Картотека дидактических развивающих игр для дошкольников по теме «До свидания, Лето!»
картотека
Картотека дидактических развивающих игр для дошкольников.
Тема: «До свидания, Лето!»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartoteka_di_do_svidaniya_leto.docx | 894.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа № 1 «Образовательный центр» имени 21 армии Вооруженных сил СССР п.г.т. Стройкерамика муниципального района Волжский Самарской области структурное подразделение «Детский сад «Солнышко»
Картотека дидактических развивающих игр для дошкольников Тема: «До свидания, Лето!»
Выполнил:
воспитатель
высшей кв.категории
Каликанова О.А.
П.г.т Стройкерамика, 2023г
1. «Что бывает летом?»
Цель: закрепить понятие о летних явлениях, активизация словаря по теме.
Ход игры: На столе вперемешку лежат картинки с изображением различных сезонных явлений (идет снег, цветущий луг, осенний лес, пчёлы на цветах и т.д). Ребенок выбирает картинки, на которых изображены только летние явления и сам или с помощью взрослого называет их. Пример. Солнышко ярко светит. Идет дождь. Цветут цветы. Пчёлы собирают нектар. Дети купаются в реке и т.д
2. «Спасибо, лето!»
Цель: расширить и активизировать словарь по теме.
Оборудование: разноцветная коробочка с дарами лета (ягоды, грибы, орехи, овощи, фрукты, созревшие к моменту игры).
Ход игры: Игру лучше всего проводить на улице (идеальное место - дача). Выйдя на улицу, ребенок замечает красивую коробочку (на столе, на ступеньках, скамейке и т. п) Открыв сундучок, малыш обнаруживает в нем дары леча. Доставая по одному плоды, орехи и ягоды, ребенок рассматривает их, описывает цвет, форму, пробует па вкус (то, что можно). Взрослый активизирует речь малыша вопросами, помогает в подборе слов.
3. «Один - много»
Цель: формировать умение различать имена существительные единственного и множественного числа, правильно называть их.
Ход игры: Воспитатель называет слово в единственном числе, ребенок называет это слово во множественном числе.
Дождь – дожди, гроза – грозы,
радуга – радуги, молния – молнии,
река — реки, мяч – мячи,
ягода – ягоды, гриб – грибы,
фрукт – фрукты, овощ – овощи.
4. «Назови ласково»
Цель: формировать умение образовывать слова с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.
Ход игры: Воспитатель называет слова, а ребенок произносит их ласково.
Солнце – солнышко, ягода – ягодка,
гриб – грибок, мяч – мячик,
ведро — ведерко, дождь – дождик,
река – речка.
5. «Что лишнее?»
Цель: расширить и активизировать словарь по теме «Лето»
Оборудование: картинки с изображением предметов для игр в разное время года или настоящие предметы (санки, мяч, лопата, коньки, велосипед, лыжи, бумажный кораблик, скакалка и т. д.)
Ход игры: Воспитатель предлагает ребенку выбрать и назвать только те предметы, которые необходимы для летних игр. Лишние предметы убирают. Если затрудняется, взрослый помогает ему. По ходу игры можно задавать вопросы: «Что это? Для чего нужно? Как с этим играть?»
6. «Сплетем веночек»
Цель: формировать умение согласовывать существительное с числительным
Ход игры: Взрослый вместе с детьми имитируют движения, как будто плетут венок, и проговаривают словосочетания: "Один цветок, два цветка, три цветка, много цветов. " Аналогично можно собирать букет, слово «Цветок» можно заменить на название цветка (одуванчик, незабудка, колокольчик и др).
7. «Наоборот»
Цель: формировать умение подбирать противоположные по смыслу слова Ход игры: Воспитатель называет слова (словосочетания), ребенок должен дать противоположный ответ.
Веселый праздник – грустный
Большой подарок – маленький
Светлое небо – …
Чистое платье – …
Хорошее настроение –
8. «Образуй слова»
Цель: расширять и активизировать словарный запас, формировать умение образовывать имена прилагательные от имен существительных.
Ход игры: Поле из васильков – Васильковое поле. Запах луга – Луговой запах. Масло из розы – Розовое масло. Семена мака – Маковые семена. Аромат цветов – Цветочный аромат. Букет из ландышей – Ландышевый букет и т.д
9. «Лови да бросай – цвета называй»
Цель: подбор существительных к прилагательному, обозначающему цвет. Закрепление названий основных цветов, развитие воображения у детей.
Ход игры: Воспитатель, бросая мяч ребёнку, называет прилагательное, обозначающее цвет, а ребёнок, возвращая мяч, называет существительное, подходящее к данному прилагательному по теме «Лето». Например, красный -мак, огонь. Оранжевый -апельсин, морковь, заря. Жёлтый -цыплёнок, солнце, репа. Зелёный-огурец, трава, лес. Голубой -небо, незабудки. Синий- колокольчик, море, небо. Фиолетовый -слива, сирень, сумерки.
10. «Загадай, мы отгадаем»
Цели: закрепить знания о растениях сада и огорода; умение называть их признаки, описывать и находить их по описанию, развивать внимание.
Ход игры: Водящий (ребенок) описывают любое растение, (фрукт, овощ или ягоду) в следующем порядке: что это, форма, окраска, вкус. Остальные дети по описанию должны узнать. Кто первый называет, становится ведущим, и игра продолжается.
11. «Брать — не брать»
Цель: дифференциация лесных и садовых ягод; увеличение словарного запаса по теме «Ягоды»; развивать слуховое внимание.
Ход игры: Дети стоят в кругу. Воспитатель объясняет, что будет произносить название лесных и садовых ягод. Если дети услышат название лесной ягоды, они должны присесть, а если услышат название садовой, потянуться, подняв руки вверх.
Земляника, ежевика, крыжовник, клюква, красная смородина, клубника, черная смородина, брусника, малина.
12. «Угадай, что в мешочке?»
Цель: развивать умение детей описывать предметы, воспринимаемые на ощупь и угадывать их по характерным признакам.
Материалы: овощи и фрукты характерной формы и различной плотности: лук, свекла, помидор, слива, яблоко, груша и д.р.
Ход игры: Воспитатель предлагает ребёнку с закрытыми глазами достать предмет из мешочка, на ощупь определить его характерные признаки и назвать, что это за предмет.
13. «Божья коровка»
Цель: развитие внимание, пространственного ориентира, автоматизация звука «р» в предложении.
Ход игры: Воспитатель показывает детям божью коровку (игрушку или макет), предлагает поиграть с ней. Ставит на стол грибок. Предлагает детям следить за действиями божьей коровки и проговаривать их. Следит за правильным произнесением звука «р». Ответы детей. 1-й- Божья коровка сидит на грибке 2-й-Божья коровка летает над грибком 3-й-Божья коровка спряталась под грибком 4-й-Божья коровка летает вокруг грибка 5-й-Божья коровка сидит около грибка
6-й-Божья коровка спряталась за грибком.
14. «Бабочки и цветы»
Цель: развивать умение сравнивать одну группу предметов с другой, определять равенство (неравенство) групп по количеству входящих в них предметов.
Оборудование: вырезанные из картона цветы.
Ход игры: На полу на небольшом расстоянии друг от друга, один ряд под другим, лежат цветы. Их столько же, сколько детей играет.
Воспитатель предлагает всем детям вообразить себя бабочками. Пусть несколько детей скажут о том, что они «бабочки». Воспитатель сообщает: «Бабочки полетели!». Дети, размахивая руками- «крылышками», «летают» по комнате. По сигналу: «Бабочки садятся на цветочки!» — каждый ребенок должен встать около цветочка, лежащего на полу.
Педагог уточняет: на этом цветочке — бабочка, на этом цветочке — бабочка, на этом цветочке — бабочка. Чего больше, а чего меньше: цветочков или бабочек? Поровну, сколько цветочков, столько и бабочек. Отдохнули «бабочки» и снова полетели.
Игра повторяется 2—3 раза. Во время игры можно добавлять и убирать цветочки.
15. «Цветок»
Цель: развивать пластику, пантомимическую выразительность.
Ход игры: Воспитатель предлагает детям «превратиться» в цветок, и изобразить его в бутоне, распускающемся, тянущемся к солнышку, склоняющем головку под дождем, умывающемся росой, раскрывающем лепестки для насекомых и т.п.
16. «Я знаю пять цветов»
Цель: закреплять знания о луговых и садовых цветах; сочетать существительное с числительным.
Ход игры: Ребенок (отбивает о землю мяч и произносит). Я знаю пять названий луговых цветов: ромашка — раз, колокольчик — два, гвоздика — три и т.д. Если ребенок сбивается или делает большую паузу, он проигрывает, и мяч передается другому ребенку.
17. «Четыре стихии».
Цель: развитие внимания, координации слухового и двигательного анализаторов.
Ход игры: Играющие сидят по кругу и выполняют движения в соответствии со словами:
«земля» — руки вниз,
«вода» — вытянуть руки вперед,
«воздух» — поднять руки вверх,
«огонь» — произвести вращение руками в лучезапястных и локтевых суставах.
Кто ошибается, считается проигравшим.
18. «Воздух, земля, вода»
Цель: закреплять знания детей об объектах природы. Развивать слуховое внимание, мышление, сообразительность.
Ход игры: Вариант№1. Воспитатель бросает мяч ребенку и называет объект природы, например, «сорока». Ребенок должен ответить «воздух» и бросить мяч обратно. На слово «дельфин» ребенок отвечает «вода», на слово «волк» - «земля» и т.д.
Вариант№2. Воспитатель называет слово «воздух» ребенок поймавший мяч, должен назвать птицу. На слово «земля» - животное, обитающие на земле; на слово «вода» - обитателя рек, морей, озер и океанов.
19. «Дождик»
Цели: учить различать скорость произнесения слов, в данном случае звукоподражания кап-кап-кап, а также произносить отчетливо в разном темпе: медленно, умеренно, быстро.
Ход игры: Капельки стучат по крыше. (Произносим кап- кап-кап в умеренном темпе.) Дети повторяют.
Когда дождь только начинается, капли его падают редко и стучат по-другому (произносит кап... кап... медленно и слегка растягивая, с паузами).
Если идет сильный дождь, то капли стучат по крыше так (произносит в ускоренном темпе).
Когда дети научатся различать скорость произнесения и произносить это звукосочетание в заданном темпе, воспитатель предлагает им на слух определить, какой идет дождь и произносит кап-кап-кап в различном темпе.
20. «Ветер-ветерок»
Цель: развивать речевое внимание, голосовой аппарат детей.
Ход игры: Сильный ветер раскачивает деревья и громко шумит: «Ши-ши-ши» (Дети вместе с воспитателем поднимают руки вверх, сильно ими раскачивают и произносят звуки.) Ветерок раскачивает травку и тихо поет: «Ш-ш-ш». (Дети приседают, раскачивают руками и тихо произносят звуки) Воспитатель в произвольном порядке 6-8 раз говорит «Ветер», «Ветерок», а дети выполняют соответствующие движения.
21. «На что похожи облака?»
Цель: развивать творческое воображение, связную речь.
Ход игры: Игру можно проводить в помещении или на улице. Дети рассматривают карточки с облаками разной формы (если на улице, то рассматривают облака в небе) и угадывают в их очертаниях предметы или животных. При этом они отмечают, что облака бывают разные не только по цвету, но и по форме. Воспитатель обращает внимание на то, что когда на небе много облаков, то они похожи на воздушный город, где есть башни и купола.
22. «Воздушные шарики»
Цель: развивать умение различать и называть основные цвета, закреплять умение называть величину и форму фигуры.
Оборудование: Шарики (вырезанные из бумаги) разные по цвету и величине и форме, ленточки разные по цвету.
Ход игры: Воспитатель делит детей на подгруппы. Каждой подгруппе дается набор бумажных шариков, разной формы, размера и цвета. Необходимо рассортировать шарики:
- по цвету
-по размеру
-по форме.
Затем детям предлагаются ленточки, которые необходимо подобрать к шарикам по цвету.
23. «Качели»
Цель: развивать умение соотносить слова стихотворения с собственными движениями.
Ход игры: Дети стоят. Взрослый читает стихотворение (можно заучить и проговаривать вместе с детьми), а дети сопровождают чтение ритмическими движениями.
Все лето качели качались и пели,
И мы на качелях на небо летели.
(Дети качают руками вперед-назад, слегка пружиня ноги в коленях.)
Настали осенние дни.
Качели остались одни.
(Уменьшая ход качелей, дети пружинят в коленях и уменьшают взмах руками до постепенной остановки.)
Лежат на качелях два желтых листка.
И ветер качели качает слегка.
(В. Данько. Качели.)
(Дети выполняют легкое покачивание вытянутыми вперед руками влево-вправо)
24. «Веселый мяч»
Цель: развивать речевое внимание детей, артикуляционный аппарат, умение выполнять словесную инструкцию
Ход игры: Воспитатель говорит: «У меня веселый мяч. Он умеет смеяться: ха-ха-ха, хи-хи-хи. (Дети повторяют.) Мяч передают по кругу «Если мяч оказывается у девочки, то она смеется: ха-ха-ха, если у мальчика -он смеется: хи-хи-хи. Когда мяч падает дети говорят: ах-ох.
25. «Узнай по голосу».
Цель: развитие слухового внимания, формирование умения узнавать друг друга по голосу.
Оборудование: платок или повязка для завязывания глаз
Ход игры: Стоя по кругу, дети выбирают водящего. Он находиться в центре круга с завязанными глазами, старается узнать детей по голосу. Дети по указанию воспитателя говорят по одному предложению или словосочетанию по теме «Лето». Угадав игрока по голосу, водящий меняется с ним местами. Если же не угадает, то продолжает быть водящим до тех пор, пока не узнает по голосу очередного игрока.
26. «Запомни внешность»
Цель: развивать память, мышление, умение общаться, воспитывать дружеские отношения между детьми.
Ход игры: Играть может группа детей 4-15 человек. Выбирается пара игроков. Предварительно изучив внешность друг друга, они становятся спина к спине. Все остальные начинают каждому из них по очереди задавать вопросы о внешности напарника. Например, сколько пуговиц у твоего напарника на кофте, какого цвета шнурки на ботинках? и т. д.
Из этой пары проигрывает тот, кто быстрее даст 3 неправильных ответа.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ С РАСТЕНИЯМИ (картотека основана на книге: Дрязгуновой В. А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. М.: Просвещения, 1981. – 8о с. )
С раннего детства ребенок видит вокруг себя различные овощи и фрукты. Постепенно он запоминает их названия, начинает находить знакомые среди них. Однако малыши почти не имеют представления об о...
Календарное планирование работы по теме «До свиданья, лето – здравствуй, детский сад!» в старшей группе
1 неделя сентября.Календарное планирование работы по теме «До свиданья, лето – здравствуй, детский сад!» в старшей группе Цели:§ вызвать у детей радость от возвращения в детский сад, желан...
Развернутое комплексно тематическое планирование в средней группе: по теме: «До свидания, лето!» сентябрь 1 неделя
Развернутое комплексно тематическое планирование: по теме: «До свидания, лето!» сентябрь 1 неделя (5.09-9.09)Цели: Формирование представлений о смене времени года, деятельности людей летом. Вызвать у ...
ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ (на две неделе 1 .09.2016 -16.09.2016г) Тема: «До свидания, лето, здравствуй, детский сад!»
ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ (на две неделе 1 .09.2016 -16.09.2016г)Тема: «До свидания, лето, здравствуй, детский сад!»...
Сценарий развлечения в подготовительной группе на тему: «До свидания, лето!»
Цель: совершенствовать координацию движений; развивать эмоционально-волевую сферу; формировать нравственное поведение; доставлять детям радость, вызывая активный интерес, увлекать их....
Картотека дидактических развивающих игр для дошкольников. Тема: «Мой дом, мой посёлок»
Картотека дидактических развивающих игр для дошкольников Тема: «Мой дом, мой посёлок»...
Итоговое летнее развлечение для дошкольников детского сада «До свиданья, лето!»
Итоговое летнее развлечение для дошкольников детского сада «До свиданья, лето!»Цель: Обобщение представлений о лете, создание для детей эмоциональной радостной атмосферы праздника.Зад...