наклейте этот символ.
Право на лечение.
Воспитатель: (Показывает игрушечных тигрицу с тигренком)
Почему Баба Яга положила в сундучок этих зверюшек? О каком праве ребенка вы вспомнили, глядя на них? (О праве быть вместе с мамой) – наклейте символ
Воспитатель: Посмотрите, вы все такие разные – и в жизни, и на рисунках. Но каждому из вас принадлежат одинаковые права. Давайте положим ваши рисунки в кружок.
Посмотрите, на что похож этот круг? (на цветок, на солнышко…)
Солнышко как будто светит всем людям. Каждый из вас – солнечный лучик, который может отдать все свое тепло другим людям, согреть кого-то.
Теперь вы знаете свои права.
А у людей, которые знают свои права, распрямляются плечи, появляется красивая осанка, они становятся выше. Маленькие люди постепенно превращаются в больших.
Подойдите, пожалуйста, к зеркалу и посмотрите на себя.
Вот так и идите по жизни – с гордой осанкой и улыбкой на лице. В счастливый путь!
В жизни можно по-разному жить,
В горе можно и в радости,
Вовремя есть, вовремя пить,
Вовремя делать гадости,
А можно и так:
На рассвете вставать
И, помышляя о чуде,
Рукой обнаженною солнце достать
И подарить его людям….
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Реферат «ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ МЕЖДУ ДОШКОЛЬНИКАМИ»
Материал для воспитателей...
Театрально-игровая деятельность как средство формирования эмоциональной культуры дошкольников. Работа с семьей.
Данная статья предназначена для педагогов и родителей, и знакомит их с тем, что театр может стать эффективным и мощным средством развития гармоничного и творческого потенциала ребенка....
Описание опыта работы по теме "Игровая деятельность как средство формирования экологической культуры дошкольников"
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста, имеет важное значение, так как в этом возрасте закладываются основы экологической культуры личности, что является частью духовной культуры....
Игровая деятельность как средство развития памяти у старших дошкольников
Консультации для родителей....
Коммуникативная деятельность как средство формирования экологической культуры у дошкольников.
Проблема современного экологического воспитания многоаспектна. На сегодняшний день экология стала наукой, которая помогает людям выжить, создать окружающую среду пригодной для существования. Отношение...
ЭКОЛОГИЧЕСКИ-ОРИЕНТИРОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
В статье раскрывается система работы по формированию экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста....