План по самообразованию "Олимпийские игры, как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста"
материал

Боченко Ирина Михайловна

План по самообразованию "Олимпийские игры, как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1._plan_samoobr_2022-23.docx26.93 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение ________________________«Детский сад №5 «Ручеек»________________

План                                                                                                                                        по самообразованию

инструктора по физической культуре

Боченко Ирины Михайловны

2022 – 2023 учебный год.

«Олимпийские игры, как средство патриотического воспитания детей,

старшего дошкольного возраста»

п. Васильково

2022

Тема: «Олимпийские игры, как средство патриотического воспитания детей, старшего дошкольного возраста»

Цель: систематизировать и совершенствовать подход к патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста, посредством олимпийского образования.

Задачи:

1. Изучить и проанализировать научно-методическую литературу по проблеме патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста, посредством олимпийского образования.

2. Создать у детей представление об Олимпийских играх как мирного соревнования в целях физического совершенствования людей, в котором участвуют народы всего мира.

3. Закреплять знания детей о символах и ритуалах Олимпийских игр.

4. Развивать у детей интерес к занятиям физической культурой и спортом, умения и навыки сотрудничества через нравственный и эстетический опыт Олимпиад.

5. Развивать у детей стремление к укреплению и сохранению своего собственного   здоровья посредством занятий физической культурой.

Предполагаемый результат:

- повышение уровня самообразования и профессионализма;

- обогащение знаний детей об истории Олимпийского движения;

- освоение детьми знаний о видах спорта;

- проявление интереса к занятиям физкультурой и спортом в детском саду, спортивных секциях города, посещение спортивных мероприятий города

- воспитание патриотических чувств;

- разработка методических рекомендаций для педагогов (консультации, презентации, изготовление папок и лэпбуков по теме и т.д.);

- повышение уровня компетентности родителей дошкольников в области олимпийского образования.

К концу года дети могут:

- имеют представление об Олимпийских играх;

- о символах и ритуалах Олимпийских игр;

- знают отличие зимних и летних видов спорта.

Актуальность:

В настоящее время, актуализируются вопросы поиска нового содержания, форм и методов воспитательно-образовательного процесса в детском саду, нацеленного на формирование ребенка как личности, готовой к жизни в меняющемся мире. В этих условиях определенный интерес для исследователей может представлять олимпийское образование как средство социально-личностного развития детей дошкольного возраста.

Олимпийское образование дошкольников дает возможность объединить воспитательные, развивающие и обучающие цели и задачи процесса образования детей дошкольного возраста не только в системе физкультурно- оздоровительной работы ДОУ, но и во всем воспитательно-образовательном комплексе семьи, детского сада. Я убеждена, что формирование представлений об олимпийских играх может стать частью не только физического, но и эстетического и нравственного воспитания ребенка. Сложные проблемы патриотического воспитания также могут успешно решаться через формирование у детей чувства сопричастности к борьбе спортсменов своей Родины на мировых аренах. Именно поэтому появилась необходимость постановки вопроса по олимпийскому образованию дошкольников, который должен опирается на традиционные ритуалы и символы Олимпийских игр, характеризующие лучшие нравственные качества спортсменов: честность, волю к победе, взаимовыручку.

Раскрывая особенности олимпийского образования детей дошкольного возраста, В.И. Усаков отмечает, что его целью является приобщение детей к духовным и материальным ценностям олимпийского движения, а основные задачи состоят в том, чтобы познакомить детей с историей древнего и современного олимпийского движения, воспитать их в духе общечеловеческих ценностей и морали, истинной дружбы и мира между людьми и народами и привить потребность в состязательности, являющейся одним из важнейших условий общечеловеческого прогресса. Н.В. Яшагина считает, что олимпийское образование в дошкольном образовательном учреждении призвано содействовать социально-личностному развитию детей и предусматривать не только формирование представления об Олимпийских Играх как средстве достижения физического совершенства, нравственного и патриотического воспитания, но и развитие социализированности, познавательной активности детей, умения работать в коллективе, анализировать результаты деятельности. Таким образом, Олимпийское движение – это важная часть культуры человечества, и изучение его истории, несомненно, должно стать частью образования любого культурного человека. Олимпийское образование дошкольников дает возможность объединить воспитательные, развивающие и обучающие цели и задачи процесса образования детей дошкольного возраста не только в системе физкультурно- оздоровительной работы ДОУ, но и во всем воспитательно-образовательном комплексе семьи, детского сада. Активное участие родителей в педагогическом процессе создает необходимые условия для укрепления семьи, формирования ее здорового образа жизни.

Олимпийские игры – это не только крупнейшие соревнования нашего времени, в которых участвуют сильнейшие атлеты всех континентов, это многочисленные встречи, деловые контакты, это праздник мира, молодости и здоровья. Они вошли в историю человечества как крупнейшее международное комплексное спортивное мероприятие. Они обладают огромной притягательной силой не только потому, что это единственные в своем роде всемирные спортивные состязания, но и потому, что они представляют прекрасную возможность для установления дружеских связей между спортсменами различных стран.

Олимпийские игры занимают значительное место в жизни всей планеты, способствуя укреплению сотрудничества и сплоченности молодежи во имя мира, прогресса и демократии. "Citus, altius, fortius" («Быстрее, выше, сильнее») — таков девиз Олимпийских игр. В нем отразилось извечное стремление человечества к прогрессу.

Принципы олимпийского образования детей старшего дошкольного возраста:

  • принцип ориентации на индивидуальные особенности ребенка (принцип индивидуализации и дифференциации олимпийского образования);
  • принцип активности ребенка;
  • принцип учета региональных особенностей (принцип регионализации олимпийского образования);
  • принцип системности (принцип интеграции образовательных областей).

В соответствии задачами  разработан перспективный план работы по воспитанию у дошкольников патриотических чувств через ознакомление детей с олимпийскими играми.

Основными направлениями работы являются следующие тематические блоки:

  1. «Мир Олимпа» - знакомство детей с историей появления игр, историей современных игр, основными традициями и ритуалами. Значение данных игр, которые оказывают влияние на жизнь спортсмена, уклад страны и всего мира. В рамках этого направления применяются такие педагогические средства, как беседы, рассказы, стихи, песни, сказки, аудиокниги, викторины, загадки, спектакли и театрализованные представления, а также конкурсы рисунков и поделок на олимпийскую тематику.
  2. «Такой разный спорт» –знакомство детей с видами спорта, обучение старших дошкольников элементам спортивных игр и упражнений (таких как футбол, волейбол, баскетбол, бадминтон, лыжи, санки и др.). В рамках этого блока проводятся массовые спортивные праздники, досуги и соревнования: "Малые Олимпийские игры", "Недели здоровья и спорта" и другие аналогичные соревнования детей, родителей и сотрудников дошкольного учреждения. В ходе этих соревнований применяется олимпийская атрибутика: подъем олимпийского флага, олимпийская клятва, церемония зажжения олимпийского огня и др.
  3. «Наша Олимпиада» – этот блок предполагает знакомство детей с современной Олимпиадой, которая проходила в нашей стране. Дети придумывают возможные символы Олимпиады, рисуют своих Мишку, Зайца и Гепарда. В рамках данного проекта детям показываются наиболее яркие отрывки церемоний Открытия и Закрытия Олимпиады.

Таким образом, знакомство детей дошкольного возраста с Олимпийскими играми способствует воспитанию у них интереса, уважения не только к спорту, но и к своей стране. Олимпийская культура вводит ребёнка в мир общечеловеческих ценностей и органично связывает их с ценностями самого ребёнка. Приобщение к миру спорта и Олимпийскому движению позволяет актуализировать знания и представления ребёнка в его собственном реальном мире, открывает путь развития побуждений, что рождает новые возможности, а эмоциональные переживания вновь вызывают пробуждения. Более того, олимпийское образование выступает как основа развития познавательных, волевых и морально-нравственных устремлений ребёнка.

Предлагаемая система работы по патриотическому воспитанию дошкольников способствует развитию основ чувства гордости за свою Родину, российский народ, историю России, толерантного отношения к разнообразию народов, приобщению к элементарным нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, формированию патриотических чувств.

Реализация плана по самообразованию 2022-2023 уч. г.

Сроки

Содержание

работы

Содержание   работы

Изменения предметно-развивающей среды

Практический выход

с воспитанниками

с семьей

Сентябрь

2022

Выбор темы, определение цели и задач. Написание плана по самообразованию. Подбор и изучение литературы.

Анализ опыта работы педагогов.

Подготовить материал к беседе «Что такое спорт. Кто такие спортсмены. Что нужно делать, чтобы стать спортсменом.

Подготовить материал для наглядной информации на стенде «Какой вид спорта и когда»;        

Пополнение учебно-методической литературы

Образовательная деятельность

Октябрь 2022

Подготовить материал об истории Олимпийских игр

«История Олимпийских игр» (с использованием мультимедийного оборудования)

Буклет «Что должны знать родители о спорте»

Пополнение методической базы

Образовательная деятельность

Ноябрь

2022

 Подготовить презентацию «Символика Олимпиады»

Игры – эстафеты «Символы олимпийских игр»

Изготовление символов олимпийских игр из подручных материалов

Пополнение методической базы

Образовательная деятельность

Декабрь

2022-январь

2023

Знакомство с зимними видами спорта» (с использованием мультимедийного оборудования)

Применение элементов зимних видов спорта в образовательной деятельности. Спортивное развлечение «Зимняя Олимпиада» 

Организовать фото галерею: «Зимний отдых нашей семьи»

Пополнение методической базы

Образовательной деятельность

Февраль

2023

Подготовить материал про «Наши Олимпиады».

Подготовка к физкультурному развлечению,

посвященному  23 февраля

Проведение физкультурного развлечения «Военные учения»

Семейный рисунок «Символ нашей олимпиады».

Привлечение родителей к спортивному мероприятию

Пополнение картотеки спортивных праздников и досугов.

Образовательная деятельность

Март

2023

Изготовление дидактических игр «Угадай вид спорта», «Спортивный инвентарь» и др.

Дидактические игры «Угадай вид спорта» и др. в свободной деятельности

 Интерактивная дидактическая игра «Спортивный инвентарь»

Пополнение картотеки дидактических материалов

Образовательная деятельность

Апрель 2023

Подготовка к физкультурному развлечению,

посвященному  дню здоровья

Физкультурное развлечение

«День здоровья и спорта»

Консультация на стенде «Совместные занятия спортом для детей и родителей»

Пополнение картотеки спортивных праздников и досугов.

Образовательная деятельность

май

2023

 «Подготовить материал: «Знакомство детей с летними видами спорта»

 Применение элементов летних видов спорта в образовательной деятельности. Физкультурное развлечение

«Юные олимпийцы»

Информация на сайте «Проведи лето с пользой»

Пополнение методической базы

Образовательная деятельность

Июнь

2023

Подготовка в Малым олимпийским играм

Выступление на Малых олимпийских играх

Фотоотчет  «Наши достижения» (на сайт для родителей)

Пополнение картотеки спортивных праздников и досугов.

Отчет по теме самообразования

Литература:

  1. Кобринский М.Е., Кокашинский А.А. Олимпийское образование // Мир спорта. 2001. №4.С. 36
  2.  Олимпийское образование дошкольников: Метод. пособие  / Под ред. С. О. Филипповой. – СПб.: 2001. – 143 с.
  3. Писарева А.Е. Патриотическое воспитание в ДОУ МТЦ Сфера 2007г
  4. Сухомлинский В.А. Рождение гражданина  Издат. Радяньска школа 1989 г.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ТЕМА ВОЙНЫ В ИСКУССТВЕ, КАК СРЕДСТВО ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Что чувствуют наши ветераны при виде скучающих лиц современных детей? Насколько им сложно переживать те страшные события снова и снова? Мы, сами того не желая, заставляем их снова чувствовать боль и т...

«Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста»

В дошкольном возрасте начинает формироваться чувство патриотизма: любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за неё, желание трудиться на благо, беречь её богатства. Базовым этап...

Педагогический опыт Тема: « Ознакомление с родным краем как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста».

Обобщение опыта по теме:   « Ознакомление с родным краем как средство патриотического воспитания детей  старшего дошкольного возраста»....

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «Подвижные игры народов Поволжья как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста».

Патриотическое воспитание дошкольников - это не только воспитание любви к родному дому, семье, детскому саду, городу, родной природе, культурному достоянию своего народа, своей нации, толерантного отн...

План самообразования по теме «Дидактическая игра как средство экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста»

Актуальность: ребенок дошкольного возраста активно познает окружающий мир. Именно в направлении экологического воспитания дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознател...

Квест-игра как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста в ходе спортивных праздников в ДОУ

Квест-игра как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста в ходе спортивных праздников в ДОУКвест (англ. quest), - приключенческая игра (англ.adventure game) — один ...