Авторская программа по познавательно-речевому развитию для детей 3-4 лет "Цветная логика"
методическая разработка по математике (младшая группа) на тему
Программа "Цветная логика" состоит из занятий, в ходе изучения которых дети получают сведения о свойствах и отношениях объектов, чисел, величины и их характерные особенности, пространственно-временные отношения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kruzhka.docx | 50.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа №2 ж.-д. ст. Шентала муниципального района Шенталинский Самарской области структурное подразделение «Звездочка»
Принято на УТВЕРЖДАЮ педагогическом совете директор ГБОУ СОШ №2
ГБОУ СОШ №2 ж.-д. ст. Шентала --------------- /Ю.Н. Чилигин/
СП «Звездочка»
Протокол №___ от ____ 2013г.
ПРОГРАММА
Кружка «Цветная логика»
Познавательно-речевой направленности
Возраст: дети 3-4 лет (младшая группа)
Срок реализации: 1 учебный год (9 месяцев)
Автор:
Ермолаева Марина
Владимировна,
Воспитатель
Шентала 2013 год
Пояснительная записка
В настоящее время в связи с построением педагогического процесса с учетом ФГОС ребенку для успешного усвоения программы школьного обучения необходимо не только много знать, но и последовательно мыслить, догадываться, проявлять умственное напряжение, логически мыслить. От уровня развития логического мышления во многом зависит успешность овладения ребенком некоторыми видами учебной деятельности. Навыки, умения, приобретенные ребенком в дошкольный период, служат фундаментом для получения знаний и развития способностей в старшем возрасте – в школе. И важнейшим среди этих навыков является навык логического мышления, способность «действовать в уме». Ребенку, не овладевшему приемами логического мышления, труднее будет решать задачи, выполнение упражнений потребует больших затрат времени и сил. Дошкольник обладает большими возможностями развития и способностями познавать. Многие дети уже в младшем дошкольном возрасте способны логически мыслить и излагать свои мысли. Овладев логическими операциями, ребенок будет более внимательным, научится мыслить ясно и четко, сумеет в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы. Начинать развитие элементов логического мышления следует в дошкольном возрасте.
Программа «Цветная логика» состоит из занятий, в ходе изучения которых дети получают сведения о свойствах и отношениях объектов, чисел, величины и их характерные особенности, пространственно-временные отношения.
Данная программа имеет познавательно-речевую направленность и рассчитана на детей 3-4 лет.
Новизна учебной программы: использование нетрадиционных развивающих игр с математическим содержанием в образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста для подготовки мышления дошкольников к школьному обучению в частности предматематической подготовки.
Актуальность. 21 век – век информационных технологий. Проблема интеллектуального развития и воспитания детей дошкольного возраста является одной из самых актуальных проблем педагогики. Современный, окружающий ребенка мир, носит постоянно изменяющийся, динамический характер. Система образования должна способствовать тому, чтобы ребенок получил такие знания, умения и навыки, которые позволили бы ему успешно адаптироваться к новым условиям социума. Дети с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверены в себе, в своих силах, легче адаптируются к новой обстановке, имеют высокий уровень готовности к школе.
Цель кружка: Развивать у детей приемы логического мышления через авторскую игру - палочки Кюизенера.
Задачи:
1. Развивать и совершенствовать мыслительные процессы: анализ, обобщение, классификация, сравнение.
2. Способствовать формированию у детей элементарных математических и пространственных представлений.
3. Развивать сенсорные эталоны: цвет, размер, и сопоставлять предметы по цвету, длине, ширине, высоте .
4. Развивать зрительную память и мелкую моторику руки.
Игры и упражнения с палочками Кюизенера являются средством достижения заявленной цели программы.
Общее количество занятий:
- в год – 36 занятий, в месяц – 4, в неделю – 1 занятие.
Длительность занятия 10-15 минут.
В данной программе показано как через специальные игры и упражнения можно сформировать умение детей самостоятельно устанавливать логические отношения в окружающей действительности.
В дошкольной дидактике имеется огромное количество разнообразных дидактических материалов. Особая роль на современном этапе обучения отводится нестандартным дидактическим средствам: логическим блокам Дьенеша, палочкам Кюизенера и др. В настоящее время в практике дошкольных образовательных учреждений можно встретить рекомендации по использованию палочек известного бельгийского математика Кюизенера для обучения детей основам математики. Палочки Кюизенера являются универсальным дидактическим материалом для формирования у дошкольников элементарных математических представлений и развития приемов логического мышления. Палочки Кюзенера представляют собой разноцветные пластмассовые брусочки разной длины и содержит 119 палочек разных цветов. Наименьшая палочка в наборе является кубиком - эта единица - белый кубик. Розовая палочка в два раза длиннее, чем белый кубик и является число два. Голубой палочке, т. е. числу три, соответствует три кубика или белый кубик и розовая палочка и т. д. по всем цветам.
Набором палочек обеспечивается каждый ребенок. Упражняться с палочками дети могут индивидуально или по нескольку человек, небольшими подгруппами. Возможна и фронтальная работа со всеми детьми. Игровой - это основной метод обучения, позволяющий наиболее эффективно использовать палочки. Занятие с палочками рекомендуется проводить систематически, индивидуальные упражнения чередовать с коллективными.
Достаточно эффективно использование палочек в индивидуально-коррекционной работе с детьми, отстающими в развитии. Палочки могут использоваться для выполнения диагностических заданий.
Палочки Кюизенера - как дидактическое средство в полной мере соответствуют специфике и особенностям элементарных математических представлений, формируемых у дошкольников, а также их возрастным возможностям, уровню развития детского мышления, в основном наглядно-действенного и наглядно-образного.
Игры с палочками Кюизенера специально разработаны таким образом, чтобы они формировали не только элементарные математические представления, но и определенные, заранее спроектированные логические структуры мышления и умственные действия, необходимые для усвоения в дальнейшем математических знаний и их применения к решению разного рода задач. Использование нетрадиционного дидактического материала на занятиях кружка помогает развитию интеллектуальных способностей и логико-математического мышления у детей, а также помогает сделать процесс обучения интересным, увлекательным, содержательным.
Данная программа открывает детям мир количественных, пространственно – временных отношений, учит решать при этом самые разнообразные творческие задачи. Это обеспечивает развитие активности, самостоятельности мышления, творческих начал, формирует детскую индивидуальность.
Предполагаемый результат:
1. На достаточном уровне развито логическое мышление: умение анализировать, делать выводы, обобщать и сравнивать.
2. Умеют использовать занимательный игровой материал, как в непосредственной образовательной деятельности, а так же в играх самостоятельного характера.
3. Сформированы сенсорные эталоны и умеют сопоставлять предметы по цвету, длине, ширине, высоте.
4. Развиты способности комбинаторного типа и мелкая моторика рук.
Способ проверки результатов работы: обобщающие занятия после каждого раздела и 2 диагностики (исходная (сентябрь) и итоговая (май)) уровня усвоения операций логического мышления. ( «Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста» под ред. Е.А.Стребелевой )
Главная форма организации – игра.
В своей работе при подборе материала, старалась учитывать возрастные особенности детей.
Игры с палочками Кюизенера проводятся в системе, они служат для выработки навыков счета, измерения, вычислений, выполнение разнообразных практических действий. Использование чисел в цвете позволяет развивать у дошкольников представление о числе на основе счета и измерения. Выделение цвета и длины палочек поможет детям освоить ключевые для их возраста средства познания – сенсорные эталоны (эталоны цвета, размера) и такие способы познания, как сравнение, сопоставление предметов (по цвету, длине, ширине, высоте). Характером математического материала определяется его назначение: развивать у детей общие умственные, логические и математические способности. Понимая, какое значение имеет развитие логико-математическое мышление у детей дошкольного возраста, важно ребенка не только научить сравнивать, вычислять и соизмерять, но и рассуждать, делать свои выводы, аргументировать свои ответы, находить путь решения той или иной задачи. Используя в играх геометрический материал, у детей развиваются не только логика, но и творческое воображение, конструктивные навыки, зрительная память.
Принято на УТВЕРЖДАЮ педагогическом совете директор ГБОУ СОШ №2
ГБОУ СОШ №2 ж.-д. ст. Шентала --------------- /Ю.Н. Чилигин/
СП «Звездочка»
Протокол №___ от _____2013г.
Учебно – тематический план
Кружка «Цветная логика»
№ | Название темы | Всего часов |
1 | Диагностика вначале учебного года | 2 |
2 | Занятия | 32 |
3 | Диагностика в конце учебного года | 2 |
Итого: | 36 |
Принято на УТВЕРЖДАЮ педагогическом совете директор ГБОУ СОШ №2
ГБОУ СОШ №2 ж.-д. ст. Шентала --------------- /Ю.Н. Чилигин/
СП «Звездочка»
Протокол №___ от ____ 2013г.
Перспективно – тематический план
Кружка «Цветная логика»
месяц | неделя | Тема занятия | Цель занятия | Количество занятий | ||
Сентябрь | 1 | Исследование исходного уровня развития элементов логического мышления у детей | Выявить исходный уровень развития познавательных процессов у детей. | 1 | ||
2 | Исследование исходного уровня развития элементов логического мышления у детей | Выявить исходный уровень развития познавательных процессов у детей. | 1 | |||
3 | «Знакомство с разноцветными паочками» | Познакомить детей с палочками Кюизнера как с игровым материалом, помочь детям сориентироваться в данном материале. | ||||
4 | «Город разноцветных палочек» | Продолжить знакомство детей с палочками Кюизнера, обратить внимание детей на то, что палочки отличаются по цвету и величине. | 4 | |||
Октябрь | 1 | «Разноцветные палочки» | Познакомить детей с эталонами цвета: красным, синим, желтым, белым, черным; развивать умение детей выделять отдельные палочки из группы и составлять группу из отдельных палочек. Развивать внимание, память, расширять словарь за счет прилагательных(красный, желтый, синий, белый, черный). | 1 | ||
2 | «Волшебный сундучок» | Продолжить осваивание эталонов цвета и их название. Учить понимать поставленную задачу и решать ее самостоятельно .Использовать в речи слова: такая же, одинаковые. | 1 | |||
3 | «Разноцветные дорожки» | Продолжать учить детей различать и группировать палочки по цвету, называть цвет(белая, голубая, розовая) и величину(длинная, короткая); развивать зрительный глазомер. | 1 | |||
4 | «Поезд». | Развивать представления о цвете, умении называть цвета, представления о длине (длинный, короткий), умение сравнивать палочки по длине, используя прием наложения. Понимать поставленную задачу и решать ее самостоятельно. | 1 | |||
Ноябрь | 1 | «Найди и покажи» | Продолжать сравнивать палочки по цвету и размеру, обозначать результаты сравнения словами, определять отношения палочек по количеству: один, много. | 1 | ||
2 | «Построй квадраты» | Развивать представления о квадрате. Учить составлять квадрат на основе подбора палочек одинакового цвета. Развивать умение соотносить предметы по величине и цвету. Использовать в речи слова: такая же, одинаковые по цвету и длине, большой квадрат, маленький квадрат. | 1 | |||
3 | «Заборчик для Колобка» | Формировать представления о высоте палочек, умение сравнивать палочки по высоте и длине. Познакомить с понятиями: высокий, низкий. Развивать зрительный глазомер. Расширять словарь за счет введения прилагательных(высокий, низкий). | 1 | |||
4 | «Разноцветные бусы» | Учить детей классифицировать палочки по длине, обозначать словами результат сравнения: больше- меньше, столько-сколько, называть цвета(белая, розовая, голубая). | 1 | |||
Декабрь | 1 | «Мостик через ручеек» | Закрепить понятия: длиннее - короче, такой же, уже, шире. Учить слушать словесную инструкцию, развивать умение согласовывать действия, считаться с мнением товарищей. | 1 | ||
2 | «Длинная и короткая дорожки» | Упражнять в умении выкладывать требуемое задание без образца, ориентируясь только на словесную инструкцию, закреплять понимание слов: длинная - короткая, закрепить представления об эталонах цвета(розовые, оранжевые). | 1 | |||
3 | «Высокий и низкий заборчик» | Упражнять в умении выкладывать требуемое задание по образцу, учить сравнивать предметы по высоте, классифицировать предметы по высоте и цвету, обозначать результаты сравнения словами выше, ниже. | 1 | |||
4 | «Домик с заборчиком» Работа с картами – схемами, стр.3. Комплект игр и упражнений «На золотом крыльце» | Развивать умение работать со схемой, накладывать палочки на их изображения, сравнивать предметы по высоте. Уточнить цвет и величину палочек. | 1 | |||
Январь | 1 | Елочка | Упражнять в умении выкладывать рисунок по образцу, в определении длины предмета, используя прием наложения; закреплять умение пользоваться словами: длиннее - короче, развивать представления об эталонах цвета. Развивать умение отгадывать загадки. | 1 | ||
2 | Ковер для куклы | Упражнять детей в подборе полосок одинакового цвета(красного) и умении составлять квадрат из палочек, закрепить названия геометрических фигур. Использовать в речи слова: красный, квадратный, коврик. | 1 | |||
3 | Лесенка для белочки | Закрепить умение детей сравнивать палочки по высоте, длине, обозначать результат сравнения словами: длиннее, выше, равные по длине, высоте. Продолжать учить выделять признаки сходства и различия. Развивать конструктивные способности. | 1 | |||
Февраль | 1 | Найди свой домик | Закрепить эталоны цвета (красная, синяя) и величины палочек (длинная, короткая). Понимать вопрос: Сколько? Отвечать на вопросы. Развивать счетные навыки. | 1 | ||
2 | Курочка Ряба, стр.15. Комплект игр и упражнений «На золотом крыльце» | Закрепить умение работать со схемой, учить составлять небольшой рассказ по картинке. | 1 | |||
3 | Разложи по цвету | Закрепить знания эталонов цвета и их название, развивать представления о признаках палочек – палочки одинакового цвета имеют одинаковую длину. Развивать логическое мышление, внимание, память, речь. | 1 | |||
4 | Ленточки для кукол | Закрепить умение детей различать и группировать палочки по цвету, сравнивать палочки используя прием наложения; использовать в речи слова – одинаковые, такая же, тоже длинная, короткая. | 1 | |||
Март | 1 | Город геометрических фигур | Закрепить знания детей о геометрических фигурах, учить моделировать по словесной инструкции и решать ее самостоятельно, упражнять в конструировании фигур из палочек, закрепить умение называть цвета палочек, величину, геометрические фигуры(квадрат, треугольник). | 1 | ||
2 | Построим домик для матрешки | Закрепить представления детей о форме (треугольник, квадрат, прямоугольник), длине (самая длинная, короче, самая короткая), поупражнять в назывании цвета палочек (оранжевая, белая, фиолетовая и другие). Упражнять в счете. | 1 | |||
3 | Скворечник | Закрепить умение сравнивать предметы по длине, обозначать словом результат сравнения, развивать умение преобразовывать конструкцию. | ||||
4 | Большой и маленький домик | Закрепить навыки счета, умение различать полоски по цвету, называть цвет, величину, понимать поставленную задачу и решать ее самостоятельно. | 1 | |||
Апрель | 1 | Аквариум – схема на стр.17-18. Комплект игр и упражнений «На золотом крыльце» | Продолжать закреплять умение работать со схемами, составлять рассказы по сюжетным картинкам. | 1 | ||
2 | Рисование цветными палочками | Развивать художественные способности детей, ориентировку в пространстве; учить отбирать палочки нужного цвета и размера. Называть цвет палочек. | 1 | |||
3 | Подарок на день рождения | Закрепить умение детей выбирать палочки указанного цвета, составлять из палочек изображения предметов простой формы, учить видеть форму в предметах. Развивать связную речь и воображение. | 1 | |||
4 | Флажки | Закрепить названия геометрических фигур, упражнять в счете, умении располагать предметы в у казанном порядке, отвечать на вопросы: Сколько? | 1 | |||
май | 1 | Кроватки для мышат | Закрепить умение выделять в палочках признаки сходства и объединять их по этому признаку. Обозначать словами результат сравнения (уже, шире). | 1 | ||
2 | Стульчики трех медведей | Продолжать учить сравнивать предметы по величине; обозначать словами результат сравнения(большой, средний, маленький, длинная и короткая) , развивать внимание, память. | 1 | |||
3 | Диагностика | Выявить уровень развития познавательных способностей у детей | 1 | |||
4 | Диагностика | Выявить уровень развития познавательных способностей у детей | 1 |
Содержание программы
Задачи на год:
Познакомить детей с цветными палочками Кюизенера как с игровым материалом, помочь детям сориентироваться в данном материале.
Продолжить знакомство детей с эталонами цвета (различать цвет, классифицировать по цвету), формировать представления о различных параметрах величины – длине, ширине, высоте, научить сравнивать и сопоставлять палочки по цвету, длине, ширине, высоте.
Научить создавать логические последовательности от самых простых до самых сложных.
Формировать умение называть и различать в процессе моделирования геометрические фигуры – квадрат, треугольник, прямоугольник. Конструировать по схеме и выполнять словесные инструкции.
Включать детей в решение простых творческих задач: отыскать, отгадать, составить, видоизменить, установить соответствие, сгруппировать, смоделировать, выразить математические отношения и зависимости любым доступным способом.
Развивать: творческие способности, воображение, фантазию, способности к моделированию, конструированию, пространственные представления, логическое мышление, внимание, память.
Воспитывать самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели.
Развивать речь, умение аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.
Методическое обеспечение.
- Виды и формы занятий:
Игры и упражнения, игры – конструирования, подвижные игры, развлечения.
2.Методы и приемы обучения
1.Наглядные (показ педагога, пример, помощь).
2.Словесные (объяснение, описание, поощрение, убеждение, использование загадок, поговорок).
3.Практические (самостоятельное и совместное выполнение заданий).
4.Игровые (внезапное появление объектов, игрушек, создание игровой ситуации).
3.Дидактический материал: комплект цветных счетных палочек Кюизенера, плоскостной вариант палочек Кюзенера, цветные схемы-карточки, комплект игр и упражнений с цветными счетными палочками Кюизнера «На золотом крыльце», альбом-игра «Дом с колокольчиком».
Диагностика
«Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста» под ред. Е.А.Стребелевой
Список литературы:
1.Носова Е.А., Непомнящая Р.Л. «Логика и математика для дошкольников», СПб. «Детство-Пресс» 2004
2.В.П.Новикова, Л.И.Тихонова «Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера», Москва. «Мозаика-Синтез» 2008
3.Л.Д.Комарова, «Как работать с палочками Кюизенера», Москва, изд-во «Гном» 2006
4.Б.Б. Финкельштейн «Волшебные дорожки». Альбом-игра (Палочки Кюизенера), СПб, Корвет
5.Б.Б. Финкельштейн «Дом с колокольчиком». Альбом-игра (Палочки Кюизенера) СПб, Корвет
6.Б.Б.Финкельштейн, «На золотом крыльце», СПб, Корвет
7.Б.Б.Финкельштейн, Э.Хвостова, «Кростики», СПб, «Корвет»
8.Чеплашкина И.Н. Кларина Л.М., Михайлова З.А., Разноцветные полоски. Играем детском саду, дома и на улице,- СПБ, Мир искусства и Детство-Пресс 2007
8.Чеплашкина И.Н. и др. « Математика - это интересно».
9. Непомнящая Р.А.«Психологический анализ обучения детей 3-7 лет (на материале математики)». - М.: Педагогика. - 1992.
10. «Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста» под ред. Е.А.Стребелевой
11.Васильева Н.Н. Развивающие игры для дошкольников. Ярославль, 1997.
12. Венгер Л.А., Венгер А.Л. Домашняя школа мышления (для пятилетних детей). М., 1984.// www.pedlib.ru
13. Гурьянова Ю. Математические игры и головоломки для детей 2-5 лет. М., 2008.
14. Копытов Н. Задачи на развитие логики. М., 1998.
15. Мухина В.С. Возрастная психология. М., 1998.
16.Светлова И. Логика. М., 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа Направление «Познавательно-речевое развитие» Образовательная область «Чтение художественной литературы» (3 – 4 года)
Рабочая программаНаправление «Познавательно-речевое развитие»Образовательная область«Чтение художественной литературы»(3 – 4 года)...
Рабочая программа Направление «Познавательно-речевое развитие» Образовательная область «Чтение художественной литературы» (3 – 4 года)
Данная рабочая программа является нормативно - управленческим документом образовательного учреждения, характеризующей систему организации образовательной деятельности воспитателя.Рабочая программа пок...
Рабочая программа направление «Познавательно – речевое развитие» образовательная область «Коммуникация»
Цель: овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми.Задачи: развитие свободного общения со взрослыми и детьми...
Авторская программа дополнительного образования театрально-фольклорной студии " Авторская программа дополнительного образования "Росинки". Развитие творческих способностей детей через театрализован
Авторская программа дополнительного образования "Росинки". ...
Использование авторских пособий в познавательно-речевом развитии детей старшего дошкольного возраста
Цель данной работы сформировать представление о возможностях применения техники "мокрая аппликация" при работе с детьми ОНР. В работе представлен наглядный материал по технике работы с мокрой бумагой....
Авторские сказки по познавательно - речевому развитию
Эти сказки направлены на речевое и познавательное развитие. Решение нравственных ситуаций...
Дополнительная образовательная программа студии познавательно-речевого развития детей старшей группы по работе с игрой "Блоки Дьенеша"
В Программе представлена последовательность ознакомления детей старшего дошкольного возраста с игрой "Блоки Дьенеша". Опыт могут использовать педагоги, работающие по любой дошкольной образов...