Программа по самообразованию " Цветная логика"
материал (младшая группа)
Младший дошкольный возраст – это период наиболее интенсивного развития всех органов и систем организма ребенка, формирования разнообразных умений и поведения малыша. У детей трех лет быстро совершенствуется деятельность органов чувств, зрительные и слуховые восприятия. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tsvetnaya_logika.doc | 98 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОГРАММА ПО САМООБРАЗОВАНИЮ
2023-2024 учебный год
ТЕМА: «Цветная логика».
Воспитатель группы «Тополек» Ильинская Е.А. |
г. Апрелевка
Младший дошкольный возраст – это период наиболее интенсивного развития всех органов и систем организма ребенка, формирования разнообразных умений и поведения малыша. У детей трех лет быстро совершенствуется деятельность органов чувств, зрительные и слуховые восприятия. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.
Актуальность.
Сенсорное развитие является фундаментом для умственного развития ребенка. Человечество выработало основные сенсорные эталоны, задача педагогов - передать этот опыт ребенку, научить его использовать этот опыт в дальнейшем. Незаменимым материалом для сенсорного развития, для закрепления основных сенсорных эталонов (форма, размер, цвет, толщина) являются блоки Дьенеша. Посредством блоков Дьенеша возможно научить ребенка не только узнавать и называть какое-либо свойство предмета, формировать представление об их многообразии и совокупности проявления каждого из свойств (треугольник может быть большой и маленький, толстый и тонкий, желтый, красный и синий), но и заложить умение сравнивать, анализировать. Игры – занятия с блоками Дьенеша позволяют ребенку овладеть предметными действиями, способствуют развитию воображения, способности к моделированию и конструированию, развивают наглядно-действенное мышление, формируя переход к наглядно-образному и логическому мышлению, Игры с блоками способствуют развитию координации движений, развитию речи. Дети начинают использовать более сложные грамматические структуры предложений в речи на основе сравнения, отрицания и группировки однородных предметов. Способствуют развитию внимания, памяти, воспитывают самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели.
Сроки реализации: работа начата в сентябре 2023года, планируется закончит в мае 2024 года.
Цель рабочей программы - обогащение чувственного опыта детей младшего дошкольного возраста, формирование предпосылок для дальнейшего умственного развития.
Задачи рабочей программы
- Создать условия для обогащения чувственного опыта, необходимого для полноценного восприятия окружающего мира, и накопления сенсорного опыта детей в ходе предметно-игровой деятельности через игры с дидактическим материалом – блоками Дьенеша.
- Способствовать формированию умения ориентироваться в различных свойствах предметов (цвете, величине, форме, количестве, положении в пространстве и пр.).
- Способствовать развитию способности наглядного моделирования.
- Способствовать воспитанию первичных волевых черт характера в процессе овладения целенаправленными действиями с предметами (умение не отвлекаться от поставленной задачи, доводить ее до завершения, стремиться к получению положительного результата и т.д.), эмоционально-положительное отношение к сверстникам в игре.
- Способствовать развитию сенсорных способностей, пальцевой моторики, формированию обследовательских навыков.
План работы
№ | Сроки | Тема | Форма работы | Практические выходы (рефераты, доклады, открытый просмотр, и т.д.) |
1.1 | Октябрь 1 неделя | «Цвет, классификация по одному признаку». «Какой это цвет?» | Знакомство с основными цветами: красный, синий, желтый. | Порекомендовать родителям ознакомится с блоками Дьенеша. |
1.2 | 2 неделя | «Что нам привёз Мишутка?» | Способствовать развитию умения выделять в геометрических фигурах признак цвета, различать и называть основные цвета. | Материалы для папок-передвижек в каждой возрастной группе ДОУ |
1.3 | 3 неделя | Игра на внимание «Чего не стало?» и «Что изменилось?» | Закреплять умение различать и называть основные цвета. | Анкетирование родителей на тему : «Сенсорное развитие детей». |
1.4 | 4 неделя | Игра на внимание | Закреплять умение различать и называть основные цвета. | Тематическая игра ««Найди пару» |
2.1 | Ноябрь 1 неделя | «Цвет и форма, классификация по одному признаку». «Какой это формы?» | Способствовать развитию умения различать фигуры, выделяя признак формы: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник. | Ознакомление с нормативной базой ДОУ |
2.2 | 2 неделя | «Что нам привёз Зайчишка?» | Способствовать развитию умения выделять в признак формы, различать и называть основные геометрические фигуры. | Создание разнообразных проблемных ситуаций и пути их решения . |
2.3 | 3 неделя | Игра на развитие тактильных ощущений «Чудесный мешочек» | Закреплять умение различать и называть геометрические фигуры по заданному признаку формы, развивать тактильные ощущения. | Проведение игр направленных на сенсорное развитие |
2.4 | 4 неделя | Игра «Отгадай фигуру» | Способствовать развитию умения давать характеристику фигуры по условному обозначению (схематическое изображение геометрических фигур). | Использование DVD дисков в работе на занятиях и вне их. |
3.1 | Декабрь 1 неделя | Игра «Продолжи дорожку» | Закреплять умение различать и называть геометрические фигуры, используя схематическое изображение геометрических фигур, выполнять действия, согласно определенному правилу. | Доклад на тему: «Сенсорное развитие дошколников» |
3.2 | 2 неделя | «Цвет и форма, классификация по одному признаку». «Какого размера фигуры?» | Способствовать развитию умения различать фигуры, выделяя признак величины. | Папка передвижка «Изучаем цвета с ребенком» |
3.3 | 3 неделя | «Угости матрешек печеньем» | Способствовать развитию умения различать геометрические фигуры по заданному признаку величины | Мастер-класс для родителей «Сенсорное развитие ребенка» |
3.4 | 4 неделя | Игра «Укрась елки игрушками» | Способствовать развитию умения различать геометрические фигуры по заданному признаку величины, выполнять постройки, согласно определенному правилу. | Разработка рекомендаций для воспитателей ДОУ. |
4.1 | Январь 1 неделя | «Цвет и форма, классификация по двум признакам». «Какого цвета и формы?» | Развивать умение выделять одновременно два признака: цвет и форму. Закреплять умение знать и называть основные цвета: красный, синий, желтый, формы. | Презентация: «Сенсорное развитие детей дошкольного возраста» |
4.2 | 2 неделя | «Что лежит в корзинке?» | Способствовать развитию умения выделять одновременно два признака формы, различать и называть основные геометрические фигуры и их цвет. | Анкета |
4.3 | 3 неделя | Игра «Продолжи дорожку» | Закреплять умение различать и называть геометрические фигуры по двум признакам: цвет и форма, выполнять действия, согласно определенному правилу. | Консультация для родителей на тему : «Создание условий для сенсорного развития ребенка» |
4.4 | 4 неделя | Игра «Построй домик» | Закреплять умение различать и называть геометрические фигуры по двум признакам: цвет и форма, способствовать развитию конструктивных умений, выполнять действия, согласно определенному правилу | Индивидуальная работа с Машей П. и Викой Б. Закрепления знания форм и цветов. |
5.1 | Февраль 1 неделя | «Цвет, форма и величина, классификация по трем признакам». «Какого цвета, формы и величины?» | Развивать умение выделять одновременно три признака: цвет, форма, величина.
| Индивидуальная беседа с родителями детей имеющие затруднения на занятиях. |
5.2 | 2 неделя | «Садовники» | Способствовать развитию способности действия наглядного моделирования, умения расшифровывать информацию о свойствах предметов по их знаково-символическим обозначениям, умения выделять одновременно три признака геометрических фигур, действовать, согласно заданному правилу, | создание условий для ознакомления детей с цветом, формой, величиной |
5.3 | 3 неделя | «Мы - конструкторы» | Способствовать развитию способности выполнять конструкции по заданной схеме, умения планировать действия, анализировать схему. | Развитие у детей познавательных интересов в различных формах образовательной деятельности |
5.4 | 4 неделя | «Угадай фигуру» | Способствовать развитию способности действия наглядного моделирования, умение расшифровывать информацию о свойствах предметов по их знаково-символическим обозначениям | Тематическая выставка |
6.1 | Март 1 неделя | «Цвет, форма и величина, классификация по трем признакам, отрицание (игра с двумя обручами)». | Способствовать развитию способности наглядного моделирования, умение расшифровывать информацию о свойствах предметов по их знаково-символическим обозначениям, предъявленной в явном виде и неявном виде (на основе отрицания) | Разработка дальнейшего фронтальной и индивидуальной работы с детьми и родителями |
6.2 | 2 неделя | «Бусы для мамы» | Способствовать развитию способности наглядного моделирования, умение расшифровывать информацию о свойствах предметов по их знаково-символическим обозначениям, предъявленной в явном виде и неявном виде (на основе отрицания) | Рекомендации по выполнению упражнений. |
6.3 | 3 неделя | «Угости мишек печеньем» | Способствовать развитию способности наглядного моделирования, умение расшифровывать информацию о свойствах предметов по их знаково-символическим обозначениям, предъявленной в явном виде и неявном виде (на основе отрицания) | Индивидуальный подбор специальных упражнений для развития восприятия пространства, величины, формы, расстояния, местоположения и пространственного отношения между предметами. |
6.4 | 4 неделя | «Мы - конструкторы» | Способствовать развитию способности выполнять конструкции по заданной схеме, умения планировать действия, анализировать схему. | |
7.1 | Апрель 1 неделя | «Цвет, форма и величина, классификация по трем признакам, отрицание (игра с тремя обручами)». «Угадай фигуру» | Способствовать развитию способности наглядного моделирования, умение расшифровывать информацию о свойствах предметов по их знаково-символическим обозначениям, предъявленной в явном виде и неявном виде (на основе отрицания)
| |
7.2 | 2 неделя | «Посади цветы на клумбы» | Способствовать развитию способности наглядного моделирования, умение расшифровывать информацию о свойствах предметов по их знаково-символическим обозначениям, предъявленной в явном виде и неявном виде (на основе отрицания) | |
7.3 | 3 неделя | «Что лишнее?» | Способствовать развитию способности классифицировать геометрические фигуры по трем признакам. | |
7.4 | 4 неделя | «Мы - конструкторы» | Способствовать развитию способности выполнять конструкции по заданной схеме, умения планировать действия, анализировать схему. | |
8.1 | Май 1 неделя | «Продолжи ряд» | Зкреплять знания детей о геометрических фигурах, цвете, величине, толщине. Развивать мышление | |
8.2 | 2 неделя | «Хоровод» | Способствовать развитию способности наглядного моделирования, умение расшифровывать информацию о свойствах предметов по их знаково-символическим обозначениям, предъявленной в явном виде и неявном виде (на основе отрицания) | |
8.3 | 3 неделя | «Магазин» | Способствовать развитию способности наглядного моделирования, умение расшифровывать информацию о свойствах предметов по их знаково-символическим обозначениям, предъявленной в явном виде и неявном виде (на основе отрицания) | Обработка результатов проекта. |
8.4 | 4 неделя | «Волшебное дерево» | Способствовать развитию способности наглядного моделирования, умение расшифровывать информацию о свойствах предметов по их знаково-символическим обозначениям, предъявленной в явном виде и неявном виде (на основе отрицания) | Оформление результатов проекта для родителей |
Диагностическое направление: Диагностика уровня сенсорных способностей, способности действия наглядного моделирования 2 раза в год: в сентябре и в мае.
Диагностические методики для детей 3-4 лет:
Диагностическая методика | Форма проведения | Показатели: |
Диагностика сенсорных способностей, способности действия наглядного моделирования | ||
Восприятие формы Восприятие цвета Восприятие величины | Индивидуальное обследование
| Ребенок различает, выделяет все три признака геометрических фигур |
Действие наглядного моделирования | Ребенок умеет расшифровывать информацию о свойствах предметов по их знаково-символическим обозначениям, предъявленной в явном виде и неявном виде (на основе отрицания) |
Используемая литература:
- Альтхауз Д., Дум Э. Цвет - форма - количество: Опыт работы по развитию познават. Способностей детей дошкол. Возраста / Рус. Пер. под ред. В.В.Юртайкина.- М.: Просвещение, 1984.- 64 е., ил.
- Е.А.Носова, Р.Л.Непомнящая Логика и математика для дошкольников. Санкт-Петербург «Детство-Пресс», 2005 – 95 с.
- Афанасьева И.П. Маленькими шагами в большой мир знаний. Первая младшая группа: Учебно-методическое пособие для воспитателей ДОУ. - СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005. - 128 е.: ил.
- Бондаренко Т.М. Комплексные занятия во второй младшей группе детского сада: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. - Воронеж: Издательство «Учитель»,2003.- 270 с.
- Венгер JI.A. и др. Воспитание сенсорной культуры ребёнка от рождения до 6 лет: Кн. для воспитателя дет. Сада/JI.А.Венгер, Э.Г.Пилюгина, Н.Б.Венгер; Под ред. Л.А.Венгера.- М.: Просвещение, 1988.- 144 е.: ил.
- Галанова, Т. В. Развивающие игры с малышами 3 лет / Т. В. Галанова. - Ярославль: Академия развития, 2007.
- Кук Дж. Раннее сенсорное развитие малышей. (Перевод с англ.)- М., 1997.
- Максаков А.И., Тумакова Г.А. Учите, играя: Игры и упражнения со звучащим словом. Пособие для воспитателя дет. сада. - 2-е изд., испр. и доп.- М.: Просвещение, 1983. - 144 е., ил.
- Пилюгина Э.Г. Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста: Пособие для воспитателя дет. Сада.- М.: Просвещение, 1983.- ООО е., ил.
- Е. А. Янушко «Сенсорное развитие детей раннего возраста» / М.: Мозаика – Синтез, 2010.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская программа по познавательно-речевому развитию для детей 3-4 лет "Цветная логика"
Программа "Цветная логика" состоит из занятий, в ходе изучения которых дети получают сведения о свойствах и отношениях объектов, чисел, величины и их характерные особенности, пространственно-временные...
Дополнительная общеразвивающая программа «Цветная логика.Блоки Дьенеша»
Дополнительная общеразвивающая программа «Цветная логика. Блоки Дьенеша» Пояснительная запискаДополнительная общеразвивающая программа составлена с учетом основных принцип...
Рабочая программа по формированию у детей дошкольного возраста элементарных математических представлений через не стандартный дидактический материал палочки Кюизенера «Цветная логика»
Данная программа формирует математическое мышление детей; развивает творческое воображение; воспитывает настойчивость, волю, усидчивость, целеустремлённость....
Программа дополнительного образования «Цветная логика» (Блоки Дьенеша)
Рабочая программа составлена с учетом основных принципов и требований к организации учебной деятельности в ДОУ, возрастных особенностей детей 4-5 лет. Программа разр...
Рабочая программа по конструированию "Цветная логика"
рабочая программма на учебный год...
Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности «Цветная логика. Учимся, играя»
Развитие логического мышления через использование блоков Дьенеша...