Картотека дидактических развивающих игр для дошкольников. Тема: «Мой дом, мой посёлок»
картотека
Картотека дидактических развивающих игр для дошкольников Тема: «Мой дом, мой посёлок»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartoteka_di_moy_dom_i_poselok.docx | 28.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа № 1 «Образовательный центр» имени 21 армии Вооруженных сил СССР п.г.т. Стройкерамика муниципального района Волжский Самарской области структурное подразделение «Детский сад «Солнышко»
Картотека дидактических развивающих игр для дошкольников Тема: «Мой дом, мой посёлок»
Выполнил:
воспитатель
высшей кв.категории
Каликанова О.А.
П.г.т Стройкерамика, 2023г.
1. «Мой дом»
Цель: расширять представление детей о частях дома.
Ход игры: Воспитатель с детьми рассматривают дома на прогулке, знакомятся с его частями: окно, стена, крыша, дверь, труба (если есть, определяют высокий дом или низкий. Затем взрослый просит детей отгадать, о чем он говорит: «Через эту часть дома люди заходят в дом и выходят. Что это? (дверь) Это нужно дому для того, чтобы защищать своих жильцов от дождя и снега (крыша)» и т. д.
2.«Назови ласково»
Цель: формировать умение образовывать слова с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.
Ход игры: Воспитатель называет слова по теме «Мой дом. Моя улица», а ребенок произносит их ласково.
Город, улица, флаг, дом, лес, сад, завод, магазин, окно, дверь, труба, замок т.д.
3.«Кошкин дом»
Цель: активизировать словарь по теме, развить понимание предлогов в, на, из, под.
Оборудование: игрушечный дом, игрушка «Кошка» или картонные дом и кошка.
Ход игры: Воспитатель рассказывает детям, что в этом доме живет кошка. Он показывает, как кошка вошла в дом, вышла из дома, залезла на крышу, села под окном. Потом просит ребенка проделать те же действия. Говорящим детям предлагают прокомментировать свои действия.
4.«Мебель»
Цель: уточнить название предметов мебели, ее назначение.
Оборудование: кукольная мебель, кукла.
Ход игры: Воспитатель приглашает ребенка пойти в гости к кукле Оле. У куклы есть дома разная мебель. Взрослый вместе с детьми рассматривают мебель, определяют, из чего она сделана, уточняют ее значение. Взрослый активизирует речь детей вопросами: "Покажи, где стул? Для чего он нужен?"
5.«Спрячь мячик»
Цель: формировать навык понимания предложенных конструкций.
Ход игры: Детям по очереди предлагают выполнить действия с мячом по указанию взрослого: "Положи мяч на стул, под стул, за стул, около стула" и т. д. После этого ребенок может сам производить действия с мячом, комментируя их.
7. «Один - много» (с предметами мебели)
Цель: формировать умение различать имена существительные единственного и множественного числа, правильно называть их.
Ход игры: Воспитатель называет слово в единственном числе, ребенок называет это слово во множественном числе. Например, стол - столы стул - стулья шкаф - шкафы и т. д.
8.«Разноцветная улица»
Цель: закреплять и расширять словарь по теме, научить располагать дома ровно в ряд.
Оборудование: картонные дома разных цветов и размеров.
Ход игры: Воспитатель по очереди предлагает детям построить улицу, располагая дома на столе в один ряд (слева направо). После того, как ребенок положил дом, ему задают вопросы: «Что ты положил? Какого цвета этот дом? Что есть у дома?»
9.«Строитель»
Цель: активизировать словарь по теме.
Оборудование: строительный материал (различные кубики).
Ход игры: По образцу построить городок из домиков. Домик состоит из двух частей (куб и треугольная крыша). Взрослый сопровождает действия детей речью: «Сейчас мы построим дом. Поставим красный кубик, а сверху положим синюю крышу». Активизируют речь детей, задавая вопросы: «Что поставим сначала? Какого цвета кубик?» Взрослый обращает внимание детей на то, что много домов - это улица.
10.«Продолжи фразу»
Цель: развивать умение завершать предложения, подбирая слова подходящие по смыслу. Закреплять знания о родном городе. Воспитывать любовь к родному городу.
Ход игры: Воспитатель произносит предложение, детям необходимо его закончит(продолжить). Например: наш посёлок называется…
В нашем посёлке находится…Больше всего я люблю в нашем посёлке…и др.
11.«Слова признаки (какой, какая)»
Цель: активизировать в речи детей прилагательные. Развивать память, мышление.
Ход игры: Дети с помощью взрослого описывают посёлок и его достопримечательности.
Наш посёлок … (родной, любимый, славный, красивый и др.).
Улицы в нашем посёлке … (зеленые, чистые, красивые и др.).
Школа в нашем посёлке (яркая, большая, многоэтажная и т.д )
12. «Какие деревья растут в нашем посёлке»
Цель. закреплять знания о деревьях родного города.
Ход игры: воспитатель предлагает выбрать из перечисленного списка, деревья которые растут в нашем посёлке (Берёза, ель, сосна, туя. акация, черёмуха, каштан, тополь, клён, пальма, лиственница). Дети старшего возраста могут называть сами.
13.«Сосчитай этажи»
Цель: развивать умение образовывать сложные прилагательные.
Ход игры :воспитатель называет начало слова, а ребенок продолжает и называет слово целиком.
Дом с одним этажом, – какой? - одноэтажный дом
дом с двумя этажами, - какой?- двухэтажный дом
дом с тремя этажами, – какой? - трехэтажный дом
дом с четырьмя этажами, – какой?- четырехэтажный дом
дом с пятью этажами, – какой? - пятиэтажный дом
дом со многими этажами, – какой? – многоэтажный дом.
14.«Составь предложение»
Цель: формировать умение согласовывать существительные и прилагательные с числительными.
Ход игры: воспитатель предлагает ребенку слово или словосочетание. Ребенок должен согласовать его с числом. Например, одна улица, две улицы, три улицы, и т.д. Детям постарше можно предложить считать до 10.
Улица, широкая улица, красивая улица.
Дом, новый дом, высокий дом, многоэтажный дом.
Дорога, широкая дорога, ровная дорога, длинная дорога.
Магазин, детский магазин, большой магазин.
Памятник, красивый памятник, большой памятник, бронзовый памятник.
Музей, краеведческий музей, исторический музей, музей космонавтики.
15.«Закончи предложение»
Цель: Образование сравнительной степени прилагательных.
Ход игры: игра может быть с мячом или любым другим предметом.
Этот улица широкая а другая ещё … (шире).
Этот переулок тихий, а тот ещё … (тише).
Эта дорога узкая, а рядом ещё … (уже).
Этот дом старый, а другой ещё (старее).
Эта площадь большая, а рядом ещё (больше).
Этот памятник высокий, а другой ещё … (выше).
16.«Придумай название улицы»
Цель: развивать умение называть прилагательные от существительных.
Ход игры: можно предложить придумать самим и назвать производное слово.
В нашем посёлке много улиц. Появляются новые дома, улицы, но ещё не имеют названий. Давай придумаем этим улицам такие названия, чтобы жители города их сразу же запомнили.
На этой улице стоит завод. Назовем ее (Заводская).
На этой улице много цветов. Назовем ее (Цветочная).
На этой улице находится школа. Назовем ее (Школьная).
Возле этой улицы рядом находится дом культуры «Юбилейный» (Юбилейная)
На этой улице много берез. Назовем ее (Березовая).
На этой улице много садовых деревьев. Назовем ее (Садовая).
На этой улице находится аптека. Назовем ее (Аптечная).
Придумай ещё несколько названий улиц сам.
17. «Интервью»
Цель: формировать умение детей составлять небольшой связный рассказ по теме «Мой город(поселок)». Воспитывать уверенность в себе, любовь к родному городу, желание узнать больше о своем городе.
Ход игры: ведущий (воспитатель или ребенок) берет микрофон, (можно использовать бейджик с надписью «Корреспондент газеты») и задает детям вопросы о посёлке и его достопримечательностях.
18.«Город будущего»
Цель: развивать умение фантазировать, придумывать собственные названия улиц, уметь объяснять, почему именно так названа улица.
Ход игры: воспитатель предлагает придумать детям свой город (поселок) будущего и составить про него рассказ по плану:
А) Как называется твой город(поселок)?
Б) В честь кого назвали твой город(поселок)?
В) Как раньше назывался твой город(поселок)?
Г) Назови улицы города(поселка)
Д) Главные достопримечательности твоего любимого города(поселка).
Ж) Твое отношение к родному городу(поселку).
19.«Моя улица»
Цель: развивать умение детей составлять небольшой связный рассказ по теме.
Ход игры: воспитатель предлагает детям рассказать про улицу, на которой они живут (либо о выдуманной улице) по плану:
А) Как называется улица? Почему?
Б) Какая она, эта улица (тихая, шумная, широкая, зеленая и т. д.?)
В) Что расположено на этой улице? (Магазин, парк, больница и др.)
Г) Где находится эта улица?
20.«Скажи со словом «городской»
Цель: Формировать умение согласовывать существительные с прилагательными по родам и числам.
Ход игры: воспитатель просит детей называть слова со словом «городской»: Транспорт - городской транспорт, квартира- городская квартира, дома, парк, улицы, театр, почта, здание, школа, площади, вокзал, жители.
21.«Какой дом»
Цель: развивать внимание, сообразительность, мышление, речевую активность.
Ход игры: воспитатель бросает мяч ребенку, который ловит его и отвечает на вопрос:
- Дом из дерева (какой) - …. (деревянный) .
- Дом из кирпича (какой) - (кирпичный)
- Дом из глины (какой) - …
- Дом из камня (какой) - ….
- Дом из стекла (какой) - ….
- Дом изо льда (какой) - … .
- Дом из снега (какой) - …
- Дом из бумаги (какой) - … .
- Дом из картона (какой) - … .
22.«Скажи ласково»
Цель: развивать внимание, сообразительность, мышление, речевую активность.
Ход игры: Представьте себе 2 дома: один настоящий, большой, а другой – маленький, игрушечный. Воспитатель говорит про большой дом, а дети про маленький.
- У меня дом, а у вас? (домик) .
- У меня стены, а у вас? (стеночки) .
- У меня дверь, а у вас? … .
- У меня окно, а у вас? ….
- У меня ступеньки, а у вас? ….
- У меня крыльцо, а у вас? … .
- У меня кирпичи, а у вас? … .
23.«Птицы нашего города»
Цель: знакомить детей с птицами родного города
Оборудование: карточки с изображениями птиц
Ход игры: воспитатель демонстрирует детям карточки с изображениями птиц, просит назвать и определить, живет птица в нашем городе или нет.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ С РАСТЕНИЯМИ (картотека основана на книге: Дрязгуновой В. А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. М.: Просвещения, 1981. – 8о с. )
С раннего детства ребенок видит вокруг себя различные овощи и фрукты. Постепенно он запоминает их названия, начинает находить знакомые среди них. Однако малыши почти не имеют представления об о...
Картотека дидактических игр по ознакомлению дошкольников с деревьями
В основном, знакомство со строением дерева, разными видами деревьев, их семенами, плодами, листьями происходит во время прогулок и экскурсий. Дети обследуют оъекты самыми разнообразными способами: вер...
КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С РАСТЕНИЯМИ
Материал содержит подборку дидактических игр для ознакомления дошкольников с растениями....
КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С РАСТЕНИЯМИ
Материал содержит подборку дидактических игр для ознакомления дошкольников с растениями....
Картотека дидактических игр для старших дошкольников, способствующих формированию привычки к ЗОЖ через ознакомление со своим организмом.
Предложенные дидактические игры помогут обогатить представления старших дошкольников об органах и системах человеческого организма,о полезных и неполезных для здоровья продуктах, об опасных предметах,...
Картотека коррекционно-развивающих игр для дошкольников
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"26332363","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]...
Картотека дидактических развивающих игр для дошкольников по теме «До свидания, Лето!»
Картотека дидактических развивающих игр для дошкольников.Тема: «До свидания, Лето!»...