«Как развить у детей дошкольного возраста инициативу и самостоятельность» (сентябрь)
консультация

Литош Екатерина Николаевна

         Одной из самых актуальных в современной педагогике была и остается проблема формирования у детей самостоятельности и инициативности. Что же такое инициатива? Инициатива трактуется как качество личности, характеризующееся способностью и склонностью к активным и самостоятельным действиям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_initsiativa_detey.docx17.7 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

«Как развить у детей дошкольного возраста инициативу и самостоятельность»

        Одной из самых актуальных в современной педагогике была и остается проблема формирования у детей самостоятельности и инициативности. Что же такое инициатива? Инициатива трактуется как качество личности, характеризующееся способностью и склонностью к активным и самостоятельным действиям.

        Детская инициатива проявляется в свободной деятельности детей по выбору и интересам - возможность играть, рисовать, конструировать, сочинять, в соответствии с собственными интересами. Для этого в течение дня должно быть отведено время на занятия по выбору и создана образовательная и игровая среда, которая должна стимулировать развитие поисково-познавательной деятельности детей. Потому что все мы знаем, что особенно легко запоминается и долго сохраняется в памяти тот материал, с которым ребёнок что-то делал сам: ощупывал, вырезал, строил, составлял, изображал.

        Одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка детской инициативы в различных видах деятельности, необходимой для создания социальной ситуации развития детей. Что это значит - инициативный ребенок дошкольного возраста? Такое качество, как инициативность, проявляется тогда, когда ребенок самостоятельно делает выбор тематики игровой деятельности, ставит и решает игровые проблемные ситуации. Необходимо создать  условия для свободного выбора детьми различных видов деятельности, форм совместного взаимодействия и их участников. Детская инициатива является важнейшим показателем детского развития, это способность детей к самостоятельным, активным действиям, развитие коммуникативных способностей детей, позволяющих разрешать конфликтные ситуации со сверстниками, развитие умения детей работать в группе сверстников. Инициативный ребенок стремится к организации различных продуктивных видов самостоятельной деятельности, игр, такой ребенок умеет найти занятие по желанию, участников по совместной деятельности, заинтересовать других детей, самостоятельно объясняет явления природы и поступки других людей, отличается способностью к принятию собственных решений. У инициативного ребенка ярко проявляются такие отличительные черты, как любознательность, изобретательность, пытливость ума.

Выделяют четыре сферы инициативы:

- коммуникативная инициатива (включенность ребенка во взаимодействие со сверстниками, где развиваются эмпатия, коммуникативная функция речи);

- творческая инициатива (включенность в сюжетную игру как основную творческую деятельность ребенка, где развиваются воображение, образное мышление);

- включенность в разные виды продуктивной деятельности – рисование, лепка, конструирование;

- познавательная инициатива – любознательность (включенность в экспериментирование, простую познавательно-исследовательскую деятельность, где развиваются способности устанавливать пространственно-временные, причинно-следственные и родовидовые отношения).

        Какие же направления и способы поддержки детской инициативы можно порекомендовать педагогам?

- уважать индивидуальные вкусы и привычки детей;

- выбор оптимального уровня нагрузки (в соответствии со способностями и возможностями ребенка так, чтобы он справился с заданием);

- поощрение в процессе деятельности;

- обеспечение благоприятной атмосферы, доброжелательность со стороны педагога, отказ педагога от высказывания оценок и критики в адрес ребенка;

- положительная оценка (как итогового, так и промежуточного результата);

- проявление внимания к интересам и потребностям каждого ребенка;

- личностный пример воспитателя (использование грамотной правильной речи, отношение к собеседнику, настроение и т. д.);

- отсутствие запрета (на выбор партнера для действия, игры, роли и т. д.);

- предложение альтернативы (другого способа, варианта действия);

- создание и своевременное изменение предметно-пространственной развивающей среды с учетом обогащающегося жизненного и игрового опыта детей (лабораторное оборудование, материалы, атрибуты, инвентарь для различных видов деятельности, к которым обеспечен беспрепятственный доступ и т. д.);

обеспечение выбора различных форм деятельности: индивидуальной, парной, групповой;

- отмечать и приветствовать даже самые минимальные успехи детей;

- предоставление детям возможности активно задавать вопросы.

- не критиковать результаты деятельности ребенка и его самого как личность;

формировать у детей привычку самостоятельно находить для себя интересные занятия; приучать свободно пользоваться игрушками и пособиями; знакомить детей с группой, другими помещениями и сотрудниками детского сада, территорией участка с целью повышения самостоятельности;

- поддерживать интерес ребенка к тому, что он рассматривает и наблюдает в разные режимные моменты;

-проводить все режимные моменты в эмоционально положительном настроении;

- привлекать детей к планированию жизни группы на день и на более отдаленную перспективу, обсуждать совместные проекты.

        Организуя свою образовательную работу в этом направлении, мы придерживаемся следующих принципов:

Вариативности – предоставление ребенку возможности для оптимального самовыражения через осуществление права выбора, самостоятельного выхода из проблемной ситуации.

Деятельности – стимулирование детей на активный поиск новых знаний в совместной деятельности с взрослым, в игре и в самостоятельной деятельности.

Креативности – создание ситуаций, в которых ребенок может реализовать свой творческий потенциал через совместную и индивидуальную деятельность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Самообслуживание детей дошкольного возраста или растим самостоятельного ребенка"

Гостиная для родителей. Полезный и доступный материал для воспитателей и родителей, которые хотят воспитать успешного ребенка....

Доклад на тему "Развите речи детей дошкольного возраста в игровой деятельности"

Материал может применяться в работе воспитателя Доу...

Статья на тему: " Как развить у детей дошкольного возраста интерес к художественно-продуктивным видам деятельности"

Эта статья рассказывает для чего и почему ребенок должен развивать свои качества в художественно-продуктивной деятельности....

Что такое графомоторика? Как её развить у детей дошкольного возраста.

Графомоторика имеет огромное значение для развития детей. Благодаря приобретенным в детстве навыкам и умениям, они не столкнутся с проблемами при письме в школе, будут правильно различать границы пред...

Что такое графомоторика? Как её развить у детей дошкольного возраста

Графомоторика имеет огромное значение для развития детей. Благодаря приобретенным в детстве навыкам и умениям, они не столкнутся с проблемами при письме в школе, будут правильно различать гр...

Что такое графомоторика? Как её развить у детей дошкольного возраста.

Графомоторика -имеет огромное значение для развития детей. Благодаря приобретенным в детстве навыкам и умениям, они не столкнутся с проблемами при письме в школе, будут правильно различать г...

«Использование метода моделирования как средства речевого разви-тия детей дошкольного возраста»

Консультация для педагогов ДОУ по использованию мнемотехники для речевого развития детей дошкольного возраста....