Консультация для воспитателей «Содержание и средства формирования у детей-дошкольников представлений о природном мире Родного края»
консультация (старшая, подготовительная группа) на тему
Подготовлено воспитателем Осиповой Натальей Анатольевной, МБДОУ "Детский сад №60 "Заинька" г. Тамбов
Какая притягательная сила заключена в том, что нас окружает с детства? Почему, даже уехав из родных мест на долгие годы, человек вспоминает их с теплотой, а живя в городе или селе, с гордостью рассказывает о красоте и богатстве своего родного края. В этом – выражение глубокой любви ко всему, что с ранних лет вошло в сердце как самое дорогое. Свою любовь к родным местам, знание того, чем знаменит родной край, какова его природа, каким трудом заняты люди, взрослые передают детям.
Начиная работу по ознакомлению детей дошкольного возраста с природой родного края, по воспитанию любви к нему, педагог прежде всего должен сам хорошо знать его, он должен продумать, что целесообразно показать и о чем рассказать детям, особо выделить то, что характерно только для данной местности, данного края.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_vospitateley_priroda_rodnogo_kraya.doc | 44 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Детский сад № 60 «Заинька»
Консультация для воспитателей
«Содержание и средства формирования у детей-дошкольников представлений о природном мире Родного края»
Воспитатель:
Осипова Н.А.
Г.Тамбов,
2016г.
Какая притягательная сила заключена в том, что нас окружает с детства? Почему, даже уехав из родных мест на долгие годы, человек вспоминает их с теплотой, а живя в городе или селе, с гордостью рассказывает о красоте и богатстве своего родного края. В этом – выражение глубокой любви ко всему, что с ранних лет вошло в сердце как самое дорогое. Свою любовь к родным местам, знание того, чем знаменит родной край, какова его природа, каким трудом заняты люди, взрослые передают детям.
Начиная работу по ознакомлению детей дошкольного возраста с природой родного края, по воспитанию любви к нему, педагог прежде всего должен сам хорошо знать его, он должен продумать, что целесообразно показать и о чем рассказать детям, особо выделить то, что характерно только для данной местности, данного края.
Любая область, край неповторимы. В каждом месте своя природа: наш город стоит на берегу реки Цна Везде есть свои особенные, дорогие его жителям места.
Дети всегда и везде в той или иной форме соприкасаются с природой. Зеленые леса, луга, яркие цветы, бабочки, жуки, птицы, звери, движущиеся облака, падающие хлопья снега, ручейки, даже лужицы после летнего дождя – все это привлекает внимание детей, радует их, дает богатую пищу для их развития.
Приобретенное в детстве умение видеть и слышать природу такой, какая она есть в действительности, вызывает у детей глубокий интерес к ней, расширяет их знания, способствует формированию характера и интересов.
Для того чтобы дети правильно воспринимали явления природы, необходимо направлять процесс восприятия ими природы. Без приближения детей к природе и широкого использования ее в воспитательно-образовательной работе детского сада нельзя решать задачи всестороннего развития дошкольников – умственного, эстетического, нравственного, трудового и физического.
Дошкольники познают мир природы: разнообразие растений, животных, сезонные явления, деятельность человека в природе; все это ориентирует педагога на развитие в детях гуманного отношения к природе, живым существам, желания беречь их, закладывают основы экологической культуры.
Природа Тамбовской области уникальна и неповторима, её живописные виды привлекают множество людей не только из округа, но и со всей России! Это единственная в своём роде область, где встретились северные леса и европейская тайга. Эта местность сочетает в себе таёжную и степную фауну и флору, создавая очень живописные пейзажи. Более того, Тамбов известен еще благодаря так называемому тамбовскому волку и самой вкусной картошке!
Растительный мир Тамбовской области разнообразен. В лесах растет более 1 250 видов растительности. Среди которых: сосна, береза, осина, ольха, липа, ясень, клен, калина, шиповник,, можжевельник, мох, лишайник,, шалфей, колокольчик, тысячелистник, клевер, осока, тростник, лютик, лилия белая. Также 250 видов культурных растений.
Из Средиземноморья к нам завезены свёкла, горох, редька, лен, лук, капуста, морковь, пшеница, репа; из Средней Азии к нам пришли ячмень, тюльпан, яблоня; из Центральной Азии завезены просо, огурец, соя, гречиха слива, груша, акация, вишня; из Южной и Центральной Америки завезены фасоль, кукуруза, подсолнечник, картофель, томат, георгин, флокс.
Известно, что 43 % площади лесов занимает сосновый бор. 14 % занимают дубовые массивы.
Животный мир. На территории области проживают несколько сотен видов птиц, больше пятидесяти видов млекопитающих, восемь видов рептилий, десять видов амфибий, пятнадцать видов рыб и около двадцати тысяч беспозвоночных. Но в последнее время многие виды животных всё чаще становятся жертвами охотников и браконьеров и занесены в Красную книгу. В основном обитатели лесов — это бурый медведь, выхухоль, рысь, байбак (большой суслик), дикие кабаны, косули и лоси. Но встречаются и другие представители, такие как: стрекоза, слепень, медведка, сверчок, суслик, крот, оса, ворон, синица, кукушка, горлица, дятел, зяблик, дрозд, пеночка.
Большое место уделяется формированию у дошкольников общих представлений о природе, как о среде обитания человека, о фактах отрицательного и положительного воздействия человека на природу; формированию представлений о создании и охране заповедников, о Красной книге, содержащей сведения о редких видах животных и растений родного края.
Средства формирования представлений о природном мире: занятия, развлечения, викторины, экскурсии, чтение художественных произведений, дидактические игры, самостоятельная игровая деятельность.
Занятия. В систему занятий включены темы, предполагающие раскрытие взаимоотношений человека и природы: «Каков хозяин – таков и скот»; «Пришел февраль-недотрога – семена ближе к порогу»; «Без работы и репу не вырастишь» и т.д., осознание ребенком себя как субъекта природы. Комплексный подход к проблеме экологического воспитания выявил необходимость внесения регионального компонента в его содержание. Региональный компонент – это знакомство с природным ландшафтом родного города Тамбова и области, географическими и климатическими особенностями, наблюдения, знакомство с культурными достижениями, трудом жителей города и края; знакомство с родной культурой, обычаями, традициями, народными праздниками: «До Покрова – осень, за Покровом – зима идет», «В зимний холод – каждый молод».
На доступном, близком материале дети легче и быстрее усваивают взаимосвязи между явлениями природы.
Природные объекты окружающего мира. Способствуют развитию личности ребенка.
Подвижные игры краеведческого содержания. Позволяют обогатить знания о многообразии растительного и животного мира средней полосы.
Подвижные игры с использованием природных объектов воспитывают умственную активность, развивают психические процессы, вызывают интерес к познанию окружающего мира.
Игры в природной среде помогают сделать любой материал увлекательным, создают радостное настроение, облегчают процесс усвоения знаний.
Подвижные игры экологического содержания накопление представлений о природных объектах ближайшего окружения. Обогащается познавательный опыт детей.
Целевые маршруты в природу по возрастным группам. Интересные и содержательные, построенные на основе цикла времен года, прогулки включают в себя природные объекты территории детского сада. Любование природой, развитие чувства прекрасного, а затем уже развитие желания сохранить эту красоту, приумножить ее, узнать как можно больше о своей малой родине.
Работа с родителями. Ознакомления детей дошкольного возраста с природой родного края и воспитания основ патриотических чувств, воспитатели ДОО знакомят родителей с работой детского сада по данному вопросу; раскрывают им значение семьи в развитии высших нравственных чувств дошкольников; устанавливают преемственную связь между семьей и детским садом
Всем хорошо известно, Родина начинается с родного города, улицы. Изучать с детьми места, где живешь, любить бродить по знакомым улицам, наблюдать явления родной природы, - задача, которая вполне по плечу любой семье.
Многие семьи проводят свой досуг на природе, ребенок естественно включается в природную среду; в семье чувственное восприятие природных явлений осуществляется в основном индивидуально, что обеспечивает большую эмоциональность познания. В большинстве семей имеются реальные возможности для организации природоохранительной работы с детьми (наличие приусадебного хозяйства, дачи).
Домашние задания Родители получают задания на тему: «Просторы родного края», где им предлагается понаблюдать, рассказать, совершить прогулку, сделать поделку и т.п. Конечно, таким заданиям предшествует подготовительная работа. Педагог заинтересовывает родителей этой работой, показывает необходимость и важность ее для ребенка.
Итак, формирование у дошкольников представлений о природном мире Родного края – процесс сложный и кропотливый. Он происходит под непосредственным руководством взрослого. Взрослые – педагоги, родители – являются организаторами всего воспитательного процесса. При этом взрослые, как в работе с младшими, так и со старшими дошкольниками, должны включаться в деятельность детей, вместе трудиться, играть, наблюдать. То есть руководить процессом воспитания следует не со стороны, а изнутри его. Это сближает взрослых и детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение педагогического опыта."Формирование экологической культуры через ознакомление с растительным миром родного края."
Воспитание у детей с раннего детства ответственности за судьбу родной природы ,привлечение к посильной помощи в охране природы ,экологическое воспитание всего населения,а особ...
«Экологическое образование детей среднего дошкольного возраста посредством приобщения к природному миру родного края»
Управление образования, молодежной политики и спортаАдминистрации Шелеховского муниципального районаМУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ШЕЛЕХОВСКОГО РАЙОНА «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБР...
Статья по теме "Использование потенциала ИКТ в формировании представлений об объектах природного мира родного края у детей младшего дошкольного возраста"
Основы экологической культуры личности закладываются в период дошкольного детства. Родная природа является не только естественной первичной жизненной средой для каждого человека, с момента его рождени...
Консультация для воспитателей "Создание условий для формирования у детей дошкольников гуманного отношения к окружающим"
Взаимосвязь нравственного поведения устанавливается тогда, когда ребенка упражняют в нравственных поступках, ставят в ситуацию морального выбора, когда он сам решает, как поступить. Делая выбор в поль...
Самообразование "Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством приобщения к природному миру родного края" средняя группа
Последнее десятилетие на одно из первых по значимости мест выдвинулась проблема усиления экологической грамотности каждого жителя планеты Земля, так как мы стали брать от природы все, что нам необходи...
Консультация для воспитателей «Содержание и методика формирования представлений о форме детей 4-го года жизни»
Формирование представления о форме предметов и геометрических фигурах....
Опыт работы по теме «Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения к природному миру родного края»
Экологические проблемы в настоящее время несут глобальный характер и затрагивают все человечество. На современном этапе развития общества вопрос экологического воспитания приобретает особую остроту. Г...