Гендерные особенности старших дошкольников
статья (старшая группа)
Гендерные особенности старших дошкольников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gendernye_osobennosti_starshih_doshkolnikov.docx | 20.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Гендерные особенности старших дошкольников
В любом периоде жизни человека родители и педагоги являются для него примером как личности. Благодаря этому с детских лет большинство людей в своем поведении подражают взрослым. Эта взаимосвязь влияет на формирование характера ребенка, жизненных позиций, на поведение, отношение к людям, в целом на формирование его личности.
Дошкольный возраст - важнейший этап в развитии личности. Это период начальной социализации ребенка, приобщения его к миру культуры, к миру общечеловеческих ценностей; это время установления начальных отношений с ведущими сферами бытия - миром людей, миром предметов, миром природы и собственным внутренним миром.
Изучив литературу по детской психологии разных авторов (Л. С. Выготский, М. И. Лисина, Н. Е. Веракса и др.) мы пришли к выводу, что развитие старших дошкольников определяется комплексом познавательных процессов: речью, мышлением, памятью, вниманием и воображением. В исследованиях зарубежных и отечественных психологов дошкольный возраст определяется как «период, оптимальный для развития мышления ребенка, формирования его познавательной активности».
По мнению А. Ю. Улановой, «именно у детей интенсивно происходит развитие понимания эмоций, того, что говорят другие люди, т.е. осознание внутреннего психического мира, мыслей, чувств, желаний, интересов, намерений и т.д.».
Формирование гендерной идентичности происходит под влиянием развития биологических предпосылок, закономерностей половой дифференциации в ходе гендерной социализации. Наиболее важными элементами являются личные и гендерные характеристики родителей, в том числе их гендерная идентичность и ролевые модели, пол ребенка, представления родителей о том, каким должен быть ребенок этого пола, особенности социальных институтов. Гендерная социализация начинается с момента рождения ребенка, хотя ожидание рождения ребенка определенного пола также предвосхищает определенное отношение родителей к нему, роль стереотипов, выработанных в обществе и культуре в отношении мужчин и женщин, имеет важное значение в передаче гендерных качеств детям.
Различия между мальчиками и девочками начинаются в разном возрасте, хотя предпосылки показываются раньше. Значимо чаще у девочек начинает встречаться к 4 классу. Конечно, встречается и «обратная» гендерная идентичность, мальчиков с матерью, девочек – с отцом. Особенностью гендерных отличий группы дошкольников является тот факт, что часть ответов детей неполные, или отражают гендерные стереотипы, в наибольшей степени это проявилось в ответе на блок вопросов, касающихся материнства и отцовства. Особенностью самовосприятия мальчиков и девочек является выбор «традиционных» для их пола цветов.
Именно поэтому, большинство девочек при ответе на вопросе «Выбери цвет, который тебе больше всего нравится» выбирали «традиционные» розовые, красные, малиновые, сиреневые цвета, мальчики осуществляли более разнообразный выбор. При обозначении желаемых и избегаемых контактов ребята обоих полов обозначали антипатии холодными и более темными цветами.
Особенности самовосприятие девочек можно охарактеризовать как стремление к комфорту, стремлению произвести впечатление на окружающих, некоторую авторитарность в социальных отношениях, также необходимо отметить активность, веселость, нестабильность и склонность к активным действиям.
Следует отметить, что отношения с братьями и сестрами, идентичность с ними, не выступают в качестве важнейшей модели различия для ребенка, уступая по важности отношениям с родителями. Девочек называли несколько чаще, чем мальчиков-представителей противоположного пола, объектом дружбы. Игра девочек носит более спокойный характер, имитирует жизненные ситуации и отношения в постоянных (семейных) и спонтанных группах (случай на вокзале, в аэропорту, в магазине и т.д.). Сюжеты игровых мероприятий мальчиков в основном абстрагируются по темам: космические путешествия, парк динозавров и т. д.
Игровая деятельность мальчиков и девочек также различна. Ребята активно осваивают не только горизонтальное, но и вертикальное пространство, игра более насыщенная, активная, требующая физической активности. В течение периода исследования группы мальчиков и девочек редко пересекались в содержании игры. Как правило, воссоединению способствовал педагог, в некоторых случаях инициаторами были девочки, приглашающие мальчиков на свою игру на определенные мужские роли. Помимо отмеченных особенностей, следует отметить, что во взаимодействии дошкольников можно наблюдать за флиртом и взаимной симпатией. Их проявления не всегда можно увидеть, но в этом случае активны и мальчики, и девочки.
Мозг мальчиков и девочек развивается в разные сроки, в разной последовательности и даже в разном темпе. У девочек раньше формируется левое полушарие мозга, которое ответственно за рационально-логическое мышление и речь. У мальчиков левое полушарие мозга развивается медленнее, поэтому образно-чувственная сфера доминирует до определенного возраста. Мальчикам свойственно более изменчивое настроение, их сложнее успокоить. Девочки, как правило, эмоционально более стабильны. Мальчикам свойственна подвижность, они растут более выносливыми, проявляют негативные эмоции ярче. Девочки более восприимчивы к эмоциональному состоянию окружающих, речь появляется раньше. Мальчики любят совместные игры, при этом любят соревноваться между собой и устраивать потасовки. Девочкам свойственно, особенно после периода 2 лет, игра в небольших группах, для них важна интимность обстановки, отчуждение, сотрудничество.
Основной спецификой гендерного развития мальчиков является наличие внутреннего конфликта, связанного с противоречиями тех ценностей и норм, которые транслирует «женское» социальное окружение и собственными представлениями о «настоящем» мальчике.
Нормы и ценности, которые предлагаются мальчикам в дошкольном возрасте конструируются таким образом, что представляют собой социально одобряемый вариант развития гендерного поведения.
Мальчики и девочки идентифицируют себя с родителями своего пола, а ответы, свидетельствующих о расширении содержание самоидентичности в дошкольном возрасте представлены немногочисленными вариантами. На данном этапе родитель одного с ребенком пола выступает как образец поведения, что позволяет мальчику и девочке социализироваться в группе сверстников. Мальчики и девочки высоко оценивают компетентность и престижность родителей одного с ним пола.
Однако существуют отличия между мальчиками и девочками. Так, после выбора родителя своего пола девочки предпочитают выбирать себя, тогда как мальчики «ставят» на второе место роль отца, что свидетельствует о значимости маскулинных ценностей и моделях поведения. Процесс самоидентификации в дошкольном возрасте формируется достаточно медленно и не обнаруживает значимых различий между представителями противоположного пола одновременно показатели выбора матери, и отца имеют значимые различия у мальчиков и девочек.
При воспитании мальчика родители, стараясь привить ему мужские качества, иногда допускают ошибки. Ребенку порой предъявляются слишком жесткие требования. Взрослые учат ребенка быть мужчиной, не плакать. Такой метод воспитания может привести к негативным последствиям. Ребенок пытается соответствовать требуемым качествам, при этом становится агрессивным, раздражительным, иногда ведет себя вызывающе. Родители должны понять, что психика у мальчиков намного уязвимее, чем у девочек. А значит, им тоже необходимы ласка, родительская любовь и одобрение. Не стоит также чрезмерно опекать ребенка. Мальчик, который воспитывался в тепличных условиях, превращается в неприспособленного к жизни и несамостоятельного мужчину.
Мать не должна показывать свою авторитетность сыну. Она должна быть для него нежной и хрупкой. И тогда у мальчика, как у настоящего мужчины, появится желание заботиться о ней и оберегать ее. С раннего возраста девочка старается во всем походить на маму.
Проблемы в гендерном воспитании детей могут начаться в период, когда девочки начинают отстаивать свою независимость перед другими и перестают соответствовать общепринятым стереотипам о послушности и женской кротости. В это время психика ребенка наиболее уязвима. У него появляются общая подавленность, неуверенность в себе, внутренние конфликты.
При общении с девочками родители должны помнить, что они очень ранимы и обидчивы. Поэтому воспитывать девочку надо так, чтобы с самого начала у нее сложились доверительные и теплые отношения с родителями. При гендерном воспитании детей родители должны для девочки стать примером женственности, а для мальчиков – образцом мужественности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа профессионального развития воспитателя по гендерному воспитанию старших дошкольников.
Одной из приорететных целей национальной системы образования является сохранение и поддержка семьи,возрождение и укрепление ценостей и традиций.Для достижения данной цели мною была разработана програм...
Формирование гендерной идентичности старших дошкольников средствами народной культуры в условиях ДОУ
Компьютерная презентация на тему: "Формирование гендерной идентичности старших дошкольников средствами народной культуры в условиях ДОУ...
Формирование гендерной принадлежности старших дошкольников
Формирование гендерной идентичности мальчиков и девочек ...
Формирование гендерной принадлежности старших дошкольников презентация
Формирование гендерной идентичности мальчиков и девочек ...
Конспект занятия по гендерному воспитанию старших дошкольников
Вконспекте занятия содержатся игры на развитие гендерных представлений детей...
Картотека подвижных игр и эстафет с учетом гендерных особенностей старших дошкольников
В ДОУ важное место в режиме дня отводится подвижным играм. Они рассматриваются как основное средство физического воспитания. Эти игры отличаются не только богатством и многообразием движений, но и спо...
Физкультурный досуг «Зимние забавы» для девочек и мальчиков с учетом их гендерных особенностей. (старшая и подготовительная группа)
Инструктор: Здравствуйте ребята! Приглашаю всех девчонок и мальчишек показать смелость, находчивость, ловкость и быстроту. Итак, наш физкультурный досуг «Зимние забавы» – объявляю от...