Кружковая работа - Ниткография (подготовительная группа)
рабочая программа (подготовительная группа)
Метод «нитка графия» позволяет решать сразу несколько дидактических задач. Слуховая память в процессе выполнения рисунка нитью подкрепляется зрительным запоминанием. Чем более ловки и умелые пальчики ребёнка, тем успешнее будет формироваться не только устная речь, но и письменная, так как качество письма напрямую зависит от развития тонких движений пальцев рук, приобретённых ещё в дошкольном детстве. Рисование нитью в сочетании с рассказыванием будет особенно полезно в работе с детьми, чей ведущий канал восприятия не слуховой, а кинестетический или зрительный. Возможность с помощью движения и зрительного образа пропустить через себя информацию, воспринятую на слух, позволит детям лучше усвоить, а затем воспроизвести. Как показывают наблюдения, у современных дошкольников преобладает именно визуальный и кинестетический типы восприятия.
Занимаясь этой техникой, дети учатся внимательно вглядываться в предметы, видеть конструктивные части, сохранять целостность восприятия. Работая в этой технике, ребёнок приобретает уверенность и усидчивость, у него формируются настойчивость, аккуратность, умение доводить начатое до конца, развиваются глазомер, воображение, фантазия, математические способности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа - Ниткография (подготовительная группа) | 40.05 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД № 44 «СВЕТЛЯЧОК»
Рабочая программа кружка
«Волшебная ниточка»
Срок реализации – 1 год
Год обучения – дети 6-7 лет
Руководитель кружка
Правдина Светлана Сергеевна.
Мытищи, 2023-2024
Оглавление
I.Целевой раздел…………………………………………………..…………3
1.1.Пояснительная записка3
- Цель и задачи реализации программы4
- Условия и реализация программы5
IIСОДЕРЖАТЕНЬНЫЙ ПРОЦЕСС...…………………………………….…….6
2.3.Перспективно-тематический план кружка «Волшебная ниточка»6
III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ процесс……………………………….……….18
3.1. Расписание работы кружка18
3.2. Характеристика ожидаемых результатов20
3.3. Диагностическая карта результатов развития детей22
Программное обеспечение…....…………………………………………………24
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………….………...….
- Целевой раздел
1.1Пояснительная записка.
Изобразительная деятельность имеет большое значение в решении задач эстетического воспитания, так как по-своему характеру является художественной деятельностью. Важно у детей воспитывать эстетическое отношение к окружающему, умение видеть и чувствовать прекрасное, развивать художественный вкус и творческие способности.
Работая с детьми дошкольного возраста особое внимание, уделяется на развитие мелкой моторики и развитие речи. Другими словами, чем больше развиты пальчики детей, тем успешнее будет формироваться его речь, тем успешнее будет ребенок в школе. Недаром мудрая пословица гласит: «Рука научит голову». Развитие мелкой моторики пальцев рук является одним из показателей интеллектуальности ребенка.
В настоящее время используется большое количество средств и методов для развития мелкой моторики, одним из которых является «ниткография».
Ниткография - выкладывание с помощью шнурка или толстой нити контурных изображений различных предметов, то есть «рисование» с помощью нити. Понятие «ниткография» имеет два смысловых корня: «нитка» - подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла, «графия» - создавать, изображать образ предмета.
Специфика занятий с нитью расширяет возможности для познания прекрасного, для развития у детей эмоционально-эстетического отношения к действительности. Изобразительное искусство формирует убеждения человека, влияет на поведение, оказывает влияние на развитие чувства цвета, учит видеть красоту сочетания разных цветов и оттенков.
Создавая рисунок, с помощью нитки ребёнок ещё раз переживает тот эмоциональный подъём, который присутствовал во время наблюдения. Он испытывает огромное удовольствие от процесса рисования. У ребёнка возникает желание рисовать каждый день и изображать в рисунке всё то, что видит вокруг. Огромное влияние на развитие художественных способностей ребёнка оказывает личный пример, помощь, показ, объяснение педагога. В изобразительной деятельности детей развиваются их творческие способности, что является одной из важных задач эстетического воспитания.
Гибкая форма организации детского труда в кружковой деятельности позволяет учитывать индивидуальные особенности детей, желания, состояние здоровья, уровень овладения приемами «ниткографии», нахождение на определённом этапе реализации замысла и другие возможные факторы. Состав мини-группы одновременно работающих детей может меняться в соответствии с вышеуказанными причинами. Каждый ребёнок работает на своём уровне сложности, начинает работу с того места, где закончил.
В процессе обучения возможно проведение корректировки сложности заданий и внесение изменений в программу, исходя из опыта детей и степени усвоения ими учебного материала.
Каждое занятие включает мотивацию, художественное слово, пальчиковую гимнастику, физкультминутку.
- Цель и задачи реализации программы
Цель.Создание условий для развития творческих способностей детей, их эстетического развития.
Задачи.
- Познакомить детей с нетрадиционной работой с нитью.
- Учить детей создавать изображение способом «ниткография»;
- Формировать умения и навыки работы с нитью.
- Расширять представления детей о видах изобразительного искусства.
- Способствовать развитию у ребенка: мелкой моторики пальцев рук, сенсорного восприятия, глазомера, логического мышления, воображения, волевых качеств (усидчивости, терпения, умения доводить работу до конца и т.п.).
- Воспитывать эмоционально-ценностное отношение к окружающему, способствовать формированию эстетического вкуса.
- Развивать творческие способности ребенка.
Принципы:
- Наглядность.
- Сознательность и активность.
- Доступность.
- Учёт возрастных и индивидуальных особенностей детей.
- Систематичность и последовательность.
- Вариативный подход.
1.1.2.Условия реализации программы:
Обоснование выбора технологии.
Существует новый подход к изобразительному творчеству детей, в котором гармонично сочетаются классика и современность, традиции и новаторство. Рисование для ребёнка всегда было воплощением своего присутствия. Оказывается, рисовать можно не только красками, карандашами, мелками, но и с помощью … самой обыкновенной верёвочки – по авторской методике педагога А. В. Никитиной (издательство «Каро», СПб. 2010) .
Методика привлекательна занимательностью содержания, направленностью на результат; стимулирует у детей познавательный интерес, проявляющийся в поиске новых возможностей работы; тренирует тонкие движения пальцев рук, что влияет на уровень развития речи ребёнка.
Техника «Рисование верёвочкой» способствует:
- новому использованию верёвочки в играх и в активном творчестве;
- обыгрыванию и эстетическому осмыслению знакомых образов предметов;
- развитию пространственного воображения, мелкой моторики;
- воспитанию трудолюбия, усидчивости, аккуратности; развитию дизайнерских способностей; свободному общению детей, развитию связной речи, сплочённости детского коллектива, что влияет на эмоциональный комфорт в группе.
Работа с нитью позволяет решать сразу несколько дидактических задач:
- совершенствовать зрительное восприятие детей;
- развивать зрительно-моторную координацию;
- формировать плавность, ритмичность и точность движений;
- подготавливать руку ребенка к письму.
II.СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС
Перспективный план работы кружка
Сентябрь
№ п/п | Тема | Цели | Оборудование |
1. | «Дары лета Фрукты» | Познакомить детей с разнообразием нитей по структуре и цвету; учить принципам работы с нитью; вспомнить какие бывают фрукты, их цвет и форму. Учить подбирать необходимые цвета нитей для работы. | Нити разные по составу, толщине, цвету; бесцветные предметные картинки фруктов из книжек-раскрасок; клей, кисточки, салфетки, ножницы. |
2. | «Дары лета. Овощи» | Повторить какие овощи знают дети, чем они отличаются от фруктов. Учить детей подбирать цвет нитей в соответствии с цветом выбранного овоща; развивать мелкую моторику рук, внимание, усидчивость. | Разнообразные нити, клей, кисточки, картинки с изображением контуров овощей, салфетки, цветные картинки овощей, ножницы. |
3. | «Дары лета. Ягоды» | Развивать умение отгадывать загадки, повторить название ягод. Повторить по картинкам какого цвета они бывают. Учить правилам аккуратного наклеивания и подбора нитей. | Разноцветные нити, цветные картинки ягод, картинки с изображением контуров ягод, клей, кисточки. |
4. | Составление коллективного натюрморта «Воспоминание о лете». | Учить составлять композиции из разных ягод; развивать умение подбирать соответствующие цвета нитей; уметь использовать в работе цвет как средство выражения содержания. | Использовать изготовленные ягоды для составления натюрморта; нити, клей, большой формат картона для основы работы, клей, ножницы, кисти. |
Октябрь
№ п/п | Тема | Цели | Оборудование |
1. | «Ветка рябины» | Продолжать учить детей наносить клей по всей поверхности для того чтобы детали хорошо приклеивались. Воспитывать аккуратность, уверенность, самостоятельность. | Иллюстрации с изображением рябины, картон, клей, нити, салфетки, кисточки, ножницы. |
2. | «Ветка дуба» | Вспомнить предыдущее занятие по теме «Ветка рябины», уточнить способы работы. Развивать воображение, творческое мышление. | Изображение дерева, его листьев и семян, нити, картон для основы, клей, кисти, салфетки. |
3. | «Зонтик» | Продолжать учить детей создавать изображение (зонтик) не выходя за контур, использовать в работе разнообразную цветовую гамму. | Картон для основы, нити, клей, кисточки, салфетки, образцы работы, картинки с изображением зонтиков, детские зонтики разного цвета. |
4. | «Осеннее дерево» | Продолжать учить детей наклеивать нити скрученные жгутиками на листе бумаги. Воспитывать желание помогать товарищам которые затрудняются выполнить то или иное действие. | Иллюстрации осенних деревьев, картон, нити, клей, кисточки, ножницы, салфетки. |
Ноябрь
№ п/п | Тема | Цели | Оборудование |
1. | «Пушистые облака» | Учить при выполнении задания не выходить за контурную линию, аккуратно наклеивать пучки на изображение. | Картон для основы, клей, кисточки, нити разные по цвету и составу, салфетки, ножницы. Изображения разнообразных облаков. |
2. | «Домик» | Учить детей использовать в работе задуманное на основе полученных ранее умений и навыков. При завершении работы убирать своё рабочее место. | Картон для основы, клей, кисточки, нити разные по цвету и составу, салфетки, ножницы. |
3. | «Дятел» | Уточнить знания детей о птицах. Совершенствовать навыки выполнения работы. Быть аккуратными, убирать свое рабочее место. | Нитки разного цвета, картон, клей, ножницы, салфетки, кисточки, картинки с изображением дятла. |
4. | «Птицы на ветке» | Учить детей использовать в работе творческую фантазию. Умение правильно размещать птиц на ветке в соответствии с их величиной. Использовать разные способы наклеивания нитей. | Работы детей, нити, картон большого формата, клей, кисточки, салфетки, ножницы. |
Декабрь
№ п/п | Тема | Цели | Оборудование |
1-2. | «Зайцы на полянке» | Учить детей создавать весёлую композицию на основе способа «пучки». Воспитывать аккуратность в работе с ножницами. | Образец работы, ножницы, клей, картон, нитки, салфетки, кисточки. |
3. | «Следы на снегу» | Совершенствовать умение детей в данном виде деятельности, а в частности, скручивании нити в пучки и аккуратном их наклеивании. | Нити, ножницы, картон, клей, салфетки. Фотографии и картинки с изображением разных следов. |
4. | «Праздничное дерево» | Уточнить знания детей о деревьях. Рисовать ёлку способом ниткопись. Использовать свою фантазию для оформления своей работы. | Нити разного цвета, картон для основы, ножницы, клей, кисточка. |
Январь
№ п/п | Тема | Цели | Оборудование |
1. | «Снеговик» | Продолжать учить детей использовать в работе приёмы ниткописи в соответствии с предложенным содержанием. Уточнить способ лепки снеговика. Воспитывать интерес к неживой природе. | Нити разного цвета и качества, картон, клей, кисточки, салфетки, ножницы, картинки с изображением снеговика. |
2. | «Лыжник» | Совершенствовать умение изображать лыжника с помощью ниткописи. Уметь использовать в рисунке цвет как средство выражения содержания. | Картинки с изображением людей на лыжах, картон, нити, клей, ножницы, кисточки. |
3. | «Катание с горы» | Расширить знания детей о зимних забавах, умение создавать образ человека путём скручивания ниток в шарики и жгутики. Воплощать в работе индивидуальность. | Разнообразные нити, клей, основа для работы, ножницы, кисти, салфетки. |
4. | «Игра в снежки» | Продолжать расширять возможности и знания детей изображать фигурки человечка в игровой форме. Упражнять детей подводить итог проделанной работы. | Иллюстрации с изображением зимних игр детей, нити, картон, клей, ножницы, салфетки. |
Февраль
№ п/п | Тема | Цель | Оборудование |
1. | «Сугробы» | Познакомить детей с ассоциативной связью цвета и времени года. Продолжать обучать данной технике рисования. | Нити, ножницы, клей, кисточки, салфетки, иллюстрации зимы. |
2-3. | «Подарок для папы» | Вызвать у детей желание изготовить подарок для папы, проявляя свое творчество, индивидуальность. Закреплять умение пользоваться ножницами, быть внимательными, неторопливыми. | Цветной картон, нити разного цвета, ножницы, клей, салфетки, клеёночки. |
4. | «Зимняя фантазия» | Учить создавать коллективную композицию на основе индивидуальных работ. Учить составлять теплую и холодную цветовую гамму с помощью ниток. Правильно держать ножницы при вырезывании деталей (изображений) для создания сюжета. | Ножницы, работы выполненные ранее, клей, салфетки, кисточки. |
Март
№ п/п | Тема | Цели | Оборудование |
1-2. | «Ваза с мимозой» | В процессе беседы выяснить, что скоро мамин праздник и необходимо изготовить подарки. Подарком будет ваза с мимозой. Продолжать учить детей технике выполнения способом (ниткопись). Развивать у детей эстетические чувства цвета и композиции. | Цветной картон для фона, нитки зелёного и желтого цвета, клей, ножницы, кисточки, салфетки. Иллюстрации с изображением мимозы. |
3. | «Снегири» | Уточнить знания детей о зимующих птицах. Учить составлять цветовую композицию по теме. Воспитывать дружеские взаимоотношения. | Разноцветные нити, ножницы, клей, кисточки, салфетки, картон для основы. |
4. | «Сорока - белобока» | Вспомнить русскую народную сказку о сороке-белобоке, вызвать желание сделать её из ниток, отражая в образе её главные черты. Воспитывать желание доводить начатое до конца, помогать товарищам испытывающим затруднения в выполнении работы. | Нитки разного цвета, картон, клей, ножницы, салфетки, кисточки, иллюстрации с изображением сороки. |
Апрель
№ п/п | Тема | Цели | Оборудование |
1. | «Первые листочки» | Расширить знания о деревьях. Закреплять умения скручивать жгутики правильно и аккуратно наклеивать на детали изображение. Упражнять детей в работе с ножницами. | Картон для основы, клей, кисточки, нити разные по цвету и составу, салфетки, ножницы, иллюстрации по теме. |
2. | «Подснежники» | Уточнить знания о первоцветах и умение создавать образ. Приобщать детей к миру искусства используя способ деятельности ниткопись. | Картон для основы, клей, кисточки, нити разные по цвету и составу, салфетки, ножницы, иллюстрации по теме. |
3. | «Восход солнца» | Уточнить знания о явлениях неживой природы, учить отражать их в рисунке используя разнообразную цветовую гамму для создания выразительной композиции. | Картон для основы, клей, кисточки, нити разные по цвету и составу, салфетки, ножницы, иллюстрации по теме |
4. | «Весенние цветы» | Расширить знания детей о цветах. Продолжать учить правильно пользоваться техникой рисования, наклеивать и приклеивать ломтики видоизменёнными формами изгибание. Воспитывать заботливое отношение к природе. | Картон для основы, клей, кисточки, нити разные по цвету и составу, салфетки, ножницы, иллюстрации по теме |
Май
№ п/п | Тема | Цели | Оборудование |
1-2. | «Бабочки» | Расширить знания детей о их разнообразной окраске. Учить детей использовать в работе задуманное на основе полученных ранее умений и навыков. При завершении работы убирать своё рабочее место. | Картинки с изображением различных бабочек, картон для основы, клей, кисточки, нити разные по цвету и составу, салфетки, ножницы |
3. | «Улитка» | Вспомнить и рассмотреть как выглядит этот житель водоемов. Продолжить учить правильно использовать техники наклеивания и резания нитей. Развивать творчество и фантазию детей | Картинки с изображением улитки, картон для основы, клей, кисточки, нити разные по цвету и составу, салфетки, ножницы |
4. | «Ландыши» | Расширить знания детей о цветах. Продолжить учить правильно использовать техники наклеивания и резания нитей. Развивать творчество и фантазию детей. | Картинки с изображением ландышей, картон для основы, клей, кисточки, нити разные по цвету и составу, салфетки, ножницы |
5-6. | «В зелёной траве ромашки» | Учить детей использовать в работе задуманное на основе полученных ранее умений и навыков. При завершении работы убирать своё рабочее место. Развивать умение составлять композицию, подбирать цвета. | Картон для основы, клей, кисточки, нити разные по цвету и составу, салфетки, ножницы. Иллюстрации поляны с цветами. |
III ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС
3.1 Расписание работы кружка.
Данная программа разработана для детей старшего Дошкольного возраста (с 5 до 6 лет)
Занятия в кружке проводятся в течение учебного года (с октября по май), один раз в неделю с группой детей в количестве 20 человек.
Занятие продолжительностью до 30 минут.
Вторник, четверг- 2 занятия в неделю.
Список детей:
Каждое занятие включает теоретическую часть и практическое выполнение задания. Теоретические сведения – это объяснение нового материала, информация познавательного характера, общие сведения о предмете изготовления. Практические работы включают изготовление, оформление работ.
Структура занятия:
- Создание игровой ситуации.
- Рассматривание образца.
- Объяснение, показ приемов работы.
- Работа с нитью.
- Физкультурная пауза.
- Доработка изделия из дополнительного материала.
- Рассматривание готовых работ.
Формы работы с детьми:
- игра
- импровизация (служащая мостом между играми ребенка в быту)
- объяснение
- рассказ и рассказ детей
- чтение воспитателя
- показ
- личный пример
- беседа
- обсуждение
- наблюдения
- словесные и подвижные игры
Работа по формированию навыков по «ниткографии» проводится в несколько этапов.
Этапы работы
1. Подготовительный
- Освоить прием выполнения рисунка нитками на цветном картоне или бархатной бумаге
- Освоить прием выкладывания нитки по горизонтали.
- Освоить прием выкладывания нитки по вертикали.
- Освоить прием выкладывания нитки по кругу.
- Освоить прием выкладывать нитки по спирали.
- Научиться работать на ограниченном пространстве.
2. Основной
- Научиться выбирать нитки нужного цвета.
- Научиться отрезать нить нужного размера.
- Научиться аккуратно, выполнять свои работы.
- Научиться восстановлению последовательности выполняемых действий.
- Научиться действовать по словесному указанию, образцу воспитателя.
- Научиться доводить дело до конца.
3. Итоговый
- Самостоятельно решать творческие задачи.
- Самостоятельно выбирать рисунок для работы.
- Формировать личностное отношение к результатам своей деятельности
3.2.Характеристика ожидаемых результатов.
Должны иметь представление:
- Что такое ниткография;
- Историю возникновения ниткографии;
- Основные приемы работы: Название, правила пользования ручными инструментами для обработки бумаги, картона, и других материалов, техника безопасной работы с ними;
Должны уметь:
- подбирать нити нужного цвета;
- пользоваться ножницами;
- применять на практике теоретические знания метода ниткографии;
- анализировать образец, анализировать свою работу;
- составлять композицию на листе бумаги;
- уметь красиво, выразительно эстетически грамотно оформить рисунок.
Должны овладеть навыками:
Выкладывание с помощью шнурка или толстой нити контурных изображений различных предметов, т. е. "рисование" с помощью нити.
Программа составлена для детей 5-7 лет и рассчитана на 1 год обучения. Оптимальное количество детей в группе 7 человек. Занятия проводятся 1 раз в неделю в форме совместной деятельности во вторую половину дня, по 25-30 минут (СанПиН 2.4.1.3049-13). Каждое занятие включает теоретическую часть и практическое выполнение задания. Теоретические сведения – это объяснение нового материала, информация познавательного характера, общие сведения о предмете изготовления. Практические работы включают изготовление, оформление работ, отчет о проделанной работе. Отчет о проделанной работе позволяет научить ребенка последовательности в работе, развить навыки самоконтроля.
В процессе обучения возможно проведение корректировки сложности заданий и внесение изменений в программу, исходя из опыта детей и степени усвоения ими учебного материала.
Каждое занятие включает мотивацию, художественное слово, пальчиковую гимнастику, физминутку.
Во время выполнения работ в технике ниткографии для снятия излишней возбудимости детей, создания непринужденной и творческой атмосферы используются аудиозаписи звуков живой природы и музыки, а также элементы сказкотерапии. В результате у детей происходит выравнивание психомоторных процессов, изменение их поведения, улучшение личных взаимоотношений. Ведь всем известно, что музыка и сказка влияет на эмоциональное состояние и настроение ребенка.
Программа «Ниткография» предусматривает участие в конкурсах и выставках. Это является стимулирующим элементом, необходимым в процессе обучения.
Материал:
- нити разного цвета
- лист картона с изображением рисунка
- клей ПВА
- ножницы
- клеенка
- кисть.
- салфетка.
- тонкая деревянная шпажка.
- простой карандаш.
- гуашь.
3.3 Диагностическая карта результатов развития детей
Критерии отбора в кружок «Волшебная ниточка» - для отбора детей 5-6 лет в группу кружка проводится диагностика способностей ребёнка, целью которой является определение способностей, указывающих на нераскрытый творческий потенциал, таких как: творческое продуктивное мышление, художественная двигательная способность, способность к конструированию. Критерием отбора являются появления этих способностей на высоком уровне. Для определения той или иной способности педагог в начале и конце года заполняет диагностическую карту на каждого ребёнка.
Программное обеспечение.
- В.С. Горичева, Т. В. Филиппова «Мы наклеим на листок солнце, небо и цветок», Ярославль, Академия развития, 2000.
- Н.В. Гультяева Ниткография «Солнечная система», «Дошкольное воспитание» №2 – 2004.
- А.Н. Малышева «Работа с нитками и тканью», Ярославль, Академия
- развития, 2001.
- А. В. Никитина Рисование веревочкой. Практическое пособие для работы с детьми дошкольного возраста в логопедических садах. - КАРО, 2006.
- О.А. Новиковская «Ниткография. Конспект занятий по развитию пальчиковой моторики и речи (от 3 до 7 лет) » Издательство: Паритет, 2008 г.
- В. Хазнбанк, Э. Хёниш «Сделай сам» издательство Фольк унд Биссен, Берлин, 1990
- Журнал Дошкольное воспитание, 2011 №10,12; 2012 № 1
- 1.О.А. Новиковская «Ниткография. Конспект занятий по развитию пальчиковой моторики и речи (от 3 до 7 лет) » Издательство: Паритет, 2008 г.
- Бекетова Г.П. Ниткография для детей. – Ростов н/Д, 2016. – 159 с.
Интернет- ресурсы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план кружковой работы в подготовительной группе "Волшебные клубочки"
Данная работа поможет вам при организации кружковой работы.Мои воспитанники с удовольствием создают картины из "волшебных" клубочков! ...
Кружковая работа в подготовительной группе детского сада "Моя малая Родина"
Документ содержит тематическое планирование кружковой работы в подготовительной группе по теме "Моя малая Родина"...
Кружковая работа в подготовительной группе «Дымковские краски в пластилиновой сказке»
Целью нашей кружковой работы является приобщать детей к истокам народного искусства,воспитывать любовь и интерес к декоративному рисованию и лепке дымковских игрушек.[[{"type":"media","view_mode":"med...
Программа кружковой работы в подготовительной группе "Мукосолька"
Цель данной программы: подарить детям радость творчества, показать приемы лепки из соленого теста, помочь развить творческие и коммуникативные способности ребенка через изготовление ...
Программа кружковой работы для подготовительной группы. «Юные волшебники»
Программа «Юные волшебники» художественно-эстетической направленности создана на основе методических пособий Аверьяновой А.П. “Изобразительная деятельность в детском саду”, Казаковой Р.Г. “Рисование с...
Планирование кружковой работы в подготовительной группе детского сада по математическому развитию
В данном материала составлен перспективный план кружковой работы на год . Весь план составлен в соответствии с требо...