Статья "Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством обучения игре в шахматы"
статья
Статья "Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством обучения игре в шахматы"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 34.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством обучения игре в шахматы»
«Без шахмат нельзя себе представить воспитание умственных способностей и памяти»
В.А. Сухомлинский
Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста является актуальной проблемой современного дошкольного образования.
На современном этапе развития общества все больше требуются квалифицированные специалисты с высоким уровнем интеллектуальных возможностей. ФГОС ДО ориентирует образовательную деятельность на воспитание личностных качеств ребенка, формирование его способностей, в том числе интеллектуальных.
Дошкольники с развитым интеллектом более уверены в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе.
И в то же время стремительно меняется жизнь, быстро изменяются взгляды, представления детей, появляются новые объективные причины потери у них интереса к познанию. Причины встречающейся интеллектуальной пассивности детей часто лежат в ограниченности интеллектуальных впечатлений, интересов ребенка.
Исследования отечественных и зарубежных психологов свидетельствуют о том, что интеллектуальные способности – это внутренняя организация мышления, активная мыслительная деятельность. Их можно сравнить с инструментом, позволяющим приобретать знания, оперировать ими, а также обучаться выполнению действий. Они являются «инструментом» мыслительных процессов.
Благоприятный период для развития интеллектуальных способностей начинается в дошкольном детстве, когда ребенок учится самостоятельно анализировать, рассуждать, улавливать закономерности, выявлять причинно-следственные связи.
Изучив педагогические технологии я отметила, что уникальным средством, способствующим формированию интеллектуальных способностей у детей является игра в шахматы.
Идея использования игры в шахматы в формировании развития интеллекта у детей научно и практически давно апробирована и реализуется во многих странах, в том числе и в России.
Отечественными и зарубежными учеными не раз подчеркивались их достоинства как школьного учебного предмета. Отмечалась важная роль шахмат для: формирования творческих качеств личности учащегося (Б.С.Гершунский); развития планирующей функции мышления, тренинга гибкости мышления (Д.Б.Богоявленская ); повышения уровня логического мышления детей, и тем самым их успехами в овладении учебными предметами (Н.Ф.Талызина ), развития интеллектуальных способностей (Н.Г.Алексеев); полноценного воспитания умственных способностей и памяти (В.А.Сухомлинский ); формирования образного мышления (Л.А.Венгер). А Ш.А.Амонашвили, указал, что шахматы - это некий образ человеческого сознания и мышления, и он должен присутствовать в школе как обязательный образовательный курс.
Шахматы – это уникальный инструмент развития мышления, мощное средство для гармоничного развития интеллекта как детей, так и взрослых, так как они сочетают в себе элементы искусства, науки и спорта.
Игра в шахматы решает сразу несколько задач:
1. Познавательную: - расширяет кругозор, учит думать, запоминать, сравнивать, обобщать, предвидеть результаты своей деятельности, ориентироваться на плоскости (что крайне важно для школы). Развивает изобретательность и логическое мышление.
2. Воспитательную: - вырабатывает целеустремленность, выдержку, волю, усидчивость. А также внимательность и собранность. Ребенок, обучающийся этой игре, становится самокритичнее, привыкает самостоятельно думать, принимать решения, бороться до конца, не унывать при неудачах.
3. Эстетическую: обогащает внутренний мир, развивает фантазию, учит радоваться красивым комбинациям.
4. Физическую: побуждает уделять время физкультуре, чтобы хватало сил и выносливости сидеть за шахматной доской.
5. Коррекционную: помогает гиперактивному ребенку стать спокойнее, уравновешеннее, учит непоседу длительно сосредотачиваться на одном виде деятельности.
Из вышесказанного следует, что процесс обучения азам шахматной игры способствует развитию у детей способности ориентироваться на плоскости (что крайне важно для школы), развитию аналитико-синтетической деятельности, мышления, суждений, умозаключений, учит ребенка запоминать, сравнивать, обобщать, предвидеть результаты своей деятельности, содействует формированию таких ценнейших качеств, как усидчивость, внимательность, самостоятельность, терпеливость, гибкость, собранность, изобретательность и др.
Поскольку игра является ведущим видом деятельности дошкольников, использование такой интеллектуальной игры как шахматы позволит развивать интеллект детей в процессе игры.
Диагностическое обследование детей старшего дошкольного возраста ДОУ выявило то, что недостаточно развиты логическое мышление, ориентирование на плоскости, память, внимание.
Первичная диагностика показала, что 95 % детей не знакомы с игрой в шахматы, у 5% детей – средний уровень знаний и умений. В результате первичного обследования было выявлено следующее:
Дети не знают:
• шахматные термины;
• названия шахматных фигур;
• правила хода и взятия фигур;
• размещение доски между партнерами;
• начальное положение фигур;
• правила шахматного кодекса;
• не различают линии шахматной доски;
• историю возникновения шахматной игры;
• выдающихся шахматистов.
Анкетирование родителей выявило тот факт, что только 5 процентов родителей (папы) умеют играть в шахматы, но у них нет времени обучать своих детей. Также родители высказали мнение о важности обучения детей игре в шахматы.
В соответствии с выявленными проблемами и социальным заказом был организован шахматный кружок, занятия проходили 1 раз в неделю.
Цель программы кружковой работы: развитие интеллекта, познавательных процессов и творческой активности у детей старшего дошкольного возраста.
Были поставлены следующие задачи:
- развитие познавательной и продуктивной (конструктивной) деятельности;
- формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей;
- формирование навыков ориентирования в пространстве;
- сенсорно-перцептивная подготовка – развитие ориентировочной стороны познавательных процессов, формирование сенсорно-перцептивных действий; - мотивационная подготовка – формирование познавательных интересов, воспитание самоорганизованности и самоконтроля;
- коммуникативная подготовка – развитие диалоговых форм общения с другими и с собой (речевого мышления), формирование умений слушать и взаимодействовать с другими;
- укрепление психического и физического здоровья.
Работа по обучению игре в шахматы проходила поэтапно. Предварительно была составлена программа кружка на основе программы Игоря Георгиевича Сухина «Шахматы – школе». Основой организации работы с детьми в данной теме является система дидактических принципов:
• принцип психологической комфортности - создание образовательной среды, обеспечивающей снятие всех стрессообразующих факторов;
• принцип минимакса - обеспечивается возможность продвижения каждого ребенка своим темпом;
• принцип целостного представления о мире - при введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира;
• принцип вариативности - у детей формируется умение осуществлять собственный выбор и им систематически предоставляется возможность выбора;
• принцип творчества – данный процесс сориентирован на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности;
• принцип непрерывности и преемственности воспитательнообразовательного процесса между детским садом и школой – органичное и естественное продолжение воспитания, обучения и развития личности начатое в дошкольном возрасте и успешный переход на новый этап становления и развития ребенка в базовую школу
Процесс обучения игре в шахматы включал следующие этапы:
1.Знакомство с шахматной доской. Целью данного этапа являлось овладение пространственным ориентированием на плоскости, знакомство с названиями шахматных дорожек: горизонталь, вертикаль, диагональ, умением видеть всю доску, а также отдельное поле. На данном этапе эффективно использовала дидактические упражнения «Покажи Горизонтали», «Покажи Вертикали», «Покажи диагонали», «Назови адрес», «Засели фишку по адресу» и др.
2. Знакомство с фигурами и пешками. На этом этапе применялись игровой, наглядный и репродуктивный методы. Для знакомства с фигурами использовались загадки, стихи, игры, сказки. Например – сказка о двух королях, которые всегда враждовали, сказка о героической пешечке, которая преодолела все преграды, превратилась в ферзя и помогла своему королю победить. Можно поиграть в «ладью», рассказать о ней сказку, показать на шахматной доске ее домик, нарядить ее, начать за ней охотиться. Для закрепления знаний о фигурах и пешках я использовала разнообразные игры с шахматным содержанием, такие как:
• «Чудесный мешочек»
• «Угадай на ощупь»
• «Кто быстрее расставит фигуры»
• «Что общего и чем отличаются»
• «Лови – не лови»,
«Сделай так»
• «Кратчайший путь»
• «Перехитри часовых»
• «Один в поле воин»
• «Захват контрольного поля»
• «Ограничение подвижности»
• «Игра на уничтожение».
Соревновательный элемент и игровая мотивация, используемые в процессе обучения, способствовали повышению познавательного интереса детей, концентрации внимания, развитию произвольной памяти. Так как занятия носили большую интеллектуальную нагрузку, в середине занятия обязательно проводились динамические паузы или физкультминутки
3. Обучение правилам шахматной игры. На этом этапе дети в ходе игровых, театрализованных, сказочных ситуаций знакомились с различными правилами: правилами квадрата и оппозиции, рокировкой, «тронул -ходи», «сделал ход -обратного пути нет».
4. Решение шахматных задач и этюдов. На этом этапе дети учились решать различные задачи и этюды, знакомились с дебютом и волшебным миром комбинаций. Формирование шахматного мышления у ребенка проходит через ряд этапов от репродуктивного повторения алгоритмов и схем в типовых положениях, до творческого применения знаний на практике, подразумевающих, зачастую, отказ от общепринятых стереотипов.
5. Игра в шахматы. Это практическая часть обучения. Во время шахматных партий дети получают неоценимый игровой опыт, одерживают первые победы и учатся «стойко переносить» первые поражения. Обучающиеся познают дух соперничества и соревнования.
Практическая часть включала итоговые шахматные турниры в рамках группы, шахматный турнир по определению лучшего шахматиста детского сада.
В своей работе я старалась активно привлекать возможности современных информационно-коммуникационных технологий. Так как, использование ИКТ позволяет средствами мультимедиа, в наиболее доступной и привлекательной, игровой форме достигнуть нового качества знаний детей.
Развитие шахмат среди дошкольников невозможно представить без социального партнерства с родителями. В работе с родителями по данному направлению использовались следующие формы: консультации (устные и письменные), беседы (индивидуальные и подгрупповые), открытые занятия, семинар-практикум для родителей «Учимся играть в шахматы» и др.
Таким образом, из опыта моей работы в направлении шахматного образования в ДОУ следует отметить:
• начальный курс по обучению игре в шахматы максимально прост и доступен дошкольникам;
• важное значение при изучении шахматного курса имеет специально организованная игровая деятельность на занятиях,
использование приема обыгрывания учебных заданий, создания игровых ситуаций;
• у детей с самого раннего возраста формируется уважительное отношение к правилам, нормам поведения;
• шахматы положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и способствуют развитию таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением. Неоспорима польза игры в шахматы для детей. Начиная увлекаться этой игрой в раннем возрасте, ребенок получает мощный толчок развития, как в интеллектуальном, так и в личностном плане. Помимо того, что у ребенка активно развивается мышление, вырастает способность концентрироваться и улучшается память, у него формируются такие важные черты характера как эмоциональная устойчивость, твердая воля, решимость и стремление к победе. При этом поражения, которые обязательно бывают, учат его стойко и достойно переживать проигрыш, относиться к себе самокритично и анализировать собственные поступки, извлекая нужный и ценный опыт.
Литература:
1. От рождения до школы: примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – 3-е изд., испр. и доп. - М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. – 368 с.
2. Сухин, И. Г. «Дидактическое обеспечение развития способности действовать в уме» у дошкольников в контексте обучения игре в шахматы: автореферат диссертации / И. Г. Сухин. – Москва : Астрель, 2008.
3. Сухин, И. Г. Шахматы для самых маленьких / И. Г. Сухин. — М. : Астрель : АСТ, 2000.
4. Сухин, И. Г. Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и тайн полны: учебник для 1 класса четырехлетней и трехлетней начальной школы / И. Г. Сухин. – Обнинск : Духовное возрождение, 1998.
5. Сухин, И. Г. Шахматы, первый год, или Учусь и учу: пособие для учителя / И. Г. Сухин. — Обнинск : Духовное возрождение, 1999.
6. Сухин, И. Г. Шахматы для детей от 0 до 14 лет, родителей и педагогов. Стихийные волны шахматного всеобуча в РФ [Электронные ресурс]. – URL: http://chess555.narod.ru/ wseobuch4.htm/ (дата обращения: 01.09.2017).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2018/02/13/picture-212141-1518478251.jpg)
Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста через обучение игры в "Шахматы"
Методическая разработка по обучению детей игре "Шахматы"...
![](/sites/default/files/pictures/2014/08/25/picture-471270-1408961594.jpg)
РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ОБУЧЕНИЕ ИГРЫ В «ШАХМАТЫ»
Дошкольное детство – небольшой отрезок в жизни человека. Но за это время ребенок приобретает значительно больше, чем за всю последующую жизнь....
![](/sites/default/files/pictures/2018/02/08/picture-1000709-1518085998.jpg)
Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста посредством обучения игре на детских музыкальных инструментах.
Игра на детских музыкальных инструментах – это самая доступная форма общения ребенка с музыкой, именно здесь проявляется богатое воображение, стремление к самовыражению, способность перевоплощат...
![](/sites/default/files/pictures/2018/11/26/picture-286824-1543222839.jpg)
«Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста посредством обучения игре на детских музыкальных инструментах».
Как, обучая детей игре на музыкальных инструментах, развивать у них фантазию, творчество, стремление импровизировать....
![](/sites/default/files/pictures/2019/02/24/picture-1110425-1551017480.jpg)
Отчет по самообразованию на тему "Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста через обучение игре в шахматы»
Опыт работы пообучению детей игре в шахматы...
![](/sites/default/files/pictures/2024/04/02/picture-1386337-1712074693.jpg)
«Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста через обучение игры в шахматы».
Выступление на заседании РП(М)ОИз опыта работы: «Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста через обучение игры в шахматы»....