Развивающие игры – занятия для детей дошкольного возраста на формирование у детей наглядных представлений о временах года, о характеристиках и сезонных особенностях природы.
план-конспект занятия по окружающему миру
Развивающие игры – занятия для детей дошкольного возраста
на формирование у детей наглядных представлений о временах года,
о характеристиках и сезонных особенностях природы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvivayushchie_igry-zanyatiya.doc | 614.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Развивающие игры - занятия на тему весна
Развивающие игры и занятия на тему весна для детей дошкольного возраста способствуют формированию у детей представления о весеннем времени года, о характеристиках и сезонных особенностях природы весной.
Занятия в игровой форме развивают наблюдательность, память и формируют у детей бережное отношение к природе.
Подходит в помощь педагогам-воспитателям дошкольных образовательных учреждений, родителям и всем любознательным детям.
Игра-занятие "Весна идёт"
Слушаем стихи и выполняем различные движения
- Раньше был сугроб до крыши, (Поднимаем руки вверх)
- А теперь всё ниже, ниже.
- Оседает, оседает,
- А потом совсем растает. (Опускаем руки и приседаем)
- Солнышко сильнее греет, (Руки вверх, растопыриваем пальцы)
- Растопить весь снег сумеет.
- Побегут ручьи везде.
- Всё окажется в воде. (Делаем руками перед собой волнообразные движения)
- Все деревья вдруг проснулись (Потягиваемся)
- И от снега отряхнулись. (Показываем: деревья стряхивают снег)
- Пробудились ото сна.
- Это к нам идёт весна! (Руки в стороны: радостно встречаем весну)
Игра в "Снежки"
Воспитатель предлагает детям поиграть в снежки, пока весь снег не растаял. Нужно забросить снежки (комки бумаги) в корзину или тазик. Те, у кого это не получается, могут подойти ближе. Победит тот, кто забросит снежок с самого дальнего расстояния, или тот, кто попадёт в корзину наибольшее число раз.
Игра-занятие "Весенняя прогулка"
Слушаем стихи и выполняем различные движения
- Ярко солнышко сияет, (Поднимаем руки вверх)
- И снежок повсюду тает.
- Холода кончаются,
- Лужи разливаются. (Опускаем руки через стороны)
- Хоть теперь везде вода,
- Скажем: "Это не беда!"
- Всё равно пойдем гулять.
- Будем лужи измерять. (Идём на месте)
- Как широки эти лужи!
- Где же лужицы поуже?
- Много-много луж больших.
- Перепрыгнем через них! (Прыгаем на месте)
Игра "Лужи"
На полу - листы бумаги (можно вырезать овалы). Это лужи. Дети пытаются перепрыгнуть через все лужи - сначала через небольшие, затем те, которые побольше. Тот, кто перепрыгнет через самую большую лужу, станет победителем.
Игра-занятие "Весенний ледоход"
Слушаем стихи и выполняем различные движения.
- К нам весна-красна идёт!
- Тает, тает в речке лёд.
- Всё теплей, теплей погода
- До начала ледохода. (Поднимаем руки вверх и опускаем через стороны)
- Что шумит там, вдалеке?
- Что случилось на реке?
- Лёд трещит, ломается.
- Льдины появляются. (Выставляем руки перед собой и делаем наклоны вперёд)
- Льдины по реке поплыли.
- О зиме они забыли
- И на помощь не зовут.
- Льдины в море уплывут (Делаем руками перед собой волнообразные движения)
Игра "Льдина"
Для игры нужно разрезать лист ватмана на части и разложить эти части на полу. Воспитатель сообщает детям, что льдина раскололась, и предлагает им сложить её из кусочков, чтобы она снова стала целой.
Игра-занятие "Дождик"
Слушаем стихи и весело тянемся пальчиками к ручкам, ножкам, головке, ушкам, носику и т.д.
- Дождик капает немножко
- И на ручки, и на ножки.
- На головку - кап-кап!
- И на ушки - кап-кап!
- Нам на щёчки - кап-кап!
- И на носик - кап-кап!
- Нам на плечи - кап-кап!
- И на грудь нам - кап-кап!
- На животик - кап-кап!
- На коленки - кап-кап!
- Намочил он нас водой.
- Что за дождик озорной!
Игра "Зонтик"
Воспитатель берёт большой зонт, раскрывает его и объясняет детям: "Пока дождика нет, можно бегать, прыгать, веселиться. Но когда начнётся дождик, нужно быстро спрятаться под зонтик". Дети играют. Воспитатель говорит: "Дождик начался!". Все обступают воспитателя - прячутся под зонтик. После слов "Кончился дождик!" дети продолжают резвиться.
Игра-занятие "Подснежники"
Слушаем стихи и выполняем различные движения.
- Видим мы подснежники -
- Маленькие нежные.
- Из под снега вырастают, (Приседаем)
- Нам головками кивают. (Киваем головой)
- Дунул ветер на цветочки. (Показываем)
- Задрожали лепесточки. (Трясём кистями рук)
- Вы, цветочки, не дрожите. (Качаем головой)
- Выше голову держите. (Поднимаем голову)
- Из-за тучки солнце выйдет -
- Вас согреет, не обидит. (Поднимаем руки вверх)
- Завтра мы пойдем гулять (Шагаем на месте)
- И увидимся опять! (Разводим руки в стороны)
Игра "Ищем подснежник"
Воспитатель сообщаем детям, что в лесу вырос подснежник, но нужно его найти. Играя в роль водящего, воспитатель просит детей закрыть глаза и прячет в комнате подснежник (вырезанный из бумаги цветок). Тот, кто найдет цветок, станет водящим. Он снова прячет цветок. Игра продолжается.
Игра-занятие "Птички"
Слушаем стихи и выполняем различные движения.
- Птички с юга прилетели, (Машем руками)
- И на поле они сели. (Приседаем)
- Стали бегать и скакать,
- Стали зёрнышки искать. (Прыгаем на месте)
- Птички зёрна отыскали,
- Их охотно поклевали. (Стучим указательным пальчиком одной руки по ладошке другой)
- Птички зёрнышек поели,
- Делать гнёзда улетели. (Машем рукой)
Игра "Совушка"
Воспитатель сообщает детям, что днём совушка спит, а ночью летит на охоту. Все дети - птички. Когда воспитатель говорит: "День", дети прыгают, бегают. Когда он говорит: "Ночь", все должны замереть (заснуть). Шевелиться нельзя. Кто пошевелится, выходит из игры. Затем воспитатель снова говорит: "День". Игра продолжается.
Игра-занятие "Дерево"
Слушаем стихи и выполняем различные движения.
- На деревьях зреют почки.
- Будут листья и цветочки. (Показываем кулачки)
- Ветер дует, задувает,
- Ветер веточки качает (Выставляем руки перед собой и качаемся)
- Солнце веточки нагреет.
- Всё вокруг зазеленеет. (Поднимаем руки вверх и опускаем их через стороны)
- Вдруг раскроются все почки,
- И появятся листочки! (Выставляем кулачки и разжимаем их)
Игра "Почки, листики, цветочки"
Когда воспитатель произносит слово "почки", дети должны показать кулачки, когда слово "листики" - должны показать ладошки со сжатыми пальцами, а когда слово "цветочки" - должны растопырить пальцы. Воспитатель может сопровождать слова действиями и иногда показывать неправильное действие, чтобы запутать участников игры.
Развивающие игры - занятия на тему лето
Развивающие игры и занятия на тему лето для детей дошкольного возраста формируют у детей представления о теплом и жарком времени года лета, о характеристиках и сезонных особенностях летней природы.
Занятия в форме игр развивают наблюдательность, память и вырабатывают у детей заботливое отношение к природе.
Игра-занятие "В небе"
Слушаем стихи и выполняем различные движения
- Раз, два, три, четыре, пять -
- Вместе мы идём гулять. (Идём на месте)
- А над нами что такое?
- Это небо голубое. (Поднимаем руки вверх)
- Солнышко там ярко светит. (Руки вверху, растопыриваем пальцы)
- Рады солнышку все дети. (Опускаем руки через стороны)
- А по небу что плывёт?
- Это белый параход? (Поднимаем руки вверх)
- К нам плывут издалека,
- Словно лодки, облака (Водим руками справа налево)
- В небе птички пролетают
- Высоко и низко. (Машем руками, как крыльями)
- А живут где эти птички?
- Далеко и близко. (Машем руками перед собой)
Игра "День и ночь"
Когда воспитатель говорит: "День", дети прыгают, бегают, машут руками (птички днём летают). Когда он говорит: "Ночь", все должны замереть (птички ночью спят). Шевелиться нельзя. Кто пошевелился, выходит из игры. Затем воспитатель снова говорит: "День". Игра продолжается.
Игра-занятие "Дождик"
Слушаем стихи и выполняем различные движения.
- Солнышко сияло ярко. (Руки вверху, растопыриваем пальцы)
- Всем деревьям было жарко.
- Ветер дул и задувал. (Показываем, как дует ветер)
- И деревья он качал. (Поднимаем руки вверх, качаемся из стороны в сторону)
- Дождик сильный вдруг полил,
- Все листочки намочил. (Трясём кистями рук)
- Дождик землю намочил,
- Всюду луж больших налил. (Разводим руки в стороны)
- Дождик льётся всё сильнее.
- Где же лужицы поуже?
- Мы пройдём, ведь мы сумеем
- Перепрыгнуть через лужи! (Прыгаем на месте)
Игра "Прыгаем через лужи"
На полу - листы бумаги (можно вырезать овалы). Это лужи. Дети пытаются перепрыгнуть через все лужи - сначала через небольшие, затем через те, которые побольше. Тот, кто перепрыгнет через самую большую лужу, станет победителем.
Игра-занятие "Летний луг"
Слушаем стихи и выполняем различные движения.
- Мы пришли на летний луг. (Идём на месте)
- Как красиво всё вокруг! (Разводим в стороны руками)
- Здесь травинки и листочки,
- Разноцветные цветочки. (Сводим руки перед собой)
- Мы по лугу побежим (Бежим на месте)
- Мы на травке полежим. (Разводим руки ладошками вверх)
- Мы поднимем наши ножки,
- Потрясём мим немножко. (Весело трясём сначало одной ногой, потом другой)
- На лугу мы отдохнём
- Солнечным и тёплым днём. (Приседаем)
Игра "Бабочки и цветочки"
На полу - цветы, вырезанные из цветной бумаги (картона). Все дети - бабочки. Под музыку они кружатся, летают. Как только музыка заканчивается, дети встают на цветочки и приседают.
Игра-занятие "Ягоды"
Слушаем стихи и загибаем пальчики - считаем ягоды.
- Мы с корзинкой в лес пойдём,
- Много ягод наберём.
- Раз - клубника,
- Два - черника,
- Три - румяная брусника,
- А четыре - земляника.
- Пять - лесная вишня,
- Нам не будет лишней.
- Шесть - калина красная,
- Ягода прекрасная.
- Семь - малина сладкая,
- Очень ароматная.
- Восемь - ежевика,
- Девять - костяника,
- Десять - голубика
- Просят: "Собери-ка!"
Игра "Собираем ягоды"
На полу - кружочки, вырезанные из красной бумаги. Это ягоды. По команде воспитателя дети начинают их собирать. Игра закончится, когда все ягоды будут собраны. Победителем окажется тот, кто соберёт ягод больше других.
Игра-занятие "Помощники"
Слушаем стихи и показываем то, о чём говорится.
- В огороде помогаем -
- Сорняки мы вырываем. (Показываем, как рвём траву)
- Вот так, вот так
- Всю траву мы вырываем.
- В огороде помогаем -
- Дружно грядки поливаем. (Показываем, как поливаем)
- Вот так, вот так
- Их из лейки проливаем.
- В огороде помогаем -
- Овощи мы собираем. (Показываем, как собираем)
- Вот так, вот так
- Их в корзинку собираем.
Игра "Овощи и фрукты"
Воспитатель произносит названия овощей и фруктов. Если звучит название овоща, дети приседают (овощи растут на земле), а если название фрукта - встают (фрукты растут на дереве).
Развивающие игры - занятия на тему осень
Развивающие игры и занятия на тему осень для детей дошкольного возраста формируют у детей наглядные представления об осеннем времени года, о характеристиках и сезонных особенностях природы осенью.
Игра-занятие "Деревья"
Слушаем рассказ и выполняем различные движения
- Летом ярко светило солнышко. (Растопыриваем пальцы перед собой)
- Тёплый ветерок обдувал деревья. (Машем на себя ладошками)
- Тёплый дождик мыл зелёные листочки. (Кончиками пальцев трём щёчки)
- А потом лето кончилось, пришла осень.
- Холодный дождик стучал по листьям. (Стучим кончиками пальцев по щёчкам)
- Холодный ветер раскачивал деревья. (Качаемся из стороны в сторону)
- Листья пожелтели и упали на землю. (Приседаем, потом встаём)
- Стало совсем холодно, и деревья заснули. (Кладём ладошки под щёчку)
- Деревья проснутся весной.
- Станет тепло, будет светить яркое солнышко. (Растопыриваем пальцы перед собой)
- На деревьях вырастут новые листочки.
- Тёплый дождик будет мыть зелёные листочки. (Трясём кистями рук)
Игра "Ветер и деревья"
Один из игроков - в роли ветра. Остальные - деревья. Они стоят, подняв руки вверх и немного разведя их в стороны. Ветер дует - слабо или сильно, и деревья качаются соответственно.
Игра-занятие "Осень"
Воспитатель рассказывает об осени и иногда намеренно ошибается. Если он говорит неправильно, дети должны хлопать в ладоши.
- Осенью становится теплее, чем летом. (Хлопаем)
- Осенью становится холоднее, чем летом.
- Осенью появляются новые зелёные листья. (Хлопаем)
- Осенью листья становятся жёлтыми и красными, потом опадают.
- Осенью некоторые птицы прилетают к нам с юга. (Хлопаем)
- Осенью некоторые птицы улетают на юг.
- Осенью медведь и ёжик просыпаются. (Хлопаем)
- Осенью медведь и ёжик засыпают.
Игра "Осенние загадки"
- Слушаем загадки и стараемся их отгадать.
- С неба пришёл,
- В землю ушёл
- (Дождик)
- Дождь холодный моросит,
- А медведь уснуть спешит.
- Мышь запасы собирает.
- Время года кто узнает?
- (Осень)
- Все цветы пропали,
- Листья все опали.
- Птицы улетают.
- Когда это бывает?
- (Осенью)
Игра-занятие "Ягоды"
Слушаем стихи и загибаем пальчики - считаем ягоды
- Сколько ягод в мире есть?
- Всех, конечно, и не счесть!
- Земляника, и клубника,
- И крыжовник, и брусника,
- А ещё смородина
- Чёрная и красная.
- Ох, варенье вкусное!
- Ягода прекрасная!
- Есть малина и черника,
- Клюква есть и голубика,
- А ещё есть виноград.
- Винограду каждый рад!
Игра "На все цвета"
Воспитатель предлагает цвет. Дети должны вспомнить и назвать ягоду этого цвета. Варианты игры: называть фрукты, цветы.
Игра-занятие "Собираем сливы"
Слушаем стихи и выполняем различные движения.
- Вот в саду созрели сливы.
- Они вкусны и красивы. (Выставляем руки вперёд и немного разводим в стороны)
- Но все сливы высоко,
- И достать их нелегко. (Поднимаем руки вверх)
- Чтобы сливы нам сорвать,
- Будем ветки наклонять. (Поднимаем руки вверх и прыгаем на месте)
- Ничего не получилось,
- Будем пробовать опять. (Повторяем прыжки с поднятыми вверх руками)
- Принесли мы лестницу,
- Лестницу-чудесницу.
- На неё мы залезаем,
- Сливы мы легко срываем.
Игра "Сливы"
Воспитатель показывает детям пять слив разного цвета - жёлтую, красную, бордовую, синюю, фиолетовую (овалы, вырезанные из бумаги). По команде дети закрывают глаза. Воспитатель убирает одну из слив или меняет её место, после чего просит детей открыть глаза. Они должны сказать, что изменилось. В дальнейшем можно усложнять задание: производить одновременно два или три изменения.
Игра-занятие "Варенье"
Слушаем стихи и загибаем пальчики.
- Из чего сварить варенье,
- Чтобы было угощенье?
- Из крыжовника, малины,
- Из смородины, калины,
- Из рябины, из черники,
- Из душистой земляники.
- Из клубники и из груши
- Тоже вас зовём покушать.
- И из вишни вам дадим.
- Приходите, поедим!
Игра "Отгадай ягоды"
Воспитатель бросает игроку мяч и произносит первый слог в названии какой-либо ягоды. Игрок ловит мяч, произносит всё название ягоды и бросает мяч воспитателю. Например:
- Ви... (Вишня)
- Ма... (Малина)
- Клу... (Клубника)
- Кры... (Крыжовник)
- Смо... (Смородина)
Развивающие занятия на тему зима
Развивающие игры и занятия на тему зима для детей дошкольного возраста формируют у детей представления о самом холодном времени года зиме, о характеристиках и особенностях природы в зимний сезон года.
Игра-занятие "Деревья"
Слушаем рассказ и выполняем различные движения.
- Выросли деревья. (Встаём и стоим прямо)
- На них появились ветки. (Разводим руки в стороны)
- На ветках выросли листочки. (Растопыриваем пальцы)
- Осенью листочки пожелтели
- Подул сильны ветер. (Дуем, как ветер)
- Листочки задрожали. (Трясём кистями рук)
- Потом листочки упали на землю. (Наклоняемся и касаемся руками пола)
- Зимой с неба падает снег. (Выставляем руки перед собой и машем кистями)
- Деревья надели шапки и шубки. (Показываем: надеваем шапки и шубки)
Игра "Мороз"
Воспитатель, выступая в роли Мороза, говорит: "Мороз хочет заморозить ваши щёчки". Дети закрывают щёки руками. Воспитатель говорит: "Мороз хочет заморозить ваши коленки (грудку, животик, ушки, носик и т.д.)". Дети закрывают руками коленки, затем грудку, животик, ушки, носик и т.д. Кто не успел, того Мороз заморозит (коснётся рукой).
Игра-занятие "Вьюга"
Слушаем стихи и выполняем различные движения.
- Вьюга воет, вьюга злится.
- Как же вьюге не сердиться? (Делаем руками перед собой волнообразные движения)
- Вьюге холодно самой.
- Полетела бы домой. (Машем руками)
- Дома бы согрелась,
- Поспала, наелась. (Гладим животик)
- Но у вьюги дома нет. (Качаем головой)
- Вот она и злится.
- Шубки с шапкой тоже нет. (Качаем головой)
- Ей и не сидится.
Игра "Собираемся гулять"
Воспитатель предлагает детям показать, как они выполняют разные действия: когда собираются гулять - надеть тёплые штаны, валенки, шапку, шубку, застегнуть пуговицы на шубке, надеть варежки; когда пришли с прогулки - снять варежки, расстегнуть пуговицы на шубке, снять шапку, валенки, тёплые штаны. Игру можно повторить, предложив детям выполнять действия быстрее
Игра-занятие "Сосна зимой"
Слушаем стихи и выполняем различные действия.
- Вот сосна в лесу растёт, (Поднимаем руки вверх)
- Ветками качает. (Руки вверху, качаем ими из стороны в сторону)
- И иголочки весь год
- Вовсе не меняет. (Качаем головой)
- Время близится к зиме,
- Листья облетают. (Руки перед собой, машем кистями)
- А иголок на сосне
- Ветки не теряют. (Двигаем руками вперёд и назад, растопырив пальцы)
Игра "Листики, шишки, иголки"
Когда воспитатель произносит слово "листики", дети должны показать ладошки, когда слово "шишки" - сжать пальцы в кулачки, а когда слово "иголки" - растопырить пальцы. По ходу игры воспитатель начинает произносить слова быстрее, а детям нужно быть внимательными, чтобы не ошибиться. Победит тот, кто ни разу не ошибётся.
Игра-занятие "Ёжик"
Слушаем стихи и выполняем различные движения.
- Ёжик по лесу гулял
- И листочки собирал. (Идём на месте и наклоняемся)
- Раз листок и два листок -
- Вот свернулся он в клубок. (Приседаем)
- По тропинке покатился
- И назад не воротился. (Присели и крутим руками перед собой)
- Спать улёгся под сосной.
- А проснётся он весной! (Подставляем ладошки под щёчку и ушко)
Игра "Отгадай животное"
Воспитатель предлагает детям вспомнить, кто живёт в лесу, а затем произносит слова, которыми обычно характеризуются лесные жители. Каждый раз дети должны отгадать животное. Победит тот, кто назовёт его первым. Например:
- - Колючий...(ёжик)
- - Длинноухий...(заяц)
- - Серый...(заяц, волк)
- - Злой...(волк)
- - Хитрая...(лиса)
- - Рыжая...(лиса, белка)
- - Ловкая...(белка)
- - Косолапый...(медведь)
Игра-занятие "Дрова"
Слушаем стихи и выполняем различные движения.
- Поработать нам пора.
- На зиму нужны дрова.
- Заготовим дров мы много.
- Приходите на подмогу!
- Раз, два! Раз, два!
- Пилим, пилим мы дрова. (Показываем, как пилим)
- Раз, два! Раз, два!
- Рубим, рубим мы дрова. (Показываем, как рубим)
- Раз, два! Раз, два!
- Сложим, сложим мы дрова. (Наклоняемся в стороны)
- Раз, два! Раз, два!
- Будут на зиму дрова!
- Заготовили дрова,
- Отдохнуть теперь пора! (Выпрямляемся и трясём руками)
Игра "Собираем дрова"
В качестве дров можно использовать небольшие веточки или счётные палочки. По команде все собирают их (каждый участник самостоятельно). Победит тот, у кого окажется больше дров.
Развивающие игры – занятия
для детей дошкольного возраста
на формирование у детей наглядных представлений о временах года,
о характеристиках и сезонных особенностях природы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развивающие игры для детей дошкольного возраста
Развивающие игры предопределяют интенсивное развитие у детей внимания, памяти, воображения, речи, логического и творческого мышления. Интуитивно осуществляется предматематическая под...
Презентация Тема:"Развивающие игры для детей дошкольного возраста"
Дошкольный возраст - самый благодатный для обогащения словарного запаса, развития мышления и памяти ребенка.Такие игры не требуют от взрослых больших усилий, нужно просто желание какое-то время быть с...
"Особенности развивающей игры для детей дошкольного возраста"
В статье рассказывается о том, что игра- важнейший вид деятельности дошкольника....
Развивающие игры для детей дошкольного возраста
Как развивать внимание. память. восприятие у детей дошкольного возраста...
Консультация для родителей «Играйте с детьми дома!» Развивающие игры для детей дошкольного возраста:
Консультация для родителей «Играйте с детьми дома!»Развивающие игры для детей дошкольного возраста:1. Что лишнее?у этой игры множество вариантов. Время от времени устраивайте ребёнку трени...
Круглый стол для родителей «Развивающие игры для детей раннего возраста, психологические особенности детей раннего возраста»
Цель: Создание условий для сохранения и укрепления психического здоровья детей раннего возраста.Задачи: Способствовать стабилизации психоэмоционального состояния, снижению тревожности.Стиму...
Дидактические игры для дошкольников Развивающие игры для детей дошкольного возраста «Путешествие в страну ПДД».
Дидактические игры для дошкольников Развивающие игры для детей дошкольного возраста «Путешествие в страну ПДД»....