"Детское экспериментирование как метод познания окружающего мира"
статья (старшая группа)
Овладением детьми методами экспериментирования способствуют развитию самостоятельной, активной и творческой личностью.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 20.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Детское экспериментирование
как метод познания окружающего мира
Верхозина Ж.В.
Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение
города Иркутска
детский сад №102
Россия
«Ребенок, овладевший искусством эксперимента, побеждает нерешительность и неуверенность в себе. У него просыпается инициатива, способность бодро преодолевать трудности, переживать неудачи и достигать успеха, умение оценивать и восхищаться достижением товарища и готовности прийти к нему на помощь. Вообще опыт собственных открытий – одна из лучших школ характера»
Шапиро Анатолий
В настоящее время педагогические коллективы ДОУ интенсивно внедряют в работу инновационные технологии. Поэтому основная задача педагогов дошкольного учреждения – выбрать методы и формы организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности.
Среди педагогических технологий, которые я использую в работе с детьми – это технология исследовательской деятельности, которая дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания.
В основе познавательно - исследовательской деятельности дошкольников лежит стремление к открытиям, любознательность, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новую информацию.
Основным методом детской исследовательской деятельности является экспериментирование. Главное достоинство этого метода – контакт ребенка с предметами или материалами, что дает детям реальное представление об объекте, его свойствах, качеств, возможностей.
Экспериментальную деятельность в детском саду можно считать ведущей деятельностью, наряду с игровой. Дошкольники с удовольствием участвуют в проведении игр-экспериментов. Опыты я начала проводить с детьми младшей группы, чтобы к периоду старшего дошкольного возраста пробудить в них желание самостоятельно экспериментировать. Этот метод исследовательской деятельности развивает у детей наблюдательность, активность, самостоятельность, способствует становлению дружеской атмосферы и сплочённости коллектива. В процессе детского экспериментирования дети учатся видеть и выделять проблему, принимать и ставить цель, анализировать, находить существенные признаки, связи выдвигать гипотезы, строить сложные предложения, отбирать материал для самостоятельной деятельности делать выводы.
Дети очень много задают вопросов: почему? зачем? что будет? И не всегда можно ответить, чтобы ребенок понял. Поэтому, в процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, найти ответ на множество интересующих вопросов.
Очень часто педагоги стараются избегать исследовательской деятельности, в частности заниматься экспериментированием, оправдывая себя тем, что трудно найти и сформулировать проблему исследования, любое исследование требует больших затрат, нет хорошей материальной базы и т.д. Уверяю вас, что это не так!
У нас в группе совместно с родителями была создана мини лаборатория, которая оснащена необходимым оборудованием и материалами для реализации предлагаемой работы. Во время занятия проводим один-два эксперимента и в конце занятия, обязательно, показываю свой эксперимент в виде фокуса. После этого у детей возникает множество вопросов, в основе которых лежит познавательный мотив. Я не всегда рассказываю, как и почему так бывает, а способствую тому, чтобы дети нашли его самостоятельно. На следующем занятии, я повторяю свой эксперимент, и мы начинаем рассуждать, выдвигать различные предположения. Затем проводим проверку гипотез выдвинутых детьми и подводим итог эксперимента – делаем вывод. Для закрепления в альбоме фиксируем результаты экспериментирования.
Работа в лаборатории находит отражение и в творческой деятельности детей. Так, после проведения экспериментов со звуком, мы создаем с детьми свои музыкальные инструменты из бросового материала. Очень часто оформляем коллажи по изучаемым темам.
Для родителей, в течение года, создаются «Объяснялки» и «Рассуждалки» детей на различные темы. В конце учебного года для родителей проводим открытое занятие, где дети демонстрируют свое умение думать, рассуждать, быть самостоятельным. В результате дети все охотнее обращаются за помощью к детским энциклопедиям, познавательной литературе.
Мы считаем, что овладение дошкольниками разными способами познания, в том числе и экспериментированием, способствует развитию активной, самостоятельной, творческой личности.
Экспериментирование дает детям почувствовать себя исследователем, ученым, первооткрывателем, найти ответы на все интересующие вопросы.
Список литературы:
- Дубина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М., 2005.
- Савенков А.И. Методика проведения учебных исследований в детском саду. – Самара: Издательство «учебная литература», 2005. – 32с.
- Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие. – СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2010. – 128с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/04/06/picture-429294-1396808956.jpg)
проект на тему"Детское экспериментирование-путь к познанию окружающего мира".
создание условий для развития элементарных научных представлений о человеке,животном и растительном мире,для формирование экологической культуры детей....
![](/sites/default/files/pictures/2015/06/20/picture-644550-1434808367.jpg)
"Детское экспериментирование - путь к познанию окружающего мира"
В настоящее время в системе дошкольного образования формируется эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира – метод экспериментирования...
![](/sites/default/files/pictures/2015/04/13/picture-622874-1428941566.jpg)
Экспериментирование как метод познания окружающего мира.
Дети по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматрива...
![](/sites/default/files/pictures/2019/10/05/picture-1171022-1570288790.jpg)
Экспериментирование как метод познания окружающего мира
Любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, искать новые сведения об окружающем мире - важнейшие черты детского поведения. Ребенок рождается исследователем - это его естественно...
Детское экспериментирование как метод познания окружающего мира.
Детское экспериментирование как метод познания окружающего мира.Воспитатели:В настоящее время дети живут в окружении информатизации и компьютеризации. В этих условиях требования к постоянн...
![](/sites/default/files/pictures/2022/08/30/picture-1087639-1661892107.jpg)
Консультация для родителей "Экспериментирование -эффективный метод познания окружающего мира"
Экспериментирование – эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира. Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Главное его достоинство заключается...
![](/sites/default/files/pictures/2013/05/11/picture-253568-1368284077.jpg)
Консультация "Экспериментирование - эффективный метод познания окружающего мира" Самообразование 2023-2024 уч.год
Экспериментирование – эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира. Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал....