Компетентность и компетенции педагогов ДОУ
занимательные факты
«Методическая работа по совершенствованию профессиональных компетенций педагогов ДОУ в соответствии с ФГОС ДО»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kompetentnost_i_kompetentsii.docx | 21.3 КБ |
Предварительный просмотр:
«Методическая работа по совершенствованию профессиональных компетенций педагогов ДОУ в соответствии с ФГОС ДО»
Профессиональная компетентность педагогов (материал методического кабинета)
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования в пп. 3.4.2. указано, что «педагогические работники, реализуемые Программу, должны обладать основными компетенциями, необходимым для создания условий развития детей»
Профессиональный стандарт педагога, утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18.октября 2013 г. № 544н раскрывает общие требования, предъявляемые к педагогу (образование, опыт работы, особые условия) и трудовые действия, умения и знания необходимые для выполнения общепедагогической функции по обучению, воспитанию и развитию детей, а также требования, предъявляемые конкретно к воспитателю дошкольного учреждения. В соответствии с ними, одним из трудовых действий педагога (воспитателя) является развитие профессионально значимых компетенций, необходимых ему для решения образовательных задач развития детей раннего и дошкольного возраста с учетом возрастных и индивидуальных особенностей их развития.
Понятия «профессиональная компетентность», «компетенция» в настоящее время рассматриваются в работах разных ученых и специалистов. Единого мнения в определении данных понятий не существует и во многих исследованиях эти понятия тождественны.
В настоящее время, в педагогической литературе «профессиональная компетентность» и «профессиональные компетенции» представляются как ценностные ориентации, личностные качества и способности педагога решать профессиональные проблемы, задачи в условиях своей профессиональной деятельности. Считается, что их достаточный уровень позволит воспитателю самостоятельно и эффективно не только решать уже поставленные перед ним педагогические задачи, но и самостоятельно формулировать новые задачи и разрабатывать инновационные пути их решения. А для этого педагог должен хорошо знать теорию и быть готовым самостоятельно применять ее в практике работы с детьми.
Понятие «компетенция» рассматривается как совокупность заданных извне требований к знаниям, умениям, навыкам, необходимым для достижения определенного качества выполняемой деятельности, а «компетентность» – как системное проявление педагогом своих знаний, умений, способностей и личностных качеств, позволяющее успешно решать функциональные задачи, составляющие сущность профессиональной деятельности.
Иными словами, компетенции – это цели, а компетентности – это результаты. И достижение цели всегда способствует развитию. Так и в педагогике, обновляя свои компетенции, педагог развивается, растет его профессиональная компетентность.
Основные позиции в определении сущности профессиональных компетенций воспитателей:
- профессиональные компетенции представляют собой обобщенные способы
- действий воспитателя, обеспечивающие продуктивное выполнение педагогической деятельности в условиях видового разнообразия ДОУ;
- структура компетенции включает в себя:
- умения как основу компетенции;
- знания, обеспечивающие усвоение умения;
- ценностное и ответственное отношение к применению умения в педагогической деятельности, которое эффективно используется как в знакомых, так и новых профессионально-педагогических ситуациях;
- содержание профессиональных компетенций выстраивается на основе функционального анализа педагогической деятельности воспитателя в условиях видового разнообразия ДОУ.
Проведя анализ профессиональных компетенций воспитателя, отражающих специфику работы на дошкольном уровне образования указанных в ПРФЕССИОНАЛЬНОМ СТАНДАРТЕ ПЕДАГОГА, а также в работах других педагогов и специалистов дошкольного образования можно выделить следующие компетентности и компетенции, которыми должен обладать педагог современного дошкольного учреждения:
Компетенция в ведении образовательного процесса
- Знать специфику дошкольного образования и особенности организации образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста.
- Знать общие закономерности развития ребенка в раннем и дошкольном детстве; особенности становления и развития детских деятельностей в раннем и дошкольном возрасте.
- Уметь проектировать, планировать и осуществлять целостный педагогический процесс.
- Знать образовательные и парциальные программы.
- Владеть современными образовательными технологиями.
- Уметь грамотно интегрировать содержание образования, обеспечивать взаимосвязь всех занятий, мероприятий, событий исходя из задач воспитания и развития ребенка.
- Уметь проектировать педагогическую деятельность на основе анализа достигнутых результатов.
- Уметь организовывать ведущие в дошкольном возрасте виды деятельности: предметно-манипулятивную и игровую, обеспечивая развитие детей.
- Организовывать совместную и самостоятельную деятельность дошкольников.
- Уметь планировать, реализовывать и анализировать образовательную работу с детьми раннего и дошкольного возраста в соответствии с ФГОС дошкольного образования.
- Знать цели, задачи, содержание, принципы, формы, методы и средства обучения и воспитания дошкольников. Уметь результативно формировать знания, умения и навыки в соответствии с образовательной программой.
- Уметь планировать и корректировать образовательные задачи (совместно с психологом и другими специалистами) по результатам мониторинга, с учетом индивидуальных особенностей развития каждого ребенка раннего и/или дошкольного возраста.
- Реализовывать педагогические рекомендации специалистов (психолога, логопеда, дефектолога и др.) в работе с детьми, испытывающими трудности в освоении программы, или детьми с особыми образовательными потребностями.
Методологическая (методическая) компетентность.
- Понимать различных подходы к образованию и выбора методов.
- Иметь собственную педагогическую позицию, осознавать свой опыт на уровне теории.
- Владеть различными методами обучения, знанием дидактических методов, приемов и умение применять их в процессе обучения, знанием психологических механизмов усвоения знаний и умений в процессе обучения.
- Владеть теорией и педагогическими методиками физического, познавательного и личностного развития детей раннего и дошкольного возраста.
Компетентность в разработке и реализации авторских образовательных программ.
- Уметь расширять содержание образования в конкретной области знаний, реализовать творческий потенциал и развить интерес воспитанников к определенному виду деятельности.
Компетентность в организации воспитательной работы.
- Уметь организовывать взаимодействие детей в процессе разных видов деятельности, признавая за детьми права выбора (деятельности, партнера).
- Уметь моделировать отношения сочувствия и позитивных способов общения с акцентом на разрешение проблем и конфликтов.
- Проявлять уважение к мыслям и суждениям каждого ребенка.
Компетентность в создании предметно-пространственной среды и организации здоровьесберегающих условий образовательного процесса.
- Участвовать в создании психологически комфортной и безопасной образовательной среды, обеспечивая безопасность жизни детей, сохранение и укрепление их здоровья, поддерживая эмоциональное благополучие ребенка в период пребывания в образовательной организации.
Компетентность в выстраивании индивидуального образовательного маршрута воспитанников.
- Владеть технологиями исследования, методами и средствами анализа психолого- педагогического мониторинга, позволяющего оценить результаты освоения детьми образовательных программ, степень сформированности у них необходимых интегративных качеств детей дошкольного возраста, необходимых для дальнейшего обучения и развития в начальной школе.
- Владеть средствами диагностики индивидуальных особенностей ребенка и особенностей группы.
- Уметь организовывать собственную педагогическую деятельность, ориентированную на индивидуальные особенности ребенка. Определять индивидуальные цели на краткосрочную и долгосрочную перспективу.
Компетентность в установлении контактов с родителями
Знать основные документы о правах ребенка и обязанностях взрослых по отношению к детям. Уметь создавать условия для социализации детей. Владеть методами и средствами психолого-педагогического просвещения родителей (законных представителей) детей раннего и дошкольного возраста, уметь выстраивать партнерское взаимодействие с ними для решения образовательных задач.
Компетенция в организации информационной основы деятельности воспитанников.
- Владеть ИКТ-компетенциями, необходимыми и достаточными для планирования, реализации и оценки образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста.
- Уметь при помощи информационных технологий самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, а также организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее.
Компетентность профессионально-личностного совершенствования.
- Быть способным к постоянному профессиональному совершенствованию.
- Обеспечивать постоянный рост и творческий подход в педагогической деятельности. Осуществлять непрерывное обновление собственных знаний и умений, что обеспечит потребность к постоянному саморазвитию.
- Владеть механизмами целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки успешности собственной деятельности.
- Уметь выбирать необходимые направления и формы деятельности для профессионального роста.
- Владеть приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем.
Креативная компетентность педагога (исследовательская).
- Иметь способность к инновационной деятельности, к поиску и внедрению в практику новых педагогических идей, новых способов решения педагогических задач. Позитивное отношение к новым идеям, стремление реализовать их на практике по собственной инициативе, без воздействия администрации. Проявление компетентности в обобщении и распространении педагогического опыта.
- Владеть комплексом умений по анализу, синтезу, сравнению, абстрагированию, обобщению, конкретизации изучаемого материала.
- Уметь планировать, организовывать, проводить и анализировать педагогический эксперимент по внедрению инноваций.
Коммуникативная компетентность.
- Быть способным осуществлять личностно-ориентированное взаимодействие во время образовательного процесса.
- Практическое владение приемами общения, позволяющие осуществлять направленное результативное взаимодействие «ребенок – воспитатель – родитель».
- Уметь сохранять эмоциональное равновесие, предотвращать и разрешать конфликты конструктивным способом.
- Владение грамотностью устной и письменной речи, ораторским искусством.
- Уметь публично представлять результаты своей работы, отбирать оптимальные методы и формы самопрезентации.
- Уметь выработать тактику, технику и стратегию активного взаимодействия с людьми, организовывать их совместную деятельность для того, чтобы достичь определенных социально значимых целей.
- Уметь объективно оценивать ситуацию взаимодействия субъектов образовательного процесса, прогнозировать и обосновывать результат эффективности взаимодействия.
- Уметь проявлять экстраверсию и эмпатию.
Регулятивная компетентность.
- Уметь управлять своим поведением и деятельностью, контролировать свои эмоции.
- Уметь адекватно оценивать результаты собственного труда.
- Быть способным к саморегуляции.
- Владеть способностью к рефлексии, стрессоустойчивостью.
Социальная компетентность.
- Уметь выстраивать и управлять взаимоотношениями с детьми дошкольного возраста, их родителями, коллегами.
- Уметь работать в команде педагогов
- Уметь анализировать ситуацию, действовать в соответствии с общественной выгодой, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений.
- Владеть различными социальными ролями.
Специальная компетентность.
- Владеть профессиональной деятельностью на остаточно высоком уровне.
- Быть способным проектировать свое дальнейшее профессиональное развитие.
Педагог овладевает той или иной компетенцией, проходя 4 стадии:
- Первая стадия – бессознательная некомпетентность.
- нет необходимых знаний, умений и навыков
- не знает, об их отсутствии
Профессиональная самооценка: «Я не знаю, что я не знаю» (уровень профессионализма - низкий).
- Вторая стадия – сознательная некомпетентность.
- осознание того, каких профессиональных знаний, умений, навыков не хватает
Профессиональная самооценка: «Я знаю, что я не знаю» (потенциальный уровень профессионализма – учебный).
- Третья стадия – сознательная компетентность.
- знает содержание своих профессиональных знаний, умений и навыков и может их эффективно применять
Профессиональная самооценка: «Я знаю, что я знаю» (уровень профессионализма – основной или номинальный).
- Четвёртая стадия – бессознательная компетентность.
- профессиональные навыки полностью интегрированы, встроены в поведение
- профессионализм является частью личности.
Высокий уровень мастерства (уровень профессионализма – оптимальный перспективный).
Работа с воспитателями по разным направлениям их деятельности ведется в каждой ДОО постоянно. Сейчас же главной целью является формирование готовности педагогов к обновлению своих профессиональных компетенций. Необходимо развить у них
способность успешно действовать на основе своего практического опыта, умения и знаний при решении профессиональных задач.
Пути развития профессиональной компетентности педагога:
- работа в методических объединениях и творческих группах
- исследовательская, экспериментальная деятельность
- инновационная деятельность, освоение новых педагогических технологий
- различные формы педагогической поддержки
- активное участие в педагогических конкурсах, мастер – классах
- обобщение собственного педагогического опыта
Чтобы педагог осознал необходимость повышения собственной профессиональной компетентности необходимо создать определенные условия. Педагог должен иметь возможность:
- систематически проходить курсов повышения квалификации
- изучать современную методическую, педагогическую литературу
- посещение обучающие семинары, практикумы и т.д.
- участвовать в дискуссиях, обмениваться опытом с коллегами
- участвовать в открытых просмотрах образовательной деятельности
- изучать информационно-компьютерные технологии
- участвовать в конкурсах профессионального мастерства
- иметь доступ в Интернет для общения с коллегами и размещения своих педагогических разработок
- осуществлять работу по самообразованию
Система методической работы старшего воспитателя с педагогами включает:
- Ознакомление с современными тенденциями дошкольного образования, изучение и анализ законодательных и нормативно-правовых документов.
Цель:
- определение стратегии развития детского сада
- создание модели воспитательно-образовательного процесса на основе современных подходов
Формы работы с педагогами:
- работа с документами,
- использование Интернет-ресурсов
- консультации
- семинары
- Использование интерактивных методов в разных формах методической работы с педагогами с целью их активизации.
Цель:
- осознанием педагогами своей значимости в принятии основополагающих решений для реализации педагогического процесса дошкольного учреждения.
Формы и методы:
- презентации по проблеме и ее дальнейшее совместное обсуждение.
- методы обучения активному мышлению
- мозговой штурм
- психологические тренинговые упражнения
Организация педагогов:
- групповая
Объединение:
- по уровню педагогического мастерства
- по интересующей их проблеме
- индивидуальная
- Организации постоянного самообразования воспитателей и специалистов.
Формы работы:
- самостоятельное изучение информации,
- систематизация и выделение главного в виде консультаций и памяток
- мастер-класс
- открытый просмотр для развития не только самостоятельности и инициативы педагогов, но и для просмотра практической реализации теоретических положений
- Мониторинг профессиональной компетентности педагогов
Цель:
- выявление педагогического опыта воспитателей и специалистов по определенным вопросам, затруднений и пожеланий.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический проект Тема: «Самообразование педагога, как условие повышения профессиональной компетенции педагогов ДОУ»
Процесс длительного реформирования отечественной системы образования обусловлен социальными, экономическими, политическими и культурными изменениями, происходящими в стране.В настоящее время ожи...
Повышение информационно-коммуникационной компетентности педагогов как одно из направлений профессиональных компетенций педагогов в ДОО с использованием современных образовательных технологий развития.
Данный материал о информационно-коммуникационной компетентности педагогов ДОО предназначен для воспитателей, а также других сотрудников детских садов, использующих их в воспитательном процессе. Ч...
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ на тему "Коммуникативная компетенция педагога. Речевой этикет в профессиональной деятельности воспитателя. Требования к речи педагога как средству общения, пути её совершенствования."
Воспитатель для дошкольника - первый человек после родителей, обучающий его правилам жизни в обществе, расширяющий его кругозор, формирующий его взаимодействие в социуме. На педагоге лежит огромная от...
«ИКТ – КОМПЕТЕНТНОСТЬ, КАК ОСНОВНАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА ПЕДАГОГА ДОУ»
Методическая разработка...
"Исследовательская компетенция педагога - важнейшая составляющая профессиональной компетентности"
ИССЛЕДОВАНИЕ СФОРМИРОВАННОСТИ ПЕВЧЕСКИХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ВКЛЮЧЕНИЕМ ФОНОПЕДИЧЕСКОГО МЕТОДАРАЗВИТИЯ ГОЛОСА ...
Консультация для воспитателей "ИКТ компетентность как основная педагогическая компетентность профессионального стандарта педагога ДОУ»
Содержит материал для воспитателей о применении икт технологий в работе воспитателя...
Чем отличается компетентность от компетенции.
Достаточно часто педагоги затрудняются в точном определении этих терминов, а также в понимании того, что из них мы формируем а что , – . развиваем...