ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ «Исследуй, пробуй, рассуждай!»
методическая разработка
Аннотация к инновационному продукту
Образовательное учреждение: Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 73 комбинированного вида Красносельского района Санкт-Петербурга.
Авторы: Оболдина Наталья Владимировна, Колотилова Елена Алексеевна, Бекимова Галина Вячеславовна.
Методическое пособие "Использование робота Bee-Bot" разработано в процессе реализации инновационного проекта "Исследуй, пробуй, рассуждай!". Пособие направлено на формирования алгоритмических умений и начального программирования у детей дошкольного возраста (5-7 лет). Оно включает в себя особенности организации и описание сценариев использования программируемого робота Bee-Bot в различные режимные моменты в разных видах деятельности.
Пособие адресовано педагогам дошкольных образовательных учреждений и родителям детей 5-7 лет, заинтересованных в создании условий для формирования алгоритмических умений и начального программирования у детей.
Методическое пособие "Использование робота Bee-Bot" разработано с учётом целевых ориентиров и требований ФГОС ДО.
Использование методического пособия в практике детского сада будет способствовать:
- развитию алгоритмических умений и начального программирования, а так же предпосылок научно - технического творчества и интеллектуальной активности детей;
- повышению уровня профессионального мастерства педагогов и развитию кадрового потенциала в целом;
- формированию позитивного имиджа образовательного учреждения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.docx | 37.49 КБ |
proekt.docx | 37.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №73 комбинированного вида Красносельского района Санкт-Петербурга
ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ
«Исследуй, пробуй, рассуждай!»
Создание условий для развития предпосылок научно - технического творчества и интеллектуальной активности детей на всех этапах дошкольного детства.
Авторы-разработчики:
Кузнецова М.Ю., заведующий
Оболдина Н.В., старший воспитатель
Бекимова Г.В., воспитатель
Колотилова Е.А., воспитатель
Санкт-Петербург
2019
1. Основная идея проекта
Развитие предпосылок научно - технического творчества и интеллектуальной активности детей дошкольного возраста через внедрение технологии "STEAM – образование".
1.2. Актуальность проблемы
На заседании Совета по науке и образованию в 2014 году В.В.Путин отметил, что " лидерами глобального развития становятся те страны, которые способны создавать прорывные технологии и на их основе формировать собственную мощную производственную базу. Качество инженерных кадров становится одним из ключевых факторов конкурентноспособности государства и основой для его технической и экономической независимости". В современной России приоритетным является развитие науки, техники и производств, подготовка квалифицированных кадров, способных ориентироваться в непрерывном потоке новой информации, принимать нестандартные творческие решения. В условиях реализации ФГОС ДО современное образование все более и более ориентировано на формирование ключевых личностных компетентностей, на развитие способности воспитанников самостоятельно решать проблему, на совершенствование умений оперировать знаниями, на развитие интеллектуальных способностей. В этой связи актуальными становятся формирование у детей дошкольного возраста технического мышления, развитие исследовательских, инженерно - конструкторских навыков. Эффективным инструментом развития технологической компетентности будущих инженерных кадров в стенах современного дошкольного учреждения является STEAM – образование (S – science – естественные науки, T – technology – технология, E – engineering – инженерное искусство, M – mathematics –математика).
SТЕМ- образование детей дошкольного и младшего школьного возраста - это парциальная модульная программа развития интеллектуальных способностей в процессе познавательной деятельности и вовлечения в научно-техническое творчество. Структурно программа представлена в интеграции образовательных модулей на схеме.
Схема 1
Дидактическая система Фридриха Фребеля
| ||||
Экспериментирование с живой и неживой природой | Лего-конструирование | Математическое развитие | Робототехника | Мультстудия «Я творю мир» |
(ст. 2.7. ФГОС ДО) Реализация образовательных модулей в приоритетных видах деятельности детей дошкольного возраста
|
Данный проект предполагает внедрение в воспитательно - образовательный процесс ДОУ новой STEM – технологии, обеспечивающей развитие у дошкольников интереса к науке, технике, образованию, культуре, формирования у них творческого мышления, инициативности, способности к принятию нестандартных решений. Реализация проекта позволит систематизировать эту деятельность и поднять ее на более высокий качественный уровень.
1.3. Обоснование значимости предлагаемого проекта для развития системы образования Красносельского района и Санкт-Петербурга
Актуальна тема нашего проекта и для развития системы образования Красносельского района , так как соответствует Программе развития образовательной системы Красносельского района Санкт-Петербурга
Подпрограмма 1. "Развитие дошкольного образования"
Одна из задач: качественное изменение содержания дошкольного образования, отвечающего требованиям федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования;
Подпрограмма 4. "Развитие воспитания и социализации обучающихся Красносельского района"
Цель: Обновление районной системы воспитания учащихся с учетом интересов детей, совершенствования педагогического потенциала, актуальных потребностей современного российского общества и роли России в мировом сообществе
Мероприятия, предусмотренные данной подпрограммой, будут направлены на обеспечение права каждого ребенка на качественное и доступное образование, создание стартовых условий для полноценного физического и психического развития детей как основы их успешного обучения в школе.
1.3.1. Проект является решением задач, поставленных в «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»:
- развитие личности, обладающей актуальными знаниями и умениями;
- создание условий для повышения ресурсного, организационного, методического обеспечения воспитательной деятельности и ответственности за ее результаты.
1.3.2. Проект также является решением одной из задач ФГОС дошкольного образования:
- создание благоприятных условий развития детей в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка.
1.3.3. Проект соответствует задаче «Стратегии инновационного развития Российской Федерации до 2020 года»:
- развитие кадрового потенциала в сфере науки, образования, технологий и инноваций.
Новизна проекта
В результате реализации инновационного проекта в ДОУ появится возможность создания мультифункциональной, вариативной среды для развития технологической компетентности дошкольников в области робототехники, математики, естественных наук, инженерной графики, исследовательской и проектной деятельности.
Направление реализации проекта:
Повышение качества образовательного процесса в дошкольных образовательных организациях в соответствии с требованиями ФГОС ДО: развивающая предметно-пространственная среда, педагогическое взаимодействие, кадровый потенциал.
Срок реализации проекта: 2020 - 2022 г.
Ожидаемые результаты проекта
- создана модель мотивирующей образовательной среды для развития предпосылок научно - технического творчества и интеллектуальной активности дошкольников;
- Разработано программно-методическое сопровождение по использованию STEM - технологий в работе с детьми дошкольного возраста;
- уровень материально - технического оснащения соответствует требованиям STEM - образования;
- обеспечена вариативность содержания образовательного процесса за счет использования следующих образовательных модулей: "Дидактическая система Ф.Фрёбеля", "LEGO – конструирование", "Робототехника", "Мультстудия "Я творю мир"", "Экспериментирование с живой и неживой природой", "Математическое развитие дошкольников"
- дошкольники способны проявлять инициативу и самостоятельность в разной деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др., обладают развитым воображением, имеют навыки научно-технического творчества;
- сформированы профессиональные компетенции педагогических кадров по моделированию образовательной среды для интеллектуальной активности и развития предпосылок научно-технического творчества детей.
Ожидаемые эффекты проекта
- раскрытие интеллектуального и творческого потенциала воспитанников;
- профессиональный и личностный рост педагогов, готовых к творческой и инновационной деятельности;
- повышение профессионального рейтинга дошкольного учреждения;
- трансляция достижений через систему конкурсов и научно - практических конференций Красносельского района и СПб для педагогов.
Ожидаемая практическая значимость предлагаемого проекта для системы образования
- создание готовых методических материалов с целью распространения и обмена опытом работы по использованию STEM – технологии в практике дошкольных образовательных организаций Красносельского района и СПб;
- создание методических рекомендаций по моделированию образовательной среды, направленной на развитие детского технического творчества, для дальнейшего использования технологии «STEM – образования» в системе дошкольного образования;
- трансляция передового опыта на разных уровнях, информирование общественности о результатах реализации проекта.
2. Цель: Создание условий для развития предпосылок научно - технического творчества и интеллектуальной активности детей на всех этапах дошкольного детства.
3. Задачи
- развитие материально-технической базы дошкольной организации и создание условий для развития интеллектуальных способностей детей, критического мышления, формирования навыков коллективной работы в процессе познавательно-исследовательской деятельности и научно-технического творчества;
- разработка программно - методического сопровождения "Растим инженеров" по использованию STEM - технологий в работе с детьми дошкольного возраста включающее в себя: методические рекомендации по организации ППРС; материалы для организации мониторинга эффективности внедрения программы; сценарии и конспекты практик;
- обеспечение формирования компетенций и стимулирование педагогических кадров в работе с дошкольниками с использованием STEM - технологий.
- повышение качества образования в ГБДОУ детском саду № 73 Красносельского района СПб посредством создания научно-образовательной STEM - лаборатории для развития интеллектуальных способностей детей в процессе познавательной деятельности и вовлечения их в научно – техническое творчество на всех этапах дошкольного детства
4. Программа реализации инновационного проекта.
Этап работы | Задачи этапа | Основное содержание работы | Необходимые условия организации работ | Прогнозируемый результат | Материалы, подтверждающие выполнение работ по этапу | Сроки выполнения |
1 этап. Организационноподготовительный | 1. Подготовка нормативно-правовой и материально-технической базы для внедрения и осуществления проекта. | 1. Создание необходимых локальных актов. 2. Создание материально-технических условий. | 1. Инициативная группа педагогов | 1. Создание творческой группы 2.Проведение мониторинга состояния РППС группы в соответствии с требованиями ФГОС ДО. 3. Приобретение недостающих игр и пособий для STEM –лаборатории | 1. Приказ заведующего Положение о творческой группе 2. Протокол заседания творческой группы 3. Акт выполненных работ | Январь-Февраль 2020 |
2. Повышение квалификации и профессиональной компетентности педагогов. | Подготовка кадрового состава: -Анкетирование | 1. Проведение ознакомительного семинара с родителями и педагогами ДОУ | 1. Обучение педагогов на КПК | 1. План-график внутриобъектового обучения педагогов | Март 2020 | |
3. Разработка плана мероприятий совместной деятельности детей, педагогов и родителей. | 1. Изучение научнометодической литературы по вопросам формирования у детей | 1. План мероприятий на 20-22 гг. 2. Протокол заседания творческой группы | ||||
2 этап. Основной: теоретический и практический | Апробация современных наборов в «STEM -лаборатории». | 1. Мастер-класс «STEM технологии в образовательной деятельности». -образовательные ситуации; вание | 1 Разработаны конспекты НОД. 2.Оформление для родителей | Сентябрь 2020- май 202 | ||
3 этап. Заключительный: рефлексивноаналитический | Презентация обобщенного опыта педагогов ДОУ через выступление на районном и городском уровне. | Разработка методического пособия "Растим инженеров" включающее в себя: -методические рекомендации по организации ППРС; -материалы для организации мониторинга эффективности внедрения программы; -сценарии и конспекты практик; | Методическое пособие "Растим инженеров" включающее в себя: -методические рекомендации по организации ППРС; -материалы для организации мониторинга эффективности внедрения программы; -сценарии и конспекты практик; | 1. Методическое пособия "Растим инженеров" | Декабрь 2022 |
5. Конечные продукты реализации инновационного проекта:
Разработка программно - методического сопровождения по использованию STEM - технологий в работе с детьми дошкольного возраста"Растим инженеров"
6. Предложения по распространению и внедрению результатов инновационного проекта в образовательную практику.
Распространение результатов инновационного проекта предполагается через участие членов рабочей группы в методических мероприятиях различного уровня (семинарах, конференциях, круглых столах, вебинарах и т.д.) и конкурсных мероприятиях по инновационной деятельности, а также организацию собственных методических мероприятий, где будут тиражироваться опыт работы по теме проекта и полученные результаты. Возможна апробация подготовленных продуктов в образовательных организациях партнёрах с получением обратной связи в виде отзыва.
7. Ресурсное обеспечение:
7.1. Кадровый состав, готовый к инновационной деятельности:
Заведующий, старший воспитатель, воспитатели.
Каждому участнику проекта были обозначены его функциональные обязанности в соответствии с задачами исследования и направленности его профессиональной деятельности для реализации инновационного проекта
Заведующий ГБДОУ: | Создает оптимальные условия: организационные, кадровые, материальные для реализации проекта; |
Старший воспитатель: | Организует заседание творческой группы по реализации проекта; |
Воспитатели: | Осуществляют разработку и реализацию здоровьесберегающего режима дня с использованием STEM- технологий; ; |
В рамках подготовки к запуску инновационного проекта нашим ДОУ были проведены следующие мероприятия:
1. Старший воспитатель Оболдина Н.В. и группа педагогов посетили творческую встречу на базе педагогического колледжа № 1 им. Некрасова, где С.А. Аверин, один из авторов программы, президент ГК "ЭЛТИ-КУДЕЦ", познакомил с парциальной модульной программой развития интеллектуальных способностей в процессе познавательной деятельности и вовлечения в научно-техническое творчество " SТЕМ - образование детей дошкольного и младшего школьного возраста".
2. Воспитатели прошли курсовую подготовку и повысили свою квалификацию по теме: "Реализация парциальной модульной программы "STEM-образование для детей дошкольного возраста" в соответствии с ФГОС ДО" в ФГБНУ "Институт изучения детства, семьи и воспитания РАО"
7.2. Предложение по кандидатуре научного руководителя:
7.3. Имеющаяся в организации материально-техническая база, соответствующая задачам планируемой инновационной деятельности:
Приобрели материалы по модулям и изготовили самостоятельно комплект оборудования, который позволит широко использовать возможности, заложенные в программе SТЕМ для вовлечения детей в научно-техническое творчество.
Модуль | Оборудование |
Комплект оборудования | Представлен 4 отдельными модулями и съёмным напольным подиумом, объединяющим эти модули в единое рабочее пространство. Что способствует трансформируемости и мобильности. |
«Экспериментирование с живой и неживой природой» | Представлен предметами исследовательской лаборатории – колбами, мерными стаканчиками, лупами, контейнерами для наблюдения за живыми обьектами и многим другим |
«Математическое развитие» | Представлен наборами геометрических мозаик, логических пазлов, различных весов, геометрических тел и многих других пособий, способствующих формированию первичных представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира |
«Робототехника» | Представлен набором «Bee-Bot», состоящий из программируемого робота пчелы, набора кубиков, двух ковриков-полей и интерактивной среды. |
Планируем приобрести | |
«Робототехника» | Наборы «My robot time» |
«Лего-конструирование» | Представляет собой сочетание конструктора с игровым набором, способствующим исследовать процессы, делать предположения, использовать подручные инструменты и многое другое. |
«Дидактическая система Ф.Фрёбеля» | Представляет собой 6 наборов для развития пространственного мышления, выполненных из дерева и подробно описанных в методических рекомендациях. |
Мультстудия «Я творю мир» | В комплект входит оборудование (ширма, web-камера на гибкой основе, набор фонов, декораций и магнитов), программное обеспечение (диск с компьютерной программой) и научно-методическое обеспечение (пошаговая инструкция в вопросах и ответах) |
7.4. Финансовое обеспечение реализации инновационного проекта
Реализация проекта не требует дополнительного финансирования. Мотивация участников проекта путём включения критерия "Внедрение инновационных технологий в образовательный процесс".
8. Критерии и показатели эффективности реализации инновационного проекта, в т.ч. описание системы мониторинговых исследований за ходом её реализации.
Мониторинг за ходом реализации эксперимента проводится 2 раза в год. Оценить эффективность планируемой работы будет возможно по следующим критериям и показателям:
Критерий | Показатели | Процедуры мониторинга за ходом реализации инновационного проекта |
Сформированность интеллектуальных операций | Уровень способности к практическому и умственному экспериментированию | Сравнительный анализ входной, промежуточной и итоговой диагностики на основе бесед, наблюдений, проблемно-игровых ситуаций. |
способность к анализу и синтезу, конкретизации и обобщению | ||
установление причинно-следственных связей, | ||
речевое планирование и речевое комментирование процесса и результата собственной деятельности; | ||
систематизация и классификация предметов и явлений по нескольким признакам; | ||
умение проявлять осведомленность в разных сферах жизни; | ||
знание и умение пользоваться универсальными знаковыми системами; | ||
Воображение | развитие творческого воображения (умение создавать новые образы, фантазировать). | |
Уровень развития социальныого интеллекта | умение вести свободный диалог со сверстниками и взрослыми, выражать свои чувства и намерения с помощью речевых и неречевых средств; | |
проявление чувства собственного достоинства; умение отстаивать свою позицию; | ||
способность к оригинальности, вариативности, гибкости; готовность к спонтанным решениям; | ||
способность без помощи взрослого решать все возникающие проблемы; | ||
адекватная оценка результатов своей деятельности по сравнению с другими детьми; умение брать на себя ответственность и готовность исправить допущенную ошибку; |
9. SWOT-анализ возможностей разработки и реализации инновационного проекта.
Для осуществления успешной инновационной деятельности в образовании необходимо умение прогнозировать возможные риски с тем, чтобы наметить меры по их устранению или минимизации.
Риски реализации инновационного проекта оптимальны по сравнению с достигаемыми актуальными результатами, так как в любом дошкольном образовательном учреждении можно организовать ППРС для создания лаборатории с минимальными затратами.
S - сильные внутренние стороны | O - благоприятные внешние возможности |
Работоспособность педагогического коллектива. Наличие обученных педагогов. | Соответствие выбранной тематики проекта стратегическим направлениям развития системы образования РФ и Красносельского района СПб |
Комплектация части лаборатории из уже имеющегося оборудования. Использование универсального мобильного оборудования. | Высокая потребность родителей к развитию интеллектуальных и творческих способностей детей в подготовке к школе. |
W - потенциальные внутренние слабости | T - потенциальные внешние угрозы |
Нежелание части педагогов перестраиваться, большая загруженность педагогов. | Экономические риски, связанные с отсутствием материальных стимулов инновационной деятельности |
Недостаточное оснащение предметно-пространственной развивающей среды. | Отсутствие опыта взаимодействия со школами по вопросу преемственности программ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №73 комбинированного вида Красносельского района Санкт-Петербурга
ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ
«Исследуй, пробуй, рассуждай!»
Создание условий для развития предпосылок научно - технического творчества и интеллектуальной активности детей на всех этапах дошкольного детства.
Авторы-разработчики:
Кузнецова М.Ю., заведующий
Оболдина Н.В., старший воспитатель
Бекимова Г.В., воспитатель
Колотилова Е.А., воспитатель
Санкт-Петербург
2019
1. Основная идея проекта
Развитие предпосылок научно - технического творчества и интеллектуальной активности детей дошкольного возраста через внедрение технологии "STEAM – образование".
1.2. Актуальность проблемы
На заседании Совета по науке и образованию в 2014 году В.В.Путин отметил, что " лидерами глобального развития становятся те страны, которые способны создавать прорывные технологии и на их основе формировать собственную мощную производственную базу. Качество инженерных кадров становится одним из ключевых факторов конкурентноспособности государства и основой для его технической и экономической независимости". В современной России приоритетным является развитие науки, техники и производств, подготовка квалифицированных кадров, способных ориентироваться в непрерывном потоке новой информации, принимать нестандартные творческие решения. В условиях реализации ФГОС ДО современное образование все более и более ориентировано на формирование ключевых личностных компетентностей, на развитие способности воспитанников самостоятельно решать проблему, на совершенствование умений оперировать знаниями, на развитие интеллектуальных способностей. В этой связи актуальными становятся формирование у детей дошкольного возраста технического мышления, развитие исследовательских, инженерно - конструкторских навыков. Эффективным инструментом развития технологической компетентности будущих инженерных кадров в стенах современного дошкольного учреждения является STEAM – образование (S – science – естественные науки, T – technology – технология, E – engineering – инженерное искусство, M – mathematics –математика).
SТЕМ- образование детей дошкольного и младшего школьного возраста - это парциальная модульная программа развития интеллектуальных способностей в процессе познавательной деятельности и вовлечения в научно-техническое творчество. Структурно программа представлена в интеграции образовательных модулей на схеме.
Схема 1
Дидактическая система Фридриха Фребеля
| ||||
Экспериментирование с живой и неживой природой | Лего-конструирование | Математическое развитие | Робототехника | Мультстудия «Я творю мир» |
(ст. 2.7. ФГОС ДО) Реализация образовательных модулей в приоритетных видах деятельности детей дошкольного возраста
|
Данный проект предполагает внедрение в воспитательно - образовательный процесс ДОУ новой STEM – технологии, обеспечивающей развитие у дошкольников интереса к науке, технике, образованию, культуре, формирования у них творческого мышления, инициативности, способности к принятию нестандартных решений. Реализация проекта позволит систематизировать эту деятельность и поднять ее на более высокий качественный уровень.
1.3. Обоснование значимости предлагаемого проекта для развития системы образования Красносельского района и Санкт-Петербурга
Актуальна тема нашего проекта и для развития системы образования Красносельского района , так как соответствует Программе развития образовательной системы Красносельского района Санкт-Петербурга
Подпрограмма 1. "Развитие дошкольного образования"
Одна из задач: качественное изменение содержания дошкольного образования, отвечающего требованиям федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования;
Подпрограмма 4. "Развитие воспитания и социализации обучающихся Красносельского района"
Цель: Обновление районной системы воспитания учащихся с учетом интересов детей, совершенствования педагогического потенциала, актуальных потребностей современного российского общества и роли России в мировом сообществе
Мероприятия, предусмотренные данной подпрограммой, будут направлены на обеспечение права каждого ребенка на качественное и доступное образование, создание стартовых условий для полноценного физического и психического развития детей как основы их успешного обучения в школе.
1.3.1. Проект является решением задач, поставленных в «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»:
- развитие личности, обладающей актуальными знаниями и умениями;
- создание условий для повышения ресурсного, организационного, методического обеспечения воспитательной деятельности и ответственности за ее результаты.
1.3.2. Проект также является решением одной из задач ФГОС дошкольного образования:
- создание благоприятных условий развития детей в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка.
1.3.3. Проект соответствует задаче «Стратегии инновационного развития Российской Федерации до 2020 года»:
- развитие кадрового потенциала в сфере науки, образования, технологий и инноваций.
Новизна проекта
В результате реализации инновационного проекта в ДОУ появится возможность создания мультифункциональной, вариативной среды для развития технологической компетентности дошкольников в области робототехники, математики, естественных наук, инженерной графики, исследовательской и проектной деятельности.
Направление реализации проекта:
Повышение качества образовательного процесса в дошкольных образовательных организациях в соответствии с требованиями ФГОС ДО: развивающая предметно-пространственная среда, педагогическое взаимодействие, кадровый потенциал.
Срок реализации проекта: 2020 - 2022 г.
Ожидаемые результаты проекта
- создана модель мотивирующей образовательной среды для развития предпосылок научно - технического творчества и интеллектуальной активности дошкольников;
- Разработано программно-методическое сопровождение по использованию STEM - технологий в работе с детьми дошкольного возраста;
- уровень материально - технического оснащения соответствует требованиям STEM - образования;
- обеспечена вариативность содержания образовательного процесса за счет использования следующих образовательных модулей: "Дидактическая система Ф.Фрёбеля", "LEGO – конструирование", "Робототехника", "Мультстудия "Я творю мир"", "Экспериментирование с живой и неживой природой", "Математическое развитие дошкольников"
- дошкольники способны проявлять инициативу и самостоятельность в разной деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др., обладают развитым воображением, имеют навыки научно-технического творчества;
- сформированы профессиональные компетенции педагогических кадров по моделированию образовательной среды для интеллектуальной активности и развития предпосылок научно-технического творчества детей.
Ожидаемые эффекты проекта
- раскрытие интеллектуального и творческого потенциала воспитанников;
- профессиональный и личностный рост педагогов, готовых к творческой и инновационной деятельности;
- повышение профессионального рейтинга дошкольного учреждения;
- трансляция достижений через систему конкурсов и научно - практических конференций Красносельского района и СПб для педагогов.
Ожидаемая практическая значимость предлагаемого проекта для системы образования
- создание готовых методических материалов с целью распространения и обмена опытом работы по использованию STEM – технологии в практике дошкольных образовательных организаций Красносельского района и СПб;
- создание методических рекомендаций по моделированию образовательной среды, направленной на развитие детского технического творчества, для дальнейшего использования технологии «STEM – образования» в системе дошкольного образования;
- трансляция передового опыта на разных уровнях, информирование общественности о результатах реализации проекта.
2. Цель: Создание условий для развития предпосылок научно - технического творчества и интеллектуальной активности детей на всех этапах дошкольного детства.
3. Задачи
- развитие материально-технической базы дошкольной организации и создание условий для развития интеллектуальных способностей детей, критического мышления, формирования навыков коллективной работы в процессе познавательно-исследовательской деятельности и научно-технического творчества;
- разработка программно - методического сопровождения "Растим инженеров" по использованию STEM - технологий в работе с детьми дошкольного возраста включающее в себя: методические рекомендации по организации ППРС; материалы для организации мониторинга эффективности внедрения программы; сценарии и конспекты практик;
- обеспечение формирования компетенций и стимулирование педагогических кадров в работе с дошкольниками с использованием STEM - технологий.
- повышение качества образования в ГБДОУ детском саду № 73 Красносельского района СПб посредством создания научно-образовательной STEM - лаборатории для развития интеллектуальных способностей детей в процессе познавательной деятельности и вовлечения их в научно – техническое творчество на всех этапах дошкольного детства
4. Программа реализации инновационного проекта.
Этап работы | Задачи этапа | Основное содержание работы | Необходимые условия организации работ | Прогнозируемый результат | Материалы, подтверждающие выполнение работ по этапу | Сроки выполнения |
1 этап. Организационноподготовительный | 1. Подготовка нормативно-правовой и материально-технической базы для внедрения и осуществления проекта. | 1. Создание необходимых локальных актов. 2. Создание материально-технических условий. | 1. Инициативная группа педагогов | 1. Создание творческой группы 2.Проведение мониторинга состояния РППС группы в соответствии с требованиями ФГОС ДО. 3. Приобретение недостающих игр и пособий для STEM –лаборатории | 1. Приказ заведующего Положение о творческой группе 2. Протокол заседания творческой группы 3. Акт выполненных работ | Январь-Февраль 2020 |
2. Повышение квалификации и профессиональной компетентности педагогов. | Подготовка кадрового состава: -Анкетирование | 1. Проведение ознакомительного семинара с родителями и педагогами ДОУ | 1. Обучение педагогов на КПК | 1. План-график внутриобъектового обучения педагогов | Март 2020 | |
3. Разработка плана мероприятий совместной деятельности детей, педагогов и родителей. | 1. Изучение научнометодической литературы по вопросам формирования у детей | 1. План мероприятий на 20-22 гг. 2. Протокол заседания творческой группы | ||||
2 этап. Основной: теоретический и практический | Апробация современных наборов в «STEM -лаборатории». | 1. Мастер-класс «STEM технологии в образовательной деятельности». -образовательные ситуации; вание | 1 Разработаны конспекты НОД. 2.Оформление для родителей | Сентябрь 2020- май 202 | ||
3 этап. Заключительный: рефлексивноаналитический | Презентация обобщенного опыта педагогов ДОУ через выступление на районном и городском уровне. | Разработка методического пособия "Растим инженеров" включающее в себя: -методические рекомендации по организации ППРС; -материалы для организации мониторинга эффективности внедрения программы; -сценарии и конспекты практик; | Методическое пособие "Растим инженеров" включающее в себя: -методические рекомендации по организации ППРС; -материалы для организации мониторинга эффективности внедрения программы; -сценарии и конспекты практик; | 1. Методическое пособия "Растим инженеров" | Декабрь 2022 |
5. Конечные продукты реализации инновационного проекта:
Разработка программно - методического сопровождения по использованию STEM - технологий в работе с детьми дошкольного возраста"Растим инженеров"
6. Предложения по распространению и внедрению результатов инновационного проекта в образовательную практику.
Распространение результатов инновационного проекта предполагается через участие членов рабочей группы в методических мероприятиях различного уровня (семинарах, конференциях, круглых столах, вебинарах и т.д.) и конкурсных мероприятиях по инновационной деятельности, а также организацию собственных методических мероприятий, где будут тиражироваться опыт работы по теме проекта и полученные результаты. Возможна апробация подготовленных продуктов в образовательных организациях партнёрах с получением обратной связи в виде отзыва.
7. Ресурсное обеспечение:
7.1. Кадровый состав, готовый к инновационной деятельности:
Заведующий, старший воспитатель, воспитатели.
Каждому участнику проекта были обозначены его функциональные обязанности в соответствии с задачами исследования и направленности его профессиональной деятельности для реализации инновационного проекта
Заведующий ГБДОУ: | Создает оптимальные условия: организационные, кадровые, материальные для реализации проекта; |
Старший воспитатель: | Организует заседание творческой группы по реализации проекта; |
Воспитатели: | Осуществляют разработку и реализацию здоровьесберегающего режима дня с использованием STEM- технологий; ; |
В рамках подготовки к запуску инновационного проекта нашим ДОУ были проведены следующие мероприятия:
1. Старший воспитатель Оболдина Н.В. и группа педагогов посетили творческую встречу на базе педагогического колледжа № 1 им. Некрасова, где С.А. Аверин, один из авторов программы, президент ГК "ЭЛТИ-КУДЕЦ", познакомил с парциальной модульной программой развития интеллектуальных способностей в процессе познавательной деятельности и вовлечения в научно-техническое творчество " SТЕМ - образование детей дошкольного и младшего школьного возраста".
2. Воспитатели прошли курсовую подготовку и повысили свою квалификацию по теме: "Реализация парциальной модульной программы "STEM-образование для детей дошкольного возраста" в соответствии с ФГОС ДО" в ФГБНУ "Институт изучения детства, семьи и воспитания РАО"
7.2. Предложение по кандидатуре научного руководителя:
7.3. Имеющаяся в организации материально-техническая база, соответствующая задачам планируемой инновационной деятельности:
Приобрели материалы по модулям и изготовили самостоятельно комплект оборудования, который позволит широко использовать возможности, заложенные в программе SТЕМ для вовлечения детей в научно-техническое творчество.
Модуль | Оборудование |
Комплект оборудования | Представлен 4 отдельными модулями и съёмным напольным подиумом, объединяющим эти модули в единое рабочее пространство. Что способствует трансформируемости и мобильности. |
«Экспериментирование с живой и неживой природой» | Представлен предметами исследовательской лаборатории – колбами, мерными стаканчиками, лупами, контейнерами для наблюдения за живыми обьектами и многим другим |
«Математическое развитие» | Представлен наборами геометрических мозаик, логических пазлов, различных весов, геометрических тел и многих других пособий, способствующих формированию первичных представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира |
«Робототехника» | Представлен набором «Bee-Bot», состоящий из программируемого робота пчелы, набора кубиков, двух ковриков-полей и интерактивной среды. |
Планируем приобрести | |
«Робототехника» | Наборы «My robot time» |
«Лего-конструирование» | Представляет собой сочетание конструктора с игровым набором, способствующим исследовать процессы, делать предположения, использовать подручные инструменты и многое другое. |
«Дидактическая система Ф.Фрёбеля» | Представляет собой 6 наборов для развития пространственного мышления, выполненных из дерева и подробно описанных в методических рекомендациях. |
Мультстудия «Я творю мир» | В комплект входит оборудование (ширма, web-камера на гибкой основе, набор фонов, декораций и магнитов), программное обеспечение (диск с компьютерной программой) и научно-методическое обеспечение (пошаговая инструкция в вопросах и ответах) |
7.4. Финансовое обеспечение реализации инновационного проекта
Реализация проекта не требует дополнительного финансирования. Мотивация участников проекта путём включения критерия "Внедрение инновационных технологий в образовательный процесс".
8. Критерии и показатели эффективности реализации инновационного проекта, в т.ч. описание системы мониторинговых исследований за ходом её реализации.
Мониторинг за ходом реализации эксперимента проводится 2 раза в год. Оценить эффективность планируемой работы будет возможно по следующим критериям и показателям:
Критерий | Показатели | Процедуры мониторинга за ходом реализации инновационного проекта |
Сформированность интеллектуальных операций | Уровень способности к практическому и умственному экспериментированию | Сравнительный анализ входной, промежуточной и итоговой диагностики на основе бесед, наблюдений, проблемно-игровых ситуаций. |
способность к анализу и синтезу, конкретизации и обобщению | ||
установление причинно-следственных связей, | ||
речевое планирование и речевое комментирование процесса и результата собственной деятельности; | ||
систематизация и классификация предметов и явлений по нескольким признакам; | ||
умение проявлять осведомленность в разных сферах жизни; | ||
знание и умение пользоваться универсальными знаковыми системами; | ||
Воображение | развитие творческого воображения (умение создавать новые образы, фантазировать). | |
Уровень развития социальныого интеллекта | умение вести свободный диалог со сверстниками и взрослыми, выражать свои чувства и намерения с помощью речевых и неречевых средств; | |
проявление чувства собственного достоинства; умение отстаивать свою позицию; | ||
способность к оригинальности, вариативности, гибкости; готовность к спонтанным решениям; | ||
способность без помощи взрослого решать все возникающие проблемы; | ||
адекватная оценка результатов своей деятельности по сравнению с другими детьми; умение брать на себя ответственность и готовность исправить допущенную ошибку; |
9. SWOT-анализ возможностей разработки и реализации инновационного проекта.
Для осуществления успешной инновационной деятельности в образовании необходимо умение прогнозировать возможные риски с тем, чтобы наметить меры по их устранению или минимизации.
Риски реализации инновационного проекта оптимальны по сравнению с достигаемыми актуальными результатами, так как в любом дошкольном образовательном учреждении можно организовать ППРС для создания лаборатории с минимальными затратами.
S - сильные внутренние стороны | O - благоприятные внешние возможности |
Работоспособность педагогического коллектива. Наличие обученных педагогов. | Соответствие выбранной тематики проекта стратегическим направлениям развития системы образования РФ и Красносельского района СПб |
Комплектация части лаборатории из уже имеющегося оборудования. Использование универсального мобильного оборудования. | Высокая потребность родителей к развитию интеллектуальных и творческих способностей детей в подготовке к школе. |
W - потенциальные внутренние слабости | T - потенциальные внешние угрозы |
Нежелание части педагогов перестраиваться, большая загруженность педагогов. | Экономические риски, связанные с отсутствием материальных стимулов инновационной деятельности |
Недостаточное оснащение предметно-пространственной развивающей среды. | Отсутствие опыта взаимодействия со школами по вопросу преемственности программ |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Инновационный проект "Создание единого языкового пространства "Детский сад и семья", лауреат городского конкурса инновационных продуктов «Современная майкопская школа: вызовы и перспективы», 2012г.
Проект направлен на создание условий, поиск новых форм взаимодействия с родителями и социумом для коммуникативного развития детей дошкольного возраста...
Инновационный проект (размещение собственного инновационного опыта)
« Поликультурное воспитание дошкольников средствами музейной педагогики и базисных компонентов ДОУ»...
Инновационный проект на тему: «Инновационные подходы к взаимодействию ДОУ и семьи как фактор успешной адаптации детей раннего возраста».
«На свете есть много различных профессий,И в каждой есть прелесть своя.Но нет благородней, нужней и чудеснейЧем та, кем работаю я!!!»...
Презентация экологического проекта: "Исследуем, экспериментируем, бережём".
Именно в дошкольном возрасте закладываются позитивные чувства к природе и открывается удивительное многообразие растительного мира....
Проект «Исследую мой край родной» для детей старшего дошкольного возраста.
Без знания своих корней, традиций своего народа, нельзя воспитать полноценного человека. Знакомство с традициями, обычаями своего народа, помогает воспитывать любовь к истории, культуре народа, п...
Инновационный проект: «Познай-ка сам, играя, экспериментируя, рассуждая».
Инновационный проект: «Познай-ка сам, играя, экспериментируя, рассуждая»....
Познавательно-исследовательский проект «Исследуй и активным будь и к знаниям откроешь путь»
Формирование познавательно – исследовательских навыков у детей старшего дошкольного возраста посредством экспериментальной деятельности....