Что такое графомоторика? Как её развить у детей дошкольного возраста.
консультация (старшая группа)
Графомоторика имеет огромное значение для развития детей. Благодаря приобретенным в детстве навыкам и умениям, они не столкнутся с проблемами при письме в школе, будут правильно различать границы предметов, их формы. Также графическая моторика развивает лобные доли головного мозга, что благоприятно влияет на интеллектуальные способности детей. Поэтому задача родителей – следить не только за развитием крупной и мелкой моторики, но и вырабатывать у ребенка графические навыки
Для начала нужно разобраться с самим понятием графомоторики. Это не только развитие всем привычной моторики рук. Графомоторика или Графо-моторный навык – это определенное положение и движения пишущей руки, которое позволяет: рисовать, раскрашивать, копировать простейшие узоры, соединять точки, правильно удерживать пишущий предмет
В задачи графомоторики входит:
- правильное удержание ручки и карандаша;
- точность в обведении линий; ритмичность движений;
- правильный нажим ручки при письме;
- зрительное восприятие заданного материала;
- внимание, способность не отвлекаться на посторонние предметы и действия;
- двигательные навыки.
Компоненты графо-моторного навыка:
- зрительное внимание,
- зрительная память,
- зрительно-пространственные отношения,
- функции распределения внимания с одного объекта на другой и функция контроля,
- зрительно-моторные,
- слухо-моторные координации,
- координации разных частей тела (например, поза туловища и наклон головы при письме),
- мелкая моторика.
Графо-моторные навыки включают в себя:
1 Мелкая мускулатура пальцев
- - Задания на зарисовку деталей, предметов, с натуры:
- - Упражнения на развитие силы пальцев и быстроты их дорисовывание незаконченных рисунков; движений.
- - дорисовывание рисунков с недостающими деталями
2 Зрительный анализ и синтез
(даются законченные изображения, но снедостающими деталями);
- - Упражнения на определение правых и левых частей тела;
- упражнения в дорисовывании, создании собственной картины при условии реальности сюжета и деталей.
- - Задания на ориентировку в пространстве по отношению к предметам.
- Задания с условиями по выбору нужных направлений.
3 Рисование
- - Занятия по штриховке по контуру, обводка.
- - Срисовывание геометрических фигур.
- Задания на зарисовку деталей, предметов, с натуры:
- дорисовывание незаконченных рисунков;
- дорисовывание рисунков с недостающими деталями (даются законченные изображения, но снедостающими деталями);
- упражнения в дорисовывании, создании собственной
картины при условии реальности сюжета и деталей.
- Задания на воспроизведение фигур и их сочетаний по памяти.
4 Графическая символика
- - Задания на развитие умений рисовать узоры, а также на символизацию предметов (изображение их с помощью символов).
Взрослые часто отмечают, что дети развиты интеллектуально, но при этом их графические умения оставляют желать лучшего. Правильно обвести линию, заштриховать рисунок, нарисовать зигзагоподобную дорожку – для взрослых эти действия не вызывают трудностей, чего нельзя сказать о детях. Если у ребенка плохо развита графомоторика, в школе он столкнется с множеством проблем. Поговорим, как правильно развить у ребенка графические навыки и умения. Как помочь ребенку? Прежде всего – развивать и усовершенствовать графические навыки, которые включают в себя: Мелкую мускулатуру пальцев. Необходимы упражнения, которые бы развивали двигательные способности пальцев, увеличивали их силу и выносливость. Зрительный анализ. Ребенок должен ориентироваться в пространстве, различать понятия «вправо», «влево», «вверх», «вниз». Графический рисунок. Как правило, задание выполняется в специальных тетрадках-прописях. Детям предлагается обводить по контуру, штриховать, дорисовывать, дополнять рисунок графическими элементами. Графические символы. Необходимы знания элементарных геометрических фигур.
Есть конкретные графомоторные упражнения, в которых предлагается выполнить точные задания (обвести линию, заштриховать, написать буквы, не отрывая руку от листка бумаги).
Специалисты подчеркивают, что тренировать нужно не только «главную» руку, которой малыш пишет, но и вторую. Во-первых, нужно обращать внимание, какое положение занимает «рука-помощница» при рисовании и письме. Во-вторых, необходимо все задания проходить не только основной, но и другой рукой, т.к. это позволяет гармонично развивать оба полушария головного мозга.
Работа с графомоторными трафаретами несложная, но требует обязательного участия взрослого. Нельзя просто дать ребенку картинку и сказать: «обводи». Специалисты советуют действовать так:
Шаг 1. Восприятие контура/узора. Рассмотрите его с малышом, найдите аналогии, на что он похож, можно загадать ребенку соответствующую загадку.
Шаг 2. Слежение пальчиком по узору.
Шаг 3. Повторение рисунка пальчиком в воздухе.
Шаг 4. И лишь затем можно обводить рисунок на бумаге.
Для работы лучше всего использовать карандаши, первое время лучше всего подойдут к использованию карандаши 2М, затем М и позже ТМ для выработки нажима на карандаш. Занятия начинать лучше с 5-10 минут, постепенно усложняя задания и удлиняя занятие до20минут. Правило выполнения задания должно быть четко сформулировано и показано как правильно его выполнять(вести линию с верху вниз, слева на право, штриховать без пробелов, не выходя за контур).
При систематическом использовании различных заданий у ребенка развивается и расширяется словарный запас слов, грамматический строй речи, формируется анализ, синтез, сравнение, моделирование, формируется самоуверенность.
Упражнения для развития графического навыка
- Графический диктант
- Пальчиковая гимнастика
- Кинизиологические упражнения
- Штриховки
- Рисование линий: прямые, фигурные дорожки
- Рисование по точкам, контурам, клеточкам.
Список использованных источников
1 Анищенко Ю.В. «Формирование графомоторных навыков у дошкольников»
2 Исаева М.А. «Формирование навыков графомоторного компонента письма у дошкольников с
ограниченными возможностями здоровья»
3 Тельминова А.В. « Развитие графомоторных навыков у младших школьников с нарушениями речи»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_grafomotorika.docx | 23.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Что такое графомоторика? Как её развить у детей дошкольного возраста.
Графомоторика имеет огромное значение для развития детей. Благодаря приобретенным в детстве навыкам и умениям, они не столкнутся с проблемами при письме в школе, будут правильно различать границы предметов, их формы. Также графическая моторика развивает лобные доли головного мозга, что благоприятно влияет на интеллектуальные способности детей. Поэтому задача родителей – следить не только за развитием крупной и мелкой моторики, но и вырабатывать у ребенка графические навыки
Для начала нужно разобраться с самим понятием графомоторики. Это не только развитие всем привычной моторики рук. Графомоторика или Графо-моторный навык – это определенное положение и движения пишущей руки, которое позволяет: рисовать, раскрашивать, копировать простейшие узоры, соединять точки, правильно удерживать пишущий предмет
В задачи графомоторики входит:
- правильное удержание ручки и карандаша;
- точность в обведении линий; ритмичность движений;
- правильный нажим ручки при письме;
- зрительное восприятие заданного материала;
- внимание, способность не отвлекаться на посторонние предметы и действия;
- двигательные навыки.
Компоненты графо-моторного навыка:
- зрительное внимание,
- зрительная память,
- зрительно-пространственные отношения,
- функции распределения внимания с одного объекта на другой и функция контроля,
- зрительно-моторные,
- слухо-моторные координации,
- координации разных частей тела (например, поза туловища и наклон головы при письме),
- мелкая моторика.
Графо-моторные навыки включают в себя:
1 Мелкая мускулатура пальцев
- - Задания на зарисовку деталей, предметов, с натуры:
- - Упражнения на развитие силы пальцев и быстроты их дорисовывание незаконченных рисунков; движений.
- - дорисовывание рисунков с недостающими деталями
2 Зрительный анализ и синтез
(даются законченные изображения, но снедостающими деталями);
- - Упражнения на определение правых и левых частей тела;
- упражнения в дорисовывании, создании собственной картины при условии реальности сюжета и деталей.
- - Задания на ориентировку в пространстве по отношению к предметам.
- Задания с условиями по выбору нужных направлений.
3 Рисование
- - Занятия по штриховке по контуру, обводка.
- - Срисовывание геометрических фигур.
- Задания на зарисовку деталей, предметов, с натуры:
- дорисовывание незаконченных рисунков;
- дорисовывание рисунков с недостающими деталями (даются законченные изображения, но снедостающими деталями);
- упражнения в дорисовывании, создании собственной
картины при условии реальности сюжета и деталей.
- Задания на воспроизведение фигур и их сочетаний по памяти.
4 Графическая символика
- - Задания на развитие умений рисовать узоры, а также на символизацию предметов (изображение их с помощью символов).
Взрослые часто отмечают, что дети развиты интеллектуально, но при этом их графические умения оставляют желать лучшего. Правильно обвести линию, заштриховать рисунок, нарисовать зигзагоподобную дорожку – для взрослых эти действия не вызывают трудностей, чего нельзя сказать о детях. Если у ребенка плохо развита графомоторика, в школе он столкнется с множеством проблем. Поговорим, как правильно развить у ребенка графические навыки и умения. Как помочь ребенку? Прежде всего – развивать и усовершенствовать графические навыки, которые включают в себя: Мелкую мускулатуру пальцев. Необходимы упражнения, которые бы развивали двигательные способности пальцев, увеличивали их силу и выносливость. Зрительный анализ. Ребенок должен ориентироваться в пространстве, различать понятия «вправо», «влево», «вверх», «вниз». Графический рисунок. Как правило, задание выполняется в специальных тетрадках-прописях. Детям предлагается обводить по контуру, штриховать, дорисовывать, дополнять рисунок графическими элементами. Графические символы. Необходимы знания элементарных геометрических фигур.
Есть конкретные графомоторные упражнения, в которых предлагается выполнить точные задания (обвести линию, заштриховать, написать буквы, не отрывая руку от листка бумаги).
Специалисты подчеркивают, что тренировать нужно не только «главную» руку, которой малыш пишет, но и вторую. Во-первых, нужно обращать внимание, какое положение занимает «рука-помощница» при рисовании и письме. Во-вторых, необходимо все задания проходить не только основной, но и другой рукой, т.к. это позволяет гармонично развивать оба полушария головного мозга.
Работа с графомоторными трафаретами несложная, но требует обязательного участия взрослого. Нельзя просто дать ребенку картинку и сказать: «обводи». Специалисты советуют действовать так:
Шаг 1. Восприятие контура/узора. Рассмотрите его с малышом, найдите аналогии, на что он похож, можно загадать ребенку соответствующую загадку.
Шаг 2. Слежение пальчиком по узору.
Шаг 3. Повторение рисунка пальчиком в воздухе.
Шаг 4. И лишь затем можно обводить рисунок на бумаге.
Для работы лучше всего использовать карандаши, первое время лучше всего подойдут к использованию карандаши 2М, затем М и позже ТМ для выработки нажима на карандаш. Занятия начинать лучше с 5-10 минут, постепенно усложняя задания и удлиняя занятие до20минут. Правило выполнения задания должно быть четко сформулировано и показано как правильно его выполнять(вести линию с верху вниз, слева на право, штриховать без пробелов, не выходя за контур).
При систематическом использовании различных заданий у ребенка развивается и расширяется словарный запас слов, грамматический строй речи, формируется анализ, синтез, сравнение, моделирование, формируется самоуверенность.
Упражнения для развития графического навыка
- Графический диктант
- Пальчиковая гимнастика
- Кинизиологические упражнения
- Штриховки
- Рисование линий: прямые, фигурные дорожки
- Рисование по точкам, контурам, клеточкам.
Список использованных источников
1 Анищенко Ю.В. «Формирование графомоторных навыков у дошкольников»
2 Исаева М.А. «Формирование навыков графомоторного компонента письма у дошкольников с
ограниченными возможностями здоровья»
3 Тельминова А.В. « Развитие графомоторных навыков у младших школьников с нарушениями речи»
4 [http://www.lalio.com.ua/blog/formirovanie-grafomotornyh-navykov-u-doshkolnikov-208/]
5. [https://mamere.ru/article/grafomotorika-kak-obvodilki-pomogayut-razvitiyu-rebenka]
6 [https://prodetskiysad.ru/razvitie/grafomotorika]
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на тему "Развите речи детей дошкольного возраста в игровой деятельности"
Материал может применяться в работе воспитателя Доу...
Нетрадиционное рисование для детей 4-5 лет "Два веселых гуся". Цель: развить интерес у детей дошкольного возраста к использованию нетрадиционных средств и техник рисования.
Нетрадиционное рисование для детей 4-5 лет"Два веселых гуся"Конспект Цель: развитие интереса у детей дошкольного возраста к использованию нетрадиционных средств и техник рисования, разв...
Статья на тему: " Как развить у детей дошкольного возраста интерес к художественно-продуктивным видам деятельности"
Эта статья рассказывает для чего и почему ребенок должен развивать свои качества в художественно-продуктивной деятельности....
Что такое графомоторика? Как её развить у детей дошкольного возраста
Графомоторика имеет огромное значение для развития детей. Благодаря приобретенным в детстве навыкам и умениям, они не столкнутся с проблемами при письме в школе, будут правильно различать гр...
Что такое графомоторика? Как её развить у детей дошкольного возраста.
Графомоторика -имеет огромное значение для развития детей. Благодаря приобретенным в детстве навыкам и умениям, они не столкнутся с проблемами при письме в школе, будут правильно различать г...
«Как развить у детей дошкольного возраста инициативу и самостоятельность» (сентябрь)
Одной из самых актуальных в современной педагогике была и остается проблема формирования у детей самостоятельности и инициативности. Что же такое инициатива? Инициати...
«Использование метода моделирования как средства речевого разви-тия детей дошкольного возраста»
Консультация для педагогов ДОУ по использованию мнемотехники для речевого развития детей дошкольного возраста....