родительское собрание в старшей группе в нетрадиционной форме "Как работали и отдыхали на Руси"
консультация (старшая группа) на тему

семейные посиделки с родителями и детьми в нетрадиционной форме

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelskoe_sobranie.docx20.73 КБ

Предварительный просмотр:

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ В НЕТРАДИЦИОННОЙ ФОРМЕ

Семейные посиделки в старшей группе

«Как отдыхали и работали на Руси»

Цель: привлечь к духовно-нравственному воспитанию родителей. Закрепить знания о том, как жили на Руси, чем питались, на чем готовили еде, как одевались, чем занимались в свободное от работы время, как работали и отдыхали. Сохранять национальные традиции, приобщать детей и взрослых к истокам русской народной культуры.

Задачи: познакомить с фольклорным наследием русского народа, со старинным бытом, существовавшим на Руси. С пословицами и поговорками. Познакомить родителей с особенностями развития девочек и мальчиков. Дать рекомендации по их воспитанию.

Родители заходят в группу под русскую народную мелодию и садятся за общий стол, накрытый скатертью, украшенного под старину.

- Здравствуйте, гости дорогие! Милости просим! Проходите к столу!

Слава нашей стороне,

Слава русской старине!

И про эту старину,

Я рассказ свой поведу.

Чтобы вы все знать могли,

О делах родной земли!

- Уважаемые родители! Я рада видеть вас в нашей горнице. Как хорошо, что мы встретились сегодня. У всех было много дел, но вы нашли время зайти к нам на огонек. Забудем о домашних хлопотах и постараемся хорошо провести время.

С хлебом-солью Вас встречаю,

На посиделки дружные Вас приглашаю!

- Русский народ славен дружбой и силой. Почему говорят, что он радушный и гостеприимный? (потому что принимал гостей, чаем, пирогами угощал).

- Дружный и отзывчивый – это как понимать? (дружно строили дом, вместе косили сено, убирали урожай).

- Одному было справиться очень трудно, и никто никогда в помощи не отказывал.

- Как называлась самая главная комната в избе? Кого в ней принимали? Как в избу гости входили? А почему? (дверь в избу была низкой, а порог высокий, чтобы меньше дуло. Гостям приходилось при входе кланяться, не то шишку можно было бы на лбу набить).

- Отгадайте мою загадку! «Стоит терем, в тереме ящик, в ящике мучка, в мучке – жучка» - что главным было в избе? (печь). В избе - печка, в печке - зола, а зол - жар.

- Печи нет в избе – жизни нет! Почему так говорят? (печь избу обогревает, еду готовит, одежду сушит, спать можно).

Русской печки нет добрее!

Всех накормит, обогреет.

Варежки сушить поможет,

Ну, а деток спать уложит.

И сверчок поет где-то рядышком,

Хорошо с тобой печка – матушка!

- Русский народ славится гостеприимством и поэтому ими было придумано много пословиц.

Игра «Я начну, а вы закончите»

  • Для дорогого гостя и ворота (настежь);
  • Хозяин весел и гости (рады);
  • Много гостей, много (новостей);
  • Что есть в печи, то на стол (мечи);
  • Как аукнется, так и (откликнется);
  • Не имей сто рублей, (а имей сто друзей);
  • Не красна изба углами, а (красна изба пирогами);
  • Умей в гости звать, умей и (угощать).

- Раньше все в доме делалось своими руками. Долгими зимними вечерами резали миски и ложки, долбили ковши, ткали, вышивали. Любой труд был почетен, и взрослый и детский.

К труду девочку приучала мать. Девочка училась прясть, вязать, вышивать уже с 5-7 лет. В 10 лет девочка уже умела прясть, удирать в избе, помогать в стряпне, нянчить младших братика или сестричку.

Приучали к труду и мальчиков. Их подготовка к труду была более длительной и заканчивалась к 17 годам. В 7-8 лет мальчика сажали на коня, и он приучался ездить верхом и управлять лошадью. Летом ребята отвозили в поле родителям еду, гоняли лошадей на водопой. С ранних лет мальчики пасли скот, ухаживали за ним, ловили рыбу. Сын помогал отцу боронить землю, сгребать сено, молотить. Дети с ранних лет знали, что посеешь, то и пожнешь.

 В тем стародавние времена дети любили поиграть. Были у них и свои игрушки. Это были луки, скакалки, музыкальные свистульки. Но все некоторые игрушки дошли и до нашего времени, например, мяч. Толь выглядел он иначе.  Его шили из тряпок и из кожи, набивали шерстью, мхом, волосом, улаживали горошины или камушки, чтобы звучал. Кукла имелась в каждой избе. Девочка шила ее себе сама. Так училась заниматься рукоделием. Но только у них не было лиц. Раньше считалось, что если у куклы будут глаза, нос, рот, то в нее может переселится душа ребенка.

Игра-викторина о семье

На столах листочки с вопросами:

  • О какой русской игрушке эта цитата из энциклопедии: «Она олицетворяет идею крепкой семьи, достатка, продолжения рода и несет в себе идею единства?» (матрешка).
  • От имени какой богини произошли слова «ладить», «ладный», «налаживать»? (от имени лады – богини красоты, любви и брака).
  • Как говорят о тех, кто разглашает внутренние семейные неприятности и ссоры? (не выноси ссор из избы).
  • Как звучит русская «фруктовая» пословица о том, кто унаследовал плохое, неблаговидное поведение от отца и матери? (яблоко от яблоньки не далеко падает).
  • Назовите самую семейную геометрическую фигуру? (круг, тесный семейный круг, в семейном кругу).
  • Женщина – хранительница очага, в которой сжигается семейный (бюджет).
  • Название какого лекарства характеризует эмоциональное состояния главы семьи при просмотре дневника с двойками? (папазол).
  • Какое выражение стало символом большой семьи? (1. Трое в лодке, 2. Четверо за компьютером, 3. Пятеро в магазине, 4. Семеро по лавкам.).

- А сейчас мы отдохнем и детей мы позовем, они нам про все расскажут и народные игры покажут! Встречайте детей!

Выступление детей.

- Кто они такие? Девочки – мальчики.

- песня «Из чего…?» Рассказы о том, как жили на Руси

- Народные игры: «На горе – то калина», «В сыром бору тропина», «Ходит Ваня», «Ваня, Ваня, - простота».

- А давайте теперь поменяемся местами с детьми и поиграем вместе!

Игра с родителями.

Дети уходят.

- А какие игры своего детства Вы помните? Назовите их?

Вывод: чаще играйте со своими детьми, передавайте им свой опыт, может быть тогда и у Вашего ребенка появятся счастливые секреты и радость настоящей детской дружбы.

У вас на столе лежат разрезанные лепестки ромашки. Ромашка – это самый известный и любимый цветок России. Также с древних времен он был символом семьи, любви и верности. Я предлагаю поиграть. На одной стороне лепестка Вы пишите «Каким бы Вы хотели видеть своего ребенка?», а на другой «Мой ребенок – это…»

Медитация «Встреча с ребенком внутри себя».

Начинаем с расслабления.

Примите удобную позу.

Ваше тело расслаблено.

Глаза закрыты.

Сделаем несколько глубоких вдохов и медленных выдохов.(Вдох-выдох, вдох-выдох, вдох-выдох, вдох-выдох)

Представьте себя в каком- нибудь теплом и уютном месте. Может быть, это будет светлая роща ранним утром: слышите, как звонко поют птицы? Может быть, это будет меленький песчаный пляж на берегу теплого  ласкового моря, мягко освещенного закатным солнцем. Волны плавно накатываются одна за другой, тихо шуршат по песку… попытайтесь вспомнить самое приятное место из своего детства, место, где вы чувствовали себя комфортно.

Теперь вспомните себя таким, каким вы были в детстве,- в три, четыре, пять лет….

Представьте, что этот малыш стоит перед вами. Попытайтесь понять, что он чувствует. Выглядит ли он радостным или печальным? Может быть, он рассержен или обижен на кого- то? Может быть, он чего- то боится?

Погладьте малыша по голове, улыбнитесь ему, обнимите его. Скажите, что любите его, что теперь всегда будете рядом с ним, будете поддерживать его и помогать ему. Скажите: «Я люблю тебя. Я принимаю тебя таким, какой ты есть. Ты прекрасен! Я хочу, чтобы ты был счастлив.»

После этих слов представьте, что малыш улыбается вам в ответ и обнимает вас крепко- крепко. Поцелуйте его, скажите, что ваша любовь неизменна и всегда останется с ним: «Я всегда с тобой. Я люблю тебя!».

Теперь отпустите малыша, помашите ему на прощанье рукой.

Постепенно выходим из релакласации, делаем глубокий вдох- выдох, откроем глаза.

Скажем себе «Я совершенна. Я принимаю себя полностью. Я создаю свой прекрасный мир, наполненный радостью и любовью».

В конце я закончу собрание притчей.

Притча «ПРОРОК»

И женщина с ребенком на груди сказала: «Скажи нам о детях».

И он ответил так: «Ваши дети- это не ваши дети. Они- сыновья и дочери Жизни, заботящейся о самой себе.

Они появляются через вас, но не из вас, и хотя они принадлежат вам, вы не хозяева им. Вы можете подарить им вашу любовь, но не ваши думы, потому что у них есть свои собственные думы. Вы можете дать дом их телам, но не их душам, ведь их души живут в доме завтра, который вам не посетить даже в ваших мечтах. Вы можете стараться быть похожими на них, но не старайтесь сделать их похожими на себя, потому что Жизнь идет не назад и не дожидается Вчера.»

Восточный философ и поэт Халил Джебран.

- Уважаемые родители! Поделитесь впечатлениями от сегодняшней нашей встречи. Что было для Вас интересным и полезным? Что нового узнали? Что еще хотели бы узнать?

Утешительные подарки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на родительском собрании в старшей группе (5-6 лет) "Работа по сохранению и укреплению здоровья детей". Воспитатель МДОУ д/с "Росинка" г. Балашова Дронова И.В.

Здоровый образ жизни  — образ жизни человека, направленный на профилактику болезней и укрепление здоровья.Актуальность здорового образа жизни вызвана возрастанием и изменением характера наг...

Родительского собрания в старшей группе Тема. Роль совместного отдыха детей и родителей

Познакомить родителей с разнообразными формами проведения совместного семейного отдыха, с учетом их интересов, возможностей....

Родительское собрание в старшей группе в нетрадиционной форме «Быть здоровым – здорово!»

Как укрепить здоровье детей, избежать болезней? Эти вопросы волнуют как родителей, так и воспитателей, потому что все мы хотим, чтобы наши дети не болели, год от года становились здоровее, сильнее, вы...

Родительское собрание в старшей группе компенсирующей направленности по работе с детьми с ЗПР "В гостях у сказки" ( по развивающим играм Воскобовича )

Сегодня для всестороннего развития детей с самого раннего возраста многие педагоги дошкольных организаций широко использует методику Вячеслава  Вадимовича Воскобовича. Дети, которые занимаются по...

Нетрадиционная форма проведения родительского собрания в старшей группе: «Старшая группа -что это значит?»

Развитие интереса к познанию своего ребёнка, эмоциональное сближение всех участников образовательного процесса, организация их общения в неформальной обстановке....

Родительское собрание в старшей группе в нетрадиционной форме «Быть здоровым – здорово!»

Родительское собрание в старшей группе в нетрадиционной форме«Быть здоровым – здорово!»  Добрый день, уважаемые родители! Мы рады вам. Спасибо, что вы нашли время и пришли ...