«Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста через обучение игры в шахматы».
материал

Оксана Исрафиловна Манафова

Выступление на заседании РП(М)О

Из опыта работы: «Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста через обучение игры в шахматы».

 

 

 

 

 

 

 

 

Составил:

воспитатель

Манафова Оксана Исрафиловна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Надым

2022г.

Слайд 1. Все чаще воспитатели детских садов и родители задают вопросы: «Можно ли обучать детей дошкольного возраста игре в шахматы? По плечу ли малышам эта полезная, увлекательная игра?».

Слайд 2. Если проанализировать историю шахмат, невольно бросается в глаза, что многие выдающиеся шахматисты познакомились с этой игрой в очень раннем возрасте: Х.Р. Капабланка, А. Карпов, П. Керес, С. Решевский, Г. Агзамов – в 4 года, В. Стейниц, М. Эйве, Н. Гаприндашвили, М. Чибурданидзе – в 5 лет, Г. Каспаров, Б. Спасский, Р. Фишер, О. Рубцова, Ю. Балашов – в 6-летнем возрасте, А. Алехин, М. Таль, В. Смыслов – к 7 годам.

Впрочем, не все дети, кого увлечет шахматная игра, станут чемпионами. Поэтому для большинства из нас важнее вторая причина раннего знакомства с шахматами - желание вырастить гармонично развитого человека. Не случайно охотно проводили досуг за шахматной доской А. Пушкин и М. Лермонтов, И. Тургенев и Л. Толстой.

 Игры в шахматы благотворно влияют на подготовку к школе. Дети, вовлеченные довольно рано в волшебный мир шахмат, лучше успевают в школе, особенно в точных науках, и даже быстрее делают домашние задания.

Как же развить логику ребёнка, зажечь желанием получать новые знания? Конечно же, заинтересовать увлекательной игрой, ведь игра - единственная форма деятельности ребёнка, которая во всех случаях отвечает его организации.

Благодаря этой игре в шахматы дети учатся быть терпеливыми, усидчивыми, настойчивыми в достижении поставленной цели, вырабатывают в себе работоспособность, умение решать логические задачи в условиях дефицита времени, тренируют память, учатся самодисциплине и т. д.

Применение в работе с детьми методики раннего обучения азам шахматной игры способствует развитию у детей способности ориентироваться на плоскости, развитию аналитико-синтетической деятельности, мышления, суждений, умозаключений, учит ребёнка запоминать, сравнивать, обобщать, предвидеть результаты своей деятельности.

Шахматы - уникальный инструмент развития творческого мышления, мощное средство для гармоничного развития интеллекта ребёнка. Они сочетают в себе элементы искусства, науки и спорта. Игра развивает и дисциплинирует мысль, даёт больше человеку, чем он тратит на неё. Но само умение хорошо играть – это уже искусство, ибо как и в искусстве, интеллектуальному творчеству в шахматах предела нет. Шахматы - это творчество, сочетающееся со строгими правилами и широким простором для самостоятельности и выдумки, и даже пешка, как Алиса в сказке, может стать королевой. А шахматные правила достаточно просты и доступны, а играть в них можно где угодно.  Такое положение вещей дает все основания широко популяризировать шахматы среди воспитанников старшего дошкольного возраста. Шахматная игра - увлекательная игра для детей. На шахматной доске сражаются два войска - белые и чёрные. Дети погружаются в особый мир, где они сами командуют своим шахматным войском. Но вместе с тем ребёнок начинает понимать, что от его умения зависит результат игры, что делает его более ответственным к своим действиям. Дети сами начинают тянуться к получению знаний. Вначале изучают правила игры, затем учатся составлять планы игры, решать шахматные задачи, играют партии между собой, анализируют партии известных шахматистов, участвуют в шахматных соревнованиях. Совершенствованию в шахматах нет предела, всегда есть чему учиться и чему удивляться. Их глубина и красота неисчерпаемы, и потому они могут стать вашим спутником на всю жизнь.

Шахматы – это не только игра, доставляющая детям много радости, удовольствия, но и действенное, эффективное средство их умственного развития. Неоценима роль шахмат в формировании внутреннего плана действий – способности действовать в уме. Игра в шахматы развивает наглядно-образное мышление дошкольника, способствует зарождению логического мышления, воспитывает усидчивость, внимательность, вдумчивость, целеустремленность. Ребенок, обучающийся этой игре, становится собраннее, самокритичнее, привыкает самостоятельно думать, принимать решения, бороться до конца, не унывать при неудачах. Цепкая память и удивительная любознательность малышей позволяют увлечь их игрой в деревянные (или пластмассовые) фигурки. Шахматная игра дарит ребенку радость творчества и обогащает его духовный мир. 

      Шахматы подойдут для детей, имеющих противопоказания для занятий активными видами спортивных игр. Исследования ученых говорят, что дети, занимающиеся шахматами, на 60% лучше усваивают школьную программу, у них быстрее развивается память, легче дается изучение точных наук. Поэтому родителям, желающим улучшить результативность детей в учебе, стоит подумать о секции шахмат.

        Однако интерес к шахматам, желание научиться играть возникает и у дошкольников пяти, семилетнего возраста. В чем же польза от ранних занятий шахматами? Как известно ребенок, существо крайне непоседливое и нетерпеливое. Но между тем для многих детских игр необходимо умение сосредотачиваться, доводить начатое дело до конца, да и усидчивость свойства отнюдь не лишнее.

Слайд 3. Знакомство с миром шахмат поможет подготовить разум ребенка к восприятию абстрактных, логических категорий, развить память, внимание, мышление, так как по форме организации шахматы это игра: фигуры забавные и даже похожи на некоторые привычные игрушки, они приятны на ощупь и имеют интересные для детей названия.

Слайд 4. Когда детей знакомила с названиями фигур, использовала стихи, игры, сказки. Например, при знакомстве с пешкой нужно рассказать сказку о героической пешечке, пробившейся все преграды к заветному полю превращения ферзя. Можно поиграть в «ладью», рассказать о ней сказку, показать на шахматной доске ее домик и начать за ней охотиться.

Слайд 5. Для легкого, быстрого усвоения и закрепления знаний о фигурах и пешках я использую разнообразные игры с шахматным содержанием, такие как «Волшебный мешочек», «Какая фигура лишняя», «Построить из шахматных фигур вертикаль, горизонталь, диагональ», «Кто быстрее расставит фигуры» и многие другие игр.

Слайд 6. Видеосюжет. А сейчас вашему вниманию будет представлен видеосюжет, где воспитанники продемонстрируют результаты овладениями азами шахматной игры, в частности перемещения фигур по линиям: диагональ, горизонталь, вертикаль.

Игра «Волшебный мешочек» помогает детям закрепить названия шахматных фигур, т.е ребенок уже на ощупь определяет какую фигуру он держит в руке.

 В игре «Какая фигура лишняя» дети демонстрируют результаты полученных знаний о фигурах: черные и белые, сильные и слабые.

Как видите, дети не только правильно расставляют фигуры на шахматной доске, но и быстро их запоминают. Стоит отметить, что игра в шахматы вызывает большой интерес у ребят.

Игру в шахматы включаю не только на дополнительных занятиях, но и во время самостоятельной игровой деятельности. Научить играть в шахматы можно каждого, но для этого необходимо запастись терпением. Наша цель – не воспитывать чемпионов, а прививать интерес к мудрой игре.

Игра с педагогами. Так как шахматы - это целый мир логики и эмоций, давайте испытаем его вместе со мной.

1. «Найди лишнее слово». (Диагональ, вертикаль, пересекаль, горизонталь.

2. Что такое МАТ в шахматах? (Когда король находится под шахом, и он не может сделать ни одного хода, чтобы спастись).

3. С чем сравнивается ход коня? (С буквой – Г)

4. Король главная фигура в игре или сильная? (Главная).

5. А эта фигура самая маленькая как маленький солдат, но храбрый и отважный, ход в две клеточки она делает однажды. (пешка)

6. Эта фигура самая сильная, может  ходить и прямо, и наискосок.

7. Достаньте из мешочка на ощупь единственную фигуру, которая может перепрыгивать через свои и чужие фигуры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл iz_opyta_raboty_manafova_o.i.pptx1.67 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Из опыта работы: «Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста через обучение игры в шахматы». Выполнил: Воспитатель Манафова Оксана Исрафиловна Надым 2022 г Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Сказка» г. Надыма»

Слайд 2

Керес П.П А. Карпов Х.Р. Капабланка В. Стейниц М. Эйве Б. Спасский

Слайд 3

На что похожа фигура?

Слайд 4

Читаем про шахматы

Слайд 5

Дидактические игры с шахматами «Чудесный мешочек» «Построй из шахматных фигур диагональ» «Построй из шахматных фигур горизонталь» «Какая фигура лишняя?» «Построй из шахматных фигур вертикаль»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ОБУЧЕНИЕ ИГРЫ В «ШАХМАТЫ»

Дошкольное детство – небольшой отрезок в жизни человека. Но за это время ребенок приобретает значительно больше, чем за всю последующую жизнь....

Статья "Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством обучения игре в шахматы"

Статья "Развитие интеллектуальных способностей   детей  старшего дошкольного возраста посредством обучения игре в шахматы"...

Методическая разработка "Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста через обучение игре в шахматы"

Методическая разработка представляет собой поэтапную систему работы по развитию интеллектуальных способностей старших дошкольников через обучение игре в шахматы.Основное назначение методической разраб...