Применение мнемотехники в речевом развитии детей в рамках преемственности
методическая разработка по развитию речи

Артемьева И.А.

Мастер - класс для педагогов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mnemotabl._master_-_klass.docx26.97 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс

«Применение методов мнемотехники в речевом развитии детей в рамках преемственности»

Цель:

- ознакомление педагогов с методом мнемотехники как способом развития речи, памяти и мышления дошкольников, обеспечивающего эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации;

- повышение профессиональной компетенции педагогов в развитии речи детей дошкольного возраста;

- поиск новых рациональных средств, форм и методов речевого развития дошкольников.

Задачи:

- дать понятие мнемотехники, раскрыть актуальность, познакомить с особенностями, принципами технологии, этапами работы;

- дать рекомендации педагогам по использованию мнемотаблиц для развития речи дошкольников.

Ход мастер-класса:

Уважаемые коллеги, я рада приветствовать вас на сегодняшнем мастер-классе, в ходе которого Вы познакомитесь с такими понятиями, как «Мнемотехника», «Мнемотаблица», а также узнаете, как, где и для чего можно использовать мнемотаблицы в работе с детьми.

Порой на лестнице стою,

стараюсь догадаться:

собралась подниматься я,

а может, вниз спускаться?

У дверцы холодильника

не в силах я понять:

поставила я что-то внутрь

или хотела взять?

И в сумерках, держа чепец,

себе я ужаснулась:

не знаю — спать ли я ложусь

иль только что проснулась?

В этом стихотворении старушка делится своими проблемами с памятью.

 А как обстоят дела с Вашей памятью, уважаемые коллеги?

Предлагаю провести небольшой тест на определение типа Вашей памяти.

Сейчас вы узнаете доминирующий вид вашей памяти, зрительная или слуховая.

Сейчас на слайде появятся слова, которые вы сможете про себя повторить несколько раз в течение 30 секунд, а затем на листочке запишите те, которые вспомните.

Педагоги выполняют задание.

А сейчас я вслух несколько раз прочитаю такое же количество слов. И вы так же их запишите на листочке. А потом подведём итоги.

• Книга

• Тетрадь

• Ножницы

• Окно

• Небо

• Звезда

• Улица

• Дерево

• Торт

• Змея

• Ковёр

• Доска

• Пальма

• Остров

• Цирк

• Кресло

Педагоги выполняют задание.

Каких слов запомнили больше, зрительно или на слух, такая память и преобладает. Норма 10 слов.

Итак, уважаемые коллеги, Вы сами для себя сейчас определили вид своей памяти. У кого-то лучше зрительная, а у кого-то слуховая.

Вот так и у детей, память бывает разного типа, а ещё бывает, что педагоги от родителей слышат такие слова – «У нас стихи не запоминаются! Не может быстро запомнить текст, путается в строчках».

В то же время родители говорят, что их ребёнок великолепно запоминает рекламу или может легко пересказать очередную серию любимого мультфильма. В чём причина?

Дело в том, что в первом случае, при разучивании стихотворения, требуется произвольное запоминание (когда мы запоминаем что-то специально, это требует волевых усилий, а во втором - действует непроизвольное, основанное на эмоциях и интересе ребёнка. Вспомните любую рекламу: текст, красочные картинки, быстро сменяющие друг друга, сопровождающиеся музыкой не требуют усилий для запоминания.

Одни дети лучше запоминают слова (развита слуховая память - музыкальные, речевые звуки, а другие - зрительные образы (развита зрительная память).

К. Д. Ушинский писал: “Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету».

Ассоциативная память - память, в которой элементы запоминаемого материала связаны между собой ассоциативно.

А что такое ассоциация? Это связь между отдельными представлениями, когда одно из них влечет за собой появление другого. Например, мы чувствуем запах пирога и вспоминаем старый деревенский бабушкин дом, в котором провели своё детство. Или кто-то говорит нам «лес», и в нашем сознании всплывает образ ели, грибов, пения птиц и т. д.

Поскольку мы с Вами определили, что память бывает разная, и она влияет на то, как развивается мышление ребёнка и его речь, то нам необходимо найти такие приёмы, которые бы развивали детскую память в целом. Таких приёмов много и одним из них является…

Мнемотехника - (от греческого -  искусство запоминания) - система специальных приёмов, служащих для облегчения запоминания, сохранения и воспроизведения информации.

Вспомните знакомую всем с детства фразу для запоминания цветов радуги – Каждый охотник желает знать, где сидит фазан.

Для запоминания падежей русского языка – «Иван Родил Девчонку, Велел Тащить Пелёнку» — (именительный, родительный, дательный, винительный, творительный, предложный).

В геометрии — Биссектриса — это крыса бегает по углам и делит их пополам.

Это мнемотехника просто тогда мы не знали, что это так называется.

В настоящее время данная технология используется и в детских садах.

Уважаемые коллеги, а скажите, кто из вас уже использует в работе эту технологию? Какие Вы молодцы!

Мнемотаблицы-это дидактический материал. Их можно использовать, для:

- обогащения словарного запаса;

- обучения составлению рассказов;

- пересказов художественной литературы;

- отгадывания и загадывания загадок;

- заучивания стихотворений.

Итак, что же такое мнемотехника и как она может помочь в развитии детской памяти?

Суть мнемотехники заключается в следующем: на каждое слово или словосочетание придумывается картинка, таким образом весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы-рисунки, ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию. Схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать: связность, последовательность, лексико-грамматическую наполняемость рассказа.

Обучение пересказу обогащает словарный запас, благоприятствует развитию восприятия, памяти, внимания.

Работу необходимо начинать с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам и мнемотаблицам.

Мнемоквадрат – это графическое или частично графическое изображение предмета, явления природы, персонажа сказки и т. д.

Мнемодорожка – суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается изображение; таким образом, весь текст разрисовывается схематично. Глядя на эти рисунки – схемы ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.

Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определённая информация. В качестве символов-заместителей используются:

- предметные картинки,

- силуэтные изображения,

- геометрические фигуры.

При пересказе с помощью мнемотаблиц, дети видят всех действующих лиц, и своё внимание концентрируют на воспроизведении в своей речи необходимых выражений. Пересказ получается последовательным, дети верно воспроизводят хронологию событий.

Мнемотаблицы особенно эффективны при заучивании стихотворений: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, всё стихотворение зарисовывается схематически, а далее ребёнок самостоятельно по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком.

Использование загадок является очень эффективной формой в работе по речевому развитию детей. Загадки обогащают словарь детей за счёт многозначности слов; формирует представления о переносном значении слова, помогают усвоить звуковой и грамматический строй речи.  Многие дети невнимательно слушают текст загадки, при отгадывании используют не все признаки, имеющиеся в загадке. Для того, чтобы дети запомнили загадку, я использую мнемодорожку или мнемотаблицу.

Составление рассказов. Например, прежде чем приступить к составлению рассказа о весне, я провожу с ребятами предварительную работу. Мы рассматриваем тематические картинки, беседуем о том, как необходимо одеваться в весенний период, в какие игры можно играть весной. О том, какие происходят изменения в природе, как меняется жизнь животных и птиц с приходом весны. Только после предварительной работы мы переходим к составлению рассказа по мнемотаблице. На первом этапе мы рассматриваем таблицу, затем я объясняю значение каждой картинки. Времена года мы обозначаем по первой букве - В – весна. Далее разбираем каждую картинку. Светит солнце, бегут ручьи.  Предлагаю самим составить свой рассказ.

На начальном этапе взрослый предлагает готовый план (схему), а по мере обучения в процесс создания включаются дети и создают свои схемы. А также в младшем возрасте используются цветные мнемотаблицы, а в старших группах уже можно применять и чёрно-белый вариант, но опять же это в случае, если работа по мнемотехнике началась с младшего возраста и дети уже хорошо понимают, что это такое.

Работу необходимо начинать с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам и мнемотаблицам.

Работа с детьми на занятиях по мнемотаблицам строится в три этапа.

Сейчас я предлагаю  Вам поработать с этой техникой.

  1. Рассматривание мнемоквадрата, мнемодорожки, мнемотаблицы и разбор того, что на них изображено;
  2. Осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов слов в образы. Мы разбираем с детьми то, что означает каждый символ.
  3.  После перекодирования осуществляется пересказ художественных произведений, составление различных видов рассказов (описательный, повествовательный), или заучивание стихотворения с опорой на символы (образы), т.е. происходит отработка метода запоминания.
  4. В подготовительной группе мы можем включить еще один этап: составление мнемотаблицы совместно с детьми. Если педагог прорисовывает схему совместно с детьми, то они гораздо быстрее запоминают информацию и им проще воспроизвести её.

На данном слайде вы видите простейшее стихотворение, переведённое в мнемодорожку.

А вот на данном слайде загадка в мнемотехнике.

На этом сказка.

Как создать мнемотаблицу самостоятельно?

Для того чтобы составить таблицу по стихотворению или рассказу, нужно:

  1. Разделить текст на фрагменты (чем младше ребёнок, тем короче).
  2. Расчертить на листе бумаге квадраты по количеству фрагментов текста.
  3. В каждом квадрате изобразить то, о чём говорится во фрагменте, или же то, что с этим ассоциируется. Ребёнок старшего дошкольного возраста может самостоятельно нарисовать картинки для таблицы.
  4. При желании можно подписать в каждом квадрате текст, который нужно запомнить.

Итак, мнемотехника:

- сокращает время запоминания;

- развивает основные психические процессы;

- развивает умение перекодировать информацию;

- устанавливает причинно-следственные связи;

- помогает делать выводы и схематизировать материал.

Ну и давайте ещё поугадываем по мнемокартинкам, какие сказки и загадка за ними спрятались.

Мы с вами хорошо поработали и в завершение  я  предлагаю представить: на  одной ладони улыбку,  а на другой –радость. Чтобы они от вас не ушли , их надо крепко – накрепко соединить в  аплодисменты!

Спасибо за внимание.

Желаю вам успехов и творчества в работе с детьми!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОЦЕССА СОЦИАЛИЗАЦИИ ДОШКОЛЬНИКОВ В РАМКАХ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ФГТ И ФГОС

Данный материал отражает анализ статей по проблеме преемственности ФГТ и ФГОС, осуществлению психолого-педагогического сопровождения процесса социализации ребенка....

Программа муниципальной экспериментальной площадки "Создание непрерывного образовательного пространства по воспитанию патриотизма в рамках преемственности дошкольного и общего образования"

Программа муниципальной экспериментальной площадки по патриотическому воспитанию в рамках преемственности дошкольного и общего образования...

Конспект открытого занятия по развитию связной речи с элементами обучения грамоте в подготовительной к школе (логопедической) группе «ПОДАРОК ДЛЯ ЗОЛУШКИ» (в рамках преемственности школы и ДОУ)

Конспект открытого занятия по развитию связной речи с элементами обучения грамоте в подготовительной к школе (логопедической) группе «ПОДАРОК ДЛЯ ЗОЛУШКИ» (в рамках преемственности школы и ДОУ)...

Лекторий учителя-логопеда в рамках преемственной работы между детским садом и школой.

Тема: "Инновационные методы и приёмы по развитию оптико-пространственных представлений у дошкольников с речевыми нарушениями - как своевременная база овладения школьными навыками"....

Модель детско-взрослого взаимодействия «Остров возможностей» в рамках преемственности со школами

Данная модель взаимодействия  позволит педагогам, родителям увидеть социально-личностное развитие детей, а именно умение работать в одной команде со сверстниками, договариваться друг с другом, пр...

Конспект дефектологического (логопедического) занятия с применением информационно-коммуникационных технологий в рамках тематического контроля «Использование ИКТ-технологий в образовательной деятельности ДОУ в рамках реализации ФГОС»

Тема: Автоматизация звука [Ш]  в слогах и словах. Индивидуальное занятие в подготовительной к школе группе. Цель: научить правильно произносить звук [Ш] в слогах и словах с применением ...