"Детское экспериментирование как метод познания окружающего мира"
статья (старшая группа)

Овладением детьми методами экспериментирования способствуют развитию  самостоятельной, активной и творческой личностью.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Детское экспериментирование

как метод познания окружающего мира

Верхозина Ж.В.

Муниципальное бюджетное дошкольное

 образовательное учреждение

 города Иркутска

                                                                                              детский сад №102

Россия

«Ребенок, овладевший искусством эксперимента, побеждает нерешительность и неуверенность в себе. У него просыпается инициатива, способность бодро преодолевать трудности, переживать неудачи и достигать успеха, умение оценивать и восхищаться достижением товарища и готовности прийти к нему на помощь. Вообще опыт собственных открытий – одна из лучших школ характера»

                                                                                    Шапиро Анатолий

В настоящее время педагогические коллективы ДОУ интенсивно внедряют в работу инновационные технологии. Поэтому основная задача  педагогов дошкольного учреждения выбрать методы и формы организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности.

Среди педагогических технологий, которые я использую в работе с детьми – это технология исследовательской деятельности, которая дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания.

В основе познавательно - исследовательской деятельности дошкольников лежит стремление к открытиям, любознательность, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новую информацию.

Основным методом детской исследовательской деятельности является экспериментирование.  Главное достоинство этого метода – контакт ребенка с предметами или материалами, что дает детям реальное представление об объекте, его свойствах, качеств, возможностей.

Экспериментальную деятельность в детском саду можно считать ведущей деятельностью, наряду с игровой. Дошкольники с удовольствием участвуют в проведении игр-экспериментов. Опыты я начала проводить  с детьми младшей группы, чтобы к периоду старшего дошкольного возраста пробудить в них желание самостоятельно экспериментировать. Этот метод исследовательской деятельности развивает у детей наблюдательность, активность, самостоятельность, способствует становлению дружеской атмосферы и сплочённости коллектива. В процессе детского экспериментирования дети учатся видеть и выделять проблему, принимать и ставить цель, анализировать, находить существенные признаки, связи выдвигать гипотезы, строить сложные предложения, отбирать материал для самостоятельной деятельности делать выводы.

Дети очень много задают вопросов: почему? зачем? что будет? И не всегда можно ответить, чтобы ребенок понял. Поэтому, в процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, найти ответ на множество интересующих вопросов.

Очень часто педагоги стараются избегать исследовательской деятельности, в частности заниматься экспериментированием, оправдывая себя тем, что трудно найти и сформулировать проблему исследования, любое исследование требует больших затрат, нет хорошей материальной базы и т.д. Уверяю вас, что это не так!

У нас в группе совместно с родителями была создана мини лаборатория, которая оснащена необходимым оборудованием и материалами для реализации предлагаемой работы. Во время занятия проводим один-два эксперимента и в конце занятия, обязательно, показываю свой эксперимент в виде фокуса. После этого у детей возникает множество вопросов, в основе которых лежит познавательный мотив. Я не всегда рассказываю, как и почему так бывает, а способствую тому, чтобы дети нашли его самостоятельно. На следующем занятии, я повторяю свой эксперимент, и мы начинаем рассуждать, выдвигать различные предположения. Затем проводим проверку гипотез выдвинутых детьми и подводим итог эксперимента – делаем вывод. Для закрепления в альбоме фиксируем результаты экспериментирования.

Работа в лаборатории находит отражение и в творческой деятельности детей.  Так, после проведения экспериментов со звуком, мы создаем с детьми свои музыкальные инструменты из бросового материала. Очень часто оформляем коллажи по изучаемым темам.

Для родителей, в течение года, создаются «Объяснялки» и «Рассуждалки» детей на различные темы. В конце учебного года для родителей проводим открытое занятие, где дети демонстрируют свое умение думать, рассуждать, быть самостоятельным. В результате дети все охотнее обращаются за помощью к детским энциклопедиям, познавательной литературе.

      Мы считаем, что овладение дошкольниками разными способами познания, в том числе и экспериментированием, способствует развитию активной, самостоятельной, творческой личности.

         Экспериментирование дает детям почувствовать себя исследователем, ученым, первооткрывателем, найти ответы на все интересующие вопросы.

Список литературы:

  1. Дубина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М., 2005.
  2. Савенков А.И. Методика проведения учебных исследований в детском саду. – Самара: Издательство «учебная литература», 2005. – 32с.
  3. Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие. – СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2010. – 128с.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

проект на тему"Детское экспериментирование-путь к познанию окружающего мира".

создание условий для развития элементарных научных представлений о человеке,животном и растительном мире,для формирование экологической культуры детей....

"Детское экспериментирование - путь к познанию окружающего мира"

В настоящее время в системе дошкольного образования формируется эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира – метод экспериментирования...

Экспериментирование как метод познания окружающего мира.

Дети по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматрива...

Экспериментирование как метод познания окружающего мира

Любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, искать новые сведения об окружающем мире - важнейшие черты детского поведения. Ребенок рождается исследователем - это его естественно...

Детское экспериментирование как метод познания окружающего мира.

Детское экспериментирование как метод познания окружающего мира.Воспитатели:В настоящее время дети живут в окружении информатизации и компьютеризации. В этих условиях требования к постоянн...

Консультация для родителей "Экспериментирование -эффективный метод познания окружающего мира"

Экспериментирование – эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира. Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Главное его достоинство заключается...

Консультация "Экспериментирование - эффективный метод познания окружающего мира" Самообразование 2023-2024 уч.год

Экспериментирование – эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира. Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал....