Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности «Цветная логика. Учимся, играя»
рабочая программа по математике (средняя группа)
Развитие логического мышления через использование блоков Дьенеша
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
volodina_m_n_tsvetnaya_logika._bloki_denesha.doc | 526.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕТСКИЙ САД «АЛЁНУШКА»,
ФИЛИАЛ АВТОНОМНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЗАВОДОУКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ
«ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА – ДЕТСКИЙ САД «СВЕТЛЯЧОК»
Принята на заседании педагогического совета «Утверждаю»
Протокол № _____ от «______» ___________2023 г. Директор филиала Детского сада «Алёнушка»,
филиал Детского сада «Светлячок»
_________________________ Р. В. Худышкина
«_______» _______________________2023 года
Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности «Цветная логика. Учимся, играя»
Возраст обучающихся: 4 -5 лет
Нормативный срок реализации программы: 1 год
Форма обучения: очная
Автор-составитель:
Володина Марина Николаевна, воспитатель
г. Заводоуковск
2023 г.
Содержание
1. Аннотация…………………………………………………………………………………………………. 3
2. Пояснительная записка……………………………………………………………………………………. 3
3. Учебный план……………………………………………………………………………………………... 5
4. Календарный учебный график…………………………………………………........................................ 8
5. Программа…………………………………………………………………………………………………. 8
5.1. Календарно-тематическое планирование
5.2. Содержание программы………………………………………………………………………………. 12
6. Методические материалы………………………………………………………………………………... 21
7. Оценочные материалы…………………………………………………………………………………… 21
8. Информационное и материально-техническое обеспечение…………………………………………... 22
9. Используемая литература………………………………………………………………………………… 23
10. Приложение……………………………………………………………………………………………… 24
1. Аннотация
Дополнительная общеразвивающая программа «Цветная логика. Учимся, играя» способствует развитию формирования разнообразных умений и поведения ребенка. У детей четырех лет быстро совершенствуется деятельность органов чувств, зрительные и слуховые восприятия. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее. Сенсорное развитие является фундаментом для умственного развития ребенка. Человечество выработало основные сенсорные эталоны, задача педагогов - передать этот опыт ребенку, научить его использовать этот опыт в дальнейшем. Незаменимым материалом для сенсорного развития, для закрепления основных сенсорных эталонов (форма, размер, цвет, толщина) являются блоки Дьенеша. Посредством блоков Дьенеша возможно научить ребенка не только узнавать и называть какое-либо свойство предмета, формировать представление об их многообразии и совокупности проявления каждого из свойств (треугольник может быть большой и маленький, толстый и тонкий, желтый, красный и синий), но и заложить умение сравнивать, анализировать.
Программа «Цветная логика» рассчитана на 1 год. Занятия проводятся 2 раза в неделю. Продолжительность занятий составляет 20 минут. Общее количество 92 часа, целевая аудитория-воспитанники в возрасте 4-5 лет. Форма обучения по программе – очная.
При разработке программы учтены возрастные и индивидуальные особенности детей. По данной теме, входящей в программу, даётся необходимый теоретический и практический материал. Основную часть времени каждой темы занимает практическая работа.
2. Пояснительная записка
В настоящее время педагоги, специалисты в области раннего развития, настаивают на том, что игры – занятия с блоками Дьенеша позволяют ребенку овладеть предметными действиями, способствуют развитию воображения, способности к моделированию и конструированию, развивают наглядно-действенное мышление, формируя переход к наглядно-образному и логическому мышлению, Игры с блоками способствуют развитию координации движений, развитию речи. Дети начинают использовать более сложные грамматические структуры предложений в речи на основе сравнения, отрицания и группировки однородных предметов. Способствуют развитию внимания, памяти, воспитывают самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели.
Программа ориентирована на формирование предпосылок для дальнейшего умственного развития.
Новизна программы. В современном обществе целью развития дошкольников является всестороннее гармоничное развитие личности. Игра – ведущий вид деятельности, в которой ребенок учится, развивается и растет. Развивающие игры являются одним из средств умственного развития ребенка. Они важны и интересны для детей, разнообразны по содержанию, очень динамичны и включают излюбленные детьми манипуляции с игровым материалом, который способен удовлетворить ребенка в моторной активности, движении. Принципы, заложенные в основу этих игр - интерес - познание - творчество – становятся максимально действенными, так как игра обращается непосредственно к ребенку добрым, самобытным языком сказки, забавного персонажа. В каждой игре ребенок всегда добивается какого-то «предметного» результата. Постоянное и постепенное усложнение игр позволяет поддерживать детскую деятельность в зоне оптимальной трудности. Развивающие игры создают условия для проявления творчества, стимулируют развитие умственных способностей ребенка. Остается лишь использовать эту естественную потребность для постепенного вовлечения детей в более сложные формы игровой активности. Развивающие игры позволяют детям овладеть предметными действиями, способствуют развитию воображения, творческих способностей, способностей к моделированию и конструированию, развивают наглядно-действенное мышление, формируя переход к наглядно-образному и логическому мышлению, координацию движений, речь ребенка. В речи дети начинают использовать более сложные грамматические структуры предложений на основе сравнения, отрицания и группировки однородных предметов. Развивающие игры способствуют развитию внимания, памяти, воспитывают самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели. Благодаря играм с блоками Дьенеша, у детей развиваются психические процессы, мыслительные операции.
Актуальность программы. «Игра - это прекрасный метод развивающего обучения» (Л. Выготский).
Игра – наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, потребность в общении. Ребенку понятна необходимость приобретения новых знаний и действий, он сам стремится к тому, чего еще не умеет. Для развития познавательных способностей в дошкольном возрасте активно используются развивающие игры: блоки Дьенеша. Несмотря на обилие методических пособий по развитию познавательных и творческих способностей детей среднего дошкольного возраста с помощью развивающих игр, мало программ активно использующих альбомы игр и заданий, изданных для данных игр.
Педагогическая целесообразность. Внедрения программы «Цветная логика. Учимся, играя» заключается, прежде всего, в идее использования развивающих игр уже на первом этапе дошкольного возраста как эффективного средства умственного, речевого психического развития ребенка. Раннее использование развивающих игр в обучении позволяет сформировать предпосылки для дальнейшего умственного развития детей, благотворно влияет на развитие личности ребенка. Игры и игровые упражнения дают возможность проводить время с детьми живо и интересно. Все игры, направлены на решение многих задач. К ним можно возвращаться неоднократно, помогая детям усвоить новый материал и закрепить пройденный или просто поиграть. Педагогическая целесообразность программы обусловлена ещё и тем, что развивающие игры оказывают психологическое воздействие, развивают основные психологические процессы, способности ребенка, волевые и нравственные качества личности, а также формируют начальные формы самооценки, самоконтроля, организованности, межличностных отношений среди сверстников. Занятия по программе «Цветная логика. Учимся, играя», способствует воспитанию у дошкольника интереса к математике, умения преодолевать трудности, не бояться ошибок, самостоятельно находить способы решения познавательных задач, стремиться к достижению поставленной цели.
Цель программы: развитие логического мышления через использование блоков Дьенеша
Задачи программы:
Обучающие:
- Познакомить с формой, цветом, размером, толщиной объектов.
- Формировать первые пространственные ориентировки и простейшие способы размещения конструкций по горизонтали (дорожки разной длины и ширины, заборы разной высоты и формы), а также способы соединения деталей для создания целостной конструкции.
Развивающие:
- Развивать пространственные представления, умения выявлять свойства в объектах, называть их, адекватно обозначать их отсутствие, обобщать объекты по их свойствам (по одному, двум, трем), объяснять сходства и различия объектов.
- Развивать творческие способности, воображение, фантазию, способности к моделированию и конструированию.
- Развивать знания, умения, навыки, необходимые для самостоятельного решения учебных и практических задач, познавательные процессы, мыслительные операции.
- Развивать умение работать со схемой.
Воспитывающие:
- Воспитывать самостоятельность, инициативу, настойчивость, в достижении цели, преодолении трудностей.
- Воспитывать интерес к интеллектуальным играм, стремление доводить начатое
дело до конца.
Ожидаемые результаты.
После освоения данной программы дети:
- Будут уметь выделять в объектах цвет, форму, величину, толщину; классифицировать
геометрические фигуры по заданным признакам.
- Уметь находить и накладывать нужную фигуру, грань кубика на изображение в натуральную величину.
- Знать обозначение свойств фигур-блоков, уметь работать со схемами.
- «Расшифровывать» изображения, находить нужную фигуру по обозначению ее
свойств.
- Выкладывать узоры из кубиков по уменьшенным изображениям. - Выкладывать изображения по памяти, уметь работать со схемами.
Организационно-педагогические условия.
Программа «Цветная логика. Учимся, играя» рассчитана на 1 год. Занятия проводятся 2 раза в неделю. Продолжительность занятий составляет 20 минут. Общее количество 92 часа, целевая аудитория – воспитанники в возрасте 4-5 лет. Форма обучения по программе – очная.
При разработке программы учтены возрастные и индивидуальные особенности детей.
По каждой теме, входящей в программу, даётся необходимый теоретический и практический материал. Основную часть времени каждой темы занимает практическая работа.
- Учебный план
№ п/п | Тема занятия | Количество часов | Форма контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1 | Вводное занятие. «Новости из Простоквашино. Знакомство с блоками» | 1 | 0 | 1 | Педагогическое наблюдение, опрос |
2 | Диагностика | 1 | - | 1 | Опрос |
3 | «Цвет, классификация по одному признаку». «Цветной пирог» | 1 | 0,5 | 0,5 | Занятие |
4 | «Где спрятался щенок?» | 1 | 0,5 | 0,5 | Опрос |
5 | «Большой - маленький» | 1 | 0,5 | 0,5 | Опрос |
6 | «Мышки – воришки» | 1 | 0,5 | 0,5 | Квест |
7 | «Найди НЕ такую же фигуру» | 1 | 0,5 | 0,5 | Проблемная ситуация |
8 | «Пригласительный билет» | 1 | 0,5 | 0,5 | Решение проблемной ситуации |
9 | «Что нам привёз Мишутка?» | 1 | 0,5 | 0,5 | Опрос |
10 | «Какая фигура спряталась от дождя?» и «Что изменилось?» | 1 | 0,5 | 0,5 | Открытая деятельность |
11 | «Цвет и форма, классификация по одному признаку». «Какой формы печенье?» | 1 | 0,5 | 0,5 | Педагогическое наблюдение |
12 | «Что нам привёз Зайчишка?» | 1 | 0,5 | 0,5 | Опрос |
13 | «Угощения для матрёшек» | 1 | 0,5 | 0,5 | Выставка |
14 | «Быстрее всех» | 1 | 0,5 | 0,5 | Опрос |
15 | «Поручения» | 1 | 0,5 | 0,5 | Решение проблемной ситуации |
16 | «Чудесный мешочек» | 1 | 0,5 | 0,5 | Педагогическое наблюдение |
17 | «Отгадай фигуру» | 1 | 0,5 | 0,5 | Педагогическое наблюдение |
18 | «Дорожка через лес» | 1 | 0,5 | 0,5 | Педагогическое наблюдение |
19 | «Цвет и форма, классификация по одному признаку». «Большой-маленький» | 1 | 0,5 | 0,5 | Педагогическое наблюдение |
20 | «Угости друзей печеньем» | 1 | 0,5 | 0,5 | Опрос |
21 | «Кондитерская фабрика» | 1 | 0,5 | 0,5 | Решение проблемной ситуации |
22 | «Геометрические бусы» | 1 | 0,5 | 0,5 | Опрос |
23 | «Найди пару» | 1 | 0,5 | 0,5 | Опрос |
24 | «Рыбалка» | 1 | 0,5 | 0,5 | Опрос |
25 | «Цвет, форма и величина, классификация по трем признакам». «Цвет, форма, величина» | 1 | 0,5 | 0,5 | Занятие |
26 | «Домик для зверей» | 1 | 0,5 | 0,5 | Педагогическое наблюдение |
27 | «Спасатели приходят на помощь» | 1 | 0,5 | 0,5 | Решение проблемной ситуации |
28 | «Помоги фигуркам выбраться из леса» | 1 | 0,5 | 0,5 | Решение проблемной ситуации |
29 | «Выкладываем дорожки» | 1 | 0,5 | 0,5 | Педагогическое наблюдение |
30 | «Путешествие с Лунтиком» | 1 | 0,5 | 0,5 | Педагогическое наблюдение |
31 | «Новый год в городе Волшебных фигур» | 1 | 0,5 | 0,5 | Опрос |
32 | «Украшаем ёлку» | 1 | 0,5 | 0,5 | Педагогическое наблюдение |
33 | «Домино» | 1 | 0,5 | 0,5 | Опрос |
34 | «Трек для машинок» | 1 | 0,5 | 0,5 | Педагогическое наблюдение |
35 | «Поможем Мишке отремонтировать велосипед» | 1 | 0,5 | 0,5 | Решение проблемной ситуации |
36 | «Разноцветный хоровод» | 1 | 0,5 | 0,5 | Опрос |
37 | «Лабиринт. Знакомство с Робомышью» | 1 | 0,5 | 0,5 | Решение проблемной ситуации |
38 | «Цвет, форма и величина, классификация по трем признакам, отрицание (игра с двумя обручами)». «Угадай фигуру» | 1 | 0,5 | 0,5 | Открытая деятельность |
39 | «Магазин игрушек» | 1 | 0,5 | 0,5 | Квест |
40 | «Цепочка» | 1 | 0,5 | 0,5 | Педагогическое наблюдение |
41 | «Засели в домики» | 1 | 0,5 | 0,5 | Педагогическое наблюдение |
42 | «Кладоискатели» | 1 | 0,5 | 0,5 | Педагогическое наблюдение |
43 | «Куда спрятался щенок?» | 1 | 0,5 | 0,5 | Опрос |
44 | «Второй ряд» | 1 | 0,5 | 0,5 | Педагогическое наблюдение |
45 | «Игра с одним обручем» | 1 | 0,5 | 0,5 | Педагогическое наблюдение |
46 | «Робомышь гуляет в парке» | 1 | 0,5 | 0,5 | Решение проблемной ситуации |
47 | «Расставь фигуры в нужные ячейки» | 1 | 0,5 | 0,5 | Опрос |
48 | «Творческая мастерская» | 1 | 0,5 | 0,5 | Квест |
49 | «Шифровка» | 1 | 0,5 | 0,5 | Решение проблемной ситуации |
50 | «Найди лишнюю фигуру» | 1 | 0,5 | 0,5 | Опрос |
51 | «Расставь блоки по местам» | 1 | 0,5 | 0,5 | Педагогическое наблюдение |
52 | «Помоги Робомыши найти лишний блок» | 1 | 0,5 | 0,5 | Опрос |
53 | «Цвет, форма и величина, классификация по трем признакам отрицание(игра с тремя обручами) «Угадай фигуру» | 1 | 0,5 | 0,5 | Занятие |
54 | «Раздели блоки» | 1 | 0,5 | 0,5 | Опрос |
55 | Расставь блоки так, чтобы они были одинаковой формы, но разные по цвету | 1 | 0,5 | 0,5 | Педагогическое наблюдение |
56 | «Найди фигуру, соответствующую заданным параметрам» | 1 | 0,5 | 0,5 | Педагогическое наблюдение |
57 | «Смешарики заблудились» | 1 | 0,5 | 0,5 | Решение проблемной ситуации |
58 | Расставь фигуры в нужные ячейки | 1 | 0,5 | 0,5 | Педагогическое наблюдение |
59 | Угадай небылицы | 1 | 0,5 | 0,5 | Опрос |
60 | «Радужный лабиринт» | 1 | 0,5 | 0,5 | Решение проблемной ситуации |
61 | «Помоги Маше и медведю разложить блоки по признакам | 1 | 0,5 | 0,5 | Педагогическое наблюдение |
62 | Найди блоки по схемам | 1 | 0,5 | 0,5 | Педагогическое наблюдение |
63 | «Путешествие со Звездочетом» | 1 | 0,5 | 0,5 | Решение проблемной ситуации |
64 | «Архитекторы» | 1 | 0,5 | 0,5 | Опрос |
65 | «Логический поезд» | 1 | 0,5 | 0,5 | Опрос |
66 | «Маленькие помощники» | 1 | 0,5 | 0,5 | Опрос |
67 | «Занимательные фигуры» | 1 | 0,5 | 0,5 | Опрос |
68 | Знакомство с карточками с изображенными свойствами. Выкладывание в альбомах «Маленькие логики». | 1 | 0,5 | 0,5 | Открытое занятие |
69 | «В гости к мишке» | 1 | 0,5 | 0,5 | Опрос |
70 | «Кулинары» | 1 | 0,5 | 0,5 | Опрос |
71 | «Путешествие в страну Математики» | 1 | 0,5 | 0,5 | Открытое занятие |
72 | «Бусы для Люси» | 1 | 0,5 | 0,5 | Опрос |
73 | «В гостях у сказки» | 1 | 0,5 | 0,5 | Педагогическое наблюдение |
74 | «Садовники» | 1 | 0,5 | 0,5 | Опрос |
75 | «Мы – юные изобретатели» | 1 | 0,5 | 0,5 | Педагогическое наблюдение |
76 | «Угощение для кукол» | 1 | 0,5 | 0,5 | Опрос |
77 | «Путешествие в страну чудес» | 1 | 0,5 | 0,5 | Решение проблемной ситуации |
78 | «Торопись, да не ошибись» | 1 | 0,5 | 0,5 | Педагогическое наблюдение |
79 | «Следопыты» | 1 | 0,5 | 0,5 | Опрос |
80 | «Матрешки в гостях у детей» | 1 | 0,5 | 0,5 | Решение проблемной ситуации |
81 | «Встреча с Мальвиной и Буратино» | 1 | 0,5 | 0,5 | Открытое занятие |
82 | «Загадки-шутки» | 1 | 0,5 | 0,5 | Опрос |
83 | «Математические звездочки» | 1 | 0,5 | 0,5 | Открытое занятие |
84 | «Найди клад» | 1 | 0,5 | 0,5 | Квест |
85 | «Чайная пара» | 1 | 0,5 | 0,5 | Решение проблемной ситуации |
86 | «Испечём пирог» | 1 | 0,5 | 0,5 | Педагогическое наблюдение |
87 | «Волшебный город» | 1 | 0,5 | 0,5 | Опрос |
88 | Игра в КВН | 1 | 0,5 | 0,5 | Открытое занятие |
89 | «Путешествие Знайки и Незнайки» | 1 | 0,5 | 0,5 | Открытое занятие |
90 | «Волшебное дерево» «Цвет, форма и величина, классификация по трем признакам, отрицание» «Найди клад» | 1 | 0,5 | 0,5 | Решение проблемной ситуации |
91 | Итоговое занятие «Путешествие в сказку Теремок» | 1 | 0,5 | 0,5 | Педагогическое наблюдение, опрос |
92 | Диагностика | 1 | - | 1 | Педагогическое наблюдение, опрос |
Итого | 92 | 45 | 47 |
4.Календарный учебный график
Продолжительность обучения: 1 год.
Продолжительность занятий: 20 минут.
Наименование, год обучения | Срок учебного года (продолжительность обучения) | Количество занятий в неделю | Всего учебных недель | Количество часов | Режим занятий |
«Цветная логика. Учимся, играя» 2023 - 2024 | С 01.09.2022 по 31.08.2023 | 2 занятия | 46 недель | 92 часа |
|
- Программа
- Календарно-тематическое планирование
Месяц | Номер занятия | Количество часов | Тема занятия | Форма занятия | Форма контроля |
Сентябрь, 2023 | 1 | 1 | Вводное занятие. «Новости из Простоквашино. Знакомство с блоками». | Диалог, игра | Педагогическое наблюдение, опрос |
2 | 1 | Диагностика | Занятие | Опрос | |
3 | 1 | «Цвет, классификация по одному признаку». «Цветной пирог» | Игра | Занятие | |
4 | 1 | «Где спрятался щенок?» | Практикум | Опрос | |
5 | 1 | «Большой-маленький» | Игра | Опрос | |
6 | 1 | «Мышки-воришки» | Практикум | Квест | |
7 | 1 | «Найди НЕ такую же фигуру» | Игра-занятие | Решение проблемной ситуаций | |
8 | 1 | «Пригласительный билет» | Диалог, игра | Решение проблемной ситуации | |
Октябрь, 2023 | 9 | 1 | «Что нам привёз Мишутка?» | Игра на внимание | Опрос |
10 | 1 | «Какая фигура спряталась от дождя?» и «Что изменилось?» | Занятие | Открытая деятельность | |
11 | 1 | «Цвет и форма, классификация по одному признаку». «Какой формы печенье?» | Диалог, игра | Педагогическое наблюдение | |
12 | 1 | «Что нам привёз Зайчишка?» | Презентация | Опрос | |
13 | 1 | «Угощения для матрёшек» | Игра | Выставка | |
14 | 1 | «Быстрее всех» | Игра на внимание | Опрос | |
15 | 1 | «Поручения» | Диалог, занятие | Решение проблемной ситуации | |
16 | 1 | «Чудесный мешочек» | Игра на развитие тактильных ощущений | Педагогическое наблюдение | |
Ноябрь, 2023 | 17 | 1 | «Отгадай фигуру» | Игра | Педагогическое наблюдение |
18 | 1 | «Дорожка через лес» | Игра на внимание | Педагогическое наблюдение | |
19 | 1 | «Цвет и форма, классификация по одному признаку». «Большой-маленький» | Занятие | Педагогическое наблюдение | |
20 | 1 | «Угости друзей печеньем» | Игра | Опрос | |
21 | 1 | «Кондитерская фабрика» | Игра | Решение проблемной ситуации | |
22 | 1 | «Геометрические бусы» | Игра на развитие логического мышления | Опрос | |
23 | 1 | «Найди пару» | Игра на внимание | Опрос | |
24 | 1 | «Рыбалка» | Практикум, игра | Опрос | |
Декабрь, 2023 | 25 | «Цвет, форма и величина, классификация по трем признакам». «Цвет, форма, величина» | Занятие | Занятие | |
26 | 1 | «Домик для зверей» | Игра, диалог | Педагогическое наблюдение | |
27 | 1 | «Спасатели приходят на помощь» | Математическое занятие | Решение проблемной ситуации | |
28 | 1 | «Помоги фигуркам выбраться из леса» | Практикум | Решение проблемной ситуации | |
29 | 1 | «Выкладываем дорожки» | Игра | Педагогическое наблюдение | |
30 | 1 | «Путешествие с Лунтиком» | Презентация | Педагогическое наблюдение | |
31 | 1 | «Новый год в городе Волшебных фигур» | Игра-путешествие | Опрос | |
32 | 1 | «Украшаем ёлку» | Игра | Педагогическое наблюдение | |
Январь, 2024 | 33 | 1 | «Домино» | Игра | Опрос |
34 | 1 | «Трек для машинок» | Дидактическая игра | Педагогическое наблюдение | |
35 | 1 | «Поможем Мишке отремонтировать велосипед» | Игровое упражнение | Решение проблемной ситуации | |
36 | 1 | «Разноцветный хоровод» | Практикум | Опрос | |
37 | 1 | «Лабиринт. Знакомство с Робомышью» | Упражнение на внимание | Опрос | |
38 | 1 | «Цвет, форма и величина, классификация по трем признакам, отрицание (игра с двумя обручами)». «Угадай фигуру» | Диалог, игры | Открытая деятельность | |
Февраль, 2024 | 39 | 1 | «Магазин игрушек» | Диалог, игры | Квест |
40 | 1 | «Цепочка» | Игра | Педагогическое наблюдение | |
41 | 1 | «Засели в домики» | Практикум | Педагогическое наблюдение | |
42 | 1 | «Кладоискатели» | Игра | Педагогическое наблюдение | |
43 | 1 | «Куда спрятался щенок?» | Игровое упражнение | Опрос | |
44 | 1 | «Второй ряд» | Математическая игра | Педагогическое наблюдение | |
45 | 1 | «Игра с одним обручем» | Дидактическая игра | Педагогическое наблюдение | |
46 | 1 | «Робомышь гуляет в парке» | Игра | Решение проблемной ситуации | |
Март, 2024 | 47 | 1 | «Расставь фигуры в нужные ячейки» | Практикум | Опрос |
48 | 1 | «Творческая мастерская» | Виртуальная экскурсия | Квест | |
49 | 1 | «Шифровка» | Презентация | Решение проблемной ситуации | |
50 | 1 | «Найди лишнюю фигуру» | Упражнение на внимание | Опрос | |
51 | 1 | «Расставь блоки по местам» | Игра | Педагогическое наблюдение | |
52 | 1 | «Помоги Робомыши найти лишний блок» | Практикум | Опрос | |
53 | 1 | «Цвет, форма и величина, классификация по трем признакам отрицание(игра с тремя обручами) «Угадай фигуру» | Занятие | ||
54 | 1 | «Раздели блоки» | Игра на внимание | Опрос | |
Апрель, 2024 | 55 | 1 | Расставь блоки так, чтобы они были одинаковой формы, но разные по цвету | Практикум | Педагогическое наблюдение |
56 | 1 | «Найди фигуру, соответствующую заданным параметрам» | Презентация | Педагогическое наблюдение | |
57 | 1 | «Смешарики заблудились» | Игра | Решение проблемной ситуации | |
58 | 1 | Расставь фигуры в нужные ячейки | Практикум | Педагогическое наблюдение | |
59 | 1 | Угадай небылицы | Диалог | Опрос | |
60 | 1 | «Радужный лабиринт» | Игра | Решение проблемной ситуации | |
61 | 1 | «Помоги Маше и медведю разложить блоки по признакам» | Игры на внимание | Педагогическое наблюдение | |
62 | 1 | Найди блоки по схемам | Практикум | Педагогическое наблюдение | |
Май, 2024 | 63 | 1 | «Путешествие со Звездочетом» | Игра-путешествие | Решение проблемной ситуации |
64 | 1 | «Архитекторы» | Игровое упражнение | Опрос | |
65 | 1 | «Логический поезд» | Игра | Опрос | |
66 | 1 | «Маленькие помощники» | Практикум | Опрос | |
67 | 1 | «Занимательные фигуры» | Презентация | Опрос | |
68 | 1 | Знакомство с карточками с изображенными свойствами. Выкладывание в альбомах «Маленькие логики». | Диалог | Открытое занятие | |
Июнь, 2024 | 69 | 1 | «В гости к мишке» | Игра - путешествие | Опрос |
70 | 1 | «Кулинары» | Игра | Опрос | |
71 | 1 | «Путешествие в страну Математики» | Развлечение | Открытое занятие | |
72 | 1 | «Бусы для Люси» | Практикум | Опрос | |
73 | 1 | «В гостях у сказки» | Игра-путешествие | Педагогическое наблюдение | |
74 | 1 | «Садовники» | Игра | Опрос | |
75 | 1 | «Мы – юные изобретатели» | Диалог | Педагогическое наблюдение | |
76 | 1 | «Угощение для кукол» | Практикум | Опрос | |
Июль, 2024 | 77 | 1 | «Путешествие в страну чудес» | Игра-путешествие | Решение проблемной ситуации |
78 | 1 | «Торопись, да не ошибись» | Практикум | Решение проблемной ситуации | |
79 | 1 | «Следопыты» | Игра | Опрос | |
80 | 1 | «Матрешки в гостях у детей» | Игра-путешествие | Решение проблемной ситуации | |
81 | 1 | «Встреча с Мальвиной и Буратиной | Диалог, игра | Открытое занятие | |
82 | 1 | «Загадки-шутки» | Развлечение | Опрос | |
83 | 1 | «Математические звездочки» | Практикум | Открытое занятие | |
84 | 1 | «Найди клад» | Игра | Квест | |
Август, 2024 | 85 | 1 | «Чайная пара» | Занятие | Решение проблемной ситуации |
86 | 1 | «Испечём пирог» | Игра | Педагогическое наблюдение | |
87 | 1 | «Волшебный город» | Занятие | Опрос | |
88 | 1 | Игра в КВН | Игра | Открытое занятие | |
89 | 1 | «Путешествие Знайки и Незнайки» | Развлечение | Открытое занятие | |
90 | 1 | «Волшебное дерево» «Цвет, форма и величина, классификация по трём признакам, отрицание». «Найди клад» | Практикум | Решение проблемной ситуации | |
91 | 1 | Итоговое занятие «Путешествие в сказку Теремок» | Занятие | Открытое занятие | |
92 | 1 | Диагностика | Практикум | Педагогическое наблюдение |
5.2. Содержание программы
Месяц | Тема | Теория | Практика |
Сентябрь | Вводное занятие. «Новости из Простоквашино. Знакомство с блоками». | Знакомство с блоками. Беседа: «Что такое блоки Дьенеша». Рассматривание блоков Дьенеша, сравнение фигур. | Выполнение построек по собственному замыслу. Пальчиковая игра «Дружные пальчики». Сюрпризный момент, видеописьмо из Простоквашино. Дидактическая игра (д/и) «Что в посылке?». |
Сентябрь | Диагностика | Восприятие формы Восприятие цвета Восприятие величины Действие наглядного моделирования | Ребенок различает, выделяет все три признака геометрических фигур. Ребенок умеет расшифровывать информацию о свойствах предметов по их знаково-символическим обозначениям, предъявленной в явном виде и неявном виде (на основе отрицания) |
Сентябрь | «Цвет, классификация по одному признаку». «Цветной пирог» | Выложить перед детьми наборы и дать им возможность изучить фигуры – потрогать, перебрать, подержать в руках – и поиграть с ними. Познакомить детей с основными цветами: красный, синий, желтый | Беседа: «Какие фигуры?», д/и «Испечём пирог» , «Чудесный мешочек». Пальчиковая гимнастика «Помощники», артикуляционная гимнастика «Месим тесто» |
Сентябрь | «Где спрятался щенок?» | Учить детей сравнивать геометрические фигуры между собой, выявлять общий признак и находить фигуру по заданному признаку. Закрепить знания предлогов у,за, на, в. | Д/и «построй будку для щенка», «Где спрятался щенок?», «Найди фигуру» Словесная игра «Назови и расскажи». |
Сентябрь | «Большой-маленький» | Вводная беседа: «Большой-маленький». Учить детей группировать по величине «Большой-маленький». | Д\и «Что бывает большим, а что маленьким». Пальчиковая гимнастика «Семья». |
Сентябрь | «Мышки-воришки» | Учить детей различать цвета. | Д\и «Назови цвет», «Какую фигуру украла мышка?» Отгадывание загадок о цветах. Подвижная игра (п/и) «Вышли мышки как-то раз…» |
Сентябрь | «Найди НЕ такую же фигуру» | Продолжать развивать умение сравнивать предметы по свойствам. Понимать и использовать в речи слова «разные», «одинаковые». | Словесная игра «Я начну, а ты продолжи», д/и «Назови НЕ такую фигуру», «Что перепутал Незнайка?» |
Сентябрь | «Пригласительный билет» | Знакомить детей со свойствами предмета-форма (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник). Развивать умение группировать предметы по форме. | Д/и «Догадайся, покажи», «Что изменилось», «Какую форму имеет пригласительный билет» Беседа: «Куда может приглашать билет? |
Октябрь | «Что нам привёз Мишутка?» | Способствовать развитию умения выделять в геометрических фигурах признак цвета, различать и называть основные цвета. | Найди все фигуры такого же цвета, как эта (попеременно показать фигуры жёлтого, красного, синего цвета). Затем можно попросить показать все блоки треугольной формы, все большие фигуры и т.д. Д/и «Что нам привез Мишутка» |
Октябрь | «Какая фигура спряталась от дождя?», «Что изменилось?» | Найди все фигуры такого же цвета, как эта (попеременно показать фигуры жёлтого, красного, синего цвета). Затем можно попросить показать все блоки треугольной формы, все большие фигуры и т. | Игровое упражнение «Спрятались от дождя», д/и «Чего не стало?» и «Что изменилось?»
|
Октябрь | «Цвет и форма, классификация по одному признаку». «Какой формы печенье?» | Способствовать развитию умения различать фигуры, выделяя признак формы: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник. | Д\и «Разложи в корзинки печенье», «Угости друга квадратным (круглым) печеньем», п/и «Изобрази фигуру при помощи резинки» |
Октябрь | «Что нам привёз Зайчишка?» | Способствовать развитию умения выделять в признак формы, различать и называть основные геометрические фигуры | Д\и «Что нам привёз Зайчишка?» - мишке все синие фигуры, зайчику жёлтые, а мышке красные; затем распределяем фигуры по размеру, форме. П\и «Зайка серенький» |
Октябрь | «Угощения для матрёшек» | Учить выявлять свойства предметов: цвет и форму. | Д/и «Разложи печенье и конфеты», «Муравьи» |
Октябрь | «Быстрее всех» | Продолжать развивать умение сравнивать и обобщать предметы по двум свойствам (форме и величине). | Д/и «Найди все фигуры такого же цвета, как эта…», «Разложи пропущенные фигуры», п/и «Займи своё место» |
Октябрь | «Поручения» | Продолжать развивать умение сравнивать и обобщать предметы по двум свойствам (цвету и толщине). | Д/и «Сложи в корзину красные, квадратные фигуры», «Найди домик», «Заплатки» |
Октябрь | «Чудесный мешочек» | Развивать умение выявлять свойства предметов (форма, величина) на ощупь. | Д/и «Найди такую же», «Помоги Чебурашке». П/и «Займи свой стул» |
Ноябрь | «Отгадай фигуру» | Способствовать развитию способности действия наглядного моделирования, умение расшифровывать информацию о свойствах предметов по их знаково-символическим обозначениям | Д\и «Помоги Незнайке», «Третий лишний», Дыхательное упражнение «Поворот» |
Ноябрь | «Дорожка через лес» | Закреплять умение различать и называть геометрические фигуры, используя схематическое изображение геометрических фигур, выполнять действия, согласно определенному правилу. | Беседа «Что такое лес», повторение правил поведения в лесу. Д\и «Сложи жёлтую (длинную, короткую) дорожку» Физминутка «Деревце», дыхательное упр. «Ветерок» |
Ноябрь | «Цвет и форма, классификация по одному признаку». «Большой-маленький» | Способствовать развитию умения различать фигуры, выделяя признак. | Д\и «Хоровод», «У нас порядок». Артикуляционная гимн. «Шарик», п/и «Шире круг» |
Ноябрь | «Угости друзей печеньем» | Способствовать развитию умения различать геометрические фигуры по заданному признаку величины | «Кто в домике живёт?» знакомство с карточкой – символом большой – маленький. Д/и «Угости друзей печеньем», «Большая и маленькая коробки для блоков» |
Ноябрь | «Кондитерская фабрика» | Продолжать развивать умение сравнивать и обобщать предметы по двум формам (форма, толщина), опираясь на карточки-схемы свойств. | Обучение сюжетно – ролевой игры «Магазин» – деньги, обозначаются блоками и т.д. Пальчиковая гимнастика «Есть игрушки у меня» |
Ноябрь | «Геометрические бусы» | Способствовать развитию способности классифицировать геометрические фигуры по трем признакам. | Д/и «Продолжи дорожку», «Геометрические бусы», «Что лишнее?». Гимнастика для глаз «Послушные глазки», физминутка «Поймай меня» |
Ноябрь | «Найди пару» | Знакомить детей с символами свойств, развивать зрительную память. | Д/и «Разложи пропущенные фигуры», «Найди такую же». П\и «Встаньте парами» |
Ноябрь | «Рыбалка» | Знакомить детей со свойствами предмета – толщиной. Учить понимать слова толстый – тонкий. Развивать умение группировать предметы по толщине. | Д/и «На даче», «Рыбка». П/и «Море волнуется». Музыкальное упр. «Песенка воды». |
Декабрь | «Цвет, форма и величина, классификация по трем признакам». «Какого цвета, формы и величины?» | Развивать умение выделять одновременно три признака: цвет, форма, величина. | Игровое упр. «Раздели фигуры», «Какого цвета, формы и величины?», «Определи, какие предметы имеют форму шара?»
|
Декабрь | «Домик для зверей» | Закреплять умение различать и называть геометрические фигуры по двум признакам: цвет и форма, способствовать развитию конструктивных умений, выполнять действия, согласно определенному правилу | Игровое упр. «Найди все такие фигуры, как эта по цвету и форме (по форме и размеру, по размеру и цвету) и построй из них домик для зверей», «Найди НЕ такие фигуры, как эта по цвету и размеру (по цвету и форме, по форме и размеру) и построй из них домик для зверей». Артикуляционная гимн. «Котёнок лакает молоко». П/и «Волк и лиса» |
Декабрь | «Спасатели приходят на помощь» | Учить детей декодировать полученную информацию, по знакам – символам выбирать нужные блоки. | Чтение худ.литературы «Кошкин дом». Проблемная ситуация: нужна пожарная лестница. Интерективная игра «Спасатели», д/и «Построим лестницу» |
Декабрь | «Помоги фигуркам выбраться из леса» | Подвести к пониманию отрицания свойств, умению производить логические операции «не», «и», «или» и с помощью этих операций строить истинные высказывания. | Сюрпризный момент «Прилетела сорока», прослушивание аудиозаписи «Лесные новости». Рассматривание карты леса. Игровое упр. «Выход найден» Физкультминутка «Лесные жители». |
Декабрь | «Выкладываем дорожки» | Закреплять знания детей о геометрических фигурах, цвете, величине, толщине. Развивать мышление. | Игровое упр. «Каждому символу своё место», «Все в ряд» |
Декабрь | «Путешествие с Лунтиком» | Развивать способность к анализу, абстрагированию, умение «читать» схему. Устанавливать равенство групп предметов. | Игра-приветствие «Собрались все дети в круг», игра-путешествие «Вокруг света», д/и «Бывает-не бывает». |
Декабрь | «Новый год в городе Волшебных фигур» | Закреплять знание геометрических фигур. | Пальчиковая гим. «Снеговик». П\и «Два Мороза», д/и «Снежные фигуры из геометрических фигур» |
Декабрь | «Укрась елки игрушками» | Способствовать развитию умения различать геометрические фигуры по заданному признаку величины, выполнять постройки, согласно определенному правилу. | Муз/и «Маленькой ёлочке», д/и «Украшаем ёлочку мы в просторном доме», дыхательное упр. «Сдуй снежок» |
Январь | «Домино» | Развивать умение сравнивать предметы по толщине. | Д/и «Алгоритм», «Угадай, с какой фигуры мы начнём играть?», «Расшифруй правильно карточку» |
Январь | «Трек для машинок»» | Продолжать развивать мыслительные процессы внимания, памяти, навыки самоконтроля, уметь ориентироваться на плоскости. | Отгадывание загадок о геометрических фигурах. Физкультминутка «Мы устали, засиделись». Словесная игра «Наоборот», д/и «Построим трек для машинок» |
Январь | «Поможем Мишке отремонтировать велосипед» | Учить детей правильно соединять фигуры. | Д/и «Запомни фигуру», «Соедини правильно», «Соотнеси цифру с количеством блоков» |
Январь | «Разноцветный хоровод» | Способствовать развитию способности наглядного моделирования, умение расшифровывать информацию о свойствах предметов по их знаково-символическим обозначениям, предъявленной в явном виде и неявном виде (на основе отрицания) | Игровое упр. «Выложи из блоков что хочешь, придумай название своей работе», П/и «Шире круг», «Пройди не уронив с головы блок» |
Январь | «Лабиринт. Знакомство с Робомышью» | Рассматривание Робомыши. Выкладывание простейших лабиринтов из блоков. | Конструирование «Мостик через реку», д/и «Помоги Робомыши проехать через мост», п/и «Мыши в норке»
|
Январь | «Цвет, форма и величина, классификация по трем признакам, отрицание (игра с двумя обручами)». «Угадай фигуру» | Способствовать развитию способности наглядного моделирования, умение расшифровывать информацию о свойствах предметов по их знаково-символическим обозначениям, предъявленной в явном виде и неявном виде (на основе отрицания) | Д/и «Поиск затонувшего клада», «Два обруча». Артикуляционная гимн. «Шарик»
|
Февраль | «Магазин игрушек» | Развивать умение сравнивать предметы по двум свойствам (величина, цвет), опираясь на карточки – схемы. | Беседа «Что такое магазин? Что можно купить в магазине? Какой ваш самый любимый магазин?», с/р игра «Магазин». Повторение правил поведения в магазине. |
Февраль | «Цепочка» | Способствовать развитию умения выделять одновременно два признака формы, различать и называть основные геометрические фигуры и их цвет. | Д/и «Построй цепочку по образцу», «Построй цепочку по замыслу», «Покорми животных». П/и «Цепи кованые» |
Февраль | «Засели в домики» | Развивать познавательную активность и конструктивные навыки. | Д/и «Засели домики», «Дерево» Пальчиковая гимн. «Кулачки- ладошки». |
Февраль | «Кладоискатели» | Способствовать развитию умения выделять одновременно два признака формы, различать и называть основные геометрические фигуры и их цвет. | П/и «Найди клад». Игра на внимание «Подбери ключ». Д/и «Самый внимательный» |
Февраль | «Куда спрятался щенок?» | Развивать умение анализировать и сравнивать фигуры, воспитывать внимание. | Д\и «Чьи следы». Отгадывание загадок о щенке. П\и «Лохматый пес». Конструирование будки для большой и маленькой собаки. |
Февраль | «Второй ряд» | Продолжать развивать умение сравнивать предметы по форме. Развивать пространственные представления. | Словесная игра «Назови фигуры». Д\и «Отгадай-ка». П\и «Пустое место». |
Февраль | «Игра с одним обручем» | Учить распределять фигуры по одному признаку. | Д\и «Сосчитай». Упражнение «Нарисуй в воздухе». П/и «Займи свой место в обруче» |
Февраль | «Робомышь гуляет в парке» | Способствовать развитию способности наглядного моделирования, умение расшифровывать информацию о свойствах предметов по их знаково-символическим обозначениям, предъявленной в явном виде и неявном виде (на основе отрицания) | Беседа «Любите ли вы гулять? Где вам нравится гулять больше всего?». П/и «Прогулка». Артикуляционная гимн. «Карусели». Д/и «Дорожка для Робомыши» |
Март | «Расставь фигуры в нужные ячейки» | Способствовать развитию способности наглядного моделирования. | Организационный момент «Добрый день!» Д/и «Назови и покажи фигуры», «Чем похожи и чем различаются фигуры?» Психогимнастика «Если с другом вышел в путь» |
Март | «Творческая мастерская» | Способствовать развитию математического мышления, обучать приемам символизации и моделирования. | Д/и «Пирамида», «Паровоз» П\и «Тише едешь, дальше будешь». Конструирование техники по замыслу. |
Март | «Шифровка» | Познакомить детей с символами свойств, учить выбирать фигуры в соответствии с символом свойств. | Игра на внимание «Что изменилось?», «Угощение для медвежат» П/и «Челнок» Артикуляционная гимн. «Заборчик» |
Март | «Найди лишнюю фигуру» | Развивать внимание детей. Учить находить лишнюю фигуру. | Д/и «Найди и назови», «Какая фигура лишняя?» П/и «Ловишки» Гимнастика для глаз «Выше-ниже» |
Март | «Расставь блоки по местам» | Закрепить количественный и порядковый счет. Закрепить счет в пределах 5. | Игровое упражнение «Сосчитай», «Художники» П/и «Кто ушёл?» |
Март | «Помоги Робомыши найти лишний блок» | Развивать внимание детей. Учить находить лишний блок. | Д/и «Рассмотри и опиши», «На свою веточку» П/и «Мышеловка» Дыхательное упр. «Вырасти большим» |
Март | «Цвет, форма и величина, классификация по трем признакам отрицание(игра с тремя обручами) «Угадай фигуру» | Способствовать развитию способности наглядного моделирования, умение расшифровывать информацию о свойствах предметов по их знаково-символическим обозначениям, предъявленной в явном виде и неявном виде (на основе отрицания) | Д/и «Помоги Незнайке», «Угадай фигуру», «Три обруча» П/и «Волк во рву» |
Март | «Раздели блоки» | Учить соотносить эталон с эталоном формы (использовать предмет заменитель (блок)) | Постановка задачи раскодировать блоки. Д\и «Печем печенье», «Волшебное дерево» П/и «Совушка» |
Апрель | Расставь блоки так, чтобы они были одинаковой формы, но разные по цвету | Формировать умения детей кодировать и декодировать (считывать) информацию о блоках с помощью карточек символов. | Д\и «Рассели блоки в три обруча», «Этажи» П/и «Подбрось-поймай» Пальчиковая игра «Гномики» |
Апрель | «Найди фигуру, соответствующую заданным параметрам» | Закреплять умение различать и правильно называть круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, узнавать данные фигуры, несмотря на различие в цвете, размере. | Физкультминутка «Начинается разминка», п/и "По порядку, становись!" Д/и «Гусеница», «« У кого в гостях Вини – Пух и Пятачок» |
Апрель | Смешарики заблудились | Способствовать развитию умения различать геометрические фигуры по заданному признаку величины. | Д/и «Лабиринт», «Помоги Смешарикам найти дорогу домой» П/и «Ловишки» |
Апрель | Расставь фигуры в нужные ячейки | Развивать мыслительные умения: анализировать формы предметов, сравнивать их по свойствам, классифицировать. | Упражнение на внимание «Засели домик», п/и «Найди, где спрятано», артикуляционная гимн. «Футбол» |
Апрель | Угадай небылицы | Формировать элементарные представления ребенка об окружающем мире и о логических связях и отношениях, существующих между некоторыми объектами этого мира: животными, их образом жизни, природой. | Отгадывание загадок про животных. Пальчиковая гимн. «Мышка мылом мыла палку». Рассматривание альбома «Нелепицы» Д/и «Воробей» |
Апрель | «Радужный лабиринт» | Закреплять свойства предметов: цвет, форма, размер, толщина. Изучать свойства с отрицанием, использование знаков-символов. | Д/и «Парные картинки», п/и «Мяч через сетку» Пальчиковая гимн. «Мамина каша» |
Апрель | «Помоги медведю разложить блоки по признакам» | Закреплять знания свойств предметов: цвет, форма, размер, толщина. | Д/и «Посмотри, запомни и найди изменения», п/и «Мишка бурый», пальчиковая гимн. «Мы делили апельсин» |
Апрель | Найди блоки по схемам | Формировать наглядно-образное мышление, развивать словесно-логическое мышление. | Д\и «Цветочная полянка», «Волшебный кубик» П/и «Найди где спрятано» |
Май | «Путешествие со Звездочетом» | Развивать мыслительные умения: анализировать формы предметов, сравнивать их по свойствам, классифицировать. Развивать пространственное мышление, воображение. Способствовать развитию художественных способностей. | Заучивание речёвки «Ракетодром» П/игра «Чтобы в космос полететь». Д/и «Звено летящих самолётов» |
Май | «Архитекторы» | Обучать умению различать цвета, геометрические фигуры и собирать из них предмет (узор) в определённой последовательности. Развивать умение отвечать на вопросы: «Какого цвета фигура?», «Из каких геометрических фигур состоит предмет (узор)?» | Д/и «Цветовой код», «Что будет если…» П/и «Цветные автомобили» Дыхательное упр. «Одуванчик» |
Май | «Логический поезд» | Развивать способность к логическим действиям и операциям. Умение видоизменять свойства предметов в соответствии со схемой,изображенной на карточке. | Беседа «что такое поезд?», «Куда можно уехать на поезде?» П/и «Музыкальный поезд», дыхательное упр. «Дымок» |
Май | «Маленькие помощники» | Учит детей группировать по одному признаку: «все квадратные…». | Беседа: «Как можно помочь белочке?» Д/и «Дупло белочки» Разучивание считалочки «Сидит белка на тележке»
|
Май | «Занимательные фигуры» | Развивать способность декодировать (расшифровывать) информацию, изображенную на карточке; умение выбирать блоки по заданным свойствам. | Д/и «Мозаика цифр», «Сортировка» П/и «Самолёты» |
Май | Знакомство с карточками с изображенными свойствами. Выкладывание в альбомах «Маленькие логики». | Знакомить детей с карточками и с изображенными свойствами. Учить выкладывать изображения. | Выкладывание простейших изображений из альбома «Маленькие логики». |
Июнь | «В гости к мишке» | Выявить уровень умения: сравнивать и обобщать предметы по четырём свойствам; читать схемы, обозначающие свойства предметов (величина, цвет, форма, толщина). | Д/и «Найди сходство и различие», «Возьми подарок для мишки» П/и «Бурый мишка» |
Июнь | «Кулинары» | Продолжать знакомить детей с формой. Развивать умение сравнивать и обобщать предметы по форме. | Д\и «Готовим компот», «Что общего?» Дыхательное упр. «Горячий компот» Пальчиковая гимн. «Помощники» |
Июнь | «Путешествие в страну Математики» | Развивать мыслительные способности детей: воображение, мышление, внимание и речь. | Разминка «Бывает- не бывает» Д/и «Собери по цвету», «Собери по форме», «собери по размеру», «Собери по толщине» |
Июнь | «Бусы для Люси» | Продолжать развивать умение сравнивать предметы по двум свойствам (форме и цвету). | Д/и «Шифровальщики», «Составь по порядку» П/и «Найди свое место» |
Июнь | «В гостях у сказки» | Развивать умение сравнивать и обобщать предметы по двум свойствам, понимать и использовать в речи «разные», «одинаковые». Развивать связную речь детей через сочинение сказок с использованием блоков Дьенеша. | Сочинение и обыгрывание сказки про разноцветные кубики. П/и «Поселись в домик» |
Июнь | «Садовники» | Продолжать развивать умение выделять свойства предметов, обобщать предметы по трем свойствам (цвет, форма, величина), опираясь на карточки схемы – свойств. | Д/и «Посадим красивую клумбу», «Третий лишний» П/и «Садовник» Дыхательное упр. «Подуем на цветок» |
Июнь | «Мы - изобретатели» | Способствовать развитию способности выполнять конструкции по заданной схеме, умения планировать действия, анализировать схему. | Выложи из блоков (тонких или толстых) что хочешь. Придумай название своей работе. |
Июнь | «Угощение для кукол» | Способствовать развитию способности наглядного моделирования, умение расшифровывать информацию о свойствах предметов по их знаково-символическим обозначениям, предъявленной в явном виде и неявном виде (на основе отрицания) | Д/и «Съедобное-не съедобное» «Испечём пирог для кукол» П/и «Колпачок» Дыхательное упр. «Горячий пирог»
|
Июль | «Путешествие в страну чудес» | Закреплять представление о свойствах геометрических фигур: цвет, форма, размер, толщина. Учить соотносить эталон с эталоном формы (использовать предмет заменитель (блок)) | Математическая разминка «Да-нет», «Кубик бросай, свойства фигур называй» П/и «Лиса в курятнике» |
Июль | «Торопись, да не ошибись» | Закреплять представление о свойствах геометрических фигур. | Д/и «Четыре палочки», «Что, где?», «Рассели жильцов в домики» П/и «Птички и кошка» Артикуляционная гимн. «Качели» |
Июль | «Следопыты» | Развивать умение сравнивать предметы по двум свойствам (форма, величина) опираясь на карточки – схемы. | Д\и «Расставь блоки так, чтобы они были одинакового размера, но разные по форме (цвету)» П/и «Зайцы и волк» |
Июль | «Матрешки в гостях у детей» | Способствовать развитию умения различать геометрические фигуры по заданному признаку величины | Д/и «Кто в домике живёт?» «Угости матрешек печеньем» Музыкальная/и «Мы весёлые матрёшки» |
Июль | «Встреча с Мальвиной и Буратиной | Закреплять умение сравнивать и обобщать предметы по двум и более свойствам. | Д/и «Помоги Буратино расставить правильно блоки», «Помоги Мальвине разгадать шифр» П/и «Кегли» |
Июль | «Загадки-шутки» | Развивать мыслительные умения: анализировать цвета и формы предметов, сравнивать их по свойствам, классифицировать. | Д/и «Что перепутал художник», «Заплатки к коврикам», «Так бывает или нет?» П/и «Пастух и стадо» |
Июль | «Математические звездочки» | Развивать способность к логическим действиям и операциям. Умение видоизменять свойства предметов в соответствии со схемой, изображенной на карточке. | Д/и «Небылицы», «Второй ряд», «Судоку» П/и «Ловишки» |
Июль | «Найди клад» | Развивать мыслительные умения: анализировать размера и толщины предметов, сравнивать их по свойствам, классифицировать. | Беседа «Что нужно уметь, чтобы найти клад?», рассматривание карты, обсуждение. П/и «Кто ушёл?» |
Август | «Чайная пара» | Развивать умение классифицировать и обобщать геометрические фигуры по признакам. Упражнять в счете. Развивать ориентировку в пространстве. | Д/и «Сервируем стол», «Сколько?» П/и «Хлопни-топни» Дыхательное упр. «Горячий чай» Артикуляционная гимн. «Чашечка» |
Август | «Испечём пирог» | Закреплять умение выделять и абстрагировать свойства предмета; сравнивать предметы по самостоятельно выделенным свойствам. | Д/и «Угощение для медвежат», «День рождения у бабочки» П/и «Каравай» |
Август | «Волшебный город» | Закреплять умение выделять и абстрагировать цвет, форму, размер; сравнивать предметы по заданным свойствам. Развивать конструктивные способности. | Д/и «Построй новый улей для пчёл» П/и «Пчёлы и медведь» |
Август | Игра в КВН | Закреплять умение называть свойства предмета. | Д/и «Помоги муравьишкам» «Художники» П/и «Бездомный заяц» |
Август | «Путешествие Знайки и Незнайки» | Закреплять умение классифицировать и обобщать геометрические фигуры по признакам. Упражнять в счете. Развивать ориентировку в пространстве. | Д/и «Помоги Знайке и Незнайке долететь до луны» П/и «Быстрые ракеты» |
Август | «Волшебное дерево» «Цвет, форма и величина, классификация по трём признакам, отрицание». «Найди клад» | Способствовать развитию способности наглядного моделирования, умение расшифровывать информацию о свойствах предметов по их знаково-символическим обозначениям, предъявленной в явном виде и неявном виде (на основе отрицания) | Д/и «Волшебное дерево», «Покажи символ правильно» П/и «Лошадки» Артикуляционная гимн. «Лошадка» |
Август | Итоговое занятие «Путешествие в сказку Теремок» | Просмотр презентации. Беседа по сказке. | Физкультминутка «Теремок». Д/и «Кто в теремочке живёт?». |
Август | Диагностика | Игры в игровых альбомах: «Блоки Дьенеша. «Маленькие Логики». | Подведение итогов работы. Анализ степени достижения поставленной цели. |
6. Методические материалы
Для проведения занятий по программе «Цветная логика. Учимся, играя»
используются методические материалы:
- Дидактические пособия к развивающим играм (альбомы, карточки, схемы).
- Дидактические игры.
- Конспекты занятий.
7. Оценочные материалы
Формы контроля поквартально:
- Совместные игры – занятия с детьми и родителями «Вместе весело играть» (1кв.ноябрь)
- Проведение фотовыставки детских работ «Юные инженеры» (2 кв.февраль)
- Проведение открытого мероприятия «Весёлые цветные числа» (3 кв. май)
- Демонстрация видеоролика «Чему мы научились» (4кв. август)
Педагогическая диагностика знаний и умений детей по программе «Цветная логика. Учимся, играя» проводится 2 раза в год. В начале года проводится первичный срез (сентябрь – входящая диагностика, в конце августа – итоговый.
Результативность программы отслеживается в ходе проведения педагогической диагностики, которая предусматривает выявление уровня развития познавательных процессов. Для проведения диагностики используются следующая методика:
«Изучение уровня овладения логическими операциями на конкретном материале». (Г.С. Урунтаева)
Подготовка исследования: подготовить 8 геометрических фигурок, различающихся по форме, цвету и величине (квадраты и круги, красные и синие, большие и маленькие).
Проведение исследования: эксперимент проводят индивидуально с детьми старше 4 лет. Перед ребёнком в произвольной последовательности раскладывают ряд из 8 геометрических фигур, предлагают посмотреть, какие это фигуры, и сказать, чем они отличаются друг от друга, добиваясь названия всех отличий. В случае необходимости указывают на 2 фигурки, различающиеся по одному из параметров (например, большой и маленький красный квадраты), и спрашивают, чем отличаются друг от друга эти фигурки. После этого подчёркивают, что здесь есть фигурки квадратные и круглые, красные и синие, большие и маленькие. Затем вынимают из ряда любую фигурку и предлагают малышу найти самую непохожую на эту. Если ребёнок колеблется, то инструкцию повторяют, интонационно подчёркивая слова «самую непохожую». После того как малыш сделал выбор, указанную им фигурку вынимают из ряда, кладут рядом с фигуркой – образцом и спрашивают, почему он думает, что эти фигурки самые непохожие. Если ребёнок ошибся, то все фигурки кладут на свои места и задание повторяется. Обработка данных. На основе анализа протоколов детей распределяют по трём уровням в овладении логическими операциями.
1. Высокий уровень.
Ребёнок выбирает фигурку по трём параметрам либо при первом предъявлении, либо при двух последующих предъявлениях подряд и чётко объясняет свой выбор («Потому что квадрат, а это кружок, этот красный, а этот синий, этот большой, а этот маленький»).
2. Средний уровень.
Ребёнок выполняет задание сам или с незначительной помощью взрослых, но затрудняется объяснить выбор фигурки.
3 Низкий уровень.
Ребёнок не справляется с заданием.
- Информационное и материально – техническое обеспечение
Информационное обеспечение:
- Методические сборники.
- Методическая литература.
- Схемы и таблицы для учебных занятий.
- Раздаточный материал (блоки Дьенеша).
- Атрибуты для игр.
- Художественная литература.
- Картотека пальчиковых игр.
- Картотека дидактических игр.
- Картотека артикуляционной гимнастики.
- Картотека подвижных игр.
- Картотека дыхательной гимнастики.
– техническое обеспечение:
- схематический (схемы, рисунки, таблицы);
- картинный (слайды);
- звуковой (аудиозаписи);
-дидактические пособия (раздаточный материал, карточки, вопросы и задания для устного опроса, упражнения, практические задания);
- обучающие прикладные программы в электронном виде (флешка);
- учебники, учебные пособия;
-тематические подборки материалов, текстов песен, стихов, сценариев, игр.
- Используемая литература
- Е. А. Носова, Р. Л. Непомнящая Логика и математика для дошкольников. Санкт-Петербург «Детство-Пресс», 2005 – 95 с.
- Венгер JI.A. и др. Воспитание сенсорной культуры ребёнка от рождения до 6 лет: Кн. для воспитателя дет. Сада/JI. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер; Под ред. Л. А. Венгера.- М.: Просвещение, 1988.- 144 е.: ил.
- Кук Дж. Раннее сенсорное развитие малышей. (Перевод с англ.)- М., 1997.
- Пилюгина Э.Г. Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста: Пособие для воспитателя дет. Сада.- М.: Просвещение, 1983.- ООО е., ил.
- Е. А. Янушко «Сенсорное развитие детей раннего возраста» / М.: Мозаика – Синтез, 2010.
10. Приложение
Приложение 1
«Изучение уровня овладения логическими операциями на конкретном материале». (Г.С. Урунтаева)
Подготовка исследования: подготовить 8 геометрических фигурок, различающихся по форме, цвету и величине (квадраты и круги, красные и синие, большие и маленькие).
Проведение исследования: эксперимент проводят индивидуально с детьми старше 4 лет. Перед ребёнком в произвольной последовательности раскладывают ряд из 8 геометрических фигур, предлагают посмотреть, какие это фигуры, и сказать, чем они отличаются друг от друга, добиваясь названия всех отличий. В случае необходимости указывают на 2 фигурки, различающиеся по одному из параметров (например, большой и маленький красный квадраты), и спрашивают, чем отличаются друг от друга эти фигурки. После этого подчёркивают, что здесь есть фигурки квадратные и круглые, красные и синие, большие и маленькие. Затем вынимают из ряда любую фигурку и предлагают малышу найти самую непохожую на эту. Если ребёнок колеблется, то инструкцию повторяют, интонационно подчёркивая слова «самую непохожую». После того как малыш сделал выбор, указанную им фигурку вынимают из ряда, кладут рядом с фигуркой – образцом и спрашивают, почему он думает, что эти фигурки самые непохожие. Если ребёнок ошибся, то все фигурки кладут на свои места и задание повторяется. Обработка данных. На основе анализа протоколов детей распределяют по трём уровням в овладении логическими операциями.
1. Высокий балл. 3 балла
Ребёнок выбирает фигурку по трём параметрам либо при
первом предъявлении, либо при двух последующих предъявлениях подряд и чётко
объясняет свой выбор («Потому что квадрат, а это кружок, этот красный, а этот
синий, этот большой, а этот маленький»).
2. Средний балл. 2 балла
Ребёнок выполняет задание сам или с незначительной
помощью взрослых, но затрудняется объяснить выбор фигурки.
3 Низкий балл. 1 балл
Ребёнок не справляется с заданием.
Анализ результатов.
Данные педагогической диагностики заносятся в таблицу 1, в начале учебного года и в конце. Уровень развития отмечается по трех бальной шкале, согласно приложению к таблице 1.
№ | Фамилия, имя ребёнка | н.г | к.г. |
1 | |||
2 | |||
3 | |||
4 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
дополнительная общеразвивающая программа технической направленности "Играем в ЛЕГО"
«Играем в ЛЕГО» дополнительная общеразвивающая программа технической направленности по ЛЕГО-конструированию для детей 5-7 лет...
Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности «ЛЕГО-мастера» для детей 3-4 лет
Развитие у дошкольников первоначальных конструкторских умений на основе LEGO– конструирования....
Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности «ЛЕГО-мастера» для детей 6-7 лет
Реализация данной программы позволяет стимулировать интерес и любознательность, развивать способности к решению проблемных ситуаций, умению исследовать проблему, анализировать имеющиеся ре...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ТЕХНИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «САМОДЕЛКИН»
Общеразвивающая программа по конструированию из конструктора "Лего"...
Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности по развитию у детей дошкольного возраста интеллектуальных способностей в процессе познавательной деятельности и вовлечения в научно – техническое творчество «Детская STEM – лаборатория»
Современные дети живут и развиваются в эпоху новых технологий. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания са...
Рабочая программа к дополнительной общеразвивающей программе технической направленности «Робостарт»
Рабочая программа направлена на обучение детей 6-7 лет робототехнике (работа с конструкторами LEGO WeDo 2.0 и LEGO Spike start)....