Социально - эмоциональное развитие и воспитание детей старшего дошкольного возраста
учебно-методический материал (старшая группа)
план работы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sotsialno_emotsionalnoe_razvitie_i_vospitanie_detey.docx | 20.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Социально - эмоциональное развитие и воспитание детей
старшего дошкольного возраста
(образовательная область «Социализация». Программа «Детство»: учебно – методическое пособие)
Тема | Задачи |
Развитие дружеских взаимоотношений и сотрудничество со сверстниками | |
Ситуация «Долгожданная встреча» | Создать у детей ощущение радости общения, чувства единой семьи, взаимной доброжелательности и эмоционального подъёма |
Ситуация «Помощь» | Побуждать детей к проявлению внимания к трудностям сверстника, стремления поделиться с ним своими достижениями |
Ситуация «Новенькая» | Побуждать детей к проявлению внимания и сочувствия к сверстникам |
Ситуация «Самокат» | На прогулку выносят один самокат на всех. Как поступить по справедливости? Дети вносят предложения и приходят к общему мнению |
Ситуация «Для себя и для других» | Выявить умение ребенка быть справедливым по отношению к сверстникам, учитывать не только свои интересы, но и интересы других детей. |
Ситуация «Карнавал» | Развивать умения сотрудничества и взаимопонимания в совместной деятельности |
Ситуация «Порадуем больного друга» | Развивать эмоциональную отзывчивость, желание проявить участие к сверстнику в условиях свободного выбора линии поведения |
Ситуация «Краски» | Побуждать детей проявлять заботу о сверстниках, активно искать способы оказания помощи |
Ситуация «Как поступить?» | Побуждать проявлять внимание к сверстникам, учитывать не только личные желания, но и потребности других детей. |
Представления о сверстниках и о себе | |
Игра «Узнай друзей по голосу» | Узнай закрытыми глазами, кто читает стихотворение, чьи голоса мы слышим за ширмой? |
Игра «Розыск» | Сначала воспитатель, а затем дети делают по «радио» объявление о пропавшем ребенке, то есть о ком –то из детей группы. |
Ситуация «Чему я хочу научиться», «Что я умею и чему могу научить своих друзей» | Дети сидят в кругу, воспитатель крутит стрелку – компас: на кого она покажет, тот рассказывает о себе. В конце ситуации воспитатель делает обобщение. |
Игра «Волшебные очки» | Уметь увидеть и рассказать о положительных качествах и поступках сверстников |
Ситуация «Мой друг» | Дети по очереди описывают своего друга: особенности внешности, увлечения и достижения. Любимые совместные дела. Остальные дети должны догадаться, о ком идет речь. |
Занятие «Наши имена. Ты и твое имя» | Показать многообразие имен, необходимость имени для каждого человека; освоить, как пишется печатными буквами свое имя. |
Занятие «Имя и отчество. Наше имя растет вместе с нами» | Развивать чувство благодарности и уважения к родителям и семейным традициям; познакомить детей, как по-взрослому звучат их имена |
Ира «Цепочка» | Упражнять в знании имен мальчиков и девочек; развивать умение внимательно слушать других детей, не прерывать цепочку имен |
Игра «Комплименты» | Развивать умение входить в контакт, видеть и подчеркивать положительные качества и достоинства сверстников. |
Учимся понимать эмоциональные состояния людей. | |
Ситуация «Веселая страна» | Упражнять детей в различении разны эмоциональных состояний |
Упражнение «Зеркало» | Закрепление известных детям эмоций в мимике и пластике |
Этюд «Лисичка» подслушивает» | Выразительные движения: голова наклонена в сторону слушает и подставляет ухо), рот полуоткрыт. Корпус тела наклонен вперед |
Занятие «Настроение» | Упражнять детей в различении эмоциональных состояний и настроений людей; подчеркнуть значение доброжелательности и приветливости в общении людей |
Игровая ситуация «Мы понимаем друг друга» | Дети разбиваются на пары. Жестами мимикой передают разные состояния или просьбы: «Мне очень холодно, помоги мне!» и тд |
Занятие «Ситуация и настроение» | Развивать умение адекватно оценивать смысл ситуации. Настроение людей и находить способы решения проблемы. |
Ситуация «Забота о старших» | Развивать эмоциональную отзывчивость и добрые чувства |
Ситуации «Найди и покажи всем правильное решение» | Воспитатель подбирает ситуации из жизни, близкие и понятные им. Дети разыгрывают ситуации и находят способы проявления эмоциональной отзывчивости. |
Учимся культуре поведения и общения | |
Ситуация «Переходим улицу» | Упражнять детей в проявлении доброго отношения к пожилым людям, в соблюдении правил дорожного движения и правил поведения в аптеке |
Занятие «День рождения», «Мы пришли в гости» | Помочь детям осмыслить и практически освоить правила поведения по отношению к гостям: как принимать подарки. Проявлять внимание и доброжелательность к гостям |
Занятие «добрые пожелания» | Помочь детям освоить формы выражения доброжелательного отношения к людям. Развивать добрые чувства и культуру общения |
Игра с мячом «Вспомним добрые слова» | Когда я утром просыпаюсь, то говорю всем…… и тд |
Игра «Найдем вежливые слова» | Задача детей отвечая на вопросы воспитателя, найти как можно больше вариантов вежливых слов и обращений. Победитель получает приз |
Игра «Дай совет» | Предлагаются ситуации: «Ты поссорился с другом, а теперь хочешь помериться», «Ты пришел на детский праздник, где никого не знаешь. Как познакомиться с ребятами?», «Тебе нужна игрушка, но ее держит другой ребенок. Как поступить?». Играющим нужно не только рассказать, как поступить, но и разыграть соответствующую сценку. |
Развитие сотрудничества дошкольников со сверстниками непосредственно организованной образовательной и самостоятельной деятельности | |
Способы организации сотрудничества осваиваются детьми последовательно и при использовании общей очередности:
| |
Ситуация «магазин «Детский мир» аппликация | Дошкольникам необходимо договориться и решить, какие игрушки будут продаваться в их отделе, кто из них будет работать над изображением какой игрушки. Каким образом они разместят игрушки на стеллаже магазина |
Ситуация «Причал» | В этой ситуации можно организовать соревнование пар детей «капитана» и «штурмана» между собой. Эта ситуация предполагает последовательное выполнение действий участниками, когда результат действия, выполненного одним участником, становится предметом деятельности другого |
«Кондитерских цех» лепка | Дети в процессе совместной работы «выпекают» торты и пирожные, распределяя взаимосвязанные действия «пекаря» и «кондитера» |
Занятия «мебельная фабрика»(ручной труд), «Мастерская Деда Мороза» (конструирование) | Основная задача каждого ребенка заключается в том, чтобы на основе согласования с партнером определить свое место в последовательности действий, выполнять свою операцию в нужном ритме и темпе, быстро и аккуратно. |
Занимательные истории для детей, отражающие способы организации сотрудничества | |
Сказка про двух жуков | Вопросы к детям: в чем была сложность данного жучкам- землекопам испытания? Почему в начале выполнения задания они спорили, ссорились и даже чуть не подрались между собой? |
«Сюрприз от снеговиков» | Вопросы к детям: как вы думаете, почему снеговики решили приготовить ребятам такой занимательный сюрприз? Придумайте и расскажите, как договорились снеговики о выполнении работы. |
Сказка о том, как медвежонок в гости собирался | Вопросы к детям: как удалось медвежонку и зайцу осуществить свою мечту? Кто им в том помог? |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Социальное и нравственно - патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста средствами музейной педагогики
Основная функция ДОУ – целенаправленная социализация личности ребенка. Неразрывна связь процесса социального развития детей и освоения ими соответствующих нравст...
Конспект занятия по социально-эмоциональному развитию "Злость" для детей старшего дошкольного возраста
Данное занятие направлено на развитие социально-эмоциональной сферы ребенка старшего дошкольного возраста: на овладение знаниями об эмоции злость, умениями распознавать, оценивать и регулировать ...
Задачи физического развития и воспитания детей старшего дошкольного возраста
Задачи физического развития и воспитания детей старшего дошкольного возраста...
Доклад «Аквааэробика как средство оздоровления, развития и воспитания детей старшего дошкольного возраста» Неничас Виктория Ивановна, инструктор по физической культуре (плавание) муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения город
Доклад «Аквааэробика как средство оздоровления, развития и воспитания детей старшего дошкольного возраста» Неничас Виктория Ивановна, инструктор по физической культуре (плавание) муниципаль...
Апробация конспекта НОД. Познание и речевое развитие. Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. «День заповедников и национальных парков». 2016год. Подготовительная группа.
Программное содержание: Расширять представление детей о разнообразии природного мира, в том числе о редких растениях и животных, занесенных в Красную книгу. Формировать представления о заповедных мест...
Социально-педагогические средства патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста
М. В. Ломоносов считал, что главной задачей педагогического процесса является воспитание человека-патриота, человека-гражданина. Он невольно сблизил понятия «гражданин» и «патриот&ra...
Конспект занятия по социально – коммуникативному развитию Возрастная группа детей: старший дошкольный возраст (5-6 лет)
Образовательные задачи по основной образовательной области:-расширить представление детей о различных способах коммуникации с окружающими;-сформировать позитивное отношение к себе и к сверстникам;-спо...