Детское экспериментирование как метод познания окружающего мира.
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

 

 

Детское экспериментирование как метод познания окружающего мира.

Воспитатели:

В настоящее время дети живут в окружении информатизации и компьютеризации. В этих условиях требования к постоянным окружающим изменениям включают в себя не только необходимость в знаниях, но и в первую очередь умение находить и использовать эти знания самостоятельно, при этом мыслить творчески.

Исследователи экспериментирования выделяют главную особенность познавательной деятельности детей: ребенок не только познает объект в ходе деятельности с ним, но и осуществляет познавательную деятельность, ориентированную на исследовательскую функцию, создавая при этом условия, в которых раскрывается полное содержание этого объекта. Ученые отмечают: «детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребенка».

Экспериментирование в детском саду открывает возможность пробудить интерес ребенка к науке, таким образом, необходимо сделать опыты интересными и яркими, чтобы заинтересовать ребенка в поисково-исследовательской области. Подбирать опыты необходимо опираясь на интересы и возрастные особенности детей. Так же не стоит забывать, что в младшей группе не стоит давать опыты с присутствием стеклянных предметов, микроскопов и др. В начале каждого эксперимента, как и в другой деятельности, чтобы заинтересовать детей необходимо привлечь внимание детей сюрпризным моментом, присутствие сказочного героя, чтением интересной истории или стихов, разнообразием атрибутов, отгадыванием загадок. Особенное важно напомнить или вспомнить вместе с детьми правила безопасности с предметами в различных ситуациях.

 

Скачать конспект

Деятельность в ходе эксперимента разделяется на следующие ситуации:

  • определить цель эксперимента, для чего проводим опыт
  • подготовить весь материал и атрибуты для опыта
  • составить план действий
  • вспомнить правила безопасности во время реализации опыта
  • распределить детей на подгруппы (при необходимости)

-проанализировать и сделать выводы, полученные детьми в ходе реализации эксперимента.

Поисковая деятельность позволяет ребенку открыть и познать новый для него мир, наполненный разнообразными загадками, яркими впечатлениями и чудесами. В ходе реализации дети пополняют свои знания о природе, расширяют кругозор, наблюдать, учатся размышлять и анализировать, делать выводы. У детей появляется возможность контактировать с предметами и самостоятельно понять их качества и свойства. И самое главное, детское экспериментирование влияет на самооценку ребенка, позволяя чувствовать, что он сам открыл какое-то явление.

Дети активны и очень любознательны, им интересно все вокруг. Ребенок в возрасте 4-5 лет в день может задать порядка 400 вопросов и не всегда можно дать ответы на них так, чтобы ребенок понял все объяснения. Зачастую бывает недостаточно одного ответа и появляется потребность провести опыт – показать и рассказать, пополнить знания о свойствах, качествах и изменениях объектов при определенных действиях. Каждый эксперимент дает возможность найти решение различных ситуаций и помогает понять, почему все происходит все именно так, а не по-другому, найти и увидеть закономерности своими глазами. Задача воспитателя при этом помочь детям в реализации экспериментирования, в выборе объекта и методе его изучения, подведению итогов в ходе анализирования всей деятельности. Результаты детей заключаются на их собственном проведенном опыте, при этом воспитатель направляет ребенка и помогает ему выразить простыми словами те вещи, которые он еще не понимает и как об этом рассказать. Педагог должен постоянно поддерживать детскую любознательность, быть готовым к разнообразным вопросам детей и не выдавать ответы в готовом виде, а простимулировать найти ответ на свой вопрос самостоятельно, через небольшой эксперимент. Роль воспитателя в ходе опыта является ведущей в любом возрасте, он непосредственно участвует во всей деятельности таким образом, чтобы быть детям равноправным участником и при этом руководить процесс так, чтобы у детей сохранялось атмосфера самостоятельности открытия. Взрослый должен всегда поощрять детей, которые находят собственные пути решения задачи и разнообразные подходы, для проведения и завершения опыта, но при этом он не должен упускать из своего внимания тех детей, у которых что-то не получается или они работают медленнее, необходимо им помочь и дать дополнительное время. Во время исследовательской деятельности не стоит требовать от детей идеальной тишины, увлеченные поиском ответов, дети с увлечением обсуждают и раскрепощают свои эмоции.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word_5.docx16.24 КБ

Предварительный просмотр:

Детское экспериментирование как метод познания окружающего мира.

Детское экспериментирование как метод познания окружающего мира.

Воспитатели:

  • Гугина Ольга Васильевна высшая квалификационная категория,
  • Торопова Наталья Сергеевна.

В настоящее время дети живут в окружении информатизации и компьютеризации. В этих условиях требования к постоянным окружающим изменениям включают в себя не только необходимость в знаниях, но и в первую очередь умение находить и использовать эти знания самостоятельно, при этом мыслить творчески.

Исследователи экспериментирования выделяют главную особенность познавательной деятельности детей: ребенок не только познает объект в ходе деятельности с ним, но и осуществляет познавательную деятельность, ориентированную на исследовательскую функцию, создавая при этом условия, в которых раскрывается полное содержание этого объекта. Ученые отмечают: «детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребенка».

Экспериментирование в детском саду открывает возможность пробудить интерес ребенка к науке, таким образом, необходимо сделать опыты интересными и яркими, чтобы заинтересовать ребенка в поисково-исследовательской области. Подбирать опыты необходимо опираясь на интересы и возрастные особенности детей. Так же не стоит забывать, что в младшей группе не стоит давать опыты с присутствием стеклянных предметов, микроскопов и др. В начале каждого эксперимента, как и в другой деятельности, чтобы заинтересовать детей необходимо привлечь внимание детей сюрпризным моментом, присутствие сказочного героя, чтением интересной истории или стихов, разнообразием атрибутов, отгадыванием загадок. Особенное важно напомнить или вспомнить вместе с детьми правила безопасности с предметами в различных ситуациях.

 

Скачать конспект

Деятельность в ходе эксперимента разделяется на следующие ситуации:

  • определить цель эксперимента, для чего проводим опыт
  • подготовить весь материал и атрибуты для опыта
  • составить план действий
  • вспомнить правила безопасности во время реализации опыта
  • распределить детей на подгруппы (при необходимости)

-проанализировать и сделать выводы, полученные детьми в ходе реализации эксперимента.

Поисковая деятельность позволяет ребенку открыть и познать новый для него мир, наполненный разнообразными загадками, яркими впечатлениями и чудесами. В ходе реализации дети пополняют свои знания о природе, расширяют кругозор, наблюдать, учатся размышлять и анализировать, делать выводы. У детей появляется возможность контактировать с предметами и самостоятельно понять их качества и свойства. И самое главное, детское экспериментирование влияет на самооценку ребенка, позволяя чувствовать, что он сам открыл какое-то явление.

Дети активны и очень любознательны, им интересно все вокруг. Ребенок в возрасте 4-5 лет в день может задать порядка 400 вопросов и не всегда можно дать ответы на них так, чтобы ребенок понял все объяснения. Зачастую бывает недостаточно одного ответа и появляется потребность провести опыт – показать и рассказать, пополнить знания о свойствах, качествах и изменениях объектов при определенных действиях. Каждый эксперимент дает возможность найти решение различных ситуаций и помогает понять, почему все происходит все именно так, а не по-другому, найти и увидеть закономерности своими глазами. Задача воспитателя при этом помочь детям в реализации экспериментирования, в выборе объекта и методе его изучения, подведению итогов в ходе анализирования всей деятельности. Результаты детей заключаются на их собственном проведенном опыте, при этом воспитатель направляет ребенка и помогает ему выразить простыми словами те вещи, которые он еще не понимает и как об этом рассказать. Педагог должен постоянно поддерживать детскую любознательность, быть готовым к разнообразным вопросам детей и не выдавать ответы в готовом виде, а простимулировать найти ответ на свой вопрос самостоятельно, через небольшой эксперимент. Роль воспитателя в ходе опыта является ведущей в любом возрасте, он непосредственно участвует во всей деятельности таким образом, чтобы быть детям равноправным участником и при этом руководить процесс так, чтобы у детей сохранялось атмосфера самостоятельности открытия. Взрослый должен всегда поощрять детей, которые находят собственные пути решения задачи и разнообразные подходы, для проведения и завершения опыта, но при этом он не должен упускать из своего внимания тех детей, у которых что-то не получается или они работают медленнее, необходимо им помочь и дать дополнительное время. Во время исследовательской деятельности не стоит требовать от детей идеальной тишины, увлеченные поиском ответов, дети с увлечением обсуждают и раскрепощают свои эмоции.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

проект на тему"Детское экспериментирование-путь к познанию окружающего мира".

создание условий для развития элементарных научных представлений о человеке,животном и растительном мире,для формирование экологической культуры детей....

"Детское экспериментирование - путь к познанию окружающего мира"

В настоящее время в системе дошкольного образования формируется эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира – метод экспериментирования...

Экспериментирование как метод познания окружающего мира.

Дети по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматрива...

Экспериментирование как метод познания окружающего мира

Любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, искать новые сведения об окружающем мире - важнейшие черты детского поведения. Ребенок рождается исследователем - это его естественно...

"Детское экспериментирование как метод познания окружающего мира"

Овладением детьми методами экспериментирования способствуют развитию  самостоятельной, активной и творческой личностью....

Консультация для родителей "Экспериментирование -эффективный метод познания окружающего мира"

Экспериментирование – эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира. Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Главное его достоинство заключается...

Консультация "Экспериментирование - эффективный метод познания окружающего мира" Самообразование 2023-2024 уч.год

Экспериментирование – эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира. Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал....