Самообразование педагога «Развитие творческих способностей детей с применением нетрадиционных форм рисования»
учебно-методический материал (старшая группа)

Самообразование педагога

«Развитие творческих способностей детей с применением нетрадиционных форм рисования»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 10 «Радуга» с приоритетными направлениями интеллектуального, эстетического и физического развития воспитанников.

143980, Московская область, г. Балашиха, мкр. Ольгино, ул. Граничная, д.36А   525-03-60

Самообразование педагога

«Развитие творческих способностей детей с применением нетрадиционных форм рисования»

Ямолдинова Лилия Рафаеловна

воспитатель

образование высшее

педагогический стаж работы 8 лет

курсы повышения квалификации:

  • «Дошкольное образование и специфика реализации программ дошкольного образования во взаимосвязи с обновленными ФГОС – 21 начального и общего образования. Новые цифровые платформы Минпросвещения РФ»

ООО «Межреспубликанский институт повышения квалификации и переподготовки кадров при Президиуме Федерации развития образования»

часов – 144

год окончания - 2022

  • «Особенности организации работы педагога по обучению и воспитанию обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)

в соответствии с ФГОС»

ФГБО УВО «Астраханский государственный университет»

часов — 72

год окончания 2021

дата начала работы над темой сентябрь 2022г.

предполагаемая дата окончания работы май 2023г

Балашиха, 2022г.

Цель:

  • Повышение своего теоретического, практического уровня, профессионального мастерства и компетентности.
  • Систематизировать работу по реализации мероприятий, направленных на развитие творческих способностей детей через нетрадиционную технику рисования.

Задачи:  

  • Повысить собственный уровень знаний путем изучения литературы, методик и технологий по теме.
  • Выявить особенности развития творческих способностей детей.
  • Способствовать развитию интереса к нетрадиционной технике рисования.
  • Побуждать к проявлению индивидуальности, своих способностей в изобразительной деятельности.
  • Освоить разные способы и приемы работы.

Этап работы над темой самообразования: 1 год

Актуальность выбранной темы:

Проблемы развития творческих способностей дошкольников находится сегодня в центре внимания многих исследователей и практиков, работающих в сфере образования. В соответствии с новыми Федеральными Требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования одним из направлений содержания образовательной области «Художественное творчество», направленного на достижение целей формирования интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении явления- развитие детского творчества.

Творчество — это универсальное средство развития индивидуальности, которое обеспечивает устойчивую адаптацию к новым условиям жизни. Все больше внимания уделяется изобразительной деятельности, как средству развития талантливой, творческой личности. Опыт показывает, что в детских образовательных учреждениях можно и нужно уделять большое внимание нетрадиционной изобразительной деятельности.

Изобразительная деятельность приносит много радости дошкольникам, но учитывая огромный скачок умственного развития и потенциал нового поколения, для развития творческих способностей недостаточно стандартного набора изобразительных материалов и традиционных способов передачи полученной информации. Изначально всякое детское художество сводится не к тому, что рисовать, а на чем и чем. В процессе творчества ребенок гораздо ярче и нагляднее может проявить себя. Это особенно важно для детей, которые не могут выговориться потому, что выразить свои чувства, фантазии в рисунке легче, чем о них рассказать.  В системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития творчества детей: кляксография, набрызг, монотипия, рисование отпечатком руки, пальцев, рисование с использованием природного материала, тампонированием и др.

Один из сравнительно недавнего появления нового вида в изобразительной деятельности - пластилинография. Основной материал- пластилин, а основным инструментом является рука, вернее обе руки, следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками. Данная техника позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей.

Содержание тематики строится на знакомстве детей с основами изобразительного искусства (цветоведении, композиции, формообразовании, изобразительным навыкам и умениям), обучению нетрадиционным способам рисования в процессе рисования на бумаге.

Работу по формированию навыков по нетрадиционной технике рисования проводится в несколько этапов, на каждом из которых перед ребенком ставятся определенные задачи.

1 Подготовительный:

Освоить приемы рисования, разными способами, с помощью различных материалов; научиться работать на ограниченном пространстве.

2. Основной:

Научиться не выходить за контур рисунка, использовать несколько цветов, вспомогательных предметов для придания выразительности работам.

3. Итоговый:

Научиться самостоятельно решать творческие задачи, выбирать рисунок для работы, самостоятельно выполнять задания, опираясь на имеющийся опыт и свое отношение к изображаемому.

Формы проведения:

  • подгрупповая и индивидуальная деятельность;
  • дидактические игры;
  • театрализация;
  • выставки рисунков и поделок;
  • беседа;
  • художественное экспериментирование;
  • рассматривание иллюстраций;
  • решение проблемных ситуаций.

Занятия длительностью 25 – 30 минут с использованием техник нетрадиционного рисования:

  • Тычок жёсткой полусухой кистью.

Жёсткой кистью можно рисовать с детьми любого возраста. Этот способ рисования используется для получения необходимой фактуры рисунка: пушистой или колючей поверхности. Для работы потребуется гуашь, жёсткая большая кисть, бумага любого цвета и размера. Ребёнок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом заполняется весь лист, контур или шаблон. Такой способ рисования позволяет придать рисунку нужную

выразительность, реалистичность, а ребёнку получить удовольствие от своей работы.

  • Восковые мелки и акварель.

С четырёхлетнего возраста можно начать освоение приёмом рисования восковыми мелками. Ребёнок рисует ими на белой бумаге, а затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остаётся не закрашенным. Эту технику рисования используют для создания нужного общего тона или заднего плана рисунка, например: небо, песок, вода.

  • Монотипия.

Предметную монотипию используют для рисования симметричных предметов с детьми старше пяти лет. Ребёнок складывает лист бумаги вдвое и на одной его половине рисует половину изображаемого предмета. После рисования каждой части предмета, пока не высохла краска, лист снова складывается пополам для получения отпечатка. Затем изображение можно украсить, также складывая лист после рисования нескольких украшений.  Также этот способ используют для рисования пейзажа – пейзажная монотипия. На одной половине листа рисуется пейзаж, на другой получается его отражение в озере, реке. Рисунок выполняется быстро, чтобы краски не успели высохнуть. Половина листа, предназначенная для отпечатка, протирается влажной губкой. Исходный рисунок после отпечатка оживляется красками, чтобы он сильнее отличался от отпечатка.

  • Кляксография.

Начиная с пятилетнего возраста с детьми можно пробовать способ рисования пятнами, кляксами, которые ребёнок получает, выливая жидкую гуашь пластиковой ложкой на лист бумаги. Затем лист накрывают другим листом, прижимают и снимают. Полученное изображение рассматривают, определяют, на что оно похоже и дорисовывают недостающие детали. Также используют кляксографию с трубочкой, когда на небольшое пятно, капельку краски, вылитую на лист бумаги дуют из трубочки так, чтобы её конец не касался ни пятна, ни бумаги. При этом лист бумаги можно

поворачивать в разные стороны или дуть в трубочку с разных сторон. При необходимости процедура повторяется. Недостающие дорисовываются. Таким образом, можно рисовать деревья, водоросли, салют

  • Набрызг.

Этот способ хорошо использовать для рисования падающего снега, звездного неба, для тонирования листа и др. с детьми старше пяти лет. Краски нужного цвета разводят в блюдечке с водой, обмакивают в краску зубную щетку или жёсткую кисть. Направляют щётку на лист бумаги, резко проводят по ней карандашом (палочкой) по направлению к себе, в этом случае краска будет брызгать на бумагу, а не на одежду.

  • Граттаж.

Граттаж – способ выполнения рисунка путем процарапывания острым предметом. Плотный лист бумаги натирается свечой, по восковому слою наносится тушь или гуашь, в которую добавлено несколько капель жидкого мыла. Предварительно поверхность листа можно покрыть гуашью одного цвета или нанести пятна краски ярких цветов без просвета, тогда изображение будет цветным. Когда основа высохнет, заострённой палочкой рисунок процарапывается до слоя краски. Основу под граттаж выполняет взрослый, так как процесс трудоёмкий, требует терпения и затраты времени. Но работа на необычной поверхности вызывает у детей интерес к такому нетрадиционному способу изображения. Граттаж может быть цветным и чёрно – белым, это зависит от того, какая тушь нанесена на лист.

  • Рисование цветными мыльными пузырями.

Пускать мыльные пузыри – наверно, одно из самых любимых развлечений для ребят, которое приносит смех, радость, и главное заряжает отличным настроением. А отличное настроение – залог успешно творческой деятельности. Поэтому щедро пользуетесь этой возможностью. Перед тем, как приступить к творчеству, обязательно вместе с ребёнком поиграйте (пуская мыльные пузыри можно ловить их сачком, или стараться мыльный пузырь «посадить» на карандаш так, чтобы он не лопнул). Главное, чтобы было действительно интересно и весело. Готовим цветной мыльный раствор. Берём чашку и наливаем в неё воду. Затем добавляем немного (1-2 чайных ложки). Приступаем к рисованию. Берём трубочки для коктейля и начинаем пенить раствор, чтобы пузыри поднялись в стаканчике. Когда пена поднимется – возьмите бумагу и

прислоните ее к мыльной пене. Получаются удивительные цветные отпечатки. Они красивы сами по себе и могут выглядеть уже готовой картиной, а можно их дорисовать восковыми мелками или карандашами (могут получиться животные, растения и пр.). Насладитесь возможность побыть вместе с ребёнком настоящими волшебниками.

  • Пластилинография.

Пластилинография - нетрадиционная техника изобразительного искусства изображения полуобъёмных предметов на горизонтальной поверхности. Пластилинография является не только увлекательным способом проведения досуга, но и средством решения многих педагогических задач, в том числе коррекционных. заключается в том, что рисунок внутри контура закрашивается не красками, а маленькими кусочками пластилина, которые надо размазать пальцами. На стекле эта техника выглядит просто потрясающе.

  • Печать по трафарету поролоном.

Ребенок прижимает печатку или поролоновый тампон к штемпельной подушечке с краской и наносит оттиск на бумагу с помощью трафарета. Чтобы изменить цвет, берутся другой тампон и трафарет.

  • Рисование мятой бумагой.

Рисование мятой бумагой – это весьма занятная техника рисования, которая дает простор для фантазии и свободу маленьким ручкам. Увлекательным является даже процесс подготовки к занятию. Бумажные комочки, которыми, собственно, и будет выполняться работа, дети с удовольствием могут намять сами.

Ребенок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце, и смятая бумага.

  • Рисование ватными палочками.

Рисование ватными палочками можно назвать одним из видов пуантилизма. Пуантилизм – это уникальное течение в живописи, которое в переводе с французского языка означает «писать по точкам». Картины такого плана писали многие художники. Например, шедеврами признаны картины Жоржа Сёра. Он считается основателем этой техники.

Рисование ватными палочками – весьма необычная техника, интересная не только младшим школьникам, но и малышам, которые только-только знакомятся с различными инструментами для живописи.

Детьми обычно с радостью приветствуется техника рисования ватными палочками, так как можно одну и ту же картинку создать совершенно разными способами. При работе можно взять за основу шаблон и заполнить все детали рисунка точками определенного цвета. Можно не заполнять весь рисунок, а сделать разноцветными точками только контур деталей. Точками увлекательно дополнять уже готовые рисунки и шаблоны. Этот вариант особенно удобен для совсем юных художников: когда мама предлагает нарисовать глазки какому-нибудь животному или людям, а также интересно ватными палочками создавать снег или дождь. Детям школьного возраста можно предложить создание более сложных работ, например, воспроизвести мозаичную картинку.

  • Рисование по мокрому фону.

Рисовать по мокрому листу могут как старшие, так и младшие дошкольники. Альбомный лист для рисования по мокрому фону нужно брать очень плотный, можно использовать тонкий белый картон или разрезать ватман. Рисовать нужно только акварельными красками. Понадобятся беличьи или колонковые кисточки разных размеров.  

Как правильно смочить лист для рисования. Это самое главное в технике рисования по мокрому листу. Нужно найти золотую середину: слишком сухой лист не позволит краске красиво растекаться. Если же воды слишком много, краска растечется по всему листу и так же рисунок не получиться. Придется потренироваться. Экспериментируйте, попробуйте в деле разные кисти.

Лист можно смачивать толстой кисточкой для рисования или губкой. Смоченный лист нужно закрепить на плотном картоне скрепками или липкой лентой, чтоб он не сморщился при высыхании.

Как рисовать по мокрому листу. Рисуют по мокрому листу легкими прикосновениями кончиком кисточкой. При прикосновении кисточкой с краской к мокрому листу, краска должна растекаться примерно на 1-2 сантиметра в диаметре вокруг кисточки.

Если краска не растекается, значит, вы недостаточно смочили лист. Если краска бесформенно растекается очень сильно, значит воды слишком много. Лишнюю воду можно убрать сухой кисточкой или губкой.

Можно не смачивать весь лист сразу, а смочить только то место, где будете сейчас рисовать. Напоминаю, что рисовать по мокрому фону нужно только кончиком кисти и акварельным красками.

Методы, используемые на занятиях по нетрадиционному рисованию:

  • словесные;
  • наглядные;
  • практические;
  • игровые.

Приемы, используемые на занятиях по нетрадиционному рисованию:

  • игра, которая является основным видом деятельности детей;
  • сюрпризный момент - любимый герой сказки или мультфильма приходит в гости и приглашает ребенка отправиться в путешествие;
  • просьба о помощи, ведь дети никогда не откажутся помочь слабому, им важно почувствовать себя значимыми;
  • музыкальное сопровождение;
  • создание игровой ситуации;
  • показ воспитателя;
  • использование движения руки;
  • сравнение двух техник;
  • проговаривание последовательности работы.

Принципы работы с детьми:

  • доступность отбираемого материала;
  • постепенное усложнение программного содержания, методов и приёмов руководства детской деятельностью;
  • индивидуальный подход к детям.

Формы работы с родителями:

  • анкетирование родителей
  • консультации
  • индивидуальные и групповые беседы
  • родительские собрания
  • оформление наглядной информации (стенды, папки-передвижки)
  • привлечение к обогащению развивающей предметно-развивающей среды группы

Ожидаемые результаты:

Дети будут знать:

  • о разнообразии техник нетрадиционного рисования;
  • о свойствах и качествах различных материалов;
  • о технике безопасности во время работы.

Дети будут уметь:

  • планировать свою работу;
  • договариваться между собой при выполнении коллективной работы;
  • анализировать, определять соответствие форм, размеров, цвета, местоположения частей;
  • создавать индивидуальные работы;
  • использовать различные техники и способы создания рисунков;
  • аккуратно и экономно использовать материалы.

Формы подведения итогов:

  • Организация ежемесячных выставок детских работ для родителей.
  • Мастер-класс по проведению занятия по нетрадиционной технике рисования.
  • Консультация для воспитателей по теме самообразования.
  • Консультация для родителей «Нетрадиционные техники рисования в развитии детей дошкольного возраста».
  • Отчёт по теме самообразования на итоговом педсовете.

Перспективный план по самообразованию педагога

Учебный год

Содержание работы

Сроки выполнения

Результат

2022/2023

Изучение метод. литературы

09.2022; 05.2023

Консультация для родителей «Волшебная акварель».

Консультации: «Развитие творческих способностей детей при помощи нетрадиционной техники рисования».

Работа с детьми

09.2022; 05.2023

Изготовление наглядно – методических пособий; конспекты НОД. Разработка перспективного плана.

Работа с родителями

10.2022; 04.2023

Организация выставок.

Перспективный план по самообразованию.

Тема

Месяц

Задачи

Цель. Развитие творческих способностей детей средствами различных видов рисования.

Печать листьев

«Осень на опушке краски разводила»

Сентябрь

Познакомить детей с одним из видов изобразительной техники-печатью, развивать у детей видение художественного образа и замысла через природные формы; воспитывать интерес к осенним явлениям природы.

«Танцующие листья»

Октябрь

Закрепить знания о пейзаже, как о жанре живописи. Формировать умение детей создавать образы в нетрадиционной изобразительной технике- пластилинографии, прямой, многослойной, модульной). Продолжать учить использовать возможности стеки для придания объекту завершенности и выразительности.

«Ваза для мамы»

Ноябрь

Познакомить детей с разной техникой рисования: вазу и цветы – с помощью трафарета и набрызга, а стебли и листочки цветов – кистью.

Формировать умение сочетать разную технику рисования. Развивать чувства цвета, композиции. Способствовать развитию стремления радовать своих близких.

Фотокопия – рисование свечой

«Морозный узор»

Декабрь

Наблюдение за морозными узорами на окнах в зимнее время.

1. Загадки, стихотворение Д. Чуйко «Волшебник», отрывок из стихотворения М. Пожарова «Заклинания Зимы».

2. Продумать содержание будущего узора, выполнить рисунок при помощи свечи, готовый рисунок покрыть поверх акварельной краской.

3. Полюбоваться с детьми на получившиеся волшебные узоры; стихотворение Н. Френкель «На стекле морозный иней».

Добиваться реализации выразительного яркого образа с опорой на жизненный опыт детей, развивать образное мышление, умение использовать в работе нетрадиционную технику изображения- фотокопия – рисование свечой.

Пластилинография

«Новогодняя елочка»

Январь

1. Словесная игра (стихи Е. Благининой); стихотворение Раиса Кудашова «Елка», пальчиковая игра «На елке».

2. Рассказать об этапах изготовления.

3. Выставка работ; В. Шипунова «Маленькая елочка».

Расширить представления детей о новогодней елке, развивать умение передавать свои наблюдения за природой в художественно-изобразительной деятельности.

Закреплять приёмы скатывания, расплющивания, примазывания, соединяя прямую и многослойную пластилинографию, воспитывать бережное отношение к природе.

«Кораблик для папы»

Февраль

Закреплять умения и навыки в работе с пластилином, побуждать к самостоятельному выбору цветов пластилина и деталей интерьера картинки. Воспитывать самостоятельность, инициативу.

«Матрешки»

Март

Развивать умение отражать характерные особенности оформления матрешки в нетрадиционной технике. Воспитывать интерес к народной игрушке.

«Звездный коллаж»

Апрель

Заинтересовать детей рисованием ко Дню космонавтики в нетрадиционной технике. Формировать умение использовать знакомые виды, сочетать их в своей работе. Побуждать дополнять свою работу звездами, планетами, кометами и т.д. по выбору детей.

Проступающий рисунок

«Праздничный салют над городом»

Май

Продолжать знакомить детей с различными видами нетрадиционной техники рисования. Воспитывать патриотические чувства и чувство уважения к ветеранам В.О.В.

Предварительная работа: беседа с детьми о Дне Победы, чтение рассказов Л. Кассиля «Твои защитники», «Памятник советскому солдату».

Чтение стихотворений Т. Белозерова «День Победы», М. Владимов «Еще тогда нас не было на свете…», физкультминутка «Салют»

Проступающий рисунок «Праздничный салют»; чтение стихотворения «Салют»; разминка для пальцев рук во время работы «Вокруг все было тихо» О. Высотская.

Стихотворение Н. Найденовой «Пусть будет мир».

Список используемой литературы:

1.        Акуненок Т. С. Использование в ДОУ приемов нетрадиционного рисования // Дошкольное образование. – 2010. - №18

2.        Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей, 2002 г.

3.        Грибовская А. А. Обучение дошкольников декоративному рисованию, лепке, аппликации. Конспекты занятий. – М.: Скрипторий, 2009

4.        Григорьева Г.Г.   «Развитие дошкольника в изобразительной деятельности». Москва 2000 г.

5.        Давыдова Г. Н. Нетрадиционная техника рисования в детском саду. Часть 1. – М.: Скрипторий, 2010.

6.        Давыдова Г. Н. Пластилинография.- Москва, 2008 г.

7.        Лыкова И.А. Лепим, фантазируем, играем. – Москва: Творческий центр. «Сфера», 2001 г.

8.        Заика Е.В. Комплекс игр для развития воображения. 1993 г. №2.

9.        Комарова Т. С. «Детское художественное творчество ФГОС»

10.        Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий / Под ред. Р. Г. Казаковой. – М., 2007

11.        Эйнон Д. Творческая игра: от рождения до 10 лет. – М., 1995


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по теме: «Развитие творческих способностей детей с применением нетрадиционных форм рисования»

Проект по теме: «Развитие творческих способностей детей с применением нетрадиционных форм рисования»Автор : Китаева Александра ВалерьевнаПродолжительность проекта:3 месяцаУчастники проекта...

Тема самообразования Развитие творческих способностей детей с применением нетрадиционных форм рисования 2020 - 2021 год

Актуальность темы:      Рисование - интересный и полезный вид деятельности, в ходе которого разнообразными способами с использованием разных материалов создаются жив...

Обобщение опыта работы воспитателя, педагога дополнительного образования Терлеева Л.В. «Развитие творческих способностей детей с применением нетрадиционных форм рисования»

Обобщение опыта работы воспитателя, педагога дополнительного образования Терлеева Л.В.  «Развитие творческих способностей детей с применением нетрадиционных форм рисования»...