Диагностический лист обследования познавательного развития ребёнка в средней группе
методическая разработка по коррекционной педагогике (средняя группа)
Для успешности воспитания и обучения дошкольников с ЗПР необходима правильная оценка их возможностей и выявление особых образовательных потребностей каждого ребёнка, поскольку дети с ЗПР исходно демонстрируют качественно неоднородные уровни познавательного, речевого и социального развития, что обусловлено различной степенью выраженности нарушений, а также индивидуальными особенностями развития. Данные, полученные в процессе психолого-педагогической диагностики воспитанников средней группы компенсирующей направленности для детей с ЗПР, проводимой учителем-дефектологом, фиксируются в разработанных нами индивидуальных «Диагностических листах обследования познавательного развития ребёнка в средней группе».
Разрабатывая «Диагностический лист обследования познавательного развития ребёнка в средней группе», мы опирались на уже существующие карты индивидуального обследования детей, предлагаемые нашими коллегами ранее. Однако предлагаемые карты не содержат:
- конкретных знаний, умений и навыков относительно возраста детей, а психофизические возможности ребёнка 4 лет, всё-таки отличаются от психофизических возможностей того же ребёнка 5 лет – на каждом году жизни достижения ребёнка усложняются;
- названий диагностических методик обследования с учётом возрастных особенностей детей.
Всё это, на наш взгляд, затрудняет работу учителя-дефектолога при проведении психолого-педагогической диагностики, обработке её результатов, дальнейшем планировании коррекционно-развивающей работы с детьми с ЗПР.
Поэтому в «Диагностическом листе …» подобраны конкретные диагностические методики и задания, позволяющие обследовать познавательные процессы и выявить объём усвоенных элементарных математических представлений у дошкольников с ЗПР 4–5 лет как на начало, так и на конец учебного года.
Структура «Диагностического листа …» традиционно составлена в соответствии с направлениями коррекционно-развивающей работы учителя-дефектолога в группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР.
Использование «Диагностического листа …» способствует оптимизации работы учителя-дефектолога при проведении психолого-педагогической диагностики воспитанников средней группы компенсирующей направленности для детей с ЗПР.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 141 КБ |
Предварительный просмотр:
Диагностический лист обследования
познавательного развития ребёнка
в средней группе
- Фамилия, имя _________________________________________________________
- Дата рождения ________________________________________________________
- Время проведения обследования_________________________________________
1. Восприятие
1.1. Цвет: назвать, показать, соотнести с образцом
Крас | Жёл | Син | Зел | Бел | Чёр | Сер | Розов | Голуб | Оранж | Корич | Фиол | |
Начало года | К 5 годам | |||||||||||
Конец года |
1.2. Величина: показать, назвать, сравнить (2 предмета), разложить (3-5 предметов), раскрасить
Большой/ Маленький | Длинный/ Короткий | Высокий/ Низкий | Широкий/ Узкий | Толстый/ Тонкий | |
Начало года |
(Колесникова,4г., с.5) |
(папка дошкольника) |
(Колесникова, 4 г., с. 5) |
(папка дошкольника) | К 5 годам |
Конец года |
|
|
|
|
|
1.3. Форма: показать, назвать, соотнести форму предмета с геометрической фигурой
Круг | Квадрат | Треугольник | Прямоугольник | Шар | Куб | |
Начало года |
(реальные предметы: зеркало, коробка, пирамидка) | К 5 годам | ||||
Конец года |
| Реальные предметы | ||||
1.4. Целостность восприятия (Н.Я. Семаго, М.М. Семаго, 2001), (Е.А. Стребелева, С.Д . Забрамная, 1985, 2003)
складывание картинок, разрезанных на 3 равные части (вдоль рисунка или поперёк его) | складывание картинок, разрезанных на 4 равные части (угол разреза = 90°). | складывание картинок, разрезанных на 4 равные диагональные части: прямые разрезы под углом = 90°. | |||
Начало года (чайник) | Конец года (леопард) | Начало года (чашка) | Конец года (матрёшка) | К 5 годам | Конец года (домик) |
1.5. Время: характерные особенности
Части суток | Времена года (Стребелева, с.99) | |||
Название | Последовательность | Название | Последовательность | |
Начало года | К 5 годам | |||
Конец года |
1.6. Пространство: по отношению к себе
Справа / Слева | Впереди / Сзади | Вверху / Внизу | Далеко / Близко | |
Начало года | Скажи, что ты видишь… | К 5 годам | ||
Нарисуй мячик… (Колесникова, 4 г., с. 23) | Помаши ручками … | |||
Конец года | Закрась машинки (Колесникова, 4 г., с. 23) | Раскрась то, что перед домиком, за домиком | Раскрась карусель (папка дошкольника) | Покажи берёзу, которая … |
2. Внимание: Устойчивость, Концентрация, Переключение, Распределение, Объём
Найди и раскрась | Чем отличаются картинки? | Найди отличия (Изд. Дом «Нева») | Найди такой же | Почини коврик | Что тут не дорисовано? | |
Начало года | Все цветочки (В.С. Немов) | С.Д. Забрамная, 2003: Таблица 31 |
(3 отличия)
(4 отличия) | С.Д. Забрамная, 1985: Таблица 34. | С.Д. Забрамная, 1985: Таблица 16, 17. | С.Д. Забрамная, 1985: Таблица 36-38. |
Конец года | Все грибочки (В.С. Немов) | С.Д. Забрамная, 1985: Таблица 31, 32 |
(5 отличий)
| С.Д. Забрамная, 2003: Таблица 33. | С.Д. Забрамная, 1985: Таблица 18—20. | С.Д. Забрамная, 2003: Таблица 35-37. |
3. Память
3.1. Слуховая память (модификация методики А.Р. Лурия)
Начало года | Дом | Кот | Мыло | Рука | Слон | 5 слов | |||||
____слов | |||||||||||
Конец года | Дом | Мяч | Соль | Мыло | Рука | Слон | 6 слов | ||||
____слов |
3.2. Зрительная память: С.Д. Забрамная
Посмотри и назови | Положи, как было | Чего не стало | ||
Начало года | 6 картинок: белка, бабочка, слон, ворона, флаг, лист | |||
Конец года | 7 картинок: машина, карандаш, медведь, барабан, рыба, арбуз, полотенце |
4. Воображение
Начало года | Конец года | |
Придумай рассказ (Модификация методики Р.С. Немова, 1995) | ||
Дорисовывание фигур | ||
На что это похоже? (Изд. Дом «Нева») | ||
Нарисуй что-нибудь |
5. Мышление
5.1. Анализ
Начало года | Конец года | |
Нелепости | С.Д.Забрамная, 2003, Табл. 43 | С.Д.Забрамная, 1985, Табл. 44 |
Закономерности | Заборчик (С.Д. Забрамная, 1998, с. 17) | Силуэты (Изд. Дом «Нева») |
5.2. Синтез
Начало года | Составляем Домик | Конец года | Составляем Петрушку |
5.3. Сравнение
Чем похожи предметы? (Изд. Дом «Нева») | ||
Начало года | Мяч – Шар | Конфеты – Торт |
Конец года | Кошка – Собака | Стакан – Чашка |
5.4. Обобщение
Разложи по группам, что к чему подходит | ||
Начало года | По величине | По форме |
Конец года | По цвету | По назначению |
5.5. Классификация
Геометрические фигуры | Предметы | |||
Начало года (С.Д.Забрамная,1985, Таблицы 62-65) | цвет | величина | форма | цветы – посуда |
Конец года (С.Д.Забрамная,2003, Таблицы 62-65) | цвет | величина | форма | мебель – посуда |
6. Элементарные математические представления: «Количество и счёт»
Начало года | Конец года | ||||
Количество | Много, один, ни одного | Покажи, где … (Изд. Дом «Нева») | |||
Раскрась: Цветок и бабочки (Колесникова, 4 года, с.17) | |||||
Счёт до 5 | Предметы отличаются по форме | С 5 лет | Геометрические фигуры | ||
Предметы отличаются по размерам | Квадраты | ||||
Предметы на разном расстоянии друг от друга | Грибочки и ёлочки (плоскостные предметы) | ||||
Предметы отличаются по расположению в пространстве | Грибочки и ёлочки (плоскостные предметы) | ||||
Отсчитывание | С 5 лет | Нарисуй четыре кружочка | |||
Равенство и неравенство групп | Сравнение: больше, меньше, поровну | Составление пар (Наложение / Приложение) | Матрёшки и кружочки (реальные и плоскостные предметы) | ||
Раскрась мячи и кубики (Колесникова, 4 года, с. 17) | |||||
С помощью счёта | С 5 лет | Нарисуй столько же кружочков (Колесникова, 4 г., с. 17) | |||
Уравнивание | Добавление / Убавление | Матрёшки и кружочки (реальные и плоскостные предметы) | Грибочки и ёлочки (плоскостные предметы) | ||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностическая карта физического развития ребенка средней группы
Диагностическая карта по ФИЗО дошкольника 4 - 5 лет...

Конспект нод по художественно-эстетическому развитию в средней группе. Лепка "Дубовый лист"
Лепка "Дубовый лист". Средняя группа...

Конспект нод по художественно-эстетическому развитию в средней группе. Лепка "Дубовый лист"
Лепка "Дубовый лист". Средняя группа...

Художественно-эстетическое развитие в средней группе. Нетрадиционное рисование. "Поможем осени раскрасить листья"
Конспект непосредственно образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию (изобразительная деятельность (рисование)) в средней группе с использованием нетрадиционной техники ...

Конспект образовательной деятельности в области художественно-эстетического развития в средней группе. Рисование: «Волшебные листья и ягоды».
Данный материал может быть полезен для воспитателей ДОУ, а также для родителей. Работа рассчитана на детей среднего дошкольного возраста. В процессе выполнения работы помочь познакомиться с росписью ...

Конспект образовательной деятельности по ОО «Речевое развитие»детей средней группы Тема: «Заучивание стихотворения Н. Нищевой «Осенние листья»
Конспект образовательной деятельности по ОО " Речевое развитие " детей средней группы Тема : " Заучивание стихотворения Н. Нищевой " Осенние листья "...

Диагностические листы: Познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно - эстетическое развитие, социально - коммуникативное развитие.
Диагностические листы: Познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно - эстетическое развитие, социал...