Календарно-тематическое планирование
календарно-тематическое планирование
Введение одинаковых тем в различных возрастных группах обеспечивает достижение единства образовательных целей и преемственности в детском развитии на протяжении всего дошкольного возраста, органичное развитие детей в соответствии с их индивидуальными возможностями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kalendarno-tematicheskiy_plan.docx | 110.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Комплексно-тематическое планирование
Первая младшая группа
Месяц | Тема | Краткое содержание традиционных событий и праздников | Итоговое мероприятие |
сентябрь | Я в детском саду | «Здравствуйте, это Я» Адаптация к условиям детского сада; представления о себе, представления о сверстниках; элементарные правила поведения и культуры в общении со сверстниками и взрослыми; некоторые представления о личных вещах (расческа, полотенце) и оборудовании («мой шкафчик»), одежде («мои вещи»). | Оформление коллажа с фотографиями детей группы (сотворчество). Рассматривание детских и семейных фотографий, заранее принесенных из дома. |
Мир вокруг нас | «Наша группа» Адаптация к пространству (помещения группы: спальня, игровая, туалетная комнаты; переход из помещения в помещение), предметному оснащению группы и новому социальному окружению; уголки (центры): наполнение и возможности деятельности, правила поведения; некоторые правила поведения и общения со взрослыми и детьми. «Наш участок. Мы гуляем!» Адаптация к пространству участка, правила безопасного поведения на прогулке; двигатель на площадке, атрибуты и оборудование для подвижных игр, игры песком и водой (на прогулке); представления о природных объектах. | Праздник знакомства. | |
Предметный мир | «Наши игрушки» Адаптация к пространству и предметному оснащению группы; Рассматривание разного вида игрушек; выделение сенсорных признаков (цвет, размер, форма), развитие игрового опыта. Освоение правил их использования (расположения на определенных местах: в кукольном уголке, на «сенсорном столике») | Выставка «Моя любимая игрушка» | |
Мир вокруг нас | Наш детский сад. Кто встречает нас в саду? Развитие интереса детей к людям разных процессий, работающих в детском саду, желания беречь результаты их труда, помогать им. | Разыгрывание в сюжетно-ролевых играх эпизодов жизни детского сада. | |
октябрь | Осеннее настроение | «Яркие осенние листья» Приход осени, признаки осени, наблюдение изменений в природе. Чтение стихов и описаний осенней природы. Рассматривание произведений изобразительного искусства. | Коллекционирование осенних листьев и рисунков по теме. Изготовление осеннего букета для украшения группы. |
«Вкусные дары осени» Знакомство с некоторыми овощами, фруктами. . «Дегустация» осенних плодов, игра «Узнай на вкус». Чтение стихов об овощах и фруктах, рассматривание дидактических картин или натюрмортов по теме. | Коллажирование «Витамины на тарелке». Игры с муляжами овощей и фруктов в игровом уголке. | ||
Мир природы вокруг нас | Домашние животные и их детёныши. Яркие впечатления о домашних питомцах: внешний вид, строение, особенности покрова; элементарные правила посильной заботы о них (кормление, выгул). Чтение стихов и рассказов о животных, стимулирование вопросов. Д/и «Что за зверь?», «Угостим зверей едой» и т.п. Звери: взрослые и их детеныши: отличия во внешнем виде, поведении, возможностях; рассматривание дидактических картин, изображений (графических - иллюстрации Е. Чарушина, В. Сутеева), скульптурных – фигурки зверей и птиц), называние детенышей; активизация интереса к миру природы. | Составление единой композиции из игрушек и скульптуры малых форм «Наши домашние питомцы», рассматривание и обыгрывание. | |
Предметный мир | Комната куклы Название предметов мебели, структура и функциональное назначение (стул, стол, ковать, шкаф и т.п.), оформление комнат (стены, окна – занавески, обои, ковре на полу и т.п.); рассматривание фотографий и иллюстраций, конструирование простых игрушек – мебели из кубиков, коробочек. | Оборудование кукольного домика (из мелких предметов игрушечной мебели и игрушек), обыгрывание. | |
ноябрь | Страна, в которой я живу | «Мой дом и моя семья». Учить устанавливать простейшие родственные отношения между людьми (бабушка, дедушка, мама, папа, я). Учить узнавать и называть родственников на фотографиях. Продолжать формировать знание о себе самом (имя, фамилия). Развивать эмоциональную отзывчивость.
| Выставка детского творчества «Дружная семейка» |
Предметный мир | «Кукла готовит обед» Предметы кухонной посуды, оборудования (плита, буфет), название, способы использования, некоторые части; правила безопасности на «кухне», название некоторых блюд, последовательность «приготовления».. | Сюжетные игры с внесенными игрушками. | |
Мир вокруг нас | «Мойдодыр у нас в гостях» Правила гигиены, формирование желания и умений умываться. Игры (пускание мыльных пузырей и мыльной пеной). Слушание и разучивание (повторение и имитация сюжетов) потешек и стихов по теме «Водичка, водичка, умой мое личико», А. Барто «Девочка чумазая» и др. | Игры с водой | |
«Мама, папа, я – дружная семья» | «Наша дружная семья» Представления о взрослых людях (внешнем виде, обязанностях, делах и поступках, семье), доброжелательное отношение к близким; эмоциональный отклик на эмоциональные состояния в типичных жизненно-бытовых ситуациях; рассматривание семейных альбомов; чтение стихов по теме; игры на семейные темы. | Игры по сюжету «Семья». «Наша семья» (совместно с родителями выставка рисунков). | |
декабрь | Зимушка-зима, у нас в гостях | «Зимушка-зима в гости к нам пришла» Формирование элементарных представлений о зиме(сезонные изменения в природе, одежде людей, на участке детского сада). Признаки зимы (снег, холод, заснеженность деревьев, застывание воды – лед); свойства снега (холодный, рассыпчатый, лепится, снежный шар). Поведение зверей и птиц зимой (на понятных примерах: птицам нужен корм в кормушках, звери прячутся в норки, домики и спят). Игры и обследование снега на прогулке. | Выставка детских работ «Зима у нас в гостях». |
Мир природы вокруг нас | Птицы у кормушки. Птицы: внешний вид, строение, цвета перьев, различия разных птиц. | Коллаж «Птички весело гуляют» | |
Зимние виды спорта | «С горки радостно качусь» Виды саней, санок, ледянок, коньки, лыжи и другие зимние забавы, развлечения и инвентарь для игр: название, внешний вид, особенности структуры, назначение. Правила игр или использования, элементарные правила безопасности жизнедеятельности (на прогулке); зимние подвижные игры, развлечения и упражнения со спортивным инвентарем (на прогулке). | Развлечение «Здравствуй, зимушка-зима» | |
К нам приходит Новый год | «Елка у нас в гостях» Рассматривание елки, украшенной воспитателем, игрушек (эталоны: форма, цвет, размер – тактильное и зрительное обследование); имитация эпизодов праздничной ситуации (танец, подарок); принятие роли, простые диалоги от лица персонажа. Некоторые традиции предстоящего праздника, рассматривание подарков, выделение эстетических свойств (яркая нарядная упаковка – коробка или подарочный мешочек, праздничная лента для банта); традиции дарения. Изготовление подарков для кукол. «Новый год» Формировать представление о Новом годе, как веселом и добром празднике. Формировать умение доставлять радость близким и благодарить за новогодние подарки и сюрпризы. | Праздник «Здравствуй, елочка!» | |
январь | Рождественское чудо | «Мы улыбаемся – у нас праздник» Представления о празднике, впечатления детей, различение эмоций; рассматривание фотографий, произведений искусства по теме «Елка». Игры с зеркалом и игры-этюды «Грустное – радостное»). | Коллажирование «Поделись улыбкой», составление альбома с праздничными фотографиями. |
Мир игры | «Матрешкина сказка». Яркие образные представления о матрешке: рассматривание игрушки, определение материала, из которого она сделана, простых типичных узоров и орнаментов (круги, линии, точки, цветы). | Игра «В гостях у Матрёшки». | |
Мир природы вокруг нас | У кого какие шубки. «Зимовье зверей» Представления о жизни зверей зимой: приспособление к условиям; звери и птицы леса и города (заяц, волк, лиса, воробьи и т.п.): внешний вид, части тела, повадки; особенности корма; рассматривание иллюстраций, дидактических картин по теме, чтение стихов. | Составление единой композиции «Звери в лесу» на макете «Лес зимой». | |
февраль | Мир вокруг нас (Безопасно сть, ПДД) | «Азбука безопасности» Ознакомление с элементарными правилами поведения в детском саду (не толкаться, не бегать по ступенькам, играть рядом, не мешая друг другу, уходить из детского сада только с родителями, не брать угощения у незнакомцев). Формирование элементарных представлений о правилах дорожного движения (автомобили ездят по проезжей части, светофор регулирует движения транспорта, дорогу можно переходить только со взрослыми), о правилах поведения в автобусе (в автобусе дети могут ехать только со взрослыми, слушаться взрослых). Приобщение к правилам взаимодействия с растениями и животными (рвать любые растения и есть нельзя, животных кормить только с разрешения взрослых). Знакомство с транспортным средством, рассматривание игрушки грузовика (структурные части, форма, размер, цвет); рассматривание разных по размеру машин (в игровом уголке, на дидактической картине, на прогулке машины у детского сада, машина привезла продукты в детский сад). | Сюжетные игры «Машины привезли игрушки (продукты)». |
Мир профессий | «Труд повара». Дать представление о профессии повара. Воспитывать стремление помочь взрослым, проявлять интерес к труду взрослых, к процессу изготовления и преобразования предметов; интерес к человеку, который трудится, желание ему помочь, самому освоить простые трудовые действия. | Игра «Готовим борщ» | |
Защитники Отечества | «Папин праздник». Формирование первоначальных представлений о защитниках Отечества (солдатах), о празднике и его атрибутах (флагах, салюте). Обогащение опыта дошкольников выполнением игровых действий с предметами и игрушками (машинами, солдатиками и др.). Поощрение интереса к сверстнику, стремления поделиться игрушками, подведение к пониманию своей половой принадлежности. Традиции праздника и поздравлений мужчин, образ мужчины – защитника; имена отцов детей группы, их дела и обязанности дома, особенности внешнего вида, некоторые «типичные» мужские занятия. | Оформление фотовыставки «Наши папы». | |
Мир вокруг нас | «Противоположности» Освоение свойств и эталонов: большой –меленький, длинный - короткий, тяжелый – легкий и т.п.; различение, выделение, называние свойств в специальных абстрактных наборах (набор полосок, Блоки Дьенеша, Палочки Куюзенера) и окружающих предметах, на дидактических картинах. | Сортировка игрушек по теме «Великаны и гномики» (большие и маленькие куклы). | |
март | Весна пришла | «Наша мамочка» Традиции праздника и поздравления мам, бабушек, старших сестер; имена мам; типичные женские домашние заботы и дела; рассматривание фотографий, образов женщин в портретной и жанровой живописи. Изготовление подарков мамам. | Дополнение фотовыставки разделом «Наши любимые мамочки». Декорирование цветами рамок для фото мам и бабушек (рисование или аппликация) |
«Мир за окном: весна пришла» Сезонные изменения в природе, название месяца; проявления весны, пробуждение природы, щебет и изменение поведения птиц; рассматривание веток, подготовка к весне некоторых растений (проращивание веток и луковиц), посильная помощь в трудовых процессах (посадка). | Деятельность детей в природе «Наш огородник» (проращивание веток вербы, овса, луковиц и др.) | ||
Книжкина неделя | «Книжки для малышек» Интерес к рассматриванию, слушанию; чтение и разучивание стихов, чтение и рассматривание иллюстраций к народным сказкам. «Веселые истории» Чтение веселых стихов и рассказов; рассматривание иллюстраций В. Сутеева и др. писателей. | Кукольный спектакль «Теремок» | |
Природа вокруг нас | «Птицы прилетели» Птицы: внешний вид, строение, особенности оперения, цвета перьев, различия разных птиц | Игры-забавы «Птицы и птенчики» | |
апрель | День космонавтики | «На ракете к звёздам» Расширять кругозор детей, интерес к окружающему. Рассматривание иллюстративного материала по теме «Космос», | Игра-рисование «Зажжем звёздочки на небе». |
Мир профессий ( Труд весной) | « В саду ли, в огороде» Закреплять знание овощей фруктов. Отгадывать загадки. Дать первичные представления о труде в саду. | Театрализованное представление «Бабушка-загадушка» | |
Я в детском саду (этикет) | «Самое важное слово» Знакомство с правилами речевого этикета – формами выражения благодарности, воспитание вежливости. Освоение детьми умения благодарить в разных ситуациях: после приема пищи, за оказанную помощь, за игрушку, конфету, подарок. | Создание альбома картинок с ситуациями благодарности. | |
Мир вокруг нас | «Из чего сделаны предметы?» Металл и дерево: различение, выделение материалов в знакомых предметах; название, некоторые свойства; рассматривание «сенсорной коллекции» предметов, сортировка по видам известях материалов, обследование и несложные опыты. | Составление «коллекции «Из чего сделано?», сортировка по известным материалам. | |
май | День Побеы | «Уроки доброты» Воспитывать доброе отношение к близким людям, желание проявлять заботу и отзывчивость к окружающим. | Игра «Мешочек добрых дел» |
Я и мои друзья | Мы дружно играем. Игры и игрушки мальчиков и девочек, некоторые игровые правила и действия; правила общения и совместной игры, вежливые обращения к другим детям, умения делиться игрушкой, играть дружно, договариваться о совместном использовании игрушки. | Игра «Клубок волшебных слов» | |
Мир природы вокруг нас | «Живое вокруг нас: весенние цветы» Разные виды цветов, первоцветы представления о структурных частях; разнообразие цветов и оттенков, формы лепестков (эталоны, обследование), запах ихарактер поверхности (мягкие, шероховатые, гладкие и т. п.) | Коллективная композиция «Весенний букет» (расположение цветов, выполненных в разных техниках, на единой основе) | |
«И жучок, и паучок» дать представления о разнообразии насекомых; рассматривание иллюстраций, чтение стихов. | Выставка «На полянке» |
Вторая младшая группа
месяц | тема | Краткое содержание традиционных событий и праздников | Итоговое мероприятие |
сентябрь | Я в детском саду | «Здравствуйте, это Я» Адаптация к условиям детского сада; представления о себе, представления о сверстниках; элементарные правила поведения и культуры в общении со сверстниками и взрослыми; некоторые представления о личных вещах (расческа, полотенце) и оборудовании («мой шкафчик»), одежде («мои вещи»). | Оформление коллажа с фотографиями детей группы (сотворчество). Рассматривание детских и семейных фотографий, заранее принесенных из дома. |
Мир вокруг нас | «Наша группа» Адаптация к пространству помещения группы: спальня, игровая, туалетная комнаты; переход из помещения в помещение; предметному оснащению группы и новому социальному окружению; уголки (центры): наполнение и возможности деятельности, правила поведения; некоторые правила поведения и общения со взрослыми и детьми. «Наш участок. Мы гуляем!» Адаптация к пространству участка, правила безопасного поведения на прогулке. | Развлечение «Матрешкино новоселье» | |
Предметный мир | «Наши игрушки». «Адаптация к пространству и предметному оснащению группы; рассматривание разного вида игрушек; выделение сенсорных признаков (цвет, размер, форма), развитие игрового опыта. Освоение правил их использования (расположения на определенных местах: в кукольном уголке, на «сенсорном столике). | Игра «День рождения Мишутки» | |
Труд помощник воспитателя Знакомство с трудом няни: уборка комнат, поддержание чистоты, мойка посуды и т.п. Знакомство с некоторыми инструментами-«помощниками» (ведро, щетка, швабра, веник, пылесос и т.п.). и правилами безопасного и правильного использования. Проявление уважения к труду няни, желание оказывать помощь и беречь результаты; вежливое обращение (форма обращения к пом. воспитателю, просьба). | Сюжетно-ролевая игра «Детский сад» | ||
октябрь | Осеннее настроение | Осень золотая. Приход осени, признаки осени, наблюдение изменений в природе. Чтение стихов и описаний осенней природы. Рассматривание произведений изобразительного искусства. | Развлечение «Здравствуй, осень золотая» |
«Вкусные дары осени» Знакомство с некоторыми овощами, фруктами и грибами. «Дегустация» осенних плодов, игра «Узнай на вкус». Чтение стихов об овощах и фруктах, рассматривание дидактических картин или натюрмортов по теме. | Выставка «Подарки осени» | ||
Мир природы вокруг нас | Домашние животные и их детёныши. Яркие впечатления о домашних питомцах: внешний вид, строение, особенности покрова; элементарные правила посильной заботы о них (кормление, выгул). Чтение стихов и рассказов о животных, стимулирование вопросов. Д/и «Что за зверь?», «Угостим зверей едой» и т.п. Звери: взрослые и их детеныши: отличия во внешнем виде, поведении, возможностях; рассматривание дидактических картин, изображений (графических - иллюстрации Е. Чарушина, В. Сутеева), скульптурных – фигурки зверей и птиц), называние детенышей; активизация интереса к миру природы. | Развлечение «Бабушкин дворик» | |
Предметный мир | Комната куклы Название предметов мебели, структура и функциональное назначение (стул, стол, ковать, шкаф и т.п.), оформление комнат (стены, окна – занавески, обои, ковер на полу и т.п.). Рассматривание фотографий и иллюстраций, конструирование простых игрушек – мебели из кубиков, коробочек. | Оборудование кукольного домика (из мелких предметов игрушечной мебели и игрушек), обыгрывание. | |
ноябрь | Страна, в которой я живу | Мой дом и моя семья». Учить устанавливать простейшие родственные отношения между людьми (бабушка, дедушка, мама, папа, я). Учить узнавать и называть родственников на фотографиях. Продолжать формировать знание о себе самом (имя, фамилия). Развивать эмоциональную отзывчивость. | Выставка детского творчества «Дружная семейка» |
Предметный мир | «Кукла готовит обед» Предметы кухонной посуды, оборудования (плита, буфет), название. Способы использования, правила безопасности на «кухне», название некоторых блюд. | Сюжетные игры с внесенными игрушками. | |
Мир вокруг нас | «В гостях у Айболита» Правила здоровьесберегающего поведения: чистота, опрятность, умывание и мытье рук, забота и гигиена частей тела (ушей, глаз, рта, носа). Некоторые предметы, атрибуты, инструменты доктора (градусник, трубка, емкости с лекарством и т.п.); эпизоды игры «На приеме врача»; вежливые формы обращения. | Игра «Мишутка простудился» | |
«Мама, папа, я – дружная семья» | «Наша дружная семья» Представления о взрослых людях (внешнем виде, обязанностях, делах и поступках, семье), доброжелательное отношение к близким; эмоциональный отклик на эмоциональные состояния в типичных жизненно-бытовых ситуациях; рассматривание семейных альбомов; чтение стихов по теме; игры на семейные темы. | Проект «Моя семья» | |
декабрь | Зимушка-зима, у нас в гостях | «Зимушка-зима в гости к нам пришла» Признаки зимы (снег, снегопады, холод, заснеженность деревьев, застывание воды – лед); свойства снега (холодный, рассыпчатый, лепится, хрупкий снежный шар). Поведение зверей и птиц зимой (на понятных примерах: птицам нужен корм в кормушках, звери прячутся в норки, домики и спят). Игры и обследование снега на прогулке; посильная помощь в уборке снега с дорожек. Особенности цвета и других свойств снега; отпечатки на снегу (рисование на снегу, печатание, рассматривание отпечатков – следов птиц); выкладывание «лабиринта» на снегу экспериментирование со снегом (таяние в группе, замерзание воды на улице). | Выставка детского творчества «Веселые снежинки» |
Мир природы вокруг нас | Птицы у кормушки. Птицы: внешний вид, строение, особенности оперения, цвета перьев, различия разных птиц. Наблюдение за поведением птиц на прогулке. | Коллаж «Птички весело гуляют» | |
Зимние виды спорта | «С горки радостно качусь» Зимние забавы, развлечения и инвентарь для игр: название, внешний вид, особенности (виды саней, санок, ледянок, коньки, лыжи и другие). Правила игр или использования, элементарные правила безопасности жизнедеятельности (на прогулке); зимние подвижные игры, развлечения и упражнения со спортивным инвентарем (на прогулке). | Развлечение «Здравствуй, зимушка-зима» | |
К нам приходит Новый год | «Елка у нас в гостях» Рассматривание елки, украшенной воспитателем, игрушек (эталоны: форма, цвет, размер – тактильное и зрительное обследование). Имитация эпизодов праздничной ситуации (танец, подарок); принятие роли, простые диалоги от лица персонажа. Некоторые традиции предстоящего праздника, рассматривание подарков, выделение эстетических свойств (яркая нарядная упаковка – коробка или подарочный мешочек, праздничная лента для банта); традиции дарения. Изготовление подарков для кукол. «Новый год» Формировать представление о Новом годе, как веселом и добром празднике. Формировать умение доставлять радость близким и благодарить за новогодние подарки и сюрпризы. | Праздник «Здравствуй, елочка!» | |
январь | Рождественское чудо | «Мы улыбаемся – у нас праздник» Представления о празднике, впечатления детей, различение эмоций; рассматривание фотографий, произведений искусства по теме «Елка»; игры с зеркалом и игры-этюды «Грустное – радостное»). | Коллажирование «Поделись улыбкой», составление альбома с праздничными фотографиями. |
Мир игры | «Народная игрушка» Рассматривание и игры с глиняными игрушками (например, Дымково и Каргаполья); рассматривание образов (зверей и птиц: козы, кони, собаки, зайцы и др.), выделение цвета, формы, используемых узоров (круги, квадраты, полоски, точки разных цветов). | Праздник народной игрушки | |
Мир природы вокруг нас | «Зимовье зверей» Представления о жизни зверей зимой: приспособление к условиям; (заяц, волк, лиса, воробьи и т.п.): внешний вид, части тела, повадки; особенности корма. Рассматривание иллюстраций, дидактических картин по теме, чтение стихов. | Составление единой композиции «Звери в лесу» | |
февраль | Мир вокруг нас (Безопасность, ПДД) | Транспорт. формирование у детей представления о транспорте, правилах поведения в транспорте и безопасности на дорогах. | Выставка детского творчества «Починим машину» |
Мир профессий | Труд врача. Формирование представлений о содержании труда врача и назначении соответствующих орудий труда; формирование положительного отношения к профессии врача, воспитывать сочувствие, понимание к больным, готовность лечиться самим. | Сюжетно-ролевая игра «Больница» | |
Защитники Отечества | «Папин праздник». Традиции праздника и поздравлений мужчин, образ мужчины – защитника; имена отцов детей группы, их дела и обязанности дома, особенности внешнего вида, некоторые «типичные» мужские занятия; изготовление подарков папам (изделие из теста- вырезание формочками из пласта глины брелоков для сотовых телефонов, значков). | Совместное с родителями чаепитие «Рядом с папой» | |
Мир вокруг нас | «Противоположности» Освоение свойств и эталонов: большой – меленький, длинный - короткий, тяжелый – легкий и т.п.; различение, выделение, называние свойств в специальных абстрактных наборах (набор полосок, Блоки Дьенеша, Палочки Куюзенера) и окружающих предметах, на дидактических картинах. | Сортировка игрушек по теме «Великаны и гномики» (большие и маленькие куклы). | |
март | Весна пришла | «Наша мамочка» Традиции праздника и поздравления мам, бабушек, старших сестер; имена мам; типичные женские домашние заботы и дела; рассматривание фотографий, образов женщин в портретной и жанровой живописи. Изготовление подарков мамам. | Праздник «Я для милой мамочке» |
«Мир за окном: весна пришла» Сезонные изменения в природе, название месяца; проявления весны, пробуждение природы, щебет и изменение поведения птиц; рассматривание веток, подготовка к весне некоторых растений (проращивание веток и луковиц), посильная помощь в трудовых процессах (посадка). «Весенние ручейки». Свойства воды (таяние снега и льда, текучесть, брызги, переливание из емкости в емкость); игры забавы с водой; наблюдение ручейка, окрашивание воды; опыты с водой и другими материалами и веществами (пускание корабликов, растворение, опыты «тоне - не тонет»), изготовление простых корабликов из бумаги и «бросовых» материалов (коробочек), игры с ними. | Деятельность детей в природе «Наш огородник» (проращивание веток вербы, овса, луковиц и др.) | ||
Книжкина неделя | «Книжки для малышек» Интерес к рассматриванию, слушанию; чтение и разучивание стихов, чтение и рассматривание иллюстраций к народным сказкам. «Мы показывает театр» Представления о кукольном театре; рассматривание атрибутов разного вида театров, этюды на выражение эмоций интонацией, позой (по типу «Море волнуется… веселая фигура замори»). | Игры-ряженье и игры в «театр», рассматривание игрушек уголка и атрибутов. | |
Природа вокруг нас | «Птицы прилетели» Птицы: внешний вид, строение, особенности оперения, цвета перьев, различия разных птиц. | Игры-забавы «Птицы и птенчики» | |
апрель | День космонавтики | «На ракете к звёздам» Расширять кругозор детей, интерес к окружающему. Рассматривание иллюстративного материала по теме «Космос», чтение стихотворений, отгадывание загадок. | Коллективная работа с детьми «Космическое путешествие» |
Мир профессий (Труд весной) | « В саду ли, в огороде» Закреплять знание овощей фруктов. Отгадывать загадки. Дать первичные представления о труде в саду, в огороде. | Театрализованное представление «Бабушка-загадушка» | |
Я в детском саду (этикет) | «Самое важное слово» Знакомство с правилами речевого этикета – формами выражения благодарности, воспитание вежливости. Освоение детьми умения благодарить в разных ситуациях: после приема пищи, за оказанную помощь, за игрушку, конфету, подарок. | Создание альбома картинок с ситуациями благодарности. | |
Мир вокруг нас | «Из чего сделаны предметы?» Металл и дерево: различение, выделение материалов в знакомых предметах; название, некоторые свойства; рассматривание «сенсорной коллекции» предметов, сортировка по видам известях материалов, обследование и несложные опыты. | Составление «коллекции «Из чего сделано?», сортировка по известным материалам. | |
май | День Победы | «Уроки доброты» Формировать у детей потребность в доброжелательном общении с окружающими, и осознанно проявлять сочувствие и совершать добрые поступки. | Игра «Мешочек добрых дел» |
Я и мои друзья | «Дети играют» Игры и игрушки мальчиков и девочек, некоторые игровые правила и действия; правила общения и совместной игры, вежливые обращения к другим детям, умения делиться игрушкой, играть дружно, договариваться о совместном использовании игрушки. | Проект «Мои друзья» | |
Мир природы вокруг нас | «Живое вокруг нас: весенние цветы» Разные виды цветов, первоцветы представления о структурных частях; разнообразие цветов и оттенков, формы лепестков (эталоны, обследование), запах и характер поверхности (мягкие, шероховатые, гладкие и т. п.) | Выставка детского творчества «Весенняя полянка» | |
«Насекомые» дать представления о разнообразии насекомых; рассматривание иллюстраций, чтение стихов. | Выставка «на полянке» |
Средняя группа
месяц | тема | Краткое содержание традиционных событий и праздников | Итоговое мероприятие |
сентябрь | Я в детском саду | «Мы снова вместе» Встреча детей после лета. Знакомство с новыми детьми группы. Повторение правил общения друг с другом и воспитателями. | Презентация коллажа с фотографиями детей группы. |
Мир вокруг нас | «Наша любимая группа» Знакомство детей с обстановкой в группе, расположением центров активности. Воспитание умений взаимодействия в совместных видах деятельности, желания поддерживать порядок в группе. | Создание правил и традиций в группе. Составление книги правил из рисунков детей. | |
Предметный мир | «Я в мире предметов» Обогащение представлений детей о материалах: глина, песок, пластилин; бумага и ткань. Сравнение свойств и качеств материалов. | Коллекционирование предметов «Из чего же? Из чего же? Из чего же?» (бумага, ткань, глина, пластилин и др.). | |
Мир вокруг нас | «Кто работает в детском саду» Расширять и уточнять представления детей о труде сотрудников детского сада, показать взаимосвязь между разными видами труда. | Сюжетно-ролевая игра «Детский сад». | |
октябрь | Осеннее настроение | «Падают листья» Развитие умения наблюдать, замечать проявления осени в природе, восприятие осеннего настроения в стихах, музыке, картинах. «Мир осенней одежды и обуви» Рассматривание предметов осенней одежды и обуви, развитие умения описывать предмет с помощью воспитателя; выбор предметов демисезонной одежды для куклы. | Праздник «Осень в гости к нам пришла» |
«Что нам осень подарила: попробуем осень на вкус» Рассматривание, сенсорное обследование овощей и фруктов. Отгадывание загадок. Лепка, аппликация и рисование. | Коллажирование «Витамины на тарелке». Проект «Витаминная семья» | ||
Мир природы вокруг нас | «Животные, которые живут рядом снами». Воспитание желания ухаживать за животным. Развитие умений детей правильно использовать в речи названия животных и их детенышей. Составление с помощью взрослого описательного рассказа о домашнем животном на основе наблюдения. | Театрализованное представление «Бычок – смоляной бочок» | |
Предметный мир | «Кукольный домик». Развитие пространственной ориентировки на листе бумаги, умения составлять план комнаты, расставлять мебель и придумывать дизайн. Активизация словаря за счет названий предметов мебели, направлений (справа, слева). | Изготовление макетов кукольной комнаты для режиссерских игр. | |
ноябрь | Страна, в которой я живу | «Что мы знаем о России» Развитие умения узнавать флаг и герб, страны, воспитание уважительного отношения к символам страны. | Составление альбома с символами России. |
Предметный мир | «Посуда. Продукты питания». Уточнение и расширение представлений воспитанников о посуде, ее предназначении и значимости в жизни людей. Расширять представления детей о продуктах питания. | Дидактическая игра «Полезные и вредные продукты» | |
Мир вокруг нас | «Мой организм». Обогащение представлений детей о здоровом образе (почему надо чистить зубы, умываться, делать зарядку и т.д.); о способах укрепления здоровья, о возможных травматических ситуациях и способах их предупреждения, о роли врачей в сохранении здоровья детей. | Развлечение «Встреча с Феей Чистоты» | |
«Мама, папа, я – дружная семья» | «Я и моя семья» Формирование первичных ценностных представлений о семье, семейных традициях, обязанностях. Воспитывать любовь к родителям, уважение, готовность помогать и сочувствовать старшим. | Проект «Моя семья» | |
декабрь | Зимушка-зима, у нас в гостях | «Зимушка – зима» Установление связей между погодными условиями и выбором подходящей одежды и обуви (оставление описательных рассказов. Отгадывание и сочинение описательных загадок о предметах одежды. Коллекционирование кукольной одежды (по сезону). Изучение свойств и качеств снега, проведение элементарных опытов. Рассматривание и рисование снежинок. Разучивание стихов о зиме. Проведение игр со снегом. | Выставка детского творчества. |
Мир природы вокруг нас | « Мы друзья зимующих птиц». Ознакомление с изменениями в жизни птиц с приходом зимы. Рассматривание разных видов корма для птиц, разных видов кормушек. | Изготовление и развешивание кормушек для птиц. | |
Зимние виды спорта | « Зимние виды спорта» Приобщение детей к здоровому образу жизни через знакомство с зимними видами спорта. | Создание альбома «Зимние виды спорта». | |
К нам приходит Новый год | «Здравствуй, Новый год!» Изготовление новогодних игрушек и украшений для группы. Совместно с родителями изготовление зимних букетов, макетов для украшения интерьера. Чтение и разучивание новогодних стихов. Придумывание загадок про елочные игрушки. Знакомство с художественными произведениями о Зиме (поэзия, музыка, живопись, сказки, рассказы). Отображение символов праздника продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация). | Праздник «здравствуй, елочка лесная» | |
январь | Рождественское чудо | «Рождественские вечера» Знакомство с художественными произведениями о рождественских днях (поэзия, музыка, живопись, сказки, рассказы). Отображение символов праздника (свечи, ангелы) в продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация). | Выставка детского творчества. |
Мир игры | «Народная игрушка» Ознакомление детей с игрушками народных промыслов: рассматривание, роспись, лепка. | Выставка детского творчества. | |
Мир природы вокруг нас | «Зимовье зверей» Обогащение представлений детей о зимовье зверей: способах добывания пищи, спасении от хищников, защиты от сильных морозов. Чтение, обсуждение и пересказ литературных текстов по теме. | Создание альбома о зимовке животных. Лепная композиция «Зимовье зверей». | |
февраль | Мир вокруг нас (Безопасность, ПДД) | Транспорт. Путешествие в страну «Светофор». Формировать знания о правилах дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства; уточнять и обобщать знания детей о транспорте и его назначении, об общественном транспорте (автобус, троллейбус, маршрутное такси, поезд, самолет, пароход). | Спортивное развлечение «Кот Леопольд и его друзья» |
Мир профессий | «Все работы хороши, выбирай на вкус» Ознакомление с профессиями папы и мамы. Составление совместно с родителями небольшого рассказа о профессии одного из родителей. | Проект «Профессии моих родителей» | |
Защитники Отечества | «Наши папы – защитники России». Ознакомление с Российской Армией, ее функцией защиты России от врагов. Осуществлять патриотическое воспитание: знакомить с «военными» профессиями. Воспитывать любовь к Родине. Формировать первичные тендерные представления (воспитывать в мальчиках стремления быть сильными, смелыми, стать защитниками Родины). | Изготовление праздничных открыток для пап. Праздник для пап. | |
Мир технических чудес | «Наши помощники» Ознакомление детей с приборами бытовой техники (пылесос, электромясорубка, стиральная машина), ознакомление с правилами безопасного поведения детей во время работы бытовой техники в детском саду и дома. | Изготовление альбома «Наши помощники» | |
март | Весна пришла | «Милая, любимая, мамочка моя». Выработать чуткое и нежное отношение к маме; формировать атмосферу эмоционального тепла в семье и любви к родителям и другим членам семьи. Воспитание уважения и любви к маме, желания оберегать ее. Рассматривание фотографий и картин, изображающих мам и детей. Составление рассказов-пожеланий, изготовление подарков для мамы. | Коллажирование «Наши добрые мамы» с фотографиями мам и детскими пожеланиями. Детский праздник 8 марта Поздравления мамам. |
«Весна идёт, весне дорогу» Установление связей между явлениями неживой и живой природы: пригревает солнце, тает снег, появляются почки на деревьях и кустах. «Мир весенней одежды и обуви». Обогащение представлений детей о предметах весенней одежды и аксессуаров. Обогащение словаря детей, развитие обследовательских действий. Сравнение тканей, выбор ткани для шитья предметов весенней одежды. Рассматривание резиновых сапог, знакомство со свойствами резины. | Изготовление альбома «Весна-красна!» с отражением признаков весны. | ||
Книжкина неделя | «Наши любимые книжки». Подбор книг по теме с произведениями разных жанров (стихи, загадки, сказки, рассказы). Чтение, пересказ, разучивание стихов, рассматривание иллюстраций, драматизация. | Выставка любимых детских книг и рисунков. | |
Природа вокруг нас | «Пернатые друзья» Расширять представления о птицах. | Изготовление скворечников | |
апрель | День космонавтики | «Путешествие в космос». Формирование первичных представлений о выдающихся людях и достижениях России, интереса и чувства гордости за успехи страны и отдельных людей. Рассматривание картинок о полете в космос животных и человека. | Коллективная аппликация «Путешествие в космос». Игра «Космическое путешествие» |
Мир профессий (Труд весной) | «О труде в саду и огороде» Формировать представления о работах, проводимых весной в саду и огороде. | Проект «Всё начинается с семени» | |
Я в детском саду (этикет) | «Взрослые и дети». Обогащение представлений детей о правилах общения со взрослыми (этикет приветствия, прощания, обращения, извинения, просьбы). Воспитание уважительного отношения к взрослым. | Этюды «Вежливость» | |
Мир вокруг нас | «Из чего сделаны ….?». Установление связи между материалом и функциями Игрушки: почему вертится вертушка, почему не тонет пластмассовый кораблик, почему отпрыгивает от земли мяч?. | Изготовление игрушек-самоделок из бумаги. Пополнение коллекции предметов «Из чего же? Из чего же? Из чего же?» (коллекция игрушек-самоделок для игр на прогулке. | |
май | День Победы | «День Победы» Ознакомление детей с содержанием праздника, с памятными местами в городе, посвященными празднику. Рассматривание картин, иллюстраций. Изготовление открыток для ветеранов. | Акция «Открытка для ветерана». |
Я и мои друзья | «Мы улыбаемся, мы грустим». Развитие способности реагировать на настроение другого человека, проявлять собственные эмоции. Воспитание желания пожалеть, поддержать того, кому грустно. «Добрые слова для друга». Ознакомление с правилами этикета в общении со сверстниками: варианты приветствия и прощания, поздравления, общения по телефону, выражения сочувствия, поддержки. | Коллаж «Поделись улыбкой» (пиктограммы и фотографии детей с ярким выражением эмоций) Этюды «Добрые пожелания» | |
Мир природы вокруг нас | «Путешествие в мир растений» Подвести к выводу, что растения – это живая природа. Закрепить знания о разнообразии растений. | Панно-коллаж «Аленький цветочек» | |
«Встречаем лето. Насекомые» Формирование представлений о насекомых. Способствовать пониманию значимости живых существ, их взаимосвязи в природе, развитию эмоционально - положительного, экологически правильного отношения к насекомым. Воспитывать бережное отношения к природе. | Выставка детского творчества |
Старшая группа
Кал. месяц | тема | Краткое содержание традиционных событий и праздников | Итоговое мероприятие |
сентябрь | Я в детском саду | «Вот и стали мы на год взрослее». Развитие умений выражать доброжелательное отношение к сверстнику в ситуациях «Добрые пожелания», готовности к общению и сотрудничеству. | Праздник «День знаний» |
Мир вокруг нас | «Чтобы было интересно…». Развитие интереса детей к разным видам деятельности в группе детского сада, проявлений инициативы в обустройстве разных уголков в группе, способности к согласованию инициатив и интересов. Развитие способностей устно презентовать результаты индивидуальной и совместной деятельности. | Детские проекты, схемы и макеты оформления и содержания игрового, конструктивного уголков, центра детского творчества. | |
Предметный мир | «Я в мире предметов» Обогащение представлений детей о материалах: глина, песок, пластилин; бумага и ткань. Сравнение свойств и качеств материалов.
| Коллекционирование предметов «Из чего же? Из чего же? Из чего же?» (бумага, ткань, глина, пластилин и др.). | |
Мир вокруг нас | «День дошкольного работника. Профессии». формирование представлений и положительного отношения к профессии воспитателя, другим профессиям дошкольных работников, детскому саду как ближайшему социуму. | Проект «День дошкольного работника» | |
октябрь | Осеннее настроение | «Как мы следы осени искали». Наблюдения за природой на прогулке в детском саду и с родителями. Приспособление животных и растений к жизни осенью. Создание экологического дневника. | Фольклорный праздник «Веселая ярмарка» |
«Дары осени. Откуда хлеб пришел». Систематизация знаний детей по теме «Овощи – фрукты». Воспитание уважения к людям, благодаря труду которых, хлеб появляется на нашем столе. Установление связей между трудом людей разных профессий. | Проект «Откуда хлеб пришёл» | ||
Мир природы вокруг нас | «Наши лесные друзья». Познакомить с многообразием животного мира леса, развить творческое мышление, воображение и коммуникабельность, основываясь на свободном обмене мнениями, сформировать умение и желание активно беречь и защищать природу леса. | Выставка детских работ «Осенний вернисаж». | |
Предметный мир | «Всё о мебели» Расширять и систематизировать представления детей о предметах мебели и их назначении. Учить различать и называть детали мебели. Закрепить обобщающее понятие «мебель». Познакомить с историей создания стола и стула. Познакомить с профессией столяра. Воспитывать бережное отношение к вещам, сделанным руками людей, понимание важности труда, приносящего пользу людям. | Проект «Как появилась мебель» | |
ноябрь | Страна, в которой я живу | «Что рассказывают о России флаг и герб». Воспитание уважения к символике России. «Мы разные, мы вместе». Воспитание интереса к жизни людей разных национальностей на территории России, их образу жизни, традициям. Установление связей между природными условиями и особенностями жизни людей (на Крайнем Севере, на Юге России). Воспитание уважения и дружеских чувств по отношению к россиянам разных национальностей. | Создание и презентация журнала «Страна, в которой мы живем» |
Предметный мир | «Вредные и полезные продукты» Сформировать представления у детей о здоровой пище, о вредных и полезных продуктах питания, помочь им узнать о влиянии правильного питания на здоровье. | Викторина с детьми «Что мы знаем о правильном питании?» | |
Мир вокруг нас | «Как беречь своё здоровье» Воспитание у ребенка заботы о своем организме, желания быть всегда здоровым; овладение практическими навыками ухода за телом. | Досуг «Сердце я берегу, сам себе помогу» | |
«Мама, папа, я – дружная семья» | «Поздравление для мамы». Воспитание желания проявлять заботливое отношение к маме, выражать отношение при помощи ласковых слов. Формирование ценностных представлений о семье, семейных традициях, обязанностях. | Оформление выставки рисунков к Дню матери. | |
декабрь | Зимушка-зима, у нас в гостях | «Зимушка, зима». Выявление детьми признаков зимы, качеств и свойств воды, льда, снега, песка, почвы, камней. Определение зависимости их состояния от воздействия температуры, воздействия солнца, влажности, сезона. | Проект «Мы –исследователи». |
Мир природы вокруг нас | «Жалобная книга природы» Знакомство с потребностями птиц и животных в осеннее – зимний период и способами помощи человека природе. Изготовление кормушек для птиц. Укрывание растений на участке детского сада. Кормление птиц. | Проект «Чудо-кормушка» | |
Зимние виды спорта | «Зимние виды спорта» Знакомство с зимними видами спорта. Развивать стремление детей сохранять и укреплять своё физическое здоровье. | Создание альбома «Зимние виды спорта». | |
К нам приходит Новый год | «Здравствуй, Новый год!» Выполнение заданий от Деда Мороза по украшению группы. Изготовление новогодних игрушек и поделок. | Праздник «Новогодний карнавал» | |
январь | Рождественское чудо | «Волшебные сказки Рождества». Знакомство с художественными произведениями о Зиме и о традициях празднования Рождества (поэзия, музыка, живопись, сказки, рассказы). | Детское книгоиздательство «Книга детского творчества о волшебстве и новогодних чудесах» (сказки, рисунки). |
Мир игры | «Народное искусство». «История игрушки». Знакомство с народными промыслами по созданию игрушек. С утилитарной и эстетической функциями народной игрушки. Участие в творческой мастерской по изготовлению и росписи игрушек. | Проект «Народная игрушка» | |
Мир природы вокруг нас | «Животные наших лесов». Познакомить детей с животными, объяснить взаимодействие живых организмов с окружающей средой и друг с другом; развивать творческие способности дошкольников; воспитывать любовь к природе, желание узнать новое из жизни животных родного края и поделиться своими знаниями с другими. | Выставка детского творчества. | |
февраль | Мир вокруг нас (Безопасность, ПДД) | «Транспорт. Путешествие в страну «Светофор»». Учить правилам дорожного движения, правилам поведения на улице через эмоциональное восприятие. Довести до сознания детей, к чему может привести нарушение правил дорожного движения. Развивать ловкость, внимание, сосредоточенность, смекалку, логическое мышление. Воспитывать грамотного пешехода. | Викторина. |
Мир профессий | «Современные профессии». Знакомство с конкретными профессиями, установление связи между ними. | Проект «Все работы хороши» | |
Защитники Отечества | «Могучи и сильны российские богатыри». Знакомство и детей с былинными и современными защитниками Родины, их качествами, внешним обликом. Интервьюирование пап и дедушек о защите Родины. Подготовка сценария спортивного праздника. | Развлечение «Защитники Отечества» | |
Мир технических чудес | «Что было до…» (в мире техники) Способствовать формированию представлений детей об истории возникновения техники. | Проект «Путешествие в прошлое...» | |
март | Весна пришла | «Самая красивая мамочка моя». Знакомство с женскими образами в разных видах искусства. Рассматривание фотопортретов мам. Составление рассказов о мамах и оформление пожеланий. | Праздник «Мама лишь одна бывает» |
«Весна в окно стучится». Поиск примет весны в природе. Установление связей между изменениями в неживой и живой природе. «Весна идет, весне дорогу». Выявление детьми качеств и свойств воды, песка, почвы, камней. Определение зависимости их состояния от воздействия температуры, влажности, сезона. | Выставка работ «Весна стучится в окна». | ||
Книжкина неделя | «Книжный гипермаркет». Обогащение представлений детей о роли книг в жизни людей, о многообразии книг, о разных формах книг (книга на бумажном носителе, на электронном носителе, аудиокнига); о бумаге, как материале для изготовления книг, её свойствах и качествах. | Изготовление детьми книг. «Открытие книжного гипермаркета» (сюжетно-ролевая игра). | |
Природа вокруг нас | «Встречаем пернатых друзей». Формирование первичных ценностных представлений о птицах как «меньших братьях» человека. Формировать обобщенное представление о перелетных птицах, учить различать их по существенному признаку: возможность удовлетворения потребности в пище. Углублять представления о причинах отлета и прилета. Воспитывать любовь к птицам, желание помогать им. | Проект «Прилетают журавли и соловушки мои» | |
апрель | День космонавтики | «Космос и далёкие звёзды». Знакомство с именами людей, которые первыми полетели в космос, с моральными и физическими качествами космонавтов с подготовкой людей к космическим путешествиям (тренировки, обучение) Мастерская по изготовлению атрибутов для сюжетно-ролевых игр. Знакомство с названиями планет, с ролью солнца в жизни планет и жизни Земли, местом Земли среди планет Солнечной системы. | Музыкально-литературное развлечение «Мечтают мальчишки взлететь на луну» |
Мир профессий (Труд весной) | «Сельскохозяйственные работы». Установление связей между трудовыми процессами разных людей (фермеры, механизаторы, работники овощехранилищ и магазинов и др.). Воспитание уважения к труду людей разных профессий. | ||
Я в детском саду (этикет) | «О хороших привычках и манерах поведения». Развитие представлений о необходимости и значимости правил поведения, формировать навыки поведения в общественных местах, опираясь на опыт детей через создание игровых и педагогических ситуаций, сюжетно – ролевые игры, разговоры с детьми, чтение художественной литературы, рассматривание сюжетных картинок по теме. | Праздник вежливости и послушания. | |
Мир технических чудес | «Тайны света». Освоение свойств, отношений и зависимостей, связанных с физическими и эстетическими свойствами света; ролью света в жизни живых организмов развитие влиянием света на человека (правила «безопасного поведения «на солнце» (на море, на улице в солнечную погоду и т.п.). | Проект «Тайны света» | |
май | День Победы | «Имена Победы». Знакомство с традициями празднования Дня Победы в России, с памятниками, посвященными героям войны в родном городе/поселке. Рассматривание семейных альбомов. с фотографиями, тех, кто застали войну, воевали. Воспоминания в семье об их рассказах о войне. | Концерт «День Победы» |
Я и мои друзья | «Если с другом вышел в путь…». Знакомство с творчеством детских писателей, в произведениях которых отражена тема дружбы. Отражение темы «дружба» в изобразительном искусстве и музыкальных произведениях для детей. Закрепить понятие о добре, честности, вежливости и других нравственных качествах; создавать атмосферу единства, повышение позитивного настроя, развитие умения выражать свое эмоциональное состояние; развивать чувство доверия участников друг другу, формировать в группе атмосферу взаимной поддержки. | Проведение литературной викторины. Изготовление подарка для друга. | |
Мир природы вокруг нас | «В саду, на лугу, в реке, в озере». Закрепить знания о разнообразии растений по их среде обитания. Учить бережному отношению к природе, познакомить детей со значимостью растений. | «Красная книга» (создание книги из рисунков редких и исчезающих растений). | |
«Лето без опасностей». Знакомство с правилами безопасного поведения летом: на воде, в транспорте, во время уличного движения, на природе. Воспитание позитивного отношения к соблюдению правил безопасного поведения. | Создание памятки безопасного поведения: «Безопасность на воде», «Безопасность пешехода», «Безопасность путешественника», «Безопасность на природе». |
Календарно-тематическое планирование
Подготовительная к школе группа
месяц | тема | Краткое содержание традиционных событий и праздников | Итоговое мероприятие |
сентябрь | Я в детском саду | «Одногруппники». Формирование представлений о том, что дети подготовительной группы – самые старшие в детском саду; развитие интереса к сверстникам, их интересам увлечениям; выработка правил организации жизни и совместной деятельности в группе; формирование дружеских отношений и представлений о группе. | Праздник «День Знаний» |
Мир вокруг нас | «Чтобы было интересно…». Развитие интереса детей к разным видам деятельности в группе детского сада, проявлений инициативы в обустройстве разных уголков в группе, способности к согласованию инициатив и интересов. Развитие способностей устно презентовать результаты индивидуальной и совместной деятельности. | Детские проекты, схемы и макеты оформления и содержания игрового, конструктивного уголков, центра детского творчества. | |
Предметный мир | «Материалы и их свойства». Развитие познавательной активности детей в процессе знакомства со свойствами материалов. Знакомить детей с тем, что для изготовления вещей мы используем разные материалы: металл, песок, древесину. Рассказать, что из чего сделано: игрушки их пластмассы, они легкие, прочные, безопасные; металл – прочный для изготовления молотка, ложек, булавок; стекло – прозрачное, пропускает свет, сосуды, лампочки. | Проект «Юные исследователи» | |
Мир вокруг нас | «День дошкольного работника. Профессии». формирование представлений и положительного отношения к профессии воспитателя, другим профессиям дошкольных работников, детскому саду как ближайшему социуму. | Проект «День дошкольного работника» | |
октябрь | Осеннее настроение | «Осень – это хорошо или плохо?» Развитие способности замечать «хорошие» и «плохие» проявления осени в жизни природы (растений, животных), людей (смена одежды, переход от летнего отдыха к труду и делам). Восприятие разных настроений осени в поэзии, прозе, живописи. | Выставка «Грустные и веселые истории и рисунки про осень» (книги, картинки, фотографии, рассказы детей). |
«Дары осени: осенние угощения». «Откуда хлеб пришел»Рассматривание, сенсорное обследование овощей и фруктов (развитие обоняния, осязания, вкусовых ощущений). Знакомство с натюрмортами (изображения овощей, фруктов, ягод, грибов и пр.). Воспитание уважения к людям, благодаря труду которых хлеб появляется на нашем столе. Установление связей между трудом людей разных профессий. | Создание диафильма (хронологическая лента) «Как выращивают хлеб», презентация с озвучиванием.Проект «Откуда хлеб пришел» | ||
Мир природы вокруг нас | «Наши лесные друзья». Познакомить с многообразием растительного и животного мира леса, развить творческое мышление, воображение и коммуникабельность, основываясь на свободном обмене мнениями, сформировать умение и желание активно беречь и защищать природу леса. | Выставка детских работ «Осенний вернисаж» | |
Предметный мир | «Всё о мебели».Расширять и систематизировать представления детей о предметах мебели и их назначении. Познакомить с профессией дизайнера. Воспитывать бережное отношение к вещам, сделанным руками людей, понимание важности труда, приносящего пользу людям. | Сюжетно-ролевая игра «Мы –дизайнеры» | |
ноябрь | Страна, в которой мы живём. | «Моя страна – Россия». Знакомство с государственным устройством России. Знакомство с волшебными странами в произведениях детской художественной литературы. Сравнение устройства сказочной и реальной страны. Придумывание страны-мечты, пожеланий жителей этой страны своему президенту. | Выставка рисунков «Моя страна – Россия». |
Предметный мир | «Вредные и полезные продукты» Обогатить представления детей о мире посуды и продуктах питания. Сформировать представления детей о зависимости здоровья человека от правильного питания; умения определять качество продуктов, основываясь на сенсорных ощущениях. | Проект «Азбука здорового питания» | |
Мир вокруг нас | «О своём здоровье и безопасности» Воспитание у ребенка заботы о своем организме, желания быть всегда здоровым; овладение практическими навыками ухода за телом. | Досуг «Сердце я берегу, сам себе помогу» | |
«Мама, папа, я – дружная семья» | «День матери. Традиции моей семьи». Формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье. Воспитание любви и уважения к близким. | Генеалогическое древо « Я и моя семья» | |
декабрь | Зимушка-зима, у нас в гостях | «Зимушка, зима» Закрепление представлений о жизни живой и неживой природы в зимнее время, установление причинно-следственных связей. | |
Мир природы вокруг нас | «Жалобная книга природы» Знакомство с потребностями птиц и животных в осеннее – зимний период и способами помощи человека природе. Изготовление кормушек для птиц. Укрывание растений на участке детского сада. Кормление птиц. | Проект «Чудо-кормушка» | |
Зимние виды спорта | «Зимние виды спорта» Знакомство с историей возникновения олимпийских игр. Развивать стремление детей сохранять и укреплять своё физическое здоровье. | «Малые Олимпийские игры» | |
К нам приходит Новый год | «Здравствуй, Новый год!» «Новый год в разных странах». Развитие интереса к традициям празднования Нового года на разных континентах и в разных странах, образ Деда Мороза, традиции украшения ели. «Мастерская Деда Мороза». Подготовка к конкурсу новогоднего оформления помещений детского сада, создание дизайн-проектов, изготовление украшений при помощи разных техник. | Праздник «Новогодний карнавал» | |
январь | Рождественское чудо | «Волшебные сказки Рождества». Создание сценария святочного карнавала, зготовление карнавальных костюмов. Отбор фрагментов из сказок и живописных произведений для обыгрывания. | Карнавал (детские представления персонажей, костюмов, ряженье, святочные игры и традиции) |
Мир игры | «В свете искусства».Приобщение к миру искусства и формирование положительного отношения к нему. | Вернисаж «Зимние узоры» | |
Мир природы вокруг нас | «Животные наших лесов». Познакомить детей с животными, объяснить взаимодействие живых организмов с окружающей средой и друг с другом; развивать творческие способности дошкольников; воспитывать любовь к природе, желание узнать новое из жизни животных родного края и поделиться своими знаниями с другими. | Выставка детского творчества. | |
февраль | Мир вокруг нас (Безопасность, ПДД) | «Машины на нашей улице». Учить правилам дорожного движения, правилам поведения на улице через эмоциональное восприятие. Довести до сознания детей, к чему может привести нарушение правил дорожного движения. Развивать ловкость, внимание, сосредоточенность, смекалку, логическое мышление. Воспитывать грамотного пешехода. | Макет улицы. |
Мир профессий | «Современные профессии». Развитие интереса детей к людям разных профессий, способности к интервьюированию людей, формулированию вопросов о профессии об особенностях профессиональной деятельности. Установление связей между трудом людей разных профессий. Воспитание уважения к трудящемуся человеку. | Игровой проект «Ярмарка профессий - презентация профессий. | |
Защитники Отечества | «Российская армия». Ознакомление с Российской Армией, ее функцией защиты Отечества от врагов, нравственными качествами воинов. Рассматривание эмблем разных родов войск – что рассказывают образы эмблем о воинах, их деятельности и качествах. . | Изготовление праздничных открыток-призов. Праздник. | |
Мир технических чудес | «Что было до…(в мире техники)». Способствовать формированию представлений детей об истории возникновения техники. | Проект «Путешествие в прошлое» | |
март | Весна пришла | «Мамин праздник». Знакомство с женскими образами в разных видах искусства. Рассматривание фотопортретов мам. Составление рассказов о мамах и оформление пожеланий. «Моя прекрасная леди». Развивать интерес детей к событиям жизни детей разного пола. Выделять добрые поступки мальчиков и девочек, вырабатывать правила отношений между мальчиками и девочками в группе. | Праздник. |
«Весна в окно стучится...». Развитие способности к установлению связей между изменениями в неживой и живой природе весной. Развитие эстетического отношения к образам весны в произведениях искусства Наблюдения и эксперименты (вода, свет, воздух). | Проект «Весна в окно стучится...». | ||
Книжкина неделя | «История книги». Знакомство и историей появления письменности, знаков и символов, грамоты, с формами хранения информации – берестяные грамоты, книги, компьютер, азбука. Развитие интереса к книге, к письменной речи. | Проект «История книги» | |
Природа вокруг нас | «Встречаем пернатых друзей». Продолжать формирование представлений о птицах как «меньших братьях» человека. Формировать обобщенное представление о перелетных птицах, учить различать их по существенному признаку: возможность удовлетворения потребности в пище. Углублять представления о причинах отлета и прилета. Воспитывать любовь к птицам, желание помогать им. | Проект «Прилетают журавли и соловушки мои» | |
апрель | День космонавтики | «Космос и далёкие звёзды». Знакомство с планетой Земля, способами заботы людей о своей планете.. Проведение элементарных опытов и экспериментов. Развитие интереса к людям, профессии которых связаны с космосом, их качествами, способами жизни человека в космическом пространстве. | Музыкально-литературное развлечение «Мечтают мальчишки взлететь на луну» |
Мир профессий (Труд весной) | «Сельскохозяйственные работы». Расширение представлений о необходимости и значении труда взрослых людей. Формирование представлений о труде людей весной на селе. Воспитывать уважение к сельским труженикам, на плечах которых лежит нелегкий, но благородный труд, воспитывать интерес к этим профессиям. | Создание альбома о профессиях. | |
Я в детском саду (этикет) | ««О хороших привычках и манерах поведения» Развитие представлений о необходимости и значимости правил поведения, формировать навыки поведения в общественных местах, опираясь на опыт детей через создание игровых и педагогических ситуаций, сюжетно – ролевые игры, разговоры с детьми, чтение художественной литературы, рассматривание сюжетных картинок по теме. | Проект «Праздник вежливости и послушания».Изготовление альбома с рисунками о хороших привычках и манерах поведения. | |
Мир технических чудес | «Тайны света». Освоение свойств, отношений и зависимостей, связанных с физическими и эстетическими свойствами света; ролью света в жизни живых организмов развитие влиянием света на человека (правила «безопасного поведения «на солнце», на море, на улице в солнечную погоду и т.п.). | Исследовательский проект. | |
май | День Победы | «Праздник Победы» Развитие интереса к историческому прошлому России. Знакомство с подвигами людей – защитников Отечества, с традициями празднования Дня Победы в России. Подготовка социальной акции для людей старшего поколения. | Участие в социальной акции «Победа в сердце каждого». Концерт «День Победы» |
Я и мои друзья | «Разноцветные настроения». Понимание разнообразия эмоционального мира людей в портретной живописи, детской литературе, музыке. Развитие способности реагировать на настроение другого человека. Закрепить понятие о добре, честности, вежливости и других нравственных качествах; создавать атмосферу единства, повышение позитивного настроя, развитие умения выражать свое эмоциональное состояние; развивать чувство доверия участников друг другу, формировать в группе атмосферу взаимной поддержки. | День Улыбки. | |
Мир природы вокруг нас | «В саду, на лугу, в реке, в озере». Закрепить знания о разнообразии растений по их среде обитания. Учить бережному отношению к природе, познакомить детей со значимостью растений. | «Красная книга» (создание книги из рисунков редких и исчезающих растений). | |
«Лето без опасностей». Закрепление представлений о правилах безопасности летом, развитие желания соблюдать правила. | Памятки безопасного лета «Безопасность на воде», «Безопасность пешехода», «Безопасность путешественника», «Безопасность на природе». |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарное-тематическое сентябрь планирование подготовительная группа ФГОС
Календарный-тематический план подготовительная группа...
Календарное-тематическое октябрь планирование подготовительная группа ФГОС
Календароно-теметическое планирование...
Календарно-тематическое (перспективное) планирование образовательной деятельности в разновозрастной дошкольной группе/ Вид ОД: «Познавательное развитие» (ФЦКМ)
Календарно-тематическое (перспективное) планирование образовательной деятельности в разновозрастной дошкольной группе (дети от 4 до 7 лет)Вид ОД: «Познавательное развитие» (ФЦКМ)...
Календарно-тематическое (перспективное) планирование образовательной деятельности в старшей подгруппе Вид ОД: «Речевое развитие» (Развитие речи)
Календарно-тематическое (перспективное) планирование образовательной деятельности в старшей подгруппеВид ОД: «Речевое развитие» (Развитие речи)...
Календарно-тематическое (перспективное) планирование образовательной деятельности. Вид ОД: «Художественно - эстетическое развитие (лепка и аппликация)».
Календарно-тематическое (перспективное) планирование образовательной деятельности в средней подгруппе, старшей подгруппеВид ОД: «Художественно - эстетическое развитие (лепка и аппликация)»...
Календарно-тематическое (перспективное) планирование образовательной деятельности в разновозрастной дошкольной группе Вид ОД: «Художественно - эстетическое развитие» (чтение художественной литературы)
Планирование расписано по дням и темам недели....
Календарно-тематическое недельное планирование по теме "Моя семья"
Календарно-тематическое недельное планирование по теме "Моя семья"...