Календарно-тематическое планирование
календарно-тематическое планирование

Елена Николаевна Ферко

Введение одинаковых тем в различных возрастных группах обеспечивает достижение единства образовательных целей и преемственности в детском развитии на протяжении всего дошкольного возраста, органичное развитие детей в соответствии с их индивидуальными возможностями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kalendarno-tematicheskiy_plan.docx110.7 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                     

Комплексно-тематическое планирование

Первая младшая группа

Месяц

Тема

Краткое содержание традиционных    событий и праздников

Итоговое мероприятие

сентябрь

Я  в детском саду 

«Здравствуйте, это Я»

 Адаптация к условиям детского сада; представления о себе, представления о сверстниках; элементарные правила поведения и культуры в общении со сверстниками и взрослыми; некоторые представления о личных вещах (расческа, полотенце) и оборудовании («мой шкафчик»), одежде («мои вещи»).

Оформление коллажа с фотографиями детей группы (сотворчество). Рассматривание детских и семейных фотографий, заранее принесенных из дома.

Мир вокруг нас 

«Наша группа»

Адаптация к пространству (помещения группы: спальня, игровая, туалетная комнаты; переход из помещения в помещение), предметному оснащению группы и новому социальному окружению; уголки (центры): наполнение и возможности деятельности, правила поведения; некоторые правила поведения и общения со взрослыми и детьми.

 «Наш участок. Мы гуляем!»

Адаптация к пространству участка, правила безопасного поведения на прогулке; двигатель на площадке, атрибуты и оборудование для подвижных игр, игры песком и водой (на прогулке); представления о природных объектах.

Праздник знакомства.

Предметный мир

«Наши игрушки»

Адаптация к пространству и предметному оснащению группы; Рассматривание разного вида игрушек; выделение сенсорных признаков (цвет, размер, форма), развитие игрового опыта. Освоение правил их использования (расположения на определенных местах: в кукольном уголке, на «сенсорном столике»)

Выставка «Моя любимая игрушка»

Мир вокруг нас

Наш детский сад. Кто встречает нас в саду?

Развитие интереса детей к людям разных процессий, работающих в детском саду, желания беречь результаты их труда, помогать им.

Разыгрывание в сюжетно-ролевых играх эпизодов жизни детского сада.

октябрь

Осеннее настроение

«Яркие осенние листья»

Приход осени, признаки осени, наблюдение изменений в природе. Чтение стихов и описаний осенней природы. Рассматривание произведений изобразительного искусства.

Коллекционирование осенних листьев и рисунков по теме. Изготовление осеннего букета для украшения группы.

«Вкусные дары осени»

Знакомство с некоторыми овощами, фруктами.

. «Дегустация» осенних плодов, игра «Узнай на вкус». Чтение стихов об овощах и фруктах, рассматривание дидактических картин или натюрмортов по теме.

Коллажирование  «Витамины на тарелке». Игры с муляжами овощей и  фруктов в игровом уголке.

Мир природы вокруг нас

Домашние животные и их детёныши. Яркие впечатления о домашних питомцах: внешний вид, строение, особенности покрова; элементарные правила посильной заботы о них (кормление, выгул). Чтение стихов и рассказов о животных, стимулирование вопросов. Д/и «Что за зверь?», «Угостим зверей едой» и т.п. Звери: взрослые и их детеныши: отличия во внешнем виде, поведении, возможностях; рассматривание  дидактических картин, изображений (графических  -  иллюстрации Е. Чарушина,   В. Сутеева), скульптурных – фигурки зверей и птиц), называние детенышей; активизация   интереса к миру природы.

Составление единой композиции из игрушек  и скульптуры малых форм «Наши домашние питомцы», рассматривание и обыгрывание.

Предметный мир

Комната куклы        

Название предметов мебели, структура и функциональное назначение (стул, стол, ковать, шкаф и т.п.), оформление комнат (стены, окна  –  занавески, обои, ковре на полу и т.п.); рассматривание фотографий и иллюстраций, конструирование  простых игрушек  –  мебели из кубиков, коробочек.

Оборудование кукольного домика (из мелких предметов игрушечной мебели и игрушек), обыгрывание.

ноябрь

Страна, в которой я живу

«Мой дом и моя семья».

Учить устанавливать простейшие родственные отношения между людьми (бабушка, дедушка, мама, папа, я). Учить узнавать и называть родственников на фотографиях. Продолжать формировать знание о себе самом (имя, фамилия). Развивать эмоциональную отзывчивость.

 

Выставка детского творчества «Дружная семейка»

Предметный мир

«Кукла готовит обед»

Предметы  кухонной посуды, оборудования (плита, буфет), название, способы использования, некоторые части; правила безопасности на «кухне», название некоторых блюд, последовательность «приготовления»..  

Сюжетные игры с внесенными игрушками.

Мир вокруг нас

«Мойдодыр у нас в гостях»

Правила гигиены, формирование желания и умений умываться. Игры (пускание мыльных пузырей и мыльной пеной). Слушание и разучивание (повторение и имитация сюжетов) потешек и стихов по теме «Водичка, водичка, умой мое личико», А. Барто «Девочка чумазая» и др.

Игры с водой 

«Мама, папа, я – дружная семья»

«Наша дружная семья»

Представления о взрослых людях (внешнем виде, обязанностях, делах и поступках, семье), доброжелательное отношение к близким; эмоциональный отклик на эмоциональные состояния в типичных жизненно-бытовых  ситуациях; рассматривание семейных альбомов; чтение стихов по теме; игры на семейные темы.

Игры по сюжету «Семья».  «Наша семья» (совместно с родителями выставка рисунков).

декабрь

Зимушка-зима, у нас в гостях

«Зимушка-зима в гости к нам пришла»

Формирование элементарных представлений о зиме(сезонные изменения в природе, одежде людей, на участке детского сада).

Признаки зимы (снег, холод, заснеженность деревьев, застывание воды – лед); свойства снега (холодный, рассыпчатый, лепится,  снежный шар). Поведение зверей и птиц зимой (на понятных примерах: птицам нужен корм в кормушках, звери прячутся в норки, домики и спят). Игры и обследование снега на прогулке.

Выставка детских работ «Зима у нас в гостях».

Мир природы вокруг нас

Птицы у кормушки.

Птицы: внешний вид, строение, цвета  перьев, различия разных птиц.

Коллаж «Птички весело

гуляют»

Зимние виды спорта

«С горки радостно качусь»

Виды саней, санок, ледянок, коньки, лыжи и другие зимние забавы, развлечения и инвентарь для игр: название, внешний вид, особенности структуры, назначение. Правила игр или использования, элементарные правила безопасности жизнедеятельности (на прогулке); зимние подвижные игры, развлечения и упражнения со спортивным инвентарем (на прогулке).

Развлечение  «Здравствуй, зимушка-зима»  

К нам приходит Новый год

«Елка у нас в гостях»

Рассматривание елки, украшенной воспитателем, игрушек (эталоны: форма, цвет, размер – тактильное и зрительное обследование); имитация эпизодов праздничной ситуации (танец, подарок); принятие роли, простые диалоги от лица персонажа.  

Некоторые традиции предстоящего праздника, рассматривание подарков, выделение эстетических свойств (яркая нарядная упаковка – коробка или  подарочный мешочек, праздничная лента для банта); традиции дарения. Изготовление подарков для кукол.

«Новый год»

Формировать представление о Новом годе, как веселом и добром празднике. Формировать умение доставлять радость близким и благодарить за новогодние подарки и сюрпризы.

Праздник «Здравствуй, елочка!»

январь

Рождественское чудо

«Мы улыбаемся – у нас праздник»

Представления о празднике, впечатления детей, различение эмоций; рассматривание фотографий, произведений искусства по теме «Елка». Игры с зеркалом и игры-этюды «Грустное – радостное»).

Коллажирование «Поделись улыбкой», составление альбома с праздничными фотографиями.  

Мир игры

«Матрешкина сказка». Яркие образные представления о матрешке: рассматривание игрушки, определение материала, из которого она сделана, простых типичных узоров и орнаментов (круги, линии, точки, цветы).  

Игра «В гостях у Матрёшки».  

Мир природы вокруг нас

У кого какие шубки.

«Зимовье зверей» Представления  о жизни зверей зимой: приспособление к условиям; звери и птицы леса и города (заяц, волк, лиса, воробьи и т.п.): внешний вид, части тела, повадки; особенности корма; рассматривание иллюстраций, дидактических картин по теме, чтение стихов.  

Составление единой  композиции «Звери в лесу» на макете «Лес зимой».  

февраль

Мир вокруг нас

(Безопасно

сть, ПДД)

«Азбука безопасности»  Ознакомление с элементарными правилами поведения в детском саду (не толкаться, не бегать по ступенькам, играть рядом, не мешая друг другу, уходить из детского сада только с родителями, не брать угощения у незнакомцев). Формирование элементарных представлений о правилах дорожного движения (автомобили ездят по проезжей части,  светофор регулирует движения транспорта, дорогу можно переходить только со взрослыми), о

 правилах поведения в автобусе (в автобусе дети могут ехать только со взрослыми, слушаться взрослых).

 Приобщение к правилам взаимодействия с растениями и животными  (рвать любые растения и есть нельзя, животных кормить только с разрешения взрослых).

Знакомство с транспортным средством, рассматривание игрушки грузовика (структурные части, форма, размер, цвет); рассматривание разных по размеру машин (в игровом уголке, на дидактической картине, на прогулке машины у детского сада, машина привезла продукты в детский сад).  

Сюжетные  игры «Машины привезли

игрушки (продукты)».

Мир профессий

«Труд повара». Дать представление о профессии повара.

Воспитывать стремление помочь взрослым, проявлять интерес к труду взрослых, к процессу изготовления и преобразования предметов; интерес к человеку, который трудится, желание ему помочь, самому освоить простые трудовые действия.

Игра «Готовим борщ»

Защитники Отечества

«Папин праздник». Формирование первоначальных представлений о защитниках Отечества (солдатах), о празднике и его атрибутах  (флагах, салюте). Обогащение опыта дошкольников выполнением игровых действий с предметами и игрушками (машинами, солдатиками и др.).    Поощрение интереса к сверстнику, стремления поделиться игрушками, подведение к пониманию своей половой принадлежности. Традиции праздника и поздравлений мужчин, образ мужчины  – защитника; имена отцов детей группы, их дела и обязанности дома, особенности внешнего вида, некоторые «типичные» мужские занятия.

Оформление фотовыставки

«Наши папы».

Мир вокруг нас

«Противоположности»   Освоение свойств и эталонов: большой  –меленький, длинный  - короткий, тяжелый – легкий и т.п.; различение, выделение, называние свойств в специальных абстрактных наборах (набор полосок, Блоки Дьенеша, Палочки Куюзенера) и окружающих предметах, на дидактических картинах.  

Сортировка игрушек по теме «Великаны и   гномики» (большие и маленькие куклы).

март

Весна пришла

«Наша мамочка»

Традиции праздника и поздравления мам, бабушек, старших сестер; имена мам; типичные женские домашние заботы и дела; рассматривание фотографий, образов женщин в портретной и жанровой живописи. Изготовление подарков мамам.

Дополнение фотовыставки разделом «Наши любимые мамочки». Декорирование цветами рамок для фото мам и бабушек (рисование или аппликация)

«Мир за окном: весна пришла»

Сезонные изменения в природе, название месяца; проявления весны, пробуждение природы, щебет и изменение поведения птиц; рассматривание веток, подготовка к весне некоторых растений (проращивание веток и луковиц), посильная помощь в трудовых процессах (посадка).

Деятельность детей в природе «Наш огородник» (проращивание веток вербы, овса, луковиц и др.)

Книжкина неделя

«Книжки для малышек»

Интерес к рассматриванию, слушанию; чтение и разучивание стихов, чтение и рассматривание иллюстраций к народным сказкам. «Веселые истории»  Чтение веселых стихов и рассказов; рассматривание иллюстраций В. Сутеева  и др. писателей.  

Кукольный спектакль «Теремок»

Природа вокруг нас

«Птицы прилетели»

Птицы: внешний вид, строение, особенности оперения, цвета  перьев, различия разных птиц

Игры-забавы «Птицы и птенчики»

апрель

День космонавтики

«На ракете к звёздам»

Расширять кругозор детей, интерес к окружающему. Рассматривание иллюстративного материала по теме «Космос»,

Игра-рисование «Зажжем звёздочки на небе».

Мир профессий

( Труд весной)

« В  саду ли, в огороде»

Закреплять знание овощей фруктов.  Отгадывать загадки. Дать первичные представления о труде в саду.

Театрализованное представление «Бабушка-загадушка»

Я в детском саду (этикет)

«Самое важное слово»

Знакомство с правилами речевого этикета – формами выражения благодарности, воспитание вежливости. Освоение детьми умения благодарить в разных ситуациях: после приема пищи, за оказанную помощь, за игрушку, конфету, подарок.

Создание альбома картинок с ситуациями благодарности.

Мир вокруг нас

«Из чего сделаны предметы?»

Металл и дерево: различение, выделение материалов в знакомых предметах; название, некоторые свойства; рассматривание «сенсорной коллекции» предметов, сортировка по видам известях материалов, обследование и несложные опыты.  

Составление «коллекции «Из чего сделано?», сортировка по известным материалам.  

май

День Побеы

«Уроки доброты»

Воспитывать доброе отношение к близким людям,  желание проявлять заботу и отзывчивость к окружающим.

Игра «Мешочек добрых дел»

Я и мои друзья

Мы дружно играем.

Игры и игрушки мальчиков и девочек, некоторые игровые правила и действия; правила общения и совместной игры, вежливые обращения к другим детям, умения делиться игрушкой, играть дружно, договариваться о совместном использовании игрушки.

Игра «Клубок волшебных слов»

Мир природы вокруг нас

«Живое вокруг нас: весенние  цветы»

Разные виды цветов, первоцветы представления о структурных  частях; разнообразие цветов и  оттенков, формы лепестков  (эталоны, обследование), запах ихарактер поверхности (мягкие, шероховатые, гладкие и т. п.)

Коллективная композиция   «Весенний букет» (расположение цветов, выполненных в разных техниках, на единой основе)

«И жучок, и паучок»

дать представления о разнообразии насекомых; рассматривание иллюстраций, чтение стихов.

Выставка  «На полянке»

Вторая  младшая группа

месяц

тема

Краткое содержание традиционных    событий и праздников

Итоговое мероприятие

сентябрь

Я  в детском саду 

«Здравствуйте, это Я»

 Адаптация к условиям детского сада; представления о себе, представления о сверстниках; элементарные правила поведения и культуры в общении со сверстниками и взрослыми; некоторые представления о личных вещах (расческа, полотенце) и оборудовании («мой шкафчик»), одежде («мои вещи»).

Оформление коллажа с фотографиями детей группы (сотворчество). Рассматривание детских и семейных фотографий, заранее принесенных из дома.

Мир вокруг нас 

«Наша группа»

Адаптация к пространству помещения группы: спальня, игровая, туалетная комнаты; переход из помещения в помещение; предметному оснащению группы и новому социальному окружению; уголки (центры): наполнение и возможности деятельности, правила поведения; некоторые правила поведения и общения со взрослыми и детьми.

 «Наш участок. Мы гуляем!» Адаптация к пространству участка, правила безопасного поведения на прогулке.

Развлечение «Матрешкино новоселье»

Предметный мир

  «Наши игрушки».  «Адаптация к пространству и предметному оснащению группы; рассматривание разного вида игрушек; выделение сенсорных признаков (цвет, размер, форма), развитие игрового  опыта. Освоение правил их  использования (расположения на определенных местах: в кукольном уголке, на «сенсорном столике).

Игра «День рождения Мишутки»

Труд помощник воспитателя

Знакомство с трудом няни: уборка комнат, поддержание чистоты, мойка посуды и т.п. Знакомство с некоторыми инструментами-«помощниками» (ведро, щетка, швабра, веник, пылесос и т.п.). и правилами безопасного и правильного использования. Проявление уважения к труду няни, желание оказывать помощь и беречь результаты; вежливое обращение (форма обращения к пом. воспитателю, просьба).

Сюжетно-ролевая игра «Детский сад»

октябрь

Осеннее настроение

Осень золотая.

Приход осени, признаки осени, наблюдение изменений в природе. Чтение стихов и описаний осенней природы. Рассматривание произведений изобразительного искусства.

Развлечение «Здравствуй, осень золотая»

«Вкусные дары осени»

Знакомство с некоторыми овощами, фруктами и грибами. «Дегустация» осенних плодов, игра «Узнай на вкус». Чтение стихов об овощах и фруктах, рассматривание дидактических картин или натюрмортов по теме.

Выставка «Подарки осени»

Мир природы вокруг нас

Домашние животные и их детёныши. Яркие впечатления о домашних питомцах: внешний вид, строение, особенности покрова; элементарные правила посильной заботы о них (кормление, выгул). Чтение стихов и рассказов о животных, стимулирование вопросов. Д/и «Что за зверь?», «Угостим зверей едой» и т.п. Звери: взрослые и их детеныши: отличия во внешнем виде, поведении, возможностях; рассматривание  дидактических картин, изображений (графических  -  иллюстрации Е. Чарушина,   В. Сутеева), скульптурных – фигурки зверей   и птиц), называние детенышей; активизация   интереса к миру природы.    

Развлечение «Бабушкин дворик»

Предметный мир

Комната куклы        

Название предметов мебели, структура и функциональное назначение (стул, стол, ковать, шкаф и т.п.), оформление комнат  (стены, окна  –  занавески, обои, ковер  на полу и т.п.). Рассматривание фотографий и иллюстраций, конструирование  простых игрушек  –  мебели из кубиков, коробочек.  

Оборудование кукольного домика  (из мелких предметов игрушечной мебели и игрушек), обыгрывание.

ноябрь

Страна, в которой я живу

Мой дом и моя семья».

Учить устанавливать простейшие родственные отношения между людьми (бабушка, дедушка, мама, папа, я). Учить узнавать и называть родственников на фотографиях. Продолжать формировать знание о себе самом (имя, фамилия). Развивать эмоциональную отзывчивость.    

Выставка детского творчества «Дружная семейка»

Предметный мир

«Кукла готовит обед»   Предметы  кухонной посуды, оборудования (плита, буфет), название.  Способы использования,  правила безопасности на «кухне», название некоторых блюд.  

Сюжетные игры с   внесенными игрушками.

Мир вокруг нас

«В гостях у Айболита»  

Правила здоровьесберегающего поведения: чистота, опрятность, умывание и мытье  рук, забота и гигиена  частей тела (ушей, глаз, рта, носа). Некоторые предметы, атрибуты, инструменты доктора (градусник, трубка, емкости с лекарством и т.п.); эпизоды игры «На приеме врача»; вежливые формы обращения.  

Игра «Мишутка простудился» 

«Мама, папа, я – дружная семья»

«Наша дружная семья»

Представления о взрослых людях (внешнем виде, обязанностях, делах и поступках, семье), доброжелательное отношение к близким; эмоциональный отклик на эмоциональные состояния в типичных жизненно-бытовых  ситуациях; рассматривание семейных альбомов; чтение стихов по теме; игры на семейные темы.  

Проект «Моя семья»

декабрь

Зимушка-зима, у нас в гостях

«Зимушка-зима в гости к нам пришла»

Признаки зимы (снег, снегопады, холод, заснеженность деревьев, застывание воды – лед);  свойства снега (холодный, рассыпчатый, лепится, хрупкий снежный шар). Поведение зверей и птиц зимой (на понятных примерах: птицам нужен корм в кормушках, звери прячутся в норки, домики и спят). Игры и обследование снега на прогулке; посильная помощь в уборке снега с дорожек. Особенности цвета и других свойств снега;   отпечатки на снегу (рисование на снегу, печатание, рассматривание отпечатков  – следов птиц); выкладывание «лабиринта» на снегу экспериментирование со снегом (таяние в группе, замерзание воды на улице).  

Выставка детского творчества «Веселые снежинки»

Мир природы вокруг нас

Птицы у кормушки.

Птицы: внешний вид, строение, особенности оперения, цвета  перьев, различия разных птиц. Наблюдение за поведением птиц на   прогулке.    

Коллаж «Птички весело  гуляют»

Зимние виды спорта

«С горки радостно качусь»

Зимние забавы, развлечения и инвентарь для игр: название, внешний вид, особенности (виды саней, санок, ледянок, коньки, лыжи и другие). Правила игр или использования, элементарные правила безопасности жизнедеятельности (на прогулке); зимние подвижные игры, развлечения и упражнения со спортивным инвентарем (на прогулке).  

Развлечение  «Здравствуй, зимушка-зима»  

К нам приходит Новый год

«Елка у нас в гостях»

Рассматривание елки, украшенной воспитателем, игрушек (эталоны: форма, цвет, размер – тактильное и зрительное обследование). Имитация эпизодов праздничной ситуации (танец, подарок); принятие роли, простые диалоги от лица персонажа.   Некоторые традиции предстоящего праздника, рассматривание подарков, выделение эстетических свойств (яркая нарядная упаковка – коробка или  подарочный мешочек, праздничная лента для банта); традиции дарения. Изготовление подарков для кукол.

«Новый год»   Формировать представление о Новом годе, как веселом и добром празднике. Формировать умение доставлять радость близким и благодарить за новогодние подарки и сюрпризы.  

Праздник «Здравствуй, елочка!»

январь

Рождественское чудо

«Мы улыбаемся – у нас праздник»    Представления о празднике, впечатления детей, различение эмоций; рассматривание    фотографий, произведений искусства по теме «Елка»; игры с зеркалом и игры-этюды «Грустное – радостное»).

Коллажирование «Поделись   улыбкой», составление    альбома с праздничными    фотографиями.  

Мир игры

«Народная игрушка»   Рассматривание и игры с  глиняными игрушками (например, Дымково и Каргаполья); рассматривание образов    (зверей и птиц: козы, кони, собаки, зайцы и др.), выделение цвета, формы, используемых узоров (круги, квадраты, полоски, точки разных цветов).  

Праздник народной игрушки

Мир природы вокруг нас

«Зимовье зверей»

Представления  о жизни зверей зимой: приспособление к условиям; (заяц, волк, лиса, воробьи и т.п.): внешний вид, части тела, повадки; особенности корма.  Рассматривание    иллюстраций, дидактических картин по теме, чтение стихов.  

Составление единой    композиции «Звери в лесу»

февраль

Мир вокруг нас

(Безопасность, ПДД)

Транспорт.

формирование у детей представления о транспорте, правилах  поведения в транспорте и безопасности на дорогах.  

Выставка детского творчества «Починим машину»

Мир профессий

Труд  врача.

Формирование  представлений о содержании труда врача и назначении соответствующих орудий труда; формирование    положительного отношения к профессии врача, воспитывать сочувствие, понимание к больным, готовность лечиться самим.  

Сюжетно-ролевая игра «Больница»

Защитники Отечества

«Папин праздник». Традиции праздника и поздравлений мужчин, образ мужчины  –   защитника; имена отцов детей группы, их дела и обязанности дома, особенности внешнего вида, некоторые «типичные»    мужские занятия; изготовление подарков папам (изделие из теста-  вырезание формочками из пласта глины брелоков для сотовых телефонов, значков).

Совместное с родителями чаепитие «Рядом с папой»

Мир вокруг нас

«Противоположности»    Освоение свойств и эталонов: большой  – меленький, длинный  - короткий, тяжелый – легкий и т.п.; различение, выделение,     называние свойств в специальных    абстрактных наборах (набор полосок, Блоки Дьенеша, Палочки Куюзенера) и окружающих предметах, на дидактических картинах.  

Сортировка игрушек по теме «Великаны и    гномики» (большие и маленькие куклы).

март

Весна пришла

«Наша мамочка»

Традиции праздника и поздравления мам, бабушек, старших сестер; имена мам; типичные женские домашние заботы и дела; рассматривание фотографий, образов женщин в портретной и жанровой живописи. Изготовление подарков мамам.    

Праздник «Я для милой мамочке»

«Мир за окном: весна пришла»

Сезонные изменения в природе, название месяца; проявления весны, пробуждение природы, щебет и изменение поведения птиц; рассматривание веток, подготовка к весне некоторых растений (проращивание веток и луковиц), посильная помощь в трудовых процессах (посадка).

«Весенние ручейки». Свойства воды (таяние снега и льда, текучесть, брызги, переливание из емкости в емкость); игры забавы с водой; наблюдение ручейка, окрашивание воды; опыты с водой и другими материалами и веществами (пускание корабликов, растворение, опыты «тоне  -  не тонет»), изготовление простых корабликов из бумаги и «бросовых» материалов (коробочек), игры с ними.

Деятельность детей в природе «Наш огородник» (проращивание веток вербы, овса, луковиц и др.)

Книжкина неделя

«Книжки для малышек»  Интерес к рассматриванию, слушанию; чтение и разучивание стихов, чтение и рассматривание иллюстраций к народным сказкам.

 «Мы показывает театр»   Представления о кукольном театре; рассматривание атрибутов разного вида театров, этюды на выражение эмоций интонацией, позой (по типу «Море волнуется… веселая фигура замори»).    

Игры-ряженье и игры в «театр», рассматривание игрушек уголка и атрибутов.    

Природа вокруг нас

«Птицы прилетели»

Птицы: внешний вид, строение, особенности оперения, цвета  перьев, различия разных птиц.

Игры-забавы «Птицы и птенчики»

апрель

День космонавтики

«На ракете к звёздам»

Расширять кругозор детей, интерес к окружающему. Рассматривание иллюстративного материала по теме «Космос», чтение стихотворений, отгадывание загадок.  

Коллективная работа с детьми «Космическое путешествие»

Мир профессий

(Труд весной)

« В  саду ли, в огороде»

Закреплять знание овощей фруктов.  Отгадывать загадки. Дать первичные представления о труде в саду, в огороде.  

Театрализованное представление «Бабушка-загадушка»

Я в детском саду (этикет)

«Самое важное слово»

Знакомство с правилами речевого этикета – формами выражения благодарности, воспитание вежливости. Освоение детьми умения благодарить в разных ситуациях: после приема пищи, за оказанную помощь, за игрушку, конфету, подарок.  

Создание альбома картинок с ситуациями благодарности.

Мир вокруг нас

«Из чего сделаны предметы?»

Металл и дерево: различение, выделение материалов в знакомых предметах; название, некоторые свойства; рассматривание «сенсорной коллекции» предметов, сортировка по видам известях материалов, обследование и несложные опыты.    

Составление «коллекции

«Из чего сделано?»,

сортировка по известным

материалам.  

май

День Победы

«Уроки доброты»

Формировать у детей потребность в доброжелательном общении с окружающими,  и  осознанно проявлять сочувствие и совершать добрые поступки.  

Игра «Мешочек добрых дел»

Я и мои друзья

«Дети играют»

Игры и игрушки мальчиков и девочек, некоторые игровые правила и действия; правила общения и совместной игры,    вежливые обращения к другим детям, умения делиться игрушкой, играть дружно, договариваться о совместном использовании игрушки.

Проект «Мои друзья»

Мир природы вокруг нас

«Живое вокруг нас: весенние  цветы»

Разные виды цветов, первоцветы представления о структурных  частях; разнообразие цветов и     оттенков, формы лепестков  (эталоны, обследование), запах и   характер поверхности (мягкие, шероховатые, гладкие и т. п.)  

Выставка детского творчества «Весенняя полянка»

«Насекомые»   дать представления о разнообразии насекомых; рассматривание иллюстраций, чтение стихов.  

Выставка «на полянке»

Средняя  группа

месяц

тема

Краткое содержание традиционных  событий и праздников

Итоговое мероприятие

сентябрь

Я  в детском саду 

«Мы снова вместе»    Встреча детей после лета. Знакомство с новыми детьми группы. Повторение правил   общения друг с другом и воспитателями.    

Презентация коллажа с    фотографиями детей группы.

Мир вокруг нас 

«Наша любимая группа»    Знакомство детей с обстановкой в группе, расположением центров активности. Воспитание умений взаимодействия в совместных видах деятельности, желания     поддерживать порядок в группе.

Создание правил и традиций в группе. Составление книги правил из рисунков детей.

Предметный мир

«Я в мире предметов»   Обогащение представлений детей о материалах: глина, песок, пластилин; бумага и ткань. Сравнение свойств и    качеств материалов.             

Коллекционирование    предметов «Из чего же? Из чего же? Из чего же?»  (бумага, ткань, глина,   пластилин и др.).

Мир вокруг нас

«Кто работает в детском саду»

Расширять и уточнять представления детей о труде сотрудников детского сада, показать взаимосвязь между разными видами труда.  

Сюжетно-ролевая игра «Детский сад».

октябрь

Осеннее настроение

«Падают листья»   Развитие умения наблюдать,  замечать проявления осени в  природе, восприятие осеннего  настроения в стихах, музыке,     картинах.        

«Мир осенней одежды и обуви»   Рассматривание предметов осенней одежды и обуви, развитие умения  описывать предмет с помощью  воспитателя; выбор предметов демисезонной одежды для куклы.      

Праздник «Осень в гости к нам пришла»  

«Что нам осень подарила:    попробуем осень на вкус»

Рассматривание, сенсорное  обследование овощей и фруктов. Отгадывание загадок.   Лепка, аппликация и рисование.  

Коллажирование   «Витамины на тарелке».    Проект «Витаминная семья»

Мир природы вокруг нас

«Животные, которые живут рядом  снами».   

Воспитание желания ухаживать за     животным. Развитие умений детей правильно использовать в   речи названия животных и их детенышей. Составление    с помощью взрослого описательного рассказа о домашнем животном на основе   наблюдения.    

Театрализованное представление «Бычок – смоляной бочок»

Предметный мир

«Кукольный домик».  Развитие пространственной ориентировки на листе   бумаги, умения составлять план комнаты, расставлять мебель и придумывать дизайн.   Активизация словаря за счет  названий предметов мебели, направлений (справа, слева).      

Изготовление макетов кукольной комнаты для   режиссерских игр.

ноябрь

Страна, в которой я живу

«Что мы знаем о России»

Развитие умения узнавать флаг и герб, страны, воспитание  уважительного отношения к  символам страны.  

Составление альбома с символами России.

Предметный мир

«Посуда. Продукты питания».

Уточнение и расширение представлений воспитанников о посуде, ее предназначении и значимости в жизни людей. Расширять  представления детей о продуктах питания.    

Дидактическая игра «Полезные и вредные продукты»

Мир вокруг нас

«Мой организм». 

Обогащение    представлений детей о здоровом образе (почему надо чистить зубы, умываться,    делать зарядку и т.д.); о способах укрепления здоровья, о возможных травматических ситуациях и способах их предупреждения, о роли врачей в сохранении здоровья детей.    

Развлечение «Встреча с Феей Чистоты»

«Мама, папа, я – дружная семья»

«Я и моя семья»

Формирование первичных ценностных представлений о семье, семейных традициях, обязанностях. Воспитывать любовь к родителям, уважение, готовность помогать и сочувствовать старшим.  

Проект «Моя семья»

декабрь

Зимушка-зима, у нас в гостях

«Зимушка – зима» Установление связей между погодными условиями и выбором подходящей одежды  и обуви (оставление описательных рассказов. Отгадывание и сочинение  описательных загадок о предметах одежды.  Коллекционирование   кукольной одежды (по  сезону).  Изучение  свойств и качеств снега, проведение  элементарных опытов. Рассматривание и  рисование снежинок. Разучивание стихов о   зиме. Проведение игр со снегом.  

Выставка детского творчества.

Мир природы вокруг нас

« Мы друзья зимующих птиц».  

Ознакомление с изменениями в жизни птиц с приходом зимы. Рассматривание разных видов корма для птиц, разных   видов кормушек.  

Изготовление и   развешивание кормушек для   птиц.

Зимние виды спорта

« Зимние виды спорта»

Приобщение детей к здоровому образу жизни через знакомство с зимними видами спорта.  

Создание альбома «Зимние виды спорта».

К нам приходит Новый год

«Здравствуй, Новый год!»

Изготовление новогодних игрушек и украшений для группы. Совместно с   родителями изготовление зимних букетов, макетов для украшения интерьера. Чтение   и разучивание новогодних стихов. Придумывание  загадок про елочные игрушки. Знакомство  с художественными произведениями о Зиме    (поэзия, музыка,  живопись, сказки, рассказы). Отображение символов праздника продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация).  

Праздник  «здравствуй, елочка лесная»

январь

Рождественское чудо

«Рождественские вечера»  Знакомство  с  художественными произведениями о  рождественских днях (поэзия, музыка, живопись, сказки, рассказы). Отображение  символов праздника (свечи, ангелы) в   продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация).  

Выставка детского творчества.

Мир игры

«Народная игрушка»  Ознакомление детей с игрушками народных промыслов: рассматривание,   роспись, лепка.  

Выставка детского творчества.

Мир природы вокруг нас

«Зимовье зверей»   Обогащение представлений детей о зимовье зверей:   способах добывания пищи, спасении от хищников, защиты от сильных морозов. Чтение, обсуждение и пересказ   литературных текстов по теме.  

Создание альбома о зимовке животных.   Лепная композиция    «Зимовье зверей».

февраль

Мир вокруг нас (Безопасность, ПДД)

Транспорт. Путешествие в страну «Светофор».   Формировать знания о правилах дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства; уточнять и обобщать знания детей о транспорте и его назначении, об общественном транспорте (автобус, троллейбус, маршрутное такси, поезд, самолет, пароход).  

Спортивное развлечение «Кот Леопольд и его друзья»

Мир профессий

«Все работы хороши, выбирай на вкус»   Ознакомление с профессиями папы и мамы. Составление совместно с родителями небольшого рассказа о  профессии одного из родителей.    

Проект «Профессии моих родителей»  

Защитники Отечества

«Наши папы  –  защитники России».   Ознакомление с Российской Армией, ее функцией защиты России от врагов.   Осуществлять патриотическое воспитание: знакомить с «военными» профессиями. Воспитывать любовь  к Родине. Формировать первичные тендерные  представления (воспитывать в мальчиках стремления быть сильными, смелыми, стать защитниками Родины).  

Изготовление праздничных открыток для    пап. Праздник для пап.

Мир технических чудес

«Наши помощники» Ознакомление детей с    приборами бытовой техники (пылесос,  электромясорубка, стиральная машина),   ознакомление  с правилами безопасного  поведения детей во время работы бытовой    техники в детском саду и дома.    

Изготовление альбома «Наши помощники»

март

Весна пришла

«Милая, любимая, мамочка моя».   Выработать чуткое и нежное отношение к маме; формировать атмосферу эмоционального тепла в семье и любви к родителям и другим членам семьи. Воспитание уважения и любви к маме, желания оберегать ее. Рассматривание фотографий и  картин, изображающих мам и детей. Составление рассказов-пожеланий,   изготовление подарков для мамы.  

Коллажирование «Наши  добрые мамы» с  фотографиями мам и  детскими пожеланиями.  Детский праздник 8 марта  Поздравления мамам.  

«Весна идёт, весне дорогу»   Установление связей между явлениями неживой и живой природы: пригревает   солнце, тает снег, появляются почки на   деревьях и кустах.  «Мир весенней одежды и обуви».    Обогащение представлений детей о предметах весенней одежды и аксессуаров.    Обогащение словаря детей, развитие обследовательских действий.  Сравнение тканей, выбор ткани для шитья предметов весенней одежды. Рассматривание резиновых сапог, знакомство со   свойствами резины.

Изготовление   альбома «Весна-красна!» с   отражением признаков  весны.

Книжкина неделя

«Наши любимые книжки». Подбор книг по теме с произведениями разных жанров   (стихи, загадки, сказки, рассказы). Чтение, пересказ, разучивание стихов, рассматривание иллюстраций,  драматизация.    

Выставка любимых детских книг и рисунков.

Природа вокруг нас

«Пернатые друзья»  Расширять представления о птицах.

Изготовление скворечников

апрель

День космонавтики

«Путешествие в космос».  Формирование первичных представлений о выдающихся людях и достижениях России, интереса и чувства гордости за успехи страны и отдельных людей. Рассматривание картинок о полете в  космос животных и человека.  

Коллективная аппликация   «Путешествие в космос». Игра «Космическое  путешествие»

Мир профессий  (Труд весной)

«О труде в саду и огороде»  Формировать представления о работах, проводимых весной в саду и огороде.  

Проект «Всё начинается с семени»

Я в детском саду (этикет)

«Взрослые и дети».  Обогащение представлений детей о правилах общения со    взрослыми (этикет приветствия, прощания, обращения, извинения, просьбы).

Воспитание уважительного отношения к взрослым.  

Этюды «Вежливость»

Мир вокруг нас

«Из чего сделаны ….?».  Установление связи между материалом и функциями   Игрушки: почему вертится вертушка,  почему не тонет пластмассовый кораблик, почему отпрыгивает от земли мяч?.

Изготовление игрушек-самоделок из бумаги. Пополнение коллекции предметов «Из чего же? Из чего же? Из чего же?» (коллекция игрушек-самоделок для игр на прогулке.

май

День Победы

«День Победы»  Ознакомление детей с содержанием праздника, с памятными  местами в городе, посвященными празднику. Рассматривание картин,  иллюстраций. Изготовление открыток для ветеранов.    

Акция   «Открытка для ветерана».

Я и мои друзья

«Мы улыбаемся, мы грустим».  Развитие  способности реагировать на настроение другого человека, проявлять собственные  эмоции. Воспитание желания пожалеть, поддержать того, кому грустно. «Добрые слова для друга». Ознакомление  с правилами этикета в общении со сверстниками: варианты приветствия и прощания, поздравления, общения по   телефону, выражения сочувствия, поддержки.  

Коллаж «Поделись улыбкой» (пиктограммы и  фотографии детей с ярким выражением эмоций)   Этюды «Добрые   пожелания»

Мир природы вокруг нас

«Путешествие в мир растений»  Подвести к выводу, что    растения –   это живая природа. Закрепить знания о разнообразии растений.  

Панно-коллаж «Аленький цветочек»

«Встречаем лето. Насекомые»   Формирование представлений о насекомых. Способствовать пониманию значимости живых существ, их взаимосвязи в природе, развитию эмоционально - положительного, экологически правильного отношения к насекомым. Воспитывать бережное отношения к природе.

Выставка детского творчества

Старшая  группа

Кал.

месяц

тема

Краткое содержание традиционных    событий и праздников

Итоговое мероприятие

сентябрь

Я  в детском саду 

«Вот и стали мы на год взрослее».  Развитие умений выражать доброжелательное отношение к сверстнику в ситуациях «Добрые пожелания», готовности к общению и сотрудничеству.    

Праздник «День знаний»

Мир вокруг нас 

«Чтобы было интересно…».

Развитие интереса детей к разным видам деятельности в группе детского сада, проявлений инициативы в обустройстве разных уголков в группе, способности к согласованию инициатив и  интересов.   Развитие способностей устно   презентовать результаты   индивидуальной и совместной деятельности.  

Детские проекты, схемы и макеты оформления и содержания игрового,   конструктивного уголков,   центра детского творчества.

Предметный мир

«Я в мире предметов»  Обогащение представлений детей о материалах: глина, песок, пластилин; бумага и ткань. Сравнение свойств и     качеств материалов.

 

Коллекционирование   предметов «Из чего же? Из чего же? Из чего же?» (бумага, ткань, глина,    пластилин и др.).

Мир вокруг нас

 «День дошкольного работника. Профессии».

формирование представлений и положительного отношения к профессии воспитателя, другим профессиям дошкольных работников, детскому саду как ближайшему социуму.

Проект «День дошкольного работника»

октябрь

Осеннее настроение

«Как  мы следы осени искали».   Наблюдения за природой на прогулке в детском саду и с родителями. Приспособление животных и растений к   жизни осенью. Создание экологического дневника.  

Фольклорный праздник «Веселая ярмарка»

«Дары осени.  Откуда хлеб пришел».   Систематизация знаний детей по теме «Овощи – фрукты».   Воспитание уважения к людям,    благодаря труду  которых, хлеб   появляется на нашем столе.   Установление связей между трудом людей разных профессий.  

 Проект «Откуда хлеб пришёл»

Мир природы вокруг нас

«Наши лесные друзья».

Познакомить с многообразием животного мира леса, развить творческое мышление, воображение и коммуникабельность, основываясь на свободном обмене мнениями, сформировать умение и желание активно беречь и защищать природу леса.  

Выставка детских работ «Осенний вернисаж».

Предметный мир

«Всё о мебели»

Расширять и систематизировать представления детей о предметах мебели и их назначении. Учить различать и называть детали мебели. Закрепить обобщающее понятие «мебель». Познакомить с историей создания стола и стула. Познакомить с профессией столяра. Воспитывать бережное отношение к вещам, сделанным руками людей, понимание важности труда, приносящего пользу людям.

Проект «Как появилась мебель»

ноябрь

Страна, в которой я живу

«Что рассказывают о России флаг и герб».  Воспитание уважения к символике России.  «Мы разные, мы вместе».  Воспитание интереса к жизни людей разных национальностей на территории России,   их образу жизни, традициям.   Установление связей между природными условиями и особенностями жизни   людей (на Крайнем Севере, на Юге России). Воспитание уважения и дружеских чувств по отношению к россиянам разных национальностей.    

Создание и презентация   журнала «Страна, в которой мы живем»  

Предметный мир

«Вредные и полезные продукты»

Сформировать представления у детей о здоровой пище, о вредных и полезных продуктах питания, помочь им узнать о влиянии правильного питания на здоровье.  

Викторина с детьми «Что мы знаем о правильном питании?» 

Мир вокруг нас

«Как беречь своё здоровье»

Воспитание у ребенка заботы о своем организме, желания быть всегда здоровым; овладение практическими навыками ухода за телом.  

Досуг «Сердце я берегу, сам себе помогу»

«Мама, папа, я – дружная семья»

 «Поздравление для мамы».  Воспитание желания   проявлять заботливое отношение к маме,   выражать отношение при помощи ласковых слов.     Формирование ценностных представлений о семье, семейных традициях, обязанностях.  

Оформление выставки рисунков к Дню матери.

декабрь

Зимушка-зима, у нас в гостях

«Зимушка, зима».  Выявление детьми  признаков зимы, качеств и свойств воды, льда, снега, песка, почвы, камней. Определение зависимости их состояния от воздействия температуры,  воздействия солнца, влажности, сезона.  

Проект «Мы –исследователи».

Мир природы вокруг нас

«Жалобная книга природы»  Знакомство с потребностями птиц  и животных в осеннее – зимний период и способами помощи человека природе. Изготовление кормушек для птиц. Укрывание растений на участке детского сада. Кормление птиц.  

Проект «Чудо-кормушка»

Зимние виды спорта

«Зимние виды спорта»   Знакомство с зимними видами спорта.  Развивать стремление детей сохранять и укреплять своё физическое здоровье.

Создание альбома «Зимние виды спорта».

К нам приходит Новый год

«Здравствуй, Новый год!»  Выполнение заданий от Деда Мороза по украшению группы. Изготовление новогодних игрушек и поделок.  

Праздник «Новогодний карнавал»

январь

Рождественское чудо

«Волшебные сказки Рождества».   Знакомство с художественными   произведениями о  Зиме и о традициях празднования Рождества (поэзия,   музыка, живопись, сказки, рассказы).

Детское книгоиздательство   «Книга детского творчества  о волшебстве и новогодних  чудесах» (сказки, рисунки).  

Мир игры

«Народное искусство».  «История игрушки».  Знакомство с народными промыслами по созданию  игрушек. С утилитарной и эстетической функциями народной игрушки. Участие  в творческой мастерской по  изготовлению и росписи игрушек.

Проект «Народная игрушка»

Мир природы вокруг нас

«Животные наших лесов».

Познакомить детей с животными, объяснить взаимодействие живых организмов с окружающей средой и друг с другом; развивать творческие способности дошкольников; воспитывать любовь к природе, желание узнать новое из жизни животных родного края и поделиться своими знаниями с другими.  

Выставка детского творчества.

февраль

Мир вокруг нас (Безопасность, ПДД)

«Транспорт.  Путешествие в страну «Светофор»».

Учить правилам дорожного движения, правилам поведения на улице через эмоциональное восприятие. Довести до сознания детей, к чему может привести нарушение правил дорожного движения. Развивать ловкость, внимание, сосредоточенность, смекалку, логическое мышление. Воспитывать грамотного пешехода.  

Викторина.

Мир профессий

«Современные профессии».

Знакомство с конкретными профессиями, установление связи между ними.  

Проект «Все работы хороши»

Защитники Отечества

«Могучи и сильны российские богатыри».  Знакомство и детей с былинными и современными   защитниками Родины, их качествами, внешним обликом. Интервьюирование   пап и дедушек о защите Родины. Подготовка сценария спортивного праздника.  

Развлечение «Защитники Отечества»

Мир технических чудес

«Что было до…» (в мире техники)  

Способствовать формированию представлений детей об истории возникновения техники.  

Проект «Путешествие в прошлое...»

март

Весна пришла

«Самая красивая мамочка моя».   Знакомство с женскими образами в разных видах искусства. Рассматривание   фотопортретов мам. Составление рассказов о мамах и оформление пожеланий.  

Праздник «Мама лишь одна бывает»

«Весна в окно стучится».   Поиск примет весны  в  природе. Установление связей между изменениями в неживой и живой природе.   «Весна идет, весне дорогу».  Выявление  детьми качеств и свойств воды, песка, почвы, камней. Определение зависимости их состояния от воздействия температуры, влажности,   сезона.  

Выставка работ «Весна стучится в окна».

Книжкина неделя

«Книжный гипермаркет».   Обогащение представлений детей  о роли книг в жизни людей, о многообразии книг, о  разных формах книг (книга на бумажном носителе, на электронном носителе,  аудиокнига); о бумаге, как материале для изготовления книг, её свойствах и качествах.

Изготовление детьми книг. «Открытие книжного гипермаркета» (сюжетно-ролевая игра).

Природа вокруг нас

«Встречаем пернатых друзей».

Формирование первичных ценностных представлений о птицах как «меньших братьях» человека.  Формировать обобщенное представление о перелетных птицах,   учить различать их по существенному признаку: возможность удовлетворения потребности в пище. Углублять представления о причинах отлета и прилета. Воспитывать любовь к птицам, желание помогать им.

Проект «Прилетают журавли и соловушки мои»

апрель

День космонавтики

«Космос и далёкие звёзды». Знакомство с именами людей, которые первыми полетели в космос, с моральными и физическими качествами космонавтов с подготовкой людей к космическим путешествиям (тренировки, обучение) Мастерская по изготовлению атрибутов для сюжетно-ролевых игр. Знакомство с названиями планет, с ролью солнца в жизни планет и жизни Земли, местом Земли среди планет  Солнечной системы.

Музыкально-литературное развлечение  «Мечтают мальчишки взлететь на луну»

Мир профессий

(Труд весной)

«Сельскохозяйственные работы». Установление связей между трудовыми процессами разных людей (фермеры, механизаторы, работники овощехранилищ и магазинов и др.). Воспитание уважения к труду людей разных профессий.

Я в детском саду (этикет)

«О хороших привычках и манерах поведения».

Развитие представлений о необходимости и значимости правил поведения, формировать навыки поведения в общественных местах, опираясь на опыт детей через создание игровых  и педагогических ситуаций, сюжетно – ролевые игры, разговоры с детьми, чтение художественной литературы, рассматривание сюжетных картинок по теме.

 Праздник вежливости и послушания.

Мир технических чудес

«Тайны света».  Освоение свойств, отношений и зависимостей, связанных с физическими и эстетическими свойствами света; ролью света в жизни живых организмов развитие влиянием света на человека (правила «безопасного поведения «на солнце» (на море, на улице в солнечную погоду и т.п.).  

Проект «Тайны света»

май

День Победы

«Имена Победы». Знакомство с традициями празднования Дня Победы в России, с памятниками, посвященными героям войны в родном городе/поселке. Рассматривание семейных альбомов. с фотографиями, тех, кто застали войну, воевали. Воспоминания в семье об их рассказах о войне.  

Концерт «День Победы»

Я и мои друзья

«Если с другом вышел в путь…».  

Знакомство с  творчеством детских писателей, в произведениях которых отражена тема дружбы. Отражение темы «дружба» в изобразительном искусстве и музыкальных произведениях для детей.   Закрепить понятие о добре, честности, вежливости и других нравственных качествах; создавать атмосферу единства, повышение позитивного настроя, развитие умения выражать свое эмоциональное состояние; развивать чувство доверия участников друг другу, формировать в группе атмосферу взаимной поддержки.

Проведение литературной викторины. Изготовление подарка для друга.

Мир природы вокруг нас

«В саду, на лугу,  в реке, в озере».

Закрепить знания о разнообразии растений по их среде обитания.  Учить бережному отношению к природе, познакомить детей со значимостью растений.

«Красная книга» (создание книги из рисунков редких и исчезающих растений).

«Лето без опасностей».  Знакомство с правилами безопасного поведения летом: на воде, в транспорте, во время уличного движения, на природе. Воспитание позитивного отношения к соблюдению правил безопасного поведения.

Создание памятки безопасного поведения: «Безопасность на воде», «Безопасность пешехода», «Безопасность путешественника», «Безопасность на природе».

Календарно-тематическое планирование

Подготовительная к школе  группа

месяц

тема

Краткое содержание традиционных   событий и праздников

Итоговое мероприятие

сентябрь

Я  в детском саду 

«Одногруппники».  Формирование представлений о том, что дети подготовительной группы  –  самые старшие в детском саду; развитие интереса к сверстникам, их интересам увлечениям; выработка правил организации жизни и совместной деятельности в группе; формирование дружеских отношений и представлений о группе.

Праздник «День Знаний»

Мир вокруг нас 

«Чтобы было интересно…».

Развитие интереса детей к разным видам деятельности в группе детского сада, проявлений инициативы в обустройстве разных уголков в группе, способности к согласованию инициатив и  интересов. Развитие способностей устно презентовать результаты индивидуальной и совместной деятельности.

Детские проекты, схемы и макеты оформления и содержания игрового, конструктивного уголков, центра детского творчества.

Предметный мир

«Материалы и их свойства».

Развитие познавательной активности детей в процессе знакомства со свойствами материалов.  Знакомить детей с тем, что для изготовления вещей мы используем разные материалы: металл,  песок, древесину. Рассказать, что из чего сделано: игрушки их пластмассы, они легкие, прочные, безопасные; металл – прочный для изготовления молотка, ложек, булавок; стекло – прозрачное, пропускает свет, сосуды, лампочки.

Проект «Юные исследователи»

Мир вокруг нас

«День дошкольного работника. Профессии».  формирование представлений и положительного отношения к профессии воспитателя, другим профессиям дошкольных работников, детскому саду как ближайшему социуму.

Проект «День дошкольного работника»

октябрь

Осеннее настроение

«Осень  –  это хорошо или плохо?»  Развитие способности замечать «хорошие» и «плохие» проявления осени в жизни природы (растений, животных), людей (смена одежды, переход от летнего отдыха к труду и делам). Восприятие разных настроений осени в поэзии, прозе, живописи.

Выставка «Грустные и веселые истории и рисунки про осень» (книги, картинки, фотографии, рассказы детей).

«Дары осени: осенние угощения». «Откуда хлеб пришел»Рассматривание, сенсорное обследование овощей и фруктов (развитие обоняния, осязания, вкусовых ощущений). Знакомство с натюрмортами (изображения овощей, фруктов, ягод, грибов и пр.).  Воспитание уважения к людям, благодаря труду которых хлеб появляется на нашем столе. Установление связей между трудом людей разных профессий.

Создание диафильма (хронологическая лента) «Как выращивают хлеб», презентация с озвучиванием.Проект «Откуда хлеб пришел»

Мир природы вокруг нас

«Наши лесные друзья».

Познакомить с многообразием растительного и животного мира леса, развить творческое мышление, воображение и коммуникабельность, основываясь на свободном обмене мнениями, сформировать умение и желание активно беречь и защищать природу леса.

Выставка детских работ «Осенний вернисаж»

Предметный мир

«Всё о мебели».Расширять и систематизировать представления детей о предметах мебели и их назначении. Познакомить с профессией дизайнера. Воспитывать бережное отношение к вещам, сделанным руками людей, понимание важности труда, приносящего пользу людям.

Сюжетно-ролевая игра «Мы –дизайнеры»

ноябрь

Страна, в которой мы живём.

«Моя страна – Россия».  Знакомство с государственным устройством России. Знакомство с волшебными странами в произведениях детской художественной литературы. Сравнение устройства сказочной и реальной страны. Придумывание страны-мечты, пожеланий жителей этой  страны своему президенту.

Выставка рисунков «Моя страна – Россия».

Предметный мир

«Вредные и полезные продукты»  Обогатить представления детей о мире посуды и продуктах питания. Сформировать представления детей о зависимости здоровья человека от правильного питания; умения определять качество продуктов, основываясь на сенсорных ощущениях.

Проект «Азбука здорового питания»

Мир вокруг нас

«О своём здоровье и безопасности»  Воспитание у ребенка заботы о своем организме, желания быть всегда здоровым; овладение практическими навыками ухода за телом.

Досуг «Сердце я берегу, сам себе помогу»

«Мама, папа, я – дружная семья»

«День матери. Традиции моей семьи».  Формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье. Воспитание любви и уважения к близким.

Генеалогическое древо « Я и моя семья»

декабрь

Зимушка-зима, у нас в гостях

«Зимушка, зима»

Закрепление представлений о жизни живой и неживой природы в зимнее время, установление причинно-следственных связей.

Мир природы вокруг нас

«Жалобная книга природы»

Знакомство с потребностями птиц  и животных в осеннее – зимний период и способами помощи человека природе. Изготовление кормушек для птиц. Укрывание растений на участке детского сада. Кормление птиц.

Проект «Чудо-кормушка»

Зимние виды спорта

«Зимние виды спорта»

Знакомство с историей возникновения олимпийских игр.  Развивать стремление детей сохранять и укреплять своё физическое здоровье.

«Малые Олимпийские игры»

К нам приходит Новый год

«Здравствуй, Новый год!»   «Новый год в разных странах». Развитие интереса к традициям празднования Нового года на разных континентах и в разных странах, образ Деда Мороза, традиции украшения ели. «Мастерская Деда Мороза». Подготовка к конкурсу новогоднего оформления помещений детского сада, создание дизайн-проектов, изготовление украшений при помощи разных техник.

Праздник «Новогодний карнавал»

январь

Рождественское чудо

«Волшебные сказки Рождества». Создание сценария святочного карнавала, зготовление карнавальных костюмов. Отбор фрагментов из сказок и живописных произведений для обыгрывания.

Карнавал (детские представления персонажей, костюмов, ряженье, святочные игры и традиции)

Мир игры

«В свете искусства».Приобщение к миру искусства и формирование положительного отношения к нему.

Вернисаж «Зимние узоры»

Мир природы вокруг нас

«Животные наших лесов».

Познакомить детей с животными, объяснить взаимодействие живых организмов с окружающей средой и друг с другом; развивать творческие способности дошкольников; воспитывать любовь к природе, желание узнать новое из жизни животных родного края и поделиться своими знаниями с другими.

Выставка детского творчества.

февраль

Мир вокруг нас

(Безопасность, ПДД)

«Машины на нашей улице».

Учить правилам дорожного движения, правилам поведения на улице через эмоциональное восприятие. Довести до сознания детей, к чему может привести нарушение правил дорожного движения. Развивать ловкость, внимание, сосредоточенность, смекалку, логическое мышление. Воспитывать грамотного пешехода.

Макет улицы.

Мир профессий

«Современные профессии».   Развитие интереса детей к людям разных профессий, способности к интервьюированию людей, формулированию вопросов о профессии об особенностях профессиональной деятельности. Установление связей между трудом людей разных профессий. Воспитание уважения к трудящемуся человеку.  

Игровой проект «Ярмарка  профессий  -  презентация   профессий.

Защитники Отечества

«Российская армия». Ознакомление с Российской Армией, ее функцией   защиты Отечества от врагов,   нравственными качествами воинов. Рассматривание эмблем разных родов войск  –  что рассказывают образы эмблем о воинах, их деятельности и качествах.   .

Изготовление праздничных   открыток-призов.  Праздник.

Мир технических чудес

«Что было  до…(в мире техники)».  Способствовать формированию представлений детей об истории возникновения техники.

Проект «Путешествие в прошлое»

март

Весна пришла

«Мамин праздник».  Знакомство с женскими образами в разных видах искусства. Рассматривание   фотопортретов мам. Составление рассказов о мамах и оформление пожеланий.

«Моя прекрасная леди».  Развивать интерес детей к событиям жизни детей разного пола. Выделять добрые  поступки мальчиков и девочек, вырабатывать правила отношений   между мальчиками и девочками в   группе.

Праздник.

«Весна в окно стучится...». Развитие способности к установлению связей между изменениями в неживой и живой природе весной. Развитие эстетического отношения к образам   весны в произведениях искусства   Наблюдения и эксперименты (вода,   свет, воздух).

Проект «Весна в окно стучится...».

Книжкина неделя

«История книги». 

 Знакомство и историей появления письменности, знаков и символов, грамоты, с формами хранения информации  – берестяные грамоты, книги, компьютер, азбука. Развитие интереса к книге, к письменной речи.

Проект «История книги»

Природа вокруг нас

«Встречаем пернатых друзей».

Продолжать формирование представлений о птицах как «меньших братьях» человека.  Формировать обобщенное представление о перелетных птицах,   учить различать их по существенному признаку: возможность удовлетворения потребности в пище. Углублять представления о причинах отлета и прилета. Воспитывать любовь к птицам, желание помогать им.

Проект «Прилетают журавли и соловушки мои»

апрель

День космонавтики

«Космос и далёкие звёзды».  Знакомство с планетой Земля, способами заботы людей о своей планете.. Проведение элементарных опытов и экспериментов. Развитие интереса к людям, профессии которых связаны с космосом, их качествами, способами жизни человека в космическом пространстве.  

Музыкально-литературное развлечение  «Мечтают мальчишки взлететь на луну»

Мир профессий

(Труд весной)

«Сельскохозяйственные работы». Расширение представлений о необходимости и значении труда взрослых людей. Формирование представлений о труде людей весной на селе. Воспитывать уважение к сельским труженикам, на плечах которых лежит нелегкий, но благородный труд, воспитывать интерес к этим профессиям.

Создание альбома о профессиях.

Я в детском саду (этикет)

««О хороших привычках и манерах поведения»

Развитие представлений о необходимости и значимости правил поведения, формировать навыки поведения в общественных местах, опираясь на опыт детей через создание игровых  и педагогических ситуаций, сюжетно – ролевые игры, разговоры с детьми, чтение художественной литературы, рассматривание сюжетных картинок по теме.

Проект «Праздник вежливости и послушания».Изготовление альбома с рисунками о хороших привычках и манерах поведения.

Мир технических чудес

«Тайны света».  Освоение свойств, отношений и зависимостей, связанных с физическими и эстетическими свойствами света; ролью света в жизни живых организмов развитие влиянием света на человека (правила «безопасного поведения «на солнце», на море, на   улице в солнечную погоду и т.п.).

Исследовательский проект.

май

День Победы

«Праздник Победы» Развитие интереса к историческому прошлому   России. Знакомство с подвигами людей  –  защитников Отечества, с традициями празднования Дня Победы в России. Подготовка социальной акции для людей старшего поколения.  

Участие в социальной акции «Победа в сердце каждого». Концерт «День Победы»

Я и мои друзья

«Разноцветные настроения».  Понимание разнообразия эмоционального мира людей в портретной живописи, детской литературе, музыке. Развитие способности реагировать на настроение другого человека.   Закрепить понятие о добре, честности, вежливости и других нравственных качествах; создавать атмосферу единства, повышение позитивного настроя, развитие умения выражать свое эмоциональное состояние; развивать чувство доверия участников друг другу, формировать в группе атмосферу взаимной поддержки.

День Улыбки.  

Мир природы вокруг нас

«В саду, на лугу,  в реке, в озере».

Закрепить знания о разнообразии растений по их среде обитания.  Учить бережному отношению к природе, познакомить детей со значимостью растений.

«Красная книга» (создание книги из рисунков редких и исчезающих растений).

«Лето без опасностей». Закрепление представлений о правилах безопасности летом, развитие желания соблюдать правила.

Памятки безопасного лета  «Безопасность на воде», «Безопасность пешехода», «Безопасность путешественника», «Безопасность на природе».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарное-тематическое сентябрь планирование подготовительная группа ФГОС

Календарный-тематический план подготовительная группа...

Календарно-тематическое (перспективное) планирование образовательной деятельности в разновозрастной дошкольной группе/ Вид ОД: «Познавательное развитие» (ФЦКМ)

Календарно-тематическое (перспективное) планирование образовательной деятельности в разновозрастной дошкольной группе (дети от 4 до 7 лет)Вид ОД: «Познавательное развитие» (ФЦКМ)...

Календарно-тематическое (перспективное) планирование образовательной деятельности в старшей подгруппе Вид ОД: «Речевое развитие» (Развитие речи)

Календарно-тематическое (перспективное) планирование образовательной деятельности в старшей подгруппеВид ОД: «Речевое развитие» (Развитие речи)...

Календарно-тематическое (перспективное) планирование образовательной деятельности. Вид ОД: «Художественно - эстетическое развитие (лепка и аппликация)».

Календарно-тематическое (перспективное) планирование образовательной деятельности в средней подгруппе, старшей подгруппеВид ОД: «Художественно - эстетическое развитие (лепка и аппликация)»...

Календарно-тематическое недельное планирование по теме "Моя семья"

Календарно-тематическое недельное планирование по теме "Моя семья"...