Экспериментирование как метод познания окружающего мира
материал по окружающему миру
Любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, искать новые сведения об окружающем мире - важнейшие черты детского поведения. Ребенок рождается исследователем - это его естественное состояние. Внутреннее стремление к исследованию порождает исследовательское поведение ребенка и создает условие для того, чтобы психическое развитие ребенка разворачивалось как процесс саморазвития.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
eksperimentirovanie_kak_metod_poznaniya_okruzhayushchego_mira.docx | 29.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Экспериментирование как метод познания окружающего мира
Любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, искать новые сведения об окружающем мире - важнейшие черты детского поведения. Ребенок рождается исследователем - это его естественное состояние. Внутреннее стремление к исследованию порождает исследовательское поведение ребенка и создает условие для того, чтобы психическое развитие ребенка разворачивалось как процесс саморазвития.
В настоящее время в системе дошкольного образования формируются и успешно применяются новейшие разработки, технологии, методики, которые позволяют поднять уровень дошкольного образования на более высокую и качественную ступень. Одним из таких эффектных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является экспериментальная деятельность.
Экспериментальная деятельность дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами окружающей среды. Всё потому, что детям дошкольного возраста присуще наглядно–действенное и наглядно – образное мышление, а экспериментирование, как никакой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он – ведущий, а в первые три года – практически единственный способ познания мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок. Тем быстрее и полноценнее он развивается. Экспериментальная работа развивает у детей познавательную активность, появляется интерес к поисково-исследовательской деятельности, стимулирует их к получению новых знаний. Расширяется кругозор, в частности обогащаются знания о природе, о взаимосвязях, происходящих в ней; о свойствах различных материалов, о применении их человеком в своей деятельности.
Детское экспериментирование, как и любая деятельность, имеет свою структуру: цель, задачи, мотив, содержание, средства, формы, условия, результат.
Цель: развитие умений ребенка взаимодействовать с исследуемыми объектами в «лабораторных» условиях как средствами познания окружающего мира.
Задачи:
- Развитие мыслительных процессов;
- Развитие мыслительных операций;
- Освоение методов познания;
- Развитие причинно-следственных связей и отношений.
Мотив – выделение и постановка проблемы:
Сюда входят познавательные потребности, познавательный интерес, в основе которых лежит ориентировочный рефлекс "Что это?", "Что такое?" В старшем дошкольном возрасте познавательный интерес имеет направленность: "Узнать - научиться - познать".
Содержание: информация об объектах и явлениях, предметах.
Основное содержание экологических исследований, проводимых с детьми, предполагает формирование у них следующих представлений:
Живая природа:
- Знакомство с характерными особенностями сезонов разных природно-климатических зон, с многообразием живых организмов и их умением приспосабливаться к окружающей среде.
- Знакомство с миром растений: особенности поверхности овощей и фруктов, их форма, цвет, вкус, запах; рассматривание и сравнение веток растений - цвет, форма, расположение почек; сравнение цветов и других растений.
Неживая природа: воздух, почва, вода, ветер, магниты, звук, свет.
- О природных явлениях (явления погоды, круговорот воды в природе, движение солнца, снегопад) и времени (сутки, день - ночь, месяц, сезон, год).
- Об агрегатных состояниях воды (вода - основа жизни; как образуется град, снег, лёд, иней, туман, роса, радуга; рассматривание снежинок в лупу и т.п.).
Человек: функционирование организма, рукотворный мир, материалы и их свойства.
При планировании эксперимента использую следующую последовательность действий работы с детьми:
- Создание проблемной ситуации.
- Целеполагание.
- Выдвижение гипотез.
- Проверка предположения.
- Если предположение подтвердилось: формулирование выводов (как получилось)
- Если предположение не подтвердилось: возникновение новой гипотезы, реализация ее в действии, подтверждение новой гипотезы, формулировка вывода (как получилось) формулирование выводов (как получилось).
В процессе экспериментирования ребенку необходимо ответить на следующие вопросы:
- Как я это делаю?
- Почему я это делаю именно так, а не иначе?
- Зачем я это делаю, что хочу узнать, что получилось в результате?
Для осуществления намеченной работы мною были выделены следующие направления:
- Изучение степени разработанности данной проблемы в теории и педагогической практике.
- Рассмотрение основных признаков и этапы организации экспериментирования в ДОУ.
- Комплексное использования элементов ранее известных и современных методик познавательно – исследовательской деятельности при организации работы с детьми.
Мною были изучены и систематизированы материалы по теме «Детское исследование как метод обучения старших дошкольников». В настоящее время отдельные аспекты детского экспериментирования получили отражение в работах Н.Н. Поддьякова, А.Н. Поддьякова, О.В. Дыбиной, И.Э. Куликовской, Н.Н. Совгир, А.И. Савенкова, О.В. Афанасьевой.
За основу своей работы взяла методы и приемы исследовательского обучения А.И. Савенкова «Методика исследовательского обучения».
Цель данной методики заключается в развитие познавательной активности, интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка, путем совершенствования его исследовательских способностей.
Для осуществления исследовательской деятельности я составила тематический план работы с детьми по экспериментальной деятельности.
- Организовала предметно - развивающую среду.
- Составила картотеку проведения опытов и экспериментов.
- Разработала проект: «Волшебный песок»
- Разработала методические пособия.
- Подобрала дидактический материал.
Планирование воспитательно – образовательного процесса определяет его последовательность. Составление тематического плана – это одно из условий эффективной работы с детьми.
Мой тематический план составлен для детей старшего дошкольного возраста с учетом интеграции образовательных областей. Прослеживается централизация тем с использованием адекватных возрасту форм работы с детьми (игра, наблюдение, экскурсия, беседа и т.д.). Согласно утвержденного ФГОС планирование образовательного процесса должно основываться на комплексно - тематическом планировании. При разработке и составлении тематического плана я учитывала возрастные особенности детей, программные требования и самое главное интересы детей.
Ребенок стремится к самостоятельности, но без помощи взрослого познать мир он не может. В любом возрасте роль педагога остается ведущей. Без взрослого эксперименты превращаются в бесцельное манипулирование предметами, не завершенное выводами и не имеющее познавательной ценности.
Очень важно, какую позицию в работе с детьми выбрал педагог.
Да, конечно, лучше всего позиция партнера, но партнера знающего, умеющего и авторитетного, которому хочется подражать.
В нашей работе мы использовали занятия специальные научного характера по развитию у них умений и навыков исследовательского поиска, основываясь на занятиях-тренингах, предложенными А.И.Савенковым. Например: занятия и упражнения для развития умений видеть проблемы(«Посмотри на мир чужими глазами», «Сколько значений у предмета»), выдвигать гипотезы «Почему дует ветер?», «Почему течет вода?», задавать вопросы, умение классифицировать предметы, развития умения наблюдать. Целью этих занятий является введение ребенка в исследовательскую деятельность. Такой вид работы проводился в свободное время - в утреннее или вечернее время, между занятиями, на прогулках - со всей группой или в индивидуальной форме. На подобных занятиях большое внимание в виде похвалы уделяю закомплексованным, неуверенным в себе, детям, чей интерес к поисковой деятельности несколько снижен. Таким образом, активизируется их дальнейшее участие в совместной работе и постепенно развивается чувство самоуважения. В результате дети становятся более смелыми, постепенно раскрывают свои естественные таланты: умение слушать, говорить, просто общаться. После проведения нескольких занятий приступаю к организации экспериментов.
По способу применения в нашей работе использовались эксперименты демонстрационные и фронтальные. Демонстрационные проводила сама, а дети следили за его выполнением. Эти эксперименты проводятся тогда, когда исследуемый объект существует в единственном экземпляре, когда он не может быть дан в руки детей или он представляет для детей определённую опасность (например, при использовании горящей свечи).
В остальных случаях проводились фронтальные эксперименты, так как они более соответствуют возрастным особенностям детей.
Экспериментирование, тесно связано со всеми видами деятельности, и в первую очередь с такими, как наблюдение и труд.
Очень тесно связаны между собой экспериментирование и развитие речи. Это хорошо прослеживается на всех этапах эксперимента: при формулировании цели, во время обсуждения методики и хода опыта, при подведении итогов и словесном рассказе об увиденном, умении четко выразить свою мысль.
Так, дети, когда пытаются более точно ставить цель опыта, в ходе обсуждений действий начинают рассуждать. Пробуют высказывать гипотезы. У детей развивается диалогическая речь. Они учатся работать сообща, уступать друг другу, отстаивать свою правоту или признавать правоту своего товарища.
Связь экспериментирования с рисованием двусторонняя. Чем сильнее развиты изобразительные способности, тем точнее будет отображен результат эксперимента. При зарисовке результатов эксперимента, появляется возможность еще раз вспомнить и зарисовать этапы эксперимента, его последовательность.
Экспериментирование связано и с другими видами деятельности — чтением художественной литературы. В нашей группе создана картотека экологических сказок, рассказов, подборка стихов и загадок. Чтение художественной литературы по теме, способствует закреплению, расширению и систематизации полученных знаний в ходе эксперимента.
Экспериментирование связано музыкальным и физическим воспитанием. Дети погружаются в звуки природы, играют в подвижные игры – это способствует развитию эмоциональной отзывчивости, развитию положительных эмоций. Также имеется связь экспериментирования с формированием элементарных математических представлений.
Во время проведения опытов постоянно возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, взвешивать, определять форму и размеры и т.д. Все это придает математическим представлениям реальную значимость и способствует их осознанию.
Результат экспериментальной деятельности: опыт самостоятельной деятельности, исследовательской работы, новые знания и умения, составляющие целый спектр психических новообразований. Очень ответственным является конечный этап эксперимента - анализ результатов и формулирование выводов.
Использую следующие способы фиксации результатов исследования:
1. Зарисовка опытов в виде рисунков схем;
2. Составление рассказов (оформление книги «Вода наш друг»);
3. Изготовление аппликаций в виде коллажа.
Чем разнообразнее поисковая деятельность, тем больше информации получит ребенок, тем быстрее и полноценнее идет его развитие, также обогащается память ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать сравнения и обобщения, находить связь между явлениями живой и неживой природы.
Во время проведения запланированной работы возникали различные трудности: не хватка оборудования, не всегда хватает средств на его приобретение, трудности в размещении оборудования и материала из - за стесненных условий (маленькое групповое помещение).
Очень труден этап лабораторных записей. Дети не любят записывать, так как это у них не всегда получается, не хватает навыков рисования. В группе большое количество плохоговорящих детей, что затрудняет умение высказать свои мысли. Ребенок с хорошей речью не всегда может четко сформулировать свой ответ, нашим детям это дается еще труднее.
Занимаясь с дошкольниками экспериментированием, я не забываю о том, что главным является не приобретение ребенком зазубренных знаний, а формирование у него бережного, эмоционального отношения к окружающему миру и навыков экологически грамотного поведения. Я не стремлюсь к тому, чтобы дети запоминали как можно больше разных названий и терминов. Гораздо важнее воспитать у ребят познавательный интерес к объектам природы, желание и умение наблюдать, экспериментировать, понимать, что в окружающем мире все взаимосвязано.
Результатом своей работы я хотела бы увидеть сформированность показателей исследовательской деятельности в соответствии с ФГОС.
- Умение видеть проблему;
- Умение формулировать и задавать вопросы;
- Умение выдвигать гипотезы;
- Умение делать выводы и умозаключения;
- Умение доказывать и защищать свои идеи;
- Умение самостоятельно действовать на этапах исследования.
Критерии сформированности исследовательской деятельности:
- Самостоятельность.
- Полнота и логичность ответа.
- Правильность выводов и формулировок.
Целевой ориентир на этапе завершения дошкольного образования: «Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым, сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, склонен наблюдать экспериментировать…»
- Одним из важных условий успешной работы по формированию познавательного интереса у детей к неживой, живой природе в процессе экспериментирования является совместная деятельность в работе с родителями. Использование такой формы работы формирует у родителей активную позицию в воспитании, развитии своего ребенка. Чтобы выявить отношение родителей к поисково-исследовательской активности детей провела анкетирование родителей. По результатам запросов родителей организовала консультационный день на тему: «Экспериментальная деятельность дома». Постоянно действует рубрика в родительском уголке «Поэкспериментируем!», в которой предлагаю родителям различные формы проведения совместных с детьми опытов и экспериментов. Для родителей создала картотеку элементарных опытов и экспериментов, которые можно провести дома.
Консультации для родителей, рекомендации, буклеты и памятки способствуют проявлению интереса и становлению их активными участниками в исследовательской деятельности. Разработала материал на темы: «Чего нельзя и что можно делать для поддержания интереса детей к экспериментированию», «Как помочь маленькому исследователю», «Мокрые опыты» и другие.
Провела практическую совместную экспериментальную деятельность работы родителей с детьми в форме «Встреча за круглым столом». Родители имели возможность провести эксперименты вместе с детьми в игровой форме, что позволило больше сплотить родителей и детей, объединить их общими целями и интересами.
Родители помогают в оборудовании уголков экспериментирования, пополнении необходимыми материалами, способствуют удовлетворению познавательных интересов экспериментированием в домашних условиях.
Результатом этой работы служат интересные рассказы детей и родителей о том, как они вместе выращивали дома кристаллы соли, окрашивали ткань, изготавливали цветные льдинки. Совместно с родителями и детьми собраны коллекции открыток о природе, созданы мультимедийные обучающие презентации: «Подводный мир», «Круговорот воды в природе».
Детские годы самые важные и как они пройдут, зависит от родителей и нас педагогов. Очень важно раскрыть вовремя перед родителями стороны развития каждого ребенка и порекомендовать соответствующие приемы воспитания.
Своим опытом работы, я делилась с коллегами. Составила консультацию по всем возрастным группам «Уголок экспериментирования в детском саду».
В процессе своей работы с детьми по экспериментальной деятельности, я отметила динамику развития:
- У детей появился интерес к экспериментированию, стали развиваться
навыки экспериментирования, дети более уверенно пользуются исследуемыми материалами.
- Ребята самостоятельно стали подбирать оборудование для экспериментов, усвоили элементарные правила проведения опытов.
- При проведении экспериментов дети стали более внимательными, у них расширился кругозор, появились свои предпочтения к обследуемым предметам, индивидуальные интересы к обследуемым объектам.
- Появилось желание проводить опыты самостоятельно, вне организованной образовательной деятельности. Дети стали объединяться в группы, пытаются самостоятельно, планировать работу, используя схемы и алгоритмы, но это у них еще не всегда получается. Наблюдая за их деятельностью, я в нужный момент, оказываю им посильную помощь.
- Усвоение материала стало более прочным, ведь ребенок слышит, видит и делает сам.
- Повысилась образовательная компетентность родителей в познавательно исследовательской работе с дошкольниками.
Таким образом, метод экспериментирования позволяет детям реализовать заложенную в них программу саморазвития и удовлетворять потребность познания эффективным и доступным для них способом - путем самостоятельного исследования мира. Познавательные интересы оказывают большое побудительное влияние на процесс и результат учения.
Это позволяет в полной мере сформировать у дошкольников предпосылки к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.
Литература:
1. Деркунская В.А. Игры – эксперименты с дошкольниками./ Центр педагогического образования, 2012
2. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетина В.В. Неизведанное рядом. М., 2004
3. Зубкова Н.М. Воз и маленькая тележка чудес. Опыты и эксперименты для детей от 3 до 7 лет/ Издательство «Речь» 2006
4. Иванова А.И. Детское экспериментирование как метод обучения./ Управление ДОУ, N 4, 2004, 4. Исакова Н.В. Развитие познавательных процессов у старших дошкольников через экспериментальную деятельность. / Детство-пресс 2013
5. Короткова Н.А. Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников. / Ребенок в детском саду. N 3, 4, 5 2003, N 1, 2002
6. Материалы Интернет-сайтов.
7. Л.Н. Прохорова 12.06.2015 Организация экспериментальной деятельности дошкольников.
8. Савенков Александр Ильич 2007 «Детское исследование, как метод обучения старших дошкольников» Москва.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Из опыта работы "Экспериментирование, как эффективный метод познания окружающего мира"
Экспериментирование – эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира. Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Главное его достоинство заключается в том...
Экспериментирование как метод познания окружающего мира.
Дети по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматрива...
Проект "Экспериментирование как эффективный метод познания окружающего мира детьми младшего дошкольного возраста"
Экспериментирование как эффективный метод познания окружающего мира детьми младшего дошкольного возраста...
Детское экспериментирование как метод познания окружающего мира.
Детское экспериментирование как метод познания окружающего мира.Воспитатели:В настоящее время дети живут в окружении информатизации и компьютеризации. В этих условиях требования к постоянн...
"Детское экспериментирование как метод познания окружающего мира"
Овладением детьми методами экспериментирования способствуют развитию самостоятельной, активной и творческой личностью....
Консультация для родителей "Экспериментирование -эффективный метод познания окружающего мира"
Экспериментирование – эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира. Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Главное его достоинство заключается...
Консультация "Экспериментирование - эффективный метод познания окружающего мира" Самообразование 2023-2024 уч.год
Экспериментирование – эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира. Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал....