Повышение информационно-коммуникационной компетентности педагогов как одно из направлений профессиональных компетенций педагогов в ДОО с использованием современных образовательных технологий развития.
статья (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Татьяна Валерьевна Сенько

Данный материал о информационно-коммуникационной компетентности педагогов ДОО предназначен для воспитателей, а также других сотрудников детских садов, использующих их в воспитательном процессе. 

Что такое детский сад?

Детский сад - часть общества, и в нём, как в капле воды, отражаются те же  проблемы, что и во всей стране. Поэтому очень важно организовать процесс обучения так, чтобы ребёнок активно, с увлечением и интересом занимался на занятии. Помочь педагогу в решении этой непростой задачи может сочетание традиционных методов обучения и современных информационных технологий, в том числе и компьютерных.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dlya_rmo_formirovanie_ikk.docx36.63 КБ

Предварительный просмотр:

Повышение информационно-коммуникационной компетентности педагогов как одно из направлений профессиональных компетенций педагогов в ДОО с использованием современных образовательных технологий развития.

Сенько Т. В.

Воспитатель

МБДОУ «Детский сад

Общеразвивающего вида №124»

г. Воронеж

Данный материал о информационно-коммуникационной компетентности педагогов ДОО предназначен для воспитателей, а также других сотрудников детских садов, использующих их в воспитательном процессе.

Что такое детский сад?

Детский сад - часть общества, и в нём, как в капле воды, отражаются те же  проблемы, что и во всей стране. Поэтому очень важно организовать процесс обучения так, чтобы ребёнок активно, с увлечением и интересом занимался на занятии. Помочь педагогу в решении этой непростой задачи может сочетание традиционных методов обучения и современных информационных технологий, в том числе и компьютерных.

       Информатизация общества существенно изменила практику повседневной жизни. И мы, педагоги, должны идти в ногу со временем, стать для ребёнка проводником в мир новых технологий.

      Термин «информационная компетентность» относится к ключевым терминам образовательных стандартов и определяется как «способность и умение самостоятельно искать, анализировать, отбирать, обрабатывать и передавать необходимую информацию при помощи устных и письменных коммуникативных информационных технологий», что является инновационной деятельностью педагога дошкольного образовательного учреждения (ДОУ).

Модернизация современного образования требует от педагога качественного изменения подходов к организации образовательной деятельности с детьми. Педагог, используя информационно-коммуникационные технологии в реализации образовательной программы дошкольного образования, стимулирует познавательную активность детей – необходимую составляющую воспитательно-образовательного процесса.

Внедрение  информационно-коммуникационных технологии в профессиональную деятельность педагогов в системе современного дошкольного образования неизбежно.

Действительно, образовательная деятельность с детьми направлена на выработку системы действий ребенка по освоению окружающего мира с учетом индивидуальной доступности и постепенно нарастающей системы сложности. Значительное место в этом процессе может занимать использование информационно-коммуникационных технологий в различных видах деятельности в детском саду.

Педагог как организатор и координатор детской деятельности должен владеть навыками работы на компьютере, мультимедийной системе, уметь создавать свои образовательные ресурсы, широкое использование которых в практической деятельности повышает качество дошкольного образования.

Актуальность проблемы профессионального роста в направлении формирования информационно-коммуникационной компетентности педагогов связана с различной степенью их подготовленности к использованию в образовательном процессе информационно-коммуникационных технологий  и наличием соответствующих технических ресурсов для этого.

Овладение информационно коммуникативными технологиями происходит поэтапно – от простого к сложному:

  • Microsoft Word
  • Power Point
  • работа в Интернете
  • разработка макета сайт,
  • разработка электронных образовательных ресурсов
  • освоение компьютерных программ по выбору.

Свободное использование информационно-коммуникационных технологий в работе с детьми, несомненно повышает качество образовательного процесса в детском саду и имидж образовательной организации в конкретной среде.  

Система образования детей, в силу своей уникальности, способна не только раскрыть личностный потенциал любого ребенка, но и подготовить его к условиям жизни в высоко - конкурентной среде, развить умения бороться за себя и реализовывать свои идеи.

Компетентность (она же компетенция) представляет собой любое качество человека, способное повлиять на успех в его работе.

Современное качество содержания образования основано на формировании компетенций. Одним из факторов, влияющих на успешную реализацию поставленных задач, становится способность и готовность педагогов работать в новых условиях.

Деятельность педагога также перестала быть узконаправленной. Все больше в работе педагога появляется необходимость совмещения различных компетенций. Помимо профессиональной компетенции, которая включает в себя знания, умения, навыки и методы их передачи, огромную роль играют личностные качества педагога.  

Именно эти аспекты являются основополагающими в формировании у воспитанников стойкого интереса к образовательной деятельности, и они же характеризуют компетентность, т.е. слияние теоретической и практической базы педагогического работника, в процессе деятельности.

Развитие профессиональной компетентности - это развитие творческой индивидуальности, восприимчивости к педагогическим инновациям, способности адаптироваться в меняющейся педагогической среде, которая предполагает прямое педагогическое общение педагога и воспитанника.

Использование информационно-коммуникационных технологий в своей практике возможно не только для интеграции в учебный процесс, но и как средства повышения квалификации и профессионального развития.

Это участие в:

  • сетевых педагогических сообществах;  
  • виртуальных методических объединениях педагогов;
  • социальных сетях работников образования;
  • видеоконференциях(когда происходит  одновременная двухсторонняя передача, обработка, преобразование и представление интерактивной информации на расстоянии в реальном режиме времени с помощью аппаратно-программных средств техники;
  • повышении квалификации педагогов средствами дистанционного обучения, которое  сегодня дает возможность создания систем массового непрерывного самообучения, всеобщего обмена информацией и  концентрируются в информационной среде.

Таким образом, для формирования и развития информационно-коммуникативной компетентности педагогов в настоящие время существуют широкие возможности. Однако успешность процесса информатизации образования зависит от многих факторов, в том числе от обеспечения информационно-коммуникационными технологиями всех учебных заведений, от совершенствования информационно-образовательной среды: формирования коллекции качественных образовательных ресурсов, от системной  целенаправленной подготовки педагогических кадров в области информационно-коммуникативных технологий  и современных педагогических технологий с целью формирования информационно-коммуникационной и профессиональной компетенций.

Внедрение информационно-образовательных технологий (ИОТ) в образование – логичный и необходимый шаг в развитии современного информационного общества.

В соответствии с ФГОС ДО применение информационно-образовательных технологий предполагает соблюдение педагогом определенных дидактических принципов работы:

 Принцип  научности 

- Определяет содержание и требует включения в него не только  традиционных знаний, но и фундаментальных положений науки

Принцип  систематичности и последовательности

 - Связан с организацией образовательного материала и системой действий ребенка по его усвоению: восприятием информации с экрана, разъяснениями воспитателя,  самостоятельной работой.  

Принцип  поэтапного преодоления трудностей 

- Предусматривает переход от всеобщей доступности задания для определенной возрастной группы к индивидуальной доступности. Задания должны быть интересными и разнообразными, по силам каждому ребенку, но с постепенно нарастающей степенью сложности.

Принцип  прочности 

- Закрепляет усвоение знаний и развитие познавательных         способностей дошкольника

Принцип  преемственности 

- Учитывает, что с предъявленными в электронной форме объектами можно осуществить разные действия, изучить не только их статическое изображение, но и динамику развития в различных условиях, выделить главные закономерности исследуемого предмета, явления или рассмотреть его в деталях;

- процессы, моделируемые  компьютерной программой, могут быть разнообразными по форме и содержанию, демонстрировать физические, социальные, исторические, экологические и другие явления действительности

Принцип  мультимедийности 

- Предполагает способность транслировать аудиовизуальную информацию  в любой форме (текст, графика, анимация и др.)

Принцип когнитивности (познания) коммуникации 

- Заключается в организации диалога между компьютером и ребенком (компьютерные системы называют интерактивными, т.е. диалоговыми).

Принцип  активизации познавательной деятельности детей 

- Позволяет включить в организационную схему занятия ИОТ для расширения кругозора, интеллектуального обогащения.

Принцип межпредметных связей 

- Способствует целостному восприятию системы знаний, формированию логического мышления; объем материала успешно может быть освоен воспитанниками больше с помощью логики мышления, чем памяти, сознательно, творчески, обобщенно, а не  механически и фрагментарно.

 

Этапы реализации

информационно-образовательных технологий в детском саду

п/п

Наименование этапа

Задачи

Содержание

1.

Подготови-тельный этап

Анализ содержания разделов образовательной программы и отбор мультимедийного обеспечения.

Создание необходимых методических и дидактических материалов (информационного банка) для проведения развивающих занятий.

На этом этапе необходимо разработать методическое  обеспечение использования информационно-

образовательных технологий в детском саду, в т.ч. с точки зрения соответствия требований санитарного законодательства.

Отбор и подбор дидактических материалов осуществляется в соответствии с программным содержанием, психическими и возрастными особенностями детей при анализе и оценке материалов со стороны методиста (старшего воспитателя) и педагога-психолога детского сада.

Необходимо подключить родителей, оказывая им педагогическую помощь для освоения их детьми ИОТ в домашних условиях.

2

Этап реализации

Опробовать механизмы использования ИОТ на занятиях с детьми.

Продолжить формирование дидактических материалов, видеотеки, необходимых для занятий с детьми с привлечением семьи.

Данный этап предполагает использование мультимедийной техники при проведении занятий с детьми согласно плану.

На этом этапе необходимо подключать семью к поиску и созданию дидактических игр, упражнений, предполагающих использование ИОТ.

3.

Контрольно -диагностический этап

Анализ эффективности использования ИОТ для развития познавательного интереса, познавательной активности, формирования знаний и представлений, уровня развития ребенка.

Разработка рекомендаций для родителей по использованию ИОТ в  домашних условиях и рекомендаций для  воспитателей по применению ИОТ в  образовательном процессе в детском саду

Создание единой образовательной информационной среды является приоритетной задачей. Повышение уровня информационно-

коммуникационной компетентности педагогов в детском саду обеспечивает создание новых, научно-обоснованных средств для обогащения интеллектуального, эмоционального и творческого развития детей и обновления форм и методов работы с ними.

Повышение уровня информационно-коммуникационной компетентности педагогов  позволяет сделать деятельность привлекательной и по-настоящему современной, осуществлять индивидуализацию образования, объективно и своевременно проводить анализ и подводить итоги.

В настоящее время педагог может использовать информационно-образовательные технологии в детском саду, как для групповой работы с детьми, так и для индивидуальной работы с ребенком под своим руководством. При этом работа ведется в групповом помещении либо в специально организованном помещении детского сада.

Преимущества использования ИОТ связаны с расширенными возможностями вариативности, индивидуализации и дифференциации развивающего процесса, когда существенно повышаются наглядность, эффективность и оперативность обратной связи.

Как помогают информационно-образовательные технологии в работе педагога с детьми? Возможности компьютера велики. Он помогает изменить способы управления образовательной деятельностью, погружая дошкольника в определенную игровую ситуацию, запросить определенную форму помощи. Применение компьютерной техники позволяет сделать деятельность привлекательной и по-настоящему современной, осуществлять индивидуализацию образования, объективно и своевременно проводить анализ и подводить итоги.

Отсюда и значимость информационно-компьютерной компетенции педагога для развития современных технологий в дошкольном образовании.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья "ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ ПЕДАГОГА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОВЛАДЕНИИ СОВРЕМЕННЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ТЕХНОЛОГИЯМИ"

Доклад раскрывает сущность профессиональной компетенции, которая является базисом для внедрения в педагогический процесс компетентсного подхода, который позволяет педагогу дошкольного образования инте...

Повышение информационно-коммуникационной компетентности педагогов

В данной статье раскрывается опыт внедрения информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс дошкольного образовательного учреждения....

Н.В.Хрулёва. Статья."Профессиональная компетенция педагога дошкольного образования в овладении современными образовательными технологиями."

Доклад раскрывает сущность профессиональной компетенции, которая является базисом для внедрения в педагогический процесс....

Конспект совместной деятельности педагога с детьми в группе комбинированной направленности для детей с ЗПР старшей с использованием современных образовательных технологий по теме «Спешим на помощь марсианам»

Экспериментальная деятельность педагога с детьми в старшей группе комбинированной направленности для детей с ЗПР  с использованием современных образовательных технологий....

Повышение информационно-коммуникационной компетентности педагогов в рамках реализации проекта «Путь к успеху»

Повышение компьютерной грамотности педагогов, освоение ими работы с программными образовательными комплексами, ресурсами глобальной комьпьютерной сети Интернет, для пользования современных компьютерны...

Проект "Обеспечение качественного образования дошкольников через повышение информационно-коммуникационной компетентности педагогов ДОУ"

На современном  этапе реформирования российского образования особое внимание уделяется дошкольному воспитанию. Для обеспечения высокого качества дошкольного образования педагогические работники д...