Консультация для воспитателей на тему: «Слоговая структура слова»
консультация
Речевые нарушения у детей дошкольного возраста разнообразны, но практика логопедической работы показывает, что часто на первый план выдвигается коррекция звукопроизношения и недооценивается значение формирования слоговой структуры слова, а это одна из причин возникновения дисграфий и дислексий у школьников. Именно о преодолении нарушений слоговой структуры слова мы и поговорим сегодня.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 15.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей на тему:
«Слоговая структура слова»
Речевые нарушения у детей дошкольного возраста разнообразны, но практика логопедической работы показывает, что часто на первый план выдвигается коррекция звукопроизношения и недооценивается значение формирования слоговой структуры слова, а это одна из причин возникновения дисграфий и дислексий у школьников. Именно о преодолении нарушений слоговой структуры слова мы и поговорим сегодня.
Среди нарушений речи у детей дошкольного возраста одним из наиболее трудных для коррекции является особое проявление речевой патологии – нарушение слоговой структуры слов. Этот дефект речевого развития характеризуется трудностями в произношении слов сложного слогового состава (нарушение порядка слогов в слове, пропуски либо добавления новых слогов и звуков).
Нарушения слоговой структуры слов обычно выявляется при логопедическом обследовании детей с общим недоразвитием речи, но оно может быть также у детей, страдающих только фонетико-фонематическим недоразвитием речи. Как правило, диапазон данных нарушений широко варьируется: от незначительных трудностей произношения слов сложной слоговой структуры в условиях спонтанной речи до грубых нарушений при повторении ребёнком двух- и трёхсложных слов без стечения согласных даже с опорой на наглядность. Данный вид речевой патологии встречается у всех детей с моторной алалией, у которых фонетические нарушения речи не являются ведущими в синдроме, а только сопровождают нарушение лексики. В анамнезе детей, страдающих нарушением слоговой структуры слов, отмечается задержка речевого развития в раннем возрасте и появление первых слов в усечённой форме. В случае речевой патологии данные возрастные нарушения к трём годам не исчезают из детской речи, а, наоборот, приобретают ярко выраженный стойкий характер.
Нарушение слоговой структуры слов сохраняется у детей с патологией речевого развития на протяжении многих лет, обнаруживаясь, всякий раз, как только ребёнок сталкивается с новой звуко-слоговой и морфологической структурой слова.
Нарушение слоговой структуры слов представляет значительную сложность для логопедической работы. Недостаточная степень коррекции данного вида фонологической патологии в дошкольном возрасте впоследствии приводит к возникновению у школьников дисграфии и дислексии, а также вызывает появление вторичных психических наслоений.
Выбору методов и приёмов коррекционной работы по устранению данного нарушения всегда предшествует обследование ребёнка-логопата. Обследование состояния слоговой структуры слов проводится по традиционной схеме с обязательным учётом общего уровня речевого развития ребёнка, его интеллектуальных возможностей, возраста (методики Г.В.Бабенко, А.К.Марковой). Следует отметить, что логопедическое обследование ребёнка с любой речевой патологией обязательно включает раздел «Состояние слоговой структуры слов».
В процессе отработки слов с различными типами слоговой структуры можно использовать разные игры и упражнения. Например:
«Разгадай ребус».
Цель игры: научить детей выделять первый слог из слова, составлять слова из слогов (ромашка, самолёт – роса; ухо, колокольчик, лыжи – уколы).
«Из слогов – предложение».
Цель игры: научить выделять первый слог из слова, составлять по первым слогам слова, а из них – предложение. (1строка – ягоды; 2строка - берёза, гуси; 3строка – полотенце; 4строка – лебеди, сухари –Я бегу по лесу.)
«Слоговая цепочка».
Цель игры: научить выделять в словах первый и последний слоги.(луна – напёрсток, книга – гараж, лиса – самовар и т.д.)
«Учись читать».
Цель игры: сформировать у детей первоначальное умение чтения открытых слогов, составление из данных слогов трёхсложных слов. (24 карточки: зада чапосе выпери назоло точуче и т.д.)
«Слоговая гусеница».
Я - гусеница не простая, гусеница слоговая.
Слоги могут в слова превращаться,
Если с ними уметь обращаться.
Проходите те вперёд, кто слова во мне найдёт.
Цель игры: составить из слогов, которые вставлены в кармашках на гусенице, как можно больше слов. ( Слоги – МА РА НА ША У ЛА ШИ ПА).
«Кто это?».
Цель игры: правильно произнести трудное слово, объяснить его значение, разделить на слоги (строитель, парикмахер, водопроводчик, милиционер, библиотекарь, часовщик и т.д.).
«Домики».
Цель игры: «поселить» одно-, двух- и трёхсложные слова в нужный домик (мак, грузовик, банан, дым, овощи, кукла, капуста, слон и др.)
«Разложи и назови».
Цель игры: разложить картинки под схемы слов, назвать ударный слог.
«Найди одинаковый слог».
Цель игры: рассмотреть картинки и найти одинаковый слог во всех словах (самолёт, молоко, мороженое) и т.д.
Все использованные игры наглядно иллюстрированы. Но конкретные виды упражнений и игры логопед выбирает самостоятельно в зависимости от уровня речевого и интеллектуального развития ребенка, его возраста и вида речевой патологии.
Как показали исследования Г.М. Ляминой, со стороны взрослого требуется от 70 до 90 повторений нового слова, прежде чем у ребёнка закрепится самостоятельное употребление этого слова. Естественно предположить, что ребёнок с недоразвитием речи на первом этапе обучения нуждается в большем числе повторений. Поэтому работа по коррекции слоговой структуры слов должна вестись длительно, систематизировано, по принципу от простого к сложному, с учётом ведущего вида деятельности детей и с применением наглядности.
Желаю творческих успехов в коррекционной работе по преодолению нарушений слоговой структуры слов!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/24/picture-883087-1485277249.jpg)
Консультация для воспитателей "приемы формирования слоговой структуры слова у дошкольников"
Среди разнообразных нарушений речи у детей дошкольного возраста одним из наиболее трудных для коррекции является такое особое проявление речевой патологии, как нарушение слоговой стр...
![](/sites/default/files/pictures/2024/12/19/picture-1013206-1734606716.jpg)
Мастер – класс «Использование дидактических игр в работе воспитателя для формирования слоговой структуры слова дошкольников с ТНР».
Цель мастер – класса: повысить профессиональное мастерство педагогов – участников мастер – класса в процессе активного педагогического общения по проблеме устранения ...
Консультация для родителей: "Коррекция нарушения слоговой структуры слова."
Нарушение слоговой структуры слова (ССС) – одно из самых стойких и труднокорригируемых нарушений речи, которое характеризуется трудностями в произношении слов сложного слогового состава....
![](/sites/default/files/pictures/2020/09/02/picture-1264349-1599055373.jpg)
Консультации для родителей по формированию слоговой структуры слова у детей
В материале раскрыто понятия слоговой структуры слова, видов нарушений слоговой структуры слова. Приведены игры и упражнения по формированию слоговой структуры слова у детей с нарушениями речи....
![](/sites/default/files/pictures/2022/12/01/picture-430473-1669898342.jpg)
Консультация для родителей "Коррекция нарушений слоговой структуры слова"
Коррекция нарушений слоговой структуры слова...
Консультация для родителей "Коррекция нарушений слоговой структуры слов"
Среди разнообразных нарушений речи у детей дошкольного возраста одной из патологии, как нарушение слоговой структуры слов. Этот дефект речевого развития характеризуется трудностями в произношени...
![](/sites/default/files/pictures/2024/04/11/picture-1498581-1712811379.jpg)
Мастер – класс для педагогов на тему: «Использование дидактических игр в работе воспитателя для улучшения слоговой структуры слова дошкольников логопедической группы».
Цель мастер – класса: повысить профессиональное мастерство педагогов – участников мастер – класса в процессе активного педагогического общения по проблеме устранения наруше...